1 Содержание: 1. Комплекс основных характеристик программы……………………………….. 3 1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………. 3 1.2. Цель и задачи программы……………………………………………………….. 6 1.3. Планируемые результаты………………………………………………………. 6 1.4. Воспитательный потенциал программы……………………………………….. 8 1.5. Содержание программы. Учебный план……………………………………… 8 2. Комплекс организационно-педагогических условий………………………… 12 2.1. Календарно-тематический план……………………………………………….. 14 2.2. Условия реализации программы……………………………………………….. 18 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы……………………….. 24 3. Список литературы. Список литературы для педагога………………………………………………. 24 Список литературы для обучающихся (родителей)…………………………… 25 Приложения. Приложение 1. Оценочные материалы. Промежуточная аттестация (декабрь). Тест………………………………………………………………….. 27 Приложение 2. Фото музея…………………………………………................. 29 2 1. Комплекс основных характеристик программы. 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный музей» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ОВЗ), а также с учетом следующих документов: Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный Закон от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных услуг в социальной сфере». 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.). 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 5. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 10. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 12. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 13. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 14. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении 3 методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 15. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 20.04.2022 № 392-Д «О проведении независимой оценки качества (общественной экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ». 17. Постановление Правительства Свердловской области от 01.06.2023 № 371-ПП «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере на территории Свердловской области по направлению деятельности «Реализация дополнительных образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств)». 18. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом». 19. Устав ГБОУ «Центр «Дар». 20. Рабочая программа воспитания ГБОУ «Центр «Дар» на 2024-2025 учебный год. 21. Положение о проектировании, структуре и порядке утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в ГБОУ «Центр «Дар». 22. Положение о порядке проведения входного, текущего контроля, итогового контроля освоения учащимися дополнительных общеразвивающих программ в ГБОУ «Центр «Дар». Программа «Школьный музей» предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея и имеет краеведческую направленность Актуальность программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный музей» сегодня, как никогда, соответствует потребностям времени, нормативно - правовым актам, имеющим в своем содержании требования к воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма, любви и уважения к Родине, к предкам. Опираясь на федеральные и региональные документы патриотической направленности: • Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с 2021 по 2024 годы • Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 № 551 «О военно патриотических молодежных и детских объединениях» - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный музей» способствует тому, что обучающиеся знакомятся с основными видами музейной деятельности, приобщаются к поисково-собирательской работе, изучают и описывают музейные предметы, создают коллекции, проводят экскурсии. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. В школьном музее учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Собранные экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России, а специальности, связанные с музейной деятельностью, являются востребованными. 4 Новизна, педагогическая целесообразность Новизна данной программы заключается в том, что, помимо обучения основам краеведения, она позволяет разнообразить и мотивировать самостоятельную деятельность детей в соответствии с рекомендациями по музееведению, экскурсионному делу, а также с использованием музейного материала (фактов, документов, краеведческих источников о родном крае). В программе отражены основные цели и задачи, направленные на воспитание патриотизма и гражданственности, верности Отечеству, развитие интереса к историческим ценностям. Отличительными особенностями данной программы является то, что рассматривается именно школьный музей - самостоятельный, цельный культурно-исторический организм, со своей неповторимой судьбой и характером, который является призмой, через которую школьник получает возможность узнать прошлое своих предков, оценить свое настоящее и приступить к проекции и реализации своего будущего. Выразить свои впечатления, свое понимание окружающей действительности воспитанник может через формирование собственных экспозиций в коллективном долгосрочном образовательном проекте – презентации на ученической конференции. Предметом комплексного рассмотрения на занятиях будет социальный объект, изучая который воспитанники овладеют основами музееведения. Адресат программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный музей» рассчитана для учащихся среднего звена: 8 классов, имеющие особые образовательные потребности (интеллектуальные нарушения). Исходя из рекомендаций ПМПК, разработаны формы, методы и виды деятельности обучающихся по данной программе, по ее реализации и результативности. Возрастные особенности развития детей: 14-15 лет. Учащиеся данного возраста хорошо адаптированы к требованиям школьной программы обучения и воспитания. Учитывая их интересы, способности, в группу набираются дети исключительно добровольно, по желанию, в соответствии с их физическим здоровьем. В группе – учащиеся одного класса, взаимоотношения хорошие, имеют склонность к самореализации, самоутверждению, общие интересы. Режим занятий – периодичность и продолжительность занятий: Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Общее количество часов в неделю – 1 час. Объем и срок освоения программы: Объем программы – 34 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения: Особенности организации образовательного процесса. Формы реализации образовательной программы: Традиционная модель Уровень программы - Стартовый уровень. Форма обучения по программе – очная. Перечень видов занятий: - эвристические беседы, - самостоятельно-поисковая деятельность, - игра, экскурсии, - групповая работа, - мини-исследования, - проектная деятельность, 5 - встречи, -практические занятия. Методы обучения: - словесные, наглядные, практические (изложение учебного материала); - продуктивные (ремонт экспонатов фонда, составление экспозиции). - объяснительно-иллюстративные (рассказ о тематических событиях). - поисковые, исследовательские (используя Интернет, знакомых, родственников, местное население, пополнение материалов музея, исторических сведений). Педагогические технологии: - технология личностно-ориентированного подхода; - дифференцированного обучения; - здоровьесберегающая технология; - информационно-коммуникационные технологии; - технология коллективной творческой деятельности. