Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» «Согласовано» с родителями Н. И. Шляпникова______________ А. Р. Хаирова _____________________ Приказ № ___ от «___»_________________2023 г. СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Для обучающейся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) Хаирова Виктория Дмитриевна Возраст: 14 лет Срок реализации: 1 год Форма получения образования: на дому Составитель: Коркодинова К. В. учитель индивидуального обучения первая квалификационная категория Реж 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка с интеллектуальными нарушениями, с учетом его особых образовательных потребностей в 8 классе ГБОУ «Центр «Дар», обучающегося на дому. Нормативные документы: − Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями); − Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850; − Федеральная адаптированная основная образовательная программа обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями утвержденная Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 №1026. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЁНКЕ ФИО ребенка: Хаирова Виктория Дмитриевна Возраст ребенка и дата рождения: 15 лет, 30.06.2008г. Класс – 8 «Б» Место жительства: г. Реж, ул. Металлургов 10-2 Законный представители (родители): мать – Хаирова Айгуль Рафаиловна Год обучения в ГБОУ «Центр «Дар» – 8 Заключение ПМПК от 23.06.2016 г. согласно протоколу обследования ребенка № 2652 от 30.08.2016 г. Рекомендована адаптированная основная общеобразовательная программа на основе учебного плана для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата. Вариант 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Девочка обучается в образовательной организации 8 год. В семье созданы все условия для обучения и воспитания Вики. Девочка воспитывается в неполной семье. Воспитанием занимается мама и бабушка. Папы в семье нет. Члены семьи заинтересованы в обучении и развитии девочки, а также готовы участвовать в составлении программы СИПР, и проявляют заинтересованность в мероприятиях, проводимых в классе и школе. Виктория удерживает голову самостоятельно, совершает повороты головы, наклон головы. Не ходит самостоятельно, только с помощью кресла-коляски. Вика сидит в кресле-коляске в течение 40 минут. Затем устаёт, начинает махать руками и ногами. Сидит на диване со спинкой без фиксации в течение 15 минут. Не все вложенные в руку предметы может удерживать: ручку держит только в кулаке, ложку не удерживает. Также захватывает небольшие предметы одной рукой с помощью, и старается схватить шнурок. В связи с заболеванием, проявляется выраженная спастика мышц и конечностей. У ребенка низкий уровень познавательной активности, трудности установления причинноследственных связей, недостаточная концентрация внимания. То есть у ребёнка недостаточно сформированы внимание и восприятие. Вика реагирует на проявление эмоций педагога, отвечает на них соответственно. Преобладает, в основном, позитивный эмоциональный фон. Но в последнее время все чаще пребывает в упадническом настроении, грустит, бывает пассивной и безответной на стимулы. Не быстро переключается, обращает внимание на новые вещи человека и новое во внешности. Умеет помахать рукой, покачать головой в знак приветствия. Реагирует на домашних животных, улыбается и хохочет в нужной ситуации. Выбирает цвета, предметы, задания через наводящие вопросы учителя. Машет головой в ответ «Да» или «Нет». Делает выбор «или-или» с помощью поднятия определенной руки или движения головой в сторону, которое соответствует тому или иному выбору картинки, предмета, ответа на вопрос. Узнаёт знакомые предметы на цветной картинке, прослеживает движение предметов. Ребёнок реагирует на знакомый голос, интонации речи, слышит речевые инструкции. Берет предметы, ощупывает одной рукой. Виктория не говорит, обладает импрессивной речью, а также может звуком или кивком головы выразить согласие или несогласие. Сформированы представления о своём имени, отзывается на него; о том, к какому полу она относится; о частях своего тела; о ближайшем окружении - маме и бабушке; Сформированы представления о временах года; о домашних животных и среде их обитания; Невербальный контакт со взрослым устанавливает легко. При помощи взрослого может приклеивать наклейки и детали аппликации; катать тесто для лепки, пластилин, но с большой помощью. На данный момент немного лучше контролирует свое тело, постоянно тренируется для того чтобы научится расслаблять или напрягать мышцы по желанию. Упражнения «Воздушный шарик», «Крокодильчик», «Собирание кулачков», «Крылья бабочки» и т. д. . Так же, Вика научилась проглатывать слюну и более контролировать процессы глотания, но, к сожалению, вне уроков, мало пользуется своими навыками, так как ей удобнее не прилагать усилия и пускать все на самотек. Потребность в уходе проявляется в постоянной и полной помощи со стороны взрослого. Потребность в присмотре постоянная. В 2023 году нагрузка 5 часов в неделю индивидуальных занятий на дому. Также, по желанию и возможности, выход на классные мероприятия, нахождение в группе сверстников на внеурочной деятельности. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Предметные области Количество часов Учебные предметы VIII Класс Обязательная часть 1. Язык и речевая практика Речь и альтернативная коммуникация 1 2. Математика Математические представления 1 3. Окружающий мир Окружающий природный мир Человек Домоводство 1 Окружающий социальный мир 4. Искусство Музыка и движение Изобразительная деятельность 5. Физическая культура Адаптивная физкультура 6. Технология Профильный труд 2 5 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Содержание образования в условиях организации и семьи Приоритетные учебные предметы: • • • • Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Окружающий социальный мир Профильный труд Расписание уроков Дни недели Четверг Пятница Предмет Речь и альтернативная коммуникация Окружающий социальный мир Профильный труд Математические представления Профильный труд Время 09.00-09.40 09.50-10.30 10.40-11.20 09.50-10.30 10.40-11.20 Содержание по предметам и условия организации и семьи. Содержание 1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация 1.1. Коммуникация 1.1.2. Коммуникация с использованием невербальных средств. Использование взгляда как средства коммуникации Использование жеста как средства коммуникации Использование карточек с различными картинками словами как средства коммуникации Импрессивная речь. Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др. Понимание простых предложений Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.) 2. Математические представления 2.1. Количественные представления Нахождение одинаковых предметов Объединение предметов в единое множество. Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто» Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. 2.2. Представления о форме. Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок» Соотнесение формы предметов с геометрическими телами Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, полукруг, пятиугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг). 2.3. Временные представления. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Различение времен года. Сравнение людей по возрасту. 2.4. Представления о величине. Сравнение 2-х предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). 3. Окружающий социальный мир. 3.1"Квартира, дом, двор". Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт) Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме. Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник. Узнавание (различение) часов (механические (наручные, настенные), электронные (наручные, настенные). Знание строения часов (циферблат, стрелки (часовая, минутная)). Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средства связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). Знание назначения технического устройства (сотовый телефон, планшет, видеоплеер). Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном (плеером, планшетом): включение, использование (связь, игра), выключение. 3.2 Продукты питания Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов. Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш. Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки). Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено, крупы, бобовые). Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). 3.3 Предметы быта. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная) Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначения предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначения кухонного инвентаря. Узнавание (различение) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера. Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа). Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы). Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей часов). 3.3 Школа Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). 3.4 Предметы и материалы, изготовленные человеком. Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Знание свойств дерева (прочность, твердость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки). Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла. Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвется). Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки). Знание свойств металла (прочность, твердость - трудно сломать, тонет в воде). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля). Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное белье, обивка мебели). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла). Знание свойств пластмассы (легкость, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры). 6. Профильный труд. 6.1 Инструменты, используемые при выполнении картонажно-переплетных работ Назначение и устройство инструментов для картонажно-переплетных работ. Классификация инструментов по назначению: измерительные (линейка, угольник, фальцлинейка); режущие инструменты (ножницы, переплетные ножи); колющие инструменты (шило, иглы). Вспомогательные инструменты и приспособления. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами во время картонажно-переплетных работ. Правила поведения и работы с инструментами на уроках по картонажно-переплетному делу. 6.2 Материалы для картонажно-переплетных работ. Исследование и классификация сортов бумаги по свойствам и назначению. Подбор разных сортов бумаги, разметка бумаги по шаблону, наклеивание на основу, написание наименования каждого вида бумаги. Исследование и классификация картона по сорту (переплетный, коробочный); по цвету (серый, белый, желтый, цветной); по физическим свойствам (гладкий, шероховатый, рифленый); по особенностям (картон впитывает влагу и коробится, толстый картон ломается по сгибу, тонкий картон легко сгибается, режется). Подбор разных видов картона, разметка картона по шаблону, наклеивание на основу, написание наименования каждого вида картона. 6.3 Изготовление почтовых конвертов. Составление плана действий по изготовлению почтового конверта. Выполнение практической работы по изготовлению изделия. Оценка качества готового изделия (сравнение качества готового изделия с образцом). 6.4 Изготовление пакетов для семян Разнообразие форм пакетов для семян. Назначение пакетов для семян. Повторение правил работы с режущими инструментами (ножницы), правил работы с клеем. Объяснение причин достижения (недостижения) результатов деятельности, формулирование оценки приобретенного опыта. 6.5 Изготовление поздравительных открыток. Виды поздравительных открыток. История возникновения открыток. Существенные признаки поздравительных открыток. Планирование действий по изготовлению поздравительной открытки под руководством учителя. Формирование суждений и выражение эмоций в соответствии с целью деятельности. Построение речевых высказываний в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя. Выполнение практической работы по изготовлению изделия. Оценка качества готового изделия (сравнение с образцом). 6.6 Изготовление закладок для книг. Назначение закладок для книг. Планирование действий обучающихся по изготовлению закладки «Карандаш», «Уголок». Формулирование выводов и подкрепление их доказательствами по результатам выполнения работы. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Цель: развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Задачи: развить и стимулировать познавательную и когнитивную активность ребенка; формировать коммуникативную деятельность; корректировать имеющие нарушения, предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии. формирование положительного отношения обучающегося к занятиям; развитие собственной активности обучающегося; формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий; формирование и развитие целенаправленных действий; развитие планирования и контроля деятельности; развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач. Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи: развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков; формирование и развитие координации; развитие пространственных представлений; развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Методы и приемы реализации программы. ‒ Совместные действия ребенка и взрослого; ‒ Действия по подражанию действиям учителя ‒ Поддержание правильной позы ‒ Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание ‒ Подражание простым движениям и действиям с предметами ‒ Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.) ‒ Принятие помощи взрослого ‒ Использование по назначению учебных материалов ‒ Выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию) ‒ Выполнение действий с предметами (по подражанию) ‒ Выполнение простых действий с картинками (по подражанию) ‒ Соотнесение одинаковых предметов и изображений (по образцу) ‒ Выполнение простых действий с предметами и изображениями (по образцу) ‒ Соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу) ‒ Выполнение речевых инструкций на занятии ‒ Действия по образцу, по словесной инструкции; ‒ Элементарные действия с предметами на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия; ‒ Предварительное рассматривание, показ по словесной инструкции педагога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке; ‒ Обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качества для последующего более точного использования в процессе деятельности. Планируемые результаты освоения программы В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП УО (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Личностные результаты освоения АООП могут включать: 1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я"; 2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; 3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; 4) формирование уважительного отношения к окружающим; 5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, дочери, пассажира, покупателя, пешехода), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 10) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Базовые учебные действия К концу обучения обучающаяся может быть: готова к эмоциональному, продуктивному взаимодействию с педагогом, положительно мотивирована. Сформировано учебное поведение с учетом особенностей ребенка. У нее может сформироваться учебное поведение: • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); • умение выполнять инструкции педагога; • использование по назначению учебные материалы; • принятие помощи взрослого; • соотнесение изображений на карточках с предметами и игрушками. • соотнесение предмета с соответствующим изображением (по образцу) • выполнение действия по образцу и по подражанию, выполнять задание: ‒ в течение определенного периода времени, ‒ от начала до конца, с заданными качественными параметрами. Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР. При оценке результативности обучения учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния обучающегося. При оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка. Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале: Уровни освоения (выполнения) действий / операций 1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). 2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) - по подражанию или по образцу - полностью самостоятельно Сформированность представлений 1. Представление отсутствует 2. Не выявить наличие представлений 3. Представление на уровне: - использования по прямой подсказке - использование с косвенной подсказкой (изображение) - самостоятельное использование +/- зп чп пи по + -? пп кп + Уровень сформированности действий/операций: 0 – действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет). 1 – действие выполняет совместно с педагогом. 2 – выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого. 3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу. 4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной или невербальной). 5 – выполняет действие самостоятельно. Уровень сформированности представлений: • «узнает объект». • «не всегда узнает объект» (ситуативно). • «не узнает объект». В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты. Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. ‒ Демонстрационный материал по темам. ‒ Тематические пазлы и разрезные картинки. ‒ Тематические трафареты. ‒ Сюжетные картины. ‒ Игрушки ‒ Школьные принадлежности. ‒ Набор кукольной мебели (стол, стул, кровать, постельные принадлежности). ‒ Фотографии детей, семьи, одноклассников. ‒ Серия «Умные карточки». Еда. ‒ Серия «Умные карточки». Мой дом. ‒ Серия «Мини-игры». Часть и целое. ‒ Серия «Твоя игра». Мой дом. ‒ Картонные изображения мальчика и девочки, бумажная одежда для них. ‒ Шнуровки. ‒ Набор детских ёлочных украшений. ‒ Серия «Рассказы по картинкам». Профессии. ‒ Аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах. ‒ Тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира; ‒ Музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные и видеофизминутки; ‒ Презентации по темам, развивающие видеозанятия; ‒ Компьютер, принтер, доска, тетради, карандаши, ручки. ‒ Рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал. ‒ Цветная бумага, картон, клей, скотч; ‒ Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); ‒ Пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); ‒ Мозаики; ‒ Карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; ‒ Макеты циферблата часов. ‒ Весы. Речь и альтернативная коммуникация (34 часа, 1 ч. в неделю) Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты), работу артикуляционного аппарата, обучающиеся с трудом произносят отдельные звуки и слоги. Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение. Содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" представлено следующими разделами: "Коммуникация", "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации". Планируемые результаты освоения учебного предмета Речь и альтернативная коммуникация 1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающегося: − понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях. 2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными: − Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями. − Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. − Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами). 3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач: − Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности. − Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. − Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: 4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. − Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. 5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму. − Узнавание и различение образов графем (букв). Календарно-тематическое планирование № п/п Дата Тема, раздел Содержание 1 7.09.2023 Повторение. Выполнение простых Работа с предметным материалом. Употребление слов: "Дай", "На", «не хочу», «хочу». Артикуляционное поручений по словесному заданию учителя упражнение «Заборчик» 2 14.09.2023 Приветствие собеседника жестом Пожатие руки или звукокомплекс на приветствие. («Бабочка»), звуком. Развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости. Работа с планшетом. 21.09.2023 Выражение просьбы о помощи жестом, Показ жестом, звуком или словом просьбы о помощи. звуком, словом «помоги». 28.09.2023 Выражение согласия жестом (кивок головы), Слушание объяснений учителя, артикуляционная гимнастика, выполнение действий по подражанию, по словом «да». словесной инструкции и самостоятельно. Выполнение графических упражнений. Работа с планшетом. 5.10.2023 Дыхательные упражнения без речевого Упражнение на развитие дыхания «Дуем в трубочку». Формирование правильного выдоха. сопровождения. Упражнение на развитие дыхания «Подуй на одуванчик» Артикуляционное упражнение «Накажем язычок» 3 4 5 6 12.10.2023 Артикуляционная гимнастика (простые упражнения). 7 19.10.2023 8 26.10.2023 9 9.11.2023 10 16.11.2023 11 23.11.2023 12 30.11.2023 13 7.12.2023 14 14.12.2023 Развитие слухового восприятия. Развивать фонематический слух и восприятие. 21.12.2023 Слушание. Сказки А. С. Пушкина 28.12.2023 Русские народные сказки. 15 16 Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» Артикуляционное упражнение «Трубочка», «Улыбочка» Игровое упражнение с геометрическими фигурамивкладышами. Задания на выполнение практические инструкций учителя, выражать жестом, звуком, словом согласия (несогласия), удовлетворения (неудовлетворения). Импрессивная речь. Различение по именам Рассматривание сюжетных картинок (девочка, мальчик). Игра «Кого как зовут» на умение различать женские и членов семьи, педагога. мужские имена (с использованием карточек-символов). Рассматривание сюжетных картинок «Семья». Различать по звуковому составу слов (мама, папа, дядя, тетя), показывать на картинках. Понимание слов, указывающих на предмет, Слушание объяснений учителя, артикуляционная гимнастика, рассматривание сюжетных изображений, на его признак: мой, мое, мои. которых просматриваются признаки действия. Выбор соответствующего изображения с признаком действием во время называния признака действия учителем. Понимание слов, указывающих на предмет, Слушание объяснений учителя, артикуляционная гимнастика, рассматривание сюжетных изображений, на его признак: твой, твое, твои. которых просматриваются признаки действия. Выбор соответствующего изображения с признаком действием во время называния признака действия учителем. Выражение своих желаний звуком Слушание объяснений учителя, артикуляционная гимнастика, выполнение действий по подражанию, по словесной инструкции и самостоятельно. Прощание с собеседником звуком (словом, Слушание объяснений учителя, артикуляционная гимнастика, выполнение действий по подражанию, по предложением). словесной инструкции и самостоятельно. Выполнение графических упражнений. Развитие мелкой моторики. Слушание объяснений учителя, пальчиковая гимнастика, выполнение графических упражнений по обводке и Освоение жестовых игр. самостоятельному печатанию букв с образца. Пойми меня (указание взглядом на объект Артикуляционное упражнение «Окошко», «Улыбочка» Игра: «Клубок» (указание взглядом на объект при при выражении своих желаний) выражении своих желаний). Работа с планшетом. -Слушание разных музыкальных инструментов. Рассматривание сюжетных картинок. Отбивание музыкального ритма. Узнавание музыкальных инструментов по звуку. Чтение сказки о «Золотом петушке». Прослушивание сказки. Рассматривание картинок сюжета. Называние героев сказки. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения. Чтение сказки «Иван-царевич и Серый волк». Прослушивание сказки. Рассматривание картинок сюжета. Называние героев сказки. Понимание смысла сказки с использованием графического изображения. Работа с планшетом. 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 18.01.2024 Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов (мебель, одежда, обувь, овощи, фрукты). 25.01.2024 Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). 