ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА по предмету «История Отечества» 8 класс 68 часов (2 часа в неделю). Рабочая программа по предмету «История Отечества» составлена на основании: - Программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида «История», под редакцией И.М. Бгажнокова, А.М., Просвещение, 2010: - Истории Отечества. 8 класс: учеб. для специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида, /И. М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – М. : Просвещение, 2013. – 303с.: ил. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - АООП «Центра «Дар»; - учебного плана, утвержденного приказом директора №200 от 02.09.2019г. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории в 8 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений. Цель: сформировать у учащихся, способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности. Задачи: Образовательные: усвоить важнейшие факты истории; создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого; усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития; овладеть умением применять знания по истории в жизни; выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом. Воспитательные: гражданское, патриотическое воспитание, воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, правовое воспитание, формирование мировоззрения учащихся. Коррекционные: развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы; учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости; содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение; расширять лексический запас; развивать связную речь. Типы уроков: Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Комбинированный урок Применяются ТСО: фрагменты кино (видео,DVD), мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты. Для контроля ЗУНов учеников применяются тестовые, контрольные, самостоятельные работы. История в школе для детей с нарушением интеллекта учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными знаниями, умениями, навыками. Отводится большая роль коррекционного воздействия изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни. В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дается отчетливый образ наиболее яркого событиями выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности. Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом использую уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников. Весь исторический материал представлен отечественной историей. На уроках используется информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа. Изучаемый материал дает возможность увидеть процесс развития единого Российского государства, его укрепления и изменения в связи с проводившейся внутренней и внешней политикой, победным завершением для России Северной войны, русско–турецких войн и Отечественной войны 1812 года, знакомит со множеством имен выдающихся исторических деятелей. Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Сроки изучения учебного предмета: с 01.09.2019г. по 31.05.2020г: - количество часов на изучение предмета: 68 часов в год ; - количество учебных недель: 34 недели. I четверть – 16 часов, II четверть – 16 часов, III четверть – 20 часов, IV четверть – 16 часов. УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 68 часа (2 часа в неделю) № п/п Тема Количество часов 23 1 Российское государство в конце XVII – начале XVIII века 2 Проверочная работа по теме: "Российское государство в конце XVII-начале XVIII вв." 1 3 Российская империя после Петра I (1725-1801) 13 4 Проверочная работа по теме: "Российская империя после Петра I". 1 5 Российская империя в первой половине XIX века. 14 6 Экскурсия в библиотеку п.Быстринский «Писатели об Отечественной войне 1812года» 1 7 Экскурсия по п.Быстринский «Архитектура от н.19 века и до наших дней» 1 8 9 10 Проверочная работа по теме: «Российская империя в первой половине XIX века.» Россия в конце XIX(19)- начале XX (20) века Проверочная работа по теме: "Россия в конце XIX(19)- начале XX (20) века." 1 11 1 11 Повторение терминов, исторических дат, изученных в 8 классе. 1 Требования к уровню подготовки обучающихся. 1 уровень. Обучающиеся должны знать и понимать Когда произошли события (конкретные, по выбору учителя). Кто руководил основными сражениями. Знать исторические даты. Знать последовательность исторических событий. Знать основных исторических деятелей. Знать основные причины и итоги войн, революций. Понимать связь между историческими событиями. Обучающиеся должны уметь Пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях в учебниках. Пересказывать исторический материал с опорой на наглядность по заранее составленному плану. Соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника. Устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат. Правильно и точно употреблять исторические термины, понятия. Пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту. 2 уровень. Обучающиеся должны знать и понимать Обучающиеся должны уметь С помощью учителя, знать основные исторические события, основных исторических деятелей. Знать основные исторические даты. Под руководством учителя описывать исторические события устанавливать последовательность событий. Уметь по иллюстрациям учебника рассказывать о событиях, изображенных на них. По вопросам, задаваемым учителем отвечать на вопросы. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «История Отечества» 8 класс (68 часов) № п/п Тема урока Тип урока Цель Задачи урока: урока 1образовательные, Слова Оборудование и материалы Колво час 2воспитательные, 3коррекционные. I четверть 16 Раздел. Российская империя XVII-XIX вв. 24 Тема: Наше Отечество – Россия в XVII (17) веке. 1 Наше ОтечествоРоссия в XVII в. Введение. Сообще ния новых знаний Дать представление о территории Российского государства в XVII веке. Развитии промышленност и, населении 1.Вспомнить события предшествующие ХVII в. 2.Способствовать развитию памяти, внимания. 3.Умение работать с текстом учебника с опорой на план Уезд, волости, стан, мануфактура Лента времени. Карта Россия в XVII веке. 1 Дата Примеч ание № п/п Тема урока Тип урока Цель Задачи урока: урока 1образовательные, Слова Оборудование и материалы Колво час Стрельцы, пушкари, холопы, повинности, скоморохи. Карта «Экономическое развитие России в XVII в.» Презентация. 1 Запорожская Сечь, гетман, Б. Хмельницкий. Презентация. 1 2воспитательные, 3коррекционные. 2 3 Российское общество в XVII в. Отношения России с другими странами Сообще ния новых знаний комбин ированн ый Дать представление о социальных группах российского общества в XVII в. 1.Представления о сословиях их правах и обязанностях. Дать представление о внешней политике России при Алексее Михайловиче. 1.Подвести к пониманию причин частых войн в России с Польшей. 2.Умение анализировать, сравнивать, обобщать. 3. Уважительное отношение к людям труда. 2. Развивать память, внимание, формировать умение составлять рассказ по вопросам. Илл. Стр. 14- 16 Дата Примеч ание № п/п Тема урока Тип урока Цель Задачи урока: урока 1образовательные, Слова Оборудование и материалы Колво час 2воспитательные, 3коррекционные. 3. Прививать чувство патриотизма к Родине. 4 5 Внеклассное чтение. По страницам истории XVVII в. Детство и юность Петра I Закрепл ение получен ных знаний. Комбин ированн ый На примере отрывков из произведения дать представление о героической борьбе двух братских народов. 1.Учить анализировать художественное историческое произведение. Дать представление о том, какие исторические события оказали влияние на формировании личности Петра I 1.Факты из детства ПетраI, сформировавшие его, как личность. 2.Способствовать развитию памяти, внимания. Отрывки из произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» 1 Карта «Россия с конца XVII до 60х гг. XVIII в.», фрагменты из худ. Фильма «Петр Первый». 