Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основныеобщеобразовательные программы, «Центр «Дар» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И.Шляпникова Приказ № ___от «___» ______20___г Рабочая программа по рисованию для обучающихся 1 класса (АООП 1 вариант) Составитель: Карфидова Н.В. Учитель начальных классов 1 квалификационная категория Реж – 2024 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Рисование» составлена в соответствии с: -Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 -Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар» - Программой образования «Центр «Дар» Цель обучения - всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватное отображение его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Задачи обучения: - Воспитание интереса к изобразительному искусству. - Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественноэстетического кругозора; - Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в томчисле экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках. - Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению. - Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»). Учебный предмет «Рисование» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана.На изучение учебного предмета «Рисование» по учебному плану в 1 классе отводится 1 час в неделю, 33 учебных недели, 33 часа в год Содержание рабочей программы. Раздел Дидактические единицы Обучение композиционной Понятие «композиции» (без использования термина). Представления о форме изобразительной плоскости. деятельности Разные по форме листы бумаги: формы прямоугольника, квадрата, овала. Расположение листа бумаги 2 вертикально и горизонтально относительно рабочего стола, парты, мольберта (без терминологии, только в практическом применении). Ориентировка на плоскости листа бумаги. Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально). Выбор варианта расположения прямоугольного листа в зависимости от формы планируемого изображения. Установление отношений между изобразительной плоскостью и самим изображением. Расположени изображения посередине, слева, справа, внизу, вверху листа. Применение выразительных средств композиции передача величинного контраста между несколькими объектами в изображении (большой/маленький высокий/низкий, толстый/тонкий). Оценка результата расположения изображения: красиво/некрасиво, правильно/неправильно. Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании (узор в полосе). Развитие умений Понятия: «предмет», «форма», «изображение», «силуэт», «часть», «части тела», «узор», «части узора». воспринимать и изображать Разнообразие форм предметного мира. Выделение из предметной окружающей действительност форму предметов, объектов разной формы. Сходство и различие форм. Геометрические фигуры (круг, прямоугольник, пропорции, конструкцию. квадратовал). Знание о простых формах путём сравнения: овал, прямоугольник – это формы, похожие на круг и квадратУзнавание, выделение признаков простой формы при рассматривании предметов простой и сложной формы. Передача разнообразных форм предметов на плоскости и в пространстве. Изображение предметов простой сложной формы. Соотнесение объемной формы с плоскостной формой геометрической фигуры. Конструирование сложных фориз простых (по образцу и собственным представлениям). Трансформация форм при работе с бумагой (при делении формы на части: получение полоски бумаги и большой прямоугольного листа, маленького прямоугольника из прямоугольника вытянутой формы; пр удалении лишнего: получение круга из квадрата). Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликациилепке предмета. Передача пропорций предметов (с помощью учителя, воспроизведение силуэта по пунктирам по шаблону, трафарету). Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куск пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывани 3 силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведени шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т. п. Узор в полосе: геометрический, растительный. Принципы построения узора в полосе (повторение одног элемента на всем протяжении полосы; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементо посередине, по краям, слева/справа, друг под другом по вертикали). Наблюдение и передача различия в величине предметов. Сериация (большой — поменьше — еще меньш — маленький, и обратно). Рисование простых форм (круг, квадрат, прямоугольник) от большого к маленькомунаоборот. Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке. Развитие восприятия цвета Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь» и т. д. предметов и формирование Цвета: красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый. Узнавание, называние и отражение умения передавать его в аппликации и рисунке цветов спектра. Соотнесение цвета изображения с реальной окраской объектов окружающего мира. живописи. Разнообразие цвета в природе, в окружающей жизни, окраски конкретных предметов (овощей, фруктов, одеждыи др.). Изображение предметов, объектов похоже/непохоже; соблюдение соответствия предмета и его окраски момент наблюдения и его изображения в лепке, аппликации и рисунке. Передача сходства в изображении пр работе с натуры. Эмоциональное восприятие цвета. Противопоставление ярких, светлых и неярких, темных оттенков, передачпосредством изобразительной деятельности состояния «грустно – радостно». Практическое применение представлений о цвете для передачи образов в рисовании с натуры или по образцутематическом и декоративном рисовании, аппликации. Обучение восприятию Примерные темы бесед: произведений искусства. «Времена года в произведениях художников», «Рисуют художники», «Как и о чем создаются картины». Красот и разнообразие природы и предметов окружающего мира. Материалы, которые использует художник Художники, создавшие произведения живописи и графики: И. Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, К. Коровин Ф. Васильев, Н. Крымов, Б. Кустодиев и др. «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Украшение жилища, предметобыта, костюма, роспись игрушек. 4 Краткая характеристика контингента обучающихся 1 класса. У обучающихся снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. психических функций. У части обучающихся нарушено звукопроизношение, словарный запас ограничен. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. Класс разноуровневый: 1вариант, 2 вариант. Планируемые результаты освоения программы обучающимися. Предметные планируемые результаты Достаточный уровень Минимальный уровень - Будет возможность научиться - Будет возможность научиться − знание названий художественных материалов, инструментов − знание названий художественных материалов, инструментов и и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; санитарно-гигиенических требований при работе с ними; - знание правил композиции, цветоведения, передачи формы - знание элементарных правил композиции, цветоведения, предметаи др.; передачиформы предмета и др.; - умение ориентироваться в пространстве листа; - умение изображать с натуры, по памяти, - умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных представлению,воображению предметы несложной формы; наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства - умение ориентироваться в пространстве листа; изображаемого объекта. - размещать изображение одного предмета в соответствии с - правильно резать ножницами по прямым линиям полоски параметрами изобразительной поверхности. - умение работать ножницами при работе с аппликацией. бумаги при работе с аппликацией. Личностные планируемые результаты Достаточный уровень Минимальный уровень - Будет возможность научиться - Будет возможность научиться - осознание себя как ученика, заинтересованного обучением; - осознание себя как ученика, заинтересованного обучением; - положительное отношение к окружающей действительности; - положительное отношение к окружающей действительности; - эстетическое восприятие окружающей действительности; - эстетическое восприятие окружающей действительности; - понимание красоты в окружающей действительности и - понимание красоты в окружающей действительности и возникновении эмоциональной реакции «красиво» или «не возникновении эмоциональной реакции «красиво» или красиво»; «некрасиво». - умение выражать свое отношение к результатам 5 собственной ичужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится». Тема Календарно — тематическое планирование — 33 ч Кол – во часов 1 1.Вводный урок. Как приготовить рабочее место. Чем рисуют? На чем рисуют? 2.Игровые упражнения на различение цветов 3.Упражнения на развитие моторики рук 4.Простые формы предметов. Рисование 5.Сложные формы предметов. Рисование по шаблонам и трафаретам 6.Сложные формы предметов. Рисование 7.Знакомство с лепкой 8.Знакомство с лепкой. Сравнивание формы овощей и фруктов. 9.Лепка овощей и фруктов 10.Лепка овощей и фруктов. Завершение работы 11.Знакомство с аппликацией 12.«Деревья осенью». Экскурсия 13.Аппликация «Осеннее дерево». 14.Игровые графические упражнения. Линии. Точки 15.Игровые графические упражнения. Линии. Дата 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 Точки. Дорисовывание картинок. 16.Украшение новогодней елки разноцветными флажками. Аппликация 17.Украшение новогодней елки разноцветными флажками. Аппликация и рисунок. 18.Зима. Аппликация «Снеговик» 19.«Рыбки в аквариуме». Аппликация и рисунок 20.«Рыбки в аквариуме». Аппликация и рисунок. Завершение работы 21.Изображение деревьев 22.Пирамидка, рыбка. Рисование 23.Сказка «Колобок». Рисование 24.Сказка «Колобок». Рисование Завершение работы 25.Краски весны. Экскурсия 26.Почки на деревьях. Рисование 27.Рисование картины по опорным точкам «Кораблик» 28.Знакомство с гуашью 29.Рисование солнца на небе, травки на земле 30.Рисование радуги 31.Аппликация «Коврик для куклы» 32.