ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общая характеристика Рабочая программа внеурочной деятельности «Достопримечательности родного края» (далее – Программа) для 8 класса составлена на основе: - Положений и требований к результатам освоения Федеральной адаптированной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026. – Письма Министерства культуры Российской Федерации от 28.02.2017 № 49-01.1-39-НМ «О направлении Методических рекомендаций по отнесению историко-культурных территорий к объектам культурного наследия в виде достопримечательного места»; – Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»); При разработке данной программы использовались следующие нормативные документы: 1. Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями); 2. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; Актуальность программы «Достопримечательности родного края» Актуальность курса внеурочной деятельности «Достопримечательности родного края» обусловлена необходимостью формирования российской гражданской идентичности, патриотизма, приобщения обучающихся к исторической памяти многих поколений россиян. Создание программы продиктовано важностью стоящих перед школой задач исторического просвещения подрастающего поколения россиян, формирования у них способности к восприятию и бережному отношению к историческому и культурному наследию, сохранения исторической памяти о подвигах и достижениях предков, о ключевых исторических событиях и их участниках. Цель: сохранение исторической памяти, формирование у обучающихся личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему своей страны на примере памятных мест родного края и малой родины. Основные задачи : - дать дополнительные знания по отечественной истории, акцентируявнимание на единстве исторических судеб различных народов и регионов России при сохранении уникальности их развития и культурной самобытности; – расширить знания обучающихся об отечественной истории посредством привлечения внимания к хорошо известным, знаковым для ихродного края достопримечательным местам, связанным с историей формирования народов и иных этнических общностей России,с историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихсяисторических личностей; – стимулировать познавательный интерес обучающихсяк материальным, культурным и духовным ценностям предыдущих поколений, развивать 2 умения поисковой, исследовательской, аналитической работы на основе широкого круга источников и в первую очередь –на региональном материале; – способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности одновременно как граждан России и жителей своего края посредством сообщения информации о личностях, событиях, процессах и памятных местах, наиболее значимых для истории страны, региона, местности; – формировать у обучающихся личностное, эмоционально окрашенное восприятие прошлого, понимание «человеческого измерения истории» посредством изучения памятных мест, связанных с деятельностью выдающихся соотечественников – деятелей в сферах искусства, науки, политики, военного дела и др.; – формировать у обучающихся способность определять историкоархитектурную, художественную, научную и мемориальную ценность достопримечательных, памятных мест края, выявлять их значение для истории и культуры России, региона, местности; – способствовать развитию у обучающихся понимания историко- культурной ценности памятных мест края и необходимости сохранения природно-культурных ландшафтов, памятных объектов археологического и культурного наследия, историкоградостроительной и природной среды как достояния региона и страны в целом; – формировать у обучающихся чувство принадлежности к богатейшему общероссийскому культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и лучшим традициям (боевым, трудовым, художественным, нравственным и др.) народов России и края. Место курса «Достопримечательности родного края » Программа курса рассчитана на 34 часа и реализуется в течение одного учебного года в 8 классе. При проведении занятий предусмотрены такие формы работы, как беседы, дискуссии, виртуальные и реальные экскурсии и др. Особенностью программы является привлечение и активное использование в образовательном процессе традиционных источников информации (учебники по истории края, ресурсы местных библиотек и краеведческих музеев) и современных цифровых информационных ресурсов (порталы и сайты историко- просветительской и историкокультурной направленности – Открытые данные Министерства культуры Российской Федерации, Археолог.РУ, Культура.РФ, История.РФ и др.), которые содержат текстовые, видео- и фотоматериалы о памятных историко-культурных объектах и наиболее значимых событиях и личностях российской и региональной истории. Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных, метапредметных, предметных. 