1.02.2024 Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей. Дидактическая игра: «Составь слово». Слушание объяснений учителя, рассматривание пособия с алфавитом, карточек с названиями предметов (посуды, мебели), артикуляционная гимнастика, проговаривание букв слова, обозначающего предмет (с опорой на карточки с буквами), выбор карточек с названием предмета. Слушание объяснений учителя, рассматривание пособия с алфавитом, карточек со словами, обозначающих действия предмета, артикуляционная гимнастика, проговаривание букв слова, обозначающего действия предмета (с опорой на карточки с буквами), выбор карточек с действием предмета. Слушание объяснений учителя, рассматривание пособия с алфавитом, карточек с именами (детей, членов семьи), артикуляционная гимнастика, проговаривание букв своего имени (с опорой на карточки с буквами), выбор карточек со своим именем и именем членов семьи. «Проговаривание» своего имени. Слушание объяснений учителя, артикуляционная гимнастика, рассматривание изображений игрушек, животных, птиц. Выбор соответствующего изображения предмета во время называния его учителем. Работа с планшетом. 8.02.2024 Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих предметы быта (совок, веник, швабра, ерш и т.д). 15.02.2024 Упражнения в различии слов, обозначающих Пальчиковая гимнастика. Работа с сюжетными картинками. Называние (употребление, показ) слов, действия предмета (пить, есть, сидеть, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Работа с планшетом. стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) 22.02.2024 Понимание слов, обозначающих Упражнение на развитие дыхания «Бабочки летят». Определение основных пространственных отношений на пространство в предложении (за, под, перед конкретных примерах (упражнения на выполнение словесных инструкций «Поставь куклу за домик, перед домиком и т.д.) и др.). 29.02.2024 Понимание слов, обозначающих предмет Слушание объяснений учителя, артикуляционная гимнастика, рассматривание изображений школьных (школьные принадлежности.) принадлежностей, транспорта. Выбор соответствующего изображения предмета во время называния его учителем. Называние (употребление, показ) слов, обозначающих школьные принадлежности (ручка, карандашь, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). 7.03.2024 Понимание слов, обозначающих признак Работа с предметным материалом, моделирование речевых ситуаций. Работа с цветным пластилином. предмета: цвет, оттенки цветов (красный, Смешивание цвета и получение оттенков красного, синего, зеленого и тд. Работа с планшетом. желтый, синий, зелёный). 14.03.2024 Название оттенков цветов Работа с предметным материалом. Поиск и узнавание оттенков цветов на картинках, в видео, на фото. Слушание объяснений учителя, артикуляционная гимнастика, рассматривание изображений 21.03.2024 Узнавание (различение) образов графем буквУпражнение на развитие дыхания «Мыльные пузыри». Работа с предметным материалом, штриховка буквы, (а, о, у, и, е) обводка «рука в руке». Показ слова на данные буквы. 4.04.2024 Узнавание (различение) образов графем букв - Работа с предметным материалом, штриховка буквы, обводка «рука в руке». Показ слова на данные буквы. (я, ю, э, ы) 11.04.2024 Повторение букв а, о, у, и, е, я, ю, э, ы. Упражнение на развитие дыхания «Мыльные пузыри», «Дуем в трубочку», «Улыбочка». Работа с предметным Определение гласных букв. материалом, штриховка буквы, обводка «рука в руке». Показ слова на данные буквы. 18.04.2024 Гласные буквы. Работа с учебными Узнавание букв в разных интерпретациях. Упражнение на развитие дыхания «Снежинка». Работа с планшетом. приложениями. Звукоподражание. 25.04.2024 Артикуляционные упражнения. Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» Артикуляционное упражнение «Трубочка», «Улыбочка» Игровое упражнение с геометрическими фигурамивкладышами. Задания на выполнение практические инструкций учителя, выражать жестом, звуком, словом согласия (несогласия), удовлетворения (неудовлетворения). 2.05.2024 Указание взглядом на объект при выражении Упражнение на развитие дыхания «Дуем в трубочку». Артикуляционное упражнение «Окошко», «Улыбочка». своих желаний. Пальчиковая гимнастика Грибок».Игра: «Клубок» (указание взглядом на объект при выражении своих желаний). 9.05.2024 Графические действия с использованием Слушание объяснений учителя, пальчиковая гимнастика, выполнение графических упражнений по обводке и элементов графем: обводка, печатание букв. самостоятельному печатанию букв с образца. 33 16.05.2024 Развитие мелкой моторики. Освоение жестовых игр. 34 23.05.2024 Развитие слухового восприятия. Упражнение на развитие дыхания «Вдох-выдох». Рисуночное письмо: работа карандашами: заштрихуем квадраты, круги. Называние цвета карандашей и фломастеров. Слушание звуков окружающей действительности. Звукоподражание. Работа с планшетом. Математические представления (34 часа, 1 ч. в неделю) Цель обучения - формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни. Программа построена на основе следующих разделов: "Количественные представления", "Представления о форме", "Представления о величине", "Пространственные представления", "Временные представления". Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки. Изучая цифры, у обучающегося закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое. Задачи: − формировать умение различать количество предметов − выделять один предмет из группы и составлять группу из отдельных предметов − сравнивать предметы по величине, форме − продолжать учить различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много) − учить соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой − учить пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц Планируемые результаты освоения учебного предмета Математические представления 1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления: − умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности; − умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости; 2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность: − умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой; − умение пересчитывать предметы в доступных пределах; 3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач: − умение обращаться с деньгами; − умение различать определения длина, вес, объем, температура, время; − умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия; − умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона; − умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий; определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности. Календарно-тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Дата Тема, раздел Содержание Ориентировка в пространстве (верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, 1.09.2023 Вводное занятие. повторение Пространственные представления. сторона тела).Работа с карточками, фото, видео материалами. Работа с планшетом. Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении). 8.09.2023 Определение месторасположения предметов Ориентировка в пространстве (близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, в пространстве. сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.) Работа с карточками, фото, видео материалами. Работа с планшетом. 15.09.2023 Перемещение в пространстве в заданном Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем. Вверх, вниз, направлении. вперед, назад, вправо, влево. 22.09.2023 Ориентация на плоскости. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем (вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол). 29.09.2023 Составление предмета из нескольких частей. Собирание из отдельных частей геометрические фигуры, квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал. Геометрические фигуры. 6.10.2023 Составление предмета из нескольких частей. Собирание из отдельных частей предметы быта, тряпка, ведро, швабра, полотенце, порошок, и т.