Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Утверждено приказом директора ГБОУ «Центр «Дар» № ___ от «___»___20_ г. Рабочая программа по предмету Основы социальной жизни для обучающихся 7А и 7Б класса (АООП вариант 1) Составитель: Лешина Марина Львовна Должность: учитель Реж – 2024год. Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» составлена на основе: - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом министерства просвещения №1026 от 24.11.22г. - АООП «Центра «Дар»; Учебный предмет "Основы социальной жизни" имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме. Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем: расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни; формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства; ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений; практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности; усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг); развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности. Программа создана из расчета 2 часа в неделю и рассчитана на 68 часов в год. На основании протокола ППк №219 от 09.08.2023г. идет дифференциация обучающихся на группы. Достаточный уровень Захваткин Арсений 7А класс Минимальный уровень Уровень ниже Достаточный минимального уровень Мусальников Валерий Чернышева Милана Бармин Максим 7Б класс Минимальный Уровень ниже уровень минимального Коробейников Ярослав Новожанов Георгий 3 Планируемые результаты Предметные планируемые результаты Достаточный уровень Минимальный уровень знание способов хранения и переработки продуктов питания; составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания; самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения; соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук; соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения; некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды); навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого); пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач; пользование железнодорожным транспортом; знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета; составление различных видов деловых бумаг под руководством педагогического работника с целью обращения в различные организации социального назначения. знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; приготовление несложных видов блюд под руководством педагогического работника; представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни; знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого; совершение покупок различных товаров под руководством взрослого; первоначальные представления о статьях семейного бюджета; представления о различных видах средств связи; представление о назначении железнодорожного транспорта; знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, медицинских учреждениях); знание названий организаций социальной направленности и их назначения; Личностные планируемые результаты Достаточный уровень Минимальный уровень Уровень ниже минимального представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; представления о различных видах связи; представления о назначении железнодорожного транспорта. Уровень ниже минимального 4 • • • • • • понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с помощью учителя; владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий; владеть элементами оценки и самооценки. уметь самостоятельно исправлять ошибки. уметь последовательно отвечать на вопросы Повторяют ответы за учителем или по одноклассниками • основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предло женных • вариантов (заданий); • уметь слушать учителя, выполнять предложе нные • виды заданий по образцу; • использовать помощь при выполнении учебн ых задач; • усвоить элементы контроля учебной деятель ности • (помощью памяток, инструкций, опорных схем); • адекватно реагировать на оценку учебных действий. • Календарно-тематическое планирование Тема Кол-во часов Дата 7А 1.Забота о себе (повторение). 2.Каким бывает жилье (повторение) 3.Виды транспорта (повторение) 4.Вводная контрольная работа: что такое ОСЖ 5.Экскурсия «Пришкольный участок» 6.