Пояснительная записка. При составлении рабочей программы по миру истории используются - Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы. Программа по истории [Текст]/сост. О.И. Бородина, В.М.Мозговой, Л.С. Сековец: В 2 сб. /под ред. В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013. – с.92-106. Допущена Министерством образования и науки Российской Федерации; История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной в специальной (коррекционной) школе VIII вида для умственно отсталых детей. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете история заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта. Цель — обобщить имеющиеся у умственно отсталых учащихся разрозненные сведения для формирования новых понятий, необходимых для дальнейшего изучения истории как общественной дисциплины в 7— 9 классах. Задачи: формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития; формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и «историческом пространстве»; формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых других; формирование умения работать с «лентой времени»; формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения; воспитание интереса к изучению истории. формирование первоначальных временных исторических представлений; установление простейших взаимосвязей между историческим временем и изменениями, происходящими в предметном мире (мире вещей); жизни отдельного человека и общества. Для максимальной эффективности урока необходимо применить имеющиеся формы и методы его ведения, и вовлекать детей в различные виды учебной деятельности. На уроке предусматриваются виды работ: Способы повышения интереса к учебе. Активизация познавательной деятельности: - применять разнообразные методы и формы организации учебного процесса; - создавать необходимую атмосферу заинтересованности, чтобы каждый обучающийся как можно активнее участвовал в работе всего класса; - стимулировать детей к высказываниям и использовать разнообразные способы выполнения поставленных перед ними заданий без какой-либо боязни ошибиться или получить неправильный ответ; - оценивать работу ученика не только по полученным результатам, но и по процессу освоения нового материала; - использовать для освоения детьми темы дидактического материала, что позволило бы обучающимся самостоятельно выбрать для себя наиболее приемлемую форму и вид учебной деятельности; - создавать на уроке определенные педагогические ситуации общения, которые позволили бы ученикам проявить самостоятельность и инициативу. Развитие интереса к познанию. Организация учебной деятельности: - вовлекать детей в процесс самостоятельных «открытий» и поиска новых знаний; - разнообразить учебный труд, так как однообразные способы вызывают скуку; - объяснять важность и нужность своего предмета; - связывать новую тему с уже усвоенными ранее знаниями; - стремиться делать обучение трудным, но в тоже время посильным; - применять дифференцированный подход, исходя из личных качеств ученика и его уровня подготовки; - чаще проверять и оценивать работу школьника; - воздействовать на учащихся яркостью подачи учебного материала, собственной эмоциональной реакцией и заинтересованностью. Игровая деятельность - дидактические игры. Фронтальная форма обучения - класс одновременно выполняет общую, поставленную перед всеми детьми работу (сравнение, обсуждение и обобщение). Групповая работа - группы, решают конкретные учебные задачи, ответы на поставленные вопросы даются с участием каждого из обучающегося. Индивидуальная работа - ученик способен освоить большой объем знаний. Программой предусматриваются виды практических заданий: - заполнение анкет; - рисование; - составление устных рассказов; - рисование Государственного флага, прослушивание Государственного гимна; - изображение схем сменяемости времен года; - составление календаря на неделю, месяц: изображение «ленты времени» одного столетия, одного тысячелетия; ориентировка на «ленте времени»; - объяснение смысла пословиц и поговорок о времени, временах года, о человеке и времени и др. - чтение и пересказы адаптированных текстов по изучаемым темам; - рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями гербов, монет, археологических находок, архитектурных сооружений, относящихся к различным историческим эпохам; - экскурсии в краеведческий и исторический музеи; - ознакомление с историческими памятниками, архитектурными сооружениями; - просмотр фильмов о культурных памятниках; На уроках педагог использует все виды деятельности школьников в совокупности. Это производится с использованием самых современными средств освоения нового материала (компьютер и интернет, аудио- и видеопособия и т. д.). И, конечно, книги и карточек, наглядные пособия и иллюстрации. Коррекционная работа учителя на уроке В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида для успешного овладения историческими знаниями используются разнообразные формы организации учебного процесса, но основной формой обучения остаётся урок, который является одним из важнейших звеньев и условий реализации названной выше технологии. В коррекционной школе VIII вида при подготовке к уроку всегда стоит перед проблемой: как донести сложный, насыщенный разнообразными событиями, причинно – следственными связями, фактами, понятиями, именами исторический материал до сознания ребёнка, имеющего интеллектуальную недостаточность, в то время как мы понимаем, что прочное и осознанное усвоение исторических знаний основывается на логике и абстрактном мышлении. Поэтому поиск приемов и форм работы на уроке является ежедневной задачей учителя. 