Положение о государственной (итоговой) аттестации учащихся ГБОУ Центр Дар

согласовано:
Протокол Wy/(0 от
/ / . 2019 г.
Руководитель П Г
____ /Макаренков М.М./.

тр «Дар»

//.

.2019 г.

Положение государственной (итоговой) аттестации учащихся
Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
1.Общие положения.
1.1. Данное положение разработано в соответствии: с Положением о
государственной (итоговой) аттестации выпускников
9 - х
классов
общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ министерства
образования РФ от 03.12.1999 года № 1075 с изменениями от 16.03.2001 г.;
25.06.2002 г.; 21.03.2003г.); инструктивным письмом «О проведении итоговой
аттестации
выпускников
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений в 2006 - 2007 учебном году Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области» от 14.03.2006 года № 48; инструктивное письмо
«О некоторых вопросах организации государственной (итоговой) аттестации
учащихся IX - XI (XII) классов общеобразовательных учреждений от 05.12.2007
года № 269.
1.2. Настоящее Положение согласовывается на заседании проектной
группы «Учителей-предметников» и утверждается директором Центра
1.3. Целью итоговой аттестации является:
- установление фактического уровня теоретических знаний по трудовому
обучению, русскому языку, математике, практических умений и навыков при
соотнесении норм заложенных в образовательных программах с индивидуальными
возможностями детей;
- определение умений выпускников излагать последовательность выполнения
работ, назначение и устройство инструментов, станков, оборудования,
приспособлений, рассказывать о свойствах материачов, о трудовых операциях и
приемах работ, социальной значимости трудовой деятельности.
- выявление степени готовности выпускников к самоопределению
(продолжение обучения в учреждениях СПО. самостоятельное трудоустройство и
др.).
1.4. Образовательное учреждение (ГБОУ «Центр «Дар».) проводит
государственную (итоговую) аттестацию выпускников на основании данного
Положения, руководствуясь действующим законодательством Российской
Федерации и Свердловской области в части организации и проведения
государственной (итоговой) аттестации учащихся.
1.5. Итоговая аттестация проводится для учащихся 9-ых классов.
1.6. Экзамен по трудовому обучению проводится на основе альтернативного
выборы выпускниками из следующих форм итоговой аттестации: практической
экзаменационной работы и устных ответов по билетам; поэтапного зачета по
изученным темам (приложение 1.).
1.7. Учитывая анализ итоговой аттестации 2018/2019 уч.г. и выводы
Педагогического совета для проведения итоговой аттестации 2019/20 учебного года
в ГБОУ «Центр «Дар» вводится Форма Поэтапного зачета

2.0рганизация итоговой аттестации выпускников 9 класса.
2.1.
Обучение в 9 классе завершается итоговой аттестацией (экзаменом) по
трудовому обучению и проводится на основе альтернативного выбора по
согласованию с родителями, выпускниками из следующих форм итоговой
аттестации: практической экзаменационной работы и устных ответов по билетам;
поэтапного зачета по изученным темам (приложение 1.).
2.3. К экзамену по трудовому обучению в форме ответов на билеты
допускаются выпускники, обучавшиеся по данному направлению трудового
обучения не менее двух последних лет. В случае если по каким-либо объективным
причинам данное условие нарушается, по решению педсовета, выпускнику и его
законным представителям предлагается форма поэтапного зачета.
2.4. Образовательное учреждение самостоятельно готовит экзаменационные
материалы с учетом требований национально регионального компонента,
федерального компонента, учебной программы. Экзаменационные материалы
проходят экспертизу на заседании проектной группы «учителей-предметников» ,
данные экспертизы протоколируются по форме (приложение 2.) и утверждаются
приказом по центру.
2.5. Экзамен по трудовому обучению проводит экзаменационная комиссия в
составе: председателя (директор или заместитель директора), членов комиссии
(учитель трудового обучения экзаменуемой группы, учителя трудового обучения и
учителя общеобразовательных дисциплин), могут быть приглашены преподаватели
начального профессионального образования и представители производства, родители
обучающихся.
2.6. Состав экзаменационной комиссии и дата проведения экзамена
утверждается приказом по учреждению.
2.7. Результаты экзамена по трудовому обучению оформляется протоколом
установленной формы (приложение 3.).
2.8. Учащиеся, не явившиеся на экзамен по уважительным причинам; болезнь,
другие законодательно допустимые случаи и документально подтвержденные, могут
быть освобождены от экзамена приказом по центру. В этом случае составляется
дополнительный график прохождения итоговой аттестации, назначается
экзаменационная комиссия.
2.9. Практическое задание (изделие) выполненное выпускниками в ходе
государственной (итоговой) аттестации учащихся, хранится 3 года, а протокол
оценки учебно-трудовой деятельности за период обучения не менее 5 лет.
2.10. По окончании школы выпускникам выдается свидетельства
установленного образца.
3. Подготовка к проведению экзамена.
3.1. Учителя трудового обучения предварительно знакомят выпускников и
родителей (лиц их заменяющих) со всеми вариативными формами и содержанием
материалов итоговой аттестации. Помогают им составить конспекты ответов. При
составлении конспектов необходимо использовать имеющиеся наглядные пособия.
3.2. Учащиеся и их родители (законные представители) самостоятельно
выбирают форму экзаменов и закрепляют свой выбор Договором с учреждением в
лице директора и письменным заявлением от учащегося и его родителей.
3.3. Учитель трудового обучения в целях качественной подготовки к итоговой
аттестации организует консультации для учащихся и их родителей (законных
представителей), которые планово проводятся после 25 мая.

