Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Утверждаю: Директор ________ /Н.И.Шляпникова / Приказ № от « » ________ 2016 Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И.Шляпникова Приказ № ___от «___» ______20___г Рабочая программа по рисованию для обучающихся 2 класса с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2024-2025 уч. год Составитель: Ивакина Н.А., учитель первой квалификационной категории Г. Реж, 2024 год Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Рисование» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом министерства просвещения №1026 от 24.11.22г.; -Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар» Цель: развитие личности обучающегося в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, а также формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности. Задачи: воспитание интереса к изобразительному искусству; раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека; воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса; формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства. Расширение художественно-эстетического кругозора; развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них; формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка; обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работав нетрадиционных техниках; обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации) обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построениям орнамента и др., применяемым в разных видах изобразительной деятельности; формирование умения создавать простейшие художественные образыс натуры и по образцу, памяти, представлению и воображению; воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы, для получения результата общейизобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная аппликация). Краткая характеристика контингента обучающихся 2 класса. У обучающихся снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. псих функций. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. Обучающиеся знают правила поведения и работы на уроке, но необходимо повторять. У большинства нет порядка на рабочем месте. Обучающиеся выполняют задания под контролем и помощью учителя. Помощь просят, принимают, но не переносят при выполнении подобных заданий. По результатам обучения в классе 1 вариант обучающихся. Обучающихся 1 варианта можно отнести к достаточному и минимальному уровню. По результатам консилиума №240 от 7 августа 2024 года к достаточному уровню относятся: Игнатьев Павел, Егоров Тимофей, Щегалева Варвара, Леонтьев Арсений. К минимальному: Слободчиков Мирон, Шакина Валерия, Коробицына Елена, Расчектаева Валерия. На достаточном уровне ребята могут самостоятельно подготовиться к уроку, выполняют работу с минимальной помощью учителя. На минимальном уровне ребята не могут самостоятельно подготовиться к уроку. Выполняют работу по образцу с трудом. Чаще работают рука в руке. Планируемые результаты освоения учебного курса Предметные результаты. Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный уровень Достаточный уровень использовать материалы для рисования, аппликации, лепки; рисовать предметы (с помощью опорных точек, по шаблону); рисовать простым карандашом различные виды линий; знать названия художественных материалов, организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы под контролем учителя; владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); уметь правильно передавать цвет изображаемого объекта. Личностные: Минимальный уровень осознание себя как ученика; знать о работе художника, ее особенностях; выполнять требования к композиции изображения на листе бумаги; рисовать предметы самостоятельно от руки; передавать инструментов основные исмысловые приспособлений; связи вих несложном назначения, рисунке; правил обращения; выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы и цвета; знать названия некоторых народных и национальных промыслов(Дымково); знать выразительные средства изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвети др.; следовать при выполнении работы инструкциям учителя; применять приемы работы карандашом, гуашью, акварельными