1 3. Способствовать формированию патриотических и нравственных качеств. 2.Формировать умение поддерживать беседу. 3.Развивать познавательные способности при работе с текстом Потешные полки, гвардейские полки. Дата Примеч ание № п/п Тема урока Тип урока Цель Задачи урока: урока 1образовательные, Слова Оборудование и материалы Колво час 2воспитательные, 3коррекционные. 6 Как обучали Петра I. Комбин ированн ый Сформировать представление об окружении Петра I и влиянии на него. 1.Влияние на Петра I «ближайшего окружения» и иностранцев. 2.Воспитывать интерес к изучению истории Отечества. Немецкая слобода, амбар, Плещеево озеро. Видеофильм «Петр I» 1 Оружейная палата, тяжбы. Видеофильм «Петр I» 1 Раскольники старообрядцы Презентация «Детство и юность Петра I» 1 3.Формирования умения давать собственную оценку событиям. 7 Семейные раздоры, борьба за власть. Сообще ние новых знаний Дать представление о борьбе за власть при юном Петре. 1.Показать причины раздоров и борьбу за престол. 2.Способствовать развитию памяти и внимания. 3.Приучать к оценке сообщений учеников. 8 Итоги правления Софьи. Комбин ированн ый Сформировать представление об итогах семилетнего правления 1.Рассказать об итогах правления Софьи. 2. Способствовать развитию памяти и внимания. Дата Примеч ание № п/п Тема урока Тип урока Цель Задачи урока: урока 1образовательные, Слова Оборудование и материалы Колво час Властолюбие, маневры, заговор. Карта «Россия с конца XVII до 60х гг. XVIII в.», фрагменты из худ. Фильма «Петр Первый». 1 Галлеры, Австрия, Пруссия. Карта «Осада и взятие Азова в 1696г» 1 Сподвиж- Илл. стр. 44-46 1 ники, урядник, Презентация 2воспитательные, 3коррекционные. 9 10 Воцарение Петра I. Строительство флота. Азовские походы Комбин ированн ый Комбин ированн ый Софьи. 3.Учить давать ответы по ходу объяснения Показать, что начало правления Петра I ознаменовалось важными преобразованиями 1.Начало правления Петра I Сформировать представление о Петре I, как преобразователе и реформаторе. 1.Разъяснить причины необходимости преобразований в России. 2.Развивать познавательные способности. 3.Учить использовать сравнения обобщения, навыкам самостоятельной работы 2.Развитие внимания, памяти. 3.Закреплять навыки работы с заданиями. 11 Великое посольство (1697-1698 гг) Сообще ние новых Показать цели Великого Посольства. 1.Подчеркнуть роль Петра в преобразованиях в России. Дата Примеч ание № п/п Тема урока Тип урока Цель Задачи урока: урока 1образовательные, Слова Оборудование и материалы труженик «Петр Великий». Стрельцы, рассеяли. Илл. стр. 44-46 Регулярная армия, рекрут, Нева, лоцман. Карта «Россия с конца XVII до 60х гг. XVIII в.», репродукции «Петр I на строительстве Санкт – Петербурга. Колво час 2воспитательные, 3коррекционные. знаний 2.Развитие внимания, памяти. 3.Развивать познавательные способности в процессе самостоятельной работы. 12 Новый бунт стрельцов. Возвращение Петра I в Москву Комбин ированн ый Дать представление о причинах бунта стрельцов. 1.Раскрыть причины бунта. 2.Способствовать развитию памяти, внимания, запоминания. 1 Презентация «Петр Великий». 3.Учить выражать свои мысли суждения на уроке 13 Северная война (1700-1721гг). Причины. Поражение под Нарвой. Сообще ние новых знаний Показать, что выход в Балтийское море был жизненно необходим для Русского государства, прогрессивный характер Северной войны. 1.Причины создания регулярной армии и флота. 2.Закреплять навыки работы с учебником. 3.Развивать познавательные способности в процессе изучения истории. 1 Дата Примеч ание № п/п Тема урока Тип урока Цель Задачи урока: урока 1образовательные, Слова Оборудование и материалы Колво час 2воспитательные, 3коррекционные. 14 Первые победы над шведами. Комбин ированн ый Рассказать о первых победах русской армии. 1.Успехи русской армии. 2. Развивать умение давать характеристику историческим деятелям. 3.Вызвать восхищение полководческим даром Петра I. 15 Основание Петербурга. (1703 г.) Комбин ированн ый Рассказ о строительстве Петербурга. 1.Основание города на Неве. Причины. 2.Воспитывать интерес к изучению истории. Регулярная армия, мортира, Орден Святого апостола Андрея Первозванног о Илл стр. 58-59 1 Гавань, Адмиралтейство, Кронштадт. Презентация «Основание Петербурга» 1 Бастионы, казармы, редуты, сенат Карта-схема Полтавской битвы. Стр. 70 1 3.Уважение к тяжелому труду простого человека. 16 Продолжение Северной войны. Разгром шведов под Полтавой. Комбин ированн ый Раскрыть значение Полтавской битвы в ходе Северной войны, показать полководческое 1.Итоги и значение Полтавской битвы. 2.Формирование активной Дата Примеч ание № п/п Тема урока Тип урока Цель Задачи урока: урока 1образовательные, Слова Оборудование и материалы Колво час 2воспитательные, 3коррекционные. искусство Петра I. гражданской позиции. 3.Учить высказывать свое мнение II четверть 17 18 Завершение Северной войны Промышленност ь и сельское хозяйство. Заслуги Петра Великого перед Россией. Комбин ированн ый Дать представление об итогах Северной войны. 1.Дать понимание значимости побед российского флота. Комбин ированн ый Объяснить причины подъема хозяйства в стране XVIII в. 1.Влияние реформ Петра I 15 Султан. Лента времени. Презентация «Северная война» 1 Полотно. Илл. с. 78-79. 1 2. Развивать умение сравнивать, анализировать. 3.Побуждать интерес к высказыванию своего мнения по тому или иному факту 2. Развитие внимания, памяти. 3.Развивать познавательные способности в процессе изучения истории. Дата Примеч ание № п/п Тема урока Тип урока Цель Задачи урока: урока 1образовательные, Слова Оборудование и материалы Колво час 2воспитательные, 3коррекционные. 19 Изменения в управлении государством Комбин ированн ый Причины изменения управления государством. Схема с. 81 1 Табель о рангах, вицеканцлер. Ролик «Поместное дворянство в России» 1 Устав, Видеоролик 1 1.Дать представление о необходимости изменения в государственном управлении. 2. Способствовать развитию памяти, внимания, запоминания. 3.Закреплять умение устанавливать последовательность событий 20 Табель о рангах Комбин ированн ый Понятие «Табель о рангах» . 1. Укрепление власти дворянства в России. 2. Способствовать развитию памяти, внимания, запоминания. 3.Способствовать запоминанию и воспроизведению нового материала. 21 Образование и Комбин Реформы ПетраI 1.Вклад Петра I в развитие Дата Примеч ание № п/п Тема урока Тип урока Цель Задачи урока: урока 1образовательные, Слова Оборудование и материалы Колво час 2воспитательные, 3коррекционные. культура при Петре I. ированн ый в области образования и культуры. образования в России. ассамблея. «образование при Петре I» Император, империя, цесаревич. Фильм «Петр I». 1 Пресечь, порознь, Видеоролик о наследниках 1 2. Способствовать развитию памяти, внимания, запоминания. 3.Воспитывать чувство патриотизма. 22 23 Личность Петра I. Семья Петра Великого Комбин ированн ый Комбин ированн Показать роль Петра I для дальнейшего развития России. 1.Дать представление о неординарной личности Петра I Дать представление о семейной жизни 1.Наследники Петра I. 2. Развивать умение сравнивать, анализировать. 3.Побуждать интерес к высказыванию своего мнения по тому или иному факту 2.Воспитывать гордость и Дата Примеч ание № п/п Тема урока Тип урока Цель Задачи урока: урока 1образовательные, Слова Оборудование и материалы Колво час 2воспитательные, 3коррекционные. ый 24 Проверочная работа по теме: "Российское государство в конце XVIIначале XVIII вв." Систем атизаци яи обобще ние знаний Петра Великого, его наследниках. уважение к труду народа. Повторить и закрепить материал об историческом развитии "Российское государство в конце XVIIначале XVIII вв." 1.Способствовать воспроизведению в памяти важнейших событий, повлиявших на судьбу страны. вице-канцлер. Петра I 3.