Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Согласовано» «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» с родителями Н. И. Шляпникова______________ О. А. Власова _____________________ Приказ № ___ от «___»_________________2023 г. СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Обучающегося в классе ТМНР вторая ступень обучения с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) Пономарев Глеб Сергеевич Возраст: 13 лет Срок реализации: 1 год Форма получения образования: на дому Составитель: Коркодинова К. В. учитель индивидуального обучения первая квалификационная категория Реж 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка с интеллектуальными нарушениями, с учетом его особых образовательных потребностей на второй ступени обучения в классе ТМНР ГБОУ «Центр «Дар», обучающегося на дому. Нормативные документы: − Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями); − Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850; − Федеральная адаптированная основная образовательная программа обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями утвержденная Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 №1026. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЁНКЕ ФИО ребенка: Пономарев Глеб Сергеевич Возраст ребенка и дата рождения: 13 лет, 25.08.2010г. Класс – ТМНР вторая ступень обучения Место жительства: г. Реж, ул. Матроса Кукарцева д.20 Законный представители (родитель): мать – Власова Ольга Анатольевна Год обучения в ГБОУ «Центр «Дар» – 6 Заключение ПМПК от 16.08.2017 г. согласно протоколу обследования ребенка № 3008 от 16.08.2017 г. Рекомендована адаптированная основная общеобразовательная программа на основе учебного плана для обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, вариант 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Глеб обучается ГБОУ «Центр «Дар» с первого класса. Ребенок обучается индивидуально на дому, имеет тяжелую форму ДЦП, самостоятельно не передвигается на ногах, ползает на коленках. Достаточно доброжелательный, дружелюбный, в меру своих возможностей, ухаживает за животными дома, пытается за ними убрать, накормить, гладит их и целует, но иногда проявляет оппозиционное поведение, не соглашаясь выполнять задание по просьбе учителя или родных дома. Идет на контакт, с учителем, обращенную речь понимает частично, чаще по прямой подсказке или по образцу, самостоятельная речь присутствует незначительно, некоторые отдельные слова и звукокомплексы, например, «га-га», «ма-ма», «ди-ди», и т.д. Словарный запас сильно ограничен. Минимальные навыки самообслуживания сформированы частично. Самостоятельно в туалет не ходит, передвигается в подгузнике. Самостоятельно не умывается, но может вытереть лицо и руки полотенцем. Обильное слюноотделение, но Глеб по просьбе учителя самостоятельно вытирает их салфеткой. Взаимодействие в основном невербальное, чтобы показать грусть, показывает большой палец вниз, если задание ему нравится, показывает большой палец вверх. Кладет руки на грудь, если хочет извиниться за что – то, крутит пальцем у виска, если чего-то не понимает. На все поставленные вопросы отвечает «Нет», но на конец года с помощью активных методов обучения, а именно введения правил, чаще стал говорить «Да» на поставленные вопросы или просьбы. Наблюдается слабость в руках и ногах, но сейчас уже легко может с силой смять лист бумаги. Наблюдается слабость мышц лица, упражнения на дыхание даются с трудом, особенно на выдох. Учебные навыки: временные представления не сформированы; внимание неустойчивое, кратковременное; общая и мелкая моторика нарушены; с предметами совершает простейшие манипулятивные действия; быстро утомляется и перенасыщается деятельностью; работа по образцу, самостоятельная работа – затруднена, испытывает трудности в усвоении изучаемого материала. Учебно-познавательная мотивация развита слабо. Без подсказок и ошибок может посчитать до пяти, знает геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник. Основные цвета знает, но в силу невнимательности, может совершить ошибку. Глеб не читает, буквы знает только некоторые, произносит их с трудом. В своей деятельности недостаточно учитывает требования взрослого. Связано с тем, что не с первого раза понимает инструкцию к выполнению действия. Редко выполняет задание по словесной инструкции, чаще – по образцу. Не всегда самостоятельно осознает затруднения в той или иной работе, требуется постоянное положительное подкрепление правильности действий ребенка. У ребенка недостаточно полный объем знаний по возрасту, в том числе об окружающем мире. Испытывает трудности в установлении простых причинно - следственных отношений между явлениями действительности. На вопросы, касающиеся осведомленности об окружающем мире не всегда даёт правильные ответы, Ответы чаще сопровождаются показом на картинке. Объем знаний об окружающем мире не соответствует возрастной норме; эти знания не системны. Дома для мальчика созданы удовлетворительные условия для учебной деятельности: имеется оборудованная учебная зона (письменный стол, картон, бумага, пластилин, краски, ручки, карандаши и пр.). В семье отношения доброжелательные. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Предметные области Учебные предметы Количество часов VIII Класс Обязательная часть 1. Язык и речевая практика Речь и альтернативная коммуникация 1 2. Математика Математические представления 1 3. Окружающий мир Окружающий природный мир Человек Домоводство Окружающий социальный мир 4. Искусство 1 Музыка и движение Изобразительная деятельность 5. Физическая культура Адаптивная физкультура 6. Технология Профильный труд 2 5 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Содержание образования в условиях организации и семьи Приоритетные учебные предметы: • • • • Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Окружающий социальный мир Профильный труд Расписание уроков Дни недели Понедельник Пятница Предмет Речь и альтернативная коммуникация Окружающий социальный мир Профильный труд Математические представления Профильный труд Время 09.00-09.40 09.50-10.30 10.40-11.20 09.50-10.30 10.40-11.20 Содержание образования и условия организации и семьи. Содержание 1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация 1.1. Коммуникация 1.1.2. Коммуникация с использованием невербальных средств. Использование взгляда как средства коммуникации Использование жеста как средства коммуникации Использование карточек с различными картинками словами как средства коммуникации Импрессивная речь. Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др. Понимание простых предложений Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.) 2. Математические представления 2.1. Количественные представления Нахождение одинаковых предметов Объединение предметов в единое множество. Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто» Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. 2.2. Представления о форме. Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок» Соотнесение формы предметов с геометрическими телами Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, полукруг, пятиугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг). 2.3. Временные представления. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Различение времен года. Сравнение людей по возрасту. 2.4. Представления о величине. Сравнение 2-х предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). 3. Окружающий социальный мир. 3.1"Квартира, дом, двор". Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт) Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме. Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник. Узнавание (различение) часов (механические (наручные, настенные), электронные (наручные, настенные). Знание строения часов (циферблат, стрелки (часовая, минутная)). Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средства связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). Знание назначения технического устройства (сотовый телефон, планшет, видеоплеер). Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном (плеером, планшетом): включение, использование (связь, игра), выключение. 3.2 Продукты питания Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов. Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш. Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки). Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено, крупы, бобовые). Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). 3.3 Предметы быта. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная) Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначения предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначения кухонного инвентаря. Узнавание (различение) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера. Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа). Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы). Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей часов). 3.3 Школа Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). 3.4 Предметы и материалы, изготовленные человеком. Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Знание свойств дерева (прочность, твердость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки). Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла. Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвется). Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки). Знание свойств металла (прочность, твердость - трудно сломать, тонет в воде). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля). Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное белье, обивка мебели). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла). Знание свойств пластмассы (легкость, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры). 6. Профильный труд. 6.1 Инструменты, используемые при выполнении картонажно-переплетных работ Назначение и устройство инструментов для картонажно-переплетных работ. Классификация инструментов по назначению: измерительные (линейка, угольник, фальцлинейка); режущие инструменты (ножницы, переплетные ножи); колющие инструменты (шило, иглы). Вспомогательные инструменты и приспособления. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами во время картонажно-переплетных работ. Правила поведения и работы с инструментами на уроках по картонажно-переплетному делу. 6.2 Материалы для картонажно-переплетных работ. Исследование и классификация сортов бумаги по свойствам и назначению. Подбор разных сортов бумаги, разметка бумаги по шаблону, наклеивание на основу, написание наименования каждого вида бумаги. Исследование и классификация картона по сорту (переплетный, коробочный); по цвету (серый, белый, желтый, цветной); по физическим свойствам (гладкий, шероховатый, рифленый); по особенностям (картон впитывает влагу и коробится, толстый картон ломается по сгибу, тонкий картон легко сгибается, режется). Подбор разных видов картона, разметка картона по шаблону, наклеивание на основу, написание наименования каждого вида картона. 6.3 Изготовление почтовых конвертов. Составление плана действий по изготовлению почтового конверта. Выполнение практической работы по изготовлению изделия. Оценка качества готового изделия (сравнение качества готового изделия с образцом). 6.4 Изготовление пакетов для семян Разнообразие форм пакетов для семян. Назначение пакетов для семян. Повторение правил работы с режущими инструментами (ножницы), правил работы с клеем. Объяснение причин достижения (недостижения) результатов деятельности, формулирование оценки приобретенного опыта. 6.5 Изготовление поздравительных открыток. Виды поздравительных открыток. История возникновения открыток. Существенные признаки поздравительных открыток. Планирование действий по изготовлению поздравительной открытки под руководством учителя. Формирование суждений и выражение эмоций в соответствии с целью деятельности. Построение речевых высказываний в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя. Выполнение практической работы по изготовлению изделия. Оценка качества готового изделия (сравнение с образцом). 6.6 Изготовление закладок для книг. Назначение закладок для книг. Планирование действий обучающихся по изготовлению закладки «Карандаш», «Уголок». Формулирование выводов и подкрепление их доказательствами по результатам выполнения работы. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Цель: создание условий для познавательного развития детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Развитие личности, формирование общей культуры, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Задачи: развить и стимулировать познавательную и когнитивную активность ребенка; формировать коммуникативную деятельность; корректировать имеющие нарушения, предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии. формирование положительного отношения обучающегося к занятиям; развитие собственной активности обучающегося; формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий; формирование и развитие целенаправленных действий; развитие планирования и контроля деятельности; развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач. Коррекционные задачи: развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков; формирование и развитие координации; развитие пространственных представлений; развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Методы и приемы реализации программы. ‒ Совместные действия ребенка и взрослого; ‒ Действия по подражанию действиям учителя; ‒ Поддержание правильной позы; ‒ Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание; ‒ Подражание простым движениям и действиям с предметами; ‒ Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.); ‒ Принятие помощи взрослого; ‒ Использование по назначению учебных материалов; ‒ Выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию); ‒ Выполнение действий с предметами (по подражанию); ‒ Выполнение простых действий с картинками (по подражанию); ‒ Соотнесение одинаковых предметов и изображений (по образцу); ‒ Выполнение простых действий с предметами и изображениями (по образцу); ‒ Соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу); ‒ Выполнение речевых инструкций на занятии; ‒ Действия по образцу, по словесной инструкции; ‒ Элементарные действия с предметами на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия; ‒ Предварительное рассматривание, показ по словесной инструкции педагога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке; ‒ Обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качества для последующего более точного использования в процессе деятельности. Планируемые результаты освоения программы В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП УО (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Личностные результаты освоения АООП могут включать: − основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я"; − социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; − формирование уважительного отношения к окружающим; − овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; − освоение доступных социальных ролей (обучающегося, дочери, пассажира, покупателя, пешехода); − развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; − развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; − развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; − формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. − освоение доступной социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; − развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; − развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций; − основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я». Базовые учебные действия К концу обучения обучающийся может быть: готов к эмоциональному, продуктивному взаимодействию с педагогом, положительно мотивирован. Сформировано учебное поведение с учетом особенностей ребенка. У него может сформироваться учебное поведение: • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); • умение выполнять инструкции педагога; • использование по назначению учебные материалы; • принятие помощи взрослого; • соотнесение изображений на карточках с предметами и игрушками. • соотнесение предмета с соответствующим изображением (по образцу) • выполнение действия по образцу и по подражанию, выполнять задание в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами. • формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия; • следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР. При оценке результативности обучения учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния обучающегося. При оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка. Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале: Уровни освоения (выполнения) действий / операций 1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). 2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) - по подражанию или по образцу - полностью самостоятельно Сформированность представлений 1. Представление отсутствует 2. Не выявить наличие представлений 3. Представление на уровне: - использования по прямой подсказке - использование с косвенной подсказкой (изображение) - самостоятельное использование +/- зп чп пи по + -? пп кп + Уровень сформированности действий/операций: 0 – действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет). 1 – действие выполняет совместно с педагогом. 2 – выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого. 3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу. 4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной или невербальной). 5 – выполняет действие самостоятельно. Уровень сформированности представлений: • «узнает объект». • «не всегда узнает объект» (ситуативно). • «не узнает объект». В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты. Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. ‒ Демонстрационный материал по темам. ‒ Тематические пазлы и разрезные картинки. ‒ Тематические трафареты. ‒ Сюжетные картины. ‒ Игрушки ‒ Школьные принадлежности. ‒ Набор кукольной мебели (стол, стул, кровать, постельные принадлежности). ‒ Фотографии детей, семьи, одноклассников. ‒ Серия «Умные карточки». Еда. ‒ Серия «Умные карточки». Мой дом. ‒ Серия «Мини-игры». Часть и целое. ‒ Серия «Твоя игра». Мой дом. ‒ Картонные изображения мальчика и девочки, бумажная одежда для них. ‒ Шнуровки. ‒ Набор детских ёлочных украшений. ‒ Серия «Рассказы по картинкам». Профессии. ‒ Аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах. ‒ Тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира; ‒ Музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные и видеофизминутки; ‒ Презентации по темам, развивающие видеозанятия; ‒ Компьютер, принтер, доска, тетради, карандаши, ручки. ‒ Рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал. ‒ Цветная бумага, картон, клей, скотч; ‒ Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); ‒ Пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); ‒ Карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; ‒ Макеты циферблата часов. Речь и альтернативная коммуникация (34 часа, 1 ч. в неделю) Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты), работу артикуляционного аппарата, обучающиеся с трудом произносят отдельные звуки и слоги. Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение. Содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" представлено следующими разделами: "Коммуникация", "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации". Планируемые результаты освоения учебного предмета Речь и альтернативная коммуникация 1. Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающегося: − понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях. 2. Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными: − Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями. − Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. − Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами). 3. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач: − Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности. − Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. − Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: 4. Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. − Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. 5. Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму. − Узнавание и различение образов графем (букв). Календарно-тематическое планирование № Дата п/п 1 5.09.2023 Тема, раздел Содержание Совершенствовать произвольную регуляцию моторики рук с помощью статических и динамических упражнений: «Сорока-сорока», «Ладушки», «Пальчик, пальчик, где ты был?» и.др. Игра «Знакомство». Называние имён. 2 12.09.2023 3 19.09.2023 4 26.09.2023 Установление с взрослым. Реагирование на собственное имя, имя учителя, родных. Культура общения: приветствие, прощание Умение просить о помощи. Выражение благодарности. Люди и имена 5 3.10.2023 Звучащие предметы 6 10.10.2023 Я вижу, я слышу 7 17.10.2023 8 24.10.2023 Дыхательные упражнения без речевого сопровождения. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак: мой, мое, мои. 9 7.12.2023 Моя семья 10 11 14.12.2023 21.12.2023 Представление о цвете Упражнения в подборе цвета 12 28.12.2023 Представление о форме 13 5.12.2023 14 12.12.2023 15 19.12.2023 16 26.12.2023 Различение предметов по цвету и форме Составление композиций из деталей одного цвета. Составление композиций из 2-3 деталей разного цвета. Контакт 17 16.01.2024 Понимание слов, указывающих на предмет, его признак: мой, мое, мои. 18 23.01.2024 19 30.01.2024 Понимание слов, указывающих на предмет, его признак: твой, твое, твои. Выражение своих желаний звуком Пожатие руки или звукокомплекс на приветствие. Развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости. Работа с планшетом. Обращение с просьбой о помощи с помощью жеста, звука (слова). Игра «Спасибо». Показ жестом, звуком или словом просьбы о помощи. Рассматривание сюжетных картинок (девочка, мальчик). Игра «Кого как зовут» на умение различать женские и мужские имена (с использованием карточек-символов). Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, где ты был?». Игры на выполнение практических инструкций учителя привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом. Игра на развитие слухового внимания «На чем играю». Игровое упражнение с геометрическими фигурами-вкладышами. Задания на выполнение практические инструкций учителя, выражать жестом, звуком, словом согласия (несогласия), удовлетворения (неудовлетворения). Игровые упражнения, имитирующие природные явления: «Солнышко и дождик» (жесты и мимика: холодно – хмурится, солнышко-улыбка, идет дождик – пальчик по столу). Упражнение на развитие дыхания «Дуем в трубочку». Формирование правильного выдоха. Упражнение на развитие дыхания «Подуй на одуванчик» Артикуляционное упражнение «Накажем язычок» Слушание объяснений учителя, артикуляционная гимнастика, рассматривание сюжетных изображений, на которых просматриваются признаки действия. Выбор соответствующего изображения с признаком действием во время называния признака действия учителем. Рассматривание сюжетных картинок «Семья». Различать по звуковому составу слов (мама, папа, дядя, тетя), показывать на картинках. Дифференциация основных цветов путем выделения заданного цвета. Работа с планшетом. Знакомство с цветом. Называние цвета. Нахождение нужного цвета по заданию учителя. Дифференциация основных цветов путем выделения заданного цвета (Подбор цветных полосок по аналогии). Игры "Собери цветок", "Цветик – семицветик» Нахождение нужной формы по заданию учителя. -Штриховка геометрических фигур. Раскрашивание геометрических фигур. Дифференциация основных цветов путем выделения заданного цвета (Подбор цветных карандашей и палочек). Различение предметов по цвету и форме. Выполнение заданий по образцу (в том числе и штриховка). Упражнение на развитие дыхания «Пушок». Пальчиковая гимнастика «Семья». Выполнение заданий по образцу (в том числе и штриховка). Собирание конструктора, мозаики по образцу. Называние основных цветов. Работа с нахождением 2-3 геометрических форм. Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя. Поддержание зрительного контакта. Слушание объяснений учителя, артикуляционная гимнастика, рассматривание сюжетных изображений, на которых просматриваются признаки действия. Выбор соответствующего изображения с признаком действием во время называния признака действия учителем. Слушание объяснений учителя, артикуляционная гимнастика, рассматривание сюжетных изображений, на которых просматриваются признаки действия. Выбор соответствующего изображения с признаком действием во время называния признака действия учителем. Слушание объяснений учителя, артикуляционная гимнастика, выполнение действий по подражанию, по словесной 20 6.02.2024 21 13.02.2024 22 20.02.2024 23 27.02.2024 24 5.03.2024 25 12.03.2024 26 19.03.2024 27 2.04.2024 28 9.04.2024 29 16.04.2024 30 23.04.2024 31 30.04.2024 32 7.05.2024 33 14.05.2024 34 21.05.2024 Прощание с собеседником звуком (словом, предложением). Развитие мелкой моторики. Освоение жестовых игр. Пойми меня (указание взглядом на объект при выражении своих желаний) Развитие слухового восприятия. Развивать фонематический слух и восприятие. Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов (мебель, одежда, обувь, овощи, фрукты). Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей. Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих предметы быта (совок, веник, швабра, ерш и т.д). Упражнения в различии слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) Понимание слов, обозначающих пространство в предложении (за, под, перед и др.). Узнавание (различение) образов графем букв (а, о, у, и, е) Узнавание (различение) образов графем букв (я, ю, э, ы) Повторение букв а, о, у, и, е, я, ю, э, ы. Определение гласных букв. Гласные буквы. Работа с учебными приложениями. Развитие мелкой моторики. Освоение жестовых игр. инструкции и самостоятельно. Слушание объяснений учителя, артикуляционная гимнастика, выполнение действий по подражанию, по словесной инструкции и самостоятельно. Выполнение графических упражнений. Слушание объяснений учителя, пальчиковая гимнастика, выполнение графических упражнений по обводке и самостоятельному печатанию букв с образца. Артикуляционное упражнение «Окошко», «Улыбочка» Игра: «Клубок» (указание взглядом на объект при выражении своих желаний). Работа с планшетом. -Слушание разных музыкальных инструментов. Рассматривание сюжетных картинок. Отбивание музыкального ритма. Узнавание музыкальных инструментов по звуку. Дидактическая игра: «Составь слово». Слушание объяснений учителя, рассматривание пособия с алфавитом, карточек с названиями предметов (посуды, мебели), артикуляционная гимнастика, проговаривание букв слова, обозначающего предмет (с опорой на карточки с буквами), выбор карточек с названием предмета. Слушание объяснений учителя, рассматривание пособия с алфавитом, карточек со словами, обозначающих действия предмета, артикуляционная гимнастика, проговаривание букв слова, обозначающего действия предмета (с опорой на карточки с буквами), выбор карточек с действием предмета. Слушание объяснений учителя, рассматривание пособия с алфавитом, карточек с именами (детей, членов семьи), артикуляционная гимнастика, проговаривание букв своего имени (с опорой на карточки с буквами), выбор карточек со своим именем и именем членов семьи. «Проговаривание» своего имени. Слушание объяснений учителя, артикуляционная гимнастика, рассматривание изображений игрушек, животных, птиц. Выбор соответствующего изображения предмета во время называния его учителем. Работа с планшетом. Пальчиковая гимнастика. Работа с сюжетными картинками. Называние (употребление, показ) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Работа с планшетом. Упражнение на развитие дыхания «Бабочки летят». Определение основных пространственных отношений на конкретных примерах (упражнения на выполнение словесных инструкций «Поставь куклу за домик, перед домиком и т.д.) Упражнение на развитие дыхания «Мыльные пузыри». Работа с предметным материалом, штриховка буквы, обводка «рука в руке». Показ слова на данные буквы. Работа с предметным материалом, штриховка буквы, обводка «рука в руке». Показ слова на данные буквы. Упражнение на развитие дыхания «Мыльные пузыри», «Дуем в трубочку», «Улыбочка». Работа с предметным материалом, штриховка буквы, обводка «рука в руке». Показ слова на данные буквы. Узнавание букв в разных интерпретациях. Упражнение на развитие дыхания «Снежинка». Работа с планшетом. Звукоподражание. Упражнение на развитие дыхания «Вдох-выдох». Рисуночное письмо: работа карандашами: заштрихуем квадраты, круги. Называние цвета карандашей и фломастеров. Математические представления (34 часа, 1 ч. в неделю) Цель обучения - формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни. Программа построена на основе следующих разделов: "Количественные представления", "Представления о форме", "Представления о величине", "Пространственные представления", "Временные представления". Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимнооднозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки. Изучая цифры, у обучающегося закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое. Задачи: − формировать умение различать количество предметов − выделять один предмет из группы и составлять группу из отдельных предметов − сравнивать предметы по величине, форме − продолжать учить различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много) − учить соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой − учить пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц Планируемые результаты освоения учебного предмета Математические представления 1. Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления: − умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности; − умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости; 2. Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность: − умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой; − умение пересчитывать предметы в доступных пределах; 3. Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач: − умение обращаться с деньгами; − умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия; − умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона; − умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий; определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности. Календарно-тематическое планирование № п/п 1 6.09.2023 2 13.09.2023 Количественные представления. Нахождение одинаковых предметов по цвету. Нахождение одинаковых предметов по форме. 3 20.09.2023 Нахождение одинаковых предметов по размеру. 4 27.09.2023 5 4.10.2023 6 11.10.2023 7 18.10.2023 8 25.10.2023 Разъединение множеств. Дидактическая игра: «Разложи правильно по корзинам». Сравнение множеств (с пересчетом). Дидактическая игра: «Давай посчитаем». Представления о форме. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, точка, линия. Представления о величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Пространственные представления. 9 8.11.2023 10 15.11.2023 Временные представления. Узнавание (различение) частей суток. Временные представления. 11 22.11.2023 Пространственные представления. 12 29.11.2023 Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ). 13 6.12.2023 14 13.12.2023 Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Представления о форме. 15 20.12.2023 16 27.12.2023 17 17.01.2024 18 24.01.2024 Дата Тема, раздел Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия) по точкам. Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Количественные представления. Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, Содержание Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, выполнение упражнений. Изобразительная (рисование, раскрашивание). Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, выполнение упражнений. Изобразительная (рисование по опорным точкам). Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, выполнение упражнений. Изобразительная (рисование, штриховка). Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, выполнение упражнений. Игровая. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, выполнение упражнений. Игровая. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, выполнение упражнений. Конструктивная Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, выполнение упражнений на сравнение двух предметов разными способами. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, выполнение упражнений по образцу и самостоятельно. Игровая. Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади). Сюжетно-ролевая игра: «Репка». Слушание объяснений учителя, рассматривание сюжетных изображений. Ответы на вопросы (показ рукой). Слушание объяснений учителя, рассматривание календаря (с выделенными названиями дней). Игровая. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Дидактическая игра: «Что ты делал вчера». Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем. Игровая. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад. Подвижная игра: «Шаг вперед, два назад». Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем. Конструктивная. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем. Конструктивная. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем. Конструктивная. Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем. Конструктивная. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя. Изобразительная (рисование по опорным точкам). Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем. Изобразительная (рисование с помощью шаблона). Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем. Игровая. Конструктивная. 19 уравнивание множеств). 31.01. 2024 Пересчет предметов по единице. 20 7.02.2024 Узнавание цифр. 21 14.02.2024 22 21.02.2024 Соотнесение количества предметов с числом (в пределах 5). Представления о форме. 23 28.02.2024 24 6.03.2024 25 13.03.2024 26 20.03.2024 27 28 3.04.2024 10.04.2024 29 17.04.2024 30 24.04.2024 Представления о величине. Сравнение предметов по высоте. Сравнение предметов по длине. Временные представления. Узнавание (различение) дней недели. Количественные представления. Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 0 – 5). Определение места числа (от 0 до 5) в числовом ряду. 31 1.05.2024 Счет в прямой (обратной) последовательности. 32 8.05.2024 Представления о форме. 33 15.05.2024 34 22.05.2024 Пространственные представления. Определение, месторасположения предметов в ряду. Диагностика усвоенных умений. Итоговый контроль сформированных за учебный год умений и навыков. Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг). Рисование геометрической фигуры (точка, линия, круг). Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем. Игровая. Слушание объяснений учителя, рассматривание пособия с цифрами, карточек с цифрами. Изобразительная (написание элементов цифр по опорным точкам). Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем. Игровая. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя. Изобразительная (рисование по опорным точкам). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия) по точкам. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем. Изобразительная (рисование с помощью шаблона). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя. Изобразительная (штриховка). Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя. Изобразительная (рисование по точкам). Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя. Конструктивная. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя. Конструктивная. Слушание объяснений учителя, рассматривание календаря (с выделенными названиями дней). Игровая. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, рассматривание пособия с цифрами, совместные действия с учителем. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, рассматривание пособия с цифрами, совместные действия с учителем. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, рассматривание пособия с цифрами, совместные действия с учителем. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя. Изобразительная (рисование с помощью шаблона). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя. Практические действия. Конструктивная. Изобразительная. Окружающий социальный мир (34 часа, 1 ч. в неделю) Цель обучения - формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения. Основными задачами программы "Окружающий социальный мир" являются: − знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), − формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). Программа представлена следующими разделами: "Квартира, дом, двор", "Продукты питания", "Предметы быта", "Школа", "Предметы и материалы, изготовленные человеком". Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в образовательной организации. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей (законных представителей. Специфика работы по программе "Окружающий социальный мир" заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал). Предметные результаты освоения учебного предмета Окружающий социальный мир 1. Представления о мире, созданном руками человека. − интерес к объектам, созданным человеком; − представления о доме, образовательной организации, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка); − умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах. 2. Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей: − представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях; − опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками; − умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу обучающегося. 3. Развитие межличностных и групповых отношений: − умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание; − умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов; 4. Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни: − использование простейших эстетических ориентиров (эталонов) о внешнем виде на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности; − умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников. 5. Представления об обязанностях и правах обучающегося: − представления об обязанностях обучающегося, сына или дочери, внука или внучки, гражданина. Календарно-тематическое планирование. № Дата п/п 1 5.09.2023 Тема, раздел Воспоминание о лете! 2 12.09.2023 Квартира, дом, двор. Узнавание (различение) частей дома 3 19.09.2023 4 26.09.2023 Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме. Типы и виды домов. Описание «Мой дом». 5 3.10.2023 «Где я живу?» Мой адрес. 6 10.10.2023 7 17.10.2023 8 24.10.2023 Помещения комнаты. Назначение помещений своего дома. Территория двора. Безопасное поведение во дворе. На улице. Проезжая часть у дома. 9 7.11.2023 11 21.11.2023 Продукты питания. Напитки. Чай, кофе, лимонады, морсы, сок, и тд. Молочные продукты (напитки, продукты питания из молока. Мясные продукты. 12 28.11.2023 Рыбные продукты к употреблению. 13 5.12.2023 Хлебобулочные продукты. Крупы и бобовые готовые к употреблению. «Я приглашаю гостей». Кондитерские изделия. 10 14.11.2023 14 12.12.2023 15 19.12.2023 16 26.12.2023 17 16.01.2024 18 23.01.2024 19 30.01.2024 20 6.02.2024 Мы идем в гости. Правила поведения «в гостях». Предметы быта. Ванная комната. Обязательные правила личной гигиены. Кухня. Представления о мебели в кухне, электроприборы. Знакомство с электричеством. Электроприборы (утюг, телевизор, микроволновая печь, чайник). Правила техники безопасности при обращении с электричеством и электробытовыми приборами. Посуда для разных видов продуктов. Содержание Просмотр презентации по теме, отгадывание загадок. Игровое занятие «Летние забавы», прогулка на велосипеде. Рассматривание картинок и иллюстраций. Знание частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Упражнение «Маша у себя дома». «Не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода.» Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Показ различных типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Беседа по теме. Работа с иллюстрациями. Называние и показ своего адреса в дневнике. Определение составляющих адреса. Значение знания собственного адреса. Беседа по теме. Работа с иллюстрациями. Называние и показ помещений дома. Кухня, сан. Узел, Назначение бани, двор и т.д. Беседа по теме. Работа с иллюстрациями. Называние и показ территория двора, игровая площадка, спортивная площадка, место для контейнеров с мусором, газон. Беседа по теме. Работа с иллюстрациями. Показ, называние составляющих улицы. Дифференцирование разных видов дорог (широкие, узкие, грунтовые, асфальтированные, спецдороги: для метро, трамвая). Раскрашивание (рисование) картинки «На улице». Рассматривание напитков в упаковках, разливание напитков в стаканы. Определение напитков на вкус. Игра «Магазин». Рассматривание молочных напитков в упаковках, разливание напитков в стаканы. Определение молочных напитков и продуктов. Как люди готовят молоко и что из него может получится. Беседа по теме «Мясные продукты». Составление предложения со словом «продукты» по картинкам. Упражнения 4 –ый лишний, упражнение простые аналогии. Беседа по теме. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Составление предложения со словом « рыбные или морепродукты» по картинкам. Упражнение «Простые аналогии». Игра «Найди рыбку» на внимание. Беседа по теме «Откуда хлеб пришел», «Пейте дети молоко. Составление предложения со словом «крупы» по картинкам. Составление предложения со словом «продукты» по картинкам. Их позитивные и негативные свойства. Правила ограничения употребления кондитерских изделий. Наглядный материал, моделирование жизненной ситуации, сюжетно-ролевая игра «Встреча гостей!». Разыгрывание ролевой игры «Мы идем в гости» Составление словосочетаний (угощать чем? Пирогом, вареньем). Заучивание диалогов. Игра «Выбери правильно». Беседа по картине «Ванная комната». Работа по предметным картинкам. Рассматривание и сравнение. Беседа по картине «Наша кухня». Работа по предметным картинкам. Рассматривание и сравнение мебели в доме. Составление рассказа по сюжетным картинкам «Мебель». Составление предложения со словом «стул». Рассматривание утюга, телевизора (настоящих, игрушечных, изображений на картинках). Беседа об их назначении. Соотнесение объекта и его изображения. Работа с раскрасками. Беседа о правилах ТБ при обращении с электробытовыми приборами. Работа с планшетом. Беседа по картине «Наша кухня», «Посуда». Работа по предметным картинкам. Рассматривание и сравнение посуды 21 13.02.2024 22 20.02.2024 23 27.02.2024 24 5.03.2024 25 12.03.2024 26 19.03.2024 27 2.04.2024 Наш помощник телефон. Беседа по телефону. Месенджеры. Отправление голосовых сообщений. Экстренный вызов по телефону. Правила пользования собственным телефоном. Школа. Я – ученик. Одноклассники. Мальчик – девочка. Школьные принадлежности. Распорядок школьного дня. Расписание занятий, режим работы и отдыха. Предметы, изучаемые человеком. В мире материалов. Дерево и предметы из дерева. Свойства дерева. 28 9.04.2024 Мебель в квартире. Гостиная, детская и спальня 29 16.04.2024 Резина и предметы из резины. Нахождение предметов из резины дома. Металл и предметы из металла. 30 23.04.2024 31 30.04.2024 32 7.05.2024 33 14.05.2024 34 21.05.2024 Стекло и предметы из стекла. Свойства стекла, сравнение с металлом. Опасность стеклянных осколков. Ткани и предметы из ткани. Пластмасса и предметы из пластмассы. Нахождение предметов из резины дома. Инструменты. Молоток, Отвертка. Пила. Топор и т.д. в кухне. Моделирование типовых диалогов при разговоре по телефону, заучивание. Конструирование возможных реплик. Раскрашивание картинки. Беседа по теме. Обсуждение ситуации на картинке. Тренировочные упражнения по набору номеров экстренных служб. Конструирование возможных реплик. Моделирование типовых диалогов, заучивание. Соотнесение картинок с изображением машин экстренной помощи. Раскрашивание картинки. Беседа, «Правила поведения в школе», знакомство с расписанием уроков. Беседа о школьных (учебных) принадлежностях, их предназначении (школьная доска, парта, мел, ранец, ручка, карандаш, фломастер, краски, пенал). Ролевая игра «Помоги мне собраться в школу». Беседа по теме. Ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями «Режим дня». Называние дней недели по порядку. Повторение учебных предметов. Игра «Собери портфель по расписанию». Просмотр и работа с презентацией. Беседа по теме, определение вида материала, из которого сделан предмет, выделение признаков материала. Игра «Исправь ошибку», упражнение «Подбери материал». Практическая работа по определению свойств дерева (прочное, твердое, плавает в воде). Упражнение «Найди деревянные игрушки». Работа с планшетом. Беседа по картине «Гостиная», «Наша кухня». Работа по предметным картинкам. Рассматривание и сравнение мебели в доме. Составление рассказа по сюжетным картинкам «Мебель». Составление предложения со словом «стул». Практическая работа по определению свойств резины (мягкое, прочное, непромокаемое, плавает в воде). Упражнение «Найди резиновые игрушки». Просмотр и работа с презентацией. Беседа по теме, определение вида материала, из которого сделан предмет, выделение признаков материала. Игра «Исправь ошибку». Упражнение «Подбери материал». Просмотр и работа с презентацией, беседа по теме, определение вида материала, из которого сделан предмет, выделение признаков материала. Игра «Исправь ошибку», упражнение «Подбери материал». Просмотр и работа с презентацией, беседа по теме, определение вида материала, из которого сделан предмет, выделение признаков материала. Игра «Исправь ошибку», упражнение «Подбери материал». Просмотр и работа с презентацией, беседа по теме, определение вида материала, из которого сделан предмет, выделение признаков материала. Игра «Исправь ошибку», упражнение «Подбери материал». Беседа на тему: «Мой папа — молодец». Ответы на вопросы «Как вы помогаете папе дома?», «Часто ли вы помогаете папе?» Повторение названий инструментов, используемых в хозяйстве. Игра «Кто первый» (узнавание по описанию того или иного инструмента). Профильный труд. Переплетно-картонажное дело. (68 часов, 2 ч. в неделю) Цели изучения учебного предмета «Профильный труд» по профилю трудовой подготовки «Картонажно-переплетное дело» - формирование технологической грамотности и технологической культуры на основе приобретения знаний, умений и опыта деятельности, предусмотренных в содержании учебного предмета. Достижение цели обеспечивается решением совокупности задач: 1. Формирование знаний о материалах, используемых в картонажно-переплетном деле, их происхождении, свойствах и характеристиках, рациональном использовании материалов. 2. Формирование знаний об инструментах и оборудовании, применяемых в картонажно-переплетном деле, создание условий для приобретения обучающимися опыта использования инструментов и оборудования при изготовлении изделий. 3. Формирование основ чертежно-графической грамотности, умений работать с доступной технологической документацией (рисунок, чертеж, эскиз, схема). изделий, формирование умений и опыта деятельности в сфере обработки материалов и применения технологий изготовления изделий. 4. Формирование знаний о технике безопасности и создание условий для приобретения обучающимися опыта их применения при выполнении различных картонажно-переплетных работ. 