3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ РОДНОГО КРАЯ» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: – гражданское воспитание: активное участие в жизни местного сообщества, родного края, страны; представление о правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; неприятие действий, наносящих ущерб социальной иприродной среде; – патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов нашей страны; – духовно-нравственное воспитание: представление о традиционных духовнонравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; – эстетическое воспитание: восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; – физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других. – трудовое воспитание: установка на активное участие в решении практических задач в рамках организации, города, края; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; – экологическое воспитание: ориентация на применение знаний из социальных наук для решения задач в области окружающей среды; повышение уровня экологической культуры; – ценность научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений; овладение основными навыками исследовательской деятельности; осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ – целостные представления об историческом пути России и входящих в нее народов, о месте и роли России в мировой истории; – базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной истории; – способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; – умение работать с основными видами современных источников исторической информации и с историческими (аутентичными) письменными, изобразительными и вещественными источниками; – способность представлять устное и письменное описание событий, явлений, 4 процессов истории родного края, истории России и их участников, основанное на знании исторических фактов, дат, понятий; – владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности исторических личностей в отечественной, в том числе региональной истории; – способность применять исторические знания в общении как основу диалога в поликультурной, многонациональной и многоконфессиональной среде; – умение устанавливать взаимосвязь событий, явлений, процессов прошлого с важнейшими событиями ХХ – начала XXI в.; – осознание необходимости сохранения исторических и культурных памятников своей страны и своего региона. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ РОДНОГО КРАЯ» Тема 1. Мой населенный пункт. Общие сведения о достопримечательностях Историческая память и памятные места в родном городе: понятия, специфика, примеры (2 часа) Историческая память как представления о прошлом, закрепленные в схематизированных образах (объективированная память) и в социальной, коллективной практике (память в действии). Историческая память как средство осознания российской гражданской идентичности. Мемориальные (памятные) объекты как один из способов сохранения исторической памяти народа. Памятники, ансамбли, достопримечательные (памятные) места как основные виды объектов культурного наследия России: общее и особенное. Достопримечательные места как культурно-природные территориальные комплексы, имеющие историко-культурную ценность. Связь со значимыми историческими процессами/событиями и деятельностью выдающихся личностей как главный отличительный признак памятного места. Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации как важный источник информации о памятных местах России и края. Тема 2. «История возникновения нашего город, района»( 2 часа) Работа с традиционными и цифровыми информационными ресурсами: специфика поиска, отбора и использования материалов из различных источников информации (учебные, научные, СМИ, «сетевые» и др.). Объекты археологического наследия края XVII–XIХ вв. и связанные с ними значимые процессы и события новой истории России. Крестьянский быт 19-20 веков. Экскурсия в школьный музей – 1 час Тема 3. «Первый завод. История развития промышленности» (6 час) Использование материала «История города Режа (предыстория): 1618 — 1773 годы» подготовлен по книге «Город Реж: 12 поколений» издательства турфирмы «Малыш и Карлсон» Заводчик Савва Яковлев и его первый завод, как основа зарождения города Реж. Историческая обстановка на Урале в 1750-1800 гг. Памятник умельцам-основателям Режевского завода. История создания. (Использование книг общества «Родовед»). Экскурсия «Памятник Режевским умельцам» – 4 часа. 5 Тема 4. «Исторические памятные места в городе Реж (4 часа) По книге «Режевская старина» - краеведческий альманах, вып.4. Режевского краеведческого общества; Рычков А. " Реж: прогулка по городу". Виртуальная выставка. Материалы детской и Центральной городских библиотек. «Памятники архитектуры города Реж». Архив культурного наследия Свердловской области. Знакомство с каталогом, учетной карточкой объектов – памятников архитектуры г. Реж: Церковь Вознесения, здание 1 школы, контора Режевского завода, жилой дом (ул. Советская,д.25). Встреча с представителями Режевского родословного общества.