Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее
адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова______________________
Приказ № ___от «___» _______2024 г.
Рабочая программа ЧФУ: речь и альтернативная коммуникация
Для обучающихся 2 класса ТМНР
(АООП вариант 2)
Составитель: Федорчук К.В.,
учитель первой квалификационной категории
Реж - 2024
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная
коммуникация» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)"
-Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цель : создание условий для формирования коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Смыслом обучения общению является индивидуальное поэтапное планомерное расширение
жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для
этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и
социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую
интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в
общение.
Задачи:
-учить понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических
изображений, рисунков
-развивать умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом
-развивать умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения и фиксировать
взгляд на лице партнёра
- учить понимать и выполнять словесные инструкции (на, дай, возьми)
- учить реагировать на своё имя
- учить понимать обращённую речь
- формировать навыки адекватного реагирования на речь взрослого
- побуждать к эмоционально-звуковому выражению чувств
- развивать мышление и память в процессе общения со взрослым на основе обогащения
представлений об окружающем
Основные формы и методы обучения - это практические упражнения и опыты, экскурсии,
беседы, дидактические игры, чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов, рассказов,
рассматривание картин.
На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической
направленности, коррекции. Каждый урок построен так, чтобы он мог доставить детям радость
познания и вызвать желание повторной встречи с учителем.
Планируемые результаты:
Предметные:
-выполняет элементарные задания по словесной инструкции учителя;
-называет предметы (узнавать) и соотносит их с картинками;
-откликается на свое имя, знать имена и отчества учителя, имена одноклассников и
ближайших родственников.
-различает звуки и простые звукосочетания в речи в связи с наблюдением окружающей
действительности в играх;
-подражает действиям учителя, повторяет за учителем предложения о производимых
действиях.
-глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова:
-графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание
букв, слов.
-начальные навыки чтения и письма.
-обобщающее слово «игрушки»;
2
-понятие «слово»;
-понятие «часть слова».
Личностные:
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями,
как члена семьи, одноклассника, друга.
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
-целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических
нормах и правилах поведения в современном обществе.
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик класс, учитель-класс).
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
-договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной
ситуации.
-входить и выходить из помещения со звонком
-ориентироваться в пространстве класса (зала, помещения)
-пользоваться мебелью
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить
из-за парты и т. д.)
-работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и
организовывать рабочее место
Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала 2 класса является
динамика становления коммуникативных умений и речевой активности в разнообразных ситуациях
взаимодействия со сверстниками.
Недельный учебный план по предмету «Речь и альтернативная коммуникация 3 часа в
неделю.
3
Календарно-тематическое планирование
№
Тема, раздел
Количество
Дата
часов
Школа. Школьная жизнь.
3
1
Учитель и ученики.
1
2
Урок. Школьные принадлежности.
1
3
На уроке. На перемене.
1
Наши сказки
3
4
Знакомые сказки. Репка.
1
5
Знакомые сказки. Колобок.
1
6
Знакомые сказки. Теремок.
1
Время года. Осень
3
7
А. Плещеев «Осенью».
1
8
Что нам осень принесла. Овощи.
1
9
Что нам осень принесла. Фрукты.
1
Одежда. Обувь.
3
10
Одежда в шкафу.
1
11
В школу, на прогулку.
1
12
В магазине.
1
Животные. Птицы.
3
13
Птицы на птичьем дворе.
1
14
Детёныши домашних птиц.
1
15
Животные леса.
1
Время года. Зима
3
16
Зима в городе.
1
17
Зимний лес.
1
18
Зимние радости.
1
Знакомство с буквами
16
19
Звук «м». Буква Мм.
1
20
Найди звук «м».
1
21
Собери букву М.
1
22
Слог «ам».
1
23
Смотай клубочек. Сочетание «Ам».
1
4
24
Повторение по картинке «Кушает малыш».
1
25
Звук «х». Буква Хх.
1
26
Найди звук «х».
1
27
Собери букву Х.
1
28
Звук «с». Буква Сс.
1
29
Найди звук «с».
1
30
Что похоже на букву «с»
1
31
Слоги «ас», «ус», «ос»
1
32
Слоги «са», «су», «со»
1
33
Три медведя «ам-ам-ам»
1
34
Смотай клубочек. Сочетание «ом»
1
5