Рабочая программа 7А класс (2 вариант) по предмету «Переплетно – картонажное дело» на 2025-2026 учебный год, учитель Глазунова Е.А.

Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее
адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар»

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Шляпникова Н.И._______________
Приказ № ___ от «___»___20_ г.

Рабочая программа
по предмету Труд (Технология)
"Переплетно-картонажное дело"

для обучающихся 7а класса
(АООП Вариант 2)

на 2025-2026 уч. год

Составитель: учитель труда
Глазунова Екатерина Александровна

Реж - 2025г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по переплётно – картонажному делу в 7 классе (вариант 2) составлена на
основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 2,
Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011 г. и допущена Министерством
образования Российской Федерации.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов: Закона РФ
«Об образовании»;
Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от
10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919;
Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных
учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.;
Единой концепции специального Федерального государственного стандарта для детей с
ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Рабочая программа рассчитана на 68 часа в год ( 2 часов в неделю)
Срок реализации программы 1 год
Переплётно – картонажное дело, являясь одним из общеобразовательных предметов в
специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большими
коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими
возможностями.
Цели и задачи рабочей программы. Цель: обучить учащихся
технологиям переплётно-картонажного дела на примере изготовления
простейших канцелярских изделий. Задачи:
1. Образовательные:

- познакомить с историей возникновения и развития ПКД;
- обучить выполнять простые ручные технологические операции
- научить планировать работу, пользоваться технико-технологической документацией (
читать чертежи и работать по ним);
- выработать у учащихся чёткое понимание профессиональной терминологии;
- выработать прочные профессиональные навыки обращения с материалами,
инструментами и станками, обучить приёмам самоконтроля за правильностью
выполняемых действий;

- научить учащихся элементарному расчёту при расходе материала;
- использовать межпредметные связи (чтение, история, математика, рисование, черчение,
биология, окружающий мир);
2. Коррекционные:

- развивать речь, пополняя словарный запас специальными терминами;
- развивать мелкую моторику, глазомер в процессе практических работ;
- развивать пространственную ориентировку при подготовке к выполнению отдельной
операции;
- развивать зрительную и слуховую память при освоении техники ПКД;
- развивать мышление (анализ, сравнение, обобщение);
- развивать внимание, используя учебный и игровой вид деятельности;
- развивать сенсорную сферу (восприятие цвета, формы, пространства, линии);
3. Воспитательные:

- развивать познавательную активность и художественный вкус;
- прививать бережное отношение к инструментам и материалам;
- приветствовать творческую фантазию и самостоятельность;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и уважительное отношение к своему труду и
труду других;

Планируемый результат: сформированная социально-трудовая готовность выпускников к
самостоятельной жизни в социуме.
Программа включает ознакомление учащихся с простыми операциями переплетнокартонажных работ. Важным этапом обучения переплетному делу является: овладение
учащимися навыками комплектования блока, изготовления переплетных крышек, обрезки
блока. Для того чтобы материал был усвоен, необходимо осмысленное выполнение учащимися
трудовых приемов и действий.
В процессе изготовления различных изделий необходимо постоянно обращать внимание
школьников на совершенствование навыков разметки, склеивания, обрезки.
Обучение переплётно - картонажному делу включает теоретический и практический материалы.
Теоретический материал соответствует содержанию практических работ и взят из технологической
темы, которая проходит параллельно с данной комплексной темой.
В процессе практического обучения особое внимание уделяется вопросам технологии
переплетных работ, формированию у учащихся общих навыков и умений по переплету на
основе выполнения несложных заданий. На каждом занятии проводятся инструктажи
направленные на осмысление учащимися объектов труда, трудовых процессов и средств труда,
формирования рациональных приемов выполнения работ. Особое место в инструктаже
отводится правильному и безопасному выполнению работ, бережному

