Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Утверждаю: Директор ________ /Н.И.Шляпникова / Приказ № от « » ________ 2016 Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И.Шляпникова Приказ № ___от «___» _______20__Г Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 2 класса с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2024-2025 уч. год Составитель: Ивакина Н.А., учитель первой квалификационной категории Г. Реж, 2024 год Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом министерства просвещения №1026 от 24.11.22г.; -Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар» Цель обучения: развитие устной и письменной речи. Задачи обучения: -Совершенствовать графические навыки. -закрепить звуковое, буквенное, слоговое строение слов; -уточнить знание о слогообразующей роли гласных звуков; -упражняться в слоговом и звукобуквенном анализе слов; -закрепить умения писать слова с твёрдыми и мягкими согласными, парными звонкими и глухими согласными, слова с разделительным Ь. -познакомить с правилом написания гласных после шипящих -формировать умение постановки знаков в предложении: точки, вопросительного и восклицательного знаков. Краткая характеристика обучающихся 2 класса. У обучающихся снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. псих. функций. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. Слабая моторика рук. В классе 1 вариант обучающихся. По результатам обучения в 1 классе, обучающихся можно отнести к достаточному и минимальному уровню. По результатам консилиума №240 от 7 августа 2024 года к достаточному уровню относятся: Игнатьев Павел, Егоров Тимофей, Щегалева Варвара, Леонтьев Арсений. К минимальному: Слободчиков Мирон, Шакина Валерия, Коробицына Елена, Расчектаева Валерия. На достаточном уровне ребята прописывают изученные буквы, могут списать письменный и печатный текст. На минимальном уровне ребята научились работать с трафаретом, шаблоном, проводить линии по контуру с помощью учителя. Соблюдают пределы контура при штриховке фигуры под контролем. Написание элементов и изученных букв не усвоено. Планируемые результаты освоения учебного курса Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный уровень Достаточный уровень 2 -будут различать гласные и согласные звукии буквы; ударные и безударные согласные звуки; дифференцировать согласные по звонкостиглухости, твёрдости-мягкости; -научатся делению слов на слоги дляпереноса; -научатся списыванию по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста сорфографическим проговариванием; -научатся записывать под диктовку слова икороткие предложения (2-4 слова) с изученными орфограммами; -научатся обозначению мягкости и твёрдости согласных звуков на письмегласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки); -научатся дифференцировать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия,признаки; -научатся составлению предложений,восстановлению в них нарушенного порядка слов с ориентацией на сериюсюжетных картинок; -научатся выделять из текста предложенияна заданную тему; Личностные Минимальный уровень -будет положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка; -появится осознание языка как основного средства общения людей; -научатся оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. -будут различать звуки и буквы; -будут давать характеристику гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорнуюсхему; -научатся списывать с рукописного и печатноготекста целыми словами с орфографическим проговариванием; -научатся записывать под диктовку текст,включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов); -научатся дифференциации и подбору слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов,действий и признаков предметов); -научатся составлению и распространению предложений, установлению связи между словами с помощью учителя, постановке знаковпрепинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); -научатся делить текст на предложения; -научатся определять темы текста (о чём идетречь), выбирать заголовка из нескольких, подходящего по смыслу; -будут самостоятельно записывать 3-4 предложения из составленного текста после егоанализа. Достаточный уровень -будет положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка; -появится осознание языка как основного средства общения людей; - будет возможность договариваться и приходить к общему решению; -научатся оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. 