красками; рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец). Достаточный уровень осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) формирование положительного отношения к мнению учителя,сверстников; развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога; владение принятыми нормами социального взаимодействия; формирование мотивации к творческому труду; кобучению; формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; формирование мотивации к творческому труду; формирование бережного отношения к материальным ценностям. Содержание учебного курса Раздел Дидактические единицы «Обучение композиционной Закрепление умения размещать рисунок (в аппликации 2-3 деятельности» готовых вырезанных изображения или силуэта) на изобразительной плоскости. Продолжение работы над понятиями "середина листа", "край листа" (верхний, нижний, левый, правый). Закрепление умения учитывать расположение листа бумаги (горизонтальное или вертикальное) в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета; 2) размеры рисунка в зависимости от величины листа. «Развитие у учащихся умений Формирование у детей умения проводить сначала с помощью воспринимать и изображать опорных точек, затем от руки волнистые, ломаные линии в форму предметов, пропорции и разных направлениях; прямые линии - в вертикальном, конструкцию» горизонтальном и наклонном направлении (возможно использование приема дорисовывания). Обучение приемам изображения сначала с помощью опорных точек, затем без них от руки - геометрических форм - эталонов: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала. Использование приема "дорисовывание изображения" в Коррекционная работа Развитие памяти, внимания Использование картинного материала Упражнения на нахождение и исправление ошибок Упражнение «Исключи лишнее» Описание предметов по картинному плану Упражнения по ориентации в схеме собственного тела Выполнение упражнений с закрытыми глазами Развитие эстетического восприятия объектов и явлений окружающей действительности, понимания красоты 4 формировании этих умений. «Обучение произведений искусства» восприятию Формирование умения узнавать и называть в репродукциях картин известных художников, в книжных иллюстрациях предметы, животных, растения; называть изображенные действия, признаки предметов. «Развитие у учащихся Обучение приемам заштриховывания контура простым и восприятия цвета цветными карандашами. Формирование умений работав предметов и формирование красками (гуашью), пользоваться палитрой. Ознакомление умений переливать его в детей с приемами, используемыми в народной росписи живописи» Дымкова. Этнические беседы Рассматривание картин Упражнения на внимание Описание картин Раскрашивание изображений нарисованных ранее Беседы Упражнения на внимание Календарно-тематическое планирование - 34 часа Тема 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Здравствуй, золотая осень! Рисование Рисование разных линий Ветка с вишнями. Лепка Грибы. Рисование Фора и цвет разных деревьев. Аппликация Деревья. Береза, елка осенью Овощи и фрукты. Рисование. Смешивание красок. Гуашь Белые уточки на реке. Рисование Акварельные краски Рисование фона. Небо Главные цвета. Составные цвета Рисование картины. Акварель Лепка игрушек. Кубики Снеговик. Лепка Рисунок «Снеговик во дворе». Гуашь Рисование веточки ели с новогодними шарами Панорама «В лесу зимой» Лепка «Веселый Петрушка на новогоднем празднике» Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 предметов, Дата 5 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Аппликация «Медведь» Лепка «Собачка» Знакомство с Дымковской игрушкой. Кто и как ее делает. Экскурсия в магазин игрушек. Изобрази игрушку, которая похожа на дымковскую игрушку. Украшение дымковских игрушек (части узоров) Рисование птиц. Гуашь Аппликация «Домик для птиц» Рисунок «Ваза» Цветы в работах известных художников. Экскурсия в магазин цветов. Открытка к 1 и 9 мая. Экскурсия к монументу. Открытка к 1 и 9 мая Рисование весенней веточки Аппликация «Весенние цветы» Нарисуй свою картину Нарисуй свою картину Раздел. Тема Обучение компазиционной деятельности (11 ч) Содержание 1.