Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Утверждаю: Директор ________ /Н.И.Шляпникова / Приказ № от « » ________ 2016 «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Шляпникова Н.И. Приказ № __ от «___»_______20___г Рабочая программа по математике для обучающихся 3 класса с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2024-2025уч. год Составитель: Пименова Ж.А., учитель начальных классов. Г.Реж, 2024 г Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) -Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар» Цель: Создать условия для знакомства с числами до 100 Задачи: 1.Развитие умения выполнять сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд. 2. Формирование знания таблицы умножения и деления чисел 2,3,4,5,6. 3. Обучение умению читать, записывать, откладывать на счетах и сравнивать числа до 100. 4. Совершенствование умения решать задачи. 5. Закрепление умения вычерчивать углы и простые геометрические фигуры. Краткая характеристика контингента обучающихся 3 класса. По результатам консилиума № 240 от 7 августа 2024 года класс разделен на два уровня: минимальный и достаточный. У обучающихся снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. псих функций. Наблюдаются нарушения в эмоционально -волевой сфере. Обучающимися усвоен счёт до 20 и обратно, кроме некоторых обучающихся. Часть обучающихся могут выполнять задания самостоятельно, но нужен контроль и психологическая поддержка. Все обучающиеся путаются в понятиях «времена года», «дни недели», «времена суток». Один обучающийся пишет левой рукой. С минимальной помощью могут продолжить счёт с заданного числа, называют «соседей» заданного числа. Арифметические действия выполняют при индивидуальной или фронтальной работе с помощью учителя и по числовой ленте. Самостоятельно могут решать примеры по числовой ленте 4 человека. Неосмысленно выполняют работу 2 человека. Обучающиеся не понимают понятие «задача». Три человека требуют к себе постоянного внимания, индивидуальной работы. Планируемые результаты освоения учебного курса Предметные результаты. Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный уровень Достаточный уровень Познакомятся с числами до 100. Знание числового ряда 1—100 в прямом и обратном порядке; Будет возможность использовать название Умение считать присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми компонентов сложения, вычитания при группами в пределах 20; 2 выполнении заданий Познакомятся с умножением и делением чисел до 20 Закрепят знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения; Будет возможность решать, составлять изученные простые арифметические задачи; Будет возможность научиться выполнять арифметические действия с числами до 100 без перехода через десяток (сложение и вычитание круглых десятков, двузначного и однозначного чисел) Научаться различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии; Познакомятся с элементами четырехугольников; научатся вычерчивать прямоугольник (квадрат); умение откладывать любые числа в пределах 100 с использованием счётного материала; Знание названий компонентов сложения, вычитания; Понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания; Умение применять переместительноге свойство сложения; Умение выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100; Знание единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения; Умение различать числа, полученные при счёте и измерении, записывать числа, полученные при измерении; Знание порядка месяцев в году, дней недели; Умение определять время по часам (одним способом); Умение решать, составлять все изученные простые арифметические задачи; Умение составлять краткую запись, моделирование содержания, решать составные арифметические задачи в два действия; Умение различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии; Знание элементов четырехугольников; научатся вычерчивать прямоугольник (квадрат); Знакомство с числами до 100. Умение выполнять арифметические действия с числами до 100 без перехода через десяток Личностные: -появится положительное отношение и интерес к изучению математики; -научатся признавать собственные ошибки. -будет возможность участвовать в обсуждении совместной работы; - научатся задавать вопросы с целью получения информации; - научатся обращаться за помощью и принимать помощь; Содержание учебного курса Раздел Дидактические единицы Нумерация чисел в пределах 20; чётные - нечётные, Второй десяток. Нумерация. однозначные - двузначные числа; Повторение Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд в пределах 20; Решение простых задач на нахождение суммы и разности Коррекционная работа Упражнения на нахождение и исправление ошибок Слуховые математические диктанты Упражнения на сравнение Игровые методы Проблемное обучение Создание «ситуации успеха» Работа с бланками (на этапе рефлексии) 3 Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток и с переходом через десяток (повторение) Умножение и деление чисел Сотня Сложение и вычитание чисел до 100 Повторение Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток. Название компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся. Число 0 как компонент сложения. