Адаптированная рабочая программа по предмету Ритмика для 5-7 класса на 2024-2025г.г. Лешина М.Л.

Министерство образования и молодежной политике Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
___________Н.И. Шляпникова
Приказ № ___ от «___»____24 г.

Адаптированная рабочая программа по предмету «РИТМИКА»
для обучающихся 5 –7 классов
на 2024/2025 учебный год

Составитель:
Лешина Марина Львовна,
Должность: учитель
2024г.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика предмета «Ритмика»
Описание места предмета «Ритмика» в учебном плане
Личностные и предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей
области «Ритмика»
Планируемые предметные и личностные результаты освоения
предмета, курса «Ритмика» 5 класс
Планируемые предметные и личностные результаты освоения
предмета, «Ритмика» 6 класс
Планируемые предметные и личностные результаты освоения
предмета «Ритмика» 7 класс
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Ритмика 5 класс. Календарно-тематическое планирование
Ритмика 6 класс. Календарно-тематическое планирование
Ритмика 7 класс. Календарно-тематическое планирование

3
4
6
6
7
7
8
9
11
16
20

2

1. Бгажнокова, И.М. Программа для коррекционных образовательных школ 8 вида 0-4 классов.- М.: Просвещение, 2011.
2. М.А. Михайлова, Н.В. Воронина. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - М., 2001.
И.Г. Лопухина. Речь, Ритм, Движение, С-П изд-во «Дельта». РИТМИКА
5 –7классы (I вариант)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Ритмика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной
приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026 (https://clck.ru/33NMkR ).
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ «Центр «Дар»
- Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар»
- Годовым планом ГБОУ «Центр «Дар»
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Предмет «Ритмика» является внеурочной деятельностью учебного плана и рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часов в год (1
час в неделю).
Данный курс направлен на коррекцию недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической
деятельности. Программа по курсу коррекционно-развивающей области «Ритмика» позволяет учитывать особые образовательные
потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
У детей с умственной отсталостью наблюдается резкое снижение внимания к музыкальному звучанию, недостаточность эмоциональной
отзывчивости на музыку (остаются безучастными к звучанию и спокойных лирических мелодий, и плясовой, и маршевой музыки). Детям
свойственны неадекватные эмоциональные проявления при восприятии различных характерных пьес и песен, что связано с общим
нарушением эмоционально-волевой сферы, слабостью интереса к окружающим предметам и явлениям вообще.
У детей с умственной отсталостью нарушены двигательные функции, общая и речевая моторика.
Для возбудимых детей характерно двигательное беспокойство, нетерпеливость, отвлекаемость, эмоциональная возбудимость и
неустойчивость, а заторможенным свойственны вялость, адинамичность, бедность движений. Наиболее адекватным методом коррекции
различных психомоторных нарушений у детей с умственной отсталостью является коррекционная ритмика, в которой ярко выражено
единство музыки, движений и ритма как их стержня.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая
достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке
в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью.
3

В программу по ритмике включены здоровьесберегающие
самосовершенствования.

технологии, формирующие

компетенцию

здоровьесбережения

и

Общая характеристика коррекционного курса.
Цели коррекционных занятий по ритмике:
−
развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки;
−
приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования;
−
осуществление коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых школьников средствами
музыкально - ритмической деятельности.
Задачи:
•
Развивать восприятие музыкальных образов и выражать их в движениях.
•
Научить согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности.
•
Развивать чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики,пространственной ориентировки.
•
Выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений.
•
Развивать координацию движений.
•
Научить выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением и пением.
•
Прививать навыки участия в коллективной творческой деятельности.
Образовательные:
−
формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух, чувство ритма;
−
ознакомление учащихся с разнообразными танцевальными движениями(классическими, современными, игровыми и
т.п.);
−
развитие кругозора и познавательного интереса к искусству.
Развивающие:
−
способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала;
−
развитие музыкального ритма, слуха, музыкальной памяти; развитие двигательный умений и навыков, физических качеств; развитие
общей и речевой моторики; развитие способности фантазировать, импровизировать, выражать эмоции.
−
Воспитательные:
−
способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса;
−
воспитание любви к музыке, к хореографическому искусству; развитие фантазии и образного мышления в области хореографии; умение
работать в коллективе.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности,с целью усиления практической направленности
обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной
4

моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;коррекция – развитие двигательной памяти;
коррекция – развитие внимания;
формирование
обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,величина);
развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логическиесвязи между предметами, явлениями и
событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий.
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать
трудности;
воспитание самостоятельности принятия решения;
формирование устойчивой и адекватной самооценки;
формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция – развитие речи:
развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия.
Основные направления работы по ритмике:
упражнения на ориентировку в пространстве;
ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнения на
расслабление мышц);
упражнения с детскими музыкальными инструментами;игры под музыку;
танцевальные упражнения.
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело.
Занятия способствуют: развитию общей и речевой моторики, ориентировке впространстве, укреплению здоровья, приобщению детей к
танцевальному искусству, развитию их художественного вкуса, культуры поведения, фантазии, памяти, обогащению кругозора и
физического совершенствования, формированию навыковздорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Актуальность программы заключается в необходимости развития музыкальных и творческих способностей детей, развитии психических
процессов, нравственно-коммуникативных качеств личности.
Методы ведения учебных занятий курса различны и зависят от вида проведения, как урока, так и его части. Методы направлений
5