1. Регулярная работа на уроке способствует формированию умений - способности использовать имеющиеся знания или понятия для решения задач, а также навыков - сознательно автоматизированных действий, достигаемых путем упражнений. Для образования навыка у учеников коррекционной школы необходимы следующие условия: создание стимула к действию, наглядный показ действия, многократное повторение действия самими учащимися, воспитание самоконтроля, контроль со стороны учителя. 1. Основные умения и навыки школьников, формируемые на уроке истории: 1. Пересказ. 2. Оценка исторических явлений. 3. Сообщение исторических фактов. 4. Временные (работа с датами). 5. Пространственные (картографические). 6. Выделение главного и второстепенного. 7. Формулирование вывода. 8. Навыки самостоятельной работы. 2. Основные упражнения, используемые для формирования исторических знаний, умений и навыков: 1. Чтение текста учебника, ответы на вопросы. 2. Решение кроссвордов. 3. Работа с настенной и контурной картой. 4. Решение хронологических задач. 5. Выполнение тестовых заданий 6. Работа с тематическим словарём, оперирование терминами. 2. Живое слово учителя на уроке играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным, но не перегруженным мелкими подробностями, незначительными деталями. Рассказ учителя сочетается с выборочным чтением текстов из учебной книги, а также других источников. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее. 3. Одна из важнейших проблем, которая стоит перед учителем на уроке - это развитие речи учащихся на уроке, формирование исторического словаря. Большую помощь в этом оказывают тематические словари, работа с которыми стала неотъемлемой частью работы над историческим материалом на разных этапах урока. Понятия в словаре располагаются в алфавитном порядке, определения кратки, доступны, легко запоминаются. 4. На уроке должна осуществляться систематическая работа с исторической картой, как настенной, так и картами, имеющимися в атласах. Выполнение работ на контурных картах способствует не только запоминанию фактов, но и несет элементы творчества, что проявляется в оформлении, выборе цвета и т.д. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории в 7 классе. Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Система оценки учебных достижений позволяет проследить связи между оценкой процесса усвоения на разных его этапах и предполагает предварительный (вводный) контроль, текущий (тематический), итоговый контроль (может касаться как целого предмета, так и какого-то раздела), комплексную проверку. Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями. Оценка знаний, умений и навыков обучающихся VII - IX классов по истории Отечества несет единообразие в оценке устных ответов и письменных работ с учетом их психофизического развития и продвижения в овладении знаниями. Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся, дифференцированный подход к организации работы в классе: Устный опрос (ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, пересказать содержание изучаемого материала близко к тексту, выделить главную мысль в отрывке исторической статьи, составление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ (умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, рассказ учителя, наглядный материал, работа с исторической картой) Тестовые задания (соотнести событие с датой, соотнести понятие с его значением, соотнести причины исторических событий и сами события) Диктанты исторические Тексты контрольно-измерительных материалов создаются учителем в соответствии с психофизическими особенностями каждого обучающегося. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам относятся: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты включают: знание и понимание некоторых исторических терминов; элементарные представления об истории развития предметного мира (мира вещей); элементарные представления об истории развития человеческого общества. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец школьного обучения (IX класс): Мир истории Минимальный уровень: - понимание доступных исторических фактов; - использование некоторых усвоенных понятий в активной речи; - последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда предложенных вариантов; - использование помощи учителя при выполнении учебных задач, самостоятельное исправление ошибок; - усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем); - адекватное реагирование на оценку учебных действий. Достаточный уровень: - знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы; - использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях; - участие в беседах по основным темам программы; - высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным фактам; - понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью учителя; - владение элементами самоконтроля при выполнении заданий; - владение элементами оценки и самооценки; - проявление интереса к изучению истории. Базовые учебные действия: Регулятивные УД: - Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. - Проговаривать последовательность действий на уроке. - Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом учебника. - Учиться работать по предложенному учителем плану. - Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и - выходить из-за парты и т. д.). - Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место. - Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя. Познавательные УД: - Планировать свою работу по изучению незнакомого