Рабочая программа по этике 8 классы на 2020-2021 учебный год

Пояснительная записка
Курс групповых занятий с подростками 8 классов рассматривается как самостоятельный предмет в
учебно-воспитательном процессе. Он включён в учебный план (один час в неделю – 34 ч) и рассчитан на
регулярную работу с детьми по приобщению их к основам этической культуры.
Адаптированная рабочая программа по этике для 8 классов школы VIII вида разработана в
соответствии с Федеральным законом « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273Ф.3 на основе:
- программы специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений Y I I I вида 5-9
классы под редакцией И.М.Бгажноковой, М., «Просвещение», 2006, в соответствии с адаптированной
основной общеобразовательной программой ГБОУ «Центр «Дар».

Цель программы - помочь подростку понять окружающий мир, сформировать у него представление о
себе, о своих возможностях и отношениях с окружающим социумом. Внимание подростка к себе,
понимание своей сущности, понимание того, что он - человек, постепенное осознание своих
возможностей будет способствовать тому, что подросток научится видеть других людей, понимать их
поступки, чувства, мысли, что обеспечивает возможность формировать нравственные мотивы поведения,
которыми будет руководствоваться в своих поступках.
Программа направлена на решение следующих задач:
– формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
– развитие умения адаптироваться к людям, взаимодействовать с ними;
– воспитание основных коммуникативных качеств и навыков;
– развитие умения сочувствовать , сопереживать людям, животным, окружающим предметам, растениям;
– закрепление навыков поведения в общественных местах,
– обогащение и активизация словаря детей.
Этические занятия выполняют профилактическую и компенсаторную функции, тем самым, способствуя
выработать у учеников адекватную самооценку, позитивное отношение к окружающему миру,
восстановить доброе отношение и к себе, и к людям. В учебно-тематический план курса «Этика» введены
темы патриотической направленности. Уроки этики затрагивают так же проблемы человеческих
отношений и нравственных истин.

Программа создана из расчёта 1 час в неделю и рассчитана на 34 часа.
№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Этика и этикет

14

3

Этика человеческих отношений

5

4

Простые нравственные истины

4

5

Душа обязана трудиться

4

6

Посеешь поступок - пожнешь характер

3

7

Судьба и Родина едины

3

Требования к уровню подготовки учащихся
Предполагаемый результат зависит от индивидуальных психофизических возможностей воспитанников, а
также уровня сформированности нравственно-этических представлений и норм, который наблюдался на
начало программы.
Предполагается, что по окончанию учебного года обучающиеся:
– получат представление о том, что можно, что нельзя делать,
– получат представление о хороших и плохих привычках, о необходимости избавления от дурных
привычек,
– научатся видеть, понимать и сравнивать свои положительные и отрицательные поступки и привычки с
примерами поведения близких людей, сверстников, героев сказок;
– овладеют приемами вежливого поведения, обращения с окружающими, употребляя в речи "волшебные"
слова;
- усвоят основные понятия данного направления: этикет, нравственность, мораль, культура,
воспитанность, вежливость, милосердие и т.д.;
- будут иметь четкое представление о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком;
По завершению работы по программе у детей будут сформированы:
– способность представлять свои действия в воображаемой ситуации;
– правильное отношение к соблюдению и нарушению общечеловеческих норм и принципов морали;
– положительное представление о себе, в которое входят наличие определенных моральных качеств и
общая положительная самооценка;

– доброжелательное отношений к сверстникам, родителям, другим взрослым, уважение их прав и
интересов.
- соблюдение навыков культуры речи;
- соблюдение правил поведения в школе, дома и в общественных местах;
- умение анализировать свои поступки и соизмерять их с понятием порядочности;
- навыки в общении: быть вежливым, тактичным, уважать вкусы и взгляды другого человека стремиться к
совершенствованию физической красоты и нравственности.
Промежуточный и итоговый результаты работы по программе отслеживаются в повседневной
деятельности и в специально созданных ситуациях (занятия, перерыв между занятиями, на выставки,
беседы с родителями и их анкетирование), через проведение и анализ специальных методик в логике
этических занятий с детьми, педагогические срезы с использованием комплекса методик.

Календарно-тематическое планирование

№
п/п

Дата
план

Тема раздела
(количество
часов)

Тема урока

1.