игротерапии, арттерапии (активная музыкотерапия).
Формы занятий: индивидуальная, групповая, игровая, соревновательная.
Описание места курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» в учебном плане
Коррекционно-развивающая область «Ритмика» реализуется с 5 по 7 класс. Программа курса коррекционно-развивающей
области «Ритмика» рассчитана:
5 класс-34 часа,1 час в неделю
6 класс - 34 часа, 1 час в неделю;
7 класс - 34 часа, 1 час в неделю;
Личностные и предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Ритмика»
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как
итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат
личностные и предметные результаты.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является
обязательным для большинства обучающихся. Достаточный уровень освоения предметных результатов рассматривается как повышенный,
и не является обязательным для всех обучающихся.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных сферах.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний иумений, способность их применять в практической деятельности. Оцениваниепредметных результатов
начинается со второго полугодия II класса.

Планируемые предметные и личностные результаты освоения конкретного учебногопредмета, курса «Ритмика» 5 класс
Личностные результаты:
− Осознание своих возможностей.
− Уважать себя, своих одноклассников и верить в успех.
− Управлять своими эмоциями.
- Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.
Предметные результаты:
6

− Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
− Умение действовать по плану.
− Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении танцевальныхдвижений.
Коммуникативные:
− учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
− допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
− учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций всотрудничестве;
− участие в музыкально-концертной жизни класса, школы.
Знания и умения:
− соблюдать правильную дистанцию в круге;
− самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений,руководствуясь музыкой или подсказкой учителя;
− передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность,энергичность, нежность игривость и т.д.;
− передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
− повторять любой ритм, заданный учителем.
Планируемые предметные и личностные результаты освоения конкретного учебногопредмета, курса «Ритмика» 6 класс
Личностные результаты:
− Осознание своих возможностей.
− Уважать себя, своих одноклассников и верить в успех.
− Управлять своими эмоциями.
− Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.
Предметные результаты:
− Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
− Умение действовать по плану.
− Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении танцевальных движений.
коммуникативные:
− учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
− допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
− учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
− участие в музыкально-концертной жизни класса школы.
Знания и умения:
− соблюдать правильную дистанцию в круге;
7

− самостоятельно выполнять требуемые направления и темпа движений, руководствуясь музыкой или подсказкой учителя;
− передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность,энергичность, нежность, игривость и т.д;
− передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
− повторять любой ритм, заданный учителем.

Планируемые предметные и личностные результаты освоения конкретного учебногопредмета, курса «Ритмика» 7 класс
Личностные результаты:
− Знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений; способность к оценке своих поступков и действий других
людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
− Развито чувство коллективизма, потребности и готовности к эстетической творческой деятельности; эстетического вкуса, высоких
нравственных качеств.
− Реализация творческого потенциала в процессе выполнения ритмических движений под музыку.
− Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Предметные результаты:
− Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
− Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
− Целеустремленность и настойчивость в достижении цели.
коммуникативные:
− продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
− с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как
ориентир для построения действия;
− умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач, принимать на себя
ответственность за результаты своих действий.
Знания и умения:
− правильно находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером ипостроением музыкального отрывка;
− отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и менять движение всоответствии со сменой частей музыкальных
фраз;
− четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже вовремя веселой, задорной пляски;
− различать основные характерные движения некоторых народных танцев;
− знать движения, выученные за год;
− знать названия движений и танцев;
− позиции рук и ног;
8

− уметь соотносить движения с музыкой;
− уметь танцевать в заданном темпе.
5 класс (1 вариант) Ритмика Календарно - тематическое планирование
№
Тема
Дата
Формируемые представления
Колпроведения
во
часов план
факт
1 Основные движения. Музыкальная
1
Общеразвивающие упражнения.
игра на внимательность «Повтори
Игры под музыку.
ритм».
2 Ориентировка в пространстве.
1
Ритмико-гимнастические
Ритмопластика. Форма круга.
упражнения. Ориентировка в
Плавные взмахи руками, легкое
пространстве.
кружение, медленное приседание.
3 Музыкальная игра на
1
Музыкально- ритмические
внимательность «Повтори ритм».
движения. Упражнения на
Ритмопластика Легкий бег,
расслабление мышц.
кружение.
4 Упражнения для корпуса тела.
1
Ритмико-гимнастические
Темпоритм. Шаг марша.
упражнения.
5

6

7

8

Повороты корпуса с выносом руки
вперед, в стороны. Ориентировка в
пространстве. Шаг марша.
Упражнения для осанки. Ходьба по
кругу со сменой позиции ног.
Общеразвивающие упражнения.
Ритмопластика. Форма круга.
Ориентировка в пространстве.

1

1

Ритмико-гимнастические
упражнения. Упражнения на
ориентировку в пространстве.

Ходьба по кругу. Форма круга.
Упражнения с предметами.
Темпоритм. Переменный шаг.