Практическая работа «Садовые работы на пришкольном участке.» 7.Практическая работа: уборка овощных культур. 8.Практическая работа: уборка садового инвентаря после сезонной работы. 9.Кухонная мебель. 7Б 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 10. Чистая посуда-здоровье семьи. 11. Мебель в жилых помещениях. 12.Уход за мебелью. 1 1 1 1 13.Стиральная машина – незаменимый помощник. 14.Чистка и мытье оконных стекол и зеркал. 1 15.Ванная и туалет- есть секреты или нет? 1 16 Мой идеальный дом(проект). 1 17.Гигиена тела 1 18.Выбор средств и предметов личной гигиены. 1 19.Уход за кожей лица 1 20.Практическая работа: «Упражнения в протирании кожи лица и нанесении маски» 1 21.Виды медицинской помощи 1 22.Первая помощь при несчастном случае (ожог, обморожение, отравление, 1 солнечный удар) 23.Профилактика вирусных и простудных заболеваний. 24.Домашняя аптечка 25.Лекарственные растения в нашей местности. 26.Экскурсия в аптеку 27.Контрольная работа по разделу: «Охрана здоровья» 28. Основные средств связи. 29.Экскурсия: «Почтовое отделение как средство связи» (отделение почты) 30.Практическая работа: отправление писем различного вида, бандеролей, посылок. 31.Электронная почта. Безопасность в сети. 32.Культура разговора по телефону. 33.Виды путешествий. 34. Виды вагонов. 35.Железнодорожный вокзал. Службы вокзала. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 36.Собираем вещи в поездку. 1 37.В путешествие на поезде (проект) 38.Особенности разных видов одежды. 39.Ремонт одежды. Чистка одежды. 40.Практическая работа: мелкий ремонт одежды : пришивание пуговиц, петель 41.Экскурсия: виды одежды (праздничная, спортивная, повседневная) 42.Обувь и здоровье человека 1 1 1 1 1 1 6 43.Родственные отношения в семье 44.Семейные традиции 45.Отдых и его разновидности. Отдых и бездеятельность. 46.Бюджет отдыха. Подготовка к летнему отдыху 47.Бюджет семьи. Сбережение. 48.Образовательные организации. 49.Исполнительные органы государственной власти (города, района) 50.Виды продуктов питания. В магазин или на рынок-выбирайте сами. 51.Вкусно и полезно: что положить в продуктовую корзину. 52.Санитарное состояние кухни, гигиена приготовления пищи (повторение) 53.Правила техники безопасности при работе с режущими предметами, электроприборами. 54.Проверочная работа: «Правила работы на кухне» 55.Виды муки. Правила хранения 56.Виды теста 57.Технология приготовления песочного теста. 57.Практическая работа: «Печенье из песочного теста». 58.Технология приготовления заварного теста. 59.Практическая работа: «Печенье из заварного теста» 60.Технология приготовления дрожжевого теста 61Практическая работа: «Пирог с картофелем» 62.Контрольная работа по разделу: питание 63. Овощи, фрукты, ягоды. Способы нарезки. 64.Практическая работа: «Приготовление овощного салата» 65.Годовая контрольная работа: я самостоятельный 66.Практическая работа: «Обработка клумб для высадки цветочной рассады» 67.Практическая работа: «Высадка цветочной рассады в грунт» 68.Практическая работа: ««Подготовка почвы к посадке овощных культур» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 Тема, раздел Содержание Виды деятельности, формы работы Минимальный уровень Повторение. (4ч) Повторение материла пройденного в 6 классе 1.Заботы о себе повторение(повторение) 2.Каким бывает жилье . ( повторение) 3.Виды транспорта (повторение) 4.Вводная контрольная работа: что такое ОСЖ Пришкольный Экскурсия на пришкольном участок(4) участке. Работа на пришкольном участке. 1.Экскурсия «Пришкольный участок» 2.Практическая работа «Садовые работы на пришкольном участке.» 3.Практическая работа: уборка овощных культур. 4.