Пояснительная записка Курс групповых занятий с подростками 9 классов рассматривается как самостоятельный предмет в учебно-воспитательном процессе. Он включён в учебный план (один час в неделю – 34 ч) и рассчитан на регулярную работу с детьми по приобщению их к основам этической культуры. Адаптированная рабочая программа по этике для 9 классов школы VIII вида разработана в соответствии с Федеральным законом « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273Ф.3 на основе: - программы специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений Y I I I вида 5-9 классы под редакцией И.М.Бгажноковой, М., «Просвещение», 2006. Цель- помочь подростку понять окружающий мир, сформировать у него представление о себе, о своих возможностях и отношениях с окружающим социумом. Внимание подростка к себе, понимание своей сущности, понимание того, что он - человек, постепенное осознание своих возможностей будет способствовать тому, что подросток научится видеть других людей, понимать их поступки, чувства, мысли, что обеспечивает возможность формировать нравственные мотивы поведения, которыми будет руководствоваться в своих поступках. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа направлена на решение следующих задач: – формирование культуры общения, поведения, этических представлений, - формирование понятий : нравственность, стыд, вина, честь, достоинство, совесть, нравственные идеалы, моральный долг, альтруизм и эгоизм, свобода и ответственность; – развитие умения адаптироваться к людям, взаимодействовать с ними; – воспитание основных коммуникативных качеств и навыков; – развитие умения сочувствовать, сопереживать; - формирование представлений о семье, браке, дружбе, любви и этики взаимоотношений; – закрепление навыков поведения в общественных местах, – обогащение и активизация словаря детей. Этические занятия выполняют профилактическую и компенсаторную функции, тем самым, способствуя выработать у учеников адекватную самооценку, позитивное отношение к окружающему миру, восстановить доброе отношение и к себе, и к людям. Программа создана из расчёта 1 час в неделю и рассчитана на 34 часа. № п/п Название раздела Кол-во часов 1 Этика и этикет. Введение. 3 2 Этика человеческих отношений. 8 3 Этика общения 11 4 Я и другие 5 5 Я и моя семья 5 6 Россия. Чувство Родины. 2 Требования к уровню подготовки учащихся Предполагаемый результат зависит от индивидуальных психофизических возможностей воспитанников, а также уровня сформированности нравственно-этических представлений и норм, который наблюдался на начало программы. Предполагается, что по окончанию учебного года обучающиеся: – получат представление о том, что можно, что нельзя делать, – получат представление о хороших и плохих привычках, о необходимости избавления от дурных привычек, – научатся видеть, понимать и сравнивать свои положительные и отрицательные поступки и привычки с примерами поведения близких людей, сверстников; – овладеют приемами вежливого поведения, обращения с окружающими; - усвоят основные понятия данного направления: этикет, нравственность, мораль, культура, воспитанность, вежливость и т.д.; - будут иметь четкое представление о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком; гражданин и патриот своей страны. По завершению работы по программе у детей будут сформированы: – способность представлять свои действия в воображаемой ситуации; – правильное отношение к соблюдению и нарушению общечеловеческих норм и принципов морали; – положительное представление о себе, в которое входят наличие определенных моральных качеств и общая положительная самооценка; – доброжелательное отношений к сверстникам, родителям, другим взрослым, уважение их прав и интересов. - соблюдение навыков культуры речи; - соблюдение правил поведения в школе, дома и в общественных местах; -духовно-нравственное развитие , становление гражданской идентичности как гражданина России; - умение анализировать свои поступки и соизмерять их с понятием порядочности; - навыки в общении: быть вежливым, тактичным, уважать вкусы и взгляды другого человека стремиться к совершенствованию физической красоты и нравственности. Промежуточный и итоговый результаты работы по программе отслеживаются в повседневной деятельности и в специально созданных ситуациях (занятия, праздники, на выставки, беседы с родителями и их анкетирование), через проведение и анализ специальных методик в логике этических занятий с детьми, педагогические срезы с использованием комплекса методик. 1. Дата план № п/п Календарно-тематическое планирование 09.09 Тема раздела (количество часов) Тема урока Этика и этикет (3 часа) Этика. Светская этика. Премудрости этикета. Цель, задачи (к разделу) Форма проведения, элементы, содержание, методические приемы (на каждый урок) Дать понятие об этике и 1. Урок-беседа. обязательных правилах поведения и речи. 2. Урок-беседа . ИКТ. 16.09 Правила общения для всех 23.09 Планируемые результаты освоения (предметные, метапредмет ные, личностные) (Результаты прописываются на раздел программы) Составление представлений об этике, этикетных выражениях и правилах этикета. 3. Активные формы работы Игры "Давай познакомимся", "Назови себя", "Позови ласково". Упражнение "Имена", "Зеркало", "Ласковое имя". Мультфильмы "Привет", "Просто так". 2. 30.09 Этика Человеческих отношений (8 часов) Золотое правило нравственности Формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально ценностной сферы учащихся, воспитывать 1. ИКТ. Видео урок. Сформировать у учащихся этические представления, знания о категории зла и добра. Развитие умений сравнивать ,анализировать, 3. 07.10 Нравственный поступок 14.10 Стыд, вина и извинения 21.10 Честь и достоинство 4. Урок-беседа. Работа с учебником. 11.11 Совесть 5. Урок-беседа 18.11 Нравственные идеалы 6. Урок-беседа. 