1

Ритмико-гимнастические
упражнения. Упражнения на
координацию движений

1

Выполнение упражнений на
координацию движений и
ориентировку в пространстве.
Ритмико-гимнастические
упражнения

Содержание, основные виды
деятельности
Упражнения на выработку осанки.
Поднимание на носках и
полуприседание.
Осанка. Ритмичные маршевые
движения. Разучивание танцевальных
элементов.
Прохлопывание ритмического
рисунка прозвучавшей мелодии.
Танцевальные движения.
Танцевальные элементы. Ритмичные,
пластичные движения в такт музыки.
Маршевый шаг.
Ориентирование в пространстве
(движения в указанном направлении).
Движения в такт музыки.
Упражнения на выработку осанки.
Неторопливое приседание, медленное
возвращение в исходное положение.
Ускорение и замедление темпа
разнообразных движений.
Выполнение движений с предметами.
Плавные взмахи руками, легкое
кружение, медленное приседание.
Одновременное прохлопывание и
протопывание несложных
ритмических рисунков в среднем и
9

Повторение.
Упражнения для корпуса тела.
Темпоритм. Шаг марша.

1

Ритмико-гимнастические
упражнения

10 Упражнения в движении.
Темпоритм. Шаги с хлопками.

1

11 Основные движения. Упражнения
для осанки. Ходьба, шаги.

1

Ритмико-гимнастические
упражнения. Танцевальные
упражнения. Упражнения на
ориентировку в пространстве
Ритмико-гимнастические и
танцевальные упражнения

12 Ритмопластика. Движения рук в
разных направлениях.

1

Упражнения с музыкальными
инструментами. Ориентировка в
пространстве.

13 Разминка. Танцевальные движения.
Музыкальная игра.

1

Игры под музыку.
Танцевальные упражнения

14 Элементы танцевальных движений,
их комбинирование. Переменный
шаг.

1

Игры под музыку. Форма круга.
Хоровод. Ритмикогимнастические упражнения

15 Ритмические упражнения.
Хороводные движения

1

Игры под музыку. Хоровод.
Ритмико-гимнастические
упражнения

быстром темпе. Движения рук в
разных направлениях
Шаг марша. Повороты туловища в
сочетании с наклонами. Перенесение
тяжести тела с ноги на ногу, из
стороны в сторону.
Повороты туловища в сочетании с
наклонами. Широкий, высокий бег.
Чередование ходьбы с приседанием,
со сгибанием коленей.
Упражнения на выработку осанки.
Ходьба по кругу со сменой позиции
ног. Поскоки. Неторопливое
приседание, медленное возвращение в
исходное положение.
Отведение рук в стороны и
скрещивание их перед собой.
Поднимание на носках и
полуприседание. Упражнения для
кистей рук с барабанными палочками.
Передача в движениях частей
музыкального произведения,
чередование музыкальных фраз.
Боковой галоп. Широкий, высокий
бег.
Танцевальные движения в кругу.
Хоровод. Координация. Круговые
движения левой ноги в сочетании с
круговыми движениями правой руки.
Подвижные игры с пением и речевым
сопровождением. Хороводный шаг,
движения в кругу.

16 Ритмический рисунок в движении.

1

Общеразвивающие упражнения.

Танцевальные, игровые элементы.

9

10

Хоровод. Игры под музыку

Темпоритм. Игры с пением и
речевым сопровождением.
Повторение.
17

Игры под музыку. Упражнения на
развитие координации.

1

18

Общеразвивающие упражнения.
Игры с пением и речевым
сопровождением.
Игровые элементы движений.
Ориентировка в пространстве.
Разминка. Общеразвивающие
упражнения. Упражнения на
координацию движений. Игра на
музыкальных инструментах.

1

Координация движений.
Танцевальная комбинация.
Танцевальные упражнения: бег,
поскоки.
Элементы русской пляски.
Ориентировка в пространстве.

1

Игра на детских музыкальных
инструментах. Темпоритм.

1

19
20

21

22

23

1
1

1

Самостоятельная смена движений в
соответствии со сменой частей,
музыкальных фраз, малоконтрастных
частей музыки.
Ритмико-гимнастические
Круговые движения левой ноги в
упражнения. Упражнения с
сочетании с круговыми движениями
детскими музыкальными
правой руки. Упражнения с
инструментами
предметами (ленты, султанчики).
Исполнение различных ритмов на
шумовых инструментах.
Танцевальные упражнения.
Шаг на носках, пружинящий шаг,
Ритмико-гимнастические
высокий бег. Протопывание того, что
упражнения
учитель прохлопал, и наоборот.
Игры под музыку. Упражнения
Ускорение и замедление темпа.
на ориентировку в пространстве. Выполнение движений с предметами.
Ритмико-гимнастические
Повороты туловища в сочетании с
упражнения. Упражнения с
наклонами. Круговые движения левой
детскими музыкальными
ноги в сочетании с круговыми
инструментами
движениями правой руки. Исполнение
различных ритмов на шумовых
инструментах.
Упражнения на координацию
Ритмико-гимнастические
движений с предметами. Танец по
упражнения. Танцевальные
показу (флешмоб). Легкий бег.
упражнения
Поскоки.
Приседание в медленном темпе.
Танцевальные упражнения.
Приставной шаг. Выполнение
Ритмико-гимнастические
упражнения.
движений с предметами.
Ритмико-гимнастические
Перенесение тяжести тела с ноги на
упражнения. Упражнения с
ногу, из стороны в сторону.
детскими музыкальными
Исполнение различных ритмов на
инструментами
шумовых инструментах. Темпоритм.