Аппликация «Коврик для куклы». Завершение работы 33. Зарисовки на тему «Лето». Экскурсия 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 Календарно-тематическое планирование-33 часа Тема, раздел 1.Вводный урок. Как приготовить рабочее место. Чем рисуют? На чем рисуют? Содержание Знакомство с художественными материалами – карандаши, бумага, ластик, точилка для карандашей. Организация рабочего места. Отработка навыка правильного захвата карандаша. Изучение последовательного открывания альбома. 2.Игровые Знакомство с основными цветами и их упражнения на оттенками – красный, желтый, синий, различение цветов оранжевый, зеленый, фиолетовый. Ответы на вопросы: Что окрашено в желтый цвет? Что окрашено в красный цвет? Что окрашено в синий цвет? Что зеленого цвета? Виды деятельности, формы работы Минимальный уровень Достаточный уровень Называют художественные Пользуются художественными материалы. материалами С помощью учителя правильно Располагают материалы для располагают материалы для рисования на столе. рисования на столе. Следят за правильным захватом Отрабатывают навыки карандаша в руке. правильного захвата карандаша. Самостоятельно открывают С помощью учителя альбом и последовательно последовательно открывают и переворачивают листы. переворачивают альбомные листы. С помощью учителя правильно Располагают материалы для располагают материалы для рисования на столе. рисования на столе. Называют цвета. Знакомятся с основными цветами Отвечают на вопросы учителя. и их оттенками. Соотносят цвета с картинкой. Находят заданные цвета. По наводящим вопросам учителя соотносят цвета с картинкой. 8 3.Упражнения на развитие моторики рук Формирование правильного удержания карандаша, навыка произвольной регуляции нажима, произвольного темпа движения (замедление, ускорение). 4.Простые формы Знакомство с понятиями «форма», предметов. «простая форма». Рисование Соотношение геометрических форм – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник с предметами окружающей действительности. Анализ формы предмета. Обучение действиям с шаблонами и трафаретами. 5.Сложные формы предметов. Рисование 6.Сложные формы предметов. Рисование по шаблонам и трафаретам Знакомство с понятием «сложная форма». Изучение разных форм у игрушек. Изучение разных форм у посуды. Рисование зайца из овалов. Рисование чашки прямоугольной формы. Обучение действиям с шаблонами и трафаретами. С помощью учителя отрабатывают навыки правильного захвата карандаша. С помощью учителя отрабатывают толщину наносимых линий. Проводят прямые линии. Под контролем учителя рисуют круги без отрыва руки. Показывают, с помощью учителя, геометрические фигуры. С помощью учителя ориентируются на листе бумаги. Используют трафарет для обводки фигур. По наводящим вопросам учителя называют форму предмета. Правильно удерживают карандаш в руке. Самостоятельно регулируют толщину наносимых линий. Проводят различные виды линий (волнистые, наклонные). Рисуют круги без отрыва руки. Показывают, с помощью учителя, геометрические фигуры. Используют трафарет для обводки фигур. По наводящим вопросам определяют форму посуды, игрушек. Находят в сложных формах простые формы. Называют все геометрические формы. Рисуют без шаблона. Самостоятельно определяют форму посуды. Раскрашивают рисунок, ориентируясь на контуры. Называют все геометрические формы. Ориентируются на листе бумаги. Рисуют геометрические формы без шаблона. Раскрашивают геометрические фигуры, ориентируясь на контуры. 9 Подбирают цвета для раскрашивания, под контролем учителя. Самостоятельно подбирают цвета для раскрашивания. Называют свойства пластилина. Правильно организовывают рабочее место. Рассказывают правила работы с пластилином. Выполняют элементарные приемы – отщипывание, раскатывание, вытягивание. Отвечают на вопросы по ТБ при работе с пластилином. Сравнивают форму овощей и фруктов с геометрическими фигурами. 7.Знакомство с лепкой Знакомство с пластичными материалами и приемами работы с пластилином. Изучение материалов для лепки. Подготовка рабочего места для занятий лепкой. Изучение техники безопасности при работе с пластилином. С помощью учителя изучают свойства пластилина. С помощью учителя организовывают рабочее место. Учатся отщипывать и разминать пластилин. По наводящим вопросам учителя отвечают на вопросы по ТБ при работе с пластилином. 8.Знакомство с лепкой. Сравнивание формы овощей и фруктов. Отработка навыков работы с пластилином. Знакомство с понятиями – разомни, оторви, раскатай, скатай, размажь, оттяни, примажь. Сравнивают форму овощей и фруктов с геометрическими фигурами по вопросам учителя. 10 9.Лепка овощей и фруктов 10.Лепка овощей и фруктов Отработка навыков работы с пластилином. Знакомство с понятиями – разомни, оторви, раскатай, скатай, размажь, оттяни, примажь. 11.