Пояснительная записка Курс групповых занятий с подростками 8 классов рассматривается как самостоятельный предмет в учебно-воспитательном процессе. Он включён в учебный план (один час в неделю – 34 ч) и рассчитан на регулярную работу с детьми по приобщению их к основам этической культуры. Адаптированная рабочая программа по этике для 8 классов школы VIII вида разработана в соответствии с Федеральным законом « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273Ф.3 на основе: - программы специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений Y I I I вида 5-9 классы под редакцией И.М.Бгажноковой, М., «Просвещение», 2006, в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой ГБОУ «Центр «Дар». Цель программы - помочь подростку понять окружающий мир, сформировать у него представление о себе, о своих возможностях и отношениях с окружающим социумом. Внимание подростка к себе, понимание своей сущности, понимание того, что он - человек, постепенное осознание своих возможностей будет способствовать тому, что подросток научится видеть других людей, понимать их поступки, чувства, мысли, что обеспечивает возможность формировать нравственные мотивы поведения, которыми будет руководствоваться в своих поступках. Программа направлена на решение следующих задач: – формирование культуры общения, поведения, этических представлений; – развитие умения адаптироваться к людям, взаимодействовать с ними; – воспитание основных коммуникативных качеств и навыков; – развитие умения сочувствовать , сопереживать людям, животным, окружающим предметам, растениям; – закрепление навыков поведения в общественных местах, – обогащение и активизация словаря детей. Этические занятия выполняют профилактическую и компенсаторную функции, тем самым, способствуя выработать у учеников адекватную самооценку, позитивное отношение к окружающему миру, восстановить доброе отношение и к себе, и к людям. В учебно-тематический план курса «Этика» введены темы патриотической направленности. Уроки этики затрагивают так же проблемы человеческих отношений и нравственных истин. Программа создана из расчёта 1 час в неделю и рассчитана на 34 часа. № п/п Название раздела Кол-во часов 1 Введение 1 2 Этика и этикет 14 3 Этика человеческих отношений 5 4 Простые нравственные истины 4 5 Душа обязана трудиться 4 6 Посеешь поступок - пожнешь характер 3 7 Судьба и Родина едины 3 Требования к уровню подготовки учащихся Предполагаемый результат зависит от индивидуальных психофизических возможностей воспитанников, а также уровня сформированности нравственно-этических представлений и норм, который наблюдался на начало программы. Предполагается, что по окончанию учебного года обучающиеся: – получат представление о том, что можно, что нельзя делать, – получат представление о хороших и плохих привычках, о необходимости избавления от дурных привычек, – научатся видеть, понимать и сравнивать свои положительные и отрицательные поступки и привычки с примерами поведения близких людей, сверстников, героев сказок; – овладеют приемами вежливого поведения, обращения с окружающими, употребляя в речи "волшебные" слова; - усвоят основные понятия данного направления: этикет, нравственность, мораль, культура, воспитанность, вежливость, милосердие и т.д.; - будут иметь четкое представление о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком; По завершению работы по программе у детей будут сформированы: – способность представлять свои действия в воображаемой ситуации; – правильное отношение к соблюдению и нарушению общечеловеческих норм и принципов морали; – положительное представление о себе, в которое входят наличие определенных моральных качеств и общая положительная самооценка; – доброжелательное отношений к сверстникам, родителям, другим взрослым, уважение их прав и интересов. - соблюдение навыков культуры речи; - соблюдение правил поведения в школе, дома и в общественных местах; - умение анализировать свои поступки и соизмерять их с понятием порядочности; - навыки в общении: быть вежливым, тактичным, уважать вкусы и взгляды