2

3.4. Классный руководитель обеспечивает 100 % посещаемость учащихся
выпускного класса. Поддерживает связь с родителями и своевременно сообщает о
ходе подготовки к экзаменам.
3.5. Учитель трудового обучения выпускного класса создает условия по
подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации учащихся класса,
выступает с информацией на родительских собраниях, сообщает о готовности
обучающихся к прохождению итоговой аттестации. Готовит документацию по
формам итоговой аттестации (предварительно) и на саму аттестацию, а также все
необходимые материалы, инструменты, оборудование и техническую документацию
согласно заявленных учащимися форм итоговой аттестации.
4. Порядок проведения экзамена
4.1. На выполнение практической экзаменационной работы в форме ответов на
билеты, отводится 2-3 часа (с учетом особенностей психофизических возможностей
учащихся может быть допущен перерыв).
4.2. Задания, включаемые в практическую экзаменационную работу, должны
соответствовать программным требованиям.
4.3. Для выполнения практической экзаменационной работы каждый
экзаменуемый получает чертеж, рисунок, фотографию объекта, знакомится с
образцом - эталоном и техническими требованиями к изделию.
4.4. Заготовки для выполнения практической экзаменационной работы,
инструменты и все приспособления выпускник подбирает самостоятельно.
4.5. Члены комиссии анализируют и оценивают процесс выполнения
выпускником изделия в ходе практической экзаменационной работы и (или) качество
изделия.
4.6. По окончании практической экзаменационной работы проводится устный
экзамен (собеседование) по профилю. На опрос каждого экзаменуемого отводится не
менее 30 минут, в том числе и при защите творческого проекта и реферата.

5. Оценка результатов экзаменов.
5.1. Итоговая оценка за экзамен по трудовому обучению выставляется на
основании оценок, занесенных в протокол: за год, за практическую экзаменационную
работу и устный ответ. Решающее значение имеет оценка за практическую работу.
5.2. Итоговая оценка «5» выставляется, если на «5» выполнена практическая
экзаменационная работа, на «5» или «4» оценен устный ответ и в оценках,
занесенных в протокол, нет «3».
5.3. Итоговая оценка «4» выставляется, если на «5» выполнена практическая
экзаменационная работа, на «3» оценен устный ответ и в оценках, занесенных в
протокол нет «3».
5.4. Итоговая оценка «4» выставляется, если на «5» выполнена практическая
экзаменационная работа, на «3» оценен устный ответ или по итогам учебных
четвертей в выпускном классе было не более двух «3»
5.5. Итоговая оценка «3» выставляется, если на «3» выполнена практическая
экзаменационная работа, на «4» или на «3» оценен устный ответ и в оценках,
занесенных в протокол, нет «2».

3

Приложение 1.

