Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Утверждаю: Директор ________ /Н.И.Шляпникова / Приказ № от « » ________ 2016 Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И.Шляпникова Приказ № ___от «___» ______20___г Рабочая программа по ручному труду для обучающихся 2 класса с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2024-2025 уч. год Составитель: Ивакина Н.А., учитель первой квалификационной категории Г.Реж, 2024 год Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом министерства просвещения №1026 от 24.11.22г.; -Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар» Цель: всестороннее развитие личности обучающегося младшего возраста в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Задачи: − формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека; − формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека; − расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно исторических традициях в мире вещей; − расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; − формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности; − формирование интереса к разнообразным видам труда; − развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); − развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); − развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений; − развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); − формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации; − формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности. Краткая характеристика контингента обучающихся 2 класса. У обучающихся снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. псих функций. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. Обучающиеся знают правила поведения и работы на уроке, но необходимо повторять. У большинства нет порядка на рабочем месте. Обучающиеся выполняют задания под контролем и помощью учителя. Помощь просят, принимают, но не переносят при выполнении подобных заданий. По результатам обучения в классе 1 вариант обучающихся. По результатам обучения в 1 классе, обучающихся можно отнести к достаточному и минимальному уровню. По результатам консилиума №240 от 7 августа 2024 года к достаточному уровню относятся: Игнатьев Павел, Егоров Тимофей, Щегалева Варвара, Леонтьев Арсений. К минимальному: Слободчиков Мирон, Шакина Валерия, Коробицына Елена, Расчектаева Валерия. На достаточном уровне ребята самостоятельно готовятся к уроку, выполняют работу с минимальной помощью учителя. На минимальном уровне ребята не могут самостоятельно подготовиться к уроку. Выполняют работу по образцу с трудом. Чаще работают рука в руке. Планируемые результаты освоения учебного курса Предметные результаты. Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный уровень Достаточный уровень − знать правила организации рабочего места и − знать правила рациональной организации труда, включающей в организовать свое рабочее место в зависимости от характера себя упорядоченность действий и самодисциплину. выполняемой работы, рационально располагать инструменты, − самостоятельно находить необходимую для выполнения работы материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять информацию в материалах учебника, рабочей тетради; порядок на рабочем месте с помощью учителя; − работать с доступной для первоклассников наглядностью: − называть виды трудовых работ; составлять план работы над изделием с опорой на предметно− знать названия и свойства поделочных материалов, операционные, графические планы, и действовать в соответствии с ними используемых на уроках ручного труда во втором классе, в процессе изготовления изделия; правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при − осуществлять текущий самоконтроль выполняемых работе с ними; практических действий и корректировку хода практической работы; − знать названия инструментов, необходимых на уроках оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на ручного труда, их устройство, правила техники безопасной образец); работы колющими и режущими инструментами; − устанавливать причинно-следственные связи между − называть приемы работы (приемы разметки деталей, выполняемыми действиями и их результатами; примы выделения детали из заготовки, приемы − выполнять общественные поручения по уборке формообразования, приемы соединения деталей, примы отделки класса/мастерской после уроков ручного труда изделия), используемые на уроках ручного труда − анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; − определять способы соединения деталей с помощью учителя; − составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя; − работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и нитками). − владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов с помощью учителя. Личностные: Минимальный уровень − способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; − формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; − воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. Достаточный уровень − способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; − формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; − формирование способности к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; − формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной составляющей; − воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. Содержание учебного курса Раздел Работа с пластилином глиной Дидактические единицы и Закрепление умения