другого человека стремиться к совершенствованию физической красоты и нравственности. Промежуточный и итоговый результаты работы по программе отслеживаются в повседневной деятельности и в специально созданных ситуациях (занятия, перерыв между занятиями, на выставки, беседы с родителями и их анкетирование), через проведение и анализ специальных методик в логике этических занятий с детьми, педагогические срезы с использованием комплекса методик. Календарно-тематическое планирование № п/п Дата план Тема раздела (количество часов) Тема урока 1. Введение (1 час) Этика – наука о нравственной жизни человека 2. Этика и этикет (14 часов) Премудрости этикета Цель, задачи (к разделу) Дать понятие об этике и обязательных правилах поведения и речи. Обучить детей правилам поведения в Правила этикета на каждый день общественных местах, хорошим манерам. Красота этикета Элементарные правила поведения в Планируемые Форма проведения, результаты освоения элементы, содержание, (предметные, методические приемы метапредметные, (на каждый урок) личностные) (Результаты прописываются на раздел программы) 1. Урок-беседа. Составление Игры: "Вежливые представлений об этике, жмурки", "Слово на этикетных выражениях и ладошке", "Волшебная правилах этикета. шкатулка", "Словарь добрых слов и выражений", "Запрещенное движение". Произведения для чтения: стихи С.Погореловского, И.Пивоварова ("Доброй ночи", "Ослик"), "Волшебное слово" В.Осеевой, "Простите" В.Юсупова. 1. Урок-беседа Умение использовать правила вежливости и красивых манер, выработать привычку 2. Объяснение вести себя в соответствии с общепринятыми 3. Объяснение, работа в нормами в обществе. паре Простые школьные и домашние правила этикета Этикетные формулы речевого общения театре, на концерте, на выставке, в магазине, в музее и т.д, этикетные ситуации. 4. Объяснение, работа в парах. 5. Групповая работа, этикетные ситуации. Культура спора 6. Групповая работа Как надо разговаривать чтобы окружающие тебя поняли? 7. Работа в парах. Правила поведения в общественных местах. Посещение музея. 8. Объяснение, активные формы работы. ИКТ. Правила поведения в общественных местах: магазин, аптека, почта. 9. Урок-беседа. ИКТ. Правила поведения в общественных местах: детская библиотека. 10. Урок-беседа. ИКТ. Правила поведения в общественных местах: поликлиника. Правила поведения на природе. 11. Урок-беседа. ИКТ. Традиции общения в русской семье 13. Объяснение, ИКТ. Поздравления и пожелания 14. Урок практика. 12. Урок-беседа. ИКТ. 3. 4. Этика Человеческих отношений (5 часов) Простые нравственные истины (4 часов) Золотое правило нравственности Формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с В развитии добрых чувств – другом, развитие творение души эмоционально ценностной Природа - волшебные двери к сферы учащихся, добру и доверию воспитывать культуру общения друг с Жизнь протекает среди людей другом, самовоспитание личности ребенка. Умей быть благодарным Жизнь священна Человек рожден для добра Милосердие – закон жизни Душа обязана трудиться (4 часа) Следовать нравственной установки Достойно жить среди людей 2. Урок - беседа. ИКТ. 3. Игра, работа в группах. 5. Беседа. 4. Беседа. Показать учащимся исключительную значимость труда в жизни человека. Раскрыть понятие духовности и Сформировать у учащихся этические представления, знания о категории зла и добра. Развитие умений сравнивать ,анализировать, выделять главное, обобщать. 4. Беседа, ИКТ. Расширить знания 1. Работа в парах. учащихся о доброте, ее значении в жизни человека. 2. Работа в парах. Стимулировать детей к добрым поступкам. Учить 3. Беседа. ИКТ. делать выводы. Жить во благо себе и другим 5. 1. Урок-беседа. 1. Урок-беседа. 