Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основныеобщеобразовательные программы, «Центр «Дар» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И.Шляпникова Приказ № ___от «___» ______20___г Рабочая программа по миру природы и человека для обучающихся 1 класса (АООП 1 вариант) Составитель: Карфидова Н.В. Учитель начальных классов 1 квалификационная категория Реж – 2024 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с: - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 -Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар» - Программой образования «Центр «Дар» Цель обучения: ознакомление обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с первоначальными представлениями о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Задачи: - уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания об основных ее элементах; - на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды; - выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные; - формировать эстетические потребности путем наблюдения за природой родного края; - формировать знания обучающихся о природе своего края; - формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить обучающихся бережному отношению к природе. Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. На изучение учебного предмета «Мир природы и человека» по учебному плану в 1 классе отводится 2 часа в неделю, 33 учебных недели, 66 часов в год. Содержание рабочей программы. Раздел Дидактические единицы Неживая природа Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна,звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки. Деятельность человека в течение суток Земля: песок, камни, глина. Солнце – источник тепла и света. 2 Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; овлиянии солнца на смену времен года. Живая природа Растения Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения(различия этих групп не разбираются). Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок. Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян;приспособление к смене времен года. Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран,растения стран с холодным климатом, их сравнение. Животные Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы,насекомые (различия групп не разбираются). Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животныежарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение. Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к сменевремен года (1–2 хорошо знакомых животных). Человек. Пол, возраст, имя, фамилия. Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог. Первая помощь при порезах, ожогах кожи. Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа. Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека. Сезонные изменения Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года. Дикие и домашниеживотные в разное время года. Труд людей, города и села в разное время года. Краткая характеристика контингента обучающихся 1 класса. У обучающихся снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. психических функций. У части обучающихся нарушено звукопроизношение, словарный запас ограничен. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. Класс разноуровневый: 1 вариант, 2 вариант. 3 Планируемые результаты Предметные планируемые результаты Достаточный уровень Минимальный уровень - Будет возможность научиться - Будет возможность научиться - правильно и точно называть изученные объекты, явления, - правильно и точно называть изучаемые объекты и явления ихпризнаки; живой инеживой природы; - различать объекты живой и неживой природы; - называть свое имя, фамилию, возраст, пол; - выделять части растений; - уметь называть и показывать органы чувств человека. - узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы; - уметь называть и показывать диких и домашних животных. - называть более распространенных диких и домашних животныхсвоей местности; - называть и показывать органы чувств человека, объяснять ихназначение. Личностные результаты Достаточный уровень Минимальный уровень - Будет возможность научиться - Будет возможность научиться - развитие этических чувств, проявление - проявление доброжелательности, эмоциональнодоброжелательности,эмоционально-нравственной нравственнойотзывчивости и взаимопомощи; отзывчивости и взаимопомощи; - проявление сопереживания к чувствам других - проявление сопереживания к чувствам других людей, людей,сопереживания к животным. сопереживанияк животным. Календарно — тематическое планирование — 99 ч Тема 1.Живая и неживая природа 2.Живая и неживая природа. Экскурсия 3.Земля и Солнце 4.Смена времен года 5.День и ночь 6.Небо днем и ночью 7.Сутки 8.Сутки. Занятие людей в течение суток 9.Сутки. Занятие людей в течение суток. Закрепление пройденного. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата 4 10.Значение Солнца в жизни человека 11.Солнце и жизнь растений 12.Времена года 13.Осень. Признаки осени 14.Осень. Признаки осени. Осенние месяцы. 15.Осень. Признаки осени. Экскурсия. 16.Занятия и одежда людей осенью 17.Осень. Урожай 18.Осень. Грибы 19.Растения. Части растений 20.Растения. Строение и сходство растений 21.Различия растений Разнообразие растений 22.Семена растений 23.Плоды. Овощи 24.Плоды. Фрукты 25.Ягоды 26.Овощи, фрукты, ягоды 27.Приспособление растений к сезонным изменениям 28.Приспособление растений к разным условиям жизни 29.Уход за растениями 30.Растения (обобщающий урок) 31.Зима. Признаки зимы. Зимние месяцы. 32.Зима. Признаки зимы. Экскурсия. 33.Зимующие птицы 34.Животные зимой 35.Зимняя одежда и обувь. Занятия людей зимой 36.Зимняя одежда и обувь. Занятия людей зимой. Закрепление пройденного 37.Животные: звери, птицы, рыбы, насекомые 38.Сходство и различие животных 39.Сходство и различие животных. Закрепление пройденного 40.Детёныши животных 41.Домашние животные 42.Дикие животные 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 43.Приспособление животных к смене времён года 44.Животные (обобщающий урок) 45.Весна. Признаки весны. Весенние месяцы. 46.Весна. Признаки весны. Экскурсия. 47.Перелётные птицы 48.Животные весной 49.