- 2 часа Тема 5. Памятные места родного края, связанные с событиями военной истории России XIХ – начала ХХ в. (4 часа) Россия в системе внешнеполитических отношений XIХ- ХХ в.: противоречия, конфликты, итоги. Великая Отечественная война 1941-1945. - Монумент трудовой и боевой славы(в центре города) - Вечный огонь ; - Памятник участникам Великой Отечественной войны (микрорайон Стройгородок); Презентации: - Советскому солдату (село Глинское); - Обелиск (поселок Фирсово, улица Мира); - Мемориал Великой Отечественной войны (село Арамашка, улица Ленина); - Мраморная стела (село Першино, улица Ленина). Экскурсия (Площадь ДК «Горизонт» , Стенд Памяти – 2 часа. Тема 6. «Учреждения культуры, Центр культуры и искусств, музеи нашего города» (6 часов) Культура Режевского городского округа представлена 25 учреждениями культурно-досугого типа (21- в селе), 18 библиотеками (14- в селе), детской школой искусств, 2 музеями: - Дом культуры «Металлург»; - Дворец культуры «Горизонт» - Городской исторический музей; - Минералогический музей «Самоцветная полоса Урала» Экскурсия в минералогический музей– 4 часа. Тема 7. Природно-ландшафтные достопримечательности города Реж и Режевского района (2 часа) Культурно-природный ландшафт как пространство, на котором наглядно представлено совместное творчество человека и природы, отражены многолетние процессы традиционной организации окружающей человека среды. Культурноприродные ландшафты как отражение культурного многообразия, социальной неоднородности, экономической многоукладности российского общества. Презентации: - Першинские скалы на реке Реж; - Белая скала; 6 - Шайтан камень на реке Реж; - Мраморный Липовский карьер; - Скалы «Пять братьев»; - Родники «Пробойный ключ» и др. Тема 8. «Первое учебное заведение. История развития образования в Реже».(6 час) История образования в России и на Урале. Образование в г. Реж с 1900 года. Первое училище, первая школа. «Первая школа» История создания. Школа в 19 –начале 20 вв. Первая школа в годы Великой Отечественной войны. Использование книг общества «Родовед». Экскурсия в МБОУ СОШ №1. и встреча с руководителем музея Артемьевой С.Ю. Итоговое занятие – 2 часа. 7 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № занятия 1 Дата Темы Основное содержание Тема 1. Мой населенный пункт. Общие сведения о достопримечательност ях г. Реж (2 час) Историческая память как представления о прошлом, закрепленныев схематизированных образах (объективированная память) и в социальной, коллективной практике (память в действии). Мемориальные (памятные) объекты как один из способов сохранения исторической памяти народа. Достопримечательные места как культурно-природные территориальные комплексы, имеющие историкокультурную ценность. Осуществлять поиск, критический анализ и отбор информации, раскрывающей содержание основных терминов по теме, содержащей сведения об основныхобъектах природного и культурного наследия России. Работа с традиционными и цифровыми информационными ресурсами:специфика поиска, отбора и использования материалов из различных источников информации (учебные, научные, СМИ, «сетевые» и др.). Крестьянский быт 19-20 веков. Экскурсия в школьный музей – 1 час Объяснять содержание понятий: историческая память; мемориальные объекты; памятник; ансамбль; памятное(достопримечательное) место; объект природного наследия; объект культурного наследия. Заводчик Савва Яковлев и его первый завод, как основа зарождения города Реж. Давать аргументированную оценку тезису о необходимости сохранения исторической памяти для народа и конкретного человека Слушать рассказ, понимать, сопоставлять факты. 2 3 Тема 2. «История возникновения нашего город, района» (2 часа) 4 5 6 7. Тема 3. «Первый завод. История развития промышленности» (6 час): 2 часа – теория 4 часа - экскурсия Историческая обстановка на Урале в 1750-1800 гг. Памятник умельцам-основателям Режевского завода. История создания памятника. Подготовка к экскурсии: Основные виды деятельности обучающихся Приводить примеры, объяснять различие объектов природного и культурного наследия России. Изучать, наблюдать, анализировать значимость экспонатов музея, слушать экскурсовода. Смотрят презентацию, обсуждают значимость памятного для города события. 8 маршрут, правила поведения, цель экскурсии, ожидаемые результаты. Проведение экскурсии «Памятник Режевским умельцам». 8. Проведение экскурсии Режевским умельцам». 9. Итоги экскурсии, ее значение. 10. 11. 12 13 «Памятник Тема 4. «Исторические памятные места в городе Реж (4 часа): 2 часа- теория, презентац. материал 2 часа – встреча с родоведами. «Памятники архитектуры города Реж». Презентационный материал. Беседа. Подготовка к встрече с представителями Режевского родословного общества: план беседы, вопросы. Слушают рассказ о создании памятника, его значении. Произведения уральских писателей о горных рабочих (Бажов П.П.) Слушают рассказ о создании памятника, его значении. Произведения уральских писателей о горных рабочих (Бажов П.