Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее
адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Шляпникова Н.И._______________
Приказ № ___ от «___»___20_ г.
Рабочая программа
по предмету Труд (Технология)
"Переплетно-картонажное дело"
для обучающихся 7а класса
(АООП Вариант 2)
на 2025-2026 уч. год
Составитель: учитель труда
Глазунова Екатерина Александровна
Реж - 2025г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по переплётно – картонажному делу в 7 классе (вариант 2) составлена на
основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 2,
Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011 г. и допущена Министерством
образования Российской Федерации.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов: Закона РФ
«Об образовании»;
Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от
10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919;
Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных
учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.;
Единой концепции специального Федерального государственного стандарта для детей с
ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Рабочая программа рассчитана на 68 часа в год ( 2 часов в неделю)
Срок реализации программы 1 год
Переплётно – картонажное дело, являясь одним из общеобразовательных предметов в
специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большими
коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими
возможностями.
Цели и задачи рабочей программы. Цель: обучить учащихся
технологиям переплётно-картонажного дела на примере изготовления
простейших канцелярских изделий. Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить с историей возникновения и развития ПКД;
- обучить выполнять простые ручные технологические операции
- научить планировать работу, пользоваться технико-технологической документацией (
читать чертежи и работать по ним);
- выработать у учащихся чёткое понимание профессиональной терминологии;
- выработать прочные профессиональные навыки обращения с материалами,
инструментами и станками, обучить приёмам самоконтроля за правильностью
выполняемых действий;
- научить учащихся элементарному расчёту при расходе материала;
- использовать межпредметные связи (чтение, история, математика, рисование, черчение,
биология, окружающий мир);
2. Коррекционные:
- развивать речь, пополняя словарный запас специальными терминами;
- развивать мелкую моторику, глазомер в процессе практических работ;
- развивать пространственную ориентировку при подготовке к выполнению отдельной
операции;
- развивать зрительную и слуховую память при освоении техники ПКД;
- развивать мышление (анализ, сравнение, обобщение);
- развивать внимание, используя учебный и игровой вид деятельности;
- развивать сенсорную сферу (восприятие цвета, формы, пространства, линии);
3. Воспитательные:
- развивать познавательную активность и художественный вкус;
- прививать бережное отношение к инструментам и материалам;
- приветствовать творческую фантазию и самостоятельность;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и уважительное отношение к своему труду и
труду других;
Планируемый результат: сформированная социально-трудовая готовность выпускников к
самостоятельной жизни в социуме.
Программа включает ознакомление учащихся с простыми операциями переплетнокартонажных работ. Важным этапом обучения переплетному делу является: овладение
учащимися навыками комплектования блока, изготовления переплетных крышек, обрезки
блока. Для того чтобы материал был усвоен, необходимо осмысленное выполнение учащимися
трудовых приемов и действий.
В процессе изготовления различных изделий необходимо постоянно обращать внимание
школьников на совершенствование навыков разметки, склеивания, обрезки.
Обучение переплётно - картонажному делу включает теоретический и практический материалы.
Теоретический материал соответствует содержанию практических работ и взят из технологической
темы, которая проходит параллельно с данной комплексной темой.
В процессе практического обучения особое внимание уделяется вопросам технологии
переплетных работ, формированию у учащихся общих навыков и умений по переплету на
основе выполнения несложных заданий. На каждом занятии проводятся инструктажи
направленные на осмысление учащимися объектов труда, трудовых процессов и средств труда,
формирования рациональных приемов выполнения работ. Особое место в инструктаже
отводится правильному и безопасному выполнению работ, бережному
отношению к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов,
эффективному использованию рабочего времени.
Для реализации программного содержания используется следующий учебно- методический
комплект: Г. В. Васенков, Азбука переплетчика, 5-7 классы.- М.:Просвещение, 2012г.
Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
VIII вида, в двух частях, Под. ред. Воронковой В.В.,- М.:Владос, 2011г.
Программа обучения имеет несколько разделов, каждый из которых посвящен работе с
определённым видом изделия. В ней даются теоретические сведения о материалах и инструментах,
станках, технологии выполнения различных изделий и возможности применения их в современной
жизни.
Обучение школьников строится с учётом освоения конкретных технологических операций в
ходе создания изделий из бумаги и картона и овладения первоначальными умениями проектной
деятельности.