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: творческий отчет на ученической конференции. 1.2.Цель и задачи программы Цель: развитие творческих способностей обучающихся, формирование их гражданского сознания и патриотизма на основе краеведения и музееведения. Задачи: - образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея; - воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции. - развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры; 1.3. Планируемые результаты Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих метапредметных, личностных и предметных образовательных результатов. Метапредметные: Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия: -познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); -регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой; -коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием. Личностные: 6 - В сфере гражданского воспитания: активное участие в жизни страны, родного края и семьи; готовность в разнообразной совместной деятельности, стремление в взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности. - В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, своей школы; ценностное отношение к достижениям своей Родины (подвигам и трудовым достижениям); уважение к историческому и природному наследию, памятникам и традициям. - В сфере духовно-нравственного воспитания: ценностное отношение к школе, своему городу, народу, Родине, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора. - В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к традициям своей школы и своего народа в целом, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности культуры как средства коммуникации и самовыражения. - В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности. - В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. - В сфере ценности научного познания: овладение языковой и читательской культуры как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Предметные результаты освоение программы внеурочной деятельности «Школьный музей» представлены с учетом специфика содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности. - Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности; извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею. - История: соотносить события истории с событиями региональной историей родного края и школы; умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов людей; умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактических материалах; уважение к историческому наследию народов России. Планируемые результаты освоения программы обучения, определяющие основные компоненты процесса освоения дополнительной общеобразовательной программы: - Познакомятся с историей возникновения и развития музеев. - Познакомятся с музейным пространством своего района, города. - Познакомятся и начнут осваивать основы экскурсионной, исследовательской, музееведческой деятельности. - Получат навыки работать со специализированной литературой, научаться пользоваться различными информационными источниками. - Научатся создавать и представлять свои творческие работы (экскурсии, исследовательские работы, проводить несложные мероприятия для своих сверстников) перед аудиторией. - Получат опыт социализации, участвуя в социально-значимой деятельности. 7 - Разовьют навыки коммуникации. - Укрепят свои нравственные позиции: любовь к России, ее истории, к городу: уважение к старшим (ветеранам, педагогам) и к сверстникам. 1.4. Воспитательный потенциал программы Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Музей является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы. Воспитательный потенциал школьного музея реализуется по различным направлениям: • работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями; • развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции; • воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности через активизацию исследовательской деятельности и участие в конкурсном движении; • использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме проектов; • активизация гражданской позиции через участие в Совете музея. 1.5. Содержание программы Учебный (тематический) план. № п/п Название раздела, темы Вводное занятие. 1. Изучение истории школы Количество часов Всего Теория Практи ка 1 1 2 1 1 1.1. Основные события в жизни школы. Учителя школы прошлых лет. 1 0,5 0,5 1.2. История деятельности пионерской и комсомольской организаций. 1 0,5 0,5 Музей как институт социальной памяти 2 2.1. Происхождение музея. Профили и типы музеев. 1 2.2. Специфика школьного музея как центра музейнопедагогической и краеведческой работы в школе. 2. 1 Формы аттестации/контроля опрос Составление хронологической таблицы с обозначением деятельности опрос Составление таблицы «Профили и типы музеев» с примерами. Примеры из фонда музея, как доказательство профиля нашего музея. 8 Музейный предмет и способы его изучения 2 Понятия: музейный предметпредмет музейного назначения – экспонат. Способы изучения музейных предметов. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Проведение научных исследований активом школьного музея Экспедиции и краеведческие походы. 2 Способы комплектования фондов школьного музея. 1 Фонды школьного музея. Основные направления фондовой работы Фонды школьного музея и их значение. 4 5.2. Комплектование музейных фондов. 1 1 5.3. Учет музейных фондов. 1 1 5.4. Хранение музейных фондов. 1 1 опрос Экспозиция школьного музея 3 Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс. Выставка как форма презентации коллекций. 1 0,5 опрос 1 Составить тематическую выставку 6.3. Этапы создания экспозиций. 1 План создания экспозиции. 7 7.1. Работа с аудиторией Аудитория школьного музея. 