Весенняя одежда и обувь. Занятия людей весной 50.Весенняя одежда и обувь. Занятия людей весной. Закрепление пройденного 51.Человек. Отличия по полу и возрасту 52.Человек. Части тела 53.Человек. Части тела. Закрепление пройденного 54.Гигиенические навыки 55.Лицо человека 56.Глаза Охрана зрения 57.Уши. Орган слуха 58.Нос. Орган дыхания 59.Рот. Орган вкуса 60.Кожа. Орган осязания 61.Осанка. Скелет и мышцы человека 62.Лето. Признаки лета. Летние месяцы. 63.Лето. Признаки лета. Экскурсия 64.Животные и растения летом 65.Летняя одежда и обувь. Занятия людей летом. Безопасные летние каникулы 66.Занятия людей летом. Безопасные летние каникулы. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно — тематическое планирование — 99 ч Раздел, тема Неживая природа – 12 ч 1.Живая и неживая природа Содержание Просмотр краткого видеосюжета о планете Земля Рассматривание рисунка в учебнике Виды деятельности, формы работы Минимальный Достаточный Просматривают Просматривают видеосюжет и видеосюжет о планете отвечают на вопросы о Земля взаимосвязях между изученными объектами живой 6 Узнавание объектов живой и неживой природы Нахождение и показ объектов живой и неживой природы на картинке Рассматривают объекты живой и неживой природы на иллюстрациях, фотографиях Находят объекты живой и неживой природы на картинке Отвечают на вопросы и неживой природы, их месте в окружающем мире Находят и показывают изученные объекты живой и неживой природы в натуральном виде в естественных условиях 3.Земля и Солнце Просмотр краткого видеосюжета о планете Земля, Солнце и Луне Рассматривание рисунка Нахождение и показ на картинке Земли, Солнца, Луны Зарисовка объектов природы: Солнца. Луны Отгадывание загадок о Земле и Солнце Рассматривают рисунки Находят изученные объекты и неживой природы (Земля и Солнце) на иллюстрациях, фотографиях Срисовывают Солнце и Луну Отвечают на вопросы 4.Смена времен года Просмотр презентации Ответы на вопросы учителя Рассматривание картинок: зима – солнце светит, мало, греет слабо, жизнь замирает; Просматривают презентацию о смене времен года Рассматривают картинки Отвечают на вопросы Рассматривают рисунки и отвечают на вопросы о взаимосвязях между изученными объектами неживой природы, их месте в окружающем мире (Солнце, Земля). Находят и указывают на изученные объекты неживой природы в натуральном виде в естественных условиях (видео Солнца и Земли) Зарисовывают Солнце и Луну Отгадывают загадки о Земле и Солнце Просматривают презентацию Отвечают на вопросы о взаимосвязях между движением Солнца и сменой времен года 2.Живая и неживая природа. Экскурсия 7 5.День и ночь 6.Небо днем и ночью 7.Сутки 8.Сутки. Занятие людей в течение суток 9.Сутки. Занятие людей в течение суток. Закрепление пройденного лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает Составление рассказа по рисунку, нахождение несоответствия Отгадывание загадок про времена года по картинкам Просмотр видеосюжета о смене дня и ночи Рассматривание картинки Ответы на вопросы по картинке Составление рассказа о деятельности человека днём и ночью Выбор по картинке предметов Составляют краткий рассказ по рисунку Отгадывают загадки с опорой на картинки - Просматривают видеосюжет о смене дня и ночи на иллюстрациях, фотографиях Рассматривают картинки Отвечают на вопросы Составляют краткий рассказ о деятельности человека днем и ночью по картинке с помощью учителя Просмотр краткого видеосюжета о сутках Просматривают краткий Рассматривание схемы видеосюжет о сутках Рассматривание рисунка, нахождение Рассматривают рисунок ошибок Прослушивают Прослушивание стихотворения стихотворение Ответы на вопросы Отвечают на вопросы Рассматривание схемы Ознакомление с информацией о занятиях людей в течение суток Различение частей суток: утро, день, вечер, ночь Составление короткого рассказа о деятельности в различное время суток Составление расписания уроков по рисунку Составляют рассказ по рисунку Находят несоответствия Отгадывают загадки Рассматривают схему Прослушивают информацию о занятиях людей в течение суток Различают части суток по фотографиям и иллюстрациям Изображают рисунок Отвечают на вопросы Просматривают видеосюжет Отвечают на вопросы о взаимосвязи дня и ночи Составляют рассказ о деятельности человека днем и ночью Выбирают предметы по картинке Просматривают краткий видеосюжет о сутках Отвечают на вопросы о взаимосвязи смены времени суток и положением Солнца Рассматривают схемы, находят ошибки Прослушивают стихотворение Рассматривают схему Прослушивают информацию о взаимосвязи занятий людей и времени суток Различают части суток в естественных условиях Составляют короткий рассказ Составляют расписание уроков по рисунку 8 10.Значение Солнца в жизни человека Изображение рисунка урока Просмотр видеосюжета о значении Солнца в жизни человека Рассматривание картинки Отгадывание загадок Разучивание игры «Горелки» Составление рассказа о влиянии Солнца на жизнь людей 11.Солнце и жизнь растений Прослушивание текста о влиянии Солнца на развитие растений Рассматривание рисунков Составление краткого рассказа по рисункам 12.Времена года Знакомство с временами года и их названиями Определение времен года по изображению Составление рассказа по картинке, наблюдение взаимосвязи изменений в неживой и живой природе по временам года Просматривают видеосюжет о значении Солнца в жизни человека. Рассматривают картинки о влиянии Солнца на жизнь людей Разучивают игру и играют в нее Отгадывают загадки с опорой на картинки Составляют краткий рассказ Прослушивают текст о значении Солнца в жизни растений Рассматривают иллюстрации, фотографии Составляют краткий рассказ по рисунку Знакомятся с первоначальными представлениями о временах года и их названиями по иллюстрациям, фотографиям Соотносят рисунки с определенными временами года Узнают времена года по картинкам Просматривают видеосюжет Отвечают на вопросы о взаимосвязи Солнца и жизни человека Рассматривают картинки Отгадывают загадки Разучивают игру и играют в нее Составляют рассказ Прослушивают текст Отвечают на вопросы о взаимосвязи Солнца и жизни растений Рассматривают рисунки Составляют краткий рассказ по серии рисунков Знакомятся с первоначальными представлениями о взаимосвязи времен года Знакомятся с временами года и их названиями в естественных условиях Определяют время года по изображению Составляют рассказ по картинке 9 Времена года.