материала. - Отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. - Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). - Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя. - Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую. - Использовать знаково-символические средства с помощью учителя. Коммуникативные УД: - Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс). - Обращаться за помощью и принимать помощь. - Слушать и понимать речь других; инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности. - Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя. - Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях, учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). - Оформлять свои мысли в устной речи. -Соблюдать простейшие нормы речевого этикета, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь: 1-й уровень • объяснять значение словарных слов и понятий, а также устанавливать причины: возникновения языческих верований и обрядов; влияния образа жизни на развитие ремесел, торговых отношений, культуры; возникновения государства, его структуры, функций; развития православия, смены языческой культуры на христианскую; распада Киевской Руси; возникновения религии, торговли, межгосударственных связей России (IX—XVII вв.); захватов чужих земель, войн между племенами, народами, государствами; освободительных войн между государствами; возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном; Смутного времени и народных волнений; возникновения и укрепления сословных отношений в Российском государстве; • описывать: образ жизни восточных славян, места расселения; отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир, Иван Грозный, Борис Годунов, Лжедмитрий и др.); нравственные черты прогрессивных представителей народа, государства, религии, культуры; • ориентироваться в: названиях древних городов Руси (3—6 названий); основных событиях периодов: IX в. — первое Древнерусское государство (Киевская Русь); X в. — Крещение Руси; XI в. — расцвет Русского государства при Ярославе Мудром; XI—XIII вв. — расцвет культуры Древней Руси; XI—XV вв. — раздробленность русских земель; монгольское нашествие; свержение Золотой Орды; XVI—XVII вв. — объединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана IV; Смутное время; Земский собор 1613 г.; развитие сословных отношений; культура и духовность России. 2-й уровень предполагает сокращение объема сведений по сравнению с 1-м уровнем. Учителю для осуществления контроля за усвоением знаний рекомендуется использовать опорные вопросы, словарные слова, перечень конкретных заданий, например: Как возникла Золотая Орда? Объясни, почему монгольские племена покорили Россию и соседние с ней государства. Назови причины упадка Киевской Руси после правления Ярослава. Подчеркни, в каком веке началось образование единого Московского государства: X, XIII, XVI в. Какие реформы провел Иван Грозный в период своего правления (используй для ответа слова: судебник, присоединение, продвижение, расширение связей с...)? Объясни, чем занимались купцы, служилые люди, крепостные крестьяне, священники. Назови главные торговые и культурные города России XVI—XVII вв. • объяснять значения слов и понятий в контексте изучаемых тем; • устанавливать (по вопросам учителя) причины: возникновения верований на основе явлений природы; возникновения разнообразных видов труда; возвышения среди племен отдельных личностей; объединения соседних племен; возникновения государства; Крещения Руси; распада Киевской Руси. Учащиеся должны знать: • названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль; • исторические имена (3—5 имен); • главные исторические события от Крещения Руси до Куликовской битвы. На изучение предмета «Мир истории» отводится 2 часа в неделю – 68 ч. (34 учебные недели). Тематическое планирование № п/п 1 2 3 Глава Введение Древняя Русь (9 часов) Древнерусское государство (9 часов) Тема Что изучает история Происхождение славян. Три ветви славян. Количество часов 1 2 Славяне и их соседи. 1 Облик славян и черты характера. 1 Хозяйство и уклад жизни восточных славян. 2 Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян. 3 Как возникло Древнерусское государство. 2 4 5 Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства (14 часов) Русь в борьбе с завоевателями (19 часов) Об Аскольде, Дире и их походах в Византию 1 Князь Игорь из рода Рюриковичей (913-945) 1 Как княгиня Ольга отомстила древлянам. 2 Сын князя Игоря и Ольги – Святослав. 3 Сыновья князя Святослава. 1 Князь Владимир Красное Солнышко. 3 Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019-1054) 2 Русь после смерти Ярослава Мудрого. 2 Распад Руси на отдельные княжества в XII в. 2 Ростово-Суздальское княжество в XII в. 4 Образование монгольского государства. Нашествие монголов на Русь. 2 Новгородский князь Александр Невский (1236-1263) Объединение русских земель против Золотой Орды. Московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389) 6 Единое Московское государство (18 часов) 2 3 3 4 Наследники Дмитрия Донского. 5 Русь в XVI веке. Царь Иван Грозный (1533-1584) 3 Войны Ивана Грозного. 4 Россия после Ивана Грозного. 4 Воцарение династии Романовых. 