Продолжать формировать навыки работы с учебником. Карточки с заданиями. 2.Формирование активной гражданской позиции 3.Закреплять умение устанавливать последовательность событий Российская империя после Петра I (1725-1801) 25 Екатерина I и Петр II. Внук Петра Великого. Комбин ированн ый Дать представление о правлении Екатерины II 1 1.Проблемы царствования Екатерины I. 2.Развивать умение работать с текстом учебника. 30 Герцог. Презентация «Екатерина I» 1 Дата Примеч ание № п/п Тема урока Тип урока Цель Задачи урока: урока 1образовательные, Слова Оборудование и материалы Колво час Опорочить, имение, озноб, опорочить. Илл. с. 104. Видеоролик о А. Меньшикове. 1 Подложное завещание. Презентация «Анна Иоановна» 1 2воспитательные, 3коррекционные. 3. Пробуждать дальнейший интерес к истории. 26 Конец правления Комбин Петра II ированн ый Дать представление о правлении Петра II. 1. Рассказать о правлении Петра II 2. Развивать умение работать с текстом учебника. 3. Пробуждать дальнейший интерес к истории. 27 Анна Ивановна (Иоанновна) и Иван IV.(17301741). Как правила Россией Анна Иоанновна Сообще ние новых знаний. Создать представление о личности Анны Ивановны (Иоанновны) 1.Раскрыть зависимость политики России в годы правления Анны Иоанновны от иностранцев. 2.Развивать внимание, память при работе с учебником. 3.Способствовать запоминанию и Дата Примеч ание № п/п Тема урока Тип урока Цель Задачи урока: урока 1образовательные, Слова Оборудование и материалы Колво час Бирон. Кандалы, кадетский корпус, пажеский корпус. Видеоролик о «Бироне» Илл. с. 112-113 1 Гвардейцы, Преображенс кий полк. Презентация о Елизавете Петровне 1 Истребить, «железная Презентация о 1 2воспитательные, 3коррекционные. воспроизведению нового материала. 28 Наследники Анны Иоанновны. Конец Бироновщины. Комбин ированн ый Дать общее представление о «бироновщине 1. Раскрыть сущность «бироновщины». 2.Развивать внимание, память при работе с учебником. 3.Создание условия для самостоятельной работы на уроке. 29 30 Царствование Елизаветы Петровны. (1741-1761). Окружение Елизаветы. Возвращение к порядкам Петра I. Комбин ированн ый Войны России в период Комбин ированн Дать представление о детских годах Елизаветы Петровны. 1. Рассказать о детстве дочери Петра I. 2.Развивать внимание, память при работе с учебником. 3. Пробуждать дальнейший интерес к истории. Дать представление о 1.Дать сведения о причинах Дата Примеч ание № п/п Тема урока Тип урока Цель Задачи урока: урока 1образовательные, Слова Оборудование и материалы Колво час 2воспитательные, 3коррекционные. правления Елизаветы Петровны. Воцарение Петра III. ый внешней политике России в царствование Елизаветы. войн России при Елизавете. 2.Развивать познавательные способности, умение анализировать. дисциплина», Манифест, отречение. Петре III Невежественн ый Видеофильм « Екатерина II» 3.Формировать патриотические качества. 31 Россия в эпоху Екатерины Великой (17621796). Начало царствования Екатерины II. Комбин ированн ый Представление о личности Екатерины Великой 1.Причины восхождения на престол Екатерины II. 1 2.Развивать память внимание, мышление при работе с учебником. 3. Пробуждать дальнейший интерес к истории. III четверть 19 Дата Примеч ание № п/п Тема урока Тип урока Цель Задачи урока: урока 1образовательные, Слова Оборудование и материалы Колво час 2воспитательные, 3коррекционные. 32 33 .Близкое окружение и помощники Екатерины II. Война России с Турцией(17681774) . Комбин ированн ый Комбин ированн ый Формировать представление о влиянии на политику Екатерины II ее сподвижников из близкого окружения. 1.Рассказать о помощниках Екатерины Великой . Раскрыть внешнюю политику России при Екатерине II. 1.Рассказать о патриотизме простых солдат. 2.Развивать память внимание, мышление при работе с учебником. Узник, жалованье, наказ, дозволяют, революционн ый, Таврида. Видеоролик о фаворитах Екатерины II 1 Янычар, визирь, бухта. История государства Российского «Русскотурецкая война» 1 Паша. История государства Российского «Русско- 1 3. Пробуждать дальнейший интерес к истории. 2. Закреплять умение устанавливать последовательность событий. 3.Формирование активной гражданской позиции. 34 Присоединение Крыма. Русско-турецкая комбин ированн ый Дать представление об историческом значении 1.Рассказать о присоединении Крыма к России. 2.Развивать память внимание, Дата Примеч ание № п/п Тема урока Тип урока Цель Задачи урока: урока 1образовательные, Слова Оборудование и материалы Колво час 2воспитательные, 3коррекционные. война(17871791) присоединения Крыма к России. мышление при работе с учебником. турецкая война» Карта Русскотурецкая война 1787-1791гг. 3.Воспитывать чувство восхищения подвигом народа. 35 36 Как управляла Россией Екатерина II. Пугачевский бунт комбин ированн ый Развитие образование при Екатерине II. Комбин ированн ый Раскрыть смысл реформ Екатерины II. 1. Рассказать о реформах Екатерины II и их значении. 2. Развивать умение слушать. Мещане, гильдии, конвой История государства Российского «Восстание Е. Пугачева» 1 Мыслители, астрономия, пансионы. История государства Российского «Век Просвещения Екатерины II» 1 3. Пробуждать дальнейший интерес к истории. Дать представление о реформах в области образования и их значении для России. 1.Раскрыть сущность реформ в области образования. 2.Развивать умение, связно и развернуто излагать исторические факты. 3. Воспитывать уважительное отношение к людям науки. Дата Примеч ание № п/п Тема урока Тип урока Цель Задачи урока: урока 1образовательные, Слова Оборудование и материалы Колво час 2воспитательные, 3коррекционные. 37 Конец правления Комбин Екатерины ированн Великой. ый Раскрыть итоги правления Екатерины II и их значение для России 1.Рассказать об итогах правления Екатерины II. 2.Развивать умение поддержать беседу. «Капиталистые» крестьяне. 3. Пробуждать дальнейший интерес к истории. 38 Проверочная работа по теме: "Российская империя после Петра Великого". Систем атизаци яи обобще ние знаний История государства Российского «Век Просвещения Екатерины II» Закрепить и 1.Систематизировать и обобщить знания закрепить знания. по разделу 2.Формировать у учащихся патриотические качества. 1 3.Развивать познавательные способности при обобщении материала. Российская империя в первой половине XIX века. 39 Отношение России со странами Комбин ированн 1 Дать общее представление о внешней 1.Рассказать о приходе во Франции Наполеона 16 Республика, адвокат. Презентация « Наполеон 1 Дата Примеч ание № п/п Тема урока Тип урока Цель Задачи урока: урока 1образовательные, Слова Оборудование и материалы Колво час 2воспитательные, 3коррекционные. 40 41 Европы в конце XVIII- начале XIX века. Наполеон Бонапарт (17691821) ый Великий князь Павел Петрович (17541801).Участие России в союзе европейских государств против войск Наполеона. Комбин ированн ый Переход Суворова через Комбин ированн политике России в конце XVIII в. Бонапарта. Бонапарт» 2.Продолжить развивать умение работать с картой. 3. Пробуждать дальнейший интерес к истории. Раскрыть участие России в европейских военных союзах 1.Рассказать о доблести и отваге русской армии. Мичман 1 2.Развивать познавательные способности, использовать дополнительные сведения в своем сообщении. 3. Воспитывать восхищение героизмом простых солдат русской армии.. Познакомить учащихся с 1.Рассказать о великом военном таланте А. Суворова Полководческ ий орден История государства 1 Дата Примеч ание № п/п Тема урока Тип урока Цель Задачи урока: урока 1образовательные, Слова Оборудование и материалы Колво час 2воспитательные, 3коррекционные. Альпы. ый личностью великого полководца А. Суворова. и переходе через Альпы. 2.