Учащиеся совершенствуют ранее сформированные умения и навыки, используя знакомые
приёмы работы, и постепенно расширяют и углубляют круг своих возможностей в данной
сфере. Выполняя изделие, они производят расчёты, составляют эскизы и чертежи, овладевают
техникой изготовления изделий, изучают основы дизайна и художественного оформления,
могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в
повседневной жизни.
В результате занятий у учащихся развивается: внимание, воображение, фантазия, память,
наблюдательность, творческое мышление, глазомер, пространственное представление.
Труд учащихся в рамках данной программы носит не только профессиональный, но и творческий
характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию
художественной культуры и эстетического воспитания.
Формы, методы и средства обучения, технологии.
Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися по ПКД является
учебное занятие продолжительностью 2 учебных часа.
Типы занятий: комбинированные, комплексные практические работы, самостоятельные и
контрольные работы.
Методы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, объяснение, устный инструктаж);
- наглядные (демонстрация приёмов работы, образцов, журналов, схем, рисунков);
- практические (учебно-практические, упражнения); Основными
средствами обучения является наглядный материал.
Технологии: уроки разноуровневого обучения.
Личностные результаты
Положительно относиться к учебному труду.
Осознание понимания своего социального окружения, своего места в нём, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Осознавать значение нравственных понятий и моральных норм
Проявлять познавательные интересы и активность в данной
деятельности. Слушать собеседника, вступать в контакт, работать в
коллективе.
Оценивать друг друга по предложенным критериям, осуществлять контроль своей деятельности с
учетом предложенных критерий.
Сформировать положительное отношение к предмету, ответственности за качество своей
деятельности;
Сформировать понятия «Трудовая деятельность и люди труда».
Понимать своего социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей.
Метапредметные результаты
Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности; наблюдать за
предметами и явлениями окружающей действительности; работать с доступной по содержанию и
структуре информацией (схема, таблица,технологическая карта, )
Использовать в учебной деятельности некоторые межпредметные знания
Делать элементарные обобщения, сравнения, классифицировать на наглядном материале и
доступном вербальном материале,формирование представлений об анализе, синтезе в
соответствии с индивидуальными возможностями
Слушать собеседника, вступать в контакт, работать в коллективе.
Иметь представление о различных источниках и средствах получения информации
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, произвольно
включаться в деятельность.
Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя, иметь представление о
различных видах инструкций для выполнения задач.
Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
оценивать друг друга по предложенным критериям, определять успешность своей
деятельности в диалоге с учителем.
Тематическое планирование
№
п/п
Тема
Количество
часов
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности.
1
2
История книжного дела. Профессия
переплетчика и картонажника
1
3
Что такое книга. Ознакомление с
элементами книги.
2
4
Виды печатной продукции
1
5
Отличие книги от журнала, брошюр
1
6
Ознакомление с разными конструкциями
блока.
2
7
Ознакомление с разновидностями линеек.
1
8
Применение измерительной линейки.
2
9
Применение фальцлинейки.
2
10
Применение угольника.
2
11
Интструктаж по технике безопасности по
работе с ножницами и другими режущими
предметами
1
12
Разрезание бумаги по контуру
4
13
Разрезание бумаги по заданным размерам
4
14
Ознакомление с видами сгибания и
складывания бумаги
1
15
Выполнение техники сгибание бумаги
фальцовка
4
16
Выполнение техники сгибание бумаги
биговка
4
17
Выполнение техники сгибание бумаги
оригами
4
18
Соблюдение правил безопасности при
обращении с иглой и колющими
инструментами.
1
19
Изучение видов ручных швов ( стежки и
строчки)
1
20
Выполнение техники различных видов
стежков, выполняющихся с помощью
швейной иглы с продетой в неё
ниткой при изготовлении изделий из
бумаги.
4
21
Основные приемы техники выполнения
4
Дата
вышивки изонитью
22
техниками сшивания книжных блоков
1
23
Сшивание книжных блоков
4
24
Инструктаж по технике безопасности при
работе с клеем
1
26
Ознакомление с различными видами клея,
применяемых в переплетно-картонажном
деле
Виды склеивания бумаги
1
28
Выполнение соединения бумаги клеем
аппликация
4
29
Выполнение соединения бумаги клеем
мозаика
4
30
Выполнение соединения бумаги клеем
создание объемных фигур
4
31
Обобщение изученного материала
1
27
1