Практическая работа: уборка садового инвентаря после сезонной работы. Достаточный уровень Уровень ниже минимального Повторяют и обобщают изученный материал за 6 класс. Участвуют в викторине, отгадывают загадки, ребусы. Выполняют по образцу элементарные задания с помощью учителя от начала до конца. Повторяют и обобщают изученный материал за 6 класс. Участвуют в викторине, отгадывают загадки, ребусы. Понимают учебные задачи и стараются их выполнять. Выполняют элементарные задания по инструкции с помощью учителя от начала до конца. Повторяют за учителем или одноклассниками изученный материал за 6 класс. Выполняют элементарные задания с максимальной помощью учителя или одноклассников. Узнают от учителя о видах овощей, цветов, зелени на пришкольном участке. С помощью учителя и одноклассников участвуют в сборе овощей. Применяют полученные знания, навыки в самостоятельной жизни. Называют овощи, цветы выращенные на пришкольном участке. Называют инвентарь Работают на пришкольном участке. Оценивают свою работу. Применяют полученные знания, навыки в самостоятельной жизни. Повторяют за учителем или одноклассниками название овощей, цветов, инвентаря. Выполняют элементарные задания с максимальной помощью учителя или одноклассников. 8 Жилище (8) 1.Кухонная мебель 2.Чистая посуда-залог здоровья. 3.Мебель в жилых помещениях. 4.Уход за мебелью. 5. Стиральная машинанезаменимый помощник. 6.Чистка и мытье оконных стекол и зеркал. 7.Ванная и туалет- есть секреты или нет? 8.Мой идеальный дом(проект). Личная гигиена и здоровье (4ч) 1.Гигиена тела. Виды нежилых помещений: кухня, ванная комната, санузел. Назначение нежилых помещений. Мебель в доме, назначение. Уход за мебелью. Печатные инструкции к средствам по уходу за мебелью. Мытье оконных стекол и зеркал. Использование инструкции, соблюдение правил техники безопасности, использование резиновых перчаток. Узнают от учителя видах нежилых помещений: кухня, ванная комната, санузел. Назначение нежилых помещений. Слушают объяснения учителя по уходу за мебелью, за оконными стеклами, зеркалами. Записывают рекомендации в тетрадь. Учатся пользоваться инструкциями, соблюдать правила техники безопасности, пользоваться резиновыми перчатками Применяют знания, полученные на уроках в быту. Узнают о видах нежилых помещений: кухня, ванная комната, санузел. Назначение нежилых помещений. Слушают объяснения учителя о средствах по уходу за мебелью, за оконными стеклами, зеркалами. Изучают печатные инструкции к моющим средствам. Записывают рекомендации в тетрадь, составляют таблицу. Учатся пользоваться инструкциями, соблюдать правила техники безопасности, пользоваться резиновыми перчатками. Отвечают на вопросы, делают выводы. Точно выполняют инструкции учителя. Применяют знания, полученные на уроках в быту. Повторяют за учителем виды нежилых помещений: кухня, ванная комната, санузел. Назначение нежилых помещений. Повторяют за учителем или одноклассниками название мебели, правила ухода за мебелью, правила ухода за оконными стеклами и зеркалами. Выполняют элементарные задания с максимальной помощью учителя или одноклассников. Гигиена тела. Типы кожи лица. Правила и приёмы ухода за кожей Слушают объяснения учителя. Определяют тип кожи в ходе практической Слушают объяснения учителя. Различают типы кожи лица. Определяют тип Повторяют за учителем или одноклассниками правила и приёмы сохранения чистоты и 9 2.Выбор средств и предметов личной гигиены. 3. Уход за кожей лица 4. Практическая работа: «Упражнения в протирании кожи лица и нанесении маски» Охрана здоровья (7ч) 1.Виды медицинской помощи 2.Первая помощь при несчастном случае (ожог, обморожение, отравление, солнечный удар) 3.Профилактика вирусных и простудных заболеваний. 4.Домашняя аптечка. лица. Косметические средства и правила пользования ими. Правила и приёмы сохранения чистоты и здоровья тела. работы. Узнают правила и приёмы ухода за кожей лица. Записывают рекомендации в тетрадь. С помощью учителя называют косметические средства и правила пользования ими. С помощью учителя выбирают средства косметики в зависимости от цели, состояния кожи, времени года, читать инструкцию и правильно пользоваться. Выполняют практические задания: протирают кожу лица лосьоном, наносят крем. Применяют полученные знания, навыки в самостоятельной жизни. Оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, Тепловых и солнечных ударах. Причины несчастных случаев. Степени ожогов, обморожений, признаки отравлений. Выполнение упражнений по оказанию первой помощи. Меры по предупреждению несчастных случаев в быту. Просматривают видеоматериалы и таблицы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях, тепловых и солнечных ударах. Участвуют