Развивать умение выражать свое отношение к событиям. Суворова, генералиссим ус. Российского А. Суворов Железная лоза Презентация «Правление Павла I» 1 Палочная дисциплина. История государства Российского «Александр I» 1 3.Воспитывать чувство гордости за свой народ и Отечество. 42 Правление Павла I. Комбин ированн ый Дать представление о правлении Павла I 1.Рассказать о внутренней политике Павла I. 2.Формировать умение слушать учителя и одноклассников. 3.Пробудить интерес к предмету история. 43 Император Александр I (1801-1825). Реформы Комбин ированн ый Дать представление о реформах Александра I 1.Реформы Александра I. 2.Развивать познавательные способности в процессе Дата Примеч ание № п/п Тема урока Тип урока Цель Задачи урока: урока 1образовательные, Слова Оборудование и материалы Колво час 2воспитательные, 3коррекционные. Александра I.. изучения истории. 3.Пробудить интерес к предмету история. 44 Аракчеевщина. Комбин ированн ый 1.Рассказать о реакционной политике Аракчеева. Аракчеевщина. Илл. стр 183. Доколе. История государства Российского «Вторжение Наполеона в Россию» 2. Развивать внимание, память при работе с учебником. 3. Пробуждать дальнейший интерес к истории. 45 Вторжение армии Наполеона в Россию. Комбин ированн ый Причины вторжения Наполеона в Россию. 1.Рассказать о вторжении Наполеона в Россию. 2.Развивать умение, связно и развернуто излагать исторические факты. 3.Воспитывать чувство патриотизма. 1 История государства Российского «Аракчеевщина» 1 Дата Примеч ание № п/п Тема урока Тип урока Цель Задачи урока: урока 1образовательные, Слова Оборудование и материалы Колво час 2воспитательные, 3коррекционные. 46 47 Западная граница России: план Александра I, план Наполеона. Битва за Смоленск. Комбин ированн ый Отечественная война 1812г. Бородинское сражение. Комбин ированн ый Дать представление о стратегии и тактики русской армии в начале Отечественной войны. 1.Рассказать о стратегии и тактике русских полководцев. Дать представление о начале войны 1812г. 1.Рассказать о начале войны, причинах отступления. Дивизия. Илл. стр. 188 1 История государства Российского Отечественная война 1812г. 1 История г. Реж 1 2.Развивать познавательные способности при обобщении материала. 3.Формировать у учащихся патриотические качества. выражать личное отношение к события. 3. Воспитывать чувство гордости за свой народ и Отечество. 48 Экскурсия в библиотеку п.Быстринск ий Комбин ированн ый Дать представление о «Гражданской войне 1812г» 1. Развивать умение слушать учителя Дата Примеч ание «Писатели об Отечественн ой войне 1812г. № п/п Тема урока 2. Воспитывать чувство гордости за свой народ и Отечество. Тип урока Цель Задачи урока: урока 1образовательные, Слова Оборудование и материалы Колво час Илл. стр.201-202 1 2воспитательные, 3коррекционные. 49 Наполеон в Москве. Александр I и Наполеон. Окончание войны Комбин ированн ый Дать представление о причинах сдачи Москвы. Партизанской война. 1.Рассказать о военном совете в Филях, полководческом таланте М.И. Кутузова. Народная война. Партизаны История государства Российского «Денис Давыдов» 2. Развивать внимание, воображение, память. 3.Формировать активную гражданскую позицию 50 Поход русской армии в Европу в 1813-1814г. Россия после войны с Наполеоном. Комбин ированн ый Дать конкретные сведения о походе русской армии в Европу. 1.Рассказать о миротворческой миссии русской армии. 2. Развивать внимание, воображение, память 3.Воспитывать гордость за Сокровища, карать. Илл. стр. 208210. История государства Российского «Великие полководцы 1 Дата Примеч ание № п/п Тема урока Тип урока Цель Задачи урока: урока 1образовательные, Слова Оборудование и материалы Колво час 2воспитательные, 3коррекционные. свое Отечество. Отечественной войны 1812г» IV четверть 51 Император Николай I (18251855). Восстание декабристов. Реформы Николая 1 Комбин ированн ый Дать представление о политике Николая II. Восстание декабристов. Причины. Ход. Итоги. Дать общее представление о реформах 1.Дать характеристику личности Николая II. Восстание декабристов. 17 Курьер, картечь. Декабристы. История государства Российского 2. Развивать внимание, воображение, память. «Восстание декабристов» 3.Вызвать чувство глубокого уважения к личности дворян – декабристов. Илл. стр. 218 1 Дата Примеч ание 52 № п/п Экскурсия по п.Быстринский «Архитектура от н.19 века и до наших дней» Комбин ированн ый Тема Тип урока урока 1.Рассказать о реформах Николая II во внутренней политике. Канцелярия, казнокрады. Презентация 1 « Реформы Николая II» 2.Развивать внимание, воображение, память. 3. Пробудить интерес к предмету история Цель Задачи урока: урока 1образовательные, Слова Оборудование и материалы Колво час 2воспитательные, 3коррекционные. 53 54 Войны России на Кавказе. Отношения России с другими странами при Николае I. Комбин ированн ый Крымская война. Оборона Севастополя. Комбин ированн ый Дать представление о войнах, которые вела Россия на Кавказе. Причины войн. 1. Рассказать о войнах на Кавказе. 2.Развивать познавательные способности в процессе изучения истории. Газават, имамат. Илл. стр. 223 1 Презентация «Война на Кавказе» 3. Воспитывать толерантность в отношении людей другой национальности. Дать представление о причинах Крымской войны. 1.Рассказать о Крымской войне, героической обороне Севастополе. История государства Российского 2. Развивать внимание, воображение, память. «Оборона Севастополя» 1 Дата Примеч ание 3.Воспитывать любовь к Отечеству, на примере героической обороны Илл. стр. 228229 защитников Севастополя № п/п Тема урока Тип урока Цель Задачи урока: урока 1образовательные, Слова Оборудование и материалы Колво час 2воспитательные, 3коррекционные. 55 Проверочная работа по теме: "Российская империя после в первой половине XIX века". Систем атизаци яи обобще ние знаний Закрепить и 1.Систематизировать и обобщить знания закрепить знания. по разделу 2.Формировать у учащихся патриотические качества. 1 3.Развивать познавательные способности при обобщении материала. Россия в конце XIX (19) века - начале XX (20) века. 56 Царь освободитель Александр II (1855-1881). Отмена крепостного права. Военные реформы Комбин ированн ый Сформировать общее представление о причине отмены крепостного права 1.Рассказать об отмене крепостного права и военных реформах Николая II . 2.Закреплять навыки работы с учебником. 3. Пробудить интерес к 10 Манифест, сельский сход, староста, надел, круговая порука, волость, Илл.стр.247. История государства Российского «Отмена крепостного 1 Дата Примеч ание № п/п Тема урока Тип урока Цель Задачи урока: урока 1образовательные, Слова Оборудование и материалы Колво час 2воспитательные, 3коррекционные. Александра II. 57 58 Международные отношения России при Александре II. Русско-турецкая война 1877-1878 годов. Комбин ированн ый Революционные организации в России в конце XIX (19) века. Комбин ированн ый предмету история. волостной староста. права» Дать представление о внешней политике России при Александре II. 1.Рассказать о русскотурецкой войне 1877-1878гг. Эмират, колония, обмундирование. Презентация «Русскотурецкая война 1877-1878гг Дать общее представление о появлении революцион-ных организации в России. 1.Рассказать о революционных кружках в России. 2. Развивать внимание, воображение, память. 1 3. Формировать активную гражданскую позицию 2.Закреплять навыки работы с учебником. 3. Пробудить интерес к предмету история. Террор, покушение, манеж 1 Дата Примеч ание № п/п Тема урока Тип урока Цель Задачи урока: урока 1образовательные, Слова Оборудование и материалы Колво час Презентация «Внешняя политика Александра III» 1 Карта «Союз Советских социалистически х республик», иллюстрации, фотодокументы, карточки с заданиями. 1 Карта «Россия с 1861 по 1900 гг.»; видеофильм «Россия XXв. 1 2воспитательные, 3коррекционные. 59 Царь Александр III Миротворец (1881-1894). Комбин ированн ый Дать представление о политике царя Александра III. 1.