11

24

Статистический танец. Приставной
шаг. Форма круга.

1

Танцевальные упражнения.
Ритмико-гимнастические
упражнения. Упражнения на
координацию движений.

25

Общеразвивающие упражнения.
Танцевальные движения.
Ритмический рисунок.

1

Ритмико-гимнастические
упражнения. Танцевальные
упражнения.

26

Упражнения на расслабление
мышц. Общеразвивающие
упражнения. Повторение.

1

Танцевальные упражнения.
Ритмико-гимнастические
упражнения.

27

Элементы русской пляски.
Ориентировка в пространстве.
Темпоритм.

1

28

Упражнения на координацию
движений. Танцевальные шаги.
Игры под музыку.

1

Танцевальные упражнения.
Ритмико-гимнастические
упражнения. Упражнения на
ориентировку в пространстве.
Ритмико-гимнастические
упражнения. Игры под музыку.
Танцевальные упражнения.

29

Танцевальные движения.
Статистический танец. Игра на
музыкальных инструментах.

1

Упражнения с детскими
музыкальными инструментами.
Танцевальные упражнения.

30

Элементы русской пляски.
«Пружинка». Переменный шаг.
Общеразвивающие упражнения.

1

Танцевальные упражнения.
Ритмико-гимнастические
упражнения

31

Музыкальные игры. Разнообразный
темп в движении.

1

Игры под музыку.
Танцевальные упражнения

Шаг на носках, шаг польки. Наклоны,
повороты и круговые движения
головы. Ходьба в соответствии с
метрической пульсацией: чередование
ходьбы с приседанием.
Передача хлопками ритмического
рисунка мелодии. Поднимание на
носках и полуприседание.
Танцевальные элементы.
Повторение ранее изученных
элементов танца. Одновременное
прохлопывание и протопывание
несложных ритмических рисунков.
Приставные шаги с приседанием,
полуприседание. Упражнения на
расслабление мышц. Ходьба на
пятках, держа ровно спину.
Движения рук в разных направлениях.
Прохлопывание и протопывание
ритмических рисунков. Игры с пением
и речевым сопровождением.
Шаг польки.
Поскоки, боковой галоп. Основные
движения народных танцев.
Флешмоб. Ускорение и замедление
темпа разнообразных движений.
Приставной, переменный шаги.
Приседание. Приседание с
одновременным выставлением ноги
вперед, в сторону.
Ускорение и замедление темпа
разнообразных движений. Основные
движения народных танцев. Легкий
бег, боковой галоп.
12

32

Игры под музыку с ускорением и
замедлением темпа.

1

Игры под музыку. Упражненияс
музыкальными инструментами.
Ритмико- гимнастические
упражнения.

33

Статистический танец. Игра на
детских музыкальных
инструментах.

1

Танцевальные упражнения.
Упражнения с музыкальными
инструментами.

34

Элементы русской пляски.
Музыкальные игры.
Общеразвивающие упражнения.
Повторение.

1

Танцевальные упражнения.
Ритмико-гимнастические
упражнения. Игры под музыку.

ВСЕГО

Передача в движении динамического
нарастания в музыке, сильной доли
такта. Ускорение и замедление темпа.
Упражнения для кистей рук с
барабанными палочками. Упражнения
на выработку осанки.
Шаг на носках, шаг польки. Флешмоб.
Повторение ранее изученных
танцевальных элементов. Исполнение
различных ритмов на шумовых
инструментах.
Шаг кадрили. Шаг польки.
Приставной, переменный шаги.
Подвижные игры с пением и речевым
сопровождением. Повороты туловища
в сочетании с наклонами.

34 ч

6 класс (1 вариант) Ритмика Календарно - тематическое планирование
№
Тема
Дата
Формируемые представления
Колпроведения
во
часов план
факт
1 Основные движения. Музыкальная
1
Общеразвивающие упражнения.
игра на внимательность «Повтори
Игры под музыку.
ритм».
2 Ориентировка в пространстве.
1
Ритмико-гимнастические
Ритмопластика. Форма круга.
упражнения. Ориентировка в
Плавные взмахи руками, легкое
пространстве.
кружение, медленное приседание.
3 Музыкальная игра на
1
Музыкально- ритмические
внимательность «Повтори ритм».
движения. Упражнения на
Ритмопластика Легкий бег,
расслабление мышц.
кружение.

Содержание, основные виды
деятельности
Упражнения на выработку осанки.
Поднимание на носках и
полуприседание.
Осанка. Ритмичные маршевые
движения. Разучивание танцевальных
элементов.
Прохлопывание ритмического
рисунка прозвучавшей мелодии.
Танцевальные движения.

13

4

Упражнения для корпуса тела.
Темпоритм. Шаг марша.

1

Ритмико-гимнастические
упражнения.

5

Повороты корпуса с выносом руки
вперед, в стороны. Ориентировка в
пространстве. Шаг марша.
Упражнения для осанки. Ходьба по
кругу со сменой позиции ног.
Общеразвивающие упражнения.
Ритмопластика. Форма круга.
Ориентировка в пространстве.

1

Выполнение упражнений на
координацию движений и
ориентировку в пространстве.
Ритмико-гимнастические
упражнения

1

Ритмико-гимнастические
упражнения. Упражнения на
ориентировку в пространстве.