в беседах по содержанию, объясняют причины несчастных случаев. Называют степени ожогов, обморожений, признаки отравлений. Составляют таблицу в тетради. Знакомятся с правилами и приёмами оказания первой кожи в ходе практической работы. Узнают правила и приёмы ухода за кожей лица. Записывают рекомендации в тетрадь. Называют косметические средства и правила пользования ими. Учатся выбирать средства косметики в зависимости от цели, состояния кожи, времени года, читать инструкцию и правильно пользоваться. Выполняют практические задания: протирают кожу лица лосьоном, наносят крем. Знают и выполняют правила и приёмы сохранения чистоты и здоровья тела. Понимают инструкции учителя, принимают помощь. Применяют полученные знания, навыки в самостоятельной жизни. Просматривают видеоматериалы и таблицы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях, тепловых и солнечных ударах. Участвуют в беседах по содержанию. С помощью учителя называют степени ожогов, обморожений, признаки отравлений, составляют таблицу в тетради. Знакомятся с правилами и приёмами оказания первой помощи. здоровья тела. Повторяют за учителем и одноклассникам рекомендации по уходу за кожей лица, правила пользования ими. Выполняют элементарные задания с максимальной помощью учителя или одноклассников Повторяют за учителем причины несчастных случаев. С помощью учителя и одноклассников называют степени ожогов, обморожений, признаки отравлений. С помощью учителя повторяют меры по предупреждению несчастных случаем в быту и соблюдают их. Просматривают видеоматериалы. 10 5.Лекарственные растения в нашей местности. 6.Экскурсия в аптеку. 7. Контрольная работа по разделу «Охрана здоровья» Средства связи (4ч) 1.Основные средства связи. 2.Экскурсия «Почтовое отделение как средство связи» (отделение почты) 3.Практическая работа : порядок отправления писем различного вида, бандеролей, посылок. 4. Культура разговора по телефону. Транспорт (4ч) Виды телефонов. Виды телефонной связи. Правила пользования телефонами и культура разговора. Влияние на здоровье человека излучений мобильного телефона. Телефонный справочник. Причины вызова по номерам экстренных служб, ответственность за ложный вызов. Виды транспорта. Понятие помощи. Выполняют упражнения по оказанию первой помощи. Записывают рекомендации в тетрадь. Рассказывают о мерах по предупреждению несчастных случаем в быту и соблюдают их. Перечисляют виды телефонов. Различают виды телефонной связи. Рассказывают правила пользования телефонами и культуры разговора. Узнают о влиянии на здоровье человека излучений мобильного телефона. Выполняют практические задания по телефонному справочнику. Учатся кратко объяснять причину вызова по номеру экстренных служб. С помощью учителя выполняют практические задания по порядку отправлений писем, бандеролей, посылок. Слушают и анализируют объяснения учителя. Понимают учебные задачи и стараются их выполнять. Пользуются различными средствами связи для решения практических задач. Учатся общаться и взаимодействовать с людьми. По вопросам учителя повторяют виды Записывают рекомендации в тетрадь. По вопросам учителя перечисляют виды телефонов, виды телефонной связи. Рассказывают о правилах пользования телефонами и культуре разговора. Узнают о влиянии на здоровье человека излучений мобильного телефона. С помощью учителя выполняют практические задания по телефонному справочнику. Учатся кратко объяснять причину вызова по номеру экстренных служб. С помощью учителя выполняют практические задания по порядку отправлений писем, бандеролей, посылок. Пользуются различными средствами связи для решения практических задач. Учатся общаться и взаимодействовать с людьми. Слушают объяснения учителя. С помощью учителя и одноклассников, называют виды телефонной связи, рассказывают о правилах пользования телефоном .С максимальной помощью учителя учатся записывать адрес на конверте. Повторяют виды транспорта. Слушают объяснения Рассматривают иллюстрации, просматривают презентацию. 11 1.Виды путешествий. 2.Виды вагонов. 3.Железнодорожный вокзал. Службы вокзала. 4.Собираем вещи в поездку. 5.