Осень – 6 ч Наблюдения: изменение окраски 13.Осень. Признаки осени. листьев, листопад, увядание трав Нахождение рисунка в соответствии с темой Работа с календарем с помощью учителя Составление рассказа с опорой на иллюстрации Прослушивание стихотворения 14.Осень. Признаки осени. Осенние месяцы 15.Осень. Признаки осени. Экскурсия Просмотр видеосюжета о признаках осени Нахождение рисунка в соответствии с темой Работа с календарем Составление рассказа с опорой на схему о перелете птиц Прослушивание стихотворения Срисовывание осенних листьев из учебника в тетрадь Наблюдают взаимосвязь изменений неживой и живой природы по временам года Наблюдают изменения в природе осенью по иллюстрациям Находят рисунки признаков осени на иллюстрациях, фотографиях Работают с календарем с помощью учителя Составляют краткий рассказ с опорой на иллюстрации Прослушивают стихотворение Отвечают на вопросы Просматривают видеосюжет о признаках осени Рассматривают иллюстрации, фотографии Работают с календарем с помощью учителя Прослушивают стихотворение Раскрашивают изображения осенних листьев Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы о взаимосвязи солнца и осенних изменениях в природе Наблюдают и называют признаки осени в естественных условиях Работают с календарем частично самостоятельно Составляют рассказ по иллюстрациям Просматривают видеосюжет о признаках осени Отвечают на вопросы о взаимосвязи признаков осени и осенних месяцев Находяти называют осенние месяцыв натуральном виде в естественных условиях Составляют рассказ о перелетных птицах Срисовывают осенние листья 10 16.Занятия и одежда людей осенью Рассматривание рисунка Составление рассказа по рисунку Выбор по рисунку одежды для осенней прогулки людей 17.Осень Урожай Выбор по рисунку инструментов для уборки сада Работа с опорными словами (урожай, грибы) Перечисление осенних месяцев Название предметов урожая 18.Осень Грибы Рассматривание рисунков Называние нескольких грибов Работа с опорными словами (урожай, грибы) Прослушивание стихотворения Перечисление осенних месяцев по схемам Рассматривают занятия людей осенью на иллюстрациях, фотографиях Составляют краткий рассказ по рисунку с помощью учителя Выбирают по рисунку сезонную одежду для осени Отвечают на вопросы Выбирают по рисунку инструменты для уборки сада Работают с опорными словами (урожай, грибы), составляют словосочетания Перечисляют осенние месяцы с помощью учителя Показывают предметы урожая Отвечают на вопросы Рассматривают рисунки Называют 1-2 гриба Работают с опорными словами (урожай, грибы), составляют словосочетание Прослушивают стихотворение Перечисляют осенние месяцы по рисункам Рассматривают занятия людей осенью в естественных условиях Составляют рассказ по рисунку, с частичной помощью учителя Выбирают сезонную одежду для осени Отвечают на вопросы Выбирают инструменты для уборки сада в натуральном виде в естественных условиях Работают с опорными словами (урожай, грибы), составляют предложение Перечисляют осенние месяцы с частичной помощью учителя Называют и показывают предметы урожая Отвечают на вопросы Рассматривают рисунки Называют 2-3 гриба Работают с опорными словами (урожай, грибы), составляют предложение Прослушивают стихотворение и повторяют 2-3 строки Перечисляют осенние месяцы по схемам Отвечают на вопросы 11 Отвечают на вопросы Живая природа. Растения– 12 ч 19.Растения. Части растений 20.Растения. Строение и сходство растений 21.Различия растений. Разнообразие растений Просмотр краткого видеосюжета о растениях леса Рассматривание рисунка Нахождение на иллюстрациях объектов природы (дерево, цветок, трава, кустарник) Работа со словарем (лес, дерево, трава) Рассматривание схемы строения растений Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок Работа со словарем (цветок, стебель, лист, корень) Просматривают краткий видеосюжет о растениях леса Рассматривают рисунок Находят на иллюстрациях объекты природы (дерево, цветок, трава, кустарник) Работают со словарем (лес, дерево, трава), составляют словосочетание Рассматривают схемы строения растений Работают со словарем (цветок, стебель, лист, корень), составляют словосочетание Отвечают на вопросы Рассматривание схемы Нахождение части Рассматривают схемы растений по рисунку Находят части растений Ответы на вопросы по различию по рисунку растений Отвечают на вопросы с Сравнение частей растений и нахождение помощью учителя сходства (лист, стебель, корень) Сравнивают части растений (лист, стебель, корень) по иллюстрациям Рассматривание иллюстрации Рассматривают Нахождение объектов природы на иллюстрации рисунке (цветы) Просматривают краткий видеосюжет о растениях леса Рассматривают рисунок Находят объекты природы (дерево, цветок, трава, кустарник) в натуральном виде в естественных условиях Работают со словарем (лес, дерево, трава), составляют предложение Рассматривают схемы строения растений Показывают части растений Работают со словарем (цветок, стебель, лист, корень), составляют предложение Отвечают на вопросы Рассматривают схемы Находят части растений в натуральном виде в естественных условиях. Отвечают на вопросы. Сравнивают части растений (лист, стебель, корень) и находят сходство Рассматривают иллюстрации Находят объекты природы в натуральном виде в 12 Нахождение сходства и различия объектов природы (цветы) по рисунку Зарисовка листьев разных растений Прослушивание стихотворения Составление рассказа об уходе за растениями 22.Семена растений 23.