Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Утверждено приказом директора ГБОУ «Центр «Дар» № от « »___20__ г. Рабочая программа ЧФУ: русский язык для обучающихся 6А класса (АООП вариант 1) Составитель: Баянкина Лилия Геннадьевна Учитель, высшая к.к. Реж – 2024 Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – ФАООП УО, утвержденной приказом Министерства просвещения России, адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар»; в соответствии с учебным планом общего образования детей с умственной отсталостью Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар», утверждённым приказом директора образовательного учреждения. Цель изучения учебного предмета – создать условия для развития коммуникативно-речевых навыков и коррекции недостатков мыслительной деятельности. Задачи: расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения; ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений; использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач; развитие положительных качеств и свойств личности. Место курса в учебном плане – часть, формируемая участниками образовательных отношений. Программа создана из расчёта 1 час в неделю и рассчитана на 34 часа. Программой предусмотрены уровни требований к предметному результату: достаточный, минимальный, ниже минимального. На основании заседания ППк №239 от 06.08.2024г. обучающихся можно разделить на группы. В первую группу (достаточный уровень) входит Новых Олег. Вторая группа (минимальный уровень) – Петрованова Анастасия. Третья группа (уровень ниже минимального) – Шестаков Артём. 2 Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностные планируемые результаты Достаточный уровень Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разныхсоциальных ситуациях. Способность строить сообщения в устной форме. Понимание учебной задачи, поставленной учителем, готовность выполнять её. Способность проговаривать последовательность действий на уроке. Владение элементами оценки и самооценки. Способность самостоятельно видеть и исправлять ошибки. Минимальный уровень Владение элементами контроля учебной деятельности (с помощью памяток, алгоритмов, схем). Уметь слушать учителя, самостоятельно (или с помощью) выполнять предложенные виды заданий. Способность строитьсообщения (ответы), предложения с помощью учителя. Способность адекватно реагировать на оценку учебных действий. Уровень ниже минимального Способность повторять ответы за учителем или одноклассниками. Способность работать по шаблонам, образцу, алгоритму с помощью учителя. Предметные планируемые результаты Достаточный уровень Минимальный уровень 3 Уровень ниже минимального Умение производить фонетический разбор слов. Умение разбирать слова по составу с использованием опорных схем. Образование слов с новым значением с использованием приставок и суффиксов. Выделение имен существительных, имен прилагательных, глаголов как частей речи. Умение определять некоторые грамматические признаки изученных частей речи (существительного, прилагательного, глагола) по опорной схеме или вопросам учителя. Умение выделять главные и второстепенные члены предложения. Решение орфографических задач(с помощью учителя). Умение работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение). Знание отличительных признаков основных частей слова. Умение подбирать группы родственных слов, производить разбор слова по составу с опорой на представленный образец или с помощью учителя. Умение различать части речи по вопросу и значению или с помощью учителя. Построение простых распространённых предложений с помощью учителя. Использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового алгоритма. 4 Дифференцировка звуков гласных и согласных (с помощьюучителя). Знание названий букв, обозначение звуков буквами на письме. Списывание с письменного или печатного текста. Повторение за учителем предложений на заданную тему. Повторение ответов за одноклассниками. Содержание учебного предмета Тема 1. Звуки и буквы. 2. Предложение. Содержание Виды деятельности, формы работы Достаточный уровень Минимальный уровень Ударные и безударные гласные. Парные звонкие и глухие согласные. Различение гласных и согласных звуков, обозначение их на письме буквами. Проверка написания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных. Различение гласных и согласных звуков. Обозначение звуков буквами на письме. Сопоставление парных звонких иглухих согласных в проверочном и проверяемом словах. Сопоставление ударных и безударных гласных в проверочном и проверяемом словах. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Дополнение предложений однородными членами. Установление связи слов в предложении с помощью вопросов. Выделение главных и второстепенных членов предложения. Распространение предложений с помощью вопросов, рисунков. Выделение однородных членов в предложении. Дополнение предложений однородными членами. Выделение главных и второстепенных членов предложения, постановка вопросов с помощью учителя. Распространение предложений с помощью вопросов, рисунков. Наблюдение за однородными членами предложения, чтение с интонацией перечисления. 5 Ниже минимального уровня Узнавание и называние букв. Обозначение отдельных звуков буквами на письме. Копирование письменного и печатного текста. Повторение ответов заодноклассниками. Повторение предложений, составленных одноклассниками. Дополнение предложений словами с помощью рисунков. Списывание письменного и печатного текста. 3. Состав слова. Однокоренные слова. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание безударных гласных в корне. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне. Приставка и предлог. Правописание приставок. Правописание твёрдого знака в словах с приставками. Выделение общего значения слов в корне слова. Изменение значения слова в зависимости от приставки или суффикса. Проверка безударных гласных в корне по образцу. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне по образцу. Различение приставки и предлога. Упражнение в написании гласных и согласных в приставках. Правописание твердого знака после приставки. 4. Части речи. Различение частей речи. Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Род и число существительных. Правописание имён собственных. Изменение существительных по падежам. Изменение прилагательных по родам Различение частей речи по вопросам и значению. Различение одушевлённых и неодушевлённых существительных. Различение существительных по родам. Изменение существительных по числам. 6 Выделение общей части однокоренных слов – корня. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки или суффикса. Проверка безударных гласных в корне по образцу, с помощью учителя. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне по образцу, с помощью учителя. Наблюдение за приставкой и предлогом. Наблюдение за правописанием твёрдого знака после приставки. Различение частей речи повопросам и значению с помощью учителя. Постановка вопросов к одушевлённым и неодушевлённым существительным. Различение существительных по родам с помощью вспомогательных слов. Изменение существительных по Называние частей слова. Подбор однокоренных слов с данными приставками и суффиксами по образцу, с помощью учителя. Повторение ответов за одноклассниками. Списывание письменного и печатного текста. Различать названия предметов, действий, признаков с помощью учителя, по образцу. Повторение ответов за одноклассниками. Списывание письменного и печатного текста. и числам. Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по числам. Упражнение в написании имён собственных с большой буквы, в кавычках. Наблюдение за изменением существительных по падежам. Определение падежей существительных по вопросам. Употребление прилагательных при описании предметов. Наблюдение за изменением прилагательных по родам и числам, установление зависимости грамматических признаков прилагательных от существительных. Написание и выделение окончаний прилагательных мужского, женского, среднего рода. Наблюдение за склонением прилагательных. Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах. Определение времени 7 числам по образцу. Упражнение в написании имён собственных с большой буквы, в кавычках. Наблюдение за изменением существительных по падежам. Определение падежей существительных по вопросам с помощью учителя. Употребление прилагательных при описании предмета. Наблюдение за изменением прилагательных по родам и числам в зависимости от рода и числа существительного. Выделение окончаний прилагательных мужского, женского, среднего рода. Наблюдение за изменением прилагательных по падежам. Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах с помощью учителя. Различение действий, обозначаемых глаголами. 5. Предложение. Распространённые и нераспространённые предложения. Однородные члены предложения. Обращение. 6. Повторение. Состав слова. Части речи. глаголов. Употребление глаголов разных временных категорий. Постановка вопросов к глаголам в единственном и множественном числе. Употребление глаголов в единственном и множественном числе. Различение распространённых и нераспространённых предложений. Распространение предложений. Чтение предложений с однородными членами с интонацией перечисления. Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. Упражнение в чтении обращений с особой звательной интонацией. Наблюдение за местом обращения в предложении и выделением обращения при письме запятыми. Выделение частей в составе слов. Объяснение правописания гласных и 8 Определение времени глаголов с помощью учителя. Сравнение глаголов в единственном и множественном числе. Постановка вопросов к глаголам с помощью учителя. Различение распространённых и нераспространённых предложений. Наблюдение за знаками препинания в предложениях с однородными членами. Чтение предложений с однородными членами с интонацией перечисления. Наблюдение за местом обращения в предложении и выделением обращения при письме запятыми. Упражнение в чтении обращений с особой звательной интонацией. Использование обращения в предложениях. Выделение частей в составе слов с опорой на схемы слов. Объяснение Составление предложений по картинке. Повторение ответов заодноклассниками. Списывание письменного и печатного текста. Повторение ответов одноклассников. Списывание согласных в корне и приставке. Определение грамматических признаков существительного, прилагательного, глагола. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. 9 правописания гласных и согласных в корне и приставке с помощью учителя. Определение грамматических признаков существительного, прилагательного, глагола с помощью учителя. письменного и печатного текстов. Календарно-тематическое планирование Раздел, тема I. Звуки и буквы. 1. Ударные и безударные гласные. 2. Парные звонкие и глухие согласные. II. Предложение. 3. Связь слов в предложении. 4. Главные и второстепенные члены предложения. 5. Дополнение предложений однородными членами. III. Состав слова. 6. Однокоренные слова. 7. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. 8. Правописание безударных гласных в корне. 9. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне. 10. Приставка и предлог, различение. 11. Правописание приставок. 12. Правописание твёрдого знака в словах с приставками. IV. Части речи. 13. Различение частей речи по вопросам и значению. 14. Одушевлённые и неодушевлённые существительные. 15. Род и число существительных. 16. Правописание имён собственных. 17. Склонение существительных. 18. Изменение существительных по падежам. 19. Закрепление знаний об имени существительном. 20. Различение признаков, обозначаемых прилагательными. 21. Распространение предложений именами прилагательными. 22. Зависимость рода прилагательных от рода существительных. 23. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. 24. Склонение прилагательных мужского и среднего рода. 25. Падежные окончания прилагательных мужского и среднего рода. 26. Различение действий, обозначаемых глаголами. 27. Изменение глаголов по временам. 28. Изменение глаголов по числам. 29. Части речи. Закрепление знаний. V. Предложение. Текст. 30. Распространённые и нераспространённые предложения. 31. Однородные члены предложения. 32. Обращение. VI. Повторение. 33. Состав слова. 34. Части речи. 10 Количество часов 2 1 1 3 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 2 1 1 Дата Критерии оценки предметных результатов При оценке устных ответов: Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя. Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятия, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. При оценке письменных работ: Оценка «5» ставится за работу без ошибок. Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками. Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками. Оценка «2» ставится в работе допущены более 5 ошибок. В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройдённые правила правописания также не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается: а) повторение ошибок в одном и том же слове; б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, рассматриваются индивидуально для каждого обучающегося. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). Две однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке. При оценке грамматического разбора: Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления. Оценка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает 11 усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3 ошибки. Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий. Оценка «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере. 12