отношению к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов,
эффективному использованию рабочего времени.
Для реализации программного содержания используется следующий учебно- методический
комплект: Г. В. Васенков, Азбука переплетчика, 5-7 классы.- М.:Просвещение, 2012г.
Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
VIII вида, в двух частях, Под. ред. Воронковой В.В.,- М.:Владос, 2011г.
Программа обучения имеет несколько разделов, каждый из которых посвящен работе с
определённым видом изделия. В ней даются теоретические сведения о материалах и инструментах,
станках, технологии выполнения различных изделий и возможности применения их в современной
жизни.
Обучение школьников строится с учётом освоения конкретных технологических операций в
ходе создания изделий из бумаги и картона и овладения первоначальными умениями проектной
деятельности.
Учащиеся совершенствуют ранее сформированные умения и навыки, используя знакомые
приёмы работы, и постепенно расширяют и углубляют круг своих возможностей в данной
сфере. Выполняя изделие, они производят расчёты, составляют эскизы и чертежи, овладевают
техникой изготовления изделий, изучают основы дизайна и художественного оформления,
могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в
повседневной жизни.
В результате занятий у учащихся развивается: внимание, воображение, фантазия, память,
наблюдательность, творческое мышление, глазомер, пространственное представление.
Труд учащихся в рамках данной программы носит не только профессиональный, но и творческий
характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию
художественной культуры и эстетического воспитания.
Формы, методы и средства обучения, технологии.
Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися по ПКД является
учебное занятие продолжительностью 2 учебных часа.
Типы занятий: комбинированные, комплексные практические работы, самостоятельные и
контрольные работы.
Методы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, объяснение, устный инструктаж);
- наглядные (демонстрация приёмов работы, образцов, журналов, схем, рисунков);
- практические (учебно-практические, упражнения); Основными

средствами обучения является наглядный материал.
Технологии: уроки разноуровневого обучения.

Личностные результаты

Положительно относиться к учебному труду.
Осознание понимания своего социального окружения, своего места в нём, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Осознавать значение нравственных понятий и моральных норм
Проявлять познавательные интересы и активность в данной
деятельности. Слушать собеседника, вступать в контакт, работать в
коллективе.
Оценивать друг друга по предложенным критериям, осуществлять контроль своей деятельности с
учетом предложенных критерий.
Сформировать положительное отношение к предмету, ответственности за качество своей
деятельности;
Сформировать понятия «Трудовая деятельность и люди труда».
Понимать своего социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей.
Метапредметные результаты
Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности; наблюдать за
предметами и явлениями окружающей действительности; работать с доступной по содержанию и
структуре информацией (схема, таблица,технологическая карта, )
Использовать в учебной деятельности некоторые межпредметные знания
Делать элементарные обобщения, сравнения, классифицировать на наглядном материале и
доступном вербальном материале,формирование представлений об анализе, синтезе в
соответствии с индивидуальными возможностями
Слушать собеседника, вступать в контакт, работать в коллективе.
Иметь представление о различных источниках и средствах получения информации
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, произвольно
включаться в деятельность.
Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя, иметь представление о
различных видах инструкций для выполнения задач.
Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
оценивать друг друга по предложенным критериям, определять успешность своей
деятельности в диалоге с учителем.

Тематическое планирование
№
п/п

Тема

Количество
часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности.

1

2

История книжного дела. Профессия
переплетчика и картонажника

1

3

Что такое книга. Ознакомление с
элементами книги.

2

4

Виды печатной продукции

1

5

Отличие книги от журнала, брошюр

1

6

Ознакомление с разными конструкциями
блока.

2

7

Ознакомление с разновидностями линеек.

1

8

Применение измерительной линейки.

2

9

Применение фальцлинейки.

2

10

Применение угольника.

2

11

Интструктаж по технике безопасности по
работе с ножницами и другими режущими
предметами

1

12

Разрезание бумаги по контуру

4

13

Разрезание бумаги по заданным размерам

4

14

Ознакомление с видами сгибания и
складывания бумаги

1

15

Выполнение техники сгибание бумаги
фальцовка

4

16

Выполнение техники сгибание бумаги
биговка

4

17

Выполнение техники сгибание бумаги
оригами

4

18

Соблюдение правил безопасности при
обращении с иглой и колющими
инструментами.

1

19

Изучение видов ручных швов ( стежки и
строчки)

1

20

Выполнение техники различных видов
стежков, выполняющихся с помощью
швейной иглы с продетой в неё
ниткой при изготовлении изделий из
бумаги.

4

21

Основные приемы техники выполнения

4

Дата

вышивки изонитью
22

техниками сшивания книжных блоков

1

23

Сшивание книжных блоков

4

24

Инструктаж по технике безопасности при
работе с клеем

1

26

Ознакомление с различными видами клея,
применяемых в переплетно-картонажном
деле
Виды склеивания бумаги

1

28

Выполнение соединения бумаги клеем
аппликация

4

29

Выполнение соединения бумаги клеем
мозаика

4

30

Выполнение соединения бумаги клеем
создание объемных фигур

4

31

Обобщение изученного материала

1

27

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».