Знакомство с аппликацией Знакомство с бумагой. Изучение свойств бумаги. Изучение техники аппликация. Отрывают и разминают кусок пластилина. С помощью учителя выполняют действия с пластилином. С помощью учителя различают цвета пластилина. Владеют навыками работы с пластилином. Работают со стекой. Различают цвета пластилина. Самостоятельно выполняют действия с пластилином. Знакомятся со свойствами бумаги. Под контролем учителя учатся отрывать бумагу. Сминают бумагу. Изучают технику аппликации. Называют основные свойства бумаги. Умеют отрывать небольшие кусочки бумаги. Самостоятельно выполняют действия с бумагой. Изучают технику аппликации. 11 12.«Деревья осенью». Экскурсия Развитие связной и диалогической речи, умения отвечать на вопросы полным предложением. Развитие знаний об осени и ее многообразии, повторение осенних признаков Воспитание бережного и заботливого отношения к природе. 13.Аппликация Знакомство с аппликацией в технике «Осеннее дерево». «рваной» бумаги. Завершение работы 14.Игровые графические упражнения. Линии. Точки 15.Игровые графические упражнения. Линии. Знакомство с разными линиями – прямые, волнистые, ломаные. Отработка умения проводить различные линии. Дорисовывание картинок разными линиями. Дорисовывание человечкам волос разной длины. Дорисовывание забора. Дорисовывание волн на море. Наблюдают за деревьями на территории школы. Отвечают на вопросы полным предложением с помощью учителя. Называют признаки осени с помощью учителя Наблюдают за деревьями на территории школы. Отвечают на вопросы полным предложением Называют признаки осени. Под контролем учителя подбирают необходимые цвета бумаги. С помощью учителя отрывают бумагу. С помощью учителя правильно располагают готовые части аппликации на ствол дерева. Приклеивают части дерева, под контролем учителя. Правильно удерживают карандаш в руке под контролем учителя. Проводят прямые, волнистые, ломаные линии под контролем учителя. Сравнивают форму линий и точек с другими формами. С помощью учителя дорисовывают линии. Подбирают необходимые цвета бумаги по образцу. Отрывают небольшие кусочки бумаги. Правильно располагают детали аппликации. Самостоятельно выполняют аппликацию по образцу. Правильно удерживают карандаш в руке. Самостоятельно проводят прямые, волнистые, ломаные линии. Анализируют, по вопросам учителя, различные предметы с точки зрения строения их формы. Работают самостоятельно по образцу. 12 Точки. Дорисовывание картинок 16.Украшение новогодней елки разноцветными флажками. Аппликация 17.Украшение новогодней елки разноцветными флажками. Аппликация и рисунок. 18.Зима. Аппликация «Снеговик» Знакомство с понятиями – Новый год, елка, флажки, украшение. Передача ощущения праздника художественными средствами. Украшение елки нарисованными флажками (готовая форма). Подбирают цвета по образцу. Работают по шаблонам. Раскрашивают и украшают флажки по образцу под контролем учителя. Работают в технике аппликации под контролем учителя. Подбирают цвета по образцу. Самостоятельно располагают рисунок на альбомном листе. Украшают флажки узорами с помощью линий разной толщины, по образцу. Работают в технике аппликация. Выполнение аппликации «Снеговик». Украшение снеговика. Под контролем учителя подбирают бумагу для аппликации. Вырезают части снеговика под контролем учителя. С помощью учителя располагают готовые детали снеговика на листе. Украшают снеговика по образцу, под контролем учителя. Самостоятельно подбирают бумагу для аппликации. Самостоятельно вырезают части снеговика. Самостоятельно выполняют аппликацию по образцу. Украшают снеговика по предложенному образцу. 13 19.«Рыбки в аквариуме». Аппликация и рисунок 20.«Рыбки в аквариуме». Аппликация и рисунок. Завершение работы 21.Изображение деревьев 22.Пирамидка, рыбка. Рисование Изучение формы. Форма и создание композиции внутри заданной формы. Развитие художественных навыков при создании аппликации на основе знания простых форм. Работа с шаблоном. Творческие умения и навыки работы фломастерами и цветными карандашами. Называют простые формы. Владеют приемами составления аппликации. Рисуют аквариум и рыбок с помощью шаблона. Подбирают цвета под контролем учителя. Называют простые формы. Владеют приемами составления аппликации. Создают сложную многофигурную композицию. Работают самостоятельно по образцу. Различие деревьев по временам года. Изучение строения дерева – ствол, ветки, листья, иголки, корни. Правильное расположение картинки на листе бумаги. Работа с шаблоном. Дорисовывание картинок. Раскрашивание картинок. Различают деревья по временам года, под контролем учителя. Показывают и называют, с помощью учителя части дерева. Под контролем учителя ориентируются на альбомном листе. Рисуют под контролем учителя. С помощью учителя располагают картинки на листе. Подбирают цвета под контролем учителя. Работают по шаблону. Стараются раскрашивать картинки по контуру. Различают деревья в разное время года. Называют части дерева. Ориентируются на листе альбома. Рисуют дерево самостоятельно по образцу. Самостоятельно, по образцу располагают рисунок на листе бумаги. Подбирают цвета по образцу. Создают и изображают на плоскости средствами аппликации и графическими средствами (цветные карандаши, 14 фломастеры) заданный образ (пирамидка, рыбка). 