д. Предметы быта. 13.10.2023 Определение отношения порядка Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем. следования. Определения: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение месторасположения предметов в ряду. 20.10.2023 Представления о величине. Различение Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, выполнение упражнений. Изобразительная 27.10.2023 однородных (разнородных по одному (рисование, штриховка). признаку) предметов по величине. 10.11.2023 Сравнение двух предметов по величине Соотнесение предметов по величине на плоскости способом приложения (приставления), "на глаз", наложения. способом приложения (приставления), "на Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя. глаз", наложения. 17.11.2023 Составление упорядоченного ряда по Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем. Составление убыванию (по возрастанию). ряда одинаковых предметов, но разных по величине. Упражнение «Давайте, встаньте в ряд». Работа с планшетом. 24.11.2023 Различение однородных (разнородных) Знакомство с сантиметром, метром, измерение предметов по линейке. Рассматривание иллюстрации «Снятие предметов по длине. мерок». Работа с планшетом. 01.12.2023 Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов дома. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя 8.12.2023 Количественные представления. Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, Различение множеств. уравнивание множеств, "один", "много", "мало", "пусто"). 15.12.2023 Счет равными числовыми группами (по 2, Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя Сравнение множеств (с пересчетом). Пересчет по 3, по 5). предметов по единице. Преобразование множеств. Работа с планшетом. 22.12.2023 Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя. Работа с планшетом. 29.12.2023 Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 - 3 Определение места числа (от 0 до 3) в числовом ряду. 19.01.2024 Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 5. Определение места числа (от 0 до 5) в числовом ряду. Пересчет предметов. 26.01.2024 Начертание цифр. Знание отрезка числового ряда 1 – 10. Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. 2.02.2024 Начертание цифр. Пересчет. Знание отрезка числового ряда 1 - 3 (1 - 5, 1 - 10, 0 - 10). Определение места числа (от 0 до 10) в числовом ряду. 20 23 9.02.2024 Упражнения в сравнении чисел в числовом ряду. 16.02.2024 Различение денежных знаков (монет, купюр). 23.02.2024 Мера стоимости – 5 рублей, 10 рублей, 50 рублей. 1.03.2024 Размен денежных купюр. 24 8.03.2024 25 26 27 15.03.2024 22.03.2024 5.04.2024 28 29 12.04.2024 19.04.2024 30 26.04.2024 31 3.05.2024 32 10.05.2024 33 17.05.2024 34 24.05.2024 21 22 Записывание числового ряда. Выполняет прямой и обратный счёт. Работает в тетради. Показ карточек с цифрами, называние, счет игрушек. Где 1, где 10. Рассматривание купюр, монет, Игра «Покупка в магазине». Рассматривание монет: 1, 2, 10 рублей, купюр: 10, 50, 100 рублей, раскладывание. Игра: рисование кругов – монет, прямоугольников – купюр. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, выполнение упражнений. Рассматривание купюры, иллюстрации «В магазине». Обыгрывание с игрушками ситуацию покупки. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, выполнение упражнений. Рассматривание купюры, иллюстрации. Обыгрывание с игрушками ситуацию покупки. Слушание объяснений учителя, рассматривание сюжетных изображений. Ответы на вопросы (показ рукой). Работа Временные представления. Узнавание (различение) частей суток. с планшетом. Мера времени – сутки. Игра: «Солнышко проснулось», называние день, сутки. Рассматривание иллюстраций. Мера времени – месяц. Рассматривание календарей. Счет дней. 28,29,30,31 день месяца. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Слушание объяснений учителя, рассматривание календаря (с выделенными названиями дней). Игровая. Дидактическая игра: «Что ты делал вчера». Узнавание (различение) дней недели. Слушание объяснений учителя, рассматривание календаря (с выделенными названиями дней). Игровая. Мера времени – год. Слушание объяснений учителя, рассматривание сюжетных изображений. Смена времен года в одном году, работа с календарем, Ответы на вопросы (показ рукой). Сравнение людей по возрасту.Работа с планшетом. Определение времени по часам. Количество Время по часам: целый часа,сутка, с точностью до часа. Соотнесение времени с началом и концом деятельности, в сутках. занятий, сна, прогулок. Определение времени по часам. Количество Время по часам: целый часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом в 1 часе. и концом деятельности. Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление Представление о форме. Соотнесение формы предметов с геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Работа с геометрическими фигурами. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Работа с геометрическими фигурами. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание Рисование. циркуля (частей циркуля), его назначение. Окружающий социальный мир (34 часа, 1 ч. в неделю) Цель обучения - формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения. Основными задачами программы "Окружающий социальный мир" являются: − знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), − формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). Программа представлена следующими разделами: "Квартира, дом, двор", "Продукты питания", "Предметы быта", "Школа", "Предметы и материалы, изготовленные человеком". Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в образовательной организации. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей (законных представителей. Специфика работы по программе "Окружающий социальный мир" заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал). Ребенок выходит в город, знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения. Предметные результаты освоения учебного предмета Окружающий социальный мир 1) Представления о мире, созданном руками человека. − интерес к объектам, созданным человеком; − представления о доме, образовательной организации, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка); − умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах. 2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей: − представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях; − опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками; − умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу обучающегося. 3) Развитие межличностных и групповых отношений: − представления о дружбе, других обучающихся, сверстниках; − умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание; − умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов; 4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни: − использование простейших эстетических ориентиров (эталонов) о внешнем виде на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности; − умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников. 5) Представления об обязанностях и правах обучающегося: − представления об обязанностях обучающегося, сына или дочери, внука или внучки, гражданина. Календарно-тематическое планирование № п/п Дата Тема, раздел 1 7.09.2023 Воспоминание о лете! 2 14.09.2023 3 21.09.2023 4 28.09.2023 5 5.10.2023 6 12.10.2023 7 19.10.2023 8 26.10.2023 9 9.11.2023 10 16.11.2023 11 23.11.2023 12 30.11.2023 13 7.12.2023 14 14.12.2023 15 21.12.2023 Содержание Просмотр презентации по теме, отгадывание загадок. Игровое занятие «Летние забавы», проведение ярмарки. (скакалки, мяч надувной, пляжный, резиночка для летних игр).Рассматривание картинок и иллюстраций. Знание частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный Квартира, дом, двор. Узнавание (различение) частей дома (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Упражнение «Маша у себя дома». Соблюдение правил безопасности, не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода. Соблюдение правил поведения в местах общего пользования в пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком). доме Типы домов. Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Показ различных типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Мой адрес. Беседа по теме. Работа с иллюстрациями. Называние и показ своего адреса в дневнике. Определение составляющих адреса. Значение знания собственного адреса. Помещения квартиры. Назначение Беседа по теме. Работа с иллюстрациями. Называние и показ помещений квартиры. помещений квартиры. Территория двора. Безопасное поведение Беседа по теме. Работа с иллюстрациями. Называние и показ территория двора, игровая площадка, спортивная во дворе. площадка, место для контейнеров с мусором, газон. На улице. Беседа по теме. Работа с иллюстрациями. Показ, называние составляющих улицы. Дифференцирование разных видов дорог (широкие, узкие, грунтовые, асфальтированные, спецдороги: для метро, трамвая). Раскрашивание (рисование) картинки «На улице». Продукты питания. Напитки. Рассматривание напитков в упаковках, разливание напитков в стаканы. Определение напитков на вкус. Игра «Магазин». Молочные продукты (напитки). Рассматривание молочных напитков в упаковках, разливание напитков в стаканы. Определение молочных напитков на вкус. Мясные продукты. Беседа по теме «Мясные продукты». Составление предложения со словом «продукты» по картинкам. Упражнения 4 –ый лишний, упражнение простые аналогии. Рыбные продукты к употреблению. Беседа по теме. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Составление предложения со словом « рыбные или морепродукты» по картинкам. Упражнение «Простые аналогии». Хлебобулочные продукты. Крупы и Беседа по теме «Откуда хлеб пришел», «Пейте дети молоко». Составление рассказа по сюжетным картинкам бобовые готовые к употреблению. «Алина стряпала печенье». Составление предложения со словом «крупы» по картинкам. Составление предложения со словом «продукты» по картинкам. «Я приглашаю гостей». Кондитерские Наглядный материал, моделирование жизненной ситуации, сюжетно-ролевая игра «Встреча гостей!». изделия Мы идем в гости. Разыгрывание ролевой игры «Мы идем в гости» Составление словосочетаний (угощать чем? Пирогом, вареньем). Заучивание диалогов. Игра «Выбери правильно». 16 17 18 19 20 21 22 28.12.2023 Предметы быта. Ванная комната. Правила личной гигиены. 18.01.2024 Кухня. Представления о мебели в кухне, электроприборы. 25.01.2024 Электроприборы (утюг, телевизор, микроволновая печь, чайник). 1.02.2024 Правила техники безопасности при обращении с электробытовыми приборами. 8.02.2024 Посуда. Различие кухонной посуды от столовой. 15.02.2024 Наш помощник телефон. Беседа по телефону. 22.02.2024 Экстренный вызов по телефону. 24 29.02.2024 Школа. Я – ученик. Одноклассники. Мальчик – девочка. 7.03.2024 Школьные принадлежности. 25 14.03.2024 26 21.03.2024 27 4.04.2024 28 11.04.2024 29 18.04.2024 30 25.04.2024 31 2.05.2024 32 9.05.2024 33 16.05.2024 34 23.05.2024 23 Беседа по картине «Ванная комната». Работа по предметным картинкам. Рассматривание и сравнение. Беседа по картине «Наша кухня». Работа по предметным картинкам. Рассматривание и сравнение мебели в доме. Составление рассказа по сюжетным картинкам «Мебель». Составление предложения со словом «стул». Рассматривание утюга, телевизора (настоящих, игрушечных, изображений на картинках). Беседа об их назначении. Соотнесение объекта и его изображения. Работа с раскрасками. Беседа о правилах ТБ при обращении с электробытовыми приборами. Работа с планшетом. Беседа по картине «Наша кухня», «Посуда». Работа по предметным картинкам. Рассматривание и сравнение посуды в кухне. Моделирование типовых диалогов при разговоре по телефону, заучивание. Конструирование возможных реплик. Раскрашивание картинки. Беседа по теме. Обсуждение ситуации на картинке. Тренировочные упражнения по набору номеров экстренных служб. Конструирование возможных реплик. Моделирование типовых диалогов, заучивание. Соотнесение картинок с изображением машин экстренной помощи. Раскрашивание картинки. Беседа, «Правила поведения в школе», знакомство с расписанием уроков. Беседа о школьных (учебных) принадлежностях, их предназначении (школьная доска, парта, мел, ранец, ручка, карандаш, фломастер, краски, пенал). Ролевая игра «Помоги мне собраться в школу». Распорядок школьного дня. Беседа по теме. Ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями «Режим дня». Называние дней недели по порядку. Повторение учебных предметов. Игра «Собери портфель по расписанию». Просмотр и работа с презентацией. Беседа по теме, определение вида материала, из которого сделан предмет, Предметы, изучаемые человеком. В мире материалов. выделение признаков материала. Игра «Исправь ошибку», упражнение «Подбери материал». Дерево и предметы из дерева. Свойства Практическая работа по определению свойств дерева (прочное, твердое, плавает в воде). дерева. Упражнение «Найди деревянные игрушки». Работа с планшетом. Мебель в квартире. Беседа по картине «Гостиная», «Наша кухня». Работа по предметным картинкам. Рассматривание и сравнение Гостиная, детская и спальня мебели в доме. Составление рассказа по сюжетным картинкам «Мебель». Составление предложения со словом «стул». Резина и предметы из резины. Практическая работа по определению свойств резины (мягкое, прочное, непромокаемое, плавает в воде). Упражнение «Найди резиновые игрушки». Металл и предметы из металла. Просмотр и работа с презентацией. Беседа по теме, определение вида материала, из которого сделан предмет, выделение признаков материала. Игра «Исправь ошибку». Упражнение «Подбери материал». Стекло и предметы из стекла. Просмотр и работа с презентацией, беседа по теме, определение вида материала, из которого сделан предмет, выделение признаков материала. Игра «Исправь ошибку», упражнение «Подбери материал». Ткани и предметы из ткани. Просмотр и работа с презентацией, беседа по теме, определение вида материала, из которого сделан предмет, выделение признаков материала. Игра «Исправь ошибку», упражнение «Подбери материал». Пластмасса и предметы из пластмассы. Просмотр и работа с презентацией, беседа по теме, определение вида материала, из которого сделан предмет, выделение признаков материала. Игра «Исправь ошибку», упражнение «Подбери материал». Инструменты. Молоток, гвозди. Отвертка. Беседа на тему: «Мой папа — молодец». Ответы на вопросы «Как вы помогаете папе дома?», «Часто ли вы Пила. помогаете папе?» Повторение названий инструментов, используемых в хозяйстве. Игра «Кто первый» (узнавание по описанию того или иного инструмента). Профильный труд. Переплетно-картонажное дело. (68 часов, 2 ч. в неделю) Цели изучения учебного предмета «Профильный труд» по профилю трудовой подготовки «Картонажно-переплетное дело» - формирование технологической грамотности и технологической культуры на основе приобретения знаний, умений и опыта деятельности, предусмотренных в содержании учебного предмета. Достижение цели обеспечивается решением совокупности задач: 1. Формирование знаний о материалах, используемых в картонажно-переплетном деле, их происхождении, свойствах и характеристиках, рациональном использовании материалов. 2. Формирование знаний об инструментах и оборудовании, применяемых в картонажно-переплетном деле, создание условий для приобретения обучающимися опыта использования инструментов и оборудования при изготовлении изделий. 3. Формирование основ чертежно-графической грамотности, умений работать с доступной технологической документацией (рисунок, чертеж, эскиз, схема). 4. Формирование знаний о технологиях обработки материалов, используемых в картонажно-переплетном деле, технологиях изготовления изделий, формирование умений и опыта деятельности в сфере обработки материалов и применения технологий изготовления изделий. 5. Формирование знаний о технике безопасности и создание условий для приобретения обучающимися опыта их применения при выполнении различных картонажно-переплетных работ. 