Плоды. Овощи. Находят объекты природы на рисунке (цветы) Находят сходства объектов природы (цветы) по рисунку Раскрашивают листья разных растений Прослушивают стихотворение Составляют краткий рассказ об уходе за растениями с помощью учителя Отвечают на вопросы с помощью учителя Рассматривание изображения растений и Рассматривают семян изображения растений и Составление рассказа об использовании семян семян (в приготовлении пищи) Составляют краткий Составление рассказа по картинке рассказа об (выращивание растения из семян) использовании семян (в Практическая работа по посадке растения приготовлении пищи) по (семени) картинке с помощью Работа по опорным словам (семена, свет, учителя тепло, вода) Сажают семена растения (практическая работа) Работают с опорными словами (семена, свет, тепло, вода), составляют словосочетание. Отвечают на вопросы с помощью учителя Рассматривание сюжетных рисунков Рассматривают рисунки естественных условиях (цветы) Находят сходства и различия объектов природы (цветы) Рисуют листья разных растений по образцу Прослушивают стихотворение Составляют рассказ об уходе за растениями Отвечают на вопросы Рассматривают растения и семена в натуральном виде Составляют рассказ по картинке (выращивание растения из семян) Сажают семена растения (практическая работа) Работают с опорными словами (семена, свет, тепло, вода), составляют предложения Отвечают на вопросы Рассматривают рисунки 13 Прослушивание учебного текста Рассматривание иллюстрации (овощи) Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (овощи) 24.Плоды. Фрукты Рассматривание иллюстрации (фрукты) Ответы на вопросы учителя Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (фрукты) Составление рассказа о пользе фруктов с помощью учителя 25.Ягоды Прослушивание учебного текста Рассматривание иллюстрации (ягоды) Называние ягод Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (ягоды) 26.Овощи, фрукты, ягоды Называние нескольких овощей, фруктов, ягод Обобщение представлений о плодах Различение понятий: овощи, фрукты, ягоды Прослушивают учебный текст Рассматривают иллюстрации (овощи) Отвечают на вопросы с помощью учителя Находят и указывают знакомые объекты на картинке (овощи) Рассматривают иллюстрации (фрукты) Отвечают на вопросы с помощью учителя Находят и указывают знакомые объекты на картинке (фрукты) Составляют рассказ о пользе фруктов с помощью учителя Прослушивают учебный текст Рассматривают иллюстрации (ягоды) Находят и называют (указывают по слову) некоторые знакомые ягоды на картинке Отвечают на вопросы с помощью учителя Называют овощи, фрукты, ягоды (по 1-2) Различают овощи, фрукты, ягоды в натуральном виде Прослушивают учебный текст Рассматривают овощи в натуральном виде Отвечают на вопросы Находят и называют знакомые объекты на картинке (овощи) Рассматривают фрукты в натуральном виде Отвечают на вопросы Находят и называют знакомые объекты на картинке (фрукты) Составляют рассказ о пользе фруктов Прослушивают учебный текст. Рассматривают ягоды в натуральном виде. Находят и называют знакомые ягоды на картинке Отвечают на вопросы Называют овощи, фрукты, ягоды (по 2-3) Различают овощи, фрукты, ягоды на картинке Отвечают на вопросы 14 Составление рассказа о пользе овощей, фруктов и ягод с помощью учителя Прослушивание стихотворения о витаминах 27.Приспособление растений к сезонным изменениям Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года Рассматривание иллюстрации, определение времени года 28.Приспособление растений к разным условиям жизни Прослушивание вводного слова учителя Просмотр краткого видео о жизни растений в разных условиях Рассматривание иллюстрации, определение условий жизни растения Отвечают на вопросы с помощью учителя Составляют рассказ о пользе овощей, фруктов и ягод с помощью учителя Прослушивают стихотворение о витаминах Наблюдают за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян в натуральном виде в естественных условиях Отвечают на вопросы с помощью учителя Рассматривают иллюстрации Определяют времена года по состоянию растений на картинке с помощью учителя Прослушивают вводное слово учителя Просматривают краткое видео о жизни растений в разных условиях Рассматривают иллюстрации Отвечают на вопросы с помощью учителя Составляют рассказ о пользе овощей, фруктов и ягод Прослушивают стихотворение о витаминах и повторяют 1-2 строки Наблюдают за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян в натуральном виде в естественных условиях Отвечают на вопросы Рассматривают иллюстрации Определяют времена года по состоянию растений на картинке Прослушивают вводное слово учителя Просматривают краткое видео о жизни растений в разных условиях Рассматривают иллюстрации Показывают на картинке разные условия жизни растений Отвечают на вопросы 15 29.Уход за растениями Рассматривание иллюстраций об основных приемах ухода за растениями Практические действия: протирать листья, поливать растения, рыхлить почву Инвентарь для ухода за растениями, называние предметов Названия растений и инвентаря 30.Растения (обобщающий урок) Практическое определение объектов природы (деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия) Рассматривание рисунков Определение и называние знакомых объектов природы (деревья, кустарники) Работа с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник) Рассматривают иллюстрации об основных приемах ухода за растениями Выполняют практическую работу: протирают листья, поливают растения, рыхлят почву с помощью учителя Рассматривают инвентарь для ухода за растениями, называют предметы с помощью учителя Отвечают на вопросы с помощью учителя Показывают объекты природы (деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия) Рассматривают рисунки Показывают знакомые объекты природы (деревья, кустарники) на иллюстрациях Отвечают на вопросы с помощью учителя Работают с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник) с помощью учителя Рассматривают иллюстрации об основных приемах ухода за растениями Выполняют практическую работу: протирают листья, поливают растения, рыхлят почву Рассматривают инвентарь для ухода за растениями, называют предметы Отвечают на вопросы Показывают и называют объекты природы (деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия) Рассматривают рисунки Показывают и называют знакомые объекты природы (деревья, кустарники) на иллюстрациях Отвечают на вопросы Работают с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник), составляют предложения 16 Времена года. Зима – 6 ч 31.