Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И.Шляпникова Приказ № от « » 20 Г Рабочая программа по Истории Отечества для обучающегося 8 «А» класса Швецова Матвея (АООП 1 вариант) (индивидуальное обучение) Составитель: Ельцова Л.И., учитель первой квалификационной категории Реж-2024 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ «Центр «Дар -Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар». Цели обучения: -формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны; развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций. Задачи: овладение обучающегося знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории; формирование у обучающегося представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи; формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках; формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего; усвоение обучающимся терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории; формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания; формирование у обучающегося умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе; воспитание обучающегося в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству; воспитание гражданственности и толерантности; коррекция и развитие познавательных психических процессов. По результатам консилиума № 237 от 5 августа 2024 года Швецов Матвей относится к достаточному уровню. Планируемые результаты освоения учебного курса Предметные планируемые результаты Достаточный уровень определять хронологические рамки ключевых процессов, знать основные исторические даты истории России; соотносить дату с событием и личностью; 2 знать некоторые основные исторические факты, события, явления, процессы; их причины, участников, результаты и значение; уметь составлять рассказы об исторических событиях, формулировать выводы; знать места совершения основных исторических событий; знать имена известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры); составлять исторические портреты с опорой на иллюстративный, текстовый материал; понимать «легенду» исторической карты, «читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»; объяснять значение основных терминов, понятий; соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительности исторических событий; сравнивать, разбирать, обобщать исторические факты; осуществлять поиск информации в доступных источниках; раскрывать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями; участвовать в беседе по содержанию, изученных тем; выполнять доступные задания без текущего контроля учителя. Личностные планируемые результаты Достаточный уровень -проводить сравнения, находить признаки сходства и различия; уметь самостоятельно выполнять задания по учебнику и в тетради; -уметь самостоятельно составлять рассказ по плану в учебнике; -уметь объяснять значение новых понятий и слов; уметь самостоятельно устанавливать прямые и обратные связи между датами и событиями; - уметь самостоятельно излагать контекст исторических событий по иллюстрациям, плану, ленте времени, картам. Содержание учебного курса № 1. 2. 3. 4. Название раздела Количество часов Российское государство в конце XVII – начале XVIII века (24ч) Российская империя после Петра I (1725-1801) Российская империя в первой половине XIX века. Россия в конце XIX(19)- начале XX (20) века 11 8 11 4 Итого Календарно-тематическое планирование – 34 часа Тема 34 Кол-во часов Дата 3 1. Детство и юность Петра I 2. Семейные раздоры, борьба за власть. 3. Итоги правления Софьи. 4. Воцарение Петра I. 5. Новый бунт стрельцов. Возвращение Петра I в Москву 6. Основание Петербурга. (1703 г.) 7. Контрольная работа: российское государство в конце 17 века 8. Продолжение Северной войны. Разгром шведов под Полтавой. 9. Промышленность и сельское хозяйство. Заслуги Петра Великого перед Россией. 10. Образование и культура при Петре 1. Личность Петра I. 11. Семья Петра Великого 12. Екатерина I и Петр II, внук Петра Великого. 13. Конец правления Петра II 14. Анна Ивановна (Иоанновна) и Иван IV.