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путём разложения второго слагаемого на два числа. Вычитание однозначных чисел из двузначных путём разложения вычитаемого слагаемого на два числа. Таблицы состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления; Таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления Числовой ряд 1 – 100 в прямом и обратном порядке; счёт, присчитывание, отсчитывание по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; откладывание на счётах любые числа в пределах 100; Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд приёмами устных вычислений Сложение и вычитание круглых десятков Порядок действий в примерах в 2 – 3 арифметических действия. Нумерация чисел в пределах 100; круглые десятки; порядок действий при решении примеров; чётные нечётные, однозначные - двузначные числа; Таблица умножения и деления в пределах 20 Решение примеров и задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; Упражнения на увеличение объёма памяти, мышления Формирование навыков выполнения действий по инструкции Игровые методы Проблемное обучение Создание «ситуации успеха» Работа с бланками (на этапе рефлексии) Работа с алгоритмами Игровые методы Проблемное обучение Создание «ситуации успеха» Работа с бланками (на этапе рефлексии) Формирование навыков выполнения действий по инструкции Игровые методы Проблемное обучение Создание «ситуации успеха» Работа с бланками (на этапе рефлексии) Работа с наглядным матьериалом Работа с алгоритмами Игровые методы Проблемное обучение Создание «ситуации успеха» Работа с бланками (на этапе рефлексии) Упражнения на увеличение объёма памяти, мышления Формирование навыков выполнения действий по инструкции 4 Решение простых и составных задач. Календарно – тематическое планирование – 136 часов Тема Количество часов 1.Нумерация в пределах 20. Экскурсия. 1 2. Числа однозначные и двузначные. 1 3. Три способа образования чисел 1 4. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц 1 5. Десятичный состав чисел 1 6. Сравнение чисел в пределах 20 1 7. Арифметические действия с числами до 20 1 8. Меры измерения. Меры стоимости и массы 1 9. Меры измерения. Меры стоимости и массы. Экскурсия в магазин. 10. Мера длины, ёмкости, времени. 1 11. Вводная контрольная работа 1 12.Увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц 1 13.Переместительное свойство сложения 1 14.Дополнение чисел до круглых десятков 1 15.Составление по примеру на сложение двух примеров на вычитание 1 16.Нуль – компонент сложения и вычитания 1 17.Точка пересечения линий 1 18.Сложение в пределах 20 с переходом через десяток 1 19.Решение задач и примеров с переходом через разряд 1 20.Прибавление чисел 6, 7 1 21.Прибавление чисел 8, 9. Присчитывание и отсчитывание по 3 1 22.Таблица сложения в пределах 20 с переходом через разряд 1 23.Примеры с одним неизвестным 1 24.Присчитывание и отсчитывание по 4. Углы 1 25. Присчитывание и отсчитывание по 4. Углы. Экскурсия. 1 26.Вычитание чисел в пределах 20 1 27.Замена вычитаемых одним числом 1 28.Вычитание чисел 6, 7 1 29.Вычитание чисел 8, 9 1 30.Вычитание с переходом через десяток 1 Дата 5 31.Вычитание с переходом через десяток. Контрольная работа за 1 четверть. 32.Работа над ошибками. Четырёхугольники. 33. Четырехугольники. Экскурсия. 34.Сложение и вычитание с переходом через десяток 35.Сравнение полученных чисел с данным числом 36.Сравнение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц 37.Порядок действий в примерах со скобками 38.Решение примеров со скобками и без скобок 39.Меры времени – год, месяц 40.Умножение – арифметическое действие. Знак умножения (х) 41.Замена сложения умножением 42.Замена умножения сложением 43.Таблица умножения числа. Присчитывание по 2 44.Умножение по 2 45.Решение задач и примеров на умножение 46.Деление на 2 равные части. Знак деления (:) 47.Деление на 3, 4 равные части 48.Компоненты деления 49.Таблица деления на 2. Отсчитывание по 2 50. Отсчитывание и присчитывание по 2. Экскурсия. 51.