Ходьба по кругу. Форма круга.
Упражнения с предметами.
Темпоритм. Переменный шаг.

1

Ритмико-гимнастические
упражнения. Упражнения на
координацию движений

6

7

8

1

Повторение.
Упражнения для корпуса тела.
Темпоритм. Шаг марша.

1

Ритмико-гимнастические
упражнения

10 Упражнения в движении.
Темпоритм. Шаги с хлопками.

1

11 Основные движения. Упражнения
для осанки. Ходьба, шаги.

1

Ритмико-гимнастические
упражнения. Танцевальные
упражнения. Упражнения на
ориентировку в пространстве
Ритмико-гимнастические и
танцевальные упражнения

9

Танцевальные элементы. Ритмичные,
пластичные движения в такт музыки.
Маршевый шаг.
Ориентирование в пространстве
(движения в указанном направлении).
Движения в такт музыки.
Упражнения на выработку осанки.
Неторопливое приседание, медленное
возвращение в исходное положение.
Ускорение и замедление темпа
разнообразных движений.
Выполнение движений с предметами.
Плавные взмахи руками, легкое
кружение, медленное приседание.
Одновременное прохлопывание и
протопывание несложных
ритмических рисунков в среднем и
быстром темпе. Движения рук в
разных направлениях
Шаг марша. Повороты туловища в
сочетании с наклонами. Перенесение
тяжести тела с ноги на ногу, из
стороны в сторону.
Повороты туловища в сочетании с
наклонами. Широкий, высокий бег.
Чередование ходьбы с приседанием,
со сгибанием коленей.
Упражнения на выработку осанки.
Ходьба по кругу со сменой позиции
ног. Поскоки. Неторопливое
приседание, медленное возвращение в
исходное положение.

14

12 Ритмопластика. Движения рук в
разных направлениях.

1

Упражнения с музыкальными
инструментами. Ориентировка в
пространстве.

13 Разминка. Танцевальные движения.
Музыкальная игра.

1

Игры под музыку.
Танцевальные упражнения

14 Элементы танцевальных движений,
их комбинирование. Переменный
шаг.

1

Игры под музыку. Форма круга.
Хоровод. Ритмикогимнастические упражнения

15 Ритмические упражнения.
Хороводные движения

1

Игры под музыку. Хоровод.
Ритмико-гимнастические
упражнения

Отведение рук в стороны и
скрещивание их перед собой.
Поднимание на носках и
полуприседание. Упражнения для
кистей рук с барабанными палочками.
Передача в движениях частей
музыкального произведения,
чередование музыкальных фраз.
Боковой галоп. Широкий, высокий
бег.
Танцевальные движения в кругу.
Хоровод. Координация. Круговые
движения левой ноги в сочетании с
круговыми движениями правой руки.
Подвижные игры с пением и речевым
сопровождением. Хороводный шаг,
движения в кругу.

16 Ритмический рисунок в движении.

1

Общеразвивающие упражнения.

Танцевальные, игровые элементы.

Хоровод. Игры под музыку

Темпоритм. Игры с пением и
речевым сопровождением.
Повторение.
17

Игры под музыку. Упражнения на
развитие координации.

1

18

Общеразвивающие упражнения.
Игры с пением и речевым
сопровождением.
Игровые элементы движений.
Ориентировка в пространстве.

1

19

1

Самостоятельная смена движений в
соответствии со сменой частей,
музыкальных фраз, малоконтрастных
частей музыки.
Ритмико-гимнастические
Круговые движения левой ноги в
упражнения. Упражнения с
сочетании с круговыми движениями
детскими музыкальными
правой руки. Упражнения с
инструментами
предметами (ленты, султанчики).
Исполнение различных ритмов на
шумовых инструментах.
Танцевальные упражнения.
Шаг на носках, пружинящий шаг,
Ритмико-гимнастические
высокий бег. Протопывание того, что
упражнения
учитель прохлопал, и наоборот.
Игры под музыку. Упражнения
Ускорение и замедление темпа.
на ориентировку в пространстве. Выполнение движений с предметами.
15

20

Разминка. Общеразвивающие
упражнения. Упражнения на
координацию движений. Игра на
музыкальных инструментах.

1

Ритмико-гимнастические
упражнения. Упражнения с
детскими музыкальными
инструментами

21

Координация движений.
Танцевальная комбинация.
Танцевальные упражнения: бег,
поскоки.
Элементы русской пляски.
Ориентировка в пространстве.

1

Ритмико-гимнастические
упражнения. Танцевальные
упражнения

1

23

Игра на детских музыкальных
инструментах. Темпоритм.

1

Танцевальные упражнения.
Ритмико-гимнастические
упражнения.
Ритмико-гимнастические
упражнения. Упражнения с
детскими музыкальными
инструментами

24

Статистический танец. Приставной
шаг. Форма круга.

1

Танцевальные упражнения.
Ритмико-гимнастические
упражнения. Упражнения на
координацию движений.

25

Общеразвивающие упражнения.
Танцевальные движения.
Ритмический рисунок.

1

Ритмико-гимнастические
упражнения. Танцевальные
упражнения.

26

Упражнения на расслабление
мышц. Общеразвивающие
упражнения. Повторение.

1

Танцевальные упражнения.
Ритмико-гимнастические
упражнения.

27

Элементы русской пляски.
Ориентировка в пространстве.
Темпоритм.