6. Воспитание положительного отношения к труду, понимания его значимости для успешной жизни человека, формирование организованности, аккуратности, бережливости, предприимчивости, целеустремленности. Содержание примерной рабочей программы определяет базовые учебные действия и виды деятельности обучающихся, способствующие реализации развивающей и коррекционной направленности профиля трудовой подготовки. Освоение обучающимися с умственной отсталостью профиля трудовой подготовки способствует: − развитию познавательной сферы: процессов анализа и синтеза в ходе анализа образца, сравнения образцов изделий, рефлексии по итогам изучения тех или иных тем, наглядно-образного и словесно-логического мышления, произвольного запоминания последовательности действий при изготовлении изделий; − совершенствованию речевой сферы: обогащение активного и пассивного словаря за счет изучения специальной терминологии, названий инструментов, оборудования, материалов, приемов работ; − становлению эмоционально-волевой сферы: формирование положительного эмоционального настроя на трудовую деятельность, адекватного эмоционального реагирования на успех или неуспех, регуляции произвольной деятельности в процессе выполнения учебных и практических задач, самооценки и волевой саморегуляции при выполнении учебных и практических задач от начала до конца, при преодолении трудностей, внесении корректив в процесс и результаты деятельности. Предметные результаты освоения учебного предмета «Профильный труд» по профилю трудовой подготовки «Картонажнопереплетное дело» 1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия. − Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности. Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания. − Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности. − Умение соблюдать технологические процессы, например, выращивание и уход за растениями, изготовление изделий из бумаги, дерева, ткани, глины и другие, с учетом особенностей региона. − Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда. 2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким. − Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким. Календарно-тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Дата Тема, раздел 1.09.2023 Инструменты, используемые при выполнении картонажно-переплетных работ. Общие принципы 7.09.2023 Инструменты для ПКР. Ножницы, нож, линейка, циркуль, карандаши, клей, и тд. Содержание Назначение и устройство инструментов для картонажно переплетных работ. Классификация инструментов по назначению: измерительные (линейка, угольник, фальцлинейка); режущие инструменты (ножницы, переплетные ножи); колющие инструменты (шило, иглы). Работа с карточками, картинками. Счет предметов. 8.09.2023 Вспомогательные инструменты и Инструменты и приспособления: переплетный нож для резки картона; деревянный молоток (киянка) для приспособления. кругления корешков книжных блоков; гладилка для фальцовки (сгибания) листов бумаги, притирки их в процессе приклейки. 14.09.2023 Техника безопасности при выполнение ПКР и Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами во время картонажно-переплетных работ. работе с инструментами. Обязанности обучающегося, отвечающего за сохранность инструментов. 15. 09.2023 Правила поведения и работы с инструментами Обсуждение с учителем. Рассматривание видео и информационных фото и плакатов о последствиях на уроках по картонажно-переплетному делу. несоблюдения техники безопасности. 21. 09.2023 Повторение и закрепление правил работы с Закрепление знаний . Рассматривание видео и информационных фото и плакатов о последствиях несоблюдения инструментами на уроках. техники безопасности. Работа с планшетом. 22. 09.2023 Материалы для картонажно-переплетных Подбор образцов различных сортов бумаги (писчая, газетная, рисовальная, обойная, оберточная). работ. 28. 09.2023 Изготовление плаката образцов бумаги. Исследование и классификация сортов бумаги по свойствам и назначению. Наклеивание на плакат для образцов. 29. 09.2023 Изготовление плаката образцов бумаги. Продолжение работы с образцами бумаги. Наклеивание бумаги на планшет. Подписи названия образцов бумаги (писчая, газетная, рисовальная, обойная, оберточная). 5.10.2023 Выполнение практической работы. Подбор бумаги, разметка, вырезание по контуру с помощью учителя. Слушание объяснений учителя, наблюдение Аппликация с природными элементами. за действиями учителя, совместные действия с учителем. Подготовка частей аппликации «Дерево и гриб». отрывание цветной бумаги и подготовка аппликации. Намазывание частей аппликации клеем. Прижимание к «Дерево и гриб» картону. 6. 10.2023 Сминание бумаги. Аппликация из мятой Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем. бумаги «Тучки» Подготовка частей аппликации «Одуванчик». Сминание цветной бумаги и подготовка аппликации. Намазывание частей аппликации клеем. Прижимание к картону. 12. 10.2023 Отрывание бумаги заданной формы. Рваная Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем. аппликация «Осенний ковер» Подготовка частей аппликации «Осенний ковер». отрывание цветной бумаги и подготовка аппликации. Намазывание частей аппликации клеем. Прижимание к картону. 13 13. 10.2023 Разрезание бумаги ножницами. 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем. Работа с ножницами рука в руке. Вырезание по шаблону и вне контура. Соблюдение техники безопасности в работе с ножницами. 19. 10.2023 Разметка бумаги по шаблону Подбор разных сортов бумаги, разметка бумаги по шаблону, использование линейки, карандаша, вырезание по контуру бумаги. 20. 10.2023 Коллекция «Образцы картона» Изделие – коллекция «Образцы картона». Исследование и классификация картона по сорту (переплетный, коробочный); по цвету (серый, белый, желтый, цветной); по физическим свойствам (гладкий, шероховатый, рифленый); по особенностям (картон впитывает влагу и коробится, толстый картон ломается по сгибу, тонкий картон легко сгибается, режется). 26. 10.2023 Изготовление коллекции образцов картона. Продолжение работы с образцами картона. Наклеивание картона на планшет. Подписи названия образцов. 9.11.2023 Выполнение практической работы по Подбор разных видов картона, разметка картона по шаблону, наклеивание на основу. Сминание по контуру, изготовлению изделия. «Маленькая открытка» раскрашивание и подпись. 10.11.2023 Разнообразие картонных открыток. Виды, типы, размеры открыток. Знакомство с разнообразием праздничных и поздравительных открыток. Различия и общие свойства. Составление плана действий по изготовлению почтового конверта (под руководством учителя). Проведение 16.11.2023 Изготовление почтовых конвертов. инструктажа по правилам работы с ножницами и клеем. Подготовка материала. 17.11.2023 Изделие «Почтовый конверт». Выполнение практической работы по изготовлению изделия. Разметка развертки конверта по шаблону. Вырезка развертки конверта. Выполнение сборки развертки конверта. Подклейка боковых и нижних клапанов конверта. 23. 11.2023 Изделие «Почтовый конверт». Продолжение Выполнение сборки развертки конверта. Подклейка боковых и нижних клапанов конверта. практической работы. 24.11.2023 Использование почтового конверта. Оценка качества готового изделия (сравнение качества готового изделия с образцом). Установление причин Сравнение с готовым изделием. успеха или неудач при изготовлении изделия. 30.11.2023 «Письмо для бабушки» практическая польза Оценка качества готового изделия (сравнение качества готового изделия с образцом). Установление причин конверта. успеха или неудач при изготовлении изделия. 1.12.2023 Практическая деятельность. Алгоритм Алгоритм отправки письма на почту. Прогулка на почту, отработка действий при отправлении письма. отправки письма на почте. Практическое закрепление. 7.12.2023 Изготовление пакетов для семян. Составление плана действий по изготовлению пакетов для семян (под руководством учителя). Проведение инструктажа по правилам работы с ножницами и клеем. Подготовка материала. 8.12.2023 Изделие «Пакет для семян». Повторение Повторение правил работы с режущими инструментами (ножницы), правил работы с клеем. алгоритма действий. 14.12.2023 Изделие «Пакет для семян». Выполнение практической работы по изготовлению изделия. Разметка развертки пакета для семян по шаблону. Вырезка развертки пакета для семян. 