Решение задач и примеров на деление 52.Замена умножения делением 53.Умножение и деление с именованными числами 54.Таблица умножения числа 3. Присчитывание по 3 55.Табличное умножение по 3 56.Таблица деления на 3. Отсчитывание по 3 57.Замена умножения на 3 делением 58.Все действия в пределах 20 59.Таблица умножения числа 4. Присчитывание по 4 60.Простые арифметические задачи на нахождение произведения 61. Таблица деления на 4. Отсчитывание по 4 62.Умножение и деление на 3 и 4. Контрольная работа за 2 четверть. 63.Работа над ошибками. Взаимосвязь таблиц умножения и деления 64.Умножение чисел 5 и 6. Присчитывание по 5, по 6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 65.Табличное умножение по 5, по 6 66.Деление на 5 и на 6 67.Таблица деления на 5, 6 равных частей. Отсчитывание по 5, по 6 68.Последовательность месяцев в году. 69.Последовательность месяцев в году. Экскурсия. 70.Все случаи умножения и деления в пределах 20 71.Составление задач по рисункам 72.Упражнения в решении примеров на умножение и деление. 73.Геометрические фигуры и тела: Шар, круг, окружность 74.Геометрические фигуры и тела: Шар, круг, окружность. Экскурсия. 75.Числа 21 –100 76.Меры стоимости 77.Десятичный состав чисел. Место десятков и единиц в числе 78.Прибавление 1 единицы к двузначному числу 79.Прибавление 1 десятка к двузначному числу 80.Вычитание единицы из круглых десятков 81.Таблица разрядов. Запись чисел до 100 82.Разложение двузначного числа на десятки и единицы 83.Составление двузначного числа из десятков и единиц и соответствующие случаи вычитания 84.Круглые десятки 85.Мера длины – метр. Экскурсия. 86.Мера времени: год. Календарь 87.Повторение. Числа до 100 88.Сложение и вычитание круглых десятков 89.Составление примеров на вычитание по примеру на сложение 90.Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел 91.Решение примеров и задач с именованными числами 92.Все случаи умножения и деления в пределах 100 93.Решение составных задач на сложение и деление 94.Составление задач с мерами стоимости 95.Упражнения в сложении и вычитании круглых десятков 96.Центр, радиус окружности и круга 97.Вычитание круглых десятков из двузначных чисел (43 – 20) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 98.Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц 99.Сложение двузначных чисел в пределах 100 100.Вычитание двузначных чисел из двузначных 101.Сложение и вычитание двузначных чисел 102.Порядок действий I и II ступеней 103.Сложение и вычитание двузначных чисел. Контрольная работа за 3 четверть 104.Работа над ошибками. Числа, полученные при измерении двумя мерами 105.Единица стоимости: рубль 106. Единица стоимости: рубль. Экскурсия в магазин. 107.Получение в сумме круглых десятков и 100 108.Образование числа 100 сложением двузначного числа с однозначным 109.Сложение двузначного числа с двузначным без перехода через разряд (37 +12) 110.Образование числа 100 сложением двузначного числа с двузначным 111.Упражнения в сложении двузначных чисел без перехода через разряд 112.Вычитание однозначных чисел из круглых десятков (30 – 4) 113.Вычитание двузначных чисел из круглых десятков (50 – 23) 114.Увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц 115.Упражнения в вычитании из круглых десятков. 116.Вычитание из 100 однозначных чисел (100 – 3) 117.Вычитание из 100 двузначных чисел (100 – 24) 118.Упражнения в вычитании из 100. 119.Составление задач по краткой записи 120.Закрепление. Все действия в пределах 100 121.Меры времени – сутки, месяц, год 122.Мера времени – минута 123.Мера времени – минута. Экскурсия. 124.Умножение и деление в пределах 20 125.Составные арифметические задачи в два действия 126.Деление на равные части 127.Деление по содержанию. 127.Деление по содержанию. 128.Деление на 2 равные части и деление по 2. Экскурсия. 129.Деление на 3 равные части и деление по 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 130.Деление на 4 равные части и деление по 4 131.Деление на 5 равные части и деление по 5 132.Сложение и вычитание в пределах 20 133.Сложение и вычитание в пределах 100 134.Умножение, деление в пределе 20 135. Геометрические тела и фигуры. Экскурсия. 136. Итоговая контрольная работа по теме « Сложение и вычитание чисел до 100 без перехода через десяток» Дата Раздел Второй десяток. Повторе ние (11 ч) Тема 1.Нумерация в пределах 20. Экскурсия. 2. Числа однозначные и двузначные. 3. Три способа образования чисел 4. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц 5. Десятичный состав чисел 6. Сравнение чисел в пределах 20 7. Арифметические действия с числами до 20 8. Меры измерения. Меры стоимости и массы. 