Введение
(1 час)

Этика – наука о нравственной
жизни человека

2.

Этика и этикет
(14 часов)

Премудрости этикета

Цель, задачи
(к разделу)

Дать понятие об
этике и
обязательных
правилах
поведения и речи.

Обучить детей
правилам
поведения в
Правила этикета на каждый день общественных
местах, хорошим
манерам.
Красота этикета
Элементарные
правила
поведения в

Планируемые
Форма проведения,
результаты освоения
элементы, содержание,
(предметные,
методические приемы
метапредметные,
(на каждый урок)
личностные)
(Результаты
прописываются на
раздел программы)
1. Урок-беседа.
Составление
Игры: "Вежливые
представлений об этике,
жмурки", "Слово на
этикетных выражениях и
ладошке", "Волшебная
правилах этикета.
шкатулка", "Словарь
добрых слов и
выражений",
"Запрещенное
движение".
Произведения для
чтения: стихи
С.Погореловского,
И.Пивоварова ("Доброй
ночи", "Ослик"),
"Волшебное слово"
В.Осеевой, "Простите"
В.Юсупова.
1. Урок-беседа
Умение использовать
правила вежливости и
красивых манер,
выработать привычку
2. Объяснение
вести себя в соответствии
с общепринятыми
3. Объяснение, работа в нормами в обществе.
паре

Простые школьные и домашние
правила этикета

Этикетные формулы речевого
общения

театре, на
концерте, на
выставке, в
магазине, в музее
и т.д, этикетные
ситуации.

4. Объяснение, работа в
парах.

5. Групповая работа,
этикетные ситуации.

Культура спора

6. Групповая работа

Как надо разговаривать чтобы
окружающие тебя поняли?

7. Работа в парах.

Правила поведения в
общественных местах.
Посещение музея.

8. Объяснение,
активные формы
работы. ИКТ.

Правила поведения в
общественных местах: магазин,
аптека, почта.

9. Урок-беседа. ИКТ.

Правила поведения в
общественных местах: детская
библиотека.

10. Урок-беседа. ИКТ.

Правила поведения в
общественных местах:
поликлиника.
Правила поведения на природе.

11. Урок-беседа. ИКТ.

Традиции общения в русской
семье

13. Объяснение, ИКТ.

Поздравления и пожелания

14. Урок практика.

12. Урок-беседа. ИКТ.

3.

4.

Этика
Человеческих
отношений
(5 часов)

Простые
нравственные
истины
(4 часов)

Золотое правило нравственности Формирование
этических норм
поведения в
обществе и
общения друг с
В развитии добрых чувств –
другом, развитие
творение души
эмоционально
ценностной
Природа - волшебные двери к
сферы учащихся,
добру и доверию
воспитывать
культуру
общения друг с
Жизнь протекает среди людей
другом,
самовоспитание
личности ребенка.
Умей быть благодарным
Жизнь священна

Человек рожден для добра
Милосердие – закон жизни

Душа обязана
трудиться
(4 часа)

Следовать нравственной
установки

Достойно жить среди людей

2. Урок - беседа. ИКТ.
3. Игра, работа в
группах.

5. Беседа.

4. Беседа.

Показать
учащимся
исключительную
значимость труда
в жизни
человека.
Раскрыть понятие
духовности и

Сформировать у
учащихся этические
представления, знания о
категории зла и добра.
Развитие умений
сравнивать
,анализировать, выделять
главное, обобщать.

4. Беседа, ИКТ.

Расширить знания 1. Работа в парах.
учащихся о
доброте, ее
значении в жизни
человека.
2. Работа в парах.
Стимулировать
детей к добрым
поступкам. Учить 3. Беседа. ИКТ.
делать выводы.

Жить во благо себе и другим

5.

1. Урок-беседа.

1. Урок-беседа.

2. Урок беседа. ИКТ.

Сформировать
нравственные понятия как
доброта, вежливость.
Развитие оценочной
деятельности
,направленной на анализ
собственных поступков и
поступков окружающих
людей. Воспитание
самоуважения. Вежливого
обращения, способность
чувствовать, понимать
человека.
Сформировать понятия
духовности,
представления о ключевых
понятиях темы.

Уметь понять и простить
Простая этика поступков

6.

