Пояснительная записка Курс групповых занятий с подростками 7 классов рассматривается как самостоятельный предмет в учебно-воспитательном процессе. Он включён в учебный план (один час в неделю – 34 ч) и рассчитан на регулярную работу с детьми по приобщению их к основам этической культуры. Адаптированная рабочая программа по этике для 7 классов школы VIII вида разработана в соответствии с Федеральным законом « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273Ф.3 на основе: - программы специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений Y I I I вида 5-9 классы под редакцией И.М.Бгажноковой, М., «Просвещение», 2006, в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой ГБОУ «Центр «Дар». Цель программы - помочь ребенку понять окружающий мир, сформировать у него представление о себе, о своих возможностях и отношениях с окружающим социумом. Внимание ребенка к себе, понимание своей сущности, понимание того, что он - человек, постепенное осознание своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок научится видеть других людей, понимать их поступки, чувства, мысли, что обеспечивает возможность формировать нравственные мотивы поведения, которыми ребенок будет руководствоваться в своих поступках. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа направлена на решение следующих задач: – формирование культуры общения, поведения, этических представлений; – развитие умения адаптироваться к людям, взаимодействовать с ними; – воспитание основных коммуникативных качеств и навыков; – развитие умения сочувствовать людям, сопереживать людям, животным, окружающим предметам, растениям; – закрепление навыков поведения в общественных местах, – обогащение и активизация словаря детей. Этические занятия выполняют профилактическую и компенсаторную функции, тем самым, способствуя выработать у учеников адекватную самооценку, позитивное отношение к окружающему миру, восстановить доброе отношение и к себе, и к людям. В учебно-тематический план курса «Этика» введены темы экологической направленности, а так же темы о Родине и гражданской позиции,патриотизме. Уроки этики, затрагивающие проблемы охраны природы, развития любви ко всему живому важны и необходимы для укрепления нравственных позиций подростков. Программа создана из расчёта 1 час в неделю и рассчитана на 34 часа. № п/п Название раздела Кол-во часов 1 Введение 1 2 Школа вежливости 5 3 Этика и этикет 9 4 Судьбы и Родина едины 4 5 Я и моя семья 4 6 Я и другие 4 7 Я и мое тело 2 8 Уроки красоты 2 9 Все, что есть на Земле - нужно! 3 Требования к уровню подготовки учащихся Предполагаемый результат зависит от индивидуальных психофизических возможностей воспитанников, а также уровня сформированности нравственно-этических представлений и норм, который наблюдался на начало программы. Предполагается, что по окончанию учебного года обучающиеся: – получат представление о том, что можно, что нельзя делать; – получат представление о хороших и плохих привычках, о необходимости избавления от дурных привычек; – научатся видеть, понимать и сравнивать свои положительные и отрицательные поступки и привычки с примерами поведения близких людей, сверстников, героев сказок; – овладеют приемами вежливого поведения, обращения с окружающими, употребляя в речи "волшебные" слова; - усвоить основные понятия данного направления: этикет, нравственность, мораль, культура, воспитанность, вежливость и т.д.; - будут иметь четкое представление о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком. По завершению работы по программе у детей будут сформированы: – способность представлять свои действия в воображаемой ситуации; – правильное отношение к соблюдению и нарушению общечеловеческих норм и принципов морали; – положительное представление о себе, в которое входят наличие определенных моральных качеств и общая положительная самооценка; – доброжелательное отношений к сверстникам, родителям, другим взрослым, уважение их прав и интересов. - соблюдение навыков школьного этикета; - соблюдение навыков культуры речи; - соблюдение правил поведения в школе, дома и в общественных местах; - культурные навыки: вести себя в гостях, знать навыки приема гостей; - умение анализировать свои поступки и соизмерять их с понятием порядочности; - навыки в общении: быть вежливым, тактичным, уважать вкусы и взгляды другого человека стремиться к совершенствованию физической красоты и нравственности. Промежуточный и итоговый результаты работы по программе отслеживаются в повседневной деятельности и в специально созданных ситуациях (занятия, перерыв между занятиями, праздники, выходы на экскурсию, на выставки, беседы с родителями), через проведение и анализ специальных методик в логике этических занятий с детьми, педагогические срезы с использованием комплекса методик. Дата план № п/п Календарно-тематическое планирование Тема раздела (количество часов) Тема урока Цель, задачи (к разделу) Форма проведения, элементы, содержание, методические приемы (на каждый урок) Планируемые результаты освоения (предметные, метапредметные, личностные) (Результаты прописываются на раздел программы) 1. Этика. Знакомство с предметом. (1 час) Что такое «Этика» и зачем она нужна? Дать понятие об этике и обязательных правилах поведения и речи. 1. Урок-беседа. Игры: "Музыкальная шкатулка", «Собираем "волшебные" слова», "Вежливые жмурки", "Дождь", "Шарик летит". Мультфильм из серии «38 попугаев» - «Привет мартышке»,ИКТ. Составление представлений об этике, этикетных выражениях и правилах этикета. 