Зима. Признаки зимы. Зимние месяцы Рассматривание сюжетного рисунка Работа по схемам Проведение опыта совместно с учителем Работа с опорными словами (зима, снегопад) Вырезание снежинки Просмотр краткого видео о признаках зимы Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях 32.Зима. Признаки зимы. Экскурсия Работа с опорными словами (снег, снежинки, воробей, ворона) Составление рассказа о зиме по опорным знакам (схемам) 33.Зимующие птицы Наблюдения за зимующими птицами и их описание: ворона, воробей Рассматривание рисунка Рассматривают сюжетный рисунок Работают по схемам Проводят опыт совместно с учителем (наблюдение за таянием снега в помещении) Просматривание краткого видео о признаках зимы Отвечают на вопросы с помощью учителя Работают с опорными словами (зима, снегопад), составляют словосочетания Раскрашивают снежинку Показывают признаки сезона в естественных условиях Отвечают на вопросы с помощью учителя Работают с опорными словами (снег, снежинки, воробей, ворона), составляют словосочетание Составляют рассказ о зиме Наблюдают за зимующими птицами: ворона, воробей Рассматривают рисунок Рассматривают рисунок Работают по схемам Проводят опыт совместно с учителем (наблюдение за таянием снега в помещении) Просматривание краткого видео о признаках зимы Отвечают на вопросы Работают с опорными словами (зима, снегопад), составляют предложение Вырезают снежинку Называют признаки зимы в естественных условиях Называют зимние месяцы Отвечают на вопросы Работают с опорными словами (снег, снежинки, воробей, ворона), составляют предложения Составляют рассказ о зиме по опорной с помощью учителя Наблюдают за зимующими птицами: ворона, воробей Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы 17 Отвечают на вопросы с помощью учителя 34.Животные зимой Рассматривание рисунков Рассматривают рисунок Сравнение внешнего вида животных в Наблюдают за различное время года животными в различное Нахождение несоответствия в время года на картинках. изображении, тексте Отвечают на вопросы с помощью учителя Находят несоответствия в изображении, тексте с помощью учителя 35.Зимняя одежда и обувь. Рассматривание рисунка Рассматривают рисунок Занятия людей зимой Выбор нужных предметов одежды для Отвечают на вопросы с зимней прогулки Разучивание текста и помощью учителя правил подвижной игры «Мороз Красный Выбирают нужные Нос» предметы одежды для зимней прогулки Разучивают правила 36.Зимняя одежда и обувь. подвижной игры «Мороз Занятия людей зимой. Красный Нос» Закрепление пройденного Прослушивают стихотворный текст Живая природа. Рассматривание рисунков с Рассматривают рисунки Животные – 8 ч изображением животных с изображением 37.Животные: звери, Показ и называние знакомых животных животных птицы, рыбы, насекомые Просмотр видео о разнообразии Показывают знакомых животного мира животных Ответы на вопросы по теме урока Просматривают видео о разнообразии животного мира Отвечают на вопросы с помощью учителя Рассматривают рисунок. Наблюдают за животными и сравнивают их внешний вид в различное время года на картинках Отвечают на вопросы Находят несоответствия в изображении, тексте Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы Выбирают нужные предметы одежды для зимней прогулки Разучивают правила подвижной игры «Мороз Красный Нос» Прослушивают стихотворный текст и запоминают 2-3 строки Рассматривают рисунки с изображением животных Показывают и называют знакомых животных Просматривают видео о разнообразии животного мира Отвечают на вопросы 18 38.Сходство и различие животных 39.Сходство и различие животных. Закрепление пройденного 40.Детёныши животных Прослушивание вводных слов учителя Рассматривание рисунков с изображением животных Называние и показ знакомых животных Нахождение и называние различия животных (форма тела, окраска, повадки, место обитания) Сравнение животных по внешнему виду, окраске Работа по опорным словам (шерсть, перья, чешуя) Составление рассказа по опорным вопросам Просмотр краткой презентации и прослушивание комментариев учителя Рассматривание рисунков Называние детенышей зверей, птиц, рыб Составление рассказа по картинке Разучивание игры «Один – много» (детеныши животных) Прослушивают вводное слово учителя Рассматривают рисунки с изображением животных Показывают знакомых животных по слову учителя Находят и называют различия животных (форма тела, окраска, повадки, место обитания) Составляют словосочетания по опорным словам (шерсть, перья, чешуя) Составляют рассказ по опорным вопросам с помощью учителя Просматривают краткую презентацию и прослушивают комментарии учителя Рассматривают рисунки Показывают детенышей зверей, птиц, рыб Отвечают на вопросы с помощью учителя Составляют рассказ по картинке с помощью учителя Прослушивают вводное слово учителя Рассматривают рисунки с изображением животных Показывают и называют знакомых животных Сравнивают животных по отличительным признакам (форма тела, окраска, повадки, место обитания) с опорой на картинку Составляют рассказ-описание по опорным словам (шерсть, перья, чешуя) Просматривают краткую презентацию и прослушивают комментарии учителя Рассматривают рисунки Показывают и называют детенышей зверей, птиц, рыб Отвечают на вопросы Составляют рассказ по картинке Разучивают игру «Один – много» (детеныши животных) 19 41.Домашние животные. Закрепление пройденного Прослушивание текста «Домашние животные» Определение и называние животных по рисунку Составление рассказа по схемам (изготовление продуктов из молока, шерсти) Составление описательного рассказа о домашнем животном Рисование (аппликация) «Мое домашнее животное» 42.Дикие животные Просмотр краткого видео о диких животных Рассматривание рисунка и называние изображенных животных Рассматривание рисунков и нахождение соответствия Название сказок про диких животных Сочинение сказки по рисунку 43.