5. Воспитание положительного отношения к труду, понимания его значимости для успешной жизни человека, формирование организованности, аккуратности, бережливости, предприимчивости, целеустремленности. Содержание примерной рабочей программы определяет базовые учебные действия и виды деятельности обучающихся, способствующие реализации развивающей и коррекционной направленности профиля трудовой подготовки. Освоение обучающимися с умственной отсталостью профиля трудовой подготовки способствует: − развитию познавательной сферы: процессов анализа и синтеза в ходе анализа образца, сравнения образцов изделий, рефлексии по итогам изучения тех или иных тем, наглядно-образного и словесно-логического мышления, произвольного запоминания последовательности действий при изготовлении изделий; − совершенствованию речевой сферы: обогащение активного и пассивного словаря за счет изучения специальной терминологии, названий инструментов, оборудования, материалов, приемов работ; − становлению эмоционально-волевой сферы: формирование положительного эмоционального настроя на трудовую деятельность, адекватного эмоционального реагирования на успех или неуспех, регуляции произвольной деятельности в процессе выполнения учебных и практических задач, самооценки и волевой саморегуляции при выполнении учебных и практических задач от начала до конца, при преодолении трудностей, внесении корректив в процесс и результаты деятельности. Предметные результаты освоения учебного предмета «Профильный труд» по профилю трудовой подготовки «Картонажно-переплетное дело» 1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия. − Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности. Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания. − Умение соблюдать технологические процессы, например, выращивание и уход за растениями, изготовление изделий из бумаги, дерева, ткани, глины и другие, с учетом особенностей региона. − Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда. 2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким. − Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким. Календарно-тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Дата Тема, раздел Содержание 5.09.2023 Инструменты, используемые при выполнении Назначение и устройство инструментов для картонажно переплетных работ. картонажно-переплетных работ. 6.09.2023 Инструменты для ПКР. Ножницы, нож, Классификация инструментов по назначению: измерительные (линейка, угольник, фальцлинейка); режущие линейка, циркуль, карандаши, клей, и тд. инструменты (ножницы, переплетные ножи); колющие инструменты (шило, иглы). Работа с карточками, картинками. Счет предметов. 12.09.2023 Инструменты и приспособления. Инструменты и приспособления: переплетный нож для резки картона; деревянный молоток (киянка) для кругления корешков книжных блоков; гладилка для фальцовки (сгибания) листов бумаги, притирки их в процессе приклейки. Слушание объяснений учителя, рассматривание сюжетных изображений. Ответы на вопросы (показ рукой). 13.09.2023 Техника безопасности при выполнение КПР и Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами во время картонажно-переплетных работ. работе с инструментами. Обязанности обучающегося, отвечающего за сохранность инструментов. 19. 09.2023 Правила поведения и работы с инструментами Обсуждение с учителем. Рассматривание видео и информационных фото и плакатов о последствиях несоблюдения на уроках по картонажно-переплетному делу. техники безопасности. 20. 09.2023 Закрепление знаний. Повторение и Закрепление знаний . Рассматривание видео и информационных фото и плакатов о последствиях несоблюдения закрепление правил работы с инструментами техники безопасности. Работа с планшетом. на уроках. 26. 09.2023 Материалы для картонажно-переплетных Подбор образцов различных сортов бумаги (писчая, газетная, рисовальная, обойная, оберточная). работ. Различные сорта бумаги. 27. 09.2023 Исследование и классификация сортов бумаги Исследование и классификация сортов бумаги по свойствам и назначению. Наклеивание для образцов. по свойствам и назначению. Образцы бумаги. 3. 09.2023 Изготовление образцов бумаги. Продолжение работы с образцами бумаги. Наклеивание бумаги на планшет. Подписи названия образцов бумаги (писчая, газетная, рисовальная, обойная, оберточная). 4.10.2023 Выполнение практической работы. Подготовка частей аппликации «Дерево и гриб». отрывание цветной бумаги и подготовка аппликации. Аппликация с природными элементами. Намазывание частей аппликации клеем. Прижимание к картону. «Дерево и гриб». 10. 10.2023 Сминание бумаги. Аппликация из мятой Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем. бумаги «Дождик» Подготовка частей аппликации «Дождик». Сминание цветной бумаги и подготовка аппликации. Намазывание частей аппликации клеем. Прижимание к картону. 11. 10.2023 Отрывание бумаги заданной формы. Рваная Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем. аппликация «Осенние листья» Подготовка частей аппликации «Осенние листья». отрывание цветной бумаги и подготовка аппликации. Намазывание частей аппликации клеем. 17. 10.2023 Разрезание бумаги ножницами. Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем. Работа с ножницами рука в руке. Вырезание по шаблону и вне контура. Соблюдение техники безопасности в работе с ножницами. 18. 10.2023 Разметка бумаги по шаблону. По линейке. Подбор разных сортов бумаги, разметка бумаги по шаблону, использование линейки, карандаша, вырезание по контуру бумаги. Работа с линейкой. 24. 10.2023 «Образцы картона» Изделие «Образцы картона». Исследование и классификация картона по сорту (переплетный, коробочный); по цвету (серый, белый, желтый, цветной); по физическим свойствам (гладкий, шероховатый, рифленый); по особенностям (картон впитывает влагу и коробится, толстый картон ломается по сгибу, тонкий картон легко сгибается, режется). 25. 10.2023 Изготовление образцов картона. Продолжение работы с образцами картона. Наклеивание картона на планшет. Подписи названия образцов. 7.11.2023 Выполнение практической работы по Подбор разных видов картона, разметка картона по шаблону, наклеивание на основу. Сминание по контуру, изготовлению изделия. «Открытка для мамы» раскрашивание и подпись. 8.11.2023 Разнообразие картонных открыток. Виды, типы, размеры открыток. Знакомство с разнообразием праздничных и поздравительных открыток. Различия и общие свойства. 19 14.11.2023 Изготовление почтовых конвертов. «Письмо для бабушки» 20 15.11.2023 Изделие «Почтовый конверт». 21 21. 11.2023 Изделие «Почтовый конверт». Продолжение практической работы. 22 22.11.2023 Использование почтового конверта. Сравнение с готовым изделием. 23 28.11.2023 «Письмо для бабушки» практическая польза конверта. 24 29.11.2023 Практическая деятельность. Алгоритм отправки письма на почте. 25 5.12.2023 Изготовление пакетов для семян. 26 6.12.2023 Изделие «Пакет для семян». Повторение алгоритма действий. 27 12.12.2023 Изделие «Пакет для семян». Составление плана действий по изготовлению почтового конверта (под руководством учителя). Проведение инструктажа по правилам работы с ножницами и клеем. Подготовка материала. Выполнение практической работы по изготовлению изделия. Разметка развертки конверта по шаблону. Вырезка развертки конверта. Выполнение сборки развертки конверта. Подклейка боковых и нижних клапанов конверта. Выполнение сборки развертки конверта. Подклейка боковых и нижних клапанов конверта. Оценка качества готового изделия (сравнение качества готового изделия с образцом). Установление причин успеха или неудач при изготовлении изделия. Оценка качества готового изделия (сравнение качества готового изделия с образцом). Установление причин успеха или неудач при изготовлении изделия. Алгоритм отправки письма на почту. Прогулка на почту, отработка действий при отправлении письма. Практическое закрепление. Составление плана действий по изготовлению пакетов для семян (под руководством учителя). Проведение инструктажа по правилам работы с ножницами и клеем. Подготовка материала. Повторение правил работы с режущими инструментами (ножницы), правил работы с клеем. Выполнение практической работы по изготовлению изделия. Разметка развертки пакета для семян по шаблону. Вырезка развертки пакета для семян. Выполнение сборки развертки пакета. Сборка и подклейка боковых и нижних клапанов пакета для семян. Обжимка готового изделия. 28 13.12.2023 Изделие «Пакет для семян». Продолжение практической работы. Выполнение сборки развертки пакета 29 19.12.2023 Изделие «Пакеты для семян». Продолжение Повторение действия для подготовки нескольких готовых изделий для разных семян. Выполнение сборки развертки работы. пакетов для разнообразных семян. 