(1730- 1741). Как правила Россией Анна Иоанновна 15. Царствование Елизаветы Петровны. (1741-1761). Окружение Елизаветы. Начало правления Петра 16. Контрольная работа: правление Петра 1 17. Россия в эпоху Екатерины Великой (1762-1796). Начало царствования Екатерины II. 18. Присоединение Крыма. Русско-турецкая война (1787- 1791) 19. Как управляла Россией Екатерина II. Пугачевский бунт 20. Отношение России со странами Европы в конце XVIII- начале XIX века. Наполеон Бонапарт (1769-1821) 21. Великий князь Павел Петрович (1754-1801).Участие России в союзе европейских государств против войск Наполеона 22. Император Александр I (1801-1825). Реформы Александра I 23. Вторжение армии Наполеона в Россию. 24 .Практическая работа: Отечественная война 1812года. Бородинское сражение. 25..Наполеон в Москве. 26. .Александр I и Наполеон. Окончание войны 27. Контрольная работа: Россия в войне с Наполеоном 28. Император Николай I (1825-1855). Восстание декабристов. Реформы Николая 1 29. Войны России на Кавказе. Отношения России с другими странами при Николае I. 30. Крымская война. Оборона Севастополя. 31. Царь освободитель Александр II (1855-1881). Отмена крепостного права. Военные реформы Александра II. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 32. Международные отношения России при Александре II. Русско-турецкая война 1877-1878 годов. 33. Контрольная работа: Россия в конце 19 – начале 20 века 34. Обобщающий урок по изученным темам Раздел Российское государство в конце XVII – начале XVIII века (11ч) Российская империя после Петра I (17251801) (8ч) Тема 1. Детство и юность Петра I 2. Семейные раздоры, борьба за власть. 3. Итоги правления Софьи. 4. Воцарение Петра I. 5. Новый бунт стрельцов. Возвращение Петра I в Москву 6. Основание Петербурга. (1703 г.) 7. Контрольная работа: российское государство в конце 17 века 8. Продолжение Северной войны. Разгром шведов под Полтавой. 9. Промышленность и сельское хозяйство. Заслуги Петра Великого перед Россией. 10. Образование и культура при Петре 1. Личность Петра I. 11. Семья Петра Великого 12. Екатерина I и Петр II, внук Петра Великого. 13. Конец правления Петра II 14. Анна Ивановна (Иоанновна) и Иван IV.(1730- 1741). Как правила Россией Анна Иоанновна 15. Царствование Елизаветы Петровны. (1741-1761). Окружение Елизаветы. Начало правления Петра Содержание Начало царствования Петра I. Начало Северной войны. Строительство Петербурга. Создание регулярной армии. Полтавская битва: разгром шведов. Победы русского флота. Окончание Северной войны. Петр I - первый российский император. Личность Петра I Великого. Реформы государственного управления, губернская реформа. Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея. Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Российская Академия наук и деятельность М. В. Ломоносова. И. И. Шувалов - покровитель просвещения, наук и искусства. Правление Екатерины II просвещенный абсолютизм. Укрепление императорской власти. Развитие промышленности, торговли, рост городов. "Золотой век дворянства". Положение крепостных крестьян, усиление 1 1 1 Достаточный уровень Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно- популярной литературой; Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Составление рассказа по данному плану. Работа с лентой времени. Развитие умения устанавливать последовательность событий, определять их длительность, сопоставляя даты, соотносить год с веком. Уметь работать с учебником, картой, иллюстрациями. Знать основные факты жизни Петра . Читать отрывки из произведений писателей и поэтов. Работать с понятиями: Уезд, волость, стан, подать, мануфактура, посадские люди, повинности, скоморохи, азбука. Потешные полки, Немецкая Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно- популярной литературой; Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Просмотр учебных фильмов. Составление рассказа по данному плану. Работа с лентой времени. Развитие умения устанавливать последовательность событий, 5 16. Контрольная работа: правление Петра 1 17. Россия в эпоху Екатерины Великой (1762-1796). Начало царствования Екатерины II. 18. Присоединение Крыма. Русско-турецкая война (1787- 1791) 19. Как управляла Россией Екатерина II. Пугачевский бунт Российская империя в первой половине XIX века. (11ч.) 20. Отношение России со странами Европы в конце XVIIIначале XIX века. Наполеон Бонапарт (1769-1821) 21. Великий князь Павел Петрович (1754-1801).