Приспособление животных к смене времён года Просмотр краткого видео Рассматривание рисунка Работа с опорными словами Составление рассказов с опорой на картинку Просмотр видео и ответы на вопросы о кормлении птиц зимой Разучивают игру «Один – много» (детеныши животных) Прослушивают текст «Домашние животные» Показывают изображения животных на картинке Отвечают на вопросы с помощью учителя Составляют рассказ по схемам (изготовление продуктов из молока, шерсти) с помощью учителя Рисуют «Мое домашнее животное» Просматривают краткое видео о диких животных Рассматривают рисунок и показывают изображенных животных Называют сказки про диких животных по картинкам Отвечают на вопросы с помощью учителя Просматривают краткое видео Рассматривают рисунок Составляют словосочетания с опорными словами Прослушивают текст «Домашние животные» Показывают и называют изображения животных на картинке Отвечают на вопросы Составляют описательный рассказ о домашнем животном Выполняют аппликацию «Мое домашнее животное» Просматривают краткое видео о диких животных Рассматривают рисунок и называют изображенных животных Называют сказки про диких животных Отвечают на вопросы Сочиняют сказку по рисунку Просматривают краткое видео Рассматривают рисунок Составляют предложения с опорными словами Составляют рассказ с опорой на картинку 20 44.Животные (обобщающий урок) Рассматривание картинок с изображением животных Называние диких и домашних животных Обобщение понятий по характерным признакам (дикие - домашние животные) Сравнение животных по внешнему виду, окраске Составление рассказа о животном Времена года. Весна – 6 часов 45.Весна. Признаки весны. Весенние месяцы Рассматривание рисунков Нахождение отличий Определение с помощью учителя по схемам причин сезонных изменений Прослушивание стихотворения Работа с опорными словами (весна, ручьи, почки) Прослушивание текста Нахождение признаков весны по иллюстрациям Ответы на вопросы по тексту учебника Составляют краткий рассказ с опорой на картинку Просматривают видео и отвечают на вопросы о кормлении птиц зимой с помощью учителя Рассматривают картинки с изображением животных Показывают и дифференцируют диких и домашних животных Сравнивают животных по отличительным признакам с помощью учителя Отвечают на вопросы с помощью учителя Составляют краткий рассказ о животном с помощью учителя Рассматривают рисунки с изображением 2 времен года Находят 1-2 отличия Показывают с помощью учителя по схемам причины сезонных изменений Отвечают на вопросы с помощью учителя Прослушивают стихотворение Просматривают видео и отвечают на вопросы о кормлении птиц зимой Рассматривают сюжетные картины Показывают и называют диких и домашних животных. Сравнивают животных по отличительным и сходным признакам, обобщают в слове (дикие, домашние) Отвечают на вопросы Составляют рассказ о животном по картинке Рассматривают рисунки с изображением 2 времен года Находят 2-3 отличия Показывают и называют по схемам причины сезонных изменений Отвечают на вопросы Прослушивают стихотворения Составляют предложения с опорными словами (весна, ручьи, почки) Прослушивают текст 21 Рисование объектов природы (подснежника) по образцу 46.Весна. Признаки весны. Экскурсия Разучивание стихотворения Работа с опорными словами (сосульки, жук, бабочка, грач, скворец) 47.Перелётные птицы Просмотр видео о перелетных птицах Рассматривание рисунка Называние перелетных птиц Составление рассказа по рисунку и опорным словам Составляют словосочетания с опорными словами (весна, ручьи, почки) Прослушивают текст Показывают признаки весны в естественных условиях и по иллюстрациям Отвечают на вопросы с помощью учителя Раскрашивают объекты природы (подснежники) Прослушивают стихотворение Составляют словосочетания с опорными словами (сосульки, жук, бабочка, грач, скворец) Просматривают видео о перелетных птицах Рассматривают рисунки с изображением птиц Показывают 1-2 перелетные птицы Отвечают на вопросы с помощью учителя Составляют рассказ по рисунку и опорным словам с помощью учителя Показывают и называют признаки весны в естественных условиях и по иллюстрациям Отвечают на вопросы Рисуют объекты природы (подснежники) по образцу Прослушивают стихотворение и запоминают 2-3 строки Составляют предложения с опорными словами (сосульки, жук, бабочка, грач, скворец) Просматривают видео о перелетных птицах Рассматривают сюжетный рисунок Показывают и называют 2-3 перелетные птицы в Отвечают на вопросы Составляют рассказ по рисунку 22 48.Животные весной Рассматривание и называние изображенных объектов природы (животные весной) Составление рассказа по рисунку и опорным словам Называние детенышей животных Просмотр видео о жизни животных весной 49.Весенняя одежда и обувь. Занятия людей весной Рассматривание рисунка Выполнение задания по рисунку Прослушивание стихотворения Рассматривание рисунка Ответы на вопросы с опорой на картинку 50.Весенняя одежда и обувь. Занятия людей весной. Закрепление пройденного Живая природа. Человек – 11 ч 51.Человек. Отличия по полу и возрасту Прослушивание вводных слов учителя Нахождение сходства и различия людей по картинке (внешний вид, пол, возраст) Называние изображенных людей Рассказ о себе по плану Прослушивание стихотворения Работа с опорными словами Рассматривают и показывают животных весной на картине Составляют рассказ по рисунку и опорным словам Показывают детенышей животных Просматривают видео о жизни животных весной Отвечают на вопросы с помощью учителя Рассматривают рисунок Выполняют задания по рисунку с помощью учителя Прослушивают стихотворение Отвечают на вопросы с помощью учителя Прослушивают вводные слова учителя Находят сходство людей по картинке в естественных условиях (внешний вид, пол, возраст) с помощью учителя Называют изображенных людей Рассказывают о себе по краткому плану Прослушивают стихотворение Рассматривают и называют животных весной на картине Составляют рассказ по рисунку Показывают и называют детенышей животных Просматривают видео о жизни животных весной Отвечают на вопросы Рассматривают рисунок Выполняют задания по рисунку Прослушивают стихотворение и повторяют 1-2 строки Отвечают на вопросы Прослушивают вводные слова учителя Находят сходство и различия людей в естественных условиях и по картинке (внешний вид, пол, возраст). Называют и показывают изображенных людей Рассказывают о себе по плану Прослушивают стихотворение, повторяют 3-4 строки Составляют предложения с опорными словами 23 52.Человек. Части тела 53.Человек. Части тела. Закрепление пройденного 54.