«УТВЕРЖДЕНО» [Ефектор ГБОУ «Центр «Дар» Шдяпникова Н.И. Шр 2018г. «СОГЛАСОВАНО» л п с -и и п п и // «^ Х » 20 18 г. ПОЛОЖЕНИЕ О РЕСУРСНОМ КЛАССЕ I. Общие положения. 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Федеральным Законом от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». 1.2. Положение определяет порядок создания и функционирования Ресурсного класса на базе образовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы, с целью создания специальных образовательных условий для обучения и коррекции нарушений поведения, коммуникации и речи у детей с расстройствами аутистического спектра и нарушениями ментальной сферы, а также сопутствующими выраженными нарушениями поведения, коммуникации и речи (далее РАС и ментальные нарушения). 1.3. Ресурсный класс для детей с РАС и ментальными нарушениями создается на базе образовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы. II. Цель и задачи создания Ресурсного класса 2.1. Ресурсный класс создаётся с целью обеспеченияобучающимся с РАС и ментальными нарушениями комфортных условий, обеспечивающих достижение максимально положительной динамики в развитии и социальной адаптации. 2.2. Задачи: - создание специальных условий (средовых, кадровых, организационных) для адаптации, обучения и коррекции нарушений развития обучающихся с РАС и ментальными нарушениями на основе адаптированных образовательных программ (далее - АОП). III. Организация функционирования Ресурсного класса 3.1. На основании заявления родителей (законных представителей) дети с РАС и ментальными нарушениями зачисляются в ресурсный класс. Приказом по ОУ оформляются в “Ресурсный класс”, с указанием режима посещения Ресурсного класса 3.2. Предельная наполняемость Ресурсного класса не может превышать 6 учащихся, посещающих Ресурсный класс в постоянном режиме. 3.3. Для каждого обучающегося с учетом результатов специализированного комплексного тестирования по навыкам жизненных компетенций, академическим и социальным навыкам разрабатываются АОП. 3.4. Образовательный процесс в Ресурсном классе осуществляется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих индивидуальное, личностно ориентированное развитие ребенка. 3.5. Функционирование Ресурсного класса предусматривает: - организацию специального пространства для обучающихся с РАС и ментальными нарушениями; - организацию специального режима обучения; - организацию специального рабочего места обучающегося с РАС и ментальными нарушениями; - наличие технических средств обучения и оборудования, ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с РАС и ментальными нарушениями; 3.6. Помещение, в котором организуется функционирование Ресурсного класса целесообразно выбирать в удалении от общеобразовательных классов и в шаговой доступности от гигиенической комнаты. Пространство помещения рекомендуется разделять на 4 функциональные зоны: зона для индивидуальных занятий, зона для групповых занятий, зона для отдыха и сенсорной разгрузки. 3.7. Функционирование Ресурсного класса осуществляется в двух режимах постоянном и консультативном. 3.8. Постоянный режим предусматривает: - не менее 80 % времени, затраченного на .освоение обучающимся с РАС и ментальными нарушениями АОП внутри пространства Ресурсного класса, индивидуальное тьюторское сопровождение на протяжении всего учебного дня, участие в коррекционно-развивающих занятиях, проводимых педагогом-психологом для развития социальных и функциональных навыков, гибкий режим обучения; - проведение консультаций специалистами Ресурсного класса родителей (законных представителей) обучающихся, со средней периодичностью один раз в месяц, продолжительностью до одного (астрономического) часа. 3.9. Решение о сроках, частоте, периодичности частичного сопровождаемого включения (инклюзии) учащихся с РАС и ментальными нарушениями, посещающих Ресурсный класс в постоянном режиме, на отдельные занятия в образовательных классах, в которые они зачислены, а также о количестве времени и уро.ках, на которые включается учащийся, принимают специалисты Ресурсного класса на основе следующих критериев: - отсутствие нежелательного поведения во время урока в течение 15 минут; - умение выражать адекватным образом просьбу, отказ и согласие; - умение ждать и следовать инструкции сопровождающего (педагога-психолога, тьютора). 3.10. Консультативный режим предусматривает: - не менее 80% времени, затраченного на освоение учащимся с РАС АОП в среде типично развивающихся сверстников в образовательном классе, в который он зачислен; - консультирование психологом и другими специалистами Ресурсного класса педагогических работников общеобразовательного класса и родителей (законных представителей); 3.11. Учащиеся с РАС и ментальными нарушениями, посещающие Ресурсный кл в постоянном режиме, могут быть переведены на консультативный режим или обратно. Решение о переводе принимается работниками Ресурсного класса по согласованию с родителями (законными представителями). IV. Управление функционированием Ресурсного класса. 