9. Меры измерения. Меры стоимости и массы. Экскурсия в магазин. 10. Мера длины, ёмкости, времени. 11. Вводная контрольная работа 1 1 1 1 1 1 1 Содержание Нумерация чисел в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода и с переходом через разряд. Однозначные - двузначные числа. Решение простых задач на нахождение суммы и разности. Измерение и построение отрезка заданной длины. Углы и их виды. Построение по опорным точкам квадрата, прямоугольника, треугольника с помощью линейки. Единицы измерения и их соотношения Монета 50 к., бумажные купюры достоинством 50 р., 100 р. Замена Достаточный уровень Откладывают любые числа в пределах 20, с использованием счётного материала; называют компоненты сложения и вычитания; выполняют арифметических действий сложения и вычитания; образуют числа второго десятка способом сложения. Измеряют и сравнивают длину отрезков. Решают задачи на Минимальный уровень Считают до 20 Арифметические действия выполняют на счётном материале с числами в пределе до 20 под контролем учителя 9 Сложен ие и вычитан ие чисел второго десятка (28 ч) 12.Увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц 13.Переместительное свойство сложения 14.Дополнение чисел до круглых десятков 15.Составление по примеру на сложение двух примеров на вычитание 16.Нуль – компонент сложения и вычитания 17.Точка пересечения линий 18.Сложение в пределах 20 с переходом через десяток 19.Решение задач и примеров с переходом через разряд 20.Прибавление чисел 6, 7 21.Прибавление чисел 8, 9. Присчитывание и отсчитывание по 3 22.Таблица сложения в пределах 20 с переходом через разряд 23.Примеры с одним неизвестным нескольких бумажных купюр по 5 р., 10 р. (монет по 5 к., 10 к.) одной купюрой 50 р., 100 р. (монетой 50 к.). Размен бумажных купюр достоинством 50 р., 100 р. (монеты 50 к.) по 10 р., 5 р. (по 10 к., 5 к.). Соотношение: 1 р. = 100 к. Арифметические действия Называние компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Арифметические задачи Простые арифметические задачи на суммы, остатка, увеличение и уменьшение на несколько единиц. Геометрический материал Четырехугольники (прямоугольник, квадрат, построение по опорным точкам). Построение отрезка больше (меньше) данного, равного данному. Измерение сторон, вычерчивание по данным вершинам. Треугольник. Прямая и кривая линии. Точка пересечения линий. Свойства сторон, углов. нахождение суммы и остатка. Составляют краткую запись к задачам с помощью учителя Составляют по примеру на сложение 3 примера. Решают примеры на сложение и вычитание. Оценивают правильность составления числовой последовательност и. Сравнивают и сопоставляют числа в пределах 20. Сравнивают пары примеров вида: 5+3, 15+3. Используют в речи название компонентов чисел. Сравнивают и сопоставляют пары примеров вида: 6-3, 16-3. Вычитают двузначное число из двузначного (1613). Присчитывают и Задания по образцу выполняют под контролем учителя Письменные действия сложения выполняют с помощью счёт 10 Умноже ние и деление 24.Присчитывание и отсчитывание по 4. Углы 25. Присчитывание и отсчитывание по 4. Углы. Экскурсия. 26.Вычитание чисел в пределах 20 27.Замена вычитаемых одним числом 28.Вычитание чисел 6, 7 29.Вычитание чисел 8, 9 30.Вычитание с переходом через десяток 31.Вычитание с переходом через десяток. Контрольная работа за 1 четверть. 32.Работа над ошибками. Четырёхугольники. 33. Четырехугольники. Экскурсия. 34.Сложение и вычитание с переходом через десяток 35.Сравнение полученных чисел с данным числом 36.Сравнение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц 37.Порядок действий в примерах со скобками 38.Решение примеров со скобками и без скобок 39.Меры времени – год, месяц 40.Умножение – арифметическое действие. Знак умножения (х) Единицы измерения и их соотношения Числа, полученные при измерении. Меры времени: год, месяц. Обозначение: 1 год. Соотношения: 1 мес. = 28, 29, 30, 31 сут., 1 год = 12 мес. отсчитывают по 3, 4 Вычитают и складывают с переходом через десяток с использованием числовой ленты. Решают примеры со скобками Знают меры времени: год, месяц. Арифметические действия Понятие умножения. Умножение как сложение Заменяют умножение на сложение и Знают таблицу умножения на 2. Списывают с 11 чисел второго десятка (30 ч) 41.Замена сложения умножением 42.Замена умножения сложением 43.Таблица умножения числа. Присчитывание по 2 44.Умножение по 2 45.Решение задач и примеров на умножение 46.Деление на 2 равные части. Знак деления (:) 47.Деление на 3, 4 равные части 48.Компоненты деления 49.