1

Танцевальные упражнения.
Ритмико-гимнастические
упражнения. Упражнения на
ориентировку в пространстве.

22

Повороты туловища в сочетании с
наклонами. Круговые движения левой
ноги в сочетании с круговыми
движениями правой руки. Исполнение
различных ритмов на шумовых
инструментах.
Упражнения на координацию
движений с предметами. Танец по
показу (флешмоб). Легкий бег.
Поскоки.
Приседание в медленном темпе.
Приставной шаг. Выполнение
движений с предметами.
Перенесение тяжести тела с ноги на
ногу, из стороны в сторону.
Исполнение различных ритмов на
шумовых инструментах. Темпоритм.
Шаг на носках, шаг польки. Наклоны,
повороты и круговые движения
головы. Ходьба в соответствии с
метрической пульсацией: чередование
ходьбы с приседанием.
Передача хлопками ритмического
рисунка мелодии. Поднимание на
носках и полуприседание.
Танцевальные элементы.
Повторение ранее изученных
элементов танца. Одновременное
прохлопывание и протопывание
несложных ритмических рисунков.
Приставные шаги с приседанием,
полуприседание. Упражнения на
расслабление мышц. Ходьба на
пятках, держа ровно спину.
16

28

Упражнения на координацию
движений. Танцевальные шаги.
Игры под музыку.

1

Ритмико-гимнастические
упражнения. Игры под музыку.
Танцевальные упражнения.

29

Танцевальные движения.
Статистический танец. Игра на
музыкальных инструментах.

1

Упражнения с детскими
музыкальными инструментами.
Танцевальные упражнения.

30

Элементы русской пляски.
«Пружинка». Переменный шаг.
Общеразвивающие упражнения.

1

Танцевальные упражнения.
Ритмико-гимнастические
упражнения

31

Музыкальные игры. Разнообразный
темп в движении.

1

Игры под музыку.
Танцевальные упражнения

32

Игры под музыку с ускорением и
замедлением темпа.

1

Игры под музыку. Упражненияс
музыкальными инструментами.
Ритмико- гимнастические
упражнения.

33

Статистический танец. Игра на
детских музыкальных
инструментах.

1

Танцевальные упражнения.
Упражнения с музыкальными
инструментами.

34

Элементы русской пляски.
Музыкальные игры.
Общеразвивающие упражнения.
Повторение.

1

Танцевальные упражнения.
Ритмико-гимнастические
упражнения. Игры под музыку.

Движения рук в разных направлениях.
Прохлопывание и протопывание
ритмических рисунков. Игры с пением
и речевым сопровождением.
Шаг польки.
Поскоки, боковой галоп. Основные
движения народных танцев.
Флешмоб. Ускорение и замедление
темпа разнообразных движений.
Приставной, переменный шаги.
Приседание. Приседание с
одновременным выставлением ноги
вперед, в сторону.
Ускорение и замедление темпа
разнообразных движений. Основные
движения народных танцев. Легкий
бег,боковой галоп.
Передача в движении динамического
нарастания в музыке, сильной доли
такта. Ускорение и замедление темпа.
Упражнения для кистей рук с
барабанными палочками. Упражнения
на выработку осанки.
Шаг на носках, шаг польки. Флешмоб.
Повторение ранее изученных
танцевальных элементов. Исполнение
различных ритмов на шумовых
инструментах.
Шаг кадрили. Шаг польки.
Приставной, переменный шаги.
Подвижные игры с пением и речевым
сопровождением. Повороты туловища
в сочетании с наклонами.
17

7 класс (1 вариант) Календарно-тематическое планирование
№

Тема

Колво
часов
1

Дата
проведения
план
факт

Формируемые представления

Содержание, основные виды
деятельности

Игры под музыку. Ритмикогимнастические упражнения.

Упражнения на выработку осанки.
Поднимание на носках и
полуприседание. Составление
несложных танцевальных композиций.
Ходьба по центру зала, по кругу.
Упражнения на выработку осанки.
Плавные, резкие, быстрые, медленные
движения кистей рук. Разучивание
танцевальных элементов.
Выполнение несложных ритмических
рисунков в сочетании хлопков и
притопов. Прыжки на двух ногах.

1

Общеразвивающие упражнения.
Музыкальная игра на
внимательность «Повтори ритм».

2

Ходьба в разном направлении.
Ритмопластика. Форма круга.

1

Ориентировка в пространстве.
Ритмико-гимнастические
упражнения.

3

Музыкальная игра «Повтори
ритм». Упражнения на
координацию движений.
Упражнения на расслабление
мышц.
Общеразвивающие упражнения.
Темпоритм. Шаг марша.

1

Ритмико-гимнастические
упражнения.

1

Выполнение упражнений на
координацию движений и
ориентировку в пространстве.
Хороводные движения.
Общеразвивающие упражнения.
Упражнения на детских
музыкальных инструментах.
Хороводные движения.

1

Ритмико-гимнастические
упражнения. Танцевальные
упражнения
Ритмико-гимнастические
упражнения.

4

5

6

1

Ритмико-гимнастические
упражнения. Упражнения с
детскими музыкальными
инструментами

Маршевый шаг. Пружинящий бег.
Темпоритм. Повороты туловища, в
положении стоя с передачей предметов.
Построение в шахматном порядке.
Разнообразные сочетания
одновременных движений рук, ног,
туловища, кистей.
Упражнения на выработку осанки.
Круговые движения кистью руки
(пальцы сжаты в кулак). Выполнение
несложных упражнений на детских
музыкальных инструментах.

