Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И.Шляпникова Приказ № от « » 20 Г Рабочая программа по русскому языку для обучающегося 8 «А» класса Швецова Матвея (АООП 1 вариант) (индивидуальное обучение) Составитель: Ельцова Л.И., учитель первой квалификационной категории Реж-2024 1 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ «Центр «Дар -Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар». Цель: развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности. Задачи: расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения; ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений; использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач; развитие положительных качеств и свойств личности. По результатам консилиума № 237 от 5 августа 2024 года Швецов Матвей относится к достаточному уровню. Планируемые результаты освоения учебного курса Предметные планируемые результаты Достаточный уровень знать значимые части слова и уметь их дифференцировать по существенным признакам; уметь разбирать слова по составу с использованием опорных схем; уметь образовывать слова с новым значением, относящиеся к разнымчастям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему; уметь дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным признакам; уметь определять некоторые грамматические признаки изученныхчастей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя; находить орфографические трудности в словеи решать орографические задачи; уметь пользоваться орфографическим словарем для уточнения написания слова; уметь составлять простые распространенные предложения по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.; уметь устанавливать смысловые связи в несложных по содержаниюи структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опор- ной схеме; находить главные и второстепенные члены предложения с использованием опорных схем; составлять предложения с однородными членами с опорой на образец; 2 составлять предложения, разные по интонации с опорой на образец; различать предложения различные по цели высказывания; отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия темытекста; отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия основ-ной мысли текста; выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста; оформлять изученные виды деловых бумаг. Личностные планируемые результаты Достаточный уровень осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Содержание учебного курса 3 Содержание разделов № 1 2 3 4 5 6 7 8 Название раздела, темы Повторение. Предложение. Текст Состав слова. Текст Части речи. Текст. Имя существительное Имя прилагательное Местоимение Глагол Наречие Предложение. Текст Итого: Календарно-тематическое планирование – 34 часа Тема 1. Простые и сложные предложения 2. Выделение однородных членов из предложения 3. Использование обращений в предложениях 4. Вводная контрольная работа по теме: «Предложение» 5. Корень. Однокоренные слова 6. Приставка, суффикс, окончание 7. Текст. Составление плана текста 8. Сложные слова с соединительной гласной и без неё 9. Контрольный тест за 1 четверть по теме: «Состав слова» 10. Имя существительное. Значение существительных в речи 11. Род, число и падеж имён существительных 12. Определение склонения имён существительных 13. Изменение по падежам имён существительных во множественном числе 14. Склонение имён существительных. Закрепление знаний 15. Имя прилагательное. Значение имён прилагательных в речи 16. Словосочетания с именами прилагательными 17. Род и число имён прилагательных Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Количество часов 4 5 5 5 6 4 3 2 34 Дата 4 18. Постановка вопросов к именам прилагательным 19. Контрольная работа за 2 четверть по теме: «Имя существительное, имя прилагательное» 20. Местоимение. Значение местоимений в речи 21. Различение местоимений по лицам и числам 22. Склонение местоимений 1-го лица единственного и множественного числа 23. Склонение местоимений 2-го лица единственного и множественного числа 24. Склонение местоимений 3-го лица единственного и множественного числа 25. Контрольная работа за 3 четверть по теме: «Местоимение в тексте» 1 1 26. Глагол. Значение глаголов в речи 27. Частица «не» с глаголами. 28. Неопределённая форма глагола 29. Правописание глаголов, которые заканчиваются на –тся и -ться 30. Наречие как часть речи 31. Подбор наречий с опорой на вопросы 32. Итоговая контрольная работа по теме: «Наречие и глагол» 33. Сложное предложение без союзов 34. Распространение простых и сложных предложений 1 1 1 1 Дата Раздел Тема 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Содержание Достаточный уровень Повторение. 