Гигиенические навыки Составляют словосочетания с опорными словами Отвечают на вопросы с помощью учителя Прослушивание вводных слов учителя Прослушивают вводные Прослушивание (чтение) стихотворения, слова учителя работа с текстом Нахождение и показ Прослушивают частей тела на рисунке (на объекте), стихотворение называние частей тела Находят и показывают Игра в дидактическую игру «Части тела» части тела на себе Игра «Театр теней» Называют части тела на Работа с опорными словами (голова, шея, картинке туловище, руки, ноги) Играют в дидактическую Составление рассказа о себе по опорным игру «Части тела» вопросам Составляют словосочетания с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги) Составляют рассказ о себе с помощью учителя Просмотр краткого видео. Просматривают краткое Разучивание правил гигиены. видео. Рассматривание рисунков. Определение Разучивают правила правила гигиены по рисункам. гигиены по картинкам. Составление рассказа о правилах ухода за Рассматривают рисунки. телом. Отвечают на вопросы с Выполнение заданий на помощью учителя. дифференциацию предметов по Выполняют упрощенные назначению. задания на Разучивание стихотворения дифференциацию предметов по назначению. Отвечают на вопросы Прослушивают вводные слова учителя Прослушивают стихотворение, работают с текстом Находят и называют частей тела на себе Играют в дидактическую игру «Части тела» Составляют предложение с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги) Составляют рассказ о себе по опорным вопросам Просматривают краткое видео. Разучивают правила гигиены в натуральном виде в естественных условиях. Рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы. Выполняют задания на дифференциацию предметов по назначению. Прослушивают и заучивают 23 строки стихотворения 24 55.Лицо человека Рассматривание рисунка Выполнение задания по рисунку Игра «Свет мой, зеркальце, скажи» Нахождение сходства и различия лиц по рисунку Называние частей лица человека Рисование своего портрета 56.Глаза. Охрана зрения Определение функции глаз по рисункам Рисование предмета Нахождение и называние частей объекта (брови, века, ресницы) у себя и на картинке Работа с опорными словами (брови, веки, ресницы) Разучивание правил гигиены глаз Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежат глаза» Разучивание гимнастики для глаз «Автобус» Прослушивают стихотворение Рассматривают рисунок Выполняют задания по рисунку Играют в игру «Свет мой, зеркальце, скажи» Находят сходство лиц одноклассников Отвечают на вопросы с помощью учителя Показывают части лица человека на рисунке Раскрашивают портрет Рассматривают рисунок, определяют функции глаз с помощью учителя Рисуют глаз по образцу Находят и показывают части объекта (брови, веки, ресницы) у себя и на картинке Составляют словосочетания с опорными словами (брови, веки, ресницы) Разучивают правил гигиены глаз Играют по иллюстрациям «Назови, кому принадлежат глаза» Разучивают гимнастику для глаз «Автобус» Рассматривают рисунок Выполняют задания по рисунку Играют в игру «Свет мой, зеркальце, скажи» Находят сходство и различия лиц одноклассников и на картинках Отвечают на вопросы Показывают части лица человека на рисунке Рисуют свой портрет Рассматривают рисунок, определяют функции глаз Рисуют глаз по образцу Находят и называют части объекта (брови, веки, ресницы) у себя и на картинке Составляют предложения с опорными словами (брови, веки, ресницы) Разучивают правил гигиены глаз Играют по иллюстрациям «Назови, кому принадлежат глаза» Разучивают гимнастику для глаз «Автобус» 25 57.Уши. Орган слуха 58.Нос. Орган дыхания Прослушивание текста (строение уха), ответы на вопросы Определение функции уха Отгадывание загадок Нахождение и называние объекта у себя и на картинке Работа с опорными словами (уши, слух) Разучивание правил гигиены ушей Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит голос» Объяснение смысла выражения «Ушки на макушке» Прослушивают текст (строение уха) Определяют функции ушей с помощью учителя Находят и показывают парный объект у себя и на картинке Составляют словосочетания с опорными словами (уши, слух) Разучивают правила гигиены ушей по картинкам Играют по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит голос» Отвечают на вопросы с помощью учителя Прослушивание текста (строение носа), Прослушивают текст ответы на вопросы Определение функции (строение носа) носа у себя Определяют функцию Практическая работа «Узнай по запаху» носа у себя (по своим Нахождение и называние объекта у себя ощущениям) и на картинке Играют в игру «Узнай по Работа с опорными словами (нос, запах, запаху» (практическая обоняние, дыхание) работа) Разучивание правил гигиены носа Находят и показывают Дидактическая игра нос у себя и у по иллюстрациям «Назови, кому одноклассников. принадлежит нос» Составляют Составление рассказа (обоняние собаки) словосочетания с Прослушивают текст (строение уха). Определяют функции ушей Находят, показывают и называют парный объект у себя и на картинке Составляют предложения с опорными словами (уши, слух) Разучивают правила гигиены ушей Играют по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит голос» Объясняют смысл выражения «Ушки на макушке» Отвечают на вопросы Прослушивают текст (строение носа) Определяют функцию носа у себя (по своим ощущениям) Играют в игру «Узнай по запаху» (практическая работа) Находят и показывают нос у себя и у одноклассников, сравнивают Составляют предложения с опорными словами (нос, запах, обоняние, дыхание) 26 Объяснение смысла выражения «Держать нос по ветру» 59.Рот. Орган вкуса 60.