размещать рисунок (в аппликации 23 готовых вырезанных изображения или силуэта) на изобразительной плоскости. Продолжение работы над понятиями "середина листа", "край листа" (верхний, нижний, левый, правый). Коррекционная работа Развитие памяти, внимания Использование картинного материала Упражнения на нахождение и исправление ошибок Упражнение «Исключи лишнее» 4 Работа с материалами Закрепление умения учитывать расположение листа бумаги (горизонтальное или вертикальное) в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета; 2) размеры рисунка в зависимости от величины листа. природными Формирование у детей умения проводить сначала с помощью опорных точек, затем от руки волнистые, ломаные линии в разных направлениях; прямые линии - в вертикальном, -горизонтальном и наклонном направлении (возможно использование приема дорисовывания). Обучение приемам изображения сначала с помощью опорных точек, затем без них от руки - геометрических форм - эталонов: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала. Использование приема "дорисовывание изображения" в формировании этих умений. Работа с бумагой и картоном Работа с материалом Формирование умения узнавать и называть в репродукциях картин известных художников, в книжных иллюстрациях предметы, животных, растения; называть изображенные действия, признаки предметов. текстильным Обучение приемам заштриховывания контура простым и цветными карандашами. Формирование умений работав красками (гуашью), пользоваться палитрой. Ознакомление детей с приемами, используемыми в народной росписи Дымкова. Описание предметов по картинному плану Упражнения по ориентации в схеме собственного тела Выполнение упражнений с закрытыми глазами Развитие эстетического восприятия объектов и явлений окружающей действительности, понимания красоты Этнические беседы Рассматривание картин Упражнения на внимание Описание картин Раскрашивание изображений нарисованных ранее Беседы Упражнения на внимание Календарно-тематическое планирование - 34 часа Тема урока предметов, Кол-во часов 1. Вводный урок. Повторение пройденного за 1 класс. 1 2. Лепка из пластилина геометрических тел прямоугольной формы «Брус» 1 Дата 5 3. Лепка столярных инструментов: Молоток 4. Экскурсия в природу. Сбор природного материала. 5. Изготовление игрушки из скорлупы ореха. Рыбка. 6. Работа с бумагой. Коллекция «Виды и сорта бумаги» (коллект. работа) 7. Изготовление аппликации из мятой бумаги. «Дерево осенью» 8. Складывание оригами фигурки из бумаги. Собачка. 9. Работа с картоном. Разметка геометрических фигур по шаблонам. 10. Изготовление пакета из тонкого картона с аппликацией из геом. фигур 11. «Кисточка для закладки» 12. Работа с текстильными материалами. «Пуговица с двумя сквозными отверстиями». Экскурсия 13. Посуда цилиндрической формы. Лепка из пластилина предметов цилиндрической формы. Кружка 14. Глиняные изделия конической формы. Лепка из пластилина: Чашка из пластилиновых жгутиков. 15. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. 16. Аппликация из обрывной бумаги: Яблоко 17. Изготовление фигурки из связанных пучков нитей. 18. Изготовление бумажного шара из кругов. 19. Лепка по образцу стилизованных фигур животных и птиц ( конструктивный и пластический способы). 20. Изготовление из шишки стилизованной фигурки птички. Сова. 21. Разметка бумаги и картона по линейке 22. Изготовление аппликаций «Грузовик» и «Автофургон» 23. Коллекции тканей. Раскрой из ткани заготовки изделия. «Квадраты из ткани 5на5 см.» 24. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой. 25. Изготовление игольницы «Котик» 26. Симметричное вырезание деталей из бумаги. 27. Иллюстрация и макет (композиция). «Лиса», «Колобок». Композиция к сказке «Колобок» 28. Изготовление колобка из бумаги. 29. Изготовление фигуры волка из бумаги. 30. Вышивка прямой строчкой. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 31. Вышивание закладки из канвы прямой строчкой. 32. Вышивка стежком «вперёд иголку» с перевивом. 33. Вышивание салфетки (закладки) из канвы стежком с перевивом «шнурок» 34. Изготовление салфетки с аппликацией из тесьмы. Дата Раздел Тема Работа с 1.Вводный урок. пластилином Повторение (3ч.) пройденного за 1 класс. 2.Лепка из пластилина геометрических тел прямоугольной формы «Брус» 3.Лепка столярных инструментов: Молоток Работа природным материалом (2ч.) с 1.Экскурсия в природу. Сбор природного материала. 2.Изготовление игрушки из скорлупы ореха. Рыбка. 1 1 1 1 Содержание Учить выполнять указание учителя правильно подготавливать рабочее место к работе; формировать умение анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств; закрепить практические умения; -коррекция зрительного и слухового восприятия через узнавание, запоминание и воспроизведение планирования трудовых действий; -воспитывать трудолюбие, интерес к работе с пластическим материалом, желание помогать друг другу. ознакомить учащихся с новыми видами природных материалов, их свойствами и применением. -научить изготавливать многодетальные объёмные изделия с применением желудей, скорлупы грецкого ореха; -познакомить с новым инструментом – шило. -закрепить свойства, правила Достаточный уровень Минимальный уровень Анализируют образец Используют в работе приёмы сплющивание, сдавливание, вытягивание, прищипывание, примазывание. Составляют план изготовления изделия Рассказывают правила поведения и работы на уроках ручного труда Организовывают рабочее место Отвечают на вопросы учителя Слушают одноклассников Включаются беседу Практическую работу выполняют с помощью учителя Читают задания Отвечают на вопросы Работают под присмотром шилом. Изготавливают изделия по план. Называют природный материал Практическую работу выполняют с помощью учителя 7 заготовки и обработки природных материалов -коррекция недоразвития моторных функций. -формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей. -воспитание настойчивости, умение работать в коллективе. Работа бумагой картоном (5ч.) с 1.