3 1 7.2. Музейная экскурсия и ее подготовка. 1 7.3. Работа экскурсовода. 1 Изучение истории школьного музея 4 Школьный музей – источник изучения родного края. 1 3. 3.1. 3.2. 4. 4.1. 4.2. 5. 5.1. 6 6.1. 6.2. 8 8.1. 1 1 1 Привести примеры экспонатов различных видов. опрос Результаты экскурсии 1 опрос 1 опрос 0,5 Самостоятельно составить экспозицию на определенную тему. Запись в инвентарную книгу Беседа с опросом. 1 План экскурсии 1 1 Составить характеристику качеств экскурсовода. Анкета, тест 9 8.2. История создания школьного музея. 1 1 8.3. Фонды и экспозиции школьного музея. Направление работы школьного музея. Историческое краеведение Историческое краеведение как наука. Записи историкокраеведческих наблюдений. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий. Изучение и охрана памятников Великой Отечественной войны. Военно-патриотическая работа Воспитательное значение военно-патриотической работы. Учителя школы – ветераны и труженики тыла ВОВ. Пропаганда героических подвигов советских воинов. Ученики школы – защитники Отечества. Организация и проведение исторических экспедиций, поездок по местам боевой славы Как организовать историческую поездку. Как организовать поездку по местам боевой славы. Подведение итогов Организация отчетной выставки и подготовка выступления на конференции. 1 1 8.4. 9 9.1. 9.2. 9.3. 9.4. 10 10.1. 10.2. 10.3. 10.4. 11 11.1. 11.2. 1 1 Выступление по теме с испозованием экспонатов музея Составить обзорный рассказ о музее опрос 4 1 1 тест 1 1 1 1 1 1 Записать собственные наблюдения. Составить вопросы для беседы. Поиск информации в Интернете. 4 1 Анкета. 1 1 Информация из Интернета. опрос 1 Рассказ по фото 1 1 1 1 Составление проекта и плана Составление проекта и плана 1 1 1 1 1 1 1 2 Защита экспозиции Содержание учебного плана. Вводное занятие – 1 час 1.Вводное занятие. Задачи, содержание и значение работы кружка «Школьного музея». Особенности работы историков-краеведов. 1. Изучение истории школы – 2 часа Основные события в жизни школы. Учителя школы. История создания школы. Основные события в жизни школы. Учителя школы. Деятельность школы в 70-90 гг. Организация обучения, 10 школьное хозяйство, внеурочная жизнь учащихся. История деятельности пионерской и комсомольской организаций по экспозиции школьного музея. Юбилеи школы. Летопись школы. 2. Музей как институт социальной памяти – 2 часа Происхождение музея. Профили и типы музеев. Происхождение музея. Изучение музеев античного мира и эпохи Возрождения. Первые национальные музеи. Рассмотрение профилей и типов музея. Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Выбор профиля и темы музея. 3. Музейный предмет и способы его изучения – 2 часа Понятия: музейный предмет-предмет музейного назначения – экспонат. Знакомство с понятиями: музейный предмет, предмет музейного назначения, экспонат и работа с ними в рамках школьного музея. Классификация музейных предметов. Способы изучения музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель. 4. Проведение научных исследований активом школьного музея – 2 часа Экспедиции и краеведческие походы. Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма комплектования фондов. Способы комплектования фондов школьного музея. Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в библиотеках и архивах. Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам научных исследований. 5. Фонды школьного музея. Основные направления фондовой работы – 4 часа Фонды школьного музея и их значение. Работа с понятием: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Комплектование музейных фондов. Изучение структуры фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Учет музейных фондов. Основные направления фондовой работы: комплектование, учѐт и хранение. 6. Экспозиция школьного музея – 3 часа Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс. Работа с понятиями: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс. Выставка как форма презентации коллекций. Выставка (экспозиция временного характера) как актуальная для школьного музея форма презентации его коллекций. Интерактивные выставки. Этапы создания экспозиций. Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления. 7. Работа с аудиторией – 3 часа Аудитория школьного музея. Понятие: аудитория школьного музея – учащиеся данной школы или других школ, родители, жители посѐлка, воспитанники детских садов и т. д. Разнообразие форм работы с аудиторией. Традиционные и нетрадиционные формы работы с аудиторией. Музейная экскурсия и ее подготовка. Основные требования к музейной экскурсии. Этапы подготовки экскурсии. Работа экскурсовода. 8. Изучение истории школьного музея – 4 часа Школьный музей – источник изучения родного края. Рассмотреть школьный музей как источник изучения родного края. Профиль музея: воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности. Фонды и экспозиции школьного музея. Направление работы школьного музея. 11 9. Историческое краеведение – 4 часа Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений. Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. Изучение и охрана памятников Великой Отечественной войны. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны. 10. Военно-патриотическая работа – 4 часа Воспитательное значение военно-патриотической работы. Учителя школы – ветераны и труженики тыла ВОВ. Пропаганда героических подвигов советских воинов. Ученики школы – защитники Отечества. 11. Организация и проведение исторических экспедиций, поездок по местам боевой славы - 2 часа. Составление плана поездки: тема, цель, маршрут, инвентарь. Подведение итогов – 1 час Организация отчетной выставки. Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Организация отчетной выставки. 2. Комплекс организационно-педагогических условий. № Основные характеристики п/п образовательного процесса 1 2 3 4 5 6 7 8 Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов в год Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Окончание учебного года 34 34 1 34 16 18 2 сентября 2024 30 мая 2025 12 Месяц 2.1. Календарно-тематический план Класс / группа/ дата 8 А 8Б Время прове дения 14-30 Сентябрь 14-30 14-30 Октябрь 14-30 14-30 Форма занятия Всего часов Тема занятия Место проведения Форма контроля Лекция, беседа с демонстрацие й музея, его фонда. Лекция, беседа с демонстрацие й музея, его фонда. Практ. работа. Встречабеседа с ветераном пионерского движения. Практ. работа. 1 Вводное занятие. Цель, задачи курса, режим работы, направления основной деятельности, результат. Школьный музей Опрос. 