Таблица деления на 2. Отсчитывание по 2 50. Отсчитывание и присчитывание по 2. Экскурсия. 51.Решение задач и примеров на деление 52.Замена умножения делением 53.Умножение и деление с именованными числами 54.Таблица умножения числа 3. Присчитывание по 3 55.Табличное умножение по 3 56.Таблица деления на 3. Отсчитывание по 3 57.Замена умножения на 3 делением 58.Все действия в пределах 20 59.Таблица умножения числа 4. Присчитывание по 4 нескольких одинаковых слагaeмыx. Название компонентов умножения. Знак умножения «х». Замена сложения одинаковых слагаемых умножением, замена умножения сложением. Запись и чтение действия умножения. Таблица умножений чисел 2, 3, 4, 5, 6 (в пределах 20). Деление. Знак деления «:». Чтение действия деления. Название компонентов деления. Таблица деления на 2, 3, 4, 5, 6 (в пределах 20). Взаимосвязь таблицы умножения и деления. Арифметические задачи Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части). Геометрический материал Многоугольник. Вершины, стороны, углы многоугольника. Название многоугольника в зависимости от количества углов. Измерение сторон, вычерчивание по данным вершинам. Четырѐхугольник. наоборот. Знают таблицу умножения на 2, 3, 4, 5, 6 до 20 Присчитывают по 3, 4 доски. Повторяют за одноклассниками 12 Второй десяток (Умнож ение и деление чисел: все случаи) (5 ч) 60.Простые арифметические задачи на нахождение произведения 61. Таблица деления на 4. Отсчитывание по 4 62.Умножение и деление на 3 и 4. Контрольная работа за 2 четверть. 63.Работа над ошибками. Взаимосвязь таблиц умножения и деления 64.Умножение чисел 5 и 6. Присчитывание по 5, по 6 65.Табличное умножение по 5, по 6 66.Деление на 5 и на 6 67.Таблица деления на 5, 6 равных частей. Отсчитывание по 5, по 6 68.Последовательность месяцев в году. 69.Последовательность месяцев в году. Экскурсия. 70.Все случаи умножения и деления в пределах 20 71.Составление задач по рисункам 72.Упражнения в решении примеров на умножение и деление. 73.Геометрические фигуры и тела: Шар, круг, окружность 74.Геометрические фигуры и тела: Шар, круг, окружность. Экскурсия. Числа, полученные при измерении. Меры времени: месяц. Порядок месяцев, их названия. Шар, круг, окружность. Циркуль. Построение окружности с помощью циркуля. Решают составные задачи с учителем Решают примеры на умножение и деление с испрользованием таблицы Пифагора Различают круг и шар. Списывают с доски, повторяют за учителем и одноклассниками 13 Сотня. 75.Числа 21 –100 Нумерац 76.Меры стоимости ия (13 ч) 77.Десятичный состав чисел. Место десятков и единиц в числе 78.Прибавление 1 единицы к двузначному числу 79.Прибавление 1 десятка к двузначному числу 80.Вычитание единицы из круглых десятков 81.Таблица разрядов. Запись чисел до 100 82.Разложение двузначного числа на десятки и единицы 83.Составление двузначного числа из десятков и единиц и соответствующие случаи вычитания 84.Круглые десятки 85.Мера длины – метр. Экскурсия. 86.Мера времени: год. Календарь 87.Повторение. Числа до 100 Сложен 88.Сложение и вычитание ие и круглых десятков вычитан 89.Составление примеров на ие чисел вычитание по примеру на до 100 сложение (36 ч) 90.Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел 91.Решение примеров и задач с именованными числами Образование круглых десятков в пределах 100, их запись и название. Ряд круглых десятков. Присчитывание, отсчитывание по 10 в пределах 100. Считают десятками до 100 Откладывают любые числа в пределах 100; Записывают числа до100 Используют числовой квадрат Раскладывают двузначные числа на разряды Считают десятками до 100 Получение и запись круглых десятков. Счѐт десятками до 100. Запись круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц, их запись. Разложение полных двузначных чисел на Выполняют все случаи сложения и вычитания чисел до 100 с использованием числового квадрата На циферблате часов показывают время в часах и минутах. Работу выполняют с помощью учителя с числами до 20. 14 92.Все случаи умножения и деления в пределах 100 93.Решение составных задач на сложение и деление 94.Составление задач с мерами стоимости 95.Упражнения в сложении и вычитании круглых десятков 96.Центр, радиус окружности и круга 97.Вычитание круглых десятков из двузначных чисел (43 – 20) 98.Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц 99.Сложение двузначных чисел в пределах 100 100.Вычитание двузначных чисел из двузначных 101.Сложение и вычитание двузначных чисел 102.Порядок действий I и II ступеней 103.Сложение и вычитание двузначных чисел. Контрольная работа за 3 четверть 104.Работа над ошибками. Числа, полученные при измерении двумя мерами 105.