15.12.2023 Изделие «Пакет для семян». Продолжение Выполнение сборки развертки пакета. Сборка и подклейка боковых и нижних клапанов пакета для семян. практической работы. Обжимка готового изделия. 21.12.2023 Изделие «Пакеты для семян». Продолжение Повторение действия для подготовки нескольких готовых изделий для разных семян. Выполнение сборки практической работы. развертки пакетов для разнообразных семян. 22.12.2023 Использование пакетов для семян. Сравнение Подсчет и обандероливание готовых изделий. Оценка качества готового изделия (сравнение качества готового с готовым изделием. изделия с образцом). 28.12.2023 «Семена для бабушки» на весну. Оформление Оформление пакетов под разные культуры. (помидор, огурец, морковь, перец, кабачок и т.д.) Работа с пакетов под разные культуры. наклейками, рисование, работа с пластилином на плоскости. 29.12.2023 Изготовление пакетов для документов. Выстраивание последовательности действий по изготовлению пакетов для документов (с помощью учителя). 18.01.2024 Повторение правил работы с инструментами и Повторение инструктажа по правилам работы с режущими инструментами (ножницы), с клеем. техники безопасности. 19.01.2024 Изделие «Пакет для документов». Выполнение практической работы по изготовлению изделия. Разметка развертки пакета для документов по шаблону. Вырезка развертки пакета для документов. 25.01.2024 Изделие «Пакет для документов». Сборка и подклейка боковых и нижних клапанов пакета для документов. Продолжение практической работы. 36 26.01.2024 Изделие «Пакет для документов». Продолжение практической работы. 37 1.02.2024 Изделие «Пакет для документов меньшего объема». 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 Обжимка готового изделия. Подсчет и обандероливание готовых изделий. Разнообразие пакетов для разных документов. Выполнение практической работы по изготовлению другого изделия. Разметка развертки пакета для документов по шаблону меньшего объема. Вырезка развертки пакета для документов. Сборка и подклейка боковых и нижних клапанов пакета для документов. 2.02.2024 Изделие «Пакет для документов меньшего объема». Продолжение практической работы. 8.02.2024 Создание системы хранения собственных Оценка качества готового изделия (сравнение качества готового изделия с образцами). Формулирование оценки документов. приобретенного опыта. Создание системы хранения собственных документов, рисунков, открыток и т д. 9.02.2024 Изготовление поздравительных открыток. Планирование действий по изготовлению поздравительной открытки под руководством учителя. 15.02.2024 Разнообразие открыток для поздравлений. Формирование суждений и выражение эмоций в соответствии с целью деятельности. 16.02.2024 Работа с интернетом. История возникновения Поиск и выбор источника получения информации о различных видах поздравительных открыток в сети Интернет открытки. (с помощью учителя). Работа с планшетом. 22.02.2024 Правила работы в сети интернет. Оценка Соблюдение правил информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет под руководством готовых открыток разных форм, размеров. учителя. 23.02.2024 Планирование и подготовка к практической Выявление и характеристика существенных признаков поздравительных открыток. деятельности. 29.02.2024 Повторение правил работы с инструментами и Повторение правил работы с режущими инструментами (ножницы), с клеем. техники безопасности. 1.03.2024 Изделие «Открытка для мамы» Выполнение практической работы по изготовлению изделия. Разметка открытки. Вырезание открытки. 7.03.2024 Изделие «Открытка для мамы» Продолжение Выполнение рицовки открытки по линии сгиба. Выполнение фальцовки. практической работы. 8.03.2024 Изделие «Открытка для мамы». Оформление Заготовка деталей из цветной бумаги для украшения открытки. Вырезание по контуру деталей. открытки. Продолжение практической работы. 14.03.2024 Изделие «Открытка для мамы». Украшение Оформление открытки. Оценка качества готового изделия (сравнение с образцом). готового изделия. 15.03.2024 Изготовление закладок для книг. Объяснение учителя, что такое закладка и для чего она нужна, виды, типы закладок, украшение закладок, практическое применение в жизни. 21.03.2024 Разнообразие закладок в истории Выбор и нахождение источника получения информации о различных видах закладок для книг в сети Интернет (с возникновения книг. помощью учителя). 22.03.2024 Работа с интернетом. История возникновения Соблюдение правил информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет под руководством закладки. учителя. 4.04.2024 Планирование и подготовка к практической Планирование действий обучающихся по изготовлению закладки «Карандаш» деятельности. 5.04.2024 Повторение правил работы с инструментами и Повторение правил работы с клеем и ножницами. техники безопасности. 11.04.2024 Изделие «Закладка-карандаш». Выполнение разметки по эскизу – изделия прямоугольника размерами 8x20 см, вырезание прямоугольника, фальцовка верхней части полоски прямоугольника, нахождение центральной линии. Фальцовка частей прямоугольника к центральной линии (перегибание к центральной линии одного треугольника с одной стороны и другого треугольника с другой). 12.04.2024 Изделие Закладка-карандаш. Продолжение Фальцовка частей прямоугольника к центральной линии (перегибание к центральной линии одного треугольника практической работы. с одной стороны и другого треугольника с другой). Подгибание треугольника к центральной линии с обеих сторон. Переворачивание, перегибание полоски вверх. 18.04.2024 Изделие Закладка-карандаш. Продолжение Проглаживание линии изгиба. Повторное переворачивание, складывание к центру полоски бумаги с одной и с практической работы. Оформление и другой стороны. Закладывание полоски в кармашек. Приклеивание. раскрашивание закладки. 58 19.04.2024 Оценка качества готового изделия, (сравнение качества готового изделия с образцом) под руководством педагога. 59 25.04.2024 Изделие «Закладка-уголок». 60 26.04.2024 Планирование и подготовка к практической деятельности. 61 2.05.2024 Изделие «Закладка-угололк». 62 3.05.2024 Изделие Закладка-уголок». Продолжение практической работы. 63 9.05.2024 Изделие Закладка-уголок». Продолжение практической работы. Оформление и раскрашивание закладки. 10.05.2024 Работа с картоном. Знакомство с изделием «Открытая коробка». 16.05.2024 Разнообразие систем хранения. Разнообразие видов и форм коробок. 17.05.2024 Планирование и подготовка к практической деятельности. 23.05.2024 Изделие «Открытая коробка для школьных принадлежностей. 24.05.2024 Повторение пройденного материала. 64 65 66 67 68 Опрессовка изделия. Выявление недостатка информации для изготовления закладки «Карандаш» на основе предложенного алгоритма. Формулирование выводов и подкрепление их доказательствами по результатам выполнения работы. Подбор образца для выполнение работы, подбор инструментов и материалов. Планирование действий обучающихся по изготовлению закладки «Уголок». Обсуждение с учителем. Рассматривание видео и информационных фото Выполнение разметки по эскизу – изделия квадраты 20x20 см, вырезание квадрата, нахождение центральной линии. Фальцовка частей квадрата к центральной линии (перегибание к центральной линии одного треугольника с одной стороны и другого треугольника с другой). Подгибание треугольника к центральной линии с обеих сторон. Формирование кармашка. Проглаживание линии изгиба. Повторное переворачивание, складывание к центру полоски бумаги с одной и с другой стороны. Приклеивание. Оформление изделия. Объяснение учителя, что такое коробка и для чего она нужна, виды, типы коробок, украшение, практическое применение в жизни. Выбор и нахождение источника получения информации о различных видах коробок в сети Интернет (с помощью учителя). Работа с планшетом. Повторение правил работы с режущими инструментами (ножницы), с клеем. Планирование действий обучающихся по изготовлению коробки. Обсуждение с учителем. Рассматривание видео и информационных фото. Повторение ранее изученного материала, в том числе правил безопасной работы с инструментами для изготовления разных изделий из бумаги и картона.