1 1.Изучение истории школы: 1.1. Основные события в жизни школы. Учителя школы прошлых лет. Школьный музей Составление хронологической таблицы с обозначением деятельности 1 1.2. История деятельности пионерской и комсомольской организаций. Школьный музей. опрос 1 2.Музей как институт социальной памяти: 2.1.Происхождение музея. Профили и типы музеев. Школьный музей Составление таблицы «Профили и типы музеев» с примерами. Рассказ с элементами беседы. 1 2.2. Специфика школьного музея как центра музейнопедагогической и краеведческой работы в школе. Школьный музей Примеры из фонда музея, как доказательство профиля нашего музея. 13 14-30 Практ. работа 1 14-30 Экскурсия. 1 14-30 Встреча с ветераном труда, создателем нашего музея Голендухины м В.И. Практ. работа. 1 1 14-30 Беседа с наглядным материалом. 1 14-30 Практ. работа с ПК – фонд музея. Лекция + практ. работа. 1 1 5.3. Учет музейных фондов. 14-30 Практ. работа. 1 5.4. Хранение музейных фондов. 14-30 Лекция с демонстрации ей. 1 6. Экспозиция школьного музея. 6.1. Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс. Ноябрь 14-30 Декабрь 14-30 Школьный музей Привести примеры экспонатов различных видов. Экскурсия в музей школы №1. Школьный музей опрос 4.2. Способы комплектования фондов школьного музея. Школьный музей 5. Фонды школьного музея. Основные направления фондовой работы: 5.1. Фонды школьного музея и их значение. 5.2. Комплектование музейных фондов. Школьный музей Практ. работа на ПК с инвентарной книгой. Опрос. Школьный музей тест 3. Музейный предмет и способы его изучения: 3.1. Понятия: музейный предметпредмет музейного назначения – экспонат. 3.2. Способы изучения музейных предметов. 4. Проведение научных исследований активом школьного музея: 4.1. Экспедиции и краеведческие походы. Городской исторический музей. Беседа с хранителем. Школьный музей Школьный музей Проблемные вопросы, проблемные ситуации. Записать собственные наблюдения. Составить вопросы для беседы. Опрос 14 14-30 Практ. работа. 1 6.2. Выставка как форма презентации коллекций. Школьный музей 14-30 1 6.3.Этапы создания экспозиций. Школьный музей 1 7. Работа с аудиторией 7.1. Аудитория школьного музея. Школьный музей 14-30 Работа на ПК Фонд музея. Лекция с демонстрацие й. Беседа Самостоятельно составить экспозицию на определенную тему. Запись в инвентарную книгу опрос 1 Школьный музей Беседа. 14-30 Экскурсия 1 7.2. Музейная экскурсия и ее подготовка. 7.3. Работа экскурсовода. 14-30 Практ. работа. 1 14-30 Лекция + практ. работа. Рассказ с демонстрацие й. Рассказ с элементами беседы. Лекция. 1 14-30 Беседа с демонстрацие й материала. 1 14-30 Беседа. 1 Январь 14-30 Февраль 14-30 14-30 Март 14-30 1 8. Изучение истории школьного музея. 8.1. Школьный музей – источник изучения родного края. 8.2. История создания школьного музея. 8.3. Фонды и экспозиции школьного музея. Экскурсия в городской исторический музей. Школьный музей Рассказ о своих впечатлениях. Составить тематическую выставку Школьный музей Школьный музей План создания экспозиции. Опрос. 1 8.4. Направление работы школьного музея. Школьный музей Беседа с опросом. 1 9. Историческое краеведение. 9.1. Историческое краеведение как наука. 9.2. Записи историкокраеведческих наблюдений. Школьный музей План экскурсии Школьный музей 9.3. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий. Школьный музей Составить характеристику качеств экскурсовода. Составить вопросы для беседы. 15 14-30 Экскурсия. 1 14-30 1 14-30 Лекция-беседа с примерами местных героев. Лекциябеседа. Лекциябеседа. Практ. работа. 14-30 Практ. работа. 1 14-30 Практ. работа. 1 14-30 Ученическая конференция. 1 Май Апрель 14-30 14-30 ИТОГО: 1 1 1 9.4. Изучение и охрана памятников Великой Отечественной войны. 10. Военно-патриотическая работа. 10.1. Воспитательное значение военно-патриотической работы. 10.2. Учителя школы – ветераны и труженики тыла ВОВ. 10.3. Пропаганда героических подвигов советских воинов. 10.4. Ученики школы – защитники Отечества. 11. Организация и проведение исторических экспедиций, поездок по местам боевой славы. 11.1. Как организовать историческую поездку. 11.2. Как организовать поездку по местам боевой славы. Подведение итогов. Организация отчетной выставки и подготовка выступления на конференции. Экскурсия к Памятнику «Слава героям» Школьный музей Анкета, тест Школьный музей Выступление по теме с использованием экспонатов музея Составить обзорный рассказ о музее опрос Школьный музей Рассказ по фото Школьный музей Составление проекта и плана Школьный музей Составление проекта и плана Защита экспозиции. Выступление на конференции Школьный музей Школьный музей 34 часа 16 2.2. Условия реализации программы материально-техническое обеспечение Школьный музей - помещение площадью 42,8 м. кв. на втором этаже двухэтажного здания кирпичной постройки; t◦воздуха+18◦, относительная влажность 55%. Экспонаты размещены в стеклянных стеллажах, на полках. Двери деревянные. Пол покрыт линолеумом. Стены покрашены водоэмульсионной краской. В музее 2 окна. Искусственное освещение – лампы дневного света. Музейное оборудование: экспозиционные стеллажи, стенды для экспозиций, столы, стулья, шкафы. На окнах жалюзи для создания возможности качественной демонстрации электронных презентаций и фильмов. Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный центр, фотоаппарат. Музей имеет постоянные и сменные экспозиции. Постоянная экспозиция школьного музея построена по тематическому принципу и имеет следующие разделы: - «Быт уральской деревни конца 19- начала 20 века» - «Деревенская бытовая утварь» - «Ручной инструмент по обработке древесины» - «Предметы деревенского подворья» Сменные экспозиции: - «Страницы школьной жизни (История школы)» - «Эх, самовар!» - «Из бабушкиного сундучка» - «История улиц Режа» - «Свеча» в музее (9 мая)» кадровое обеспечение – руководитель музея, педагог-библиотекарь, педагог дополнительного образования, 1 квалификационная категория. Пройдены курсы повышения квалификации: - «Методология и технологии дистанционного обучения в общеобразовательной организации», 49 часов, ООО «Центр инновационного образования и воспитания», г. Саратов, 2020 год. - «Обработка персональных данных в образовательных организациях», 35 часов, Центр инновационного образования и воспитания, 2021год. - «Профессиональное долголетие: личная эффективность и защита от профессионального выгорания», 144 часа, РАНХ и ГС, г. Москва, 2021 год. - «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС», ООО «Инфоурок», 72 