Единица стоимости: рубль 106. Единица стоимости: рубль. Экскурсия в магазин. 107.Получение в сумме десятки и единицы. Умение откладывать число в пределах 100 на счѐтах. Числовой ряд 1-100. Счѐт в пределах 100 (количественный и порядковый). Присчитывание, отсчитывание по единице, равными числовыми группами по 2, по 5, по 3, по 4 (в прямой и обратной последовательности). Сравнение чисел: сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду, сравнение чисел по количеству десятков и единиц. Понятие разряда. Таблица разрядов. Увеличение, уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа чѐтные и нечѐтные. Понимают назначение циркуля, умеют пользоваться Арифметические действия Называние компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 30, 60 + 7, 60 + 17, 65 + 1, 61 + 7, 61 + 27, 61 + 9, 61 + 29, 92 + 15 круглых десятков и 100 108.Образование числа 100 сложением двузначного числа с однозначным 109.Сложение двузначного числа с двузначным без перехода через разряд (37 +12) 110.Образование числа 100 сложением двузначного числа с двузначным 111.Упражнения в сложении двузначных чисел без перехода через разряд 112.Вычитание однозначных чисел из круглых десятков (30 – 4) 113.Вычитание двузначных чисел из круглых десятков (50 – 23) 114.Увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц 115.Упражнения в вычитании из круглых десятков. 116.Вычитание из 100 однозначных чисел (100 – 3) 117.Вычитание из 100 двузначных чисел (100 – 24) 118.Упражнения в вычитании из 100. 119.Составление задач по краткой записи 120.Закрепление. Все действия в пределах 100 8, 61 + 39 и соответствующие случаи вычитания). Нуль в качестве компонента сложения и вычитания, нуль в результате вычитания. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Сложение и вычитание с числами, полученными при измерении двумя мерками. Скобки. Действия 1 и 11 ступеней. Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками. Арифметические задачи Простые, составные арифметические задачи. Составление задач в 2 действия: сложение и вычитание, умножение и деление. Простые, составные арифметические задачи с числами, полученными при измерении двумя мерками. Составные арифметические задачи в два действия, составленные из ранее решаемых простых задач. Геометрический 16 121.Меры времени – сутки, месяц, год 122.Мера времени – минута 123.Мера времени – минута. Экскурсия. материал Многоугольник. Вершины, стороны, углы многоугольника. Название многоугольника в зависимости от количества углов. Измерение сторон, вычерчивание по данным вершинам. Четырѐхугольник. Меры времени. Календарь. Порядок месяцев в году. Соотношения:1 мес. = 28, 29, 30, 31 сут., 1 год = 12 мес. Центр и радиус. Окружности и круги. Построение окружности с помощью циркуля. Обозначение центра окружности буквой о. Дуга как часть окружности. Единицы измерения и их соотношения Единица измерения длины: метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см. Единица измерения массы: килограмм. Обозначение: 1 кг. Единица измерения ѐмкости: литр. Обозначение: 1 л. Единицы измерения времени: сутки, минута. 17 Умноже ние и деление чисел (8 ч) 124.Умножение и деление в пределах 20 125.Составные арифметические задачи в два действия 126.Деление на равные части 127.Деление по содержанию. 128.Деление на 2 равные части и деление по 2. Экскурсия. 129.Деление на 3 равные части и деление по 3 130.Деление на 4 равные части и деление по 4 131.Деление на 5 равные части и деление по 5 Повторе ние (5 ч) 132.Сложение и вычитание в пределах 20 133.Сложение и вычитание в пределах 100 134.Умножение, деление в пределе 20 135. Геометрические тела и фигуры. Экскурсия. 136. Итоговая контрольная работа по теме « Сложение и вычитание чисел до 100 без перехода через десяток» Обозначение: 1 мин, 1 сут. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч. Табличные случаи умножения и деления. Взаимосвязь таблицы умножения и деления. Скобки. Действия 1 и 11 ступеней. Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками. Деление на равные части и по содержанию. Нумерация чисел в пределах 100. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение простых задач. Решение задач в два действия. Порядок действий при решении примеров. Таблица умножения. Геометрический материал. Понимают смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления; Работают с учителем, выполняют практические действия на деление на равные части и по содержанию. Счёт до 100. Раскладывают на разрядные слагаемые. Выполняют арифметические действия. Счёт десятками до 100 Выполняют сложение и вычитание круглых десятков 18