Рассказать о реформах Александра III и их роли для России. 2. Развивать внимание, воображение, память. 3. Пробудить интерес к предмету история. 60 61 Укрепление самодержавия Александром III. Российское государство в период правления Александра III. Комбин ированн ый Последний российский император Николай II Комбин ированн ый Дать представление о политике царя Александра III. 1.Формировать понимание неизбежности распада социалистической системы. 2.Формировать активную гражданскую позицию 3.Развивать познавательную способность по оценке исторических событий. Дать общую характеристику России во время правления 1.Вспомнить события предшествующие ХХ в. 2.Воспитывать любовь к Гвардия, полковник, забастовка, стачка. Дата Примеч ание № п/п Тема урока Тип урока Цель Задачи урока: урока 1образовательные, Слова Оборудование и материалы Колво час 2воспитательные, 3коррекционные. Николая II. (1894-1917). Отечеству; Россия на рубеже веков. Николай и Александра». 3.Умение работать с текстом учебника с опорой на план 62 Обострение международных отношений. Война с Японией. Комбин ированн ый Дать общее представление о русско-японской войне. 1.Показать причины войны. 2.Вызвать восхищение героизмом и мужеством солдат и матросов. Эскадра, крейсер, прицельный огонь. Карта «Русско – японская война 1904 – 1905 гг.»; видеофильмы «Россия вXX в Внешняя политика России». 1 Демократия, социализм, петиция, холостой залп, баррикады. Карта «Революция 1905 – 1907 гг. в России»; видеофильм «Русская революция», карточки с заданиями. 1 3.Развивать навыки элементарного анализа 63 Революционные выступления 1905-1907 годов. Комбин ированн ый Дать общее представление о революционных событиях 1905 – 1907 г. 1.Сформировать представление о причинах первой русская революции 2.Формировать активную гражданскую позицию. 3.Формировать умение составлять рассказ по Дата Примеч ание № п/п Тема урока Тип урока Цель Задачи урока: урока 1образовательные, Слова Оборудование и материалы Колво час Военный союз, претензии, фронт, дезертировать . Карта «Первая мировая война»; видеофильм «Россия XXв. Первая мировая война». 1 Отречение, карточная система, двоевластие. Карта «Первая мировая война»; карточки с заданиями. 1 2воспитательные, 3коррекционные. вопросам 64 65 Россия перед Первой мировой войной (19081914). Участие России в Первой мировой войне. Комбин ированн ый Февральская революция 1917 года. Отречение Николая II. Комбин ированн ый Сформировать представление о первой мировой войне, об участии в ней России. 1.Причины, цели и планы воюющих сторон Сформировать представление о Февральской революции 1.Разъяснить причины Февральской революции 2.Воспитание патриотических чувств. 3.Учить давать ответы по ходу объяснения 2.Формировать активную гражданскую позицию. 3.Закреплять навыки работы с заданиями. 66 Проверочная работа по теме: "Россия в конце XIX(19)- начале XX (20) века." Систем атизаци яи обобще ние Закрепить и 1.Систематизировать и обобщить знания закрепить знания. по разделу 2.Формировать у учащихся патриотические качества. 1 Дата Примеч ание № п/п Тема урока Тип урока Цель Задачи урока: урока 1образовательные, Слова Оборудование и материалы Колво час 2воспитательные, 3коррекционные. знаний 67 68 Повторение новых терминов, дат за 8 класс. Повторение новых терминов, дат за 8 класс. 3.Развивать познавательные способности при обобщении материала. Систем атизаци яи обобще ние знаний Закрепить и 1.Систематизировать и обобщить знание закрепить знания. дат и терминов. 2.Формировать у учащихся патриотические качества. Систем атизаци яи обобще ние знаний Закрепить и 1.Систематизировать и обобщить знание закрепить знания. дат и терминов. 2.Формировать у учащихся патриотические качества. Итого за год 68 часов. 1 3.Развивать познавательные способности при обобщении материала. 3.Развивать познавательные способности при обобщении материала. 1 Дата Примеч ание Форма оценивания. При оценке знаний, умений, навыков учащихся необходимо учитывать следующее: - при оценке устного ответа – правильность, полноту, развернутость, логичность, последовательность ответа, правильность речи, аргументированность рассуждения, умение сослаться на текст учебника, пользоваться исторической картой. Оценка «5» - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ. Оценка «4» - при ответе допускаются неточности; ошибки речи; ошибки в речи исправляет только с помощью учителя. Оценка «3» - материал излагается недостаточно полно и последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя или учащихся. Учебно - методическое обеспечение для учащихся. 1.Проверочные тесты. 2. Карточки с заданиями. 3. Демонстрационный и раздаточный дидактический материал Учебно - методическое обеспечение для учителя. 1.Программы специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида дл 5-9 классов под ред. И.М. Бгажноковой. –Изд. «Просвещение» 2013г. 2. История Отечества. 8 класс: учеб. для специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида, /И. М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – М. : Просвещение, 2013. – 303с.: ил. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА по предмету «История Отечества» 9 класс 66 часов (2 часа в неделю). Рабочая программа по предмету «История Отечества» составлена на основании: - Программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида «История», под редакцией И.М. Бгажнокова, Просвещение, 2010: - Учебник : И.М.Бгажнокова, Л.В Смирнова, И.В.Карелина История Отечества 9 класс, М.Просвещение 2018 год. - АООП «Центра «Дар»; - учебного плана, утвержденного приказом директора №200 от 02.09.2019г. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории в 9 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений. Цель: сформировать у учащихся, способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности. Задачи: Образовательные: усвоить важнейшие факты истории; создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого; усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития; овладеть умением применять знания по истории в жизни; выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом. Воспитательные: гражданское, патриотическое воспитание, воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, правовое воспитание, формирование мировоззрения учащихся. Коррекционные: развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы; учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости; содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение; расширять лексический запас; развивать связную речь. Типы уроков: Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Комбинированный урок Применяются ТСО: фрагменты кино (видео,DVD), мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты. Для контроля ЗУНов учеников применяются тестовые, контрольные, самостоятельные работы. История в школе для детей с нарушением интеллекта учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными знаниями, умениями, навыками. Отводится большая роль коррекционного воздействия изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни. В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дается отчетливый образ наиболее яркого событиями выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности. Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом использую уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников. Весь исторический материал представлен отечественной историей. На уроках используется информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа. В учебнике рассматривается история Российского государства с 1917 года до наших дней. Обучающиеся получат представление о таких важнейших событиях XX века, как Великая российская революция, Гражданская война, Великая Отечественная война, перестройка, распад СССР и преобразование РСФСР в Российскую Федерацию. Изучение данного курса поможет обучающимся определить ценностные приоритеты путём осмысления исторического опыта своей страны, научит их применять исторические знания в учебной и социальной деятельности, будет способствовать формированию их нравственного сознания. УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 66 часов (2 часа в неделю) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Раздел Великая российская революция и Гражданская война Экскурсия в библиотеку п.Быстринский « Писатели о Гражданской войне» Проверочная работа по теме: «Великая российская революция и Гражданская война» Советское государство в 1920-1930 – е годы Проверочная работа по теме: «Советское государство в 1920-1930 – е годы» СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945) Проверочная работа по теме: «СССР в Великой Отечественной войне (19411945)» Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце ХХ (20)начале ХХ1 (21) века Проверочная работа по теме: «Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце ХХ (20)- начале ХХ1 (21) века» Количество часов 14 1 1 14 1 12 1 22 1 Требования к уровню подготовки обучающихся. 1 уровень. Обучающиеся должны знать и понимать Когда произошли события (конкретные, по выбору учителя). Кто руководил основными сражениями. Знать исторические даты. Знать последовательность исторических событий. Знать основных исторических деятелей. Знать основные причины и итоги войн, революций. Понимать связь между историческими событиями. Обучающиеся должны уметь Пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях в учебниках. Пересказывать исторический материал с опорой на наглядность по заранее составленному плану. Соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника. Устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат. Правильно и точно употреблять исторические термины, понятия. Пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту. 2 уровень. Обучающиеся должны знать и понимать Обучающиеся должны уметь С помощью учителя, знать основные исторические события, основных исторических деятелей. Знать основные исторические даты. Под руководством учителя описывать исторические события устанавливать последовательность событий. Уметь по иллюстрациям учебника рассказывать о событиях, изображенных на них. По вопросам, задаваемым учителем отвечать на вопросы. Календарно-тематическое планирование 9 класс Глава 1. Великая российская революция и Гражданская война № пп 1 2 Тема урока Вводный урок Великая Российская революция: февраль. Кол – во часо в 16 1 Основные 1 политические партии в 1917 году Цели урока Основные знания Основные термины и понятия Тип урока Оборудование и материалы Домашнее задание I четверть Обобщить полученные знания за курс 8 класса и дать общее представление о курсе истории в 9 классе. Дать понятия о причинах забастовок и недовольства народа правлением царя Дать общее представление о политических партиях того периода Знание причин революции. Понятий: забастовка, анархия. Временный комитет, Совет рабочих и крестьянских депутатов , Временное правительство, Учредительное собрание Анархия, типография, Учредительн ое собрание, вводный Комбини – рованный учебники Карта «Россия 1861 по 1900 гг.» Социалист, эсер, эмиграция, демократия Сообщение новых знаний. Учебники, с Стр.3-10 карта Стр.10-17 Дата 3 Великая российская революция: октябрь 1 4 Неудачи Временного правительства 1 5 Захват власти 1 большевиками 6 1 Установление советской власти Дать общее представление о революционных событиях 1917 года, о программе большевиков Дать представление о неудачах Временного правительства, об обстановке в России к августу 1917 года Формировать представление о захвате власти большевиками, о первых Декретах советской власти Формировать понятия о реформах советской власти в жизни и правлении, о созыв и причинах роспуска Учредительного собрания Знать понятия: монополия на хлеб, буржуазнодемократическая революция Знание видных деятелей того периода:П. Н. Милюков, А.Ф.Керенский , Л.Г.Корнилов Знать значение сокращенных слов, фамилии основных политических деятелей: Л.Д.Троцкий, А.В.Луначарски й, И.В.Сталин Агитация, тезисы, Комбини – рованный учебники Нота Сообщение министра, новых знаний. Всероссий ский съезд, агитация, мятежники Военнореволюцион ный комитет (ВРК), Совет нардных комиссаров (Совнарком), ВЦИК, Декрет о земле, Декрет о мире Знать Декларация, сокращение ВЧК эксплуатация (Всероссийская , диктатура, чрезвычайная конституция, комиссия), герб РСФСР РСФСР; Ф.Э.Дзержински й Стр. 17 – 20, карта. Стр. 20-24 Комбини – рованный «Россия XX Стр.24-30 в.Изменения в политической жизни России». комбинирова нный . Стр. 41-35 7 Брестский мир 1 8 Экономическая политика большевиков 1 9 Гражданская война 1918-1920 годов 1 Знать о Формировать происхождении представление праздника 23 необходимости февраля, дату прекращения войны, о заключения мира между разногласиях Россией и между Германией в большевиками и Брест-Литовске эсерами (3 марта 1918 года) Формировать Знание причин представление о появления причинах спекуляции, гражданской недовольств войны в России зажиточных крестьян, , действиях продотрядов и комбедов, появлении недовольных коммунистами Формировать Знать понятие о участников событиях, событий того предшествующих времени началу :Александр гражданской Васильевич войны Колчак, интервенты, армии большевиков и белогвардейцев листовка Сообщение новых знаний. Продразверс тка, продотряды, кулаки, комбеды, коммунисты, гражданская война, розвальни, спекуляция Сообщение новых знаний. Добровольче комбинирова ская армия, нный интервенты, белая и Красная армии, антибольшев истский Учебник, карта Стр. 35-38 Стр. 38-43 Карта Россия 19181920 годы Стр. 44-46 10 11 12 13 Политика «военного коммунизма» Белая и Красная армии Ход Гражданской войны 1 . Формировать представление о пайках и талонах на продукты первой необходимости, о политике «военного коммунизма» 1 Формировать понятия о политики Белой армии, необходимости создания Красной армии, Экскурсия в библиотеку п. Быстринский «Писатели о Гражданской войне» 1 Дать общее представление о ходе Гражданской войны Окончание Гражданской войны, Эмиграция 1 Формировать представление о гражданской войне как битве двух противоборствующих сил России. Знать причины политики «военного коммунизма» «военный Комбини – коммунизм» рованный , паёк, трудовые и нетрудовые граждане П.Н.Краснов, А.И.Дутов, Деникин, Корнилов – гешералы Белой армии, Л.Д.Троцкий, РККА-рабочекрестьянская красная армия Михаил Васильевич Фрунзе, Николай Николаевич Юденич, Антон Иванович Деникин, Семен Михайлович Буденый, Нестор Махно Юзеф Пилсудский, М.Н.Тухачевски й, П.Н.Врангель, Красный комиссар, реввоенсове т Паника, террор, Стр.46-47 Сообщение новых знаний. Портреты, иллюстрации Комбини – рованный Карта «Гражданская война интервенция» Сообщение новых знаний. Карта «Гражданская война интервенция»; Стр. 47-49 Стр. 50-52 и Стр. 53-58 и 14 Итоги Гражданской войны 15 1 Закрепить и Повторительнообобщить знания обобщающий учащихся по теме урок по теме «Великая российская революция и Гражданская война» 1 Познакомить Краеведение. Г. РЕж в годы учащихся с революции и историческими гражданской событиями в крае в войны 20-е, 30-е годы ХХ века 16 1 Формировать представление об итогах гражданской войны и послевоенных преобразованиях Декрет «О Плакат, Комбини – ликвидации В.В.Маяковс рованный безграмотности кий среди населения РСФСР» Карта Стр. 58-63 «Гражданская карта. война и интервенция»; видеофильм «История гражданской войны», портрет М.В.