Пояснительная записка к вариативным формам итоговой аттестации.
Пояснительная записка
для проведения государственной (итоговой) аттестации
выпускников IX класса ГБОУ «Центр «Дар» по предмету
профильный труд в форме практической экзаменационной
работы и устных ответов по билетам; поэтапный зачёт.
Для реализации прав учащихся на выбор формы итоговой аттестации по
предмету профильный труд на 2019/20 учебный год, выпускникам 9 класса
предлагается выбрать одну из форм для прохождения государственной
(итоговой) аттестации: практической экзаменационной работы и устных
ответов по билетам; поэтапный зачёт.
Пояснительная записка для проведения государственной (итоговой)
аттестации составлена на основании: «Положения о государственной итоговой
(итоговой) аттестации, выпускников IX, XI (XII) классов общеобразовательных
учреждений Российской Федерации», утверждённого приказом Министерства
образования Российской Федерации от 03 декабря 1999 года № 1075 (с изменениями
от 16 марта 2001 года, 25 июня 2002 года, 21 января 2003 года), приложения к
письму Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 14.03.2007 г. № 48; Рекомендации об организации и проведении
государственной (итоговой) аттестации выпускников специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений в 2006-2007 учебном году; в соответствии с
рекомендациями о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению
выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
вида (письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 08.06.2001 г. № 106); инструктивное письмо «О некоторых вопросах
организации государственной (итоговой) аттестации учащихся IX - XI (XII) классов
общеобразовательных учреждений от 05.12.2007 года № 269;
Цель итоговой аттестации:
- Определить уровень сформированности необходимого объёма знаний
учащихся;
- Определить уровень сформированности профессиональных умений
учащихся.
Задачи итоговой аттестации:
1. Определить уровень сформированности доступных учащимся
технических и технологических знаний;
2. Определить развитие у учащихся общетрудовых умений, то есть
умений ориентироваться в производственном задании;
3. Оценить уровень обученности школьников профессиональным приёмам
труда;
4. Определить уровень воспитанности у учащихся устойчивого
положительного отношения к труду.

4

1.1. В форме практической экзаменационной работы и устных
ответов по билетам.
Экзаменационные билеты и приложения к ним по предмету итоговой
аттестации должны соответствовать программе профессионально-трудового
обучения. Программа предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному
выполнению производственных заданий.
В каждый билет включены теоретические вопросы (три вопроса для учащихся с
базовым уровнем усвоение программы и два вопроса для учащихся с допустимым
уровнем) выполнение практического задания.
Первый вопрос практическое задание, отвечает всем требованиям программ, то
есть включает соответствующее число упражнений для достаточной оценки у
учащихся общетрудовых умений в выполнении технологических операций и
приемов. А также позволит определить уровень сформированности доступных
учащимся технических и технологических знаний на основании анализа
учащимся выполненной работы по определенному плану включающему:
технологические знания; виды и свойства материалов; название инструмента его
назначение и применение; правила техники безопасности.
Второй вопрос неразрывно связан с практическим заданием (первый вопрос) и
носит характер математического задания программы предмета «математика».
Третий вопрос направлен на проверку коммуникативных навыков в части
программы «русский язык и чтение» с опорой на знания Трудового кодекса РФ,
либо на «первый вопрос».
Практическая и теоретическая часть в билетах распределена на две группы по
уровню сложности.
Достаточный уровень предлагает ученикам, которые не испытывают серьезных
затруднений в овладении общетрудовыми умениями. При анализе образца,
рисунка придерживаются определенной последовательности, дают довольно
точные характеристики, в которых указываются конструктивные особенности
изделия. Приобретенные знания и умения могут применяться аналогично в новом
изделии.
Сниженный уровень знаний предлагается ученикам, которые усвоили
программный материал, нуждающихся в разнообразных видах помощи. Они
испытывают значительные затруднения при ориентировке в задании и
планировании, что проявляется в ошибках при изготовлении новых изделий.
Имеются значительные трудности в планировании трудовых действий. План,
составленный с помощью учителя не осознается до конца, допускаются ошибки в
ходе работы. Трудно усваиваются технические и технологические знания, путают
терминологию. Анализируя новый объект, ученики называют меньше
характеристик, не указывают особенности конструкции изделий и т.д.
Содержание экзаменационных билетов и приложений должно позволять
определять уровень образованности выпускников поэтапно приводя в
соответствии с требованиями ФГОС с учетом: предметно-информационной,
деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной составляющих
образованности.

5

1.2. В форме поэтапный зачёт.
Одной из форм итоговой аттестации в условиях уровневой дифференциации
является поэтапный зачёт. Такая форма итоговой аттестации рекомендуется
выпускникам с тяжелой формой умственной отсталости (на основании
рекомендаций ПМПК); часто болеющим ученикам, много пропускающим по
уважительным причинам, тем, которые затрудняются сдавать большой объём
материала, учащиеся с грубо нарушенным исполнительским и энергетическим
аспектом трудовой деятельности, с тяжелой степенью умственной отсталости.
Поэтапный зачёт - гибкая форма итоговой аттестации. Под поэтапным
зачётом понимается самостоятельная работа учащегося, выполненная совместно
или под руководством учителя в течение учебного года.
Предлагаемая форма аттестации позволяет оценить качество образования в
соответствии с учебной программой,
с позиции соответствия развития
собственных возможностей учащегося.
Зачёты в межаттестационный период выполняются:
- В форме практического задания, для определения уровня практической
подготовки и владения основными трудовыми навыками по данному предмету.
Тематика заданий должна охватывать основные вопросы школьной программы
трудового обучения, быть актуальной для практической жизни, учитывать
интересы учащихся. Вопросы подбираются на основании пройденного раздела в
четверти.
- Устный ответ - отчёт о проделанной работе (по конкретным вопросам,
которые даются заранее, а именно: вопросы о материалах, которые используются,
последовательность выполнения задания, техника безопасности, выбор
инструментов).
- Без теоретической основы проводится процедура зачета для обучающихся
индивидуально на дому, имеющих сложную структуру дефекта.
На каждом этапе зачета ведется протокол фиксирования результатов
(зачтено, не зачтено).
Вопросы для зачёта составляются исходя из программы по предмету
трудовое обучение в количестве 5 по пройденному разделу на каждый этап, для
тех, кто проходит процедуру зачета в 4 этапа и в количестве двух на каждый
этап для тех, кто проходит процедуру в два этапа. Предлагаемые вопросы
должны соответствовать рабочей программе по предмету трудовое обучение
ГБОУ «Центр «Дар» на текущий учебный год

