Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
Утверждено приказом
Директора ГБОУ «Центр «Дар»
№____от «______» ________20____г.
Программа внеурочной деятельности
для обучающихся 8 «А» класса «Мой родной край»
Составитель: Пушкина А. П.
Должность: учитель, 1 к.к.
Реж- 2024 г.
Пояснительная записка.
Программа по внеурочной деятельности «Мой родной край» составлена на основе:
- федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденной министерством просвещения Российской Федерации, (приказ
№1026 от 24 ноября 2022 г.);
- адаптированная основная общеобразовательная программа государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения, реализующего адаптированные основные
общеобразовательные программы, «Центр «Дар»;
- учебного плана государственного бюджетного общеобразовательного учреждения,
реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар».
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Цель курса «Мой родной край» - формирование позитивного отношения обучающихся к
своей малой Родине, на основе изучения ее истории, культуры.
Задачи:
- раскрыть значение «малой родины» в жизни человека;
- сформировать бережное отношение к истории и природе родного края;
- сформировать знания об основных достопримечательностях своего родного края, местах
досуга.
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно
содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому
воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Современная
общеобразовательная школа вместе со всем обществом переживает сегодня период
обновления. И одной из главных проблем становится нравственно-патриотическое
воспитание обучающихся.
Программа внеурочной деятельности по краеведению «Мой родной край» является
актуальной, т.к. занимается решением данной проблемы – воспитанием юных патриотов
своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем
больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных
исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина
каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится
к личности субъекта обучения. Это:
-готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
-личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и
взаимодействие с ее участниками.
2
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность
его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
-формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства
гордости за достижения своих земляков;
-воспитание уважительного отношения к своему городу, его истории, любви к родному
краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от
возраста, национальности, вероисповедания;
-понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в
природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни,
освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения
образовательных задач:
нацелены
на
решение,
прежде
всего,
-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и
объектах;
-обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
-овладение наиболее существенными методами
(наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
изучения
окружающего
мира
-использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
-расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В процессе изучения данного курса обучающиеся будут
Знать:
-основные понятия «патриот», «патриотизм», «малая Родина»;
- историю своего края;
- основные достопримечательности своего края, места досуга;
- знаменитых людей своего края.
Уметь:
- вести беседу-диалог по теме;
-собирать и обрабатывать материал об истории родного края, знаменитых людях края;
- оказывать посильную помощь пожилым людям, ветеранам и участникам Вов.
3
Посещение достопримечательностей города предполагает подготовительный и
последующий этапы работы над темой. Так, сначала обучающиеся знакомятся
с
теоретическими сведениями данного места в городе, его историей, составляют схемы,
рисунки, карты и т. д., после посещения делают выводы, задают вопросы и отвечают на них,
высказывают мнения, делятся впечатлениями, анализируют работу.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Дата
1
Дома Культуры и Центры досуга нашего города.
2
Дом Культуры «Металлург». История становления.
3
Виды деятельности ДК «Металлург».
4
Посещение кинозала «Галактика».
5
Посещение кинозала «Галактика».
6
Обсуждение сюжета просмотренного фильма, поступков героев.
7
Посещение Памятника Боевой и Трудовой Славы (Площадь Победы).
8
Посещение Памятника Режевским умельцам-основателям завода.
9
Посещение Центрального Парка.
10
Экскурсия в Режевской Минералогический Музей.
11
Экскурсия в Режевской Минералогический Музей.
12
Разнообразие и области применения полезных ископаемых Урала.
13
Разнообразие и области применения полезных ископаемых Урала.
14
Защита рефератов на тему «Самоцветная полоса Урала».
15
Защита рефератов на тему «Самоцветная полоса Урала».
16
Родники нашего города.
4
17
Посещение родника «Пробойный».
18
Курорт нашего города «Баден-Баден». Термальный комплекс.
19
История становления курорта «Баден-Баден». Прежние наименования
термального комплекса.
20
Правила безопасного поведения на воде (река, бассейны).
21
Значение водных процедур для здоровья человека.
22
Посещение термального комплекса «Баден-Баден».
23
Посещение термального комплекса «Баден-Баден».
24
Изделия из глины. Свойства и применение. Виды глины.
25
Изделия из глины. Свойства и применение. Виды глины.
26
Посещение гончарной мастерской.
27
Посещение гончарной мастерской.
28
Применение изготовленных из глины изделий.
29
Применение изготовленных из глины изделий.
30
Изготовление плаката с изображениями посещенных
достопримечательностей нашего города.
31
Изготовление плаката с изображениями посещенных
достопримечательностей нашего города.
32
Значение физических упражнений в жизни человека.
33
Посещение спортивного комплекса парка «Быстринский».
34
Посещение спортивного комплекса парка «Быстринский».
5