3 Содержание учебного курса Раздел 1.Повторение 2. Звуки и буквы 3. Слово 4. Предложение Дидактические единицы Звуки и буквы; слова – названия предметов; предложение и правило 3 его записи, схема предложения; распространение предложения; составление предложения с данным словом. Гласные и согласные звуки и буквы, их различение по наличию или отсутствию преграды. Чёткое произнесение звуков слова, написание которого не расходится с произношением, последовательное обозначение каждого звука в схеме. Запись слова в тетради по схеме. Различение слов, сходных по звуковому составу (различающихся количеством звуков или их последовательностью в слове). Ударение в двусложных, а затем в трёхсложных словах. Знак ударения. Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно. Слово. Названия предметов. Предмет и его название. Их различение. Называние предметов, отвечающих на вопросы что? кто? Выделение частей предмета и их названий. Постановка вопросов что? или кто? к слову и предмету. Различение сходных предметов и их названий. Обобщающее слово к группе однородных предметов. Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов, отвечающих на вопросы кто? что? Большая буква в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных. Составление предложений по предметной или сюжетной картинке, по вопросу, по теме, по образцу. Коррекционная работа Упражнения на нахождение и исправление ошибок Описание предметов по плану Использование картинного материала Этические беседы Упражнения по поиску сходств и различий при сравнении изображений Упражнения «Исключи лишнее» Игровые упражнения Тесты Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением Слуховые диктанты Упражнения на нахождение и исправление ошибок Описание предметов по плану Использование картинного материала Этические беседы Психологический настрой Создание «ситуации успеха» Проблемные ситуации Работа с бланками (рефлексия) Работа с перфокартами Использование сигнальных карточек, схем Упражнения на тренировку произвольного внимания, запоминания 4 5.Повторение Коллективное обсуждение темы предложения (о ком или о чём мы хотим сказать). Выделение предложения из речи или из текста по заданию учителя. Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении. Выделение предложения из текста. Правила записи предложения. Предложение и его схема. Различение набора слов и предложения. Порядок слов в предложении. Завершение начатого предложения. Составление предложений по предметной картинке. Составление предложений по сюжетной картинке. Предложения-вопросы и предложения-ответы. Слова из словаря: берёза, ветер, воробей, ворона, заяц, капуста, карандаш, коньки, корова, машина, молоко, морковь, мороз, Москва, огурец, пальто, помидор, ребята, собака, улица (20 слов). Звуки и буквы. Слова, обозначающие предмет, действие, признак. Предложение, составление и дополнение Предлоги в предложении Упражнения «Подбери слово» Игровые упражнения Тесты Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением Слуховые диктанты Игровые упражнения Тесты Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением Слуховые диктанты Календарно-тематическое планирование – 102 часа Тема 1. Звуки и буквы. Выделение звука и буквы в слове. Повторение 2. Слово. Предмет и слово, называющее предмет 3. Предмет и слово, называющее предмет 4. Предложение. Правило записи предложения Количество часов 1 1 1 1 Дата 5 5. Предложение и его схема 6. Распространение предложений. Экскурсия 7. Составление предложений с данным словом 8. Вводная контрольная работа по теме «Повторение» 9. Гласные и согласные. Гласные звуки и буквы 10. Гласные и согласные. Согласные звуки и буквы 11. Различение слов, сходных по звуковому составу. Слова, которые различаются одним звуком 12. Различение слов, сходных по звуковому составу. Слова, которые различаются количеством звуков 13. Различение слов, сходных по звуковому составу. Слова, которые различаются последовательностью звуков 14. Повторение по теме: «Звуки и буквы». Списывание текста 15. Ударение в словах. Знак ударения 16. Выделение ударного гласного в слове 17. Деление слов на слоги 18. Гласные в образовании слогов 19. Деление слов со звуками [и –й] на слоги 20. Перенос слов по слогам 21. Слог как часть слова 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22.