часа, 2021 год. - «Особенности реализации ФГОС НОО ОВЗ для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», ООО «Инфоурок», 72 часа, 2021 год. - «Лучшие практики реализации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей», АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного образования», 2022 год. - «Формирование стратегий предотвращения насилия и жестокости в детско-подростковой среде» - участие в мероприятиях Всероссийской компетентностной практики, г. Москва, 2022год - «Аспекты применения государственных символов Российской Федерации в обучении и воспитании», ООО «Центр инновационного образования и воспитания», г. Саратов, 36 часов, 2022 год. - «Музейная педагогика как одно из условий реализации ФГОС» ООО «Центр-онлайн обучения Всероссийского форума «Педагоги России», 16-20 сентября 2024г. методическое обеспечение: Методические рекомендации по созданию в музеях образовательных организаций разделов, посвященных участникам специальной военной операции и использованию артефактов из зоны Специальной военной операции – Методические рекомендации по созданию в музеях образовательных организаций разделов, 17 посвященных участникам специальной военной операции и использованию артефактов из зоны Специальной военной операции – Приложение 1 Методические рекомендации о создании и функционировании структурных подразделений – Приложение 2. Положение о паспортизации музеев образовательных организаций – Приложение 3 Порядок регистрации музеев образовательных организаций в реестре. – Приложение 4 Методические рекомендации по организации экскурсий для обучающихся – Приложение 5_Порядок записи в главной инвентарной книге.xlsx – Приложение 6_Титульный лист ГИК – Приложение 7_Акт Пр на постоянное хранение – Приложение 8_Карточка описания музейного предмета – Приложение 9_Образец этикетки Методические рекомендации по созданию и деятельности музеев образовательных организаций – Методические рекомендации по созданию в музеях образовательных организаций разделов, посвященных участникам специальной военной операции. – Создание музея в образовательной организации – Учет, хранение и этикетаж в музее образовательной организации – Образовательно-воспитательная работа в музее образовательной организации Методические материалы № п/п Название раздела, темы Материально- техническое оснащение, дидактикометодический материал Вводное занятие. Экспонаты музея, основной и вспомогательный фонд. 1 Изучение истории школы Экспонаты музея, основной и вспомогательный фонд. Фото и видео-материалы по истории школы. 2 Музей как институт социальной памяти Музейный предмет и способы его изучения Экспонаты музея, основной и вспомогательный фонд. Проведение Экспонаты музея, 3 4 Экспонаты музея, основной и вспомогательный фонд. Формы, методы, приемы обучения. Педагогические технологии Словесный , наглядный метод. Здоровьесберегающие технологии Словесный , наглядный метод. Технология развивающего обучения Информационно – коммуникационная технология Здоровьесберегающие технологии Словесный , наглядный метод. Здоровьесберегающие технологии. Словесный , наглядный метод. Здоровьесберегающие технологии. Словесный , наглядный Формы учебногозанятия Лекция, беседа с демонстрацией музея, его фонда. Лекция, беседа с демонстрацией музея, его фонда. Практ. работа. Рассказ с элементами беседы. Практ. работа. Встреча с 18 научных исследований активом школьного музея основной и вспомогательный фонд. Видео-материал. метод. научно-исследовательский метод. Здоровьесберегающие технологии 5 Фонды школьного музея. Основные направления фондовой работы Экспонаты музея, основной и вспомогательный фонд. Инвентарная книга. Информационно – коммуникационная технология Здоровьесберегающие технологии. 6 Экспозиция школьного музея Экспонаты музея, основной и вспомогательный фонд. научно-исследовательский метод. Технология мастерских Здоровьесберегающие технологии 7 Работа с аудиторией. Работа с аудиторией 8 Изучение истории школьного музея Информационно – коммуникационная технология Здоровьесберегающие технологии научно-исследовательский метод. Здоровьесберегающие технологии 9 Историческое краеведение Экспонаты музея, основной и вспомогательный фонд. Дидактический материал для проведения экскурсии. Экспонаты музея, основной и вспомогательный фонд. Видео-материал Голендухина В.И. Виртуальные экскурсии. Экспонаты музея, основной и вспомогательный фонд. 10 Военнопатриотическая работа Памятники Воинской Славы в городе. Экспонаты музея, основной и вспомогательный фонд. 11 Организация и проведение исторических экспедиций, поездок по местам боевой славы Подведение итогов Виртуальная экскурсия. Экспонаты музея, основной и вспомогательный фонд. научно-исследовательский метод. Технология интегрированного обучения Здоровьесберегающие технологии научно-исследовательский метод. Проектная технология Лекционный метод. Здоровьесберегающие технологии . ветераном труда, создателем нашего музея Голендухиным В.И. Практ. работа. Беседа с наглядным материалом. Практ. работа с ПК – фонд музея. Лекция с демонстрациией . Практ. работа. Работа на ПК Фонд музея. Лекция с демонстрацией. Беседа Экскурсия Практ. работа. Лекция + практ. работа. Рассказ с демонстрацией. Беседа с демонстрацией материала. Беседа. Экскурсия. Беседа с демонстрацией материала. Беседа. Экскурсия. Практ. работа. Здоровьесберегающие технологии Экспонаты музея, основной и вспомогательный фонд. Проектная технология. Здоровьесберегающие технологии Ученическая конференция. 19 Оценка результативности учебных занятий Тема Минимальный уровень 1. Вводное занятие – 1 час Вводное занятие. 2. Изучение истории школы – 2 часа Слушают, понимают задачи, содержание и значение работы кружка «Школьного музея». Слушают, смотрят презентацию и видео об истории создания школы. 3. Деятельность школы в 70-90 гг. Юбилеи школы Слушают, смотрят презентацию и видео об организации обучения, о школьном хозяйстве. Помогают учителям в оформлении Летописи школы. Ленты Памяти. Задают вопросы, рассуждают. Помогают учителям в оформлении Летописи школы. Ленты Памяти, знаменательные события и факты. 4. История деятельности пионерской и комсомольской организаций. Изучение истории школьного музея – 4 часа По презентации учителя изучают информацию Дополняют рассказ учителя. Воспринимают готовую информацию. Школьный музей – источник изучения родного края. История создания школьного музея. Слушают рассказ. Военно-исторический раздел музея. Осознают понятия «фонд», «экспозиция» музея. Высказывают свое мнение по значимости деятельности школьного музея. Осознают значимость направлений школьного музея. Понимают и корректируют направления работы школьного музея Первые национальные музеи. Рассмотрение профилей и типов музея. Приводят свои примеры. 