Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» адресована обучающимся 6 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Составлена на основе - Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2. - Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2. Общая характеристика учебного предмета «Окружающий природный мир» Важным аспектом обучения обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем природном мире, формироватие у обучающихся представлений о природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека. В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег,дождь, туман), о цикличности в природе, суточных изменениях. Ребенок знакомитсяс разнообразием растительного и животного мира., учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связь между ними. Обращается внимание на связь живой и неживой природы: ветер переносит семена растений, животные приспосабливаются к погодным условиям. Наблюдая за трудом взрослых ребенок учится выполнять доступные действия: посадка растений, кормление домашних животных. Особое внимание уделяется воспмтанию любви к природе, бережному отношению к ней. Цели работы с учетом специфики учебного предмета Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе. Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы». Место предмета в учебном плане Учебный предмет «Окружающий природный мир» входит в Образовательную область: Окружающий мир и является обязательным. На изучение учебного предмета отведено 68часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели. По результатам школьного консилиума проведена условная дифференциация обучающихся на микрогруппы Микрогруппа 1 (Сподырякин Егор) Общая осведомленность об окружающем мире развита ниже возрастной нормы, плохо ориентируются во временных промежутках. Имеют слабое представление о предметах и явлениях природы, путают времена года и их названия. Микрогруппа 2 (Берсунёв Дима) Общая осведомленность об окружающем мире развита ниже возрастной нормы, плохо ориентируются во временных промежутках. Имеют слабое представление о предметах и явлениях природы, времена года и их названия не знает. Микрогруппа 3 (Самочёрнов Матвей) Общая осведомленность об окружающем мире развита ниже возрастной нормы. Неимеет представление о предметах и явлениях природы, времена года не знает показать не может . Планируемые результаты Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся Планируемые предметныые результаты Достаточный уровень Ниже минимального 1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. -интерес к обьектам и явлениям неживой -интерес к обьектам и явлениям неживой природы природы -представления об объектах неживой природы - находить на картинках явления неживой (вода, воздух, земля, огонь, лес) природы (снег, дождь, листопад, солнце) - представление о временах года, признаках -умение совершать доступные практические времен года действия с природным материалом: - умение учитывать изменения в окружающей ощупывание, использование различных видов среде для выполнения правил захвата, удержание, пересыпание, переливание, жизнедеятельности, охраны здоровья перекладывание и др. - Знать (понимать) основные формы поверхности Земли; -Знать (понимать) полезные ископаемые; -Знать (понимать) основные свойства воды; - Уметь с помощью учителя определять некоторые свойства полезных ископаемых; -Уметь различать живую и неживую природу; 2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека - проявлять интерес к обьектам живой природы - умение проявлять интерес к природным - уметь соблюдать правила безопасного объектам; исследовать природные объекты с поведения в природе использованием различных анализаторов - Знать (понимать) почему нужно беречь (слуховой, зрительный и др.), узнавать растения; природный объект. - Знать (понимать) простейшую классификацию животных; - Уметь различать дикорастущие и культурные растения; - Уметь с помощью учителя называть представителей растительного мира; - Уметь называть некоторые лекарственные растения; - Уметь различать животных суши и водоёмов; - Уметь различать насекомых, птиц, зверей, признаки рыб, млекопитающих; - Уметь называть представителей животного мира; -Знать (понимать) части тела и органы человека; -Знать (понимать) правила сохранения здоровья человека; -Знать (понимать) правила сохранения осанки; -Знать (понимать) основные органы чувств; -Знать (понимать) правила гигиены органа зрения; 3) Элементарные представления о течении времени -Уметь различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года - представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев году. Различать времена года, части суток на картинках Планируемые личностные результаты - Социально-эмоциональное участие в процессе - Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности общения и совместной деятельности - Освоение досткпных социальных ролей - Освоение доступных социальных ролей - Развитие самостоятельности и ответственности Формирование интереса к объектам и за свои поступки явлениям живой и неживой природы. - Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками - Формирование мотивации к труду, работа на результат Формирование интереса к объектам и явлениям живой и неживой природы. Выполнение правил жизнедеятельности, охраны здоровья. Заботливое и бережное отношение к растениям и животным, ухода за ними. Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.). СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимися ФАООП и СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов: что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он применяет на практике, насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. При оценке результативности обучения учитывается, что у обучающихся могут быть вполне закономерные затруднения в освоении предмета, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. Учитываются следующие факторы и проявления: − особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося; − выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития обучающегося в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ; − в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.; − при оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка. Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения детей осуществляются в качественных критериях по итогам практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Система оценки достижения предметных результатов ФАООП (вариант 2) исключает наличие шкалы балльного (отметочного) оценивания. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. На её основе составляется характеристика каждого обучающегося. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БУД) Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью Основой для разработки рабочей программы учебного предмета «Окружающий природный мир» 6 класса ТМНР является -Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее программа формирования БУД,), которая конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения ФАООП (вариант 2). В основе формирования БУД лежит деятельностный подход к обучению, который позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью. Основная цель реализации программы формирования БУД в 6 классе ТМНР состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе. Задачами реализации программы в 6 классе ТМНР являются: 1. Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание); выполнение инструкции учителя; использование по назначению учебных материалов; выполнять действия по образцу и по подражанию. 2. Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени от начала до конца, с заданными качественными параметрами. 