23.Сказка «Колобок». Рисование Рассматривание иллюстрации сказки «Колобок». Анализ форм предметов. Развитие наблюдательности. Усвоение понятий «слева» и «справа». Узнают героев сказки. По наводящим вопросам учителя, называют форму предметов. С помощью учителя находят заданные параметры на листе. Дорисовывают рисунок по опорным точкам. Определяют характер героев сказки. Ориентируются в пространстве листа. Находят заданные параметры. Рисуют самостоятельно по образцу. Определение времени года. Повторение понятий – слева, справа, над, под Знакомство с красотой и разнообразием весеннего мира природы. Эстетическое восприятие деталей природы (красоты весенних деревьев). Повторение времен года. Рисование по описанию. С помощью учителя, по картинам, определяют время года. Рассматривают весенние картины. Ориентируются в пространстве Словесно рисуют весну с помощью учителя. Рассматривают картины и определяют по картине время года. Отвечают на вопросы по содержанию картин. Ориентируются в пространстве. Словесно рисуют весну. Называют признаки весеннего время года. 24.Сказка «Колобок». Рисование. Завершение работы 25. Краски весны. Экскурсия 15 Про наводящим вопросам определяют время года. 26.Весна. Почки на деревьях. Рисование 27.Рисование картины по опорным точкам «Кораблик» 28.Знакомство с гуашью Повторение времен года. Рисование по описанию. Построение рисунка с использованием вспомогательных точек. Выбор необходимого цвета. Про наводящим вопросам определяют время года. Называют геометрические фигуры, из которых состоит рисунок. Проводят линии, под контролем учителя. Подбирают цвета, под контролем учителя. Называют признаки весеннего время года. Называют геометрические фигуры, из которых состоит рисунок. Самостоятельно соединяют линии и раскрашивают рисунок. Подбирают цвета по образцу. Подготовка рабочего места для рисования гуашью. Знакомство со свойствами гуаши. Знакомство с художественными инструментами – краска гуашь, кисти, палитра. Изучение способа примакивания. С помощью учителя организовывают свое рабочее место. Изучают свойства гуаши. Знакомятся с художественными инструментами – краска гуашь, кисти, палитра. Называют свойства гуаши. Называют детали кисти. Называют и различают художественные инструменты – краска гуашь, кисти, палитра. Задание выполняют самостоятельно. 16 29.Рисование солнца на небе, травки на земле 30.Рисование радуги 31.Аппликация «Коврик для куклы» Задание выполняют под контролем учителя. Выражение настроения в изображении. Повторяют и называют цвета. Какое настроение вызывают разные цвета? С помощью учителя Развитие навыков работы с красками, организовывают свое рабочее цветом. место. Усвоение таких понятий, как «ясно», По наводящим вопросам «пасмурно». повторяют технику работы с Практика работы с красками. гуашью. Рисунок выполняют по образцу, под контролем учителя. Повторение цветов радуги. Повторяют и называют цвета. Метод примакивания. По наводящим вопросам называют свойства гуаши. С помощью учителя организовывают свое рабочее место. Рисунок выполняют по образцу под контролем учителя. Знакомство с узором, орнаментом, Владеют приемами составления ритмичностью формы, украшением. аппликации. Правильное расположение узора в полосе. Владеют приемом примакивания. Называют свойства гуаши. Правильно организовывают рабочее место. Называют и применяют технику работы с гуашью Рисунок выполняют самостоятельно по образцу. Владеют приемом примакивания. Называют свойства гуаши. Правильно организовывают рабочее место. Рисунок выполняют самостоятельно по образцу. Называют простые формы. Владеют приемами составления аппликации. 17 32. Аппликация «Коврик для куклы». Завершение работы 33.Зарисовки на тему «Лето». Экскурсия Рассматривание рисунков. Отбор объектов изображения. Формирование пространственных представлений у детей. Расположение объектов на листе. Правильная ориентация на плоскости листа бумаги. Расстановка предметов в рисунке. Понятие вертикальной плоскости (небо или стена). Развитие пространственных представлений. Понятия «над», «под», «посередине», «в центре» Рассматривают орнаменты, находят в них природные и геометрические мотивы. Получают первичные навыки декоративного изображения. Рассматривают рисунки. Под контролем учителя располагают объекты, выбранные для изображения на листе бумаги. Под контролем учителя усваивают понятия «над», «под», «посередине», «в центре» Выполняют работу по выбору, из предложенных образцов Находят орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданными человеком. Отвечают на вопросы по рисункам. Правильно располагают объекты, выбранные для изображения на листе бумаги. Различают понятия (над, под, посередине, в центре). Учитывают размер и форму предметов. Работают самостоятельно 18 19