Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Утверждаю: Директор ________ /Н.И.Шляпникова / Приказ № от « » ________ 2016 Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И.Шляпникова Приказ № ___от «___» _______20__Г Рабочая программа по математике для обучающихся 2 класса с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2024-2025 уч. год Составитель: Ивакина Н.А., учитель первой квалификационной категории Г. Реж – 2024 г. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Математика » составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) -Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом министерства просвещения №1026 от 24.11.22г.; -Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар» Цель обучения: создание условий для подготовки обучающихся к жизни в современном обществе и овладение доступными профессиональнотрудовыми навыками. Задачи обучения: формирование знаний о нумерации чисел первого и второго десятка; формирование умения выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом; расширение представления о геометрических фигурах, закрепление умения строить фигуры с помощью чертёжных инструментов; формирование умения применять первоначальные математическиезнания для решения учебно-познавательных и практических задач. Краткая характеристика обучающихся 2 класса. У обучающихся снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. псих. функций. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. Слабая моторика рук. В классе 1 вариант обучающихся. По результатам обучения в 1 классе, обучающихся можно отнести к достаточному и минимальному уровню. По результатам консилиума №240 от 7 августа 2024 года к достаточному уровню относятся: Игнатьев Павел, Егоров Тимофей, Щегалева Варвара, Леонтьев Арсений. К минимальному: Слободчиков Мирон, Шакина Валерия, Коробицына Елена, Расчектаева Валерия. На достаточном уровне ребята знают и называют цвета, геометрические фигуры, знают времена года и части суток. Сформирован прямой и обратный счет до 10. Могут самостоятельно работать в тетрадях. На минимальном уровне ребята считают до 10 с ошибками, обратный счёт с помощью. Цвета знают, но путают. Геометрические фигуры знают, называют, находят похожие в пространстве предметы. По образцу, под контролем взрослого строят из палочек простые по строению предметы (дом, лесенка, гриб и т.д) Путают времена года и части суток. Самостоятельно в тетради не работают. По образцу, по точкам задания не выполняют, или всё делают хаотично, «бестолково». Обучающиеся не усвоили получение следующего числа прибавлением одного. С организующей помощью соотносят количество предметов с числом. Смысл арифметических знаков не понимают. Счётные палочки используют в игровых целях. 2 Планируемые результаты освоения учебного курса Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный уровень Достаточный уровень образовывать, читать, записывать, откладывать на счетах образовывать, читать, записывать, откладывать на счетах числа второго десятка; числа второго десятка; считать по единице и равными числовыми группами (по считать по единице и равными числовыми группами (по 2, по 5) в пределах 20 в прямом и обратном порядке; 2, по 5, по 3,по 4) в пределах 20 в прямом и обратном порядке; сравнивать числа в пределах 20 (использовать при сравнивать числа в пределах 20 (однозначные с сравнении чисел знаки не обязательно; при сравнении двузначных двузначными, двузначные с двузначными); чисел с двузначными возможна помощь учителя); использовать при сравнении чисел знаки: больше, пользоваться таблицей состава чисел второго десятка из меньше, равно; десятков и единиц; пользоваться таблицей состава чисел второго десятка из записывать числа, выраженные одной единицей десятков иединиц; измерения (стоимости, длины, времени); записывать числа, выраженные одной единицей определять время по часам с точностью до часа; измерения (стоимости, длины, времени); складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода определять время по часам с точностью до часа; через разряд (в одно действие, возможно с помощью счетного складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода материала); через разряд(в том