Кожа. опорными словами (нос, запах, обоняние, дыхание) Разучивают1-2 правила гигиены носа с опорой на картинки Играют по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит нос» Отвечают на вопросы с помощью учителя Прослушивание текста (строение рта), Прослушивают текст ответы на вопросы (строение рта) Дифференциация предметов по Играют в игры «Найди функциональному назначению предметы для чистки Практические работы «Найди предметы зубов», «Определи вкус для чистки продукта» (практическая зубов», «Определи вкус продукта» работа) Нахождение и называние объекта (рот, Находят и показывают губы, зубы, язык) у себя и на картинке объект (рот, губы, зубы, Работа с опорными словами (рот, язык, язык) у себя и на сладкий, кислый, горький, соленый) картинке Разучивание правил гигиены полости рта, Составляют поведения во время еды словосочетания с Отгадывание загадок Объяснение опорными словами (рот, выражения «Держать язык за зубами» язык, сладкий, кислый, горький, соленый) Разучивают правила гигиены полости рта, поведения во время еды по картинке Отвечают на вопросы с помощью учителя Прослушивание текста Прослушивают текст Разучивают 2-3 правила гигиены носа Играют по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит нос» Составляют рассказ об обонянии собаки Объясняют смысл выражения «Держать нос по ветру» Отвечают на вопросы Прослушивают текст (строение рта) Играют в игры «Найди предметы для чистки зубов», «Определи вкус продукта» (практическая работа) Находят и показывают, называют объект (рот, губы, зубы, язык) у себя и на картинке Составляют предложения опорными словами (рот, язык, сладкий, кислый, горький, соленый) Разучивают правила гигиены полости рта, поведения во время еды Отгадывают загадки Объясняют смысл выражения «Держать язык за зубами» Прослушивают текст 27 Орган осязания Рассматривание рисунка и определение свойств предмета Описание предмета по ощущениям («волшебный мешочек») Работа с опорными словами (кожа, горячий, теплый, холодный, твердый, мягкий) Рассматривание рисунка Правила работы с ножом и утюгом, правила гигиены кожи, поведение при порезах ожогах Дидактическая игра «Чем покрыто тело животного» 61.Осанка. Скелет и мышцы человека Рассматривание рисунка и нахождение картинки на правильную осанку Разучивание стихотворения для физкультминутки Изучение правил посадки за партой, ношения груза, правильной осанки Разучивание упражнений утренней гимнастики на разные виды мышц Рассматривают рисунок Называют предмет по ощущениям (Игра «волшебный мешочек») Составляют словосочетания с опорными словами (кожа, горячий, теплый, холодный, твердый, мягкий) Изучают правила работы с ножом и утюгом, правила гигиены кожи, правила поведения при порезах ожогах по картинкам Играют в игру «Чем покрыто тело животного» Отвечают на вопросы с помощью учителя Рассматривают рисунок Прослушивают стихотворение для физкультминутки Изучают правила посадки за партой, ношения груза, правильной осанки на собственном примере Разучивают и выполняют упражнения утренней гимнастики на Рассматривают рисунок Называют и описывают свойства предметов по ощущениям (Игра «волшебный мешочек») Составляют предложения с опорными словами (кожа, горячий, теплый, холодный, твердый, мягкий) Изучают правила работы с ножом и утюгом, правила гигиены кожи, правила поведения при порезах ожогах Играют в игру «Чем покрыто тело животного» Отвечают на вопросы Рассматривают рисунок Разучивают стихотворение для физкультминутки Изучают правила посадки за партой, ношения груза, правильной осанки на собственном примере и примере одноклассников Разучивают и выполняют упражнения утренней гимнастики на разные виды мышц в классе 28 Времена года. Лето - 5 ч 62.Лето. Признаки лета. Летние месяцы Рассматривание рисунков Нахождение и называние признаков лета в естественных условиях и на рисунке Ответы на вопросы по рисункам (признаки лета) Определение по схемам сезонных изменений летом Перечисление летних месяцев Нахождение различий на рисунках Нахождение признаков лета по опорным схемам 63.Лето. Признаки лета. Экскурсия Рисование по теме «Лето» после прослушивания стихотворения Работа с опорными словами (лето, цветы) Составление рассказа по рисунку разные виды мышц по показу учителя Рассматривают рисунки Находят и показывают признаки лета в естественных условиях и на рисунке Отвечают на вопросы с помощью учителя Рассматривают и показывают по схемам сезонные изменения летом Перечисляют летние месяцы с помощью учителя по картинкам Находят различия на рисунках Находят признаки лета по опорным схемам Раскрашивают картину по теме «Лето» после прослушивания стихотворения Составляют словосочетания с опорными словами (лето, цветы) Составляют рассказ по рисунку помощью учителя Отвечают на вопросы с помощью учителя Рассматривают рисунки Находят и показывают, называют признаки лета в естественных условиях и на рисунке Отвечают на вопросы Рассматривают и показывают, называют по схемам сезонные изменения летом Перечисляют летние месяцы Находят различия на рисунках Находят признаки лета на сюжетной картине Рисуют по теме «Лето» после прослушивания стихотворения Составляют предложения с опорными словами (лето, цветы) Составляют рассказ по рисунку Отвечают на вопросы 29 64.Животные и растения летом Рассматривание и называние животных и растений по рисунку Составление рассказа по рисунку и опорным словам Называние детенышей животных 65.Летняя одежда и обувь. Занятия людей летом. Определение на календаре периода летних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней Выделение нужных предметов одежды после прослушивания стихотворения Ответы на вопросы по рисункам (занятия людей летом) 66. Безопасные летние каникулы Проговаривание правил поведения на водоемах летом, в лесу, в быту, на жд дорогах, ПДД Рассматривают и показывают животных и растений по рисунку Составляют рассказ по рисунку и опорным словам Отвечают на вопросы с помощью учителя Показывают 1-2 детенышей животных Показывают на календаре период летних каникул, времени занятий Показывают и выбирают нужные предметы одежды после прослушивания стихотворения Отвечают на вопросы по рисункам (занятия людей летом). Рассматривают и показывают, называют животных и растений на рисунках Составляют рассказ по опорным словам Отвечают на вопросы Показывают и называют 3-4 детеныша животных Проговаривают правила поведения на водоемах летом, в лесу, в быту, на жд дорогах, ПДД по картинкам Проговаривают правила поведения на водоемах летом, в лесу, в быту, на жд дорогах, ПДД Показывают на календаре период летних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней Показывают и называют нужные предметы одежды после прослушивания стихотворения Отвечают на вопросы по рисункам (занятия людей летом) 30 31