18

7

Ориентировка в пространстве.
Сужение расширение круга.
Форма круга. Ритмопластика.

1

Упражнения на ориентировку в
пространстве. Игры под музыку.

8

Координация движений.
Танцевальные движения.
Повторение.

1

Ритмико-гимнастические
упражнения. Танцевальные
упражнения

9

Игры под музыку и упражненияс
детскими музыкальными
инструментами.

1

Игры под музыку. Упражненияс
детскими музыкальными
инструментами

10

Упражнения на расслабление
мышц. Исполнение
танцевальных движений.

1

Ритмико-гимнастические
упражнения. Танцевальные
упражнения.

11

Основные движения.
Упражнения для осанки.
Ходьба, шаги.
Ориентировка в пространстве.
Игра на музыкальных
инструментах.

1

Ритмико-гимнастические
упражнения

1

Упражнения с музыкальными
инструментами. Упражнения на
ориентировку в пространстве.

Разминка. Музыкальные игры.
Хоровод. Танцевальные
движения.
Общеразвивающие упражнения.
Элементы танцевальных
движений, их комбинирование.

1

Игры под музыку.
Танцевальные упражнения

1

Ритмико-гимнастические
упражнения. Игры под музыку.

12

13

14

Сужение расширение круга.
Упражнения на формирование умения
начинать движения после вступления
мелодии.
Выполнение упражнений под музыку с
постепенным ускорением, с резкой
сменой темпа движений. Упражнения
на различение элементов народных
танцев.
Упражнения на самостоятельную
передачу в движении ритмического
рисунка. Движения кистей и пальцев
рук в разном темпе: медленном,
среднем, быстром.
Прыжки на двух ногах одновременно с
мягкими расслабленными коленями и
корпусом. Исполнение танцевальных
движений, разученных ранее.
Повороты туловища, в положении стоя
с передачей предметов. Упражнения на
выработку осанки.
Упражнения в передаче на
музыкальных инструментах основного
ритма знакомой песни. Ходьба по
центру зала, по кругу.
Игры с пением, речевым
сопровождением. Поскоки с
продвижением вперед.
Круговые движения плеч, замедленные,с
постоянным ускорением. Разучивание
элементов танцевальных движений, их
комбинирование.

19

Ориентировка в пространстве.
Упражнения на расслабление
мышц. Хоровод. Ритмические
упражнения.
Общеразвивающие упражнения.
Ритмический рисунок в
движении. Хороводные
движения. Повторение.
Игра на детских музыкальных
инструментах. Упражнения на
координацию движений.

1

Упражнения на ориентировку в
пространстве. Ритмикогимнастические упражнения.

1

Игры под музыку. Ритмикогимнастические упражнения.

1

Ритмико-гимнастические
упражнения. Упражнения с
детскими музыкальными
инструментами.

18

Упражнения на расслабление
мышц. Танцевальные элементы.

1

Танцевальные упражнения.
Ритмико-гимнастические
упражнения

19

Игровые элементы движений.
Ориентировка в пространстве.

1

20

Разминка. Общеразвивающие
упражнения. Игра на
музыкальных инструментах.

1

21

Танцевальные упражнения: бег,
подскоки. Танцевальные
композиции.

1

22

Ориентировка в пространстве.
Общеразвивающие упражнения.

1

15

16

17

Сохранение правильной дистанции во
всех видах построений. Прыжки на
двух ногах с висящими руками и
опущенной головой («петрушка»).
Игры с пением и речевым
сопровождением. Круговые движения
головы, наклоны вперед, назад, в
стороны.
Поочередные хлопки над головой,
перед собой, справа, слева. Движения
кистей и пальцев рук в разном темпе, с
постепенным ускорением.

Поскоки с продвижением вперед.
Постепенное поднимание головы,
корпуса, рук по сторонам (имитация
распускающегося цветка).
Игры под музыку. Упражнения
Самостоятельная смена движения в
на ориентировку в пространстве. соответствии со сменой частей,
музыкальных фраз, малоконтрастных
частей музыки. Сохранение правильной
дистанции во всех видах построений.
Ритмико-гимнастические
Выбрасывание рук вперед, в стороны,
упражнения. Упражнения с
вверх из положения руки к плечам.
детскими музыкальными
Движения кистей и пальцев рук с
инструментами.
резким изменением темпа и плавности
движений.
Танцевальные упражнения.
Быстрые мелкие шаги на всей ступне и
Игры под музыку.
на полупальцах. Пружинящий бег.
Составление несложных танцевальных
композиций.
Ритмико-гимнастические
Перестроение из колонны в круг.
упражнения. Упражнения на
Плавные, резкие, быстрые, медленные
ориентировку в пространстве.
движения кистей рук.

20

23

Игра на детских музыкальных
инструментах. Темпоритм.
Маршевый шаг.

1

Упражнения с детскими
музыкальными инструментами.
Танцевальные упражнения.

Противопоставление одного пальца
остальным. Движения кистей и пальцев
рук в разном темпе. Шаг марша.

24

Ориентировка в пространстве.
Общеразвивающие упражнения.

