Рабочая программа по «Профильный труд» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант2),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026.
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с
умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
Реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Профильный труд» относится к предметной области «Технология» и
является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» рассчитана 6 класс
на 2 часа в неделю, 34 учебных недели.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Профильный труд».
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает
труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических
способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее
влияние на
формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей,
созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.
Целью трудового обучения является подготовка обучающихся и подростков с
умеренной, Тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР к доступной трудовой
деятельности.
Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование
навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных
операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с
растениями.
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у
обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на
освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование
мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной
трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда.
Обучающихся знакомят с различными материалами и инструментами, со специальным
оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У
обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование
операционно-технических
умений,
формируются
навыки
самостоятельного
изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и
материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).
Подросток учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми
материалами, инструментами, оборудованием. С помощью педагогического работника
(или самостоятельно) он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с
опорой на рисунок, схему, инструкцию; планирует последовательность операций по
изготовлению продукта; контролирует качество выполненной работы; обсуждает
полученный результат в соответствии с своими представлениями. Постепенно у
обучающегося формируются такие качества трудовой деятельности, которые позволяют
выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять
работу в соответствии с требованиями, предъявляемые к качеству продукта и
производить его в установленные сроки. Материально-техническое
обеспечение
образовательной области
учебного
предмета
"Профильный труд" включает: дидактический материал: комплекты
демонстрационных и раздаточного материалов, таблицы по разделам и темам
профильного труда, рабочие тетради; фото, картинки, пиктограммы с изображениями
действий, операций, алгоритмов работы с использованием
инструментов
и
оборудования; технологические
карты,
обучающие
компьютерные программы, видеофильмы, иллюстрирующие труд людей,
технологические процессы, примеры (образцы) народных промыслов, презентации;
оборудование таких предметов как: швейное дело, деревообработка, керамика,
ткачество требуют наборов инструментов для обработки различных материалов;
швейные машины, ткацкие станки (стационарные и настольные), муфельная печь,
горшки, теплички; наборы инструментов для садоводства (грабли, ведра, лейки, лопаты);
оборудование для полиграфии: сканер, принтер, резак, ламинатор, брошюровщик,
проектор, экран, компьютер, копировальный аппарат, носители электронной
информации, цифровые фото и видеокамеры со штативом; расходные материалы для
труда: клей, бумага, карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые),
фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые, для ткани), линейки и
различные мерки, бумага разных размеров, плотности, формата, фактуры; ножницы,
фигурные дыроколы, глина, стеки, нитки, иголки, ткань, шерсть (натуральная,
искусственная), иглы для валяния, мыло детское.