Обобщающий урок по теме «Слог» 23 Контрольная работа за 1 четверть по теме «Звуки и буквы» 24. Различие парных согласных Б-П 25. Различие парных согласных В-Ф 26. Различие парных согласных Г-К 27. Различие парных согласных Д-Т 28. Различие парных согласных Ж-Ш 29. Различие парных согласных З-С 30. Различение звонких и глухих согласных 31. Шипящие согласные 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 32 Свистящие согласные 33. Различение шипящих и свистящих согласных 34. Закрепление по теме: «Шипящие и свистящие согласные». Выборочный диктант 35. Буква Е в начале слова или слога 36. Буква Ё в начале слова или слога 37. Буква Ю в начале слова или слога 38. Буква Я в начале слова или слога 39. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога 40. Гласные Ы-И после твердых и мягких согласных 41. Гласные О-Ё после твердых и мягких согласных 42. Гласные У-Ю после твердых и мягких согласных 43. Гласные А-Я после твердых и мягких согласных 44. Контрольная работа за 2 четверть «Парные звонкие и глухие согласные» 45. Гласная Е после мягких согласных 46. Различие твердых и мягких согласных 47. Обобщение по теме: «Различие твердых и мягких согласных». Списывание текста 48. Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова 49. Письмо слов с мягкими согласными на конце 50. Различение твердых и мягких согласных на конце слова 51. Различение слов с твердыми и мягкими согласными на конце слова 52. Закрепление. Мягкий знак Ь на конце слова 53. Предмет и его название 54. Названия предметов, отвечающие на вопрос «Что?» 55. Название частей предмета 56. Различение сходных предметов и их названий 57. Обобщающее слово для группы однородных предметов 58. Названия предметов, отвечающие на вопрос «Кто?» 59. Обобщающее слово к группе однородных предметов 60. Обобщающее слово к группе однородных предметов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 61. Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?» 62. Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?» 63. Слова, обозначающие один и несколько предметов 64. Закрепление. Слово. Названия предметов. Экскурсия 65. Большая буква в именах людей 66. Большая буква в именах и фамилиях людей 67.Правописание имен собственных 68. Большая буква в кличках животных 69. Большая буква в кличках животных. Письмо по памяти 70. Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных 71. Действие и его название. Названия действий, отвечающие на вопрос «Что делает?» 72. Названия действий, отвечающие на вопрос «Что делают?» 73. Подбор названий действий к названиям предметов 74. Подбор нескольких действий к одному предмету. 75. Различие названий предметов и названий действий по вопросам 76. Контрольная работа за 3 четверть по теме «Слова, обозначающие предмет и действие» 77. Предлог как отдельное слово. Экскурсия 78. Употребление предлогов в предложении 79. Составление предложений с различными предлогами 80. Выделение трудной гласной в словах 81. Написание гласных в словах-родственниках 82. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне 83. Выделение предложений из текста 84.Опредление того, о ком или о чем говорится в предложении 85. Правила записи предложения 86. Предложение и его схема 87.Определённый порядок слов в предложении 88.Интонационная законченность предложения 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 89. Составление предложений из слов 90. Завершение начатого предложения 91. Связь предложений в тексте 92. Составление предложений по предметной картинке 93. Прописная буква в начале предложения и точка в конце 94.Составлений предложений по сюжетной картинке 95. Предложения-вопросы и предложения-ответы 96. Звонкие и глухие согласные 97. Твердые и мягкие согласные 98. Мягкий знак на конце слова 99.Итоговая контрольная работа по теме «Предложение» 100. Названия предметов 101.