25.11 Образцы нравственности в культуре Отечества 7. Урок-беседа. ИКТ. 02.12 Жизнь человека - высшая нравственная ценность 8. Урок-беседа. Работа с учебником. 09.12 Этика Общения (11 часов) Культура и мораль культуру общения друг с другом, самовоспитание личности ребенка. Вооружить учащихся умениями, навыками этики общения. Необходимость соблюдения правил поведения в обществе. Формирование умений выглядеть достойной и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения. 2. Работа в парах. выделять главное, обобщать. 3. Урок – практика. 1. Беседа, рассказ 16.12 Особенности морали 2. Работа с учебником 23.12 Что значит быть моральным? 13.01 Добро и зло 20.01 Добродетель и порок 27.01 Свобода и моральный выбор человека 03.02 Свобода и ответственность 10.02 Моральный долг 7. Урок-беседа, работа в группах 8. Объяснение 17.02 Справедливость 9.Урок-беседа 02.03 Альтруизм и эгоизм 10.Урок – объяснение, работа с учебником 3. Урок-беседа 4. Видеоурок, ИКТ. 5. Работа с учебником 6. Урок- диспут Обогащение нравственного опыта. Формирование навыков культуры поведения. Осознанный выбор взаимодействия в системе: «человекобщество». Ориентация на моральные нормы и их выполнение. Способность к самооценке. Этические чувства как регуляторы морального поведения (совесть, стыд) Дружба 30.03 4. 5. 06.04 Я и другие (5 часов) Представление о счастье и любви 13.04 Влюбленность и любовь. Романтическая любовь. 20.04 Нравственность и сексуальность 27.04 Этика взаимоотношений девушки и юноши 18.05 Брак и его мотивы 25.05 Я и моя семья (5 часов) Род и семья – исток нравственных отношений Родительский долг. Ответственность родителей за жизнь и здоровье детей. Становление молодой семьи, основы благополучия молодой семьи. Семейные традиции Что такое материнство и отцовство 11. Урок- беседа, ИКТ. Как относиться к людям. Хорошие и плохие поступки, нормы и правила поведения и общения друг с другом. Качества личности: щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям; чувство взаимопомощи. Предст авление о счастье и любви. Понятие этики взаимоотношений между девушкой и юношей. 1. Урок-беседа. Понятие родословной. Мои предки. Древо рода моего. Традиции семьи. Семейные фотографии. Урок-беседа, работа с учебником. Как вести себя в собственном доме? Обязанности членов семьи. Каждой вещи свое место. Правила поведения: чистить обувь у подъезда, не рисовать на стенах, не кричать в подъезде, беречь то, что создано другими, здороваться с соседями. 2. Урок-беседа. ИКТ. 3. Урок-беседа. 4. Урок-беседа. ИКТ. 5. Урок-объяснение. ИКТ. Объяснение, ИКТ. Урок-беседа, ИКТ. Урок-беседа. Понимание: признаки любви, дружба, влечение, жертвенность. Нравственное восприятие противоположного пола, романтика отношений, понимание важности брака как основы благополучной семьи. Понимание долга и обязанностях в семье. Выстраивание дружественных отношений в семье. Понимание родительского долга и родительских обязанностей. Ролевые и социальные функции детей. Понимание родительского авторитета. Понятие о нравственном портрете семьи. 6. Россия. Чувство Родины. (2 часа) Россия - наша Родина Любовь и уважение к Отечеству Дать понятия Родины, гражданина, патриота. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, край, своих сверстников. Урок-беседа. ИКТ. Урок – беседа. Повышение культурного уровня школьников, формирование у них любви к Родине, воспитание гражданственности подростков и чувства гордости, патриотизма за свое государство. Формы и средства контроля В процессе обучения используется промежуточный и итоговый контроль. Промежуточный контроль – наблюдение активности обучающихся на занятиях и в процессе различных видов деятельности, обсуждение и анализ творческих работ школьников. Итоговый контроль заключается в анализе знаний обучающихся, полученных в процессе проведения срезанализов с использованием комплекса диагностических методик, выявляющих уровень нравственного развития школьников. Деятельность подростков оценивается словесной оценкой. Способы проверки уровня знаний, умений, навыков и формы подведения итогов Текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой работы; индивидуальная и групповая беседа с детьми; опрос; письменные работы. Методы обучения Беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, работа с книгой, ИКТ, активные формы работы, творческие проекты, практикумы, диспуты, игры, этикетные ситуации. Рассказом, например, начинается разговор о происхождении слова «этикет» и трансформации его содержания с течением веков; объяснение является необходимым при толковании новых для детей понятий, предусмотренных данной программой. С учетом возраста детей, для которых неприемлемы лекционные способы изложения материала, на занятиях по этике и культуре поведения наиболее эффективны беседы с детьми – это касается большинства занятий и, в первую очередь, тех, где рассматриваются темы, связанные с культурой поведения, культурой общения и т.д. Наглядные: показ иллюстраций, видеофильмов, способов выполнения тех или иных действий, наборов сюжетных картинок по различным темам, которые помогают детям лучше усвоить материал программы. С помощью наглядных средств происходит усвоение детьми норм поведения, которые прививаются воспитанникам через проигрывание ситуации. Практические: анализ различных ситуаций через упражнения, игры, конкурсы, охватывающие различные виды деятельности детей. Учебно-методические средства обучения Для педагога: Агафонова И.Н. «Уроки общения», СПб. Ривьера, 2003; Богуславская Н.Е. «Веселый этикет». – Екатеринбург: АРГО 1997; Гангнус Л.В. – Азбука вежливости, Москва, Педагогика, 2001; Дами Э. «Хорошие манеры»; Крижон Э.А. «Как вести себя» - Братислава: Обзор, 1999; Лихачева Л.С. «Школа этикета»; Рукавчук Л. «Энциклопедия этикета», СПб: Экспресс,1996; Пегеева Л.А. «Этикет» - Чебоксары: Клио, 2002; Сведения об авторе Кочегарова Елена Алексеевна, образование высшее, первая категория, стаж работы 4 года .