Общение и источники
Посеешь поступок преодоления обид
- пожнешь
характер (3 часа)
Ростки нравственного опыта
поведения
Доброте сопутствует терпение

7.

Судьба и Родина
едины (3 часа)

С чего начинается Родина

В тебе рождается патриот и
гражданин
Человек- чело века

работать над его
осмыслением,
дать возможность
выразить свои
мысли вслух,
учить вести
беседу
Раскрыть на
примерах понятие
«нравственный
поступок».
Рассказать о
негативном
влиянии вредных
привычек на
организм
человека,
формировать
негативное
отношение к
вредным
привычкам,
воспитывать
ответственность
за свое здоровье.

3. Групповая и
индивидуальная работа.

Дать понятия
Родины,
гражданина,
патриота.
Воспитание
патриотизма,
чувства гордости
за свою Родину,
край, своих
сверстников.

1. Урок беседа. ИКТ.

4. Работа в группах.

1. Урок-беседа.

2. Групповая и
индивидуальная работа.
3. ИКТ

2. Урок-беседа. Работа
с учебниками.
3. Урок-беседа.

Иметь понятие
нравственного поступка,
особенности
нравственного поступка,
уметь анализировать
поступки героев.
Формирование у
учащихся потребности в
здоровом образе жизни,
ответственность за свое
здоровье, негативное
отношение к вредным
привычкам.

Повышение культурного
уровня школьников,
формирование у них
любви к Родине,
воспитание
гражданственности
подростков и чувства
гордости, патриотизма за
свое государство.

Формы и средства контроля
В процессе обучения используется промежуточный и итоговый контроль. Промежуточный
контроль – наблюдение активности обучающихся на занятиях и в процессе различных видов
деятельности, обсуждение и анализ творческих работ школьников.
Итоговый контроль заключается в анализе знаний обучающихся, полученных в процессе проведения срезанализов с использованием комплекса диагностических методик, выявляющих уровень нравственного
развития школьников.
Деятельность подростков оценивается словесной оценкой.
Способы проверки уровня знаний, умений, навыков
и формы подведения итогов
Текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой работы;
индивидуальная и групповая беседа с детьми;
опрос;
письменные работы.

Методы обучения
Беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, работа с книгой, ИКТ, активные формы работы, творческие
проекты, практикумы, диспуты, игры, этикетные ситуации.
Рассказом, например, начинается разговор о происхождении слова «этикет» и трансформации его
содержания с течением веков; объяснение является необходимым при толковании новых для детей
понятий, предусмотренных данной программой.
С учетом возраста детей, для которых неприемлемы лекционные способы изложения материала, на
занятиях по этике и культуре поведения наиболее эффективны беседы с детьми – это касается
большинства занятий и, в первую очередь, тех, где рассматриваются темы, связанные с культурой
поведения, культурой общения и т.д.
Наглядные: показ иллюстраций, видеофильмов, способов выполнения тех или иных действий, наборов
сюжетных картинок по темам: «Поведение на природе», «Поведение в общественных местах» и т. д.,
которые помогают детям лучше усвоить материал программы.
С помощью наглядных средств происходит усвоение детьми норм поведения, которые прививаются
воспитанникам через проигрывание ситуации: как пройти на своё место в театре, как правильно вести
себя в музее, магазине, поликлинике и т.д.
Практические: анализ различных ситуаций через упражнения, игры, конкурсы, охватывающие различные
виды деятельности детей. Через практику дети учатся делать комплименты, учатся составлять тексты
поздравлений и т. д.

Учебно-методические средства обучения

Для педагога:
Агафонова И.Н. «Уроки общения», СПб. Ривьера, 2003;
Богуславская Н.Е. «Веселый этикет». – Екатеринбург: АРГО 1997;
Гангнус Л.В. – Азбука вежливости, Москва, Педагогика, 2001;
Дами Э. «Хорошие манеры»;
Крижон Э.А. «Как вести себя» - Братислава: Обзор, 1999;
Лихачева Л.С. «Школа этикета»;
Рукавчук Л. «Энциклопедия этикета», СПб: Экспресс,1996;
Пегеева Л.А. «Этикет» - Чебоксары: Клио, 2002;

Сведения об авторе
Кочегарова Елена Алексеевна,
образование высшее,
первая категория,
пед.стаж 5 лет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».