Положение о ресурсном классе

«УТВЕРЖДЕНО»
[Ефектор ГБОУ «Центр «Дар»
Шдяпникова Н.И.

Шр

2018г.

«СОГЛАСОВАНО»
л п с -и и п п и //

«^ Х »

20 18 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕСУРСНОМ КЛАССЕ
I.

Общие положения.

1.1.
Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования», Федеральным Законом от
24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
1.2.
Положение определяет порядок создания и функционирования Ресурсного
класса на базе образовательного учреждения, реализующего адаптированные основные
общеобразовательные программы, с целью создания специальных образовательных
условий для обучения и коррекции нарушений поведения, коммуникации и речи у детей с
расстройствами аутистического спектра и нарушениями ментальной сферы, а также
сопутствующими выраженными нарушениями поведения, коммуникации и речи (далее РАС и ментальные нарушения).
1.3.
Ресурсный класс для детей с РАС и ментальными нарушениями создается на
базе
образовательного
учреждения,
реализующего
адаптированные
основные
общеобразовательные программы.

II. Цель и задачи создания Ресурсного класса
2.1. Ресурсный класс создаётся с целью обеспеченияобучающимся с РАС и
ментальными нарушениями комфортных условий, обеспечивающих достижение
максимально положительной динамики в развитии и социальной адаптации.
2.2. Задачи:
- создание специальных условий (средовых, кадровых, организационных) для
адаптации, обучения и коррекции нарушений развития обучающихся с РАС и
ментальными нарушениями на основе адаптированных образовательных программ (далее
- АОП).

III. Организация функционирования Ресурсного класса
3.1. На основании заявления родителей (законных представителей) дети с РАС и

ментальными нарушениями зачисляются в ресурсный класс. Приказом по ОУ
оформляются в “Ресурсный класс”, с указанием режима посещения Ресурсного класса
3.2. Предельная наполняемость Ресурсного класса не может превышать 6 учащихся,
посещающих Ресурсный класс в постоянном режиме.
3.3. Для каждого обучающегося с учетом результатов специализированного
комплексного тестирования по навыкам жизненных компетенций, академическим и
социальным навыкам разрабатываются АОП.
3.4. Образовательный процесс в Ресурсном классе осуществляется с использованием
педагогических
технологий,
обеспечивающих
индивидуальное,
личностно­
ориентированное развитие ребенка.
3.5. Функционирование Ресурсного класса предусматривает:
- организацию специального пространства для обучающихся с РАС и ментальными
нарушениями;
- организацию специального режима обучения;
- организацию специального рабочего места обучающегося с РАС и ментальными
нарушениями;
- наличие технических средств обучения и оборудования, ориентированных на
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с РАС и
ментальными нарушениями;
3.6. Помещение, в котором организуется функционирование Ресурсного класса
целесообразно выбирать в удалении от общеобразовательных классов и в шаговой
доступности от гигиенической комнаты. Пространство помещения рекомендуется
разделять на 4 функциональные зоны: зона для индивидуальных занятий, зона для
групповых занятий, зона для отдыха и сенсорной разгрузки.
3.7. Функционирование Ресурсного класса осуществляется в двух режимах постоянном и консультативном.
3.8. Постоянный режим предусматривает:
- не менее 80 % времени, затраченного на .освоение обучающимся с РАС и
ментальными
нарушениями
АОП
внутри
пространства
Ресурсного
класса,
индивидуальное тьюторское сопровождение на протяжении всего учебного дня, участие в
коррекционно-развивающих занятиях, проводимых педагогом-психологом для развития
социальных и функциональных навыков, гибкий режим обучения;
- проведение консультаций специалистами Ресурсного класса родителей (законных
представителей) обучающихся, со средней периодичностью один раз в месяц,
продолжительностью до одного (астрономического) часа.
3.9. Решение о сроках, частоте, периодичности частичного сопровождаемого
включения (инклюзии) учащихся с РАС и ментальными нарушениями, посещающих
Ресурсный класс в постоянном режиме, на отдельные занятия в образовательных классах,
в которые они зачислены, а также о количестве времени и уро.ках, на которые включается
учащийся, принимают специалисты Ресурсного класса на основе следующих критериев:
- отсутствие нежелательного поведения во время урока в течение 15 минут;
- умение выражать адекватным образом просьбу, отказ и согласие;
- умение ждать и следовать инструкции сопровождающего (педагога-психолога,
тьютора).
3.10. Консультативный режим предусматривает:
- не менее 80% времени, затраченного на освоение учащимся с РАС АОП в среде
типично развивающихся сверстников в образовательном классе, в который он зачислен;

- консультирование психологом и другими специалистами Ресурсного класса
педагогических работников общеобразовательного класса и родителей (законных
представителей);
3.11.
Учащиеся с РАС и ментальными нарушениями, посещающие Ресурсный кл
в постоянном режиме, могут быть переведены на консультативный режим или обратно.
Решение о переводе принимается работниками Ресурсного класса по согласованию с
родителями (законными представителями).

