Рабочая программа по предмету Человек для ТМНР 2 ступень класса на 2024-2025 учебный год. Учитель Лушникова И.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» для обучающихся с
умственной

отсталостью

в

тяжёлой

и

глубокой

степени,

с

тяжёлыми

и

множественными нарушениями развития (далее – ТМНР) разработана на основе
адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

образования

обучающихся с умственной отсталостью в тяжёлой и глубокой степени, с ТМНР
ГБОУ «Центр «Дар» (далее – ФАООП) в соответствии с требованиями
федерального

государственного

образовательного

стандарта

обучающихся

с

умственной отсталостью в умеренной, тяжёлой и глубокой степени, с ТМНР с учётом
образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и
опирается на нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для
обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями),

утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г.
№ 1599
3. ФАООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) ФГОС, Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N
1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК»
Цель обучения - формирование представлений о человеке, его социальном
окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы «Человек» являются:
 Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

 Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание
(раздевание).
 Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и
ограничениям

здоровья;

оздоровительными

поддерживать

процедурами.

режим

Представления

дня
о

с

необходимыми

своей

семье,

о

взаимоотношениях в семье.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРОДМЕТА
«ЧЕЛОВЕК»
Приобщение

обучающегося

к

социальному

миру

начинается

с

развития

представлений о себе. Становление личности обучающегося происходит при условии
его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений,
осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок
начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь
со своими родными и близкими.
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование
представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня
самостоятельности в процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе»,
«Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС УО учебный предмет «Человек» входит в предметную
область «Окружающий мир».
В учебном плане на изучение предмета отводится:
ФАООП (вариант 2) – 34часа
6 класс – 34 часа за год (1час в неделю);

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК»
В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП для обучающихся с умственной
отсталостью в тяжёлой и глубокой степени, с ТМНР результативность обучения
каждого ученика оценивается с учётом особенностей его психофизического развития и
особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам
освоения

образовательной

программы

по

окружающему

социальному

миру

представляет собой описание возможных результатов образования детей данной
категории на весь период обучения.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися ФАООП по предмету
является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной
самостоятельности

(в

соответствии

с

его

психическими

и

физическими

возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь
общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного
опыта и повседневных социальных контактов.
Ожидаемые личностные результаты освоения ФАООП заносятся в специальную
индивидуальную программу развития каждого ребёнка с учетом индивидуальных
возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
Предметные результаты освоения предмета
1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале.
Представление о собственном теле.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы,
желания.

Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место
жительства, интересы.
Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим
возрастным изменениям.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей.
Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять
гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться.
Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и
ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными
процедурами.
Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или
сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка
зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
Умение следить за своим внешним видом.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей
социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности
семьи.
Личностные результаты освоения предмета
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как «Я»;
2)

социально-эмоциональное

участие

в

процессе

общения

и

совместной

деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),
пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК»
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР,
взаимодействие следующих компонентов:
 что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
 что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
 насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При

оценке

результативности обучения

должны

учитываться

особенности

психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.
Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом
психофизического развития обучающегося в процессе выполнения перцептивных,
речевых, предметных действий, графических работ. При предъявлении и выполнении
всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ,

дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по
подражанию, совместно распределенным действиям. При оценке результативности
достижений необходимо учитывать степень самостоятельности обучающегося.
Оценка

выявленных

результатов

обучения

осуществляется

в

оценочных

показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых
практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие
по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со
значительной физической помощью", «действие не выполняет»; «узнает объект», «не
всегда узнает объект», «не узнает объект».
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи
с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у
обучающегося нарушений, следует оценивать его эмоциональное
состояние, другие возможные личностные результаты.
6 КЛАСС
№ п/п

ТЕМА УРОКА

Количест

Дата по

Дата

во часов

плану

по
факту

Представления о себе
1.

Идентификация себя как юноши (девушки).

2.

Знание строения человека (скелет, мышцы,
кожа).

3.

Узнавание (различение) внутренних органов

7
1
1
1

человека (на схеме тела): сердце, легкие,
печень, почки, желудок.
4.

Сообщение о состоянии своего здоровья.

1

5.

Называние своего имени и фамилии.

1

6.

Называние своего возраста (даты рождения).

1

7.

Знание видов деятельности для организации

1

своего свободного времени.
Туалет
8.

2
Сообщение о желании сходить в туалет.

1

Сидение на унитазе и оправление малой
(большой) нужды.
9.

Пользование

туалетной

бумагой.

1

Гигиенические процедуры после посещение
туалета.
Гигиена тела
10.

8

Соблюдение последовательности действий при
мытье и вытирании рук. Уход за руками.

1

Нанесение крема на руки
11.

Подстригание

ногтей

ножницами.

1

Подпиливание ногтей пилочкой.
12.

Соблюдение последовательности действий при
мытье и вытирании лица.

1

13.

Нанесение косметического средства на лицо.

1

14.

Уход за всеми частями лица.

1

15.

Соблюдение последовательности действий при
мытье, вытирании и сушки волос.

16.

Соблюдение последовательности действий при
мытье и вытирании тела (полностью).

17.

Пользование

косметическими

средствами:

дезодорантом, туалетной водой.
Обращение с одеждой и обувью
18.

1

1

1
5

Соблюдение последовательности действий при
раздевании

(например,

верхней

одежды

1

(самостоятельно).
19.

Застегивание (завязывание) липучки (молнии,
пуговицы,

кнопки,

(самостоятельно).

ремня,

шнурка)

1

20.

Различение правого (левого) ботинка (сапога,
тапка). Контроль своего внешнего вида.

21.