7 Календарно-тематическое планирование № п/п 1 Тема урока Вид урока Введение. Что изучает история. Повторение 2 Древняя Русь. Происхождение славян Сообщение новых знаний 3 Расселение восточных славян Комбинированный 4 Славяне и соседние народы Комбинированный 5 Облик славян и черты характера. Комбинированный 6 Хозяйство и уклад жизни восточных славян. Земледелие – основное занятие славян. Сообщение новых знаний 7 Организация жизни славян. Как менялась жизнь людей в общине Сообщение новых знаний Комбинированный 8 Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян. Комбинированный 9 10 Языческие традиции восточных славян Обобщающий урок. Древняя Русь. Повторительно-обобщающий. Цели и задачи урока -Дать представление об истории как науке. Научить определять последовательность событий, соотносить год с веком -Разъяснить происхождение и смысл понятия истории. -Познакомить со структурой учебника. -Пробуждать интерес к предмету. -Способствовать развитию памяти. -Дать понятие о восточных славянах, показать сущность единства этих народов в современном обществе. Формировать представление о жизни наших предков. -Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине. -Способствовать развитию речи, памяти, внимания. -Природно-климатические особенности расселения, проживания восточных славян -Формировать представление об особенностях расселения восточных славян. -Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине. -Учить находить и определять новые слова -Дать представление о жизни и укладе соседей восточных славян. -Дать представление об окружении восточных славян. -Воспитывать чувство дружбы и уважения между народами. -Выделять главные мысли из текста учебника -Раскрыть особенности характера славян. -Формировать представление о связи между суровыми условиями жизни и чертами характера восточных славян. - Воспитывать чувство гордости за наших предков. -Способствовать развитию речи, памяти, внимания. -Познакомить с условиями труда. Выяснить, почему земледелие – основное занятие. -Формировать представление о жизни и быте восточных славян. -Воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда. -Формировать умение работать с текстом учебника. -Познакомить с общественным строем восточных славян. - Продолжить формировать представление о жизни и быте восточных славян. -Воспитывать уважение к семье, традициям. -Развивать внимание, память -Формировать представление о жизни и быте восточных славян. -Познакомить с трудом и бытом восточных славян. -Воспитывать уважение к трудолюбию предков. -Учить находить новые слова. -Формировать представление о религии, традициях восточных славян. -Познакомить с возникновением верований в духов, богов. -Воспитывать интерес к древним поверьям. -Учить извлекать знания из текста учебника -Обобщить и систематизировать знания. 11 Древнерусское государство. Как возникло древнерусское государство. Сообщение новых знаний 12 О чём рассказывает древняя летопись Сообщение новых знаний 13 Об Аскольде, Дире и их походах в Византию. Князь Олег Сообщение новых знаний 14 Князь Игорь из рода Рюриковичей (913-945) Сообщение новых знаний 15 Как княгиня Ольга отомстила древлянам Сообщение новых знаний 16 Посольство Ольги в Византию Комбинированный 17 Сын князя Игоря и Ольги – Святослав. Война Святослава с хазарами. Комбинированный 18 Битвы Святослава на Балканах. Гибель Святослава. Комбинированный 19 Обобщающий урок. Древнерусское государство. Повторительно-обобщающий. 20 Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства. Сыновья князя Святослава Комбинированный -Выяснить знания основного фактического материала. -Формировать активность и самостоятельность. -Развивать внимание, память. -Дать представление об образовании древнерусского государства. -Помочь понять, как образовалось государство. -Воспитывать чувство уважения к поступкам восточных славян. -Способствовать пониманию и воспроизведению изученного материала. -Доказать на примере летописи и былин, что источники знаний о Древней Руси. -Разъяснить, что такое былина, «Повесть временных лет». -Воспитывать уважение к людям труда. -Развивать умение приводить в качестве доказательств сведения из текста былины -Деятельность первых русских князей основные направления внешней и внутренней политики на Руси. -Знакомить с деятельность первого князя Олега. -Воспитывать интерес к истории Отечества. - Продолжать учить составлять полные ответы на вопросы. -Деятельность князя Игоря основные направления внешней и внутренней политики на Руси. -Знакомить с деятельность первого князя Игоря. -Воспитывать интерес к истории Отечества. -Способствовать пониманию изученного материала. -Показать внутреннюю и политику при Ольге. -Знакомить с деятельность первого княгини Ольги. -Воспитывать интерес к истории Отечества. -Учить работать с описанием исторической личности, оценка деятельности -Показать внешнюю политику при Ольге. -Дать представление о том, с какими государствами торговала Русь, по каким морям плавали русичи. -Воспитывать уважение к мужеству древних предков. -Продолжать учить составлять предложения. -Познакомить с деятельностью Святослава. -Знакомить с деятельность первого сына княгини, Святослава. -Воспитывать уважение к мужеству древних предков. -Обогащать словарный запас. -Пояснить причины гибели Святослава. -Причины гибели Святослава. -Воспитывать уважение к мужеству древних предков. -Развивать внимание память - Обобщить и систематизировать знания учащихся. -Выяснить знания основного фактического материала. -Формировать активность и самостоятельность. -Развивать внимание, память. -Дать представление о наследниках Святослава и их борьбе за княжение. -Рассказать о сыновьях Святослава. -Вырабатывать в себе высокие моральные качества. 