В путешествие на поезде(проект). «железнодорожный транспорт». Службы, их назначение. Основные маршруты, типы вагонов. Ориентирование в расписании поездов, приобретении билетов в кассах. Правила пользования камерами хранения. Обращение к работникам вокзала за справочной информацией. Правила безопасности при поездке на поездах, культура поведения. транспорта. Слушают объяснения учителя, просматривают презентацию, отвечают на вопросы по содержанию. Работают с иллюстрациями, раздаточным материалом. С помощью учителя различают службы железнодорожного вокзала, объясняют их назначение. Знакомятся с основными маршрутами. Учатся обращаться к работникам вокзала за справочной информацией. Изучают правила безопасности при поездке на поезде, записывают их в тетрадь. Слушают объяснения о правилах пользования камерами хранения. Учатся обращаться с просьбами, вопросами к работникам транспорта, доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми учителя, просматривают презентацию, делают выводы и отвечают на вопросы по содержанию. Работают с иллюстрациями, раздаточным материалом. Формулируют понятие «железнодорожный вокзал». Различают службы железнодорожного вокзала, объясняют их назначение. Знакомятся с основными маршрутами. Выполняют упражнения по ориентированию в расписании железнодорожного вокзала, приобретении билетов в кассах. Учатся обращаться к работникам вокзала за справочной информацией. Слушают объяснения о правилах пользования камерами хранения. Изучают правила безопасности при поездке поездом, записывают их в тетрадь. Знают меры предосторожности по предотвращению чрезвычайных ситуаций и выполняют их. Соблюдают усвоенные правила в повседневной жизни. Учатся обращаться с просьбами, вопросами к работникам транспорта, доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми. По карточкам соотносят виды транспорта. С максимальной помощью учителя показывают виды железнодорожного транспорта. Повторяют за учителем или одноклассниками правила поведения в поездах. 12 Одежда и обувь. (5) 1.Особенности разных видов одежды. 2. Ремонт одежды. Чистка одежды. 3.Практическая работа: мелкий ремонт одежды: пришивание пуговиц, петель 4. Экскурсия: виды одежды (праздничная, спортивная, повседневная) 5. Обувь и здоровье человека Роль одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека. Особенности разных видов одежды. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка. Ручная стирка изделий замачивание, кипячение, полоскание. Практическая работа. Стиральные средства для ручной стирки. Техника безопасности при использовании моющих средств. Правила сушки белья из различных тканей. Практическая работа. Значение правильного выбора обуви для здоровья человека. Правила ухода за обувью из различных материалов. Использование кремов для чистки обуви. Виды кремов. Сушка обуви. Практическая работа. Родственные отношения в семье, традиции. Виды досуга: чтение книг, 1.Родственные просмотр телепередач, отношения в семье. прогулки и др. правильная, 2.Семейные традиции. рациональная организация Семья (5ч) Обсуждают и объясняют значение опрятного вида человека. По вопросам учителя перечисляют санитарно-гигиенические требования к одежде, правила личной гигиены и внешнего вида. Учатся правилам повседневного ухода и поддержания одежды в порядке. Соблюдают правила ТБ с колючими и режущими инструментами. По вопросам учителя называют виды белья, рассказывают о его назначении. Делают зарисовки и записи в тетрадях. Узнают о правилах и приёмах ручной стирки изделий из х/б тканей. По образцу стирают носовые платки, небольшие полотенца. Изучают устройство утюга. По образцу гладят мелкие изделия. С помощью учителя выполняют практические задания, принимают помощь. Слушают объяснения учителя, анализируют, отвечают на вопросы. По вопросам учителя повторяют родственные Обсуждают и объясняют значение опрятного вида человека. Перечисляют санитарно-гигиенические требования к одежде, правила личной гигиены и внешнего вида. Учатся правилам повседневного ухода и поддержания одежды в порядке. Узнают о правилах и приёмах ручной стирки изделий из х/б тканей. Самостоятельно стирают носовые платки, небольшие полотенца, умеют подбирать моющие средства согласно инструкции. Выполняют