Министерство общего и профессионального образования Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Утверждено приказом директора ГБОУ «Центр «Дар» № ________от _______ Рабочая программа по предмету «ОСЖ» для обучающейся 9 класса (1в) Бабаковой Карины на 2024-2025 учебный год Составитель: Ваганова О.Л. Учитель, высшая квалификационная категория Реж – 2024 Пояснительная записка. Рабочая программа по учебному предмету «ОСЖ» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г №1026 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» Предмет ОСЖ изучается с 5 по 9 классы. В 9 классе позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении при сообщении нового материала использовать опыт обучающейся, как базу для расширения знаний, совершенствования имеющихся умений и навыков и формирования новых. Учитель осуществляет закрепление полученных на занятиях по ОСЖ знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и подготовка их к самостоятельной жизни в социуме. Основные задачи: - формирование у воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната знаний и умений, способствующих социальной адаптации; - формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и их социально-психологической адаптации; - развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков; - развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности; - повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире; - воспитание позитивных качеств личности. Учебный предмет «ОСЖ» относится к предметной области «Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом по учебному предмету «ОСЖ» на индивидуальное обучение в 9 классе отводится 34 часа (1 час в неделю Планируемые результаты Предметные Минимальный уровень Будет возможность познакомиться(узнать) Достаточный уровень Будет возможность познакомиться(узнать) - о диетическом питании, - с видами национальных блюдах -повторить основные санитарно- гигиенические правила -о распределении обязанностей в семье -правила содержания своего жилища -о видах денежных переводов -о правилах выведения пятен с одежды - инфекционные заболевания -основных видах работ и профессий, запрещенных для несовершеннолетних - о документах, необходимые для поступления на работу -повторить правила безопасного поведения во время летнего отдыха. Будет возможность научиться: Будет возможность научиться: -готовить диетическое блюдо готовить национальное блюдо определять собственный размер одежды и обуви - заполнять бланк почтового перевода -отличать рынок от магазина сервировать праздничный стол - формировать в письменной форме деловые бумаги Личностные : −сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; −сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; −принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально – значимых мотивов учебной деятельности; Содержание Тема, раздел Содержание Виды деятельности Минимальный уровень Одежда и обувь Семья Мода. Стиль одежды. Способы определения собственного размера одежды и обуви. Правила и способы выведения мелких пятен на одежде. Использование подручных средств выведения различных пятен на одежде. Практическая работа Определение собственного размера обуви и одежды. Российская семья. Основы семейных отношений. Условия создания семьи. Распределение обязанностей по ведению хозяйства и Стиль одежды и моды, гарантийные сроки носки, правила возврата покупок, санитарногигиенические требования и правила по Т.Б. при работе со средствами для выведения пятен. - Порядок и условия заключения и расторжения брака, распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи. Достаточный уровень Культура поведения Питание Жилище Транспорт Торговля семейного бюджета. Семейные традиции. Формы организации досуга и отдыха в семье. Соседи. Приѐм гостей и правила хорошего тона при общении. Диетическое питание, его виды. Национальные блюда, их виды. Составление меню диетического питания Практические работы Приготовление диетического блюда. Подбор, чтение и запись рецептов национальных блюд. Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. Характерные особенности жилища. Понятие о композиции в интерьере. Сохранение жилищного фонда. Косметический ремонт жилья. Назначение авиатранспорта. Аэропорт. - Правила расстановки мебели в квартире. Требования к подбору тюли, светильников и других деталей интерьера Основные службы аэровокзала, основные маршруты самолетов, службы аэровокзала, Правила поведения в аэропорту. Правила посадки и порядок приобретения авиабилетов, правила безопасного поведения в самолете регистрации билета и багажа, правила посадки и безопасного поведения в самолете Рынок. Виды рынков: продуктовые, вещевые, крытые, Отделы рынка, цены на отдельные товары, открытые, оптовые, мелкооптовые и др. отличия цен на ярмарке, рынке, в магазинах. Отличие рынка от магазина: право покупателя предлагать снизить цену. Средства связи Встречать гостей, вежливо вести себя во время приема гостей, соблюдать морально-этические норы в семье и обществе. Знание о диетическом питании, национальных блюдах. Составление меню праздничного стола Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные, через Интернет). Виды связи: сотовая связь, автоответчик, факс, интернет. Выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями, вежливо обращаться к продавцу, подсчитывать стоимость покупки. - Заполнять бланки почтово-телеграфного перевода Медицинская помощь Профориентация и трудоустройство Личная гигиена Правила безопасного пользования интернетом. Практические работы Заполнение бланка почтового денежного перевода. Инфекционные заболевания. Меры по предупреждению инфекционных заболеваний. Уход за больным. Документы, подтверждающие нетрудоспособность. Справка и листок нетрудоспособности Назначение учреждений и отделов по трудоустройству населения. Основные виды работ и профессий, запрещенных для несовершеннолетних. Документы, необходимые для поступления на работу. Правила составления деловых бумаг. Ситуация выбора после окончания 9 класса. Я - выбираю здоровый образ жизни! Правила безопасного поведения во время летнего отдыха. - Меры по предупреждению инфекционных заболеваний, условия освобождения от работы (по болезни и ухода за больным). - Одевать, умывать, кормить больного, измерять температуру, ставить горчичники - Учреждения и отделы по трудоустройству. О вредном воздействии алкоголя и наркотиков и курения на организм человека Календарно - тематическое планирование № п/п Тема урока Кол-во часов 1. Мода. Стиль одежды. 1 2. Способы определения собственного размера одежды и обуви. Практическая работа. Определение собственного размера обуви и одежды 1 3. Правила и способы выведения мелких пятен на одежде. Использование подручных средств выведения различных пятен на одежде 1 4. Диетическое питание, его виды. 1 5. Составление меню диетического питания. 1 6. Пр.р. Приготовление диетического блюда. 1 Дата 7. Национальные блюда, их виды. Пр.р. Подбор, чтение и запись рецептов национальных блюд. 1 8. Меню и сервировка праздничного стола. Практическая работа 1 9. Российская семья. Основы семейных отношений. Условия создания семьи. 1 10. Семейные традиции. Формы организации досуга и отдыха в семье. 1 11. Соседи. Приѐм гостей и правила хорошего тона при общении. 1 12. Рациональная расстановка мебели в квартире. 1 13 Интерьер. Характерные особенности жилища. Понятие о композиции в интерьере 1 14. Косметический ремонт жилья 1 15. Назначение авиатранспорта. Аэропорт. Правила поведения в аэропорту. Правила посадки в самолет. 1 16. Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные, через Интернет). Практическая работа. Заполнение бланка почтового денежного перевода 1 17. Виды связи: сотовая связь, автоответчик, факс, интернет. Правила безопасного пользования интернетом. 1 18. Рынок. Виды рынков: продуктовые, вещевые, крытые, открытые, оптовые, мелкооптовые и др. 1 19. Отличие рынка от магазина: право покупателя предлагать снизить цену 1 20. Инфекционные заболевания. Меры по предупреждению инфекционных заболеваний. 1 21. Уход за больным. Чтение рецепта на лекарства 1 22. Документы, подтверждающие нетрудоспособность. Справка и листок нетрудоспособности. 1 23. Основные виды работ и профессий, запрещенных для несовершеннолетних. 1 24. Документы, необходимые для поступления на работу. Правила составления деловых бумаг. 1 25. Практическая работа. Составление деловых бумаг: заявление, расписка. 1 26. Практическая работа. Составление деловых бумаг: автобиография 1 27. Я - выбираю здоровый образ жизни! Курение - это вред! 1 28 Правила безопасного поведения во время летнего отдыха. 1 29 Обобщение пройденного материала по разделу: «Профориентация и трудоустройство». 1 30. Контрольное тестирование по разделу: «Профориентация и трудоустройство». 1 31. Повторение раздела: «Культура поведения». 1 32. Повторение раздела: « Личная гигиена». 1 33. Тест по пройденным темам. Закрепление 1