5. 6. История создания школьного музея. 7. Фонды и экспозиции школьного музея. 8. Направление работы школьного музея. Слушают, записывают информацию о происхождении музея, профили и типы музеев. 9. Музей как институт социальной памяти – 2 часа Повышенный уровень Особенности работы историков-краеведов. Могут назвать основные события в жизни школы, учителей школы прошлых лет. Задают интересующие вопросы. Рассказывают о тематике разделов музея. Творческий уровень Высказывают свое мнение по плану работы, предлагают новые мероприятия. Организация экспозиции «Школа – вчера, сегодня, завтра» Излагают свои знания по данной теме. Участвуют с учителями в оформлении Ленты Памяти знаменательных события и факты Приводят примеры , дополнительно к рассказу учителя. Рассмотреть школьный музей как источник изучения родного края. Сбор материала. Профиль музея: воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности. Могут рассказать про Фонды и экспозиции школьного музея. исследовательская деятельность. Делятся информацией, своими знаниями по теме. 20 10. 11. Музейный предмет и способы его изучения – 2 часа Понимают специфику школьного музея как центра музейнопедагогической и краеведческой работы в школе. Осознают понятия: музейный предметпредмет музейного назначения – экспонат. Обосновывают Предлагают направленность музея, мероприятия по исходя из экспонатов и корректировке. выставок. Знакомство с понятиями: музейный предмет, предмет музейного назначения, экспонат и работа с ними в рамках школьного музея. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Классификация музейных предметов. Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма комплектования фондов. Способны участвовать в переписке, связанная с поисками материалов. Рассказывают о личном опыте. 12. Способы изучения музейных предметов. Понимают основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. 13. Проведение научных исследований активом школьного музея – 2 часа Понимают, записывают информацию об экспедициях и краеведческих походах 14. Способы комплектования фондов школьного музея. Записывают информацию. 15. Фонды школьного музея. Основные направления фондовой работы – 4 часа 16. Фонды школьного музея. Основные направления фондовой работы Фонды школьного музея Работа с понятием: и их значение. фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Понимают Изучение структуры комплектование фондов: основной, музейных фондов. научновспомогательный, интерактивный. Рассматривают Основные документы музея о направления фондовой фонде. работы: комплектование, учѐт и хранение. Понимают основные Вникают в документы направления фондовой учета и работы: комплектования фонда комплектование, учѐт и музея. хранение. 17. Учет музейных фондов. 18. Хранение музейных фондов. Рассказывают, что такое копии музейного предмета. Муляж, макет, модель. Предлагают другие способы комплектования фондов школьного музея. Поиск информации в Интернете по данной теме. Обменный фонд и фонд временного хранения. Структурирование фонда школьного музея. Предлагают варианты более рационального учета и хранения фонда. 21 19. Экспозиция школьного музея – 3 часа 20. Выставка как форма презентации коллекций. 21. Создание экспозиций. Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс. Смотрят презентацию о выставках музея. Работают с понятиями, слушают, смотрят экспозиции. 22. Работа с аудиторией Участвуют как слушатели - аудитория – 3 часа школьного музея. Работа с понятиями: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс. Составление презентации о выставке нашего музея. Осознают этапы создания экспозиции. Апробация работы экскурсовода для младших школьников. Предлагают корректировку в экспозициях музея. Сбор материала по интерактивной выставке Тексты в экспозиции. Правила составления. Разнообразие форм работы с аудиторией. Традиционные и нетрадиционные формы работы с аудиторией. 23. Музейная экскурсия и ее подготовка. Смотрят виртуальную экскурсию. Основные требования к музейной экскурсии. 24. Работа экскурсовода. Понимают работу экскурсоводов, их цели и задачи. Историческое краеведение как наука. Пробуют себя в роли экскурсовода. 26. Записи историкокраеведческих наблюдений. Читают, понимают записи историкокраеведческих наблюдений. Порядок ведения дневника исторических событий. 27. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий. Слушают, понимают. Читают, понимают записи историкокраеведческих наблюдений. Рассуждают, задают вопросы. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. 28. Изучение и охрана памятников Великой Отечественной войны. По презентации учителя изучают памятники ВОВ. Примеры памятников Великой Отечественной войны (по Интернету). 29. Военнопатриотическая работа – 4 часа По презентации учителя изучают информацию о фронтовиках нашего По презентации учителя изучают информацию о Изучение и охрана памятников Великой Отечественной войны нашего района. Осознают воспитательное значение военно- 25. Историческое краеведение – 4 часа Объекты изучения. Предлагают этапы подготовки экскурсии. Свободно ведут себя в роли экскурсовода. Общественно полезный характер исторического краеведения. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. 22 района. 30. Учителя школы – ветераны и труженики тыла ВОВ. По презентации учителя изучают информацию о фронтовиках нашей школы. 31. Пропаганда героических подвигов советских воинов. 32. Ученики школы – защитники Отечества. По презентации учителя изучают информацию о фронтовиках нашей школы. 33. Подведение итогов 34. –Организация отчетной выставки. Ученики школы – защитники Отечества. Организация фотовыставки. Помогают в оформлении выставки. фронтовиках нашего района. По презентации учителя изучают информацию о фронтовиках нашей школы, рассуждают. Могут сами рассказать о подвигах советских воинов. патриотической работы. Приводят свои примеры. Могут сами рассказать о подвигах советских воинов. Помощь в организации Помощь в фотовыставки. организации фотовыставки. Оформляют фото альбом о проделанной работе. Оформляют фото альбом о проделанной работе. При определении уровня освоения обучающимся программы «Школьный музей» используется 10-ти балльная система оценки освоения программы: -минимальный уровень –1 балл, - средний уровень –от 2 до 5 баллов, -максимальный уровень – от 6 до 10 баллов. Критерии оценивания № п/п Ф.