IV. Управление функционированием Ресурсного класса.
4.1. Функционирование Ресурсного класса регламентируется локальными
правовыми актами 0 0 (Приложение 1) и специальными требованиями к специалистам,
которые могут быть внесены в должностные инструкции (Приложение 2).
4.2. Руководство функционированием Ресурсного класса осуществляет заместитель
директора по учебно-воспитательной работе в соответствии с приказом по учреждению,
который выполняет следующие функции:
- организует профессиональное взаимодействие всех специалистов Ресурсного
класса;
- организует образовательный процесс с учетом индивидуальных потребностей
учащихся с РАС и ментальными нарушениями;
- обеспечивает эффективное взаимодействие специалистов Ресурсного класса с
консультантами (внешними экспертами) и другими участниками образовательных
отношений;
- осуществляет административный контроль за деятельностью специалистов
Ресурсного класса;

Приложение 1

Нормативно-правовое обеспечение функционирования Ресурсного класса
В рамках организации деятельности по созданию специальных образовательных
условий
для
учащихся
с
РАС
и
ментальными
нарушениями
общеобразовательноеучреждение:
1) . Разрабатывает и утверждает следующие локальные нормативно-правовые акты:
- приказ об открытии ресурсного класса;
- положение о Ресурсном классе;
- должностные инструкции психолога ресурсного класса и тьютора ресурсного
класса;
договор общеобразовательной организации с родителями (законными
представителями) ребенка о взаимодействии.
2) . Вносит изменения в следующие локальные нормативно-правовые акты:
- устав образовательного учреждения (по необходимости);
- штатное расписание;
- программу развития образовательного учреждения (при наличии);
- положение об оплате труда.

Приложение z

Специальные требования к специалистам «Ресурсного класса» и их
взаимодействию
1. Требования к специалистам
Для
работы
в
Ресурсном
классе
привлекаются
педагоги,
имеющие
профессиональную
квалификацию,
соответствующую
требованиям
Приказа
Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
В целях регламентации процесса функционирования «Ресурсного класса» все
специалисты разрабатывают и ведут следующий пакет документов:

Психолог Ресурсного класса:
- рабочая программа психолога;
- график работы;
- расписание занятий и консультаций;
- методический инструментарий, включая тесты развития академических,
социальных, физических и функциональных навыков;
- аналитические таблицы и графики по частоте поведения, мешающего обучению
(нежелательного) и факторам, влияющим на возникновение и продолжительность
нежелательного поведения;
- аналитический отчет за год.

Тьютор Ресурсного класса:
- план работы тьютора;
- график работы;
- расписание занятий;
- журнал учёта проведённых занятий;
- бланки тестирования развития академических, социальных, физических и
функциональных навыков;
- таблицы по описанию факторов, влияющих на возникновение и продолжение
нежелательного поведения;
- дидактические и адаптированные материалы.

2. Взаимодействие специалистов Ресурсного класса
Психолог Ресурсного класса:
- осуществляет консультативную поддержку тьютора Ресурсного класса, а также
учителей образовательных классов (учителей начальных классов), и педагогов
дополнительного образования по вопросам коррекции нежелательного поведения;
- определяет факторы, препятствующие адаптации и инклюзии учащихся,
посещающих Ресурсный класс, путем анализа данных по наблюдению за поведением, как
в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности, на основе этого формирует
рекомендации по инклюзии учащихся, посещающих Ресурсный класс в постоянном

режиме, в процесс обучения в образовательные классы, в том числе рекомендации о
продолжительности включения, и о выборе уроков, на которые включается обучающийся;
- организует мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации
обучающихся Ресурсного класса, включающие проведение консультаций и мероприятий
по информированию сотрудников школы и родителей одноклассников из
общеобразовательных классов об особенностях детей с РАС и нарушениями ментальной
сферы.
Тьютор Ресурсного класса сопровождает обучающихся, посещающих Ресурсный
класс, на уроках в образовательных классах и на занятиях дополнительного образования,
помогая учителям образовательных классов и педагогам дополнительного образования
создавать условия для наиболее эффективного освоения АОП.
Обеспечение взаимодействия с учреждениями образования и культуры,
организациями здравоохранения, социального развития и социальной защиты,
представителями общественности по вопросам охраны детства и семьи, сохранения и
укрепления здоровья обучающихся осуществляет руководитель и заместитель
руководителя ОУ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».