1. Простые и сложные Предложение. предложения Текст 2. Выделение однородных (4 ч.) членов из предложения 3. Использование обращений в предложениях 4. Вводная контрольная работа по теме: Составление схемы предложений. Объяснение постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях. Соотнесение предложений со схемами. Выделение грамматической основы простых и сложных Отвечает на вопросы. Дополняет определения простых и сложных предложений. Различает простые и сложные предложения. Составляет схемы предложений. Объясняет постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях. Соотносит предложения со схемами. Выделяет грамматическую основу простых и сложных предложений 5 «Предложение» предложений Состав слова. Текст. (5 ч.) 5. Корень. Однокоренные слова 6. Приставка, суффикс, окончание 7. Текст. Составление плана текста 8. Сложные слова с соединительной гласной и без неё 9. Контрольный тест за 1 четверть по теме: «Состав слова» Нахождение общего корня в однокоренных словах. Знакомство с правописанием однокоренных слов. Закрепление умения образовывать новые слова с помощью приставки и суффикса. Закрепление умения связывать слова в предложении с помощью окончания Рассматривает схему состава слова, объясняет её, подбирая примеры. Дополняет определение корня. Находит однокоренные слова и записывает их по группам, выделяя общий корень. Составляет и записывает словосочетания с однокоренными словами. Озаглавливает и записывает текст, подчёркивая однокоренные слова Части речи. Текст. Имя существитель ное (5 ч.) 10. Имя существительное. Значение существительных в речи 11. Род, число и падеж имён существительных 12. Определение склонения имён существительных 13. Изменение по падежам имён существительных во множественном числе 14. Склонение имён существительных. Закрепление знаний Нахождение в тексте имени существительного. Выполнение упражнений на определение грамматических признаков имени существительного. Упражнения в определении склонения имени существительного. Выполнение упражнений на постановку падежных вопросов от глаголов к именам существительным во множественном числе Находит, подбирает и записывает имена существительные, близкие по значению с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя. Рассматривает схему, называет грамматические признаки, склонение и падеж имени существительного, подкрепляя их примерами. Изменяет по падежам указанные имена существительные. Записывает имена существительные по образцу. Находит в предложениях сравнение двух предметов, выписывает их, указывая род и число имён существительных. Части речи. Текст. Имя прилагательн ое 15. Имя прилагательное. Значение имён прилагательных в речи 16. Словосочетания с Повторение грамматических признаков имён прилагательных. Употребление имён прилагательных разных Подбирает подходящие по смыслу имена прилагательные к выделенным именам существительным. Находит имена прилагательные, противоположные по 6 (5 ч.) именами прилагательными 17. Род и число имён прилагательных 18. Постановка вопросов к именам прилагательным 19. Контрольная работа за 2 четверть по теме: «Имя существительное, имя прилагательное» семантических групп для описания предмета. Постановка вопроса от имени существительного к имени прилагательному, выделение имён прилагательных волнистой линией. Умение делать вывод об имени прилагательном как части речи и о его связи в предложении с именем существительным. Закрепление умения записывать пересказ, начиная каждую часть текста с красной строки. Обобщение знаний о согласовании имён прилагательных с именами существительными в роде и числе. значению и выписывает их парами. Подбирает по смыслу и записывает пропущенные имена существительные, сочетаемые с выделенными именами прилагательными. Ставит вопрос от имени существительного к имени прилагательному, выделяет имена прилагательные волнистой линией. Делает вывод об имени прилагательном как части речи и о его связи в предложении с именем существительным. Подбирает и записывает к именам существительным имена прилагательные, не меняя их окончания. Указывает род и число имён существительных и имён прилагательных, выделяет окончания. Местоимение (6ч.) 20. Местоимение. Значение местоимений в речи 21. Различение местоимений по лицам и числам 22. Склонение местоимений 1-го лица единственного и множественного числа 23. Склонение местоимений 2-го лица единственного и множественного числа 24. Склонение местоимений 3-го лица единственного и Продолжение знакомства с частью речи, которая указывает на предметы, но не называет их. Отработка умения выбирать из предложения слова, которые указывают на предмет (местоимения) и названия самих предметов (имена существительные. Расширение знаний обучающихся о местоимении. Различение местоимений по лицам и числам, склонениям. Читает правило. Списывает предложения, подчёркивает местоимения, определяет, на кого или на что они указывают. Определяет, вместо каких имён существительных использованы в тексте личные местоимения. Записывает местоимения и имена существительные парами по образцу. Читает текст, вставляя вместо точек местоимения, которые свяжут рядом стоящие предложения по смыслу. Списывает текст, подчёркивая местоимения Читает правила. Дополняет определение об изменении по родам местоимений 3-го лица единственного числа. Даёт определение местоимения. Различает местоимения по лицам и числам. 