Здравств уй, золотая осень! Рисование Повторение названий художественных материалов и инструментов – карандаши, бумага, ластик, точилка для карандашей, ножницы, краска гуашь, кисть, палитра. Организация рабочего места. Повторение навыка правильного захвата карандаша. Повторение цветов. Рисование осенних листьев 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Виды деятельности, формы работы Минимальный уровень Достаточныйуровень Называют художественные материалы и инструменты по вопросам учителя. С помощью учителя правильно располагают материалы для рисования на столе. Обводят листья по шаблону. Стараются раскрашивать, не выходя за контуры Пользуются художественными материалами. Располагают материалы для рисования на столе. Следят за правильным захватом карандаша в руке. Самостоятельно рисуют, раскрашивают осенние листьяпо образцу 6 Повторение линий (прямые, волнистые, ломаные). Тренировка в изображении различных линий. Использование линий в рисунке Проводят прямые, волнистые, ломаные линии под контролем учителя. Сравнивают форму линий и точек с другими формами. Используют линии в рисунке, по образцу, под контролем учителя Самостоятельно проводят прямые, волнистые, ломаныелинии. Анализируют, по вопросам учителя, различные предметы с точки зрения строения их формы. Самостоятельно используют линии при выполнении рисунка 3. Ветка с Повторение свойств пластичных вишнями. материалов и приемов работы с Лепка пластилином. Подготовка рабочего места для занятий лепкой. Повторение техники безопасности при работе с пластилином С помощью учителя повторяют свойства пластилина. Организовывают рабочее местопод контролем учителя. Отщипывают, разминают и скатывают пластилин под контролем учителя. Выполняют задание с помощью учителя Называют свойства пластилина. Правильно организовывают рабочее место. Рассказывают правила работы с пластилином. Выполняют задание самостоятельно, по инструкции 4. Грибы. Беседа «Съедобные и Рисование несъедобные грибы». Рассматривание иллюстраций. Части гриба. Разметка изображения на бумаге, рисование по разметке. Раскрашивание грибов 5. Форма и Рассматривание картин цвет художников И. Шишкина разных «Рожь», И. Левитана «Березовая деревьев. роща». Аппликац Повторение свойств бумаги. ия Повторение техники аппликации «рваной» бумаги Показывают части грибов. Проводят от руки линии в нужных направлениях под контролем учителя. Работают по шаблону. Ориентируются на листе под контролем учителя Рассматривают картины. Называют свойства бумаги по наводящим вопросам. Накладывают и приклеивают готовые части аппликации на ствол дерева по образцу. Работают под контролем учителя Различают грибы по геометрическим формам. Проводят от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом листбумаги. Используют данные учителем ориентиры (опорные точки) и всоответствии с ними размещают изображение налисте бумаги Отвечают на вопросы покартинам. Называют свойства бумаги. Отрывают небольшие кусочкибумаги. Правильно располагают детали аппликации. Самостоятельно выполняютаппликацию 2. Рисование разных линий 7 6. Деревья. Береза, елка осенью Рассматривание и сравнение деревьев летом и осенью. Изучение породы деревьев. Изучение строения деревьев – ствол, ветки (толстые, тонкие), крона, иголки. Использование линий при рисовании деревьев Определяют деревья в различное время года по наводящим вопросам. Показывают и называют, с помощью учителя части дерева. Работают по опорным точкам. Рисуют с помощью учителя Различают деревья в разноевремя года. Называют части дерева. Называют и различают породыдеревьев. Рисуют дерево самостоятельнопо образцу 7. Овощи и Подготовка рабочего места для фрукты. рисования гуашью. Рисование Повторение свойств гуаши. Повторение ТБ при работе с красками. Повторение названий, форм овощей и фруктов. Знакомство с картиной З. Серебряковой «Овощи» П. Кончаловский «Кладовая» Рассматривают картины. С помощью учителя организовывают свое рабочее место. Рисуют овощи и фрукты с помощью шаблонов, под контролем учителя Отвечают на вопросы покартине. Самостоятельно организовывают свое рабочееместо. Называют свойства гуаши. Задание выполняют самостоятельно Рассматривание картин К. Коровин «Гурзуф, Картина с фруктами», «Розы. Гурзуф», В Ван-Гог «Море в Сент-Мари». Изучение способов смешивания красок. Разбавление красок белым цветом, для получения светлых оттенков. Смешивание красок для получения новых цветов Рассматривают картину. Пользуются кистью под контролем учителя. Смешивают краски под контролем учителя. Называют полученные цвета Отвечают на вопросы покартине. Правильно пользуются кистью при рисовании красками. Самостоятельно смешивают краски по инструкции. Называют полученные цвета 8. Смешиван иекрасок. Гуашь 8 9. Белые уточки на реке. Рисование Беседа по картине А. Сислей «Пасущая гусей» Знакомство с понятием «фон». «Фон на картине. Светлый и тёмный фон». Рассматривание иллюстраций, определение фона: тёмный или светлый Рассматривают картину. С помощью учителя различают светлый и темный фон. Работают художественными материалами под контролем учителя. Работают по шаблону, под контролем учителя Отвечают на вопросы покартине. Различают темный и светлыйфон. Работают художественнымиматериалами. Рисуют самостоятельно, пообразцу 10. Акварельн ые краски Знакомство с акварельными красками. Правила рисования акварельнымикрасками. Подготовка рабочего места для рисования красками «акварель» Изучают свойства акварельных красок. Изучают правила рисования акварельными красками. Называют цвета. С помощью учителя организовывают свое рабочее место Называют свойства акварельных красок. Называют правила рисования акварельным красками. Называют цвета. Самостоятельно организовывают свое рабочееместо 11. Рисование фона. Небо Умение разводить акварель для рисования фона. Использование яркости тона акварели и количества воды. Умение рисовать слева направо Правильно располагают лист при работе с акварелью. Ориентируются на плоскости листа с учетом полученных знаний и рекомендаций учителя. Изучают навыки работы с акварелью. Выполняют задание под контролем учителя Владеют живописными навыками работы в техникеакварели. Ориентируются на плоскостилиста. Называют понятия - пробник, палитра, валик, просохший рисунок, яркость тона, блеклость, яркость. Рисуют самостоятельно, пообразцу 9 Форма предметов, пропорции конструкция (10 ч.) Усвоение понятий основные, главные цвета (красный, желтый, синий). Усвоение понятий составные цвета (оранжевый зеленый, фиолетовый). Радостные и грустные цвета. Развитие навыков работы с акварельными красками Рассматривание картин В. Поленова «Московский дворик», И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу». Выражение настроения в изображении. Развитие навыков работы с красками, цветом. Практика работы с красками По вопросам учителя показывают на картинке главные и составные цвета. По наводящим вопросам определяют радостные и грустные цвета. Изучают навыки работы с акварелью. Смешивают краски под контролем учителя Называют основные исоставные цвета. Различают радостные игрустные цвета. Отрабатывают навыки работы в технике акварель. Самостоятельно смешивают краски для получения составных цветов Рассматривают картины. Повторяют и называют цвета. С помощью учителя организовывают свое рабочееместо. Рисунок выполняют по образцу, под контролемучителя Отвечают на вопросы покартинам. Называют свойства акварели. Правильно организовывают рабочее место. Рисунок выполняютсамостоятельно по предложенным образцам 14. Лепка Беседа об игрушках. Повторение игрушек. свойств пластичных материалов и Кубики приемов работы с пластилином. Подготовка рабочего места для занятий лепкой. Техника безопасности при работе с пластилином. Понятие формы куб Рассматривают образцыигрушек. Готовят рабочее место под контролем учителя. С помощью учителя изучают свойства пластилина. Учатся отщипывать и разминать пластилин Отвечают на вопросы учителя. Называют свойства пластилина. Правильно организовывают рабочее место. Рассказывают правила работы с пластилином. Выполняют элементарные приемы – отщипывание, раскатывание, вытягивание,сплющивание 12. Главные и цвета. Составные цвета 13. Рисование картины. Акварель 10 15. Снеговик. Лепка Рассматривание картины Ф. Сычкова «Зимние игры» Формирование интереса к лепке. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Различение частей снеговика, метлы Рассматривают картину. Различают части картины. Создают предметы, состоящие из 2-3 частей. Соединяют части путем прижимания друг к другу под контролем учителя Анализируют картину. Различают и называют частикартины. Самостоятельно подбирают цвета по образцу. Выполняют изделие самостоятельно по образцу 16. Рисунок «Снеговик и во дворе». Гуашь Беседа «Зимние развлечения детей». Разбавление красок белым цветом, для получения светлых оттенков Рисунок по описанию Рассматривают картины. С помощью учителя различают светлый и темный фон. Разбавляют краски под контролем учителя. Работают по шаблону, под контролем учителя Отвечают на вопросы учителя. Различают темный и светлый фон. Самостоятельно разбавляюткраски. Рисуют самостоятельно, пообразцу 17. Рисование веточки ели с новогодни мишарами Беседа украшение новогодней елки. Повторение геометрической формы шар Рассматривают картины. Повторяют и называют геометрические фигуры. С помощью учителя организовывают свое рабочее место. Рисунок выполняют по образцу, под контролемучителя Отвечают на вопросы учителя. Называют и различают геометрические фигуры. Правильно организовывают рабочее место. Рисунок выполняютсамостоятельно по предложенным образцам 11 18. Панорама «В лесу зимой» Беседа по картине И. Шишкин «Зима» Знакомство с понятиями – сугробы, бурелом, заснеженные ели. 19. Лепка «Веселый Петрушка на новогодне м празднике » 20. Аппликац ия «Медведь» Работа с бумагой и ножницами. Работают по готовым заготовкам, Различают понятия – сугробы, бурелом, Повторение ТБ под контролемучителя заснеженные ели. Работают с шаблонами и ножницами самостоятельно, поинструкции Знакомство с понятием композиция рисунка. Изображение мишки в технике аппликации. Развитие художественных навыков при 21. Лепка создании аппликации на основе «Собачка» знаний простых форм Рассматривают картину. Отвечают на вопросы покартине. Организовывают рабочее местопод Рассказывают правила работы контролем учителя. ножницами и бумагой. Отрезают прямые линии. Работают техникой и способами аппликации. Создают и изображают на плоскости средствами аппликации и графическимисредствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный образ (мишка) с Владеют навыками работы карандашами, кистью, ножницами. Называют особенности изображения на плоскости с помощью цветового пятна (цветная бумага). Продолжают осваивать приемы работы графическими материалами Восприятие цвета предметов и формирование умений 12 переливать его в 22. живопись Знакомств (11 ч.) о с Дымковск ой игрушкой. Кто и как ее делает. Экскурсия в магазин игрушек. Знакомство с Дымковской игрушкой. Развитие навыков лепки игрушки из частей, соблюдая принцип — от простого к сложному. Соединение в одно целое. Соблюдение пропорций. Украшение игрушки. Украшение Дымковской игрушки(части узора) Рассматривают Дымковские игрушки. Различают элементы росписи по наводящим вопросам учителя. Лепят игрушку под контролем учителя. Украшают дымковские игрушки с помощью цветногопластилина Рассматривают Дымковские игрушки, отвечают на вопросы. Владеют техникой создания узора дымковской росписи с помощью печаток, тычков ватными палочками. Развивают чувство ритма,цвета. Выражают в художественно- творческой деятельности свое эмоциональноценностное отношение к народному промыслу, интерес к народнойигрушке 23.Изобраз и игрушку, котоая похожа на дымковску ю игрушку. 13 24.Украше ние дымковски х игрушек (части узоров) 25. Рисование птиц. Гуашь Изображение птиц в рисунке. Наблюдение птиц в природе. Разнообразие птиц. Большие и маленькие. Изучение средств художественной выразительности, которые используют художники для передачи облика птицы (подчеркивание забавности, беззащитности, осторожности, стремительности движения) Рассматривают изображениептиц. Повторяют свойства гуаши по наводящим вопросам учителя. Подбирают цвета под контролем учителя. Работают по шаблону, под контролем учителя Рассматривают изображение птиц, отвечают на вопросы. Изображают живописными средствами птицу с присущей ей расцветкой. Владеют навыками работыакварелью 14 26.