1

Соблюдение последовательности действий при
одевании комплекта одежды. Контроль своего

1

внешнего вида.
22.

Различение лицевой (изнаночной), передней
(задней)

стороны

одежды,

верха

(низа)

одежды. Выворачивание одежды. Контроль

1

своего внешнего вида.
Приём пищи
23.

2

Использование ножа и вилки во время приема
пищи (отрезание ножом кусочка пищи от
целого куска, наполнение вилки гарниром с

1

помощью ножа)
24.

Накладывание пищи в тарелку. Использование
салфетки во время приема пищи. Культура

1

поведения за столом. Благодарность.
Семья
25.

10
Определение своей социальной роли в семье.
Различение социальных ролей членов семьи.

26.

Представление о бытовой деятельности членов

1
1

семьи. Бытовая деятельность членов семьи
«Мой дом» (что родители делают дома, что
дети делают дома, что я делаю дома).
27.

Представление

о

профессиональной

1

деятельности членов семьи. Профессиональная
деятельность членов семьи. «Моя мама, мой
папа…».
28.

Представление

о

досуговой

деятельности

1

членов семьи. Организация праздников.
29.

Досуговая деятельность членов семьи: «День

1

рождения».
30.

Досуговая

деятельность

членов

семьи:

1

членов

семьи:

1

членов

семьи:

1

Досуговая деятельность членов семьи: «День

1

праздник «Новый год»
31.

Досуговая

деятельность

праздник «23 февраля»
32.

Досуговая

деятельность

праздник «8 марта».
33.

Победы».
34.

Летний семейный отдых.

ИТОГО

1
34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УМК подбирается в соответствии с требованиями ФАООП образования
обучающихся с УО (ИН), вариант 2, а также с учетом особенностей
индивидуального развития обучающегося, указанного в СИПР.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса:
Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов
семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения,
пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания,
используемых при этом предметов и др. Кроме того, используются
видеоматериалы,

презентации,

мультипликационные

фильмы,

иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом,
рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для
раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и
альбомов;

обучающие

компьютерные

программы,

способствующие

формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном
окружении.

По

возможности,

компьютер,

видеопроектор

и

используются
другое

технические

мультимедийное

средства:

оборудование.

Стеллажи для наглядных пособий, зеркала настенные и индивидуальные,
столы, стулья с подлокотниками, подножками и др.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Диагностический
проведения
выраженным

материал

и

методические

психолого-педагогического
нарушением

интеллекта,

рекомендации

обследования
ТМНР

при

детей

для
с

разработке

специальной индивидуальной программы развития (СИПР) / Елисеева
Е.Н., Истомина О.В., Рудакова Е.А.;науч. ред.: А.М. Царёв. – Псков,
2018.

2. Ерёмина, А.А. (Авт.-сост.). Коррекционно-педагогическая работа с
детьми со сложной структурой дефекта: Программа формирования
продуктивных видов деятельности у детей в условиях интегративного
обучения / Под ред. Волосовец Т.В., Кутеповой Е.Н.– М.: РУДН, 2007.
3. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного
развития детей. – М.: Просвещение, 1998.
4. Забрамная,

С.Д.,

Исаева,

Т.Н.

Изучаем,

обучая:

методические

рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной
отсталостью. – М.: Сфера, 2007. – 64 с.
5. Захарова, И.Ю., Моржина, Е.В. Игровая педагогика: таблица развития,
подбор и описание игр. – М.: Теревинф, 2018.
6. Копытин, А.И. П Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с
отклонениями в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2018.
7. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи
детям с отклонениями в развитии / Под ред. Мастюковой Е. М.:
Даунсайд ап, 1997.
8. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с
проблемами в развитии. С.-П.: Речь, 2003.
9. Морозова, С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжёлых и
осложнённых формах: пособие для учителя-дефектолога. – М.:
Гуманит.

изд.

центр

«ВЛАДОС»,

2007.

Научно-методическая

разработка учебно-методического комплекса по реализации СИПР,
включая мультимедийное обучение. – Текст :электронный // Учебнометодический комплекс
10. Стребелева, Е.А., Лазуренко, С.Б., Закрепина, А.В. Диагностика
познавательного развития. Комплект материалов для обследования
детей от 6 месяцев до 10 лет. – М.: Просвещение, 2020.
11. Формирование жизненных компетенций у детей с тяжёлой умственной
отсталостью

в

процессе

абилитационной

работы:

Практическое

пособие/ Авт.-сост.: С.Ю. Танцюра, Т.Ф. Баранова, Б.М. Басангова,
С.М.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Федеральный

центр

информационно-образовательных

ресурсов

http://fcior.edu.ru/
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/
3. Библиотека

Московской

электронной

школы

(МЭШ)

https://uchebnik.mos.ru/catalogue
4. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
5. Сайт для учеников начальной школы, где можно найти учебники и
пособия, вспомогательную литературу и наборы прописей, тесты,
пробные контрольные работы, тексты для диктантов и изложений и
огромное количество других полезных материалов https://ja-uchenik.ru/
6. https://learningapps.org/display?v=p18urhm0520
7. Образовательное видео http://univertv.ru/
8. Портал

«Российское

образование

-

http://www.edu.ru

содержит

информацию о Интернет-ресурсах, ссылки на законы, стандарты и
документы, регламентирующие образовательную деятельность.
9. 17. Проектная деятельность http://www.lotos.dtn.ru/mo_m_smir_03.html;
10. http://www.1september.ru веб-сайт «Объединение педагогических изданий
«Первое сентября»
11. Информационные и коммуникационные технологии в обучении
12. http://www.9151394.ru/
13. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru/
14. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
http://schoolcollection.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».