Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И.Шляпникова Приказ № от « » 20 Г Рабочая программа по чтению для обучающегося 8 «А» класса Швецова Матвея (АООП 1 вариант) (индивидуальное обучение) Составитель: Ельцова Л.И., учитель первой квалификационной категории Реж-2024 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ «Центр «Дар -Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар». Цель: развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности. Задачи: − формирование качества техники чтения: правильность, осознанность, выразительность, беглость; − формирование у обучающегося чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения; − развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений; − развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения; − формирование нравственно-эстетических и гражданско-патриотических норм поведения обучающихся на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет обучающимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе); По результатам консилиума № 237 от 5 августа 2024 года Швецов Матвей относится к достаточному уровню. Планируемые результаты освоения учебного курса Предметные планируемые результаты Достаточный уровень читать правильно, бегло, выразительно, осознанно доступные художественные и научно-познавательные тексты вслух и молча; использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); овладеть элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; осознанно воспринимать и оценивать содержания и специфики различных текстов, участвовать в их обсуждении; целенаправленно и осознанно воспринимать произведения живописи и музыки, близкие по тематике художественным текстам; активно участвовать в диалоге, построенном на основе прочитанного и разобранного текста; уметь оценивать изложенные в произведении факты и явления с аргументацией своей точки зрения; делить самостоятельно на части несложный по структуре и содержанию текст; выбирать самостоятельно (или с помощью педагогического работника) интересующую литературу; самостоятельно пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации; заучивать наизусть стихотворения и отрывки из прозаических произведений. 2 Личностные планируемые результаты Достаточный уровень осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Содержание учебного курса № Название раздела, темы 1 Устное народное творчество 3 2 Произведения русских писателей XIX века 19 3 Произведения русских писателей 1-й половины XX века 6 4 Произведения русских писателей 2-й половины XX века 6 Итого: 34 Кол-во часов Календарно-тематическое планирование – 34 часа Тема 1. Пословицы и поговорки Количество часов 1 Дата 3 2. Повесть «Перчатка» В.А. Жуковского 3. Баллада «Нашла коса на камень» И.З.Сурикова 4. И.И. Пущин. «Записки о Пушкине» 5. А. С. Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро» 6. А. С. Пушкин. Стихотворение «Няне» 7. А. С. Пушкин. Стихотворения «Сожжённое письмо», «Я вас любил…» 8. А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде 9. А.С. Пушкин. Выразительное чтение «Сказки о попе и о работнике его Балде» 10. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина» 11. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Парус», стихотворение «Сосна» 12. И. А. Крылов. Басня «Волк на псарне» 13. И. А. Крылов. Басня «Муха и пчела» 14. Н. А. Некрасов. Стихотворение «Мороз, красный нос» (отрывок) 15. Н. А. Некрасов. Стихотворение «Русские женщины» (отрывок) 16. И.С. Никитин. Стихотворение «Русь». Природа в стихотворении «Русь» 17. И. С. Тургенев. Рассказ «Муму» гл.1-2 18. И. С. Тургенев. Рассказ «Муму» гл. 3-4 19. И. С. Тургенев. Рассказ «Муму» гл.5-6 20. И. С. Тургенев. Рассказ «Муму» гл.7-8 21. Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала» 22. Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала». Жестокость полковника после бала 23. А. П. Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия» 24. М. Горький. Рассказ «Макар Чудра»(отрывок) 25. С. А. Есенин. Стихотворение «Спит ковыль…» 26. С. А. Есенин. Стихотворение «Пороша» 27. С. А. Есенин. Стихотворение «Отговорила роща золотая...» 28. Н. А. Заболоцкий. Стихотворение «Некрасивая девочка». Поэт о красоте человека в стихотворении. 29. К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма» (в сокращении) гл.1 30. К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма» гл.2 Главная мысль рассказа 31. Л. А. Кассиль. Рассказ «Пекины бутсы» гл. 1. Описание внешности Пеки 32. Л. А. Кассиль. Рассказ «Пекины бутсы» гл. 2 Анализ главы 33. Главная мысль стихотворения «Родина» А.А.Суркова 34. Обобщающий урок к разделу «Произведения русских писателей XX века». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 Дата Раздел Устное народное творчество (3 ч.) Тема 1. Пословицы и поговорки 2. Повесть «Перчатка» В.А. Жуковского 3. Баллада «Нашла коса на камень» И.З.Сурикова Содержание Вводная беседа. Знакомство с новым жанром литературы. Выразительное чтение. Выборочное чтение. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над выразительными средствами языка. Выяснение идеи и главной мысли произведения Достаточный уровень Читает вслух правильно, выразительно, бегло. Понимает фольклорный текст, изучает жанры народного творчества, понимают происхождение устного народного творчества. Выполняет задания Произведения русских писателей XIX века (19 ч.) 4. И.