Участие России в союзе европейских государств против войск Наполеона 22. Император Александр I (18011825). Реформы Александра I 23. Вторжение армии Наполеона в Россию. 24 .Практическая работа: Отечественная война 1812года. Бородинское сражение. 25..Наполеон в Москве. 26. .Александр I и Наполеон. Окончание войны 27. Контрольная работа: Россия в войне с Наполеоном крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение. Русско-турецкие войны второй половины XVIII века, их итоги. Присоединение Крыма. определять их длительность, сопоставляя даты, соотносить год с веком. Знать преемников Петра I, объяснять причины частой смены правителей России после смерти Петра I. Уметь рассказывать о порядках, образе жизни царедворцев в период дворцовых переворотов. Пояснять понятия: верховный тайный совет, канцлер, имение,«верховники», тайная казна, Кадетский корпус, Пажеский корпус. Кандалы Уметь работать с картой и лентой времени в соответствии с заданиями в учебнике. Уметь составлять характеристики исторических личностей: Россия в начале XIX века. Уметь работать с картой, находить и называть Приход к власти Александра I. места морских и сухопутных сражений русских Внутренняя и внешняя войск. политика России. Объяснять причины Отечественная война 1812 г. ужесточения Павлом I порядков в армии, жизни Основные этапы и сражения придворного общества, а также его попыток войны. Бородинская битва. облегчить жизнь крестьянского Герои войны (М. И. Кутузов, М. сословия. Б. Барклай-де-Толли, П. И. Уметь оценивать героизм русской армии, её Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. полководцев в зарубежных военных кампаниях. Давыдов). Причины победы Уметь устанавливать родственные связи между России в Отечественной войне. Екатериной II, Павлом I, Александром I, Народная память о войне 1812 объяснять причины разногласий между членами г. Правление Александра I. императорской семьи Объяснять понятия: Движение декабристов: республика, взбудоражить, адвокат, создание тайных обществ в Мичман, полководческий орден, железная лоза. России, их участники. Составление рассказа по картине Вступление на престол Николая I. Правление Николая I. Преобразование и укрепление 6 Россия в конце XIX(19)- начале XX (20) века (4 ч.) 28. Император Николай I (18251855). Восстание декабристов. Реформы Николая 1 29. Войны России на Кавказе. Отношения России с другими странами при Николае I. 30. Крымская война. Оборона Севастополя. 31. Царь освободитель Александр II (1855-1881). Отмена крепостного права. Военные реформы Александра II. 32. Международные отношения России при Александре II. Русскотурецкая война 1877-1878 годов. 33. Контрольная работа: Россия в конце 19 – начале 20 века 34. Обобщающий урок по изученным темам государственного аппарата. Правление Александра II. Отмена крепостного права, его значение. Убийство Александра II. Приход к власти Александра III. Развитие российской промышленности, формирование русской буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление революционных кружков. Жизнь и быт русских купцов, городского и сельского населения. Совершенствование умений устанавливать причинно-следственные связи, связного и развернутого изложения фактов с опорой на таблицы, схемы, рисунки. Составление рассказа по данному плану. Уметь обозначать на ленте времени: конец XIX – начало XX в., конец правления Николая I, начало правления Александра II, другие исторические события этого времени. Уметь связано рассказывать о воспитании, образовании, личностных качествах Александра II. Уметь объяснять и подтверждать примерами историческое значение отмены крепостного права. Понимать значение дипломатической службы на примере возвращения России на Чёрное море, договоров с Бухарой, Хивинским ханством 7 Контрольно-измерительные материалы № 1. Контрольная работа: российское государство в конце 17 века Детство и юность Петра I 1. В каком году родился Петр I? a) 1672 б) 1675 в) 1680 г) 1682 2. Кто был наставником Петра I в детстве a) Боярин Матвеев б) Борис Годунов в) Патриарх Адриан г) Лев Нарышкин 3. Как называлась