Работа с бумагой. и Коллекция «Виды и сорта бумаги» (коллект. работа) 2.Изготовление аппликации из мятой бумаги. «Дерево осенью» 3.Складывание оригами фигурки из бумаги. Собачка. 4.Работа с картоном. Разметка геометрических фигур по шаблонам. 5.Изготовление пакета из тонкого картона с аппликацией из геом. фигур Работа с 1.«Кисточка для текстильным закладки» формировать умения работать с бумагой и картоном. -дать сведения о картоне, его свойствах, применении и обработке; -научить приёму разметки бумаги с помощью линейки; -закрепить умения и навыки работы ножницами. -развитие координации движений рук, зрительно-двигательной координации; -воспитание уважения к своему труду и к труду других людей. Называют цвета Выполняют самостоятельно практическую работу Работают с шаблоном Используют в работе ножницы Называют цвета Практическую работу выполняют с помощью учителя Овладение разнообразными приёмами Выполняют практическую Выполняют работы с текстильными материалами работупо инструкции практическую работу по 8 материалом (2ч.) 2.Работа с текстильными материалами. «Пуговица с двумя сквозными отверстиями». Экскурсия Работа с 1.Посуда пластилином цилиндрической (2ч) формы. Лепка из пластилина предметов цилиндрической формы. Кружка 2.Глиняные изделия конической формы. Лепка из пластилина: Чашка из пластилиновых жгутиков. -углубить сведения о текстильных материалах, их видах, свойствах. применении и назначении; -закрепить сведения о нитках; -учить соблюдать правила гигиены и правила техники безопасности; -дать представление о профессии швеи. -развитие зрительного, слухового восприятия -коррекция координации движений рук при работе с текстильными материалами. -воспитывать интерес к труду, умение работать в коллективе. совершенствование и освоение приёмов работы с пластическим материалом. -учить выполнять указание учителя правильно подготавливать рабочее место к работе; -формировать умение анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств; -закрепить практические умения; -коррекция зрительного и слухового восприятия через узнавание, запоминание и воспроизведение планирования трудовых действий; -воспитывать трудолюбие, интерес к работе с пластическим материалом, желание помогать друг другу. изготовлению Кисточки. Используют в работе приёмы скатывание, сплющивание, сдавливание, вытягивание, прищипывание, примазывание. Сравнивают образец с натуральным объектом, игрушкой, муляжом Отвечают на вопросы учителя при составлении плана работы над изделием Используют в работе скатывание, сплющивание, сдавливание, вытягивание, прищипывание, примазывание. 9 Работа картоном бумагой (12ч.) с 1.Разметка бумаги и и картона по шаблонам сложной конфигурации. 2.Аппликация из обрывной бумаги: Яблоко 3.Изготовление фигурки из связанных пучков нитей. 4.Изготовление бумажного шара из кругов. 5.Лепка по образцу стилизованных фигур животных и птиц ( конструктивный и пластический способы). 6.Изготовление из шишки стилизованной фигурки птички. Сова. 7.Разметка бумаги и картона по линейке 8.Изготовление аппликаций «Грузовик» и «Автофургон» -формировать умения работать с бумагой и картоном. -дать сведения о картоне, его свойствах, применении и обработке; -научить приёму разметки бумаги с помощью линейки; -закрепить умения и навыки работы ножницами. -развитие координации движений рук, зрительно-двигательной координации; -воспитание уважения к своему труду и к труду других людей. Получают контурное Практическую работу изображение предмета выполняют с помощью Выполняют аппликацию по учителя плану 10 9.Симметричное вырезание деталей из бумаги. 10.Иллюстрация и макет (композиция). «Лиса», «Колобок». Композиция к сказке «Колобок» 11.Изготовление колобка из бумаги. 12.Изготовление фигуры волка из бумаги. Работа с 1.Коллекции текстильным тканей. Раскрой из материалом ткани заготовки (8ч.) изделия. «Квадраты из ткани 5на5 см.» 2.Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой. 3.Изготовление игольницы «Котик» 4.Вышивка прямой строчкой. 5.Вышивание закладки из канвы прямой строчкой. Создать условия для овладения разнообразными приёмами работы с текстильными материалами -углубить сведения о текстильных материалах, их видах, свойствах. применении и назначении; -закрепить сведения о нитках; -учить соблюдать правила гигиены и правила техники безопасности; -уточнить представление о применении и назначении ткани в жизни человека; применение тесьмы. -развитие зрительного, слухового восприятия -коррекция координации движений рук при работе с текстильными материалами. -воспитывать интерес к труду, умение Участвуют в беседе Используют в работе ножницы, линейку, булавки Рассказывают о правилах работы с режущими и колющими предметами Практическую работу выполняют с помощью учителя Изготавливают игольницу квадратной формы. 11 6.Вышивка работать в коллективе. стежком «вперёд иголку» с перевивом. 7.Вышивание салфетки (закладки) из канвы стежком с перевивом «шнурок» 8.Изготовление салфетки с аппликацией из тесьмы. 12 13