30 20.12.2023 Использование пакетов для семян. Оценка Подсчет и обандероливание готовых изделий. Оценка качества готового изделия (сравнение качества готового качества готового изделия. Сравнение с изделия с образцом). готовым изделием. 31 26.12.2023 «Семена для бабушки» на весну. Оформление Оформление пакетов под разные культуры. (помидор, огурец, морковь, перец, кабачок и т.д.) Работа с наклейками, пакетов под разные культуры. Работа с рисование, работа с пластилином на плоскости. пластилином на плоскости. 32 27.12.2023 Изготовление пакетов для документов. Выстраивание последовательности действий по изготовлению пакетов для документов (с помощью учителя). 33 16.01.2024 Повторение правил работы с инструментами и Повторение инструктажа по правилам работы с режущими инструментами (ножницы), с клеем. техники безопасности. Выполнение практической работы по изготовлению изделия. Разметка развертки пакета для документов по 34 17.01.2024 Изделие «Пакет для документов». Выполнение практической работы. шаблону. Вырезка развертки пакета для документов. 35 23.01.2024 Изделие «Пакет для документов». Сборка и подклейка боковых и нижних клапанов пакета для документов. Продолжение практической работы. 36 24.01.2024 Изделие «Пакет для документов». Обжимка готового изделия. Подсчет и обандероливание готовых изделий. Продолжение практической работы. 37 30.01.2024 Изделие «Пакет для документов меньшего Разнообразие пакетов для разных документов. Выполнение практической работы по изготовлению другого изделия. объема». Вырезка развертки пакета для Разметка развертки пакета для документов по шаблону меньшего объема. Вырезка развертки пакета для документов. документов. 38 31.01.2024 Изделие «Пакет для документов меньшего Сборка и подклейка боковых и нижних клапанов пакета для документов. Работа с клеем. объема». Продолжение практической работы. 39 6.02.2024 Создание системы хранения собственных Оценка качества готового изделия (сравнение качества готового изделия с образцами). Формулирование оценки документов. Создание системы хранения приобретенного опыта. Создание системы хранения собственных документов, рисунков, открыток и т д. собственных документов 40 7.02.2024 Изготовление поздравительных открыток. Планирование действий по изготовлению поздравительной открытки под руководством учителя. 41 13.02.2024 Разнообразие открыток для поздравлений. 42 14.02.2024 Работа с интернетом. Работа с планшетом. Формирование суждений и выражение эмоций в соответствии с целью деятельности. Поиск и выбор источника получения информации о различных видах поздравительных открыток в сети Интернет (с помощью учителя). Работа с планшетом. Соблюдение правил информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет под руководством учителя. Выявление и характеристика существенных признаков поздравительных открыток. Работа с картоном. 43 20.02.2024 Правила работы в сети интернет. Оценка готовых открыток разных форм, размеров. 44 21.02.2024 Планирование и подготовка к практической деятельности. 45 27.02.2024 Повторение правил работы с инструментами и Повторение правил работы с режущими инструментами (ножницы, нож), с клеем. техники безопасности. 46 28.02.2024 Изделие «Открытка для мамы». Разметка Выполнение практической работы по изготовлению изделия. Разметка открытки. Вырезание открытки. открытки. Вырезание открытки. 47 5.03.2024 Изделие «Открытка для мамы» Продолжение Выполнение рицовки открытки по линии сгиба. Выполнение фальцовки. практической работы. 48 6.03.2024 Изделие «Открытка для мамы». Оформление Заготовка деталей из цветной бумаги для украшения открытки. Вырезание по контуру деталей. открытки.. 49 12.03.2024 Изделие «Открытка для мамы». Украшение Оформление открытки. Оценка качества готового изделия (сравнение с образцом). готового изделия. Работа с цветной бумагой. 50 13.03.2024 Изготовление закладок для книг. Что такое Объяснение учителя, что такое закладка и для чего она нужна, виды, типы закладок, украшение закладок, закладка и для чего она нужна, виды, типы практическое применение в жизни. закладок. 51 19.03.2024 Разнообразие закладок в истории Выбор и нахождение источника получения информации о различных видах закладок для книг в сети Интернет (с возникновения книг. помощью учителя). 52 20.03.2024 Работа с интернетом. История возникновения Соблюдение правил информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет под руководством закладки. учителя. 53 2.04.2024 Планирование и подготовка к практической Планирование действий обучающихся по изготовлению закладки «Карандаш». деятельности. 54 3.04.2024 Повторение правил работы с инструментами и Повторение правил работы с клеем и ножницами. Правила безопасности. техники безопасности. 55 9.04.2024 Изделие «Закладка-карандаш». Выполнение разметки по эскизу – изделия прямоугольника размерами 8x20 см, вырезание прямоугольника, фальцовка верхней части полоски прямоугольника, нахождение центральной линии. Фальцовка частей прямоугольника к центральной линии (перегибание к центральной линии одного треугольника с одной стороны и другого треугольника с другой). 56 10.04.2024 Изделие Закладка-карандаш. Продолжение Фальцовка частей прямоугольника к центральной линии (перегибание к центральной линии одного треугольника с практической работы. одной стороны и другого треугольника с другой). Подгибание треугольника к центральной линии с обеих сторон. Переворачивание, перегибание полоски вверх. 57 16.04.2024 Изделие Закладка-карандаш. Продолжение Проглаживание линии изгиба. Повторное переворачивание, складывание к центру полоски бумаги с одной и с практической работы. Оформление и другой стороны. Закладывание полоски в кармашек. Приклеивание. раскрашивание закладки. 58 17.04.2024 Оценка качества готового изделия, (сравнение Опрессовка изделия. Выявление недостатка информации для изготовления закладки «Карандаш» на основе качества готового изделия с образцом) под предложенного алгоритма. Формулирование выводов и подкрепление их доказательствами по результатам руководством педагога. выполнения работы. 59 23.04.2024 Изделие «Закладка-прищепка». Подбор образца для выполнение работы, подбор инструментов и материалов. 60 24.04.2024 Планирование и подготовка к практической Планирование действий обучающихся по изготовлению закладки «Прищепка». Обсуждение с учителем. деятельности. Рассматривание видео и информационных фото 61 30.04.2024 Изделие «Закладка-прищепка». Выполнение разметки по эскизу – изделия квадраты 20x20 см, вырезание квадрата, нахождение центральной линии. 62 1.05.2024 Изделие Закладка- прищепка». Продолжение Фальцовка частей квадрата к центральной линии (перегибание к центральной линии одного треугольника с одной практической работы. стороны и другого треугольника с другой). Подгибание треугольника к центральной линии с обеих сторон. 63 64 65 66 67 68 7.05.2024 Изделие Закладка- прищепка». Продолжение практической работы. Оформление и раскрашивание закладки. 8.05.2024 Работа с картоном. Знакомство с изделием «Открытая коробка». 14.05.2024 Разнообразие систем хранения. Разнообразие видов и форм коробок. Работа с планшетом. 15.05.2024 Планирование и подготовка к практической деятельности. Повторение правил работы 21.05.2024 Изделие «Открытая коробка для школьных принадлежностей. Карандашей, ручек, фломастеров и т.д. 22.05.2024 Повторение пройденного материала. Формирование кармашка. Проглаживание линии изгиба. Повторное переворачивание, складывание к центру полоски бумаги с одной и с другой стороны. Приклеивание. Оформление изделия. Объяснение учителя, что такое коробка и для чего она нужна, виды, типы коробок, украшение, практическое применение в жизни. Выбор и нахождение источника получения информации о различных видах коробок в сети Интернет (с помощью учителя). Работа с планшетом. Повторение правил работы с режущими инструментами (ножницы), с клеем. Планирование действий обучающихся по изготовлению коробки. Обсуждение с учителем. Рассматривание видео и информационных фото. Повторение ранее изученного материала, в том числе правил безопасной работы с инструментами для изготовления разных изделий из бумаги и картона.