2. Школа Вежливости (5 часов) Вежливость как основа воспитанности. Закрепить знания детей о речевых формулах вежливой просьбы. Умение говорить комплименты. Проработать на практике. 1. Объяснение понятий. Групповая беседа с детьми. Игровые ситуации. Просмотр мультфильма: «Поросенок Чуня» Знание изученных понятий и их применение в практике, умение строить правильно общение, разговор, диалог в конкретных ситуациях. Точность, обязательность, аккуратность. 2. Объяснение понятий. Групповая и индивидуальная беседа с детьми. Обращение к взрослому знакомому. 3. Игровые ситуации, работа в паре. Правила этикета на каждый день. 4. Ролевые игры: «В школе», «На уроке», «Веселая перемена», «Торжество». ИКТ. Комплименты 3. Этика и этикет (9 часов) Этикет беседы. Правила поведения в школе: на уроке, на перемене, в столовой. Этикет за столом. Этикет. Дома и в гостях. Этикет. Манеры. 5. Групповая и индивидуальная беседа с детьми. Обучить детей правилам поведения за столом, сервировке стола, правила поведения в гостях, хорошим манерам. Элементарные правила поведения в театре, приобретения билета в театр, на концерт, на выставку. Правила поведения в храме, в парикмахерской. Обучение и практика: манеры. 1. Урок-беседа 2. Объяснение, работа в паре. 3. Объяснение, активные формы работы. ИКТ. 4. Объяснение, работа в паре. ИКТ. 5. Объяснение. Работа с книгой. Умение использовать правила вежливости и красивых манер, выработать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами в обществе. 4. Судьба и Родина едины (4 часа) Этикет на улице и в транспорте. 6. Объяснение, работа в паре, ИКТ. Этикет в театре, на концерте, на выставке. 7. Урок-беседа. ИКТ. Правила поведения в парикмахерской 8. Урок-беседа. ИКТ. Правила поведения в храме 9. Урок-беседа. ИКТ. Чувство Родины С чего начинается Родина Твоя малая Родина Дать понятия 1.Урок - беседа Родины, гражданина, патриота. Воспитание 2. Урок – беседа. ИКТ. патриотизма, чувства гордости за свою Родину, край, своих 3. Урок – беседа. ИКТ. сверстников. В тебе рождается патриот и гражданин 5. Я и моя семья (4 часа) Понятие «Семья», «Род» Повышение культурного уровня школьников, формирование у них любви к Родине, воспитание гражданственности подростков и чувства гордости, патриотизма за свое государство. 4.Урок – беседа. Работа с учебником. Определить огромную роль семьи в современной жизни, определить правила поведения в семье. 1. Урок-беседа. Работа с учебником. Игра "Наседка и цыплята". Упражнение "У кого какая мама". Этюд "Мама спит". Понимание понятия о долге и обязанностях в семье, родительский авторитет, понятие о нравственном портрете семьи, чувства и традиции, понимание родительского долга и родительских обязанностей, ролевые и социальные функции семьи. Традиции семьи Взаимоотношения с родителями и родственниками Дом, в котором я живу. Правила поведения в подъезде, с соседями. 6. Я и другие люди (4 часа) Дружба. Понятие родословной. Мои предки. Древо рода моего. Традиции семьи. Семейные фотографии. 2. Групповая беседа с детьми. 3. Урок-беседа. Произведения для чтения: "Волк и семеро козлят", "Печенье" В.Осеевой. Как вести себя в собственном доме? Обязанности членов 4. Урок-беседа. семьи. Каждой вещи свое место. Правила поведения: чистить обувь у подъезда, не рисовать на стенах, не кричать в подъезде, беречь то, что создано другими, здороваться с соседями. Дать понятие об истинной дружбе, о ценности дружбы. Дать определение понятию коллектив, примеры коллективов. 1. Урок-беседа. Игры: "Жмурки", "Загадай рифму", "Слово на ладошке", "Нарисуй с закрытыми глазами", «Вспомни имена своих друзей». Произведения для чтения: стихотворение "Как светлячок друга искал" С.Юцзунь, «Подруги» Л.Фоминой, «Два товарища» Л.Толстого, «Два друга» Л.Квитко. Освоение школьником правил поведения дома и в гостях, формирование представлений о дружбе, понятие о дружбе истинной и потребительской, понятие о взаимоотношениях в коллективе. 7. 8. Я и мое тело (2 часа) Уроки красоты (2 часа) Мой лучший друг. Творческий проект. 2. Творческий проект Коллектив начинается с меня 3. Урок – беседа. Групповая работа. Мой класс - мои друзья. 