числе и в два действия); решать простые примеры с числами, выраженными решать простые примеры с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени); одной единицейизмерения (длины, стоимости, времени); решать простые текстовые задачи на нахождение суммы решать простые текстовые задачи на увеличение и и остатка (спомощью учителя); уменьшение числана несколько единиц; решать простые текстовые задачи на увеличение и показывать, называть стороны, углы, вершины в уменьшение числана несколько единиц (с помощью учителя); треугольнике, квадрате, прямоугольнике; показывать стороны, углы, вершины в треугольнике, измерять отрезки и строить отрезок заданной длины; квадрате, прямо-угольнике; стоить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью измерять отрезки и строить отрезок заданной длины; чертёжноготреугольника; строить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью строить треугольники, квадраты, прямоугольники по чертёжноготреугольника (возможна помощь учителя); точкам (вершинам). строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам (вершинам) с помощью учителя. 3 Личностные Минимальный уровень умение производить элементарную самооценку результатов выполненной практической деятельности на основе соотнесения с образцом выполнения; начальные умения использования математических знаний при ориентировке в ближайшем социальном и предметном окружении, доступных видах хозяйственно-бытового труда Достаточный уровень начальные проявления мотивов учебной деятельности на уроках математики; умение корригировать свою деятельность при выполнении учебного задания в соответствии с мнением (замечанием), высказанным учителем или одноклассниками, а также с учетом помощи, оказанной обучающемуся при необходимости; умение производить элементарную самооценку результатов выполненной практической деятельности на основе соотнесения с образцом выполнения; начальные умения использования математических знаний при ориентировке в ближайшем социальном и предметном окружении, доступных видах хозяйственно-бытового труда Содержание учебного курса Раздел Дидактические единицы Коррекционная работа 1.Первый десяток. Счёт и запись чисел в прямом и обратном порядке. Упражнения со счетными палочками Повторение Состав однозначных чисел. Упражнение «Лесенка цифр» Присчитывание и отсчитывание по2(парами). Счёт Пальчиковые гимнастики по3. Упражнений по коррекции высших психических функций Сравнение чисел. Математический смысл Игровые упражнения выражений «столько же», «больше на», «меньше на». Решение задач на сравнение. Сравнение отрезков по длине. 4 2. Второй десяток. Число 10 или 1 десяток: состав чисел, сравнение Упражнения «Исключи лишнее» Увеличение и чисел. Присчитывание по 1.Счёт в пределах 20 вИгровые упражнения уменьшение числа на прямом и обратном порядке. Сравнение чисел Физминутки несколько единиц второго десятка. Однозначные и двузначные числа. Математические диктанты Арифметические действия с помощью предметов. Упражнения на нахождение и исправление ошибок Присчитывание и отсчитывание по 2, по 3. Решение Использование картинного материала простых арифметических задач. Упражнения со счётными палочками Математический смысл выражений «Столько же и Этические беседы ещё». « Столько же, но без» Понятия: увеличить на, Психологический настрой уменьшить на . Создание «ситуации успеха» Решение простых задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц. Получение предыдущего и последующего числа. Сложение чисел, полученных при измерении отрезков. 3.Сложение иНазвание компонентов при сложении. Сложение Использование сигнальных карточек, схем вычитание вдвузначного числа с однозначным. Сложение чисел Упражнения на тренировку произвольного внимания, запоминания пределах 20 безпутём разложения первого слагаемого на два числа. Игровые упражнения перехода через Переместительное свойство сложения. Вычитание Физминутки десяток однозначного из двузначного. Название компонентов при вычитании. Нахождение неизвестного слагаемого. Сравнение однозначных и двузначных чисел. Вычитание чисел путём разложения вычитаемого на разрядные слагаемые. Решение задач на нахождение суммы и остатка. Второй десяток. Состав двузначных чисел. Состав чисел от 11 до 19. Решение задач по заданной краткой записи. 