2. Урок беседа. ИКТ. Сформировать нравственные понятия как доброта, вежливость. Развитие оценочной деятельности ,направленной на анализ собственных поступков и поступков окружающих людей. Воспитание самоуважения. Вежливого обращения, способность чувствовать, понимать человека. Сформировать понятия духовности, представления о ключевых понятиях темы. Уметь понять и простить Простая этика поступков 6. Общение и источники Посеешь поступок преодоления обид - пожнешь характер (3 часа) Ростки нравственного опыта поведения Доброте сопутствует терпение 7. Судьба и Родина едины (3 часа) С чего начинается Родина В тебе рождается патриот и гражданин Человек- чело века работать над его осмыслением, дать возможность выразить свои мысли вслух, учить вести беседу Раскрыть на примерах понятие «нравственный поступок». Рассказать о негативном влиянии вредных привычек на организм человека, формировать негативное отношение к вредным привычкам, воспитывать ответственность за свое здоровье. 3. Групповая и индивидуальная работа. Дать понятия Родины, гражданина, патриота. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, край, своих сверстников. 1. Урок беседа. ИКТ. 4. Работа в группах. 1. Урок-беседа. 2. Групповая и индивидуальная работа. 3. ИКТ 2. Урок-беседа. Работа с учебниками. 3. Урок-беседа. Иметь понятие нравственного поступка, особенности нравственного поступка, уметь анализировать поступки героев. Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни, ответственность за свое здоровье, негативное отношение к вредным привычкам. Повышение культурного уровня школьников, формирование у них любви к Родине, воспитание гражданственности подростков и чувства гордости, патриотизма за свое государство. Формы и средства контроля В процессе обучения используется промежуточный и итоговый контроль. Промежуточный контроль – наблюдение активности обучающихся на занятиях и в процессе различных видов деятельности, обсуждение и анализ творческих работ школьников. Итоговый контроль заключается в анализе знаний обучающихся, полученных в процессе проведения срезанализов с использованием комплекса диагностических методик, выявляющих уровень нравственного развития школьников. Деятельность подростков оценивается словесной оценкой. Способы проверки уровня знаний, умений, навыков и формы подведения итогов Текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой работы; индивидуальная и групповая беседа с детьми; опрос; письменные работы. Методы обучения Беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, работа с книгой, ИКТ, активные формы работы, творческие проекты, практикумы, диспуты, игры, этикетные ситуации. Рассказом, например, начинается разговор о происхождении слова «этикет» и трансформации его содержания с течением веков; объяснение является необходимым при толковании новых для детей понятий, предусмотренных данной программой. С учетом возраста детей, для которых неприемлемы лекционные способы изложения материала, на занятиях по этике и культуре поведения наиболее эффективны беседы с детьми – это касается большинства занятий и, в первую очередь, тех, где рассматриваются темы, связанные с культурой поведения, культурой общения и т.д. Наглядные: показ иллюстраций, видеофильмов, способов выполнения тех или иных действий, наборов сюжетных картинок по темам: «Поведение на природе», «Поведение в общественных местах» и т. д., которые помогают детям лучше усвоить материал программы. С помощью наглядных средств происходит усвоение детьми норм поведения, которые прививаются воспитанникам через проигрывание ситуации: как пройти на своё место в театре, как правильно вести себя в музее, магазине, поликлинике и т.д. Практические: анализ различных ситуаций через упражнения, игры, конкурсы, охватывающие различные виды деятельности детей. Через практику дети учатся делать комплименты, учатся составлять тексты поздравлений и т. д. Учебно-методические средства обучения Для педагога: Агафонова И.Н. «Уроки общения», СПб. Ривьера, 2003; Богуславская Н.Е. «Веселый этикет». – Екатеринбург: АРГО 1997; Гангнус Л.В. – Азбука вежливости, Москва, Педагогика, 2001; Дами Э. «Хорошие манеры»; Крижон Э.А. «Как вести себя» - Братислава: Обзор, 1999; Лихачева Л.С. «Школа этикета»; Рукавчук Л. «Энциклопедия этикета», СПб: Экспресс,1996; Пегеева Л.А. «Этикет» - Чебоксары: Клио, 2002; Сведения об авторе Кочегарова Елена Алексеевна, образование высшее, первая категория, пед.стаж 5 лет