21 Князь Владимир Красное Солнышко. Комбинированный 22 Крещение Руси. Комбинированный 23 Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства. Комбинированный 24 Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019-1054) Сообщение новых знаний 25 Князь-воин, строитель, книжник. Русская Правда Ярослава Мудрого Комбинированный 26 Русь после смерти Ярослава Мудрого. Сообщение новых знаний 27 Князь Владимир Мономах. Память о Владимире Мономахе в истории Киевской Руси (1113-1125) Сообщение новых знаний 28 Распад Руси на отдельные княжества в XII в. Сообщение новых знаний 29 Новгородская республика. Господин Великий Новгород. Занятия и торговые пути новгородцев. Комбинированный 30 Ростово-Суздальское княжество в XII в. XII в. Князь Юрий Долгорукий (1132-1157) Комбинированный 31 История возникновения Москвы. Комбинированный -Продолжить развивать умение работать с текстом. -Объяснить причины принятия христианства. -Из истории выбора христианства. -Воспитывать уважительное отношение к людям религиозных убеждений. -Развивать внимание, память. -Дать представление о крещении Руси при князе Владимире. -Дать понятие об учении христианства, о значении крещения. -Воспитывать уважительное отношение к людям разных религиозных убеждений. -Развивать умение работать с несколькими источниками (учебник, иллюстрации) -Дать представление об укреплении власти князя. -На конкретных примерах показать укрепление княжеской власти. -Умение самостоятельно работать с текстом. -Воспитывать интерес к истории Отечества -Объяснить причины расцвета Киевской Руси -Подчеркнуть значение деятельности Ярослава Мудрого. -Воспитывать восхищение деятельностью князя. -Развивать умение работать с документами. -Дать характеристику деятельности Ярослава, о первых законах Киевской Руси -Раскрыть сущность Русской Правды. -Воспитывать уважение к многогранной личности князя. -Продолжать учить составлять полные ответы на вопросы. -Сообщить о причинах начала междоусобных войн на Руси. -Раскрыть причины междоусобиц. -Вырабатывать в себе высокие моральные качества. -Умение извлекать знания из различных источников. -Сведения о борьбе Владимира Мономаха за единство России. -Краткая характеристика Руси в IX-XII вв. Кратко ознакомить с «Поучениям детям». -Воспитывать чувство гордости за народ, который упорным трудом добился высоких достижений. -Умение поддерживать беседу. -Сообщить причины распада Руси. -Дать сведения о причинах обособления княжеств. -Вызвать интерес к изучаемому материалу. -Способствовать запоминанию и воспроизведению нового материала -Формировать представление о Великом Новгороде. -Дать сведения о том, что Новгород достиг высокого развития экономики, культуры. -Воспитывать уважение к людям труда. -Развивать умения работы с исторической картой -Ознакомить с Ростово-Суздальским княжеством в XIIв. -Причины расцвета Ростово-Суздальского княжества при Юрии Долгоруком. -Воспитывать любовь и уважение к труду. -Закреплять умение работать с картой. -Причины возвышения Москвы 32 Культура Руси в X-XIII вв. 33 Обобщающий урок. Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства. Повторительно-обобщающий. 34 Русь в борьбе с завоевателями. Образование Монгольского государства. Чингизхан и его армия. Битва на реке Калке Нашествие монголов на Русь. Сообщение новых знаний 35 Сообщение новых знаний Комбинированный 36 Летописи о битвах на реке Сить, героическая оборона Козельска. Поход хана Батыя на южнорусские земли. Комбинированный 37 Новгородский князь Александр Невский (1236-1263) 38 Ледовое побоище. 39 Власть Золотой Орды над Русскими князьями Сообщение новых знаний 40 Объединение русских земель против Золотой Орды. Русские княжества в XIII-XIV вв. Борьба Москвы с Тверью. Сообщение новых знаний Сообщение новых знаний Комбинированный -Раскрыть историю возникновения Москвы. -Вызвать интерес к изучаемому материалу. -Способствовать развитию внимания, воображения, памяти. -Дать общее представление о культуре искусстве Руси -Показать, что культура и искусство достигли своего расцвета в XII в. -Воспитывать уважение к людям труда. -Развивать внимание, память - Обобщить и систематизировать знания учащихся. -Выяснить знания основного фактического материала. -Формировать активность и самостоятельность. -Развивать внимание, память. -Дать сведения о жизни и быте татаро-монгол. -Дать характеристику жизни монголо-татар. -Воспитывать чувство занепокоренный народ. -Учить элементарно, анализировать исторический материал Формировать представление о нашествии монголо-татар на Русь. -Подвести к пониманию, что поражение Руси втборьбе с монголами связано с раздробленностью. -Беззаветное служение Отечеству – священная обязанность гражданина. -Способствовать развитию внимания, воображения, памяти. -Показать героизм народов нашей страны в борьбе с монголо-татарами. -Борьба с монголами –трагическая история в жизни нашего Отечества. -Восхищение героизмом защитников русских людей. -Продолжать развивать умение последовательно выполнять задания. -Раскрыть качества государственного деятеля, дипломатию полководца. -Объяснить, почему А.Невский стал национальным героем. -Способствовать формированию патриотических и нравственных качеств. -Продолжить развивать умение поддерживать беседу по оценке исторического деятеля. -Показать героическую борьбу русского народа с немецкими рыцарями -Рассказать о Ледовом побоище. -Беззаветное служение Отечеству – священная обязанность гражданина. -Способствовать развитию познавательных способностей. - Познакомиться с историей установления монгольского ига на Руси и выяснить принципы управления Русью; рассмотреть взаимоотношения русских князей с Ордой; обобщить итоги и последствия более двухвекового владычества монголо-татар: дать определения понятиям: иго, Золотая Орда, ярлык, баскаки, численники. развивать умения учащихся извлекать необходимую информацию из разных источников; соотносить единичные исторические факты и общие явления; анализировать, сравнивать, обобщать и оценивать предлагаемые исторические факты, суждения, -Формулировать и аргументировать собственную точку зрения; -Способствовать развитию интереса у учащихся к историческим событиям своей страны; вызвать чувство непримиримости к силам и лицам, в действиях которых проявляется безнравственность. - Показать феодальную раздробленность на Руси; выяснить причины разногласий между княжествами; -Коррекция и развитие памяти, зрительного и слухового восприятия путем работы с текстом и наглядностью. 