4.Сложение вычитание полученных измерении иЕдиница длины-дециметр. Обозначение. Игровые упражнения чисел, Соотношение длин. Сравнение. Сутки. Неделя. Час. Упражнения на знание единиц измерения приПрибор для изменения времени. Упражнения по развитию движений и других психических функций Решение задач и примеров на нахождение мер времени. Сравнение движения стрелок. 5 5.Сложение вычитание переходом десяток и Прибавление числа 2,3,4.Решение примеров с Упражнения с использованием счётных палочек спомощью вспомогательных средств, с помощью Упражнения на развитие внимания и памяти черезнаглядности. Прибавление числа путём разложения Упражнение «Лесенка цифр» второго слагаемого. Решение задач с недостающими Пальчиковые гимнастики данными. Решение примеров с применением Упражнений по коррекции высших психических функций переместительного свойства сложения. Состав Игровые упражнения двузначных чисел от 11до 19. 6.Повторение Состав чисел от 2 до 19. Решение примеров. Решение задач Упражнение математическое лото Работа со счётными палочками Упражнения на внимание и память Календарно-тематическое планирование – 136 часа Тема Кол-во Дата часов 1.Счёт предметов. Названия, обозначение чисел от 1до 10 1 2.Количественные, порядковые числительные 1 3.Единицы времени 1 4.Состав числа 5 из двух слагаемых. Построение треугольников, квадратов, прямоугольников по точкам (вершинам) 1 5.Составление и решение задач. Сложение и вычитание в пределах 10 1 6 6.Состав числа 6 из двух слагаемых. Линии. Отрезок 1 7.Состав числа 7 из двух слагаемых. Составление и решение задач 1 8.Состав числа 8 из двух слагаемых. Счет равными группами по 2 1 9.Состав числа 9 из двух слагаемых. Счет равными группами по 3 1 10.Состав числа 10 из двух слагаемых. Сложение и вычитание в пределах 10 1 11.Число и цифра 0. Сложение и вычитание в пределах 10 1 12. Вводная контрольная работа. «Числа первого десятка» 1 13.Работа над ошибками. 1 Сравнение чисел. Понятия: поровну, столько же, одинаково. 14.Сравнение чисел. Понятия чисел: больше, меньше, равно. Экскурсия 1 15. Отрезок. Построение отрезка. Действия с числами первого десятка 1 16. Числа 11-13. Десятичный состав чисел 11,12,13 1 17. Сравнение чисел 11, 12, 13. 1 18. Числовой ряд 1-13. Длина отрезка. Сравнение длин отрезка 1 19. Числа 14- 16. Десятичный состав чисел 14,15,16 1 20. Числовой ряд чисел 1-16 1 21. Сравнение чисел 1-16 1 22. Сравнение чисел и отрезков 1 23. Числа 17 – 19. Десятичный состав чисел 17, 18, 19 1 7 24. Числовой ряд 1-19. Сравнение чисел 1 25. Сравнение чисел от 1 до 19. Задачи на нахождение суммы 1 26. Число 20 1 27. Числовой ряд 1-20. Однозначные и двузначные числа 1 28. Решение примеров на сложение (18+1), на вычитание (18-1) 1 29. Решение примеров на вычитание (11-1, 12-2) 1 30. Контрольная работа за 1 четверть «Решение выражений на сложение и вычитание» 1 31. Работа над ошибками. Задачи на нахождение остатка 1 32. Числовой ряд 1-20. Присчитывание и отсчитывание по 2,3 1 33. Решение задач и примеров изученных видов 1 34. Мера длины – дециметр. Действия с числами в пределах 20 1 35. Увеличение числа на несколько единиц 1 36. Простые арифметические задачи на увеличение числа на несколько единиц 1 37. Уменьшение числа на несколько единиц 1 38. Простые арифметические задания на уменьшение числа на несколько единиц 1 39. Решение задач на увеличение на несколько единиц 1 40. Решение задач на уменьшение на несколько единиц 1 41. Луч. 1 8 42. Прямая. Отрезок. 1 43. Название компонентов и результата сложения 1 44. Решение примеров на сложение (12+6) 1 45. Задачи на увеличение числа на несколько единиц 1 46. Переместительное свойство сложения 1 47. Сравнение чисел, полученных при измерении. Составление и решение задач 1 48. Вычитание однозначного числа из двухзначного числа. Компоненты действия вычитания 1 49. Решение задач на нахождение суммы и остатка 1 50. Решение примеров на нахождение суммы и остатка 1 51. Увеличение числа на несколько единиц 1 52. Уменьшение числа на несколько единиц 1 53. Сложение двузначного числа с однозначным (получение 20) 1 54. Решение задач и примеров изученных видов 1 55. Вычитание из 20 1 56. . Контрольная работа за 2 четверть «Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода.» 1 57. Работа над ошибками. Вычитание однозначного числа из двузначного (вычитание из 20) 1 58. Сравнение чисел, полученных при измерении 1 59. Решение примеров на вычитание двузначного числа из двузначного без перехода через разряд 1 9 60. Вычитание двузначного числа из двузначного без перехода через разряд (17-12) 1 61. Составление и решение задач на уменьшение числа на несколько единиц 1 62. Решение задач и примеров изученных видов 1 63. Повторение. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток» 1 64. Угол. Элементы угла: вершина, стороны 1 65. Число 0, как компонент сложения, как результат вычитания 1 66. Сравнение с нулем. Построение угла 1 67. Меры стоимости. Экскурсия в магазин. 1 68. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении 1 69. Меры длины. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении 1 70. Отрезок 1 71. Меры массы. Экскурсия в продуктовый магазин. 1 72. Меры ёмкости 1 73. Меры времени: сутки, неделя 1 74. Мера времени: час 1 75. Прибор для измерения времени: часы 1 76. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин в пределах 20 1 77. Прямой угол 1 10 78. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Связь сложения и вычитания 1 79. Острый, тупой угол 1 80. Задачи на нахождение суммы 1 81. Задачи на нахождение остатка 1 82. Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц 1 83. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток 1 84. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Прибавление чисел 2,3,4 1 85. Прибавление числа 5. Решение задач на нахождение суммы 1 86. Четырехугольники: квадрат. Свойства углов, сторон квадрата 1 87. Прибавление числа 6 1 88. Прибавление числа 7 1 89. Четырехугольники: прямоугольник. Свойства углов, сторон 1 90. Прибавление числа 8 1 91. Прибавление числа 9 1 92. Таблица сложения однозначных чисел с переходом через десяток 1 93. Повторение состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел 1 94. Составление таблицы сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток 1 95. Решение задач и примеров изученных видов 1 11 96. Контрольная работа за 3 четверть по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток» 1 97. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе 1 98. Вычитание чисел 2,3,4 из двузначных чисел с переходом через десяток 1 99. Вычитание чисел 2, 3, 4 из двузначных чисел с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения вычитаемого на два числа 1 100. Вычитание чисел 5 из двузначных чисел с переходом через десяток 1 101. Вычитание числа 5 1 102. Вычитание числа 6 из двузначных чисел с переходом через десяток 1 103. Вычитание числа 6. Треугольник: вершины, углы, стороны 1 104. Вычитание числа 7 из двузначных чисел с переходом через десяток 1 105. Вычитание числа 7 1 106. Вычитание числа 8 из двузначных чисел с переходом через десяток 1 107.Вычитание числа 8 1 108. Вычитание числа 9 из двузначных чисел с переходом через десяток 1 109. Вычитание числа 9 1 110. Увеличение числа на несколько единиц 1 111. Уменьшение числа на несколько единиц 1 12 112. Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток 1 113. Состав числа 11 1 114. Состав числа 12 1 115. Состав числа 13 1 116. Состав числа 14 1 117. Состав числа 15 1 118. Состав числа 16 1 119. Состав числа 17 1 120. Состав числа 18 1 121. Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток 1 122. Мера времени неделя 1 123. Определение времени по часам. Задачи на нахождение времени (раньше, позже) 1 124. Часы, циферблат, стрелки. Единица (мера) времени час. Измерение времени в часах 1 125. Деление предметных совокупностей на 2 равные части (поровну) 1 126. Практическое деление предметных совокупностей на 2 равные части (поровну) 1 127. Итоговая контрольная работа по теме «Второй десяток» 1 128. Работа над ошибками. Повторение. Сложение чисел в пределах 20. Углы 1 129. Повторение. Вычитание чисел в пределах 20. Прямая, луч, отрезок. Сравнение отрезков 1 13 130. Повторение. Сложение вычитание чисел, полученных при измерении в пределах 20 1 131. Повторение. Уменьшение или увеличение числа на несколько единиц 1 132. Повторение. Единицы (меры) времени 1 133. Повторение. Сравнение чисел в пределах 20 1 134.