1

Ритмико-гимнастические
упражнения. Упражнения на
ориентировку в пространстве.

25

Упражнения на координацию
движений. Элементы народных
танцев.

1

Ритмико-гимнастические
упражнения. Танцевальные
упражнения.

26

Элементы народных танцев.
Повторение. Взаимодействие с
музыкальными инструментами.

1

Танцевальные упражнения.
Упражнения с детскими
музыкальными инструментами.

27

Общеразвивающие упражнения.
Музыкальные игры на темповые
и динамические изменения в
музыке.

1

Ритмико-гимнастические
упражнения. Игры под музыку.

28

Координация движений.
Танцевальные шаги. Игры под
музыку.

1

Ритмико-гимнастические
упражнения. Танцевальные
упражнения.

29

Танцевальные движения. Игра
на музыкальных инструментах.

1

Танцевальные упражнения.
Упражнения с детскими
музыкальными инструментами.

Упражнения с предметами. Ходьба по
кругу. Круговые движения туловища с
вытянутыми в стороны руками, за
голову, на поясе.
Выполнение несложных ритмических
рисунков в сочетании хлопков и
притопов, с предметами
(погремушками, барабаном, шумовыми
музыкальными инструментами).
Разучивание элементов народных
танцев.
Разучивание элементов народных
танцев и составление из них
танцевальных композиций.
Определение по заданному ритму
мелодии знакомой песни.
Упражнения на самостоятельную
передачу в движении темповых и
динамических изменений в музыке.
Всевозможные сочетания движений
ног: выставление ног вперед, назад, в
стороны.
Поочередные хлопки над головой,
перед собой, справа, слева. Шаг
кадрили: три простых шага и один
скользящий, носок ноги вытянут.
Шаг кадрили. Круговой галоп.
Выполнение несложных упражнений,
песен на детских музыкальных
шумовых инструментах.

21

Танцевальные шаги: полька,
марш. Общеразвивающие
упражнения.
Музыкальные игры.
Танцевальные композиции.

1

32

Игры под музыку. Хороводный
шаг. Игра на музыкальных
инструментах.
Общеразвивающие упражнения.

1

Танцевальные упражнения.
Упражнения с музыкальными
инструментами. Ритмикогимнастические упражнения.

33

Танцевальные движения и
композиции. Общеразвивающие
упражнения.

1

Ритмико-гимнастические
упражнения. Танцевальные
упражнения.

34

Музыкальные игры.
Общеразвивающие упражнения.
Повторение.

1

Танцевальные упражнения.
Ритмико-гимнастические
упражнения. Игры под музыку.

30

31

ВСЕГО

1

Танцевальные упражнения.
Ритмико-гимнастические
упражнения.
Игры под музыку.
Танцевальные упражнения.

Шаг польки. Шаг марша. Плавные,
резкие, быстрые, медленные движения
кистей рук.
Инсценирование песен. Составление
несложных танцевальных композиций.
Детские танцы.
Хороводные движения, хороводный
шаг. Упражнения в передаче на
музыкальных инструментах основного
ритма знакомой песни. Плавные,
резкие, быстрые, медленные движения
кистей рук.
Резкое изменение темпа движений.
Всевозможные сочетания движений
ног. Статистический танец. Повторение
танцевальных шагов и движений.
Шаги: кадрили, польки, марша.
Круговой галоп. Хороводные движения.
Бег и поскоки. Игры с пением, речевым
сопровождением. Упражнения на
выработку осанки.

34 ч

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Учебно-методическая и справочная литература:
1. М.А. Михайлова, Н.В. Воронина. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - М., 2001.
2. И.Г. Лопухина. Речь, Ритм, Движение, С-П изд-во «Дельта».
3. Р.М. Плотникова. Программа по ритмике для детей с нарушением интеллекта специального (коррекционного)
образовательного учреждения. Екатеринбург.
4. М.А Косицина, И.Г. Бородина Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми с
нарушением интеллекта. – М.; Изд-во
«Гном» и Д.
5. Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика» № 2(32), Евтушенко Е.В. «Системный подход к
22

организации работы по музыкальному воспитанию умственно отсталых учащихся».
6. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М.
развития / Дошкольное воспитание.
7. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.: Просвещение.
8. Медведева Е.А. и др. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии икоррекционная ритмика. / По
9. Гаврилушкина О.М. Воронкова В.В. Программа специальных образовательных учреждений VIII вида.
10. Дмитриев А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей.
11. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/–
М.: «Академия», 2002.
12. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники
13.Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей.
– М.: Гном-Пресс, 2000 г.
«Дружная семейка» Санкт-Петербург. Детство-пресс. 2010 год.
14.М.А. Касицина, И.Г, Бородина «Коррекционная ритмика» Москва 2005 год.
2. Е.А. Медведевой (под редакцией) «Музыкальное воспитание детей с проблемами вразвитии и коррекционная ритмика» Москва
2002г.
Аудио и видео материалы:
• информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.;
• мультимедийные энциклопедии;
• аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);
• видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежныхкомпозиторов.
ТСО, учебно-практическое оборудование:
• компьютер;
• музыкальный инструмент: синтезатор;
• комплект элементарных музыкальных инструментов: бубен; бубенцы; колокольчики; кастаньеты; ритмические палочки; ручной
барабан; ложки (музыкальные ложки); маракас; металлофон.

23

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».