41 Московский князь Иван Калита (1325-1340). Наследники Калиты. Комбинированный 42 Изменения в Золотой Орде Комбинированный 43 Московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389) Комбинированный 44 Благословение Сергия Радонежского Сообщение новых знаний 45 Куликовская битва. Сообщение новых знаний 46 Поход Тохтамыша на Москву в 1382г Наследники Дмитрия Донского. Василий II Темный (1425-1462). Собирание Руси Иваном III (14621505) Сообщение новых знаний Сообщение новых знаний 47 48 Покорение Новгорода. Освобождение Руси от Золотой Орды. 49 Управление государством Иваном III Комбинированный Сообщение новых знаний -Рассказать о деятельности московского князя Ивана Калиты. -Показать, какие изменения появились в Москве в годы княжения Ивана Калиты; дать краткую характеристику князю Ивану Даниловичу; подвести к пониманию, что московское княжество увеличилось и укрепилось при Иване Калите. -Учить понимать действия и поступки людей в прошлом; -Продолжать развивать умения поддерживать беседу по оценке исторического деятеля; давать нравственную оценку поступкам. -Воспитывать бережное отношение к историческому достоянию. - Совершенствовать навыки работы с учебником: самостоятельно читать текст, составлять полные, развернутые ответы, делать выводы. -Дать характеристику князю Дмитрию Ивановичу и деятельности Куликовской битвой. -Рассказать об укреплении Москвы в годы правления Донского. -Воспитывать уважение к выдающемуся русскому полководцу. -Учить анализировать факты при чтении учебника. -Привлечь внимание учащихся к выдающемуся русскому полководцу. -Дать краткие сведения из жизни святого Сергия Радонежского; подчеркнуть его роль в решении князя Дмитрия Ивановича сразить с монголо-татарами. -Совершенствовать навыки работы с учебником: самостоятельно читать текст, составлять полные, развернутые ответы, делать выводы. -Воспитывать чувство восхищения личностью Сергия Радонежского, подчеркнуть его роль в развитии монашества, духовном возрождении, единении земли русской. -Показать борьбу русского народа за независимость. -Выявить понимание факторов, определяющих победу или поражение в битве. -Продолжать развивать умения самостоятельно делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи, представлять условия того времени. -Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и восхищения мужеством русских людей, поднявшихся на борьбу с могущественным врагом и одержавших блестящую победу. -Раскрыть значение Куликовской битвы для развития культуры Руси. -Показать учащимся причины похода Тохтамыша на Москву; разорение Москвы. - Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы через работу в паре -Формировать умение анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям. -Развивать кругозор, устную речь, творческое мышление, память, познавательный интерес. -Воспитывать интерес к истории Отечества. -Формировать чувство патриотизма и гражданственности. -Коррекция и развитие памяти, зрительного и слухового восприятия путем работы с текстом и наглядностью. -Рассказать о значении свержения правления Золотой Орды; -Воспитание чувства патриотизма; -Коррекция и развитие памяти, зрительного и слухового восприятия путем работы с текстом и наглядностью. -Воспитывать глубокое уважение к героическому прошлому народа. -Продолжать развивать умение последовательно выполнять задания. -Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в управлении страной во время правления Ивана III -Развивать умения самостоятельно работать с текстом учебника и извлекать необходимую информацию, способствовать формированию ИКТ - компетентности -Воспитывать уважение и интерес к истории своего Отечества 50 51 52 Обобщающий урок. Русь в борьбе с завоевателями. Единое Московское государство. Русь в XVI веке. Царь Иван Грозный (1533-1584). Начало правления Ивана IV. Повторительно-обобщающий. Сообщение новых знаний Комбинированный 54 Близкое окружение царя Ивана IV. Земский собор. Реформы Избранной Рады Войны Ивана Грозного. 55 Войны с западными странами. 56 Опричнина. Погромы в Новгороде и конец опричнины. Сообщение новых знаний 57 Покорение Сибири. Сообщение новых знаний 58 Россия после Ивана Грозного. Комбинированный 59 Лжедмитрий I-самозванец Комбинированный 60 Лжедмитрий II. Семибоярщина Комбинированный 61 Русская православная церковь в Смутное время. Минин и Пожарский: за веру Комбинированный 53 Комбинированный Комбинированный Комбинированный Обобщить и систематизировать знания учащихся по главе. Коррекция и развитие мыслительной деятельности путем работы с иллюстрациями. -Познакомить учащихся с царем Иваном Грозным (личность) -Коррекция и развитие памяти, зрительного и слухового восприятия путем работы с текстом и наглядностью. -Познакомить с проведением реформ -Роль личности в истории. Роль Ивана Грозного. -Способствовать развитию познавательных способностей. -Пробуждать интерес к предмету. -Показать помощников Ивана Грозного в управлении страной; разъяснить роль судебника. - Коррекция и развитие связной устной речи через выполнение заданий в учебнике и беседы с учителем. -Формирование представлений о защите