П.) Давать аргументированную оценку историкокультурной ценности памятных мест и мемориальных объектов края, связанных с деятельностью известных исторических личностей советского периода истории. Объяснять содержание понятий: модернизация; единоемемориальное пространство; мемориальный комплекс. Осуществлять поиск, критический анализ и отбор информации, раскрывающей содержание основных терминов по теме, содержащей сведения о памятных местах и мемориальных объектах края, связанных с деятельностью известных исторических личностейXIХ – начала ХХ в. Изучают историю своего дома и улицы, на которой он находится; - историю и традиции своего образовательного учреждения, знакомы с историей школы; - о значительных достижениях школы, ее выпускников; - основные события в истории развития родного города; - основные легенды о происхождении названия родного города; 9 14 15. Тема 5. Памятные места родного края, связанные с событиями военной истории России XIХ – начала ХХ в. (4 часа) - исторические и архитектурные памятники родного города, историю их создания и назначения; - великих мастеров, прославивших город, имеют представление об их биографии и творческом пути; - о памятниках природы района, флоре и фауне; - об уникальности родного края как части России; - о произведениях искусства родного края; - имеют представление о вкладе родного края в развитие России; Уметь бережно относиться к реликвиям семьи, сохранять их для других поколений; - сохранять семейные традиции и ценности; - бережно относиться к историческим и культурным ценностям школы; - бережно относиться к историческим и культурным ценностям города и района; - осознавать личную сопричастность к истории родного города, гордость за великие достижения города. Встреча с представителями Режевского Давать аргументированную оценку тезису родословного общества о необходимости сохранения исторической памяти для народа и конкретного человека Россия в системе внешнеполитических Объяснять содержание понятий: историческая отношений XIХ- ХХ в.: противоречия, память; мемориальные объекты; памятник; конфликты, итоги. Великая ансамбль; памятное (достопримечательное) Отечественная война 1941-1945. место; объект природного наследия; объект культурного наследия. Осуществлять поиск, критический анализ и отбор информации, раскрывающей содержание основных терминов по теме, содержащей сведения об основных объектах природного и культурного наследия России. 10 16. 17. 18. Великая Отечественная война 19411945. - Монумент трудовой и боевой славы(в центре города) - Вечный огонь ; Памятник участникам Великой Отечественной войны (микрорайон Стройгородок); - Советскому солдату (село Глинское); - Обелиск (поселок Фирсово, улица Мира); - Мемориал Великой Отечественной войны (село Арамашка, улица Ленина); - Мраморная стела (село Першино, улица Ленина). Подготовка к экскурсии: цель, задачи, ожидаемые результаты. Экскурсия (Площадь ДК «Горизонт» , Стенд Памяти – 2 часа. Приводить примеры, объяснять различие объектов природного и культурного наследия России. Давать аргументированную оценку тезису о необходимости сохранения исторической памяти для народа и конкретного человека Осуществлять поиск, критический анализ и отбор информации, раскрывающей содержание основных терминов по теме, содержащей сведения о памятныхместах и мемориальных объектах края, построенных в 1992–2020-х гг. и посвященных знаковым событиям и личностям современной истории России. Приводить примеры наиболее известных памятныхмест и мемориальных объектов края, раскрывать ихсвязь с важнейшими событиями современной истории России. Объяснять содержание понятий: археология; объектархеологического наследия; памятник истории и культуры. Осуществлять поиск, критический анализ и отбор Давать аргументированную оценку историкокультурной ценности памятных мест и мемориальных объектов края, связанных с ключевыми событиями Великой Отечественной войны, воинским и трудовым героизмом советского народа. Объяснять необходимость борьбы с намеренными искажениями и фальсификацией истории Великой Отечественной и Второй мировой войны. 11 19. Культура Режевского городского Тема 6. «Учреждения культуры, округа: учреждения культурно-досугого типа, библиотеки, детская школа искусств, Центр культуры и искусств, музеи нашего 2 музея, спортивная школа. города» (6 часов) 20. Презентационный материал: - Дом культуры «Металлург»; - Дворец культуры «Горизонт» - Городской исторический музей; - Минералогический музей «Самоцветная полоса Урала» Подготовка к экскурсии в минералогический музей. Экскурсия в минералогический музей Экскурсия в минералогический музей Итоги экскурсии. 21. 22. 23. 24. 