4.1. Функционирование Ресурсного класса регламентируется локальными правовыми актами 0 0 (Приложение 1) и специальными требованиями к специалистам, которые могут быть внесены в должностные инструкции (Приложение 2). 4.2. Руководство функционированием Ресурсного класса осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе в соответствии с приказом по учреждению, который выполняет следующие функции: - организует профессиональное взаимодействие всех специалистов Ресурсного класса; - организует образовательный процесс с учетом индивидуальных потребностей учащихся с РАС и ментальными нарушениями; - обеспечивает эффективное взаимодействие специалистов Ресурсного класса с консультантами (внешними экспертами) и другими участниками образовательных отношений; - осуществляет административный контроль за деятельностью специалистов Ресурсного класса; Приложение 1 Нормативно-правовое обеспечение функционирования Ресурсного класса В рамках организации деятельности по созданию специальных образовательных условий для учащихся с РАС и ментальными нарушениями общеобразовательноеучреждение: 1) . Разрабатывает и утверждает следующие локальные нормативно-правовые акты: - приказ об открытии ресурсного класса; - положение о Ресурсном классе; - должностные инструкции психолога ресурсного класса и тьютора ресурсного класса; договор общеобразовательной организации с родителями (законными представителями) ребенка о взаимодействии. 2) . Вносит изменения в следующие локальные нормативно-правовые акты: - устав образовательного учреждения (по необходимости); - штатное расписание; - программу развития образовательного учреждения (при наличии); - положение об оплате труда. Приложение z Специальные требования к специалистам «Ресурсного класса» и их взаимодействию 1. Требования к специалистам Для работы в Ресурсном классе привлекаются педагоги, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». В целях регламентации процесса функционирования «Ресурсного класса» все специалисты разрабатывают и ведут следующий пакет документов: Психолог Ресурсного класса: - рабочая программа психолога; - график работы; - расписание занятий и консультаций; - методический инструментарий, включая тесты развития академических, социальных, физических и функциональных навыков; - аналитические таблицы и графики по частоте поведения, мешающего обучению (нежелательного) и факторам, влияющим на возникновение и продолжительность нежелательного поведения; - аналитический отчет за год. Тьютор Ресурсного класса: - план работы тьютора; - график работы; - расписание занятий; - журнал учёта проведённых занятий; - бланки тестирования развития академических, социальных, физических и функциональных навыков; - таблицы по описанию факторов, влияющих на возникновение и продолжение нежелательного поведения; - дидактические и адаптированные материалы. 2. Взаимодействие специалистов Ресурсного класса Психолог Ресурсного класса: - осуществляет консультативную поддержку тьютора Ресурсного класса, а также учителей образовательных классов (учителей начальных классов), и педагогов дополнительного образования по вопросам коррекции нежелательного поведения; - определяет факторы, препятствующие адаптации и инклюзии учащихся, посещающих Ресурсный класс, путем анализа данных по наблюдению за поведением, как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности, на основе этого формирует рекомендации по инклюзии учащихся, посещающих Ресурсный класс в постоянном режиме, в процесс обучения в образовательные классы, в том числе рекомендации о продолжительности включения, и о выборе уроков, на которые включается обучающийся; - организует мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации обучающихся Ресурсного класса, включающие проведение консультаций и мероприятий по информированию сотрудников школы и родителей одноклассников из общеобразовательных классов об особенностях детей с РАС и нарушениями ментальной сферы. Тьютор Ресурсного класса сопровождает обучающихся, посещающих Ресурсный класс, на уроках в образовательных классах и на занятиях дополнительного образования, помогая учителям образовательных классов и педагогам дополнительного образования создавать условия для наиболее эффективного освоения АОП. Обеспечение взаимодействия с учреждениями образования и культуры, организациями здравоохранения, социального развития и социальной защиты, представителями общественности по вопросам охраны детства и семьи, сохранения и укрепления здоровья обучающихся осуществляет руководитель и заместитель руководителя ОУ.