военная группа, которую создал Петр I в детстве? a) Потешные войска б) Бумажные войска в) Дружина Петра г) Военная школа 4. Где проводил значительное время юный Петр I, обучаясь морскому делу и ремеслам? a) В Голландии б) В Немецкой слободе в) В Москве г) В Петербурге Семейные раздоры, борьба за власть 1. Кто был отцом Петра I? a) Иван V б) Михаил Романов в) Алексей Михайлович г) Федор II 2. Какая из следующих фигур активно участвовала в борьбе за власть после смерти Алексея Михайловича? a) Екатерина I б) Софья Алексеевна в) Павел I г) Александр Меншиков 3. В каком году Петр I и Иван V стали соправителями? a) 1676 б) 1689 в) 1682 г) 1690 4. Кто из родственников Петра I поддерживал его в борьбе за власть? a) Софья Алексеевна б) Наталья Нарышкина в) Иван IV г) Екатерина II Итоги правления Софьи 1. В какие годы Софья Алексеевна фактически правила Россией? a) 1676-1682 б) 1682-1689 в) 1689-1696 г) 1696-1703 2. Одним из основных достижений правления Софьи было: a) Основание Санкт-Петербурга б) Подписание Нерчинского №2. Контрольная работа: правление Петра 1 Екатерина I и Петр II, внук Петра Великого 1. В каком году Екатерина I вступила на престол? a) 1724 б) 1725 в) 1727 г) 1729 2. Какое нововведение связано с Екатериной I? a) Открытие Академии наук б) Постройка Зимнего дворца в) Введение Табеля о рангах г) Создание морского флота 3. Кто был отцом Петра II? a) Петр I б ) Алексей Петрович в) Иван V г) Федор Алексеевич 4. В каком году Петр II стал императором России? a) 1725 б) 1726 в) 1727 г) 1729 Конец правления Петра II 1. В каком году умер Петр II? a) 1730 б) 1729 в) 1731 г) 1735 2. Какими были обстоятельства смерти Петра II? a) Убит на охоте б) Отравлен заговорщиками в) Умер от оспы г) Погиб в бою 3. Смерть Петра II привела к... a) Началу Эпохи Дворцовых переворотов б) Воцарению Анны Иоанновны в) Войне за престол г) Разделению империи 4. С кем была связана борьба за престол после смерти Петра II? a) Супругом Екатерины I б) Боярской Думой в) Верховным Тайным Советом г) Гвардейцами Анна Ивановна (Иоанновна) и Иван IV (1730-1741). Как правила Россией Анна Иоанновна 1. В каком году Анна Иоанновна вступила на престол? a) 1730 б) 1735 в) 1740 г) 1741 2. Какое событие связано с началом правления Анны Иоанновны? a) Дворцовый переворот б) Падение Санкт-Петербурга в) Подписание “Кондиций” г) Учреждение Сената 3. Как Анна Иоанновна инвестировала в укрепление власти? a) Привлечение иностранцев на государственные посты б) Усиление крепостного права в) Создание государственного банка г) Ослабление дворянства 4. Какую национальную армию создала Анна Иоанновна для защиты своей власти? a) Испанскую гвардию б) Итальянский легион в) Немецкую гвардию г) Шведскую армию Царствование Елизаветы Петровны (1741-1761). Окружение Елизаветы. 8 договора в) Присоединение Крыма г) Укрепление флота 3. Каким образом Софья старалась удержать власть в свои руки? a) Поддержка армии б) Политические браки в) Репрессии и заключение под стражу г) Союзы с боярами 4. Каков был международный статус России под управлением Софьи? a) Сохранение статуса-кво б) Агрессивная экспансия в) Изоляция г) Усиление связей с Европой Воцарение Петра I 1. В каком году Петр I стал единовластным правителем России? a) 1696 б) 1672 в) 1700 г) 1682 2. Как назывался раскол власти, с которым столкнулся Петр I, начиная своё правление? a) Боярский заговор б) Стрелецкое восстание в) Раскол Романовых г) Московское восстание 3. Кто был главным союзником Петра I в его восхождении на престол? a) Борис Годунов б) Александр Меншиков в ) Наталья Нарышкина г) Екатерина I 4. Одной из первых реформ Петра I после воцарения было: a) Основание Санкт-Петербурга б) Проведение Указа о престолонаследии в) Создание регулярной армии г) Принятие Табели о рангах Новый бунт стрельцов. Возвращение Петра I в Москву 1. В каком году произошёл новый бунт стрельцов? a) 1698 б) 1696 в) 1700 г) 1703 2. Как Петр I отреагировал на бунт, находясь за границей? a) Вернулся в Москву для подавления б) Игнорировал бунт в) Послал армию без возвращения г) Запросил помощь у союзников 3. Что Петр I сделал по возвращении в Москву для подавления восстания? a) Организовал переговоры с