И. Пущин. «Записки о Пушкине» 5. А. С. Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро» 6. А. С. Пушкин. Стихотворение «Няне» 7. А. С. Пушкин. Стихотворения «Сожжённое письмо», «Я вас любил…» 8. А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде 9. А.С. Пушкин. Выразительное чтение «Сказки о попе и о работнике его Балде» 10. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина» 11. М. Ю. Лермонтов. Беседа или рассказ учителя в сочетании с наглядным материалом, музыкой, репродукциями картин, аудио- и видеоматериалом. Самостоятельное составление вопросов к тексту. Оценка составленных вопросов, правильности ответов на них, подкрепление своих ответов фрагментами из текста, иллюстративным материал Знакомится с поэтами 19 века. Читает вслух правильно, выразительно, бегло. Читает по ролям. Анализирует сказки, рассказы по вопросам учителя. Определяет мораль сказки, находит в тексте признаки волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул. Прослушивает аудиозапись отрывка сказки. Находит в тексте и зачитывает отрывки к иллюстрациям 5 Произведения русских писателей 1-й половины XX Стихотворение «Парус», стихотворение «Сосна» 12. И. А. Крылов. Басня «Волк на псарне» 13. И. А. Крылов. Басня «Муха и пчела» 14. Н. А. Некрасов. Стихотворение «Мороз, красный нос» (отрывок) 15. Н. А. Некрасов. Стихотворение «Русские женщины» (отрывок) 16. И.С. Никитин. Стихотворение «Русь». Природа в стихотворении «Русь» 17. И. С. Тургенев. Рассказ «Муму» гл.1-2 18. И. С. Тургенев. Рассказ «Муму» гл. 3-4 19. И. С. Тургенев. Рассказ «Муму» гл.5-6 20. И. С. Тургенев. Рассказ «Муму» гл.7-8 21. Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала» 22. Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала». Жестокость полковника после бала 23. А. П. Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия» 24. М. Горький. Рассказ «Макар Чудра»(отрывок) 25. С. А. Есенин. Стихотворение «Спит Чтение текста (фрагмента текста) учителем. Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Выделение в тексте незнакомых Читает вслух правильно, выразительно, бегло. Читает по ролям. Анализирует текст по вопросам учителя. Выделяет незнакомые слова в тексте, правильно их объясняют (с помощью 6 века (6 ч.) Произведения русских писателей 2-й половины XX века (6 ч.) ковыль…» 26. С. А. Есенин. Стихотворение «Пороша» 27. С. А. Есенин. Стихотворение «Отговорила роща золотая...» 28. Н. А. Заболоцкий. Стихотворение «Некрасивая девочка». Поэт о красоте человека в стихотворении. 29. К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма» (в сокращении) гл.1 30. К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма» гл.2 Главная мысль рассказа 31. Л. А. Кассиль. Рассказ «Пекины бутсы» гл. 1. Описание внешности Пеки 32. Л. А. Кассиль. Рассказ «Пекины бутсы» гл. 2 Анализ главы 33. Главная мысль стихотворения «Родина» А.А.Суркова 34. Обобщающий урок к разделу «Произведения русских писателей XX века». Тестовые задания слов и объяснение их значения. Анализ текста по вопросам учителя учителя) Пересказывает близко к тексту отдельные части произведения. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов по тексту. Работа над выразительным чтением. Анализ произведений по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр видеофрагмента фильма. Работа над характеристикой героя. Составление словесного портрета. Читает текст. Работает с иллюстративным материалом. Составляет характеристику главного героя по плану. Высказывает своё мнение о прочитанном. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 7 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. В 8 классе текущий контроль по предмету «Чтение (литературное чтение)» осуществляется в форме устных ответов индивидуально или фронтально. При оценке устных ответов принимается во внимание: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно); выразительное чтение наизусть или с листа на материале изучаемых программных произведений; умение ориентироваться в тексте; знание литературных произведений. Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: читает целыми словами правильно, с 1–2 самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, логических ударений; отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твёрдо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Оценка «4» ставится обучающемуся, если он: читает целыми словами, некоторые трудные слова – по слогам; допускает 1–2 ошибки при чтении, соблюдение смысловых пауз, логических ударений, допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1–2 самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова – по слогам; 8 допускает 3–4 ошибки при чтении, соблюдении смысловых и синтаксических пауз, логических ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста. Оценка «2» ставится обучающемуся, если он: читает по слогам; допускает 6-7 ошибок при чтении, соблюдении смысловых и синтаксических пауз, логических ударений; не отвечает на вопросы и не пересказывает содержание прочитанного. 9