Фрунзе. Самостоятел ьная работа Сообщение новых знаний Реж в периоды нэпа, коллективизации , культурной революции Доп. Лит. II четверть 16 Глава 2. Советское государство в 1920-1930 – е годы 17 Советская Россия 1 Формировать представление о в первой причинах восстаний половине 1920-х в 1920-1921 годах годов Восстания Тамбовской губернии Кронштадте в Поручик, РКП(б) и Сообщение новых знаний. Стр.70- 72 карта 18 19 20 21 1 Дать Отношения учащимся Георгий РСФСР со общее представление Васильевич странами Европы об отношениях Чичерин РСФСР с другими странами Коминтерн, конгресс, конференци я комбиниров анный Новая экономическая политика (НЭП) Продналог, кооперация, совзнаки, червонцы, биржа, Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) Нэпманы, приказчик, кулаки, середняки, ГПУ (государстве нное политическо е управление) Политбюро. Комсомол. Пионер, юстиция, Сообщение новых знаний. План электрификации РСФСР 1 1 1 Образование Союза советских социалистически х республик (СССР) Объяснить сущность новой экономической политики Советского государства. НЭП – новая экономическая политика; продовольственн ый налог,;Георгий Яковлевич Сокольников Дать уч-ся представление об электрификации страны и итогах НЭПА ГОЭРЛО – гос.комиссия электрификации России, Глеб Максимилианови ч Кржижановский, ГРЭС Дать уч-ся представление о политической структуре того времени (пионерия, комсомол, коммунист), образование СССР Культурная революция, И.В.Сталин, ЦК РКП (б), Всесоюзный съезд Советов , Совнарком СССР Карта «Великая Стр.72-76 карта Октябрьская социалистическая революция и гражданская война», Стр. 76-79 Комбини – рованный Карта «Союз Стр. 79-83 Советских Социалистических Республик». Комбини – рованный Иллюстрации, фото Стр. 86-91 И.В.Сталина., карта 22 1 Национальногосударственное устройство СССР в 1920-е годы 23 Смерть В.И.Ленина 24 Индустриализаци 1 я в СССР 1 25 Переход к 1 коллективизации 26 Вторая пятилетка (1933-1937 год) 1 Дать уч-ся представление о правах союзных республик, о братской помощи, развитии образования и культуры в республиках Дать уч-ся общее представление о жизни и деятельности В.И Ленина Познакомить уч-ся с изменениями в руководстве страны, планами индустриализации, итогами первой пятилетки Дать учащимся общее представление об организации в стране колхозов и совхозов Герб и СССР Дать уч-ся общее представление о жизни и быте советских людей этого периода Жизнь и быт граждан; Конституция 1936 года флаг Шефство, аул, акын Сообщение новых знаний. Карта «Союз Стр. 92-94 Советских Социалистических Республик», видеофильм «Москва. Страницы истории XX в. По плану реконструкции». Стр 94-97 Мавзолей Комбини – рованный Индустриализац Социалисти ия страны, ческое пятилетка соревновани е Комбини – рованный Вячеслав Михайлович Молотов, колхозник. Колхозница, Сообщение новых знаний. Стр. 107 104- Комбини – рованный Стр. 113 107- Колхоз, совхоз коллективиз ация, конфискаци я,, раскулачива ние Иллюстрации Стр. 99-103 27 СССР второй войны накануне 1 мировой 28 Образование и 1 культура в 1930-е годы 29 Ситуация в мире в 1 1930-е годы 30. Положение на 1 Дальнем Востоке. 31 Внешняя 1 политика СССР накануне Второй мировой войны Познакомить уч-ся с внутренней политикой в 30-е годы Дать учащимся общее представление о развитии образования и культуры того времени Дать общее представление об отношении государств к СССР в конце 30-х годов и изменении в последствии Дать общее представление о боях на Дальнем Востоке «Чистка» в Стахановец, обществе и рядах ГУЛАГ, партии, политика клевета преследования М.Горький, М.А.Шолохов и др. писатели. Фильмы того периода Сообщение новых знаний. комбиниров анный Книги Горького, Стр. 125 Маршака, Маяковского и др.. фильм «Трактористы» Лига Наций, отношение с Германией, Китаем, и др.странами Европы , комбиниров анный Карта, иллюстрации Изоляция, фашизм, Адольф Гитлер, Стр.115121 В.К.Блюхер, комбиниров карта планы Японии, анный озеро Хасан, река ХалхинГол, Г.К.Жуков Дать общее Изменение протокол комбиниров карта анный представление о советской внешней политике внешней СССР накануне политики; 23 Второй мировой августа 1939 войны года-подписание договора с Германией Глава 3. СССР в Великой Отечественной войне (1941 – 1945). 122- Стр.125128 Стр.128130 Стр.130132 32 Накануне Великой Отечественной войны 1 Дать представление о действиях СССР и политике Запада в начале Второй мировой войны, о реорганизации Красной Армии и укреплении обороноспособности СССР Причины исключения из Лиги Наций, война с Финляндией, образование Молдавской ССР Уинстон Сообщение Черчиль, новых Франклин знаний. Делано Рузвельт, репрессии, С.К.Тимоше нко, уголовная ответственн ость, общество Красного Креста и Красного Полумесяца III четверть Карта «Вторая Стр. 140мировая война 1939 145карта. – 1945 гг.». 22 июня 1941 годаначало Великой отечественной войны, план Барбаросса», причины неудач Красной армии в начале войны Ставка Комбини – главного рованный командовани я, (ГКО)Государстве нный Комитет Обороны оккупирован а, Карта «Вторая Стр.146мировая война 1939 151 карта – 1945 гг.». 20 33 Начало Великой 1 Отечественной войны(июнь 1941-осень 1942 года) Формировать у уч-ся представление о ходе военных действий в начальный период войны 34 Оборона Москвы Дать учащимся Оборонительные Эвакуироват Сообщение представление о бои за Москву ь ,аэростаты, новых 1 Карта «Великая Стр. 152Отечественная 157 карта. героической за Москву 35 Все для фронта, все для плбеды 36 Наука образование. Партизанская война 37 Коренной перелом в ходе войны. Оборона Севастополя Сталинградская битва. 38 39 Битва Курской дуге 1 и 1 1 1 на 1 борьбе ,контрнаступлени е партизан, советских войск, подвиги защитников Москвы, значение победы в битве за Москву знаний. Формировать представление о мероприятиях советского правительства по перестройке экономики страны на военный лад Дать представление учащимся о вкладе в победу ученых, партизан, мастеров культуры Дать учащимся представление об обороне Севастополя Эвакуация Дезертирств промышленных о, кисет предприятий , вклад ученых и инженеров, помощь колхозников . Комбини – рованный Дать уч-ся общее представление о Сталинградской битве. Эвакуация, Мамаев Курган, дом Павлова, . Сообщение новых знаний. «Цитадель», контрнаступ Комбини – рованный Применение нового оружия«катюш», партизанское движение Медаль «За оборону Севастополя» Лето 1942 г. – февраль 1943 г. – битва под Сталинградом; массовый героизм советских людей, дом Павлова; начало коренного перелома в ходе Вов. Дать общее Роль представление о разведчиков;. Комбини – рованный Катюша, Комбини – подпольщик и, рованный «Молодая гвардия», война 1941 – 1945 гг.», видеофильм « Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Начало Великой Отечественной войны». Карта «Великая Стр. 1161164, карта Отечественная война 1941 – 1945 гг.», Карта «Великая Стр. 1165171 Отечественная война 1941 – 1945 гг.», Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», таблица «Главные битвы войны" Стр. 1173178 карта. Стр. 1178182, карта. Карта «Великая Стр183Отечественная 185, карта. ходе курской битвы 40 Битва за Днепр 1 Дать уч-ся общее представление о битве за Днепр, Битве на Северном Кавказе и о Тегеранской конференции 41 1 Освобождение СССР и Европы от фашизма (1944- сентябрь 1945 года) 42 Открытие второго 1 фронта в Европе 43 Взятие Берлина. 1 Конференция в Потсдаме. Война СССР с Японией. Дать уч-ся сведения о соотношении сил к этому периоду и самоотверженности и патриотизме советских людей Дать уч-ся общее представление об открытии второго фронта, о Ялтинской конференции Дать уч-ся общее представление о взятии Берлина, решениях Потсдамской конференции, войне СССР с Японией. 44 Повторительно – 1 Повторить и Контрнаступлени е возле д.Прохоровка Освобождение городов: Орел, Белгород, Харьков; освобождение Кавказа от фашистов; Тегеранская конференция и открытие второго фронта ление, д. Прохоровка. война 1941 – 1945 гг.», Форсировать Комбини – , рованный Н.Ф.