7 Глагол (4 ч.) множественного числа 25. Контрольная работа за 3 четверть по теме: «Местоимение в тексте» 26. Глагол. Значение глаголов в речи 27. Частица «не» с глаголами. 28. Неопределённая форма глагола 29. Правописание глаголов, которые заканчиваются на –тся и -ться 30. Наречие как часть речи 31. Подбор наречий с опорой на вопросы 32. Итоговая контрольная работа по теме: «Наречие и глагол» Предложение. 33. Сложное предложение Текст без союзов (2 ч.) 34. Распространение простых и сложных предложений Наречие (3 ч.) Записывает диалог, вставляя пропущенные имена существительные и местоимения. Указывает лицо и число местоимений Восстановление в памяти определения глагола как части речи. Выявление знаний по данной теме. Овладение умением отличать глаголы от других частей речи. Составление предложений с гла голами. Запись текста, дополняя глаголами Представление о наречии как части речи. Формирование умения ставить вопросы от глагола к наречию Отвечает на вопросы. Дополняет определение. Умеет отличать глаголы отдругих частей речи. Восстанавливает в памяти определение глагола как части речи. Составляет и записывает предложения с глаголами. Записывает в тетради текст, дополняя глаголами. Подчеркивает глаголы Восстановление в памяти знаний о том, какие члены предложения называются однородными и с какой интонацией они произносятся. Списывание предложений и текста, подчеркивание запятых и союзов Вспоминает и называют, какие члены предложения называются однородными и скакой интонацией они произносятся. Списывает предложения и текст, подчеркивает запятые и союз и. Составляет схемы предложений Читает правило. Определяет наречие как часть речи. Выписывает из текста глаголы вместе с наречиями, подчёркивая обе части речи. Ставит вопросы от глагола к наречию. Списывает стихотворение, подчёркивает глаголы и наречия 8 Контрольно-измерительные материалы Вводная контрольная работа по теме: «Предложение» 1. Найди и запиши цифру, возле которой записано предложение. 1. Татьяна не зря. 2. Татьяна, праздник, не пришла, зря 3. Татьяна не зря пришла на праздник. 2. Укажи, в каком предложении надо поставить запятую. 1. Ребята поют о школе и о дружбе. 2. Ребята поют песни о лете. 3. Ребята поют о школе о дружбе о лете. 3. Укажи предложение с обращением (запятые не расставлены) 1. Отряд слушай мою команду! 2. Отряд перешёл на другую сторону поля. 3. Командир привёл к победе свой отряд. 4. Укажи предложение с правильной расстановкой запятых. 1. Не волнуйся моя, милая мамочка, я приеду. 2. Не волнуйся, моя милая, мамочка я приеду. 3. Не волнуйся, моя милая мамочка, я приеду. 5. Продолжи правильно: А. «Сложное предложение… 1. …состоит из одной части» 2. …состоит из двух или нескольких частей» 3. …состоит из двух частей» Б. « В сложном предложении… 1. …всегда ставится запятая» 2. …запятая не ставится перед союзом И» 6. Спиши текст, расставь, где нужно, запятые и объясни их с помощью схем: Ранняя осень. К началу сентября погода вдруг переменилась резко и совсем неожиданно. Сразу наступили ясные солнечные и теплые дни. На обсохших полях на колючей желтой щетине заблестела осенняя паутина. Лес окрасился в разные цвета а вода в озере немного потемнела. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли листья. 9 Контрольный тест за 1 четверть по теме: «Состав слова» К каждому из заданий 1-8 даны 4 варианта ответов, из которых только один правильный. Выбери его и обведи цифру правильного ответа. 1. Отметь слово, в котором есть приставка. 1) посуда 2) поездка 3) поймать 4) посещать 2. Отметь слово, которое не является однокоренным 1) пруд 2) прудик 3) запруда 4) пруды 3. Отметь, какая часть слова, кроме корня, есть в слове «поезда» 1) Только приставка 2) Только окончание 3) Приставка и окончание 4) Суффикс и окончание 4. Отметь слово, которое соответствует составу: приставка, корень, окончание. 1) рыбак 2) подруга 3) подарок 4) дорога 5. Отметь ряд, в котором все слова являются однокоренными 1) Летать, лето, лётчик. 2) Корм, накормить, кормушка. 3) Гористый, пригорок, горе. 4) Рисовый, рисовать, рисунок. При выполнении заданий 6 -11 запиши краткий ответ в указанном месте. 6. Продолжи высказывание. Общая часть родственных слов, в которой передаётся их основное лексическое значение это 7. Продолжи высказывание. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов это 8. Продолжи высказывание Чтобы найти в слове окончание надо 10 9. Составь и запиши слово, используя для этого приставку слова «забег», корень слова «гадать», суффикс слова «дорожка», окончание слова «дрова» 10. Найди среди данных слов «лишнее». Запиши его. Перевозка, пришкольный, лесник, пробежка. 