25. Тема 7. Природноландшафтные достопримечательност и города Реж и По книге «Режевская старина» краеведческий альманах, вып.4. Режевского краеведческого общества; Рычков А. " Реж: прогулка по городу". Формулировать и обсуждать предложения по сохранению мемориальных объектов (реставрации, реконструкции) и развитию территорий памятных мест края, связанных с ключевыми событиями Великой Отечественной, воинским и трудовым героизмом советского народа Понимать информацию в виде таблицы или инфографики информацию различных источников о памятных местах и мемориальных объектах края, связанных со знаковыми событиями иличностями современной истории России. Анализировать значимость культурного развития города. Приводить примеры наиболее известных памятных мест и мемориальных объектов края, раскрывать их связь с деятельностью известных исторических личностей XIХ – начала ХХ в. Осознавать значимость экскурсии, ее цель и задачи. Слушать рассказ об истории создания минералогического музея, его экспонатах. Слушать рассказ об истории создания минералогического музея, его экспонатах. Давать аргументированную оценку историкокультурной ценности памятных мест и мемориальных объектов края, связанных с деятельностью известных исторических личностей советского периода истории. Объяснять содержание понятий: археология; объектархеологического наследия; памятник истории и культуры. Осуществлять поиск, критический анализ и отбор 12 26. 27. 28. 29. Режевского района (2 часа) Тема 8. «Первое учебное заведение. История развития образования в Реже». (6 часов): 2 часа – теоретический презентационный материал, рассказ, беседа. 4 часа – экскурсия в МБОУ СОШ №1 Виртуальная выставка. Материалы детской и Центральной городских библиотек. История образования в России и на Урале. Образование в г. Реж с 1900 года. Первое училище, первая школа. «Первая школа» История создания. Школа в 19 –начале 20 вв. Первая школа в годы Великой Отечественной войны. Использование книг общества «Родовед». 30. Подготовка к экскурсии в МБОУ СОШ №1, в музей: цель, задачи, планируемые результаты. 31. Экскурсия в МБОУ СОШ №1. и встреча с руководителем музея Артемьевой С.Ю. Подведение итогов экскурсии 32. Приводить примеры наиболее известных памятныхмест и мемориальных объектов края. Формулировать и обсуждать предложения по сохранению мемориальных объектов (реставрации, реконструкции) и развитию территорий памятных мест края, связанных со знаковыми событиями современной истории России Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, музея и интернета. Умение учиться: формирование навыков решения творческих задач и навыков поиска, анализа и интерпретации информации; - добывать необходимые знания, с их помощью проделывать конкретную работу; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. С учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно принимать необходимую информацию. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и 13 33. 34. Итоговое занятие – 2 часа. Подведение итогов внеурочной деятельности. занятий Проведение в игровой форме проверки усвоения, понимания изученного материала. координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; Формулировать и обсуждать предложения по сохранению мемориальных объектов (реставрации, реконструкции) и развитию территорий памятных мест края, связанных со знаковыми событиями современной истории России Уметь излагать последовательно и понятно свое мнение, учитывать мнение других. 14 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И САЙТОВ ИНТЕРНЕТА: 1. Реж [Электронный ресурс]. – Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд-во, 1968. – 143 с.: ил. 2. Садовников, А. В. Нестареющая память нашей истории [Электронный ресурс] / А. В. Садовников. – Реж, 2000. - 202 с.: ил. 3. Старов, А. П. Реж накануне перемен: [Электронный ресурс] / А. П. Старов. – Реж, 1995. – 76 с.: ил. 4. Книга памяти о советских воинах, погибших в российской армии [Электронный ресурс] / Режевской городской совет солдатских матерей. – Реж, 2005. – 138 с.: фот. 5. Почѐтные граждане города Режа, муниципального образования Режевской район, Режевского городского округа [Электронный ресурс] / Копалов В. Н., Королѐв Г. И. – Реж, 2008. – 141 с.: фот. 6. Рычков А. В. Реж: прогулка по городу / А. В. Рычков. – Реж: ГУПСО «Режевская типография», 2006. – 31 с.: ил. 7. От Режа до Берлина. Т. 1 [Электронный ресурс] / сост. В. Шемелин. – Реж: тип. «Режевская весть», 1997. – 319 с.: ил. 8. Природно-минералогический заказник «Режевской»: Самоцветная полоса Урала: [Электронный ресурс] / под общ. ред. М. П. Попова и др. – Екатеринбург, 2012. - 82 с.: ил. 9. Два века в строю: из истории Режевского ордена Октябрьской Революции механического завода [Электронный ресурс]. - Реж, 1973. 10. Барахнин И. Физическая культура и спорт в жизни режевлян / И. Барахнин. - Реж, 2004. - 73 с.: ил. 11. Рычков А. В. Город Реж: рекорды и достижения. - Реж, 2002. 12. Родовед Режа : [сборник статей]. - Вып. 14: Из истории посѐлка Озѐрного и окрестных населѐнных пунктов : [материалы 12-й конференции РИРО / сост. Н. А. Медведева.] Реж, 2022. - 368 с.: ил. 13. Старов А. П. История Режевской средней школы №1 / Старов А. П. - Реж : [б. и.], 2001. - 290 с. Сайты Интернета: http://semantic.uraic.ru/post/postbrowse.aspx?postid=1264&f=p&q2=false&index=true&plus=true – книги о Реже и Режевском районе. https://uraloved.ru/gorod-rezh-12-pokolenij?ysclid=lnnlpvyj1g391130264 – Ураловед. https://rezh1773.com/istoriya-rezha/istoriya-rezha-1618-1987-gody-po-knige-gorod-rezh-12pokolenij-a-rychkov/6-istoriya-goroda-rezha-1953-1987-gody/?ysclid=lnnlsfhtj6642620394 – История Режа. Турфирма «Малыш и Карлсон».