Иваном Грозным земель русских от противников; воспитание патриотизма -Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы при самостоятельной работе и при выражении собственного мнения. -Дать представление о войнах с Крымским, Казанским ханством, с ливонскими рыцарями -Формирование представлений о желании Ивана IV укрепить свое государство и его заинтересованность в мастерах военного дела, литейщиках, медиках и др специалистах, которых в Русском государстве почти не было. -Показать причины войны с Польшей, которая в союзе с Литвой стала очень сильным государством. -Причины введения опричнины. -Формирование понятия опричнина и предпосылок к его появлению -Формирование представлений о личности Ивана Грозного -Способствовать формированию патриотических и нравственных качеств. -Коррекция и развитие памяти, зрительного и слухового восприятия путем работы с текстом и наглядностью. -Показать учащимся жестокую расправу Ивана Грозного над жителями Новгорода; показать учащимся, что Опричнина помогла царю утвердить свою власть над всей страной, но ослабила ее, тем самым крымский хан смог прорваться к Москве; Расширение границ Русского государства за счет покорения казаками Сибирского ханства Ермаком. -Воспитывать чувство гордости за непокоренный народ. -Закреплять умение ориентироваться на карте -Формировать представления о личности Федора Ивановича. Правление Бориса Годунова и причины голода. Показать предпосылки для появления самозванцев. -Способствовать развитию познавательных способностей. -Правление Лжедмитрия I. Развивать причинно следственные связи и зависимости. -Умение работать в парах, дополнять ответ ученика. -Рассказать о семибоярщине, кризисе верховной власти, иностранной интервенции. -Формировать представления о Лжедмитрии II самозванце и ставленнике Польши и Литвы. -Формирование представлений об осаде Троице-Сергиева монастыря польско-литовским войском -Воспитывать чувство уважения к Михаилу Шуйскому, который снял осаду. -Показать роль православной церкви и простого народа в спасении Отечества -Выявить причины, которые способствовали наступлению Смутному времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий. 62 Воцарение династии Романовых. 63 Царь Алексей Михайлович Романов (1645-1676) Раскол Русской православной церкви Сообщение новых знаний Комбинированный 65 Укрепление южных границ России. О казаках. Комбинированный 66 Развитие России в XVII (17) веке Комбинированный 67 Культура России в XVI-XVII вв. Сообщение новых знаний 68 Обобщающий урок. Единое Московское государство. 64 Сообщение новых знаний Повторительно-обобщающий. -Продолжить развитие у учащихся умения работать с учебником, технологической картой, контурной картой, умения выявлять главное, анализировать. - Продолжить воспитание на гражданственности при изучение темы. -Познакомить учащихся с гражданским подвигом Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, патриарха Гермогена и русского народа. -Развивать у детей умение анализировать, сравнивать и обобщать. -Дать представление об истории воцарения династии Романовых. -Развивать у учащихся устную речь, память, умение анализировать события, использовать для получения знаний дополнительный материал. -Развивать у учащихся интерес к истории собственной страны, воспитать уважение и гордость за события прошлого и сформировать у учащихся активную гражданскую позицию. Обеспечить усвоение знаний учся о правлении первых Романовых. -Развивать навыки работы с документами, учебником для анализа и обобщения исторических событий. -Продолжать учить составлять полные ответы на вопросы. -Формирование у учащихся личностного отношения к изучению прошлого своей страны. - Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы через работу в паре. -Дать понятие о причинах раскола. -Воспитывать уважение к людям разного вероисповедания.. -Продолжать учить составлять полные ответы на вопросы. -Раскрыть роль казачества в охране границ. -Дать сведения о занятиях, быте казачества. -Воспитывать чувство патриотизма на примере мужества русских людей. -Продолжать развивать умение самостоятельно делать выводы. -Коррекция и развитие связной речи при работе над деформированным текстом. = Развить у учащихся интерес к русской истории, культуре; выявить характерные черты русской культуры XVII века -Сформировать умение логически мыслить, выстраивать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать материал, делать выводы; -Продолжить формирование умений работать с материалами: текстом учебника, документами, иллюстрациями, схемами, таблицами; воспитывать у учащихся гуманное отношение к окружающему миру, толерантность. -Коррекция и развитие связной устной речи через выполнение заданий в учебнике и беседы с учителем. -Показать особенности развития культуры в XVI-вв. -Познакомить с памятниками культуры этого периода. -Воспитывать понимание красоты. -Развивать внимание, память -Обобщить знания учащихся по главе. -Коррегировать внимание в ходе беседы с учителем -Коррекция и развитие мыслительной деятельности путем логических заданий. Варианты контрольных работ Итоговая тестовая работа. 1. История - это наука А) О настоящем нашей Родины. Б) О прошлом нашей Родины. 2. Вече- это А) Княжеское войско Б) Народное собрание. 3. Выбери занятие восточных славян, которое не сохранилось до времени. А) Земледелие. В) Рыболовство. Б) Охота. Г) Бортничество. 4. Вера в природных богов называется А) Христианская. Б) Языческая. 5. Напиши, кого из славянских богатырей ты знаешь? 6.Как звали князя из варягов, которого призвали славяне? А) Игорь. Б) Олег. В) Рюрик. 