правила безопасной работы с бытовыми химическими средствами. Изучают устройство утюга. Называют символы обозначения температуры нагрева на утюге, правила ТБ. Самостоятельно гладят мелкие изделия. Выполняют практические задания, понимают инструкции учителя, принимают помощь. Применяют полученные знания, навыки в самостоятельной жизни. Слушают объяснения учителя, анализируют, отвечают на вопросы. С помощью учителя рассказывают о видах досуга Повторяют за учителем или одноклассниками значение опрятного вида человека, -санитарно-гигиенические требования к одежде, правила личной гигиены и внешнего вида. С максимальной помощью учителя делают зарисовки и записи в тетрадях. Узнают о правилах и приёмах ручной стирки изделий из х/б тканей. С максимальной помощью учителя стирают носовые платки, небольшие полотенца. С максимальной помощью учителя гладят мелкие изделия Слушают объяснения учителя. Повторяют за учителем или одноклассниками названия родственных отношений в семье. С помощью учителя 13 досуга. Любимые и нелюбимые занятия в свободное время. Выбор места отдыха, определение маршрута, сбор необходимых вещей. Роль семьи в жизни семьи. человека и общества. 3.Отдых и его разновидности. Отдых и бездеятельность. 4.Бюджет отдыха. Подготовка к летнему отдыху 5.Бюджет Сбережение. Предприятия, организации, учреждения (2ч) 1.Образовательные организации. 2.Исполнительные органы государственной власти (города, района) Исполнительные органы государственной власти города, их назначение и структуру. Отделы муниципалитета. Назначение полиции. Обращение с вопросами и просьбами к работникам отношения в семье. Рассказывают о видах досуга в своих семьях, традициях. Работают с карточками, иллюстрациями. С помощью учителя объясняют важность прогулок, игр, чтения книг. Учатся собирать необходимые вещи на отдых по выбранному маршруту. в Учатся общаться и взаимодействовать с людьми. Слушают объяснения учителя, просматривают презентацию, анализируют, отвечают на вопросы. Узнают и записывают в тетрадях исполнительные органы государственной власти города, их назначение и структуру. С помощью учителя объясняют назначение полиции. Учатся обращаться с вопросами и просьбами к работникам муниципальных в своих семьях, традициях. Рассказывают о родственных отношениях. Работают с карточками, иллюстрациями. Рассказывают о играх, прогулках, чтении книг. С помощью учителя собирают необходимые вещи на отдых по выбранному маршруту. Самостоятельно выполняют задания, помогают товарищам. Понимают роль семьи в жизни человека и общества. Оказывают помощь родителям в семье. Учатся общаться и взаимодействовать с людьми. Слушают объяснения учителя, просматривают презентацию, анализируют, делают выводы, отвечают на вопросы. Узнают и записывают в тетрадях исполнительные органы государственной власти города, их назначение и структуру. Различают отделы муниципалитета, называют их. Объясняют назначение полиции. Учатся обращаться с вопросами и просьбами к работникам муниципальных узнают о важности прогулок, игр, чтении книг. Работают с карточками, иллюстрациями. Выполняют элементарные задания с максимальной помощью учителя или одноклассников. Слушают объяснения учителя, просматривают презентацию, Узнают из рассказа учителя о деятельности образовательных учреждений, основные направления их работы. С помощью учителя и одноклассников узнают о полиции, назначении. Слушают и эмоционально реагируют на окружающую школьную среду в соответствии с психофизическими особенностями. 14 учреждений на практических занятиях. Виды продуктов в Питание (20ч) магазине и на рынке. 1.Виды продуктов Значение и использование питания. В магазин или при приготовлении блюд на рынок- выбирайте соли, сахара, пряностей, сами. приправ. Пряности и 2.Вкусно и полезно: что приправы, ихвиды, положить в правила хранения. продуктовую корзину. 3.Санитарное состояние Домашние заготовки, их кухни, гигиена виды. Способы приготовления пищи заготовки, соления, квашения, маринования, (повторение) 4.Правила техники варки, сушки, заморозки безопасности при овощей, фруктов и ягод.. работе с режущими Меры предосторожности при предметами, хранении и употреблении электроприборами 5.