Апплик ация «Домик дляптиц» Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности рассматривание «птичьих домиков» — скворечников на деревьях. Изучение приемов работы в технике аппликации. Формирование умений видеть конструкцию (геометрию) предмета, т. е. то, как он построен Характеризуют красоту природы, весеннее состояние природы, по наводящим вопросам учителя. Различают формыскворечников. Владеют навыками конструирования из бумаги. Работают под контролем учителя Анализируют различные предметы (здания) с точки зрения строения их формы, их конструкции. Составляют и конструируют из простых геометрических форм (прямоугольников, треугольников) изображения березы и скворечника в технике аппликации 27.Рисунок Знакомство с понятиями «Ваза» «форма», «простая форма». Развитие способности целостного обобщенного видения формы Используют образец для создания целой формы изображаемого предмета —вазы. Ориентируются на листе под контролем учителя. Создают изображения на основе простых и сложныхформ. Подбирают цвета под контролем учителя Соотносят простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений. Видят в сложной форме составляющие — простые формы. Воспринимают и анализируют форму предмета. Самостоятельно подбирают цвета по образцу 15 28.Цветы в работах известных Художник ов. Экскурсия в магазин цветов. Рассматривание картин художников П. Кончаловский «Сирень в корзине» А. Дейнека «Гладиолусы с рябиной» И. Левитан «Ночные фиалки и незабудки». Рисование весенних цветов Рассматривают картины художников, изображающихцветы. Учатся различать техники, манеры и приемы выполнения работ различными художниками. Работают по шаблонам Рассказывают о цветах, изображаемых на картинах,знать названия цветов. Высказывают суждение о разнообразии приемов и манер, техник при выполнении работ. Объясняют смысл понятия «графика». Определяют, какие цвета использовал художник длявыполнения работы 29.Открыт ка к 1 и 9 Мая. Экскурсия к монументу 30.Открыт ка к 1 и 9 Мая Создание поздравительных открыток к 1 Мая по образцу. Изучение многообразия открыток. Закрепление умения выделять главное в рисунке цветом и размером. Развитие эстетических чувств Закрепляют умение выделять главное в рисунке цветом и размером. Прорисовывают детали рисунка кистью акварельнымикрасками. Работают под контролемучителя Приобретают навыки выполнения лаконичного выразительного изображения. Определяют, какие цвета (темные и светлые, теплые и холодные, контрастные и сближенные) подойдут для передачи темы весны воткрытке 16 31.Рисован ие весенней веточки Рисование весенней веточки с цветами и листьями. Изучение части ветки: стебель, лист, цветок. Правильное расположение ветки вцентре листа. Создание фона. Уточнение цветов: стебель и ветки – коричневые, цвет листьев – зеленый, цвет цветочков – белыйи розовый Понимают и выполняют словесную инструкцию учителя. Передают основные внешние характерные признаки изображаемого предмета (форма величина, цвет) с опорой на образец Сравнивают свой рисунок с натурой Понимают и выполняют словесную инструкцию учителя. Передают основные внешние характерные признаки изображаемого предмета (форма, величина, цвет). Сравнивают свой рисунок снатурой. Самостоятельно называют основные части нарисованной ветки и используемые цвета 32. Аппликац ия «Весенние цветы» Создание композиции внутри заданной формы, с учетом ее. Развитие художественных навыков при создании аппликации на основе знаний простых форм Воспринимают и эстетически оценивать красоту природы. Называют первые весенние цветы. Изображают средствами аппликации первый нежный весенний цветок Характеризуют значимость влияния погоды на настроениечеловека. Владеют живописными навыками работы в техникеаппликации 17 Обучение восприятию произведений искусства (2 ч) 33. Нарисуй свою картину Выполнение композиции «В паркевесной». Выражение в творческой работе весеннего настроения. Закрепление умений выделять главное в рисунке цветом и размером Под контролем учителя располагают объекты, выбранные для изображения на листе бумаги. Выполняют работу по выбору, из предложенных образцов. Работают с использованием шаблонов Правильно располагают объекты, выбранные для изображения на листе бумаги. Называют понятия (над, под, посередине, в центре). Учитывать размер и формупредметов. Работают самостоятельно 34. Нарисуй свою картину 18