Названия действий 102. Экскурсия в парк. Составление предложений на тему «Скоро лето» Тема, раздел Содержание 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Виды деятельности, формы работы Минимальный Повторение – 8 ч 1. Звуки и буквы. Выделение звука и буквы в слове. Повторение 2. Слово. Предмет и слово, называющее предмет 3. Предмет и слово, называющее предмет 4. Предложение. Правило записи предложения 5. Предложение и его схема 6. Распространение предложений. Экскурсия -Выделяют звуки и буквы в слове -Определяют количество слов в предложении - Составляют предложения - Называют предмет слово - Составляют схемы предложения -Соблюдают правила записи предложения c опорой на схему и 6eз неё. - Распространяют предложение одним словом с опорой на предметную картинку. - Списывают или обводят печатные короткие слова Достаточный - Различают звуки и буквы; буквы, - Дают характеристику гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему; Определяют слова и предложения в тексте; Распространяют простые предложения; - Списывают с рукописного и печатного текста целыми 9 7. Составление предложений с данным словом 8. Вводная контрольная работа по теме «Повторение» Звуки и буквы- 44 ч 9. Гласные и согласные. Гласные звуки и буквы 10. Гласные и согласные. Согласные звуки и буквы 11. Различение слов, сходных по звуковому составу. Слова, которые различаются одним звуком 12. Различение слов, сходных по звуковому составу. Слова, которые различаются количеством звуков 13. Различение слов, сходных по звуковому составу. Слова, которые различаются последовательностью звуков 14. Повторение по теме: «Звуки и буквы». Списывание текста 15. Ударение в словах. Знак ударения 16. Выделение ударного гласного в слове 17. Деление слов на слоги 18. Гласные в образовании слогов 19. Деление слов со звуками [и –й] на слоги 20. Перенос слов по слогам 21. Слог как часть слова 22.Обобщающий урок по теме «Слог» 23 Контрольная работа за 1 четверть по теме словами с орфографическим проговариванием. -Познакомятся с парными звонкими и глухими согласными; -познакомятся с шипящими и свистящими согласными; - Научатся выделять ударение в слове - Научатся делить слова на слоги; - Научатся различать звонкие и глухие согласные. -Понаблюдают за парными согласными на конце слов; сравнить, как они пишутся; - Списывают или обводят буквы, короткие слова. С помощью учителя выделяют ударение в слове - Называют парные звонкие и глухие, шипящие и свистящие согласных записывают под диктовку слова и короткие предложения (2-4 слова) с изученными орфограммами; - Выделяют ударение в слове. - Делят слова на слоги -Обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки) -Преобразовывают имена существительные мн. ч. в ед. ч - Дают оценку деятельности 10 «Звуки и буквы» 24. Различие парных согласных Б-П 25. Различие парных согласных В-Ф 26. Различие парных согласных Г-К 27. Различие парных согласных Д-Т 28. Различие парных согласных Ж-Ш 29. Различие парных согласных З-С 30. Различение звонких и глухих согласных 31. Шипящие согласные 32 Свистящие согласные 33. Различение шипящих и свистящих согласных 34. Закрепление по теме: «Шипящие и свистящие согласные». Выборочный диктант 35. Буква Е в начале слова или слога 36. Буква Ё в начале слова или слога 37. Буква Ю в начале слова или слога 38. Буква Я в начале слова или слога 39. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога 40. Гласные Ы-И после твердых и мягких согласных 41. Гласные О-Ё после твердых и мягких согласных 42. Гласные У-Ю после твердых и мягких согласных 43. Гласные А-Я после твердых и мягких согласных 44. Контрольная работа за 2 четверть «Парные звонкие и глухие согласные» 11 45. Гласная Е после мягких согласных 46. Различие твердых и мягких согласных 47. Обобщение по теме: «Различие твердых и мягких согласных». Списывание текста 48. Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова 49. Письмо слов с мягкими согласными на конце 50. Различение твердых и мягких согласных на конце слова 51. Различение слов с твердыми и мягкими согласными на конце слова 52. Закрепление. Мягкий знак Ь на конце слова Слово- 30 ч 53. Предмет и его название 54. Названия предметов, отвечающие на вопрос «Что?» 55. Название частей предмета 56. Различение сходных предметов и их названий 57. Обобщающее слово для группы однородных предметов 58. Названия предметов, отвечающие на вопрос «Кто?» 59. Обобщающее слово к группе однородных предметов 60. Обобщающее слово к группе однородных предметов -Различать названия предметов по вопросам кто? что? -Умение правильно записывать имена, фамилии, и отчества людей, клички животных в предложениях, воспринимаемых