Повторение. Сложение и вычитание в пределах 20 1 135. Повторение. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 1 136. Геометрические фигуры. Выход на территорию школы. 1 Тема, раздел Первый десяток. Повторение- 15 ч 1.Счёт предметов. Названия, обозначение чисел от 1до 10 2.Количественные, порядковые числительные 3.Единицы времени 4.Состав числа 5 из двух слагаемых. Построение треугольников, квадратов, прямоугольников по точкам (вершинам) 5.Составление и решение задач. Сложение и вычитание в пределах 10 6.Состав числа 6 из двух слагаемых. Линии. Отрезок 7.Состав числа 7 из двух слагаемых. Составление и решение задач 8.Состав числа 8 из двух слагаемых. Счет Содержание Будут знать назначение чисел в пределах 10; компоненты сложения и вычитания; геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг); отрезок, виды линий (прямая, кривая) Уметь: считать в прямой и обратной последовательности в пределах 10, считать равными группами по 2, 3 единицы, самостоятельно выполнять сложение и вычитание в пределах 10, используя числовой ряд чисел, решать простые арифметические задачи на нахождение: суммы, остатка; измерять отрезок, строить отрезок заданной длины. Виды деятельности, формы работы Минимальный Достаточный Выполняют работу с помощью учителя. Задания по образцу. Выполняют под контролем учителя. Письменные действия сложения выполняют с помощью. Строят прямую через одну точку по линейке с помощью. Используют математическую терминологию при записи и выполнении; Выполняют устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 10; Составляют простые арифметические задачи; Закрепляют состав чисел первого десятка; образуют числа способом сложения. Устанавливают последовательность чисел в числовом ряду, присчитывают и 14 равными группами по 2 9.Состав числа 9 из двух слагаемых. Счет равными группами по 3 10.Состав числа 10 из двух слагаемых. Сложение и вычитание в пределах 10 11.Число и цифра 0. Сложение и вычитание в пределах 10 12. Вводная контрольная работа. «Числа первого десятка» 13.Работа над ошибками. Сравнение чисел. Понятия: поровну, столько же, одинаково. 14.Сравнение чисел. Понятия чисел: больше, меньше, равно. Экскурсия 15. Отрезок. Построение отрезка. Действия с числами первого десятка Второй десяток. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц – 27 ч 16. Числа 11-13. Десятичный состав чисел 11,12,13 17. Сравнение чисел 11, 12, 13. 18. Числовой ряд 1-13. Длина отрезка. Сравнение длин отрезка 19. Числа 14- 16. Десятичный состав чисел 14,15,16 20. Числовой ряд чисел 1-16 21. Сравнение чисел 1-16 22. Сравнение чисел и отрезков 23. Числа 17 – 19. Десятичный состав чисел 17, 18, 19 24. Числовой ряд 1-19. Сравнение чисел 25. Сравнение чисел от 1 до 19. Задачи на нахождение суммы 26. Число 20 отсчитывают по 1. Повторяют десятичный состав чисел; Сравнивают и сопоставляют числа в пределах Будут считать в прямом и обратной последовательности в пределах 20; различать однозначные и двузначные числа; сравнивать изученные числа, раскладывать числа второго десятка на разрядные слагаемые, решать простые арифметические задачи на + и – Будут знать: понятие больше на, меньше на. Уметь решать простые задачи, содержащие отношения «больше на», «меньше на. Считают до 10. Арифметические действия выполняют на счётном материале с числами в пределе до 10 с помощью. Работу выполняют с помощью учителя. Откладывают любые числа в пределах 20, с использованием счётного материала; называют компоненты сложения и вычитания; выполняют арифметических действий сложения и вычитания; образуют числа второго десятка способом сложения. Измеряют и сравнивают длину отрезков. Решают задачи на нахождение суммы и остатка. Составляют краткую запись к задачам с помощью. Составляют по примеру на сложение 2 примера. Выполняют: увеличение и 15 27. Числовой ряд 1-20. Однозначные и двузначные числа 28. Решение примеров на сложение (18+1), на вычитание (18-1) 29. Решение примеров на вычитание (111, 12-2) 30. Контрольная работа за 1 четверть «Решение выражений на сложение и вычитание» 31. Работа над ошибками. Задачи на нахождение остатка 32. Числовой ряд 1-20. Присчитывание и отсчитывание по 2,3 33. Решение задач и примеров изученных видов 34. Мера длины – дециметр. Действия с числами в пределах 20 35. Увеличение числа на несколько единиц 36. Простые арифметические задачи на увеличение числа на несколько единиц 37. Уменьшение числа на несколько единиц 38. Простые арифметические задания на уменьшение числа на несколько единиц 39. Решение задач на увеличение на несколько единиц 40. Решение задач на уменьшение на несколько единиц 41. Луч. 42. Прямая. Отрезок. Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток – 41 ч. 43. Название компонентов и результата сложения уменьшение числа на несколько единиц, больше на, меньше на. Чертят линии и отрезки заданной длины. Составляют и решают задачи с помощью учителя. Образовывают и находят состав чисел в пределе 20. Дают оценку деятельности. Будут знать единицы измерения длины, стоимости, массы, ёмкости. Уметь самостоятельно складывать и вычитать числа, полученные при Задания по образцу Решают примеры на выполняют под контролем сложение и вычитание. учителя. Оценивают правильность Письменные действия составления числовой 16 44. Решение примеров на сложение (12+6) 45. Задачи на увеличение числа на несколько единиц 46. Переместительное свойство сложения 47. Сравнение чисел, полученных при измерении. Составление и решение задач 48. Вычитание однозначного числа из двухзначного числа. Компоненты действия вычитания 49. Решение задач на нахождение суммы и остатка 50. Решение примеров на нахождение суммы и остатка 51. Увеличение числа на несколько единиц 52. Уменьшение числа на несколько единиц 53. Сложение двузначного числа с однозначным (получение 20) 54. Решение задач и примеров изученных видов 55. Вычитание из 20 56. . Контрольная работа за 2 четверть «Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода.» 57. Работа над ошибками. Вычитание однозначного числа из двузначного (вычитание из 20) 58. Сравнение чисел, полученных при измерении 59. Решение примеров на вычитание двузначного числа из двузначного без перехода через разряд 60. Вычитание двузначного числа из измерении величин сложения выполняют Будут выполнять устные и письменные помощью счёт. приемы сложения и вычитания. Будут решать задачи. с последовательности. Сравнивают и сопоставляют числа в пределах 20. Сравнивают пары примеров вида: 5+3, 15+3. Используют в речи название компонентов чисел. Сравнивают и сопоставляют пары примеров вида: 6-3, 163. Вычитают двузначное число из двузначного (16-13). Находят виды углов, строят углы 17 двузначного без перехода через разряд (17-12) 61. Составление и решение задач на уменьшение числа на несколько единиц 62. Решение задач и примеров изученных видов 63. Повторение. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток» 64. Угол. Элементы угла: вершина, стороны 65. Число 0, как компонент сложения, как результат вычитания 66. Сравнение с нулем. Построение угла 67. Меры стоимости. Экскурсия в магазин. 68. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении 69. Меры длины. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении 70. Отрезок 71. Меры массы. Экскурсия в продуктовый магазин. 72. Меры ёмкости 73. Меры времени: сутки, неделя 74. Мера времени: час 75. Прибор для измерения времени: часы 76. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин в пределах 20 77. Прямой угол 78. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Связь сложения и вычитания 79. Острый, тупой угол 18 80. Задачи на нахождение суммы 81. Задачи на нахождение остатка 82. Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц 83. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении – 14 ч 84. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Прибавление чисел 2,3,4 85. Прибавление числа 5. Решение задач на нахождение суммы 86. Четырехугольники: квадрат. Свойства углов, сторон квадрата 87. Прибавление числа 6 88. Прибавление числа 7 89. Четырехугольники: прямоугольник. Свойства углов, сторон 90. Прибавление числа 8 91. Прибавление числа 9 92. Таблица сложения однозначных чисел с переходом через десяток 93. Повторение состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел 94. Составление таблицы сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток 95. Решение задач и примеров изученных видов 96. Контрольная работа за 3 четверть по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток» Будут знать единицы измерения длины, Повторяют или слушают стоимости, массы, ёмкости. одноклассников. Уметь самостоятельно складывать и Списывают или копируют. вычитать числа, полученные при измерении величин. Обозначают единицы измерения (меры) стоимости, длины, массы, ёмкости времени. Записывают числа, полученные при измерении. Выполняют сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. Называют порядок месяцев в году, дней недели; определяют время по часам (одним способом, с точностью до 1 часа). 19 97. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе Сложение и вычитание с переходом через десяток – 30 ч 98. Вычитание чисел 2,3,4 из двузначных чисел с переходом через десяток 99. Вычитание чисел 2, 3, 4 из двузначных чисел с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения вычитаемого на два числа 100. Вычитание чисел 5 из двузначных чисел с переходом через десяток 101. Вычитание числа 5 102. Вычитание числа 6 из двузначных чисел с переходом через десяток 103. Вычитание числа 6. Треугольник: вершины, углы, стороны 104. Вычитание числа 7 из двузначных чисел с переходом через десяток 105. Вычитание числа 7 106. Вычитание числа 8 из двузначных чисел с переходом через десяток 107.Вычитание числа 8 108. Вычитание числа 9 из двузначных чисел с переходом через десяток 109. Вычитание числа 9 110. Увеличение числа на несколько единиц 111. Уменьшение числа на несколько единиц 112. Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток 113. Состав числа 11 Познакомятся с общим приёмом сложения. Будут вычислять данные случаи, используя счётный материал. Научатся применять переместительное свойство сложения. Научатся составлять краткую запись к задаче. Считают до 10 Списывают примеры с доски или обводят . Участвуют в анализе простых задач. Различают прямоугольник и треугольник. Чертят прямоугольник, треугольник по точкам Считают, присчитывают и отсчитывают по единице и равными числовыми группами в пределах 20; откладывают любые числа в пределах 20 с использованием счётного материала. Применяют переместительное свойство сложения; Выполняют устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 20; Решают все изученные простые арифметические задачи, Составляют краткую запись составных арифметических задач в два действия. 20 114. Состав числа 12 115. Состав числа 13 116. Состав числа 14 117. Состав числа 15 118. Состав числа 16 119. Состав числа 17 120. Состав числа 18 121. Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток 122. Мера времени неделя 123. Определение времени по часам. Задачи на нахождение времени (раньше, позже) 124. Часы, циферблат, стрелки. Единица (мера) времени час. Измерение времени в часах 125. Деление предметных совокупностей на 2 равные части (поровну) 126. Практическое деление предметных совокупностей на 2 равные части (поровну) 127. Итоговая контрольная работа по теме «Второй десяток» Повторение – 9 ч 128. Работа над ошибками. Повторение. Сложение чисел в пределах 20. Углы 129. Повторение. Вычитание чисел в пределах 20. Прямая, луч, отрезок. Сравнение отрезков 130. Повторение. Сложение вычитание чисел, полученных при измерении в пределах 20 131. Повторение. Уменьшение или увеличение числа на несколько единиц 132. Повторение. Единицы (меры) Будут решать примеры в пределах 20. Решают примеры с числами Научатся подбирать вопросы к задачам. до 10 на счётном материале Научатся решать примеры с одним (на счётах) неизвестным. Сравнивают и сопоставляют примеры. Решают примеры с одним неизвестным. Находят сумму и остаток. Решают примеры на вычитание однозначных чисел из числа 20. Подбирают вопросы для решения задачи в два действия. Объясняют выбор арифметических действий 21 времени 133. Повторение. Сравнение чисел в пределах 20 134.Повторение. Сложение и вычитание в пределах 20 135. Повторение. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 136. Геометрические фигуры. Выход на территорию школы. для решения. 22