Содержание поэтапного зачёта.
При подготовке к поэтапному зачёту учащийся на начало учебной
четверти знает, какие задания по конкретной теме должны быть им усвоены и
какими способами деятельности он должен овладеть, каков объём содержания
учебного материала.
Предлагаемая форма
позволяет оценить качество образования
в
соответствии с учебной программой,
с позиции соответствия развития
собственных возможностей учащегося.
Зачёт выполняется в форме практического задания, с последующим
отчётом о проделанной работе. Тематика заданий должна охватывать основные
вопросы школьной программы трудового обучения, быть актуальной для
практической жизни, учитывать интересы уч-ся.

6

Процедура поэтапного зачёта.
1. Промежуточные зачёты проводятся учителем от 2 до 4 раз в течение
учебного года, в зависимости от психо - физических возможностей обучающегося
и от содержания программы. Результаты заносятся в протокол (зачёт проводится
по мере усвоения изучаемого раздела учебной программы), согласно
утвержденного графика.
2. 2 раза - для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями в
развитии, учащиеся с грубо нарушенным исполнительским и энергетическим
аспектом трудовой деятельности,
3. 4 раза для вновь прибывших обучающихся, не прошедших полный курс
трудового обучения (менее двух лет), а так же много пропускающие по
уважительным причинам.
Зачёт проводится по графику, согласно приказа по проведению процедуры поэтапного
зачета. Состав комиссии и количество членов комиссии согласуется с родителями или
законными представителями обучающегося, утверждается приказом, численность состава
варьируется от 2 до 3 человек.
Родитель имеет преимущественное право на выбор формы аттестации и возможность
внести предложения при формировании состава комиссии, выходящей к ребенку с ТМНР
(ст.44, ч.1 ФЗ № 273 «Об образовании»).
4. Задания для зачётов, включающие теоретическую и практическую части,
составляются учителем в соответствии с программой и учётом уровня подготовки
индивидуально для каждого учащегося, при соблюдении интересов и потенциальных
возможностей учеников. Вопросы для поэтапного зачета рассматриваются проектной
группой учителей-предметников и директором в начале второй четверти.
5. В день проведения зачета обучающийся выбирает тему для подготовки ответа.
6. В случае, если обучающийся в силу физиологических особенностей не может
осуществить выбор материала для подготовки ответа, данная привилегия
предоставляется родителю (законному представителю).
7.
Для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями в развитии
допустимо использование совместной деятельности учащихся с учителем
методом рука в руке.
Результаты зачета сообщаются непосредственно сразу после его проведения

Рекомендуемый перечень вопросов для проведения поэтапного зачета
В ходе беседы членами комиссии могут быть заданы вопросы, которые
выявляют уровень владения выпускником общетрудовыми умениями и навыками
1. Для чего предназначено изделие?
2. Какие материалы использовал при его изготовлении?
3. Какие приспособления применял?
4. Для чего предназначено данное приспособление?
5. Какие меры техники безопасности применял?
6. Какими инструментами пользовался?
7. Какие меры безопасности соблюдал при использовании данного
инструмента?
8. Из каких деталей (частей) состоит данное изделие?
7

9. Расскажи о последовательности изготовления изделия (план
изготовления)?
10. Что получилось хорошо?
Содержание поэтапного зачёта определяет уровень образованности
выпускников в соответствии с требованиями: предметно-информационной,
деятельностно-коммуникативной и ценностно - ориентационной составляющих
образованности.

Оценка результатов.
Итоговая оценка по трудовому обучению в форме поэтапного зачета
выставляется на основании годовой отметки по предмету при прохождении всех
этапов итоговой аттестации.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».