Проверочная работа: консервированных «Правила работы на продуктов. Первая помощь при отравлении. кухне» Санитарно-гигиенические 6.Виды муки, правила требования к кухне при хранения приготовлении пищи. 7. Виды теста. Правила подачи блюд, сервировка стола. 8.Технология Виды и сорта муки, приготовления названия круп. Правила песочного теста. хранения муки и круп. 9.Практическая работа: Виды теста. Изделия из «Печенье из песочного разных видов теста. теста» Способы приготовления 10.Технология теста: песочное, заварное, приготовления дрожжевое тесто. заварного теста». Узнают о продуктах в магазине и на рынке. Узнают о значении и использовании при приготовлении блюд соли, сахара, пряностей, приправ и других продуктов. Делают записи в тетрадях. Просматривают презентации, слушают объяснения учителя. Выполняют практические задания по приготовлению салата из овощей. Повторяют правила ТБ на кухне. По вопросам учителя объясняют правила хранения муки и круп. С помощью учителя классифицируют виды теста, записывают их названия в тетрадь. Работают по таблице. Называют изделия из разных видов теста. Узнают способы приготовления теста, различают песочное, заварное и дрожжевое тесто. Записывают рецепты в тетрадь. С помощью учителя учатся находить рецепты в кулинарных учреждений на практических занятиях. Усваивают морально-этические нормы поведения и навыки общения с людьми в разных жизненных ситуациях. Узнают о значении и использовании при приготовлении блюд, соли, сахара, пряностей, приправ. Делают записи в тетрадях. Просматривают презентации, слушают объяснения учителя, анализируют, делают выводы. Различают пряности и приправы, называют их виды, правила хранения. Рассказывают о пользе и вреде соли, сахара. Изучают и объясняют способы заготовки, соления, квашения, маринования, варки, сушки, заморозки овощей, фруктов и ягод. Знают и выполняют правила ТБ на кухне. Различают виды и сорта муки, знают названия круп, показывают их. Объясняют правила хранения муки и круп. Классифицируют виды теста, записывают их названия в тетрадь. Работают по таблице. Называют изделия из разных видов теста. Узнают способы приготовления теста, различают песочное, заварное и дрожжевое тесто. Слушают объяснения учителя, просматривают презентации. С помощью учителя и одноклассников узнают о использовании пряностей, приправ, правилах их хранения. Узнают о видах теста, изделиях из них. Повторяют за учителем и одноклассниками правила техники безопасности на кухне. Выполняют элементарные задания с максимальной помощью учителя или одноклассников. 15 11.Практическая работа: «Печенье из заварного теста» 12.Технология приготовления дрожжевого теста. 13. Практическая работа: «Пирог с картофелем» Значение и использовании при приготовлении блюд, соли, сахара, пряностей, приправ Рецепты в кулинарных книгах и интернете. 14.Контрольная работа по разделу: питания 15.Овощи, фрукты, ягоды. Способы нарезки. 16. Практическая работа: «Приготовление овощного салата» 15. Годовая контрольная работа: я самостоятельный Выращивание рассады Работа на пришкольном участке. книгах и интернете. Учатся на практических занятиях готовить по рецепту печенье, пироги и др. Моют и убирают посуду. Учатся подбирать продукты по рецепту, инструменты, посуду. Повторяют и соблюдают санитарногигиенические требования и правила техники безопасности. Записывают рецепты в тетрадь. Учатся находить рецепты в кулинарных книгах и интернете. Моют и убирают посуду. Умеют подбирать продукты по рецепту, инструменты, посуду. Знают и соблюдают санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности. Понимают инструкции учителя, принимают помощь. Применяют полученные знания, навыки в самостоятельной жизни. Повторяют действия за учителем или одноклассниками 16 1.Практическая работа: «Обработка клумб для высадки цветочной рассады» 2.Практическая работа: «Высадка цветочной рассады в грунт» 3.Практическая работа: ««Подготовка почвы к посадке овощных культур» 4.Практическая работа: «Посадка овощных культур» Работают на пришкольном участке. Учатся помогать взрослым и товарищам Работают на пришкольном участке. Учатся помогать взрослым и товарищам 17