4. Урок-беседа. Что такое здоровье? Здоровый образ жизни. Что такое здоровье? Здоровье зависит от самого человека. 1. Урок-беседа. ИКТ. Здоровье –это просто! Мои помощники: руки, ноги, голова, язык, глаза, уши, рот, нос. С их помощью я узнаю все о мире, в котором живу. Я вижу, слышу, чувствую. 2. Урок-беседа. Схематические правила: как беречь уши, глаза, нос, ноги, руки и т.д. Составление альбома: «Здоровье – это просто!» Что такое красота. Красота окружающего мира. Красота созданная человеком: музыка, стихи, картины. Что такое красота? Красота окружающего мира: цветы, облака, животные. Учимся видеть красоту. 1. Беседа. ИКТ. Рисование на тему «Мир вокруг нас». 2. Рисование на тему: «Мир вокруг нас! » Красота, созданная человеком (изделия народных мастеров: Гжель, Жостово, дымковские изделия, шали, кружева, картины). Общение с природой. Взаимосвязь человека с животным и растительным 1. Урок-беседа. Игры: «Мой ласковый и нежный зверь», «Кот Васька», «Чей голос», «Кто как разговаривает». Проявление заботы об окружающем мире, усвоение нравственного и ответственного отношения к животным. Проблема «Мир вокруг нас!» Творческий проект 9. Все,что есть на Земле-нужно! (3 часа) Взаимосвязь человека с природой. Охрана природы. Понимание здорового образа жизни, представление о спорте, физических нагрузках. Сформировать у детей представления об организме человека (о строении собственного тела) Понимание красоты, красоты окружающего мира: цветы, облака, животные. Отношение к животным как проблема нравственности. Экологическая этика. миром. Чем человек отличается от животных и растений. Забота об окружающем мире. Наши друзья домашние питомцы. Мы в ответе за тех, кого приручили. Уход за домашними питомцами. Этюд «Кот и сметана», «Котенок». 2. Урок-беседа. ИКТ. Произведения для чтения: «Чижик», «Золотая клетка», отрывки «Дядя Федор, пес и кот», стихи, загадки о домашних животных. 3. Урок-беседа. ИКТ. права и долга в отношении к животным. Принципы этичного отношения к животным. Понимание проблемы экологической этики. Применение изученного в жизни. Формы и средства контроля В процессе обучения используется промежуточный и итоговый контроль. Промежуточный контроль – наблюдение активности обучающихся на занятиях и в процессе различных видов деятельности, обсуждение и анализ творческих работ школьников. Итоговый контроль заключается в анализе знаний обучающихся, полученных в процессе проведения срезанализов с использованием комплекса диагностических методик, выявляющих уровень нравственного развития школьников. Деятельность подростков оценивается словесной оценкой. Способы проверки уровня знаний, умений, навыков и формы подведения итогов Текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой работы; индивидуальная и групповая беседа с детьми; опрос; письменные работы. Методы обучения Беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, работа с книгой, ИКТ, активные формы работы, творческие проекты, практикумы, диспуты, игры, этикетные ситуации. Рассказом, например, начинается разговор о происхождении слова «этикет» и трансформации его содержания с течением веков; объяснение является необходимым при толковании новых для детей понятий, предусмотренных данной программой. С учетом возраста детей, для которых неприемлемы лекционные способы изложения материала, на занятиях по этике и культуре поведения наиболее эффективны беседы с детьми – это касается большинства занятий и, в первую очередь, тех, где рассматриваются темы, связанные с культурой поведения, культурой общения и т.д. Наглядные: показ иллюстраций, видеофильмов, способов выполнения тех или иных действий, наборов сюжетных картинок по темам: «Поведение в транспорте», «Поведение за столом» и т. д., которые помогают детям лучше усвоить материал программы. С помощью наглядных средств происходит усвоение детьми норм поведения, которые прививаются воспитанникам через проигрывание ситуации: как пройти на своё место в театре, как правильно сидеть за столом, как правильно ответить на телефонный звонок и т.д. Практические: анализ различных ситуаций через упражнения, игры, конкурсы, охватывающие различные виды деятельности детей: сервировка стола, прием гостей способствуют, например, отработке навыков поведения. Через практику дети учатся делать комплименты, учатся составлять тексты поздравлений и т. д. Учебно-методические средства обучения Для педагога: Агафонова И.Н. «Уроки общения», СПб. Ривьера, 2003; Богуславская Н.Е. «Веселый этикет». – Екатеринбург: АРГО 1997; Гангнус Л.В. – Азбука вежливости, Москва, Педагогика, 2001; Дами Э. «Хорошие манеры»; Крижон Э.А. «Как вести себя» - Братислава: Обзор, 1999; Лихачева Л.С. «Школа этикета»; Рукавчук Л. «Энциклопедия этикета», СПб: Экспресс,1996; Пегеева Л.А. «Этикет» - Чебоксары: Клио, 2002; Сведения об авторе Кочегарова Елена Алексеевна, образование высшее первая категория пед. стаж : 5 лет