зачинщиками б) Приказал разгромить повстанцев в) Провел амнистию г) Предложил примирительные условия 4. Каково значение подавления бунта стрельцов для дальнейшего правления Петра I? Начало правления Петра III 1. Какой был основной внешний политический приоритет Елизаветы Петровны? a) Война с Османской империей б) Союз с Великобританией в) Участие в Семилетней войне г) Завоевание Китая 2. Какой орган служил основой правления Елизаветы Петровны? a) Верховный Тайный Совет б) Императорский Сенат в) Гвардия г) Боярская Дума 3. Кто был ближайшим помощником и фаворитом Елизаветы Петровны? a) Алексей Бестужев-Рюмин б) Петр III в) Михаил Ломоносов г) Иван Шувалов 4. Как начиналось правление Петра III? a) Проведение радикальных реформ б) Продолжение политики Елизаветы Петровны в) Отказ от внешней политики г) Концентрация на внутреннем развитии 9 a) Укрепление автократии б) Ухудшение международных отношений в) Установление конституционной монархии г) Усиление крестьянских бунтов 6. Основание Петербурга (1703 г.) 1. В каком году был основан Санкт-Петербург? a) 1700 b) 1703 c) 1705 d) 1710 2. Какие стратегические цели преследовал Петр I, основав новый город? a) Расширение торговли с Востоком б) Освоение Сибири в) Доступ к Балтийскому морю г) Укрепление южных рубежей 3. Какая река стала основной водной артерией СанктПетербурга? a) Волга б) Нева в) Дон г) Москва-река 4. Как строительство Петербурга отразилось на общественно-экономической жизни России? a) Привело к массовым переселениям б) Способствовало развитию морской торговли в) Ухудшило экономическое положение крестьян г) Замедлило развитие промышленности №3. Контрольная работа: Россия в войне с Наполеоном 1. В каком месяце началась Отечественная война, в которой в итоге русская армия одержала победу: А) в июне 1812 Б) в декабре 1812 В) в октябре 1812 2. Укажите дату Бородинского сражения: А) 26 августа 1812 Б) 5 октября 1812 В) 16 декабря 1812 3. Выберите имена, с которыми связано партизанское движение в России во время Отечественной войны: А) П.С.Нахимов, В.А.Корнилов Б) Д.Давыдов, В.Кожина В) М.Д.Скобелев, И.В.Гурко 4. Укажите командующего 3-й русской армией в начале Отечественной войны 1812 года: А) А.П.Ермолов Б) А.П. Тормасов В) Ф.Ф.Ушаков 5. Дайте определение: фураж-это… 6.Дайте определение: флеши – это… 7.Дайте определение: редут – это… 8.Закончите предложение: Армию Наполеона называли… 9.Закончите предложение: Армия Наполеона лишь наполовину состояла из… №4. Контрольная работа: Россия в конце 19 – начале 20 века 1. Международная конференция в Гааге, созванная по предложению России, состоялась в 1) 1896 г.; 2) 1899 г.; 3) 1900 г.; 4) 1903 г. 2. Кто из названных государственных деятелей был сторонником экономического и политического реформирования Российской империи? 1) С.Ю. Витте; 2) В.К. Плеве; 3) П.Д. Святополк-Мирский; 4) А.И. Путилов. 3. Что из названного характеризует реформы П.А. Столыпина? 1) ограничение помещичьего землевладения; 2) разработка проекта укрепления общинного землепользования3) отмена сословий; 4) разрушение общины 4. Что из названного относится к результатам первой российской революции? 1) появление многопартийности; 2) формирование конституционной монархии; 3) ликвидация сословного строя; 4) введение рабочего контроля за производством. 5. Какое из событий произошло 27 января 1904 г.? 1) подрыв флагманского корабля «Петропавловск»; 2) высадка японских войск на Ляодунском полуострове; 3) героический бой «Варяга» и «Корейца»; 4) заключение Портсмутского мирного договора. 10 10. Установите соответствие: А) 1-я армия 1.П.И.Багратион Б) 2 –я армия 2.М.Б.Барклай де Толли В) 3 – я армия 3.А.П.Тормасов 11. Установите соответствие: А) Гусар, поэт, партизан 1. М.И.Кутузов Б) Командовал 2-й рус. армией при Бородино 2.Д.Давыдов В) Возглавлял военный совет в Филях 3.П.И.Багратион 12.Наполеон , собираясь напасть на Россию рассматривал 3 варианта развития событий. Он говорил: «Если я возьму Киев,возьму Россию за ноги; если овладею Петербургом – возьму ее за голову; заняв…, я поражу ее в самое сердце». Что пропущено ? Ответ: . 13. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» так характеризовал это событие : «Дубина народной войны поднялась со всей грозной и величественной силой и ,не спрашивая ничьих вкусов и правил…поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». О каком движении идет речь? 14Что удалось Кутузову после оставления Москвы? (2-3 факта) 15.Каков был характер войны для обеих враждующих сторон? 6. Требования свержения самодержавия, социализации земли, установления «народовластия» и федеративного государства содержалось в программе партии 1) большевиков; 2) меньшевиков; 3) кадетов; 4) эсеров. 7. Слова «Вам нужны великие потрясения – нам нужна великая Россия!» принадлежат 1) В.И. Ленину; 2) П.А. Столыпину; 3) С.Ю. Витте; 4) П.Н. Милюкову. 8. Самый экономически могущественный класс российского общества в начале XX века 1) рабочий класс; 2) буржуазия; 3) интеллигенция; 4) дворянство. 9. Командующий русской сухопутной армией в русско-японской войне 1904-1905 гг. 1) А.Н. Куропаткин; 2) З.П. Рожественский; 3) Р.И. Кондратенко; 4) С.О. Макаров. 10. Мировой экономический кризис разразился в 1) 1895 г.; 2) 1897 г.; 3) 1900 г.; 4) 1905 г. 11. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» был опубликован 1) 9 января 1905 г.; 2) 17 октября 1905 г.; 3) 11 декабря 1906 г.; 4) 3 июня 1907 г. 12. Прочтите отрывок из документа и определите, позиция какой партии в нем отражена. «В аграрной программе перенесение центра тяжести на Советы батрацких депутатов. Конфискация всех помещичьих земель. Национализация всех земель в стране, распоряжение землею местными Советами батрацких и крестьянских депутатов. Выделение Советов депутатов от беднейших крестьян. Создание из каждого крупного имения образцового хозяйства под контролем батрацких депутатов и на общественный счет». 1) эсеров; 2) меньшевиков; 3) большевиков; 4) кадетов. 13. По какому принципу образован ряд? «Продуголь», «Продамет», «НобельМазут»,«Продвагон» 14. Кому принадлежат слова? «В последнее время… слышались голоса людей, увлекающихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земств в делах управления… буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как мой незабвенный родитель…» 15. Установите соответствие 1.Комитет министров А.высший законосовещательный орган 2.Сенат Б.высший орган исполнительный власти 3.Госдума В.сословно-представительный законодательный орган 4.Синод Г.высший судебный орган 11 16.Образуйте логические пары: 1.П.Милюков 2.А.Гучков 3.В.Ульянов (Ленин)4.В.Чернов 5.Л.Мартов А.партия эсеров Б.РСДРП (б) В.партия кадетов Г. «Союз 17 октября» 17.Найди лишнее: К последствиям принятия Манифеста 17 октября 1905г относится: А.учреждение Госдумы Б.начало введения основ конституционного строя В. предоставление новых привилегий дворянству Г. легализация политических партий 12 Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения, обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Критерии оценки предметных результатов Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Оценка «5» ставится, если обучающийся: понимает материал; владеет пересказом по предложенному плану; устанавливает хронологию событий; самостоятельно формулирует ответы на вопросы; допускает единичные ошибки и сам исправляет правильно устанавливает причинно-следственные связи; умеет выражать свои суждения о действиях, поступках участников исторических событий. Оценка «4» ставится, если обучающийся: воссоздавать в речи изучаемое событие и объяснять его причины; самостоятельно формулирует ответы; частично владеет пересказом по предложенному плану; допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки); преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно. Оценка «3» ставится, если обучающийся: частично понимает материал; излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (3-4 ошибки); затрудняется самостоятельно ответить на вопросы; нуждается в постоянной помощи учителя; смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи. Оценка «2» - ставится, если обучающийся: не понимает материал; излагает материал недостаточно полно; 13 допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (5-6 ошибки); не отвечает на вопросы; нуждается в постоянной помощи учителя; смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи. 14