И. обучающегося Теоретическая подготовка Показатели Практическая подготовка Умения и навыки обучающегося 2.3. Формы контроля и подведения итогов реализации программы. Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль и промежуточную аттестацию учащихся 2 раза в год. Первая аттестация: осуществляется в конце первого полугодия обучения и направлена на определение уровня усвоения изучаемого материала. Форма проводимой аттестации: Тестирование. Выполнение практической работы. Вторая аттестация: осуществляется в конце курса освоения программы и направлена на определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических ЗУН, сформированности личностных качеств – представление своего проекта по музейной работе на ученической конференции. 23 Список литературы Литература для педагога: 1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - http: //mon.gov.ru/dok/akt/6591 2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы - http: //mon.gov.ru/press/ news/8286 3. Духанина А. В. Рабочая программа кружка «Музейное дело». М.,2016 г. 4. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2000. 5. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,1985. 6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное иосновное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2010г. 7. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2002. 8. В.Е.Туманов Школьный музей – хранитель народной памяти. М.,2006 г. 9. А.И. Персин Краеведение и школьные музеи. М. 2006 г. 10. Культура речи экскурсовода: методические рекомендации. Сыктывкар 2009 г. 11. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002. 12. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002. Информационные ресурсы: https://rezh1773.com/istoriya-rezha/istoriya-rezha-1618-1987-gody-po-knige-gorod-rezh-12pokolenij-a-rychkov/1-istoriya-goroda-rezha-predystoriya-1618-1773gody/?ysclid=lmcdota94q565571828 – история города Реж. http://podvig-naroda.ru/ - Электронный банк документов «подвиг народа в великой отечественной войне 1941-1945 гг.» http://obd-memorial.ru/html/comments.htm - Обобщенный банк данных «Мемориал» https://rusmuseumvrm.ru/reference/news_category/virtualnie_vistavki/index.php?ysclid=lnrpa3pg i7855274653 – виртуальные музеи и выставки. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Литература для обучающихся (родителей): Книги об истории Урала, Свердловской области, о городе Реж и Режевском районе. Бесова В. М. Мы живем в глубине России : История села Черемисского / Бесова В. М. - Реж : Б. и., 1997. - 521 с. Вавилов Б. В. Моя Малая родина - Гавань : [публицистика, стихи, песни] / Б. Вавилов. - Реж : [б. и.], 2012. - 176, [5] с. Волков С. Н. Город Реж и его окрестности: природа, техника, человек / С. Н. Волков, Э. Ф. Емлин, О. Г. Кецко ; Урал. гор. ин-т, каф. минерологии, петрографии и геохимии ; научнопракт. центр "Геон". - Реж ; Екатеринбург : [б. и.], 1992. - 149 с. География Режевского района : учебное пособие / О.Ю. Гурьевских, В.Г. Капустин, Д.Н. Липухин [и др.]. - Реж : [б. и.], 2019. - 219 с. Город Реж : путеводитель / [авт. текст. А. В. Рычков]. - [Реж : Малыш и Карлсон, 2011]. - 15 с. Город Реж и Режевской район в годы Великой Отечественной войны : библиографический указатель / МБУ "Централизованная библиотечная система" ; сост. Т. Ю. Каргаполова [и др.]. - Реж : МБУ "ЦБС", 2015. - 24 с. Город Реж: 12 поколений / [текст: А. В. Рычков]. - Реж : Малыш и Карлсон, 2013. - 255, [1] с. Дань веку ушедшему : сборник статей о Реже и режевлянах XX века / авт. проекта: Б. Вавилов. - Реж : [б. и.], 2011. - 114, [1] с. 24 9. Емлин Э. Ф. Самоцветная полоса Урала : Реж. гос. природно-минералог. заказник : путеводитель / Э. Ф. Емлин, Н. В. Вахрушева, В. И. Кайнов. - Екатеринбург ; Реж : [б. и.], 2002. - 156 с. 10. Ивунин А. Режевские православные храмы / Ивунин. - Реж : Б. и., 1994. - 39 с. 11. Из истории старого Режа / [Коновалов Ю. В., Чаиркин С. Е., Широков В. Н., Токарев В. В.]. Реж : [б. и.], 2013. - 187, [11] с. 12. Икрин Н. Г. Режский никелевый завод : события, люди, факты : [1936-2016] / Н. Г. Икрин. Реж : ПО "Режникель", 2016. - 222 с. 13. Коньшин Ю. А. Кузницы уральского железа : Первоуральск, Нижняя Салда, Верхняя Салда, Реж : [культурно-исторические очерки] / Ю. Коньшин, В. Сутырин, А. Рычков ; [авт. проекта Ю. А. Горбунов]. - Екатеринбург : Сократ, 2007. - 372, [3] с. 14. Макаренкова А. И. Имена в истории Режа : [к 85-летию газеты "Режевская весть"] / А. И. Макаренкова. - Реж : [б. и.], 2014. - 314, [2] с. 15. Медведев А. В. Забытая история села : [дд. Воронина, Узяново, Марково, Белоусово, Мостовая, Колташи, с. Черемисское] / церков. староста Алексей Медведев ; Мест. православ. религиоз. орг., Приход в честь Богоявления Господня, с. Черемисское Режев. р-на Свердл. обл. - Черемисское : [б. и.], 2015 (Екатеринбург : Типография Екатеринбургской епархии). 163, [1] с. 16. Медведева Н. А. Книга памяти Режевской школы №1 : к 115-летнему юбилею школы / Медведева Н. А. - Реж : МБОУ СОШ №1, 2016. - 109 с. 17. Общество с ограниченной ответственностью "Режевское предприятие "ЭЛТИЗ". 70 лет / Всерос. о-во слепых. - [Екатеринбург] : Всероссийское общество слепых, 2015. - 36 с. 18. Режевская старина : личность и время : краеведческий альманах. - Реж : [б. и.], 2014- (Реж : Режевская типография). 19. Режевские сокровища: 40 путешествий по Режевскому району : путеводитель / [текст А. Рычков ; фот.: Д. Рычков, А. Рычков]. - Реж : Издательство турфирмы "Малыш и Карлсон", 2017. - 63, [1] с. 20. Режевские сокровища: по реке Реж : [путеводитель / текст А. Рычков ; фот.: Д. Рычков, А. Рычков]. - Реж : Издательство турфирмы "Малыш и Карлсон", 2015. - 112 с. 21. Режевское историко-родословное общество за 15 лет : [фотоальбом / авт.-сост.: Медведева Н. А.]. - Реж : Издательско-полиграфический комплекс Лазурь, 2018. - 22 с. 22. Режевской экопарк : Режевская экотропа, Мироново, Арамашево : путеводитель / [текст: А. В. Рычков]. - [Реж : Малыш и Карлсон, 2012]. - 15 с. 23. Режский никелевый завод ордена "Знак почета". 80 лет : [он наш завод - он наша гордость : альбом / авт.-сост.: Икрин Н. Г., Рыкунов А. В.]. - Реж : Режникель, 2016. - 79 с. 24. Родовед Режа : [сборник статей / Режевское ист.-родослов. о-во]. - Реж : РИРО, 201125. Русаков И. А. Село Останино : (история, воспоминания, факты) / И. А. Русаков. - Реж : [б. и.], 1995. - 83, [1] с. 26. Рычков А. Город Реж: Рекорды и достижения / Рычков А., Рычков Д. - Реж : Б. и., 2002. - 297 с. 27. Рычков А. Реж: прогулка по городу / А. Рычков. - Реж : [б. и., 2000]. - 32 с. 28. Рычков А. Режевские сокровища / А. Рычков. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2004. - 39 с. 29. Серебряное кольцо Урала : [путеводитель + карты схемы-GPS / авт.-сост. С. Логинова]. Екатеринбург : Азимут, 2012. - 101,[2] с. 30. Старкова В. Ф. Социальная защита в Реже : становление и развитие / Старкова В. Ф. - Реж : 25 [б. и.], 2014. - 52 с. 31. Старов А. П. История Режевской средней школы №1 / Старов А. П. - Реж : [б. и.], 2001. - 290 с. 32. Старов А. П. Реж накануне перемен / Старов А. П. - Реж : [б. и.], 1995. - 75, [1] с. 33. Учреждения культуры Режевского района в годы Великой Отечественной войны : библиографический указатель / МБУ "Централизованная библиотечная система" ; сост. Т. Ю. Каргаполова. - Реж : ЦБС, 2015. - 8 с. 34. Храмы Режевской земли : [буклет / авт. текст. А. Рычкова, фото Д. Рычкова]. - Реж : [Малыш и Карлсон], 2007. - 14 с. 35. Шукшаев А. П. Сокровища самоцветной полосы / А. П. Шукшаев. – Екатеринбург Сайты: https://det-rezh.ucoz.ru/?ysclid=lnrqhwsun3335943916 – сайт детской библиотеки г. Реж (викторины, конкурсы по истории г. Реж и Режевского района. https://muzey-rezh.ru/?ysclid=lnrqjwywm9103069164 – сайт городского исторического музея г. Реж 26 Приложение 1. Оценочные материалы Промежуточная аттестация (декабрь) Тест 1.Отметьте правильный ответ Кто ввел в научный оборот термин «музеология»? + Дж Грессе - И. Неуступный - К. Шрайнер 2. Отметьте правильный ответ Какие разделы входят в прикладное музееведение (отметьте верные)? + Научная методика + Техника музейной работы - Общая теория музееведения + Организация музейного дела и управление музейной деятельностью - Историческое музееведение 3. Отметьте правильный ответ Что означает в переводе слово «museion»? + Музей - Место, посвященное музам - Музыка - Коллекционирование 4. Отметьте правильный ответ Пинакотеки – это: + Специальные хранилища для произведений живописи в Древней Греции - Картины, выполненные восковыми красками - Древнегреческие скульптурные композиции 5. Отметьте правильный ответ Прообраз всех музеев: - Александрийская библиотека - Пергамский мусейон + Александрийский мусейон 6. Отметьте правильный ответ Кто основал Александрийский мусейон? + Птолемей I Сотер - Аристарх Самофракийский - Каллимах - Атталиды 7.Отметьте правильный ответ Движимый объект природы или материальный результат человеческой деятельности, который в силу своей значимости для музейного использования изъят из среды обитания и включен в состав музейного собрания – - Предмет музейного значения + Музейный предмет - Музейный экспонат Отметьте правильный ответ 8.К свойствам музейного предмета относятся: + Информативность + экспрессивность - историчность + аттрактивность + репрезентативность - предметность. 9.Отметьте правильный ответ Исторические музеи делятся на (выберите верные): + общеисторические + археологические - архитектурные - педагогические + этнографические + промышленные - монографические 10.Отметьте правильный ответ Музеи по принадлежности (юридическому положению) бывают: + Государственные - Республиканские - Краевые + Общественные + Частные - Учебные 11.Отметьте правильный ответ Палеонтологические, антропологические, географические, биологические музеи являются: - Художественными + Естественнонаучными - Промышленными - Сельскохозяйственными 12.Отметьте правильный ответ Научно-исследовательская деятельность музеев складывается из: + Профильных изысканий + музееведческих изысканий - исторических изысканий - географических изысканий 13.Отметьте правильный ответ Деятельность, направленная на обеспечение длительной сохранности музейных предметов: - Реставрация + Консервация - Тезаврирование - Документирование 27 14.Отметьте правильный ответ Понятием «фонды музея» обозначают: + научно организованную совокупность материалов, принятых музеем на постоянное хранение - памятники истории и культуры, а также объекты природы, изъятые из среды бытования - Витрины, стенды и другие виды музейного оборудования, а также аудиовизуальные средства 15.Отметьте правильный ответ Предметы, обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и особо почитаемые как память о выдающемся человеке или событии: - мемориальные предметы - уникальными музейными предметами + реликвии 16.Отметьте правильный ответ Фонд музейных предметов делится на: + Основной + Обменный - Научно-вспомогательный - Фонд сырьевых материалов 17.Отметьте правильный ответ Что не относится к шести типам музейных предметов (источников): + археологические - вещественные - изобразительные - письменные + мемориальные - фонические источники - фото-источники + архитектурные 18. Отметьте правильный ответ Планы комплектования фондов могут быть: + перспективными + текущими - систематическими - тематическими - комплексными 19.Отметьте правильный ответ Для хранения предметов в музее оборудуется специальное помещение: + Запасник - Склад - Подсобное помещение Отметьте правильный ответ 20.К какому виду экспозиции относится музейная выставка? - композиционным экспозициям + временным экспозициям - постоянным экспозициям Отметьте правильный ответ 21.Выделите основные методы экспонирования: + систематический + ансамблевый + ландшафтный + тематический - перспективный - вещественный 22.Отметьте правильный ответ Копию живописного, графического или фотографического изображения, сделанную печатным способом, обычно в ином, увеличенном или уменьшенном размере, называют: - Муляжом + Репродукцией - Слепком 23.Отметьте правильный ответ Объемное воспроизведение внешнего вида объекта, которое создается в определенном масштабе и допускает некоторую условность в показе: + Макет - Модель - Муляж 24.Отметьте правильный ответ Тексты в музееведении обычно подразделяются на: - повествовательные + заглавные (оглавительные) + ведущие + пояснительные + этикетаж + указатели - разделительные 25.Отметьте правильный ответ Экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии; заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра». Все вместе это: + формы культурно-образовательной деятельности музея - методы построения экспозиции - научно-фондовая работа Уровневая оценка: Низкий уровень – 5-10 баллов, Средний уровень - 11-19 баллов Высокий уровень – 20-25баллов 28 Приложение 2. Постоянные экспозиции. «Крестьянская изба», «Предметы быта» Выставка творчества педагогов Работа актива музея «Город мастеров» выставка поделок учащихся Православная выставка Подготовка к выставке 29