11. Найди все правильные утверждения о составе слова. В слове может не быть корня. В слове может не быть приставки. В слове может не быть суффикса. В слове может не быть окончания. Рядом с каждым из выбранных тобой утверждений запиши одно слово из списка, которое его подтверждает. Городок, стена, ключик, поход, выход, пальто, зонтик, лесник. 11 Контрольная работа за 2 четверть по теме: «Имя существительное, имя прилагательное» Котенок Пушок Был у Веры котенок по кличке Пушок. Мягкий пушистый малыш. Раз увязался Пушок за коровой Майкой. Корова пасется, а Пушок прыгает от цветка к цветку. Вдруг появился пес Дружок. Оскалил зубы на Пушка. А котенок мигом очутился верхом на Майке. Так на корове и приехал домой. (По В, Гаранжину) Задание: 1. Подчеркнуть в тексте собственные имена существительные. 2. Выписать из текста 5 имен существительных. 3. Определить род слова «Зубы» 4. Определить род и число слов «Мягкий» и «Пушистый» 12 Контрольная работа за 3 четверть по теме: «Местоимение в тексте» 1. Закончи предложения. 1) Местоимение - это часть . 2) Местоимения не называют предметы, а только 3) Личные местоимения: 1-го лица ед.ч. 1-го лица мн. ч. 2-го лица ед.ч. 2-го лица мн.ч. 3-го лица ед.ч. 3-го лица мн.ч. 4) По родам изменяются только личные местоимения 2. Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения. а) у них, обо мне, я, тебя б) за ними, мой, себя, тот в) вам, твой, вас, когда г) к нам, нами, этот, никто . 3. Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте? а) имя существительное б) имя прилагательное в) глагол г) имя числительное 3. Какую особенность имеет склонение местоимений 3-го лица? а) местоимения 3-го лица не имеют формы именительного падежа б) в косвенных падежах к местоимению 3 лица после предлога добавляется согласный Н в) местоимения 3 лица не имеют формы множественного числа г) местоимения 3 лица не склоняются 5. Выпиши только местоимения. Она, Ока, мыл, выл, мы, им, вы, ух, про, да, бух, одна, я, оно. 6. Прочитай текст. Найди и подчеркни местоимения. Выпиши. Определи лицо. Из школы детки воротились. Как разрумянил их мороз! Вот у крыльца, хвостом виляя, Встречает их лохматый пёс. Они погладили барбоску, 13 Он нежно их лизнул в лицо. И с звонким хохотом взбежали Малютки живо на крыльцо. (А.Н. Плещеев) 7. Прочитай текст. Допиши на пустых строчках местоимения он, она с предлогами и без предлогов. Подчеркни орфограмму-пробел. ...Когда девочка ходит по канату, Артёмке делается жалко . Может быть, потому что страшно ходить по канату. однажды видел, как соскользнула нога и не могла найти равновесие. Эта девочка-канатоходец буквально изводит Артёмку. останавливается и смотрит , но ничего не говорит. , наверное, завидно, что дружит сам Пепс. (По И.Д. Василенко «Артёмка в цирке) 14 Итоговая контрольная работа по теме: «Наречие и глагол» №1 Вставь где нужно мягкий знак: Ты замечаеш.., случайно встретиш..ся, письмо напишеш…, берёш..ся за руку, познаком..ся с мальчиком, ты собираеш..ся, находиш..ся в пути, прокатиш..ся с горки, №2 Измените глаголы по лицам Хочу, поел, запел, кричит Любит, увидел, ходил, буду. №3 Измени форму глаголов Я лечусь – он …, он упал – оно…., вы знаете – она… Оно запело – ты ..., я знаю – мы …., они роют –он... №4 Подбери сравнение Машина …, как самолёт, папа…, как трактор Девушка …., как соловей, человек…, как слон. №5 Придумай и вставь глаголы ….в доме, в магазин…, уроки…., …. с юбилеем ........ текст, … к автобусу, …. с папой, пуговицу… Дополнительное задание №6 Придумай распространенное предложение с любым словосочетанием из № 4-5 №7 .Какие слова являются наречиями? а) третий; б) тройка; в) трижды; г) три д) троица е) втроём №8.Отметьте словосочетания с наречиями в сравнительной степени: а) вздохнул легче; б) брат сильнее меня; в) действовал увереннее; г) сделал лучше всех. №9 В каких наречиях пишется буква о? а) горяч..; б) угрожающ..; в) ещ..; г) свеж.. . д) неуклюж… е) хорош… №10. В каких наречиях на конце пишется буква а? а) направ..; б) издавн..; в) измучен..; г) слев.. д) искос… е) затемн… № 11. Замените выделенные слова и сочетания слов близкими по смыслу наречиями: а) говорить еле слышно; б) прийти в точно назначенное время; в) читать на французском языке; г) немного поутихнуть. №12Найдите речевые ошибки в употреблении наречий. Запишите предложения в исправленном виде. а) Платье ужасно красиво. б) Обратно проливной дождь пошел. №13.Замените фразеологизмы наречием с глаголом: а) спит как убитый; б) скакать во весь опор; в) знать как свои пять пальцев. 15 Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Оценка предметных результатов. Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя. Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но не излагает материал; допускает ряд ошибок в речи; не может самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. 16