на слух. - Различать названия действий по вопросам что делает? и др.. -Ставить вопросы к названиям действий и подбирать названия действий к вопросам, выбирая один вариант из двух предложенных. -Находить в предложении названия действий и подчёркивать их. -Различать названия признаков по вопросам. . -Учиться различать названия предметов, действий, по вопросам. - Копируют или обводят буквы, короткие слова. - С помощью учителя находят слова предметы, действия, предлоги. - Списывают самостоятельно - Определяют одушевлённые и неодушевлённые предметы по вопросам. - Применяют правила написания собственных имён - Определяют предлоги в предложении, составляют предложения с предлогами выделяют слова с непроверяемыми гласными; правильно их записывают - Дают оценку деятельности 12 61. Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?» 62. Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?» 63. Слова, обозначающие один и несколько предметов 64. Закрепление. Слово. Названия предметов. Экскурсия 65. Большая буква в именах людей 66. Большая буква в именах и фамилиях людей 67.Правописание имен собственных 68. Большая буква в кличках животных 69. Большая буква в кличках животных. Письмо по памяти 70. Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных 71. Действие и его название. Названия действий, отвечающие на вопрос «Что делает?» 72. Названия действий, отвечающие на вопрос «Что делают?» 73. Подбор названий действий к названиям предметов 74. Подбор нескольких действий к одному предмету. 75. Различие названий предметов и названий действий по вопросам 76. Контрольная работа за 3 четверть по теме «Слова, обозначающие предмет и действие» Познакомиться с новыми предлогами. -Понаблюдать за их написанием в разных словосочетаниях и сделать коллективный вывод о предлоге ка отдельном слове. 13 77. Предлог как отдельное слово. Экскурсия 78. Употребление предлогов в предложении 79. Составление предложений с различными предлогами 80. Выделение трудной гласной в словах 81. Написание гласных в словахродственниках 82. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне Предложение – 13 ч 83. Выделение предложений из текста 84.Опредление того, о ком или о чем говорится в предложении 85. Правила записи предложения 86. Предложение и его схема 87.Определённый порядок слов в предложении 88.Интонационная законченность предложения 89. Составление предложений из слов 90. Завершение начатого предложения 91. Связь предложений в тексте 92. Составление предложений по предметной картинке 93. Прописная буква в начале предложения и точка в конце 94.Составлений предложений по сюжетной картинке -Закреплять умение выделять из текста предложения на заданную тему. -Коллективно составлять текст из данных предложений, опираясь на сюжетные картинки. -Различать предложение законченное и незаконченное. -Развивать умение заканчивать предложение по-разному, опираясь на предметные картинки. -Обсудить, какое предложение из двух интересней, и доказать, почему интересней. -Отрабатывать умение распространять предложения с помощью предметных картинок, вопросов и схем предложений, используя прием постепенного ступенчатого распространения предложения (под руководством учителя). Задания на карточках выполняют с помощью учителя. Завершают начатое предложение по картинкам с помощью вопросов. - Составляют предложение, аналогичное данному с помощью учителя. - Определяют и устанавливают порядок слов в предложении; завершают начатое предложение; - восстанавливают нарушенный порядок слов в предложении; - составляют предложения по картинке; - анализируют изображения; - дают оценку деятельности. 14 95. Предложения-вопросы и предложенияответы Повторение – 7 ч 96. Звонкие и глухие согласные 97. Твердые и мягкие согласные 98. Мягкий знак на конце слова 99.Итоговая контрольная работа по теме «Предложение» 100. Названия предметов 101.Названия действий 102.Экскурсия в парк. Составление предложений на тему «Скоро лето» - Различать на слух гласные и звуки, уметь их перечислять. - Угадывать предмет по данным учиться составлять загадки о называя его характерные признаки. -Составлять предложение, картинку. согласные Задания на выполняют с признакам; учителя. предмете, карточках - Используют на практике помощью изученные правила . - Дают оценку деятельности. сюжетную 15 16