7. Продолжи цепочку правления князей: Рюрик …………………………………………………………………. 8. Крещение Руси- это принятие … А) Языческой веры. Б) Христианской веры. 9. В каком году состоялось крещение Руси? А) 988 г. Б) 879 г. 10. Что создали Кирилл и Мефодий? А) Первые печатные книги. Б) Письменность. 11. Напиши, с какого по какой век длился период раздробленности. ________________________________________ 12.Укажи причину, которая не повлияла на распад Руси. А). Развитие городов и рост их самостоятельности. Б). Нашествие кочевников. В). Разделение княжеских уделов на более мелкие. 13. В каком веке началось монгола- татарское нашествие? А) В 5 веке. Б) В 13 веке. В) В20 веке. 14. Что такое иго? А) Угнетение. Б) Неволя. В) Вольная жизнь. 15 .На каком озере происходило ледовое побоище? А) Байкал. Б) Чудское. 16. В каком году произошло ледовое побоище? А) 1147 г. Б) 1242 г. 17. Какая битва произошла в 1380 г? А) Куликовская. Б) Сталинградская. 18. В каком году Русь окончательно освободилась от монголо – татарского ига? А). В 1380 г. Б). В 1480 г. 19. Напиши имя князя, освободившего Русь от монголо – татар. ______________________________________________________ проверочная работа по истории по теме : « ДРЕВНЯЯ РУСЬ» 1.Древляне жили вблизи А) Полей. Б) Болот. В) Лесов. 2. Вече- это А) Княжеское войско. Б) Народное собрание. 3. Выбери занятие восточных славян, которое не сохранилось до нашего времени. А) Земледелие. В) Рыболовство. Б) Охота. Г) Бортничество. 4. Из каких материалов изготавливал свои изделия гончар? А) Из металла. Б) Из глины. 5. Кто изготавливал свои изделия из металла? А) Кузнец. Б) Бондарь. В) Гончар. 6. Тризна- это А) Праздник. Б) Прощальный пир. 7. Вера в природных богов называется А) Христианская. Б) Языческая. 8. Напиши, кого из славянских богатырей ты знаешь? ____________________________________________________________ Тестовая проверочная работа по теме: « РУСЬ В БОРЬБЕ С ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ». 1. В каком веке началось монгола- татарское нашествие? А) В 5 веке.Б) В 13 веке.В) В20 веке. 2. Кто стоял во главе монгола- татарского войска? А) Князь.Б) Хан.В) Воевода. 3. Какой город на Руси принял первый удар монгола- татар? А) Ростов.Б) Рязань.В) Москва. 4. Что такое иго? А) Угнетение.Б) Неволя.В) Вольная жизнь. 5. Кем управлялась Новгородская земля? А) Князем.Б) Боярами.В) Вече. 6. Кто вторгся во владения Великого Новгорода? А) Немецкие рыцари Б) Шведы. В) Французы. 7.На каком озере происходило ледовое побоище? А) Байкал. Б) Чудское. 8. В каком году произошло ледовое побоище? А) 1147 г. Б) 1242 г. 9. Какая битва произошла в 1380 г? А) Куликовская. Б) Сталинградская. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Учебно-методический комплекс Программа Программы специальных (коррекционныхобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой –М.: Владос, 2011г Учебник История Отнчества учебник для 7 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы 3-е издание, переработанное – Москва «Просвещение», 2018 ?Методическое обеспечение Рабочая тетрадь. 7 класс « История Россиz XVII -XVIII веках. И. Андреев. НПО «Школа» - Издательство «Открытый мир».2015. Дидактический материал Учебные карты и атласы по истории России с конца XVI века до конца XVIII века. Атлас «Новая история с середины XVII века до 1870 года», Роскартография, 2010 года. ?Учебные пособия для учащихся Электронный учебник: История России с древнейших времен до начала XX века. Энциклопедия истории России 862-1917 годов Мониторинговый инструментарий Тесты по истории России с конца XVI до конца XVIII века. Тесты по Новой истории с середины XVII века до 1870 года Перечень объектов и средств материально-технического обеспечения учебного процесса Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 1.Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения. 2.Учебные пособия для обучающихся: Карточки-задания, Тесты Кроссворды 3.Методические пособия для учителя: Пузанов, Б. П. , Бородина, О. И. , Сековец, Л. С. , Редькина, Н. М. Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 216 с. – (Коррекционная педагогика). Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России Х1Х в. 7 кл. – М.: ВАКО, 2004. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки к учебнику «Новая история: 1800-1913: 7 кл. М.: Просвещение, 2002 Соловьёв К.А. Поурочные разработки по новой истории: 8 кл. – М.: ВАКО, 2006. Кочетов Н.С. Новая история. 1800 – 1913. 7 кл.: поурочные планы по учебнику Юдовской А.Я., Баранова П.А. – Волгоград: Учитель, 2006 Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. История 7-9 кл. – Волгоград: Учитель, 2004 Парецкова С.В., Варакина И.И. История. 5-9 классы: повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах. – Волгоград: Учитель, 2007 Манько А.В. Выдающиеся деятели XIX века. – М.: Школьная пресса, 2003 Печатные пособия Таблицы в соответствии с программой обучения. Плакаты по основным темам. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства Технические средства обучения Мультимедийный проектор. Экранно-звуковые пособия Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы уроков. Видеофильмы соответствующего содержания. Слайды соответствующего содержания. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. Информационное обеспечение образовательного процесса Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru Учительский портал http://www.uchportal.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ Социально- бытовая ориентировка http://pedsovet.su/load/330 Блог- портфолио учителя коррекционной школы Жестовской О.Б. http://3sbo75.blogspot.ru/p/blog-page_2304.ht