Ватутин , Эльбрус Карта «Великая Стр. 185189, карта. Отечественная война 1941 – 1945 гг.», Освобождение территории СССР от немецких окупантов Комбини – рованный Карта «Великая Стр. 197. Отечественная война 1941 – 1945 гг.», 193- Решения ялтинской конференции ООН, капитуляция . Сообщение новых знаний. Карта «Великая Стр. 197200, карты. Отечественная война 1941 – 1945 гг.» 8 августа 1945 г. – вступление СССР в войну с Японией; 2 сентября 1945 г. – подписание акта о безоговорочной капитуляции Японии, конец Второй мировой войны. Егоров, Кантария, капитуляция , трибунал Комбини – рованный Карта «Вторая Стр. 200мировая война 1939 211, карта. – 1945 гг.», Письменный . обобщающий урок по теме: «СССР в Великой Отечественной войне ( 1941 – 1945) » закрепить учебный материал по истории Великой Отечественной войны. опрос по вопросам на стр 211-213 Раздел 4. Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце ХХ (20)- начале ХХ1 (21) века 45 СССР войны. 46 Возвращение СССР к мирной жизни. 47 48 после 1 Дать уч-ся представление о сплочении всего народа после войны, об обстановке в мире после войны 1 Дать общее представление уч-ся о необходимости восстановления довоенного уровня производства, развитии села. Государственное 1 Дать общее устройство СССР представление о после политике «враги войны народа», об изменении в государственном устройстве. 1 Дать уч-ся Пора «Оттепели» представление о (середина 1950-х культе личности первая половина Сталина, секретном 1960-х годов) Потери СССР в войне; первостепенные задачи; героический подвиг людей; . Послевоенная внутренняя политика СССР; Развитие науки и культурной жизни 1945-1950 годы Кавалер ордена Победы, Гарри Трумэн, СЭВ (совет экономическо й взаимопомощ и) Впроголодь, . Л.П.Берия, КПСС, И.В.Курчатов, водородная бомба, атомный реактор, МВД, Расстрел Берия, МГБ, культ Сталина, культ ошибки и личности недоверии в Сообщение новых знаний. Стр.216220. Комбини – рованный Карта . Стр. 220225, карта. Комбини – рованный Карта «Союз Стр.225Советских 231. социалистических республик». Комбини – рованный , таблица Стр. «Реформы 235. Хрущева», иллюстрации. 233- докладе Хрущева, 50 руководстве страной Хрущевым Курс на 1 Дать уч-ся сведения Изменения в . строительство о 3 направлениях жизни людей во коммунизма развития страны, второй половине провозглашенных 50-х годов Хрущевым СССР в 1 Дать уч-ся Хрущевская ОВДмеждународных представление о «оттепель» - время Организация отношениях в международных правления Варшавского 1950-еначале отношениях в Н.С.Хрущева; 1957 Договора, 1960-х годов период правления г. – Н.С.Хрущева. Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. 51 Покорение космоса 52 Оттепель советском искусстве 49 4.10.1957 г.запуск искусственного спутника Земли, 12.04.1961гпервый полет человека в космос в 1 .Дать уч-ся общее 1957г- Всемирный представление о фестиваль развитии искусства молодежи в в период оттепели Москве 14 1 Дать учащимся сведения об освоении космоса советскими учеными Комбини – рованный Стр. 240. 235- Сообщение новых знаний. Стр. 242. 240- Ю.А.Гагарин, А.А.Леонов, С.П.Королев Комбини – рованный Стр. 243. 242- Б.Л.Пастерна к, Э.Неизвестны й, IV четверть Комбини – рованный Фильм «Летят Стр. журавли»,книги 246. Солженицына, . 243- 53 54 55 56 5758 уч-ся Образование в 1 Дать представление об 1950-е –начале изменениях в 1960-х годов. образовании. Советский Союз 1 Дать общее в середине 1960- х представление о – 1980-е годы: экономическом от стабильности развитии страны, к кризису. изменениях в жизни советских людей Отношения СССР 1 Дать уч-ся общее с представление об государствами экономических. мира Политических, культурных преобразованиях в 70-е годы Распад СССР. 1 Дать уч-ся общее Россия в 1990-е представление о годы политическом положении в стране после смерти Л.И.Брежнева 2 Дать Начало учащимся перестройки общее представление о политическом, экономическом положении в стране с приходом к власти М.С Горбачева Большая работа по воспитанию молодежи. Артек, комбиниров анный. Стр. 247. Достижения науки Диссидент, и техники в быту у правозащитно советских людей; е движение неравенство в советском обществе. Разрядка международной напряженности, летние олимпийские игры в Москве- 1980 год Комбини – рованный Стр. 254 250- Сообщение новых знаний. Стр.254263 Юрий Владимирович Андропов, Константин Устинович Черненко М.С.Горбачев, Сообщение новых знаний. Стр. 265 263- Перестройка, Комбинир. хозрасчет, приватизация, политика гласности Стр. 269. 265- 246- 59 Окончание «холодной войны» 60 Отмена 6-й 1 Дать уч-ся общее статьи представление о Конституции политической и СССР, Первые экономической демократические жизни в стране в выборы конце 80-х – начале 90-х годов 61 Россия после 1 Дать уч-ся общее распада СССР представление об экономических реформах 90-х 62 Чеченский кризис: 1 Дать уч-ся общие борьба за представления о целостность военных действиях в государства Чечне 1 Дать уч-ся общее представление о международном положении в 80-е90-е годы Соглашение с США по сокращению ядерного вооружения, воссоединение Германии, вывод войск из Афганистана, принятие закона о свободе эмиграции Признание многопартийност и, введение поста президента СССР(им стал Горбачев М.С.), Декларация о государственном суверенитете России. Б.Н,Ельцин Разворовывание государственного имущества, рыночная экономика;, отставка правительства Джохар Дудаев; Глава правительства – В.В.Путин бархатная революция. Комбинир. Стр. 269270 Карточная система, националисти ческие настроения, День России, Комбини – рованный Стр. 270276 Дом Советов Сообщение новых знаний. Стр. 276278 Террористы, боевики Сообщение новых знаний Стр. 278280. 63 64 65 66 Отставка президента Б.Н.Ельцина 1 Дать учащимся общее представление о причинах отставки Б.Н.Ельцина Россия в начале 1 Дать общее ХХ1 века. представление о Отношение первых реформах России с другими В.В.Путина, странами в 21 экономическом и веке социальном развитии в 20002008 годах. Дать общее представление об отношении России с другими странами 1 Дать Духовное общее возрождение представление о современной духовном России возрождении России 1 Проверь Контрольносебя по обобщающий вопросам на стр. 299 урок по теме «Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце ХХ – начале ХХ1 века Всего 66 часов в год Внутренняя и внешняя политикакак причина отставки президента Образование 7 федеральных округов; назначение представителей Президента; Республика Крым, отношение с Белоруссией, Казахстаном Вера в Бога, изучение великого культурного наследия, реконструкция старинных монастырей Комбинир. Компьютериз Комбинир. ация, ЕГЭ, Международн ый терроризм, Комбинир. Самостоятел ьная работа Стр.281284 иллюстрации Стр. 285293 Стр.294299 Форма оценивания. При оценке знаний, умений, навыков учащихся необходимо учитывать следующее: - при оценке устного ответа – правильность, полноту, развернутость, логичность, последовательность ответа, правильность речи, аргументированность рассуждения, умение сослаться на текст учебника, пользоваться исторической картой. Оценка «5» - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ. Оценка «4» - при ответе допускаются неточности; ошибки речи; ошибки в речи исправляет только с помощью учителя. Оценка «3» - материал излагается недостаточно полно и последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя или учащихся. Учебно - методическое обеспечение для учащихся. 1.Проверочные тесты. 1. Карточки с заданиями. 2. Демонстрационный и раздаточный дидактический материал Учебно - методическое обеспечение для учителя. 1. Программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида «История», под редакцией И.М. Бгажнокова, Просвещение, 2010: 2. Учебник : И.М.Бгажнокова, Л.В Смирнова, И.В.Карелина История Отечества 9 класс, М.Просвещение 2018 год.