3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритму деятельности. Мониторинг базовых учебных действий В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется система реально присутствующего опыта деятельности и его уровня. деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом; деятельность осуществляется по подражанию: деятельность осуществляется по образцу; деятельность осуществляется по последовательной инструкции; деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности; самостоятельная деятельность; умение исправить допущенные ошибки. Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности используются условные обозначения: действие (операция) сформировано – «ДА»; действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ» действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО» действие (операция) пока недоступно для выполнения – «НЕТ». Выявление уровня сформированности и доступности тех или иных видов деятельности, позволяет судить об уровне развития психических процессов, их обеспечивающих, т. е. критерии доступности и сформированности тех или иных видов деятельности позволяют оценить зону актуального развития ребенка и выбрать содержание индивидуальной программы обучения. Содержание учебного предмета «Окружающий природный мир» Тема раздела Содержание Растительный мир Узнавание растений (дерево, куст, трава). Узнавание частей растений (корень, ствол/стебель, ветка, лист, цветок). Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён). Узнавание (различение) деревьев (ель, осина, сосна, ива, каштан). Узнавание (различение) плодовых деревьев (яблоня, груша). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, слива). Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Узнавание лесных и садовых кустарников. Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Узнавание грибов (белый гриб, мухомор, лисичка) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Животный мир Знание строения домашнего животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, уши). Узнавание домашних животных. Виды деятельности, формы работы Достаточный Ниже минимального Слушание объяснений Наблюдение за учителя. Наблюдение за действиями учителя. действиями учителя. Работа с картинками. Дидактическая игра. Узнавание и показ Загадки. Работа с изученных объектов картинками. Узнавание, растительного мира в различение растений. натуральном виде в Узнавание строения естественных растений. Узнавание и условиях, на различение хвойный и иллюстрациях, лиственных деревьев. фотографиях. Узнавание и различение кустарников. Узнавание и различение ягод. Узнавание и различение грибов Дифференцирование объектов по группам с учетом различных оснований для классификации; Слушание объяснений учителя. Наблюдение за действиями учителя. Дидактическая игра. Загадки. Работа с Наблюдение за действиями учителя.. Работа с картинками. Узнавание и показ изученных объектов Временные представления Объекты Объединение животных в группу «домашние животные». Узнавание диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, синица, сова). Знание питания птиц. Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Знание питания рыб. Знание строения насекомого. Знание питания насекомых. Узнавание речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муха, комар). Узнавание частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Различение времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Узнавание небесных картинками. Узнавание и называние изученных объектов животного мира в натуральном виде в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях. Дифференцирование объектов по группам с учетом различных оснований для классификации; Понимать правила безопасного поведения в природе. животного мира в натуральном виде в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях. Слушание объяснений учителя. Наблюдение за действиями учителя. Дидактическая игра. Загадки. Работа с картинками. Названияе времён года, месяцев, их последовательность; узнавать времена года по нескольким характерным признакам; Наблюдение за действиями учителя.. Работа с картинками. Узнавание времён года на картинках; тел Слушание объяснений Наблюдение за неживой природы (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Узнавание форм земной поверхности. Знание значения оврага (равнины) в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. учителя. Наблюдение за действиями учителя. Дидактическая игра. Загадки. Работа с картинками Называть предметы и явления в окружающей обстановке. Узнавать основные формы поверхности Земли. Называть свойства почвы. Называть основные свойства воды. Узнавание и называние явлений природы; действиями учителя.. Работа с картинками. Узнавание некоторых явлений природы; Практические действия с природным материалом: ощупывание, использование различных видов захвата, удержание, пересыпание, переливание, перекладывание и др. Календарно-тематическое планирование №п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 Тема I четверть 16 часов Узнавание растений (дерево, куст, трава). Узнавание частей растений (корень, ствол/стебель, ветка, лист, цветок). Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён). Парки и зоны отдыха г. Режа. Узнавание (различение) деревьев (ель, осина, сосна, ива, каштан). Свердловской области. Узнавание (различение) плодовых деревьев (яблоня, груша). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, слива). Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Мебельная фабрика . Повторение. Растительный мир. II четверть – 16 часов Узнавание кустарников (орешник, шиповник, крыжовник). Узнавание кустарников (смородина, бузина, боярышник). Узнавание лесных и садовых кустарников. Кустарники лесополосы Свердловской области. Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Узнавание грибов (белый гриб, мухомор, лисичка) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Съедобные грибы Свердловской области. Повторение. Узнавание грибов Количво часы 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Дата по плану Дата по факту 8 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 2 3 4 5 6 7 Повторение. Мир растений. III четверть – 22 часов Знание строения домашнего животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, уши). Узнавание домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные». Узнавание диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Рассматривание фотографий животных Режевских лесов. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, синица, сова). Знание питания птиц. Объединение зимующих птиц в группу - «зимующие птицы». Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Знание питания рыб. Знание строения насекомого. Знание питания насекомых. Узнавание речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муха, комар). Узнавание небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Повторение. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. IV четверть – 14часов Узнавание форм земной поверхности. Знание значения оврага (равнины) в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Различение времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Повторение. Временные представления Итого 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 68 Учебно-методический комплекс Для учителя: Матвеева Н.Б. Ярочкина И.А., Попова М.А., Куртова Т.О. Мир природы и человека. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А., Куртова Т.О Мир природы и человека Зкласс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Для обучающегося: Наглядный материал: картинки животных, растений, птиц; времена