1 Пояснительная записка Программа по биологии определяет содержание предмета и последовательность его прохождения, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе VIII вида. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся с особыми образовательными возможностями, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой - М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г. Цель обучения: Формирование представлений обучающихся о растительном мире, о существующих в нем взаимосвязях; о животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях; об анатомии, физиологии и гигиене организма человека. Основными задачами являются: формирование бережного отношения к природе; первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома; привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека. Для достижения поставленной цели изучения курса в коррекционном классе необходимо решение следующих практических задач: сообщение обучающимся сведений о живой природе и ее роли в жизни человека, о сезонных изменениях, о жизни растений; установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимости природных явлений; экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни растений и человека), бережного отношения к природе; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к неживой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты. Природоведение как учебный предмет в включает разделы: «Растительный мир». При изучении этого раздела обучающиеся получают элементарные сведения о растительном мире. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья сложно усвоить все группы растений и те признаки, по которым они 2 объединяются в группы. Поэтому в программе предлагается изучение наиболее распространенных, известных обучающимся однодольных и двудольных растений, их признаков, сходств и различий, которые можно наглядно пронаблюдать в природе, в быту, в повседневной жизни, показать по цветным таблицам. На уроках происходит демонстрация следующих опытов: - условия, необходимые для прорастания семян; - испарение воды листьями. На уроках проводятся практические работы: - перевалка и пересадка комнатных растений; - на пришкольном участке: вскапывание приствольных кругов, рыхление почвы. Также на уроках выполняются лабораторные работы: - строение растений; Для обучающихся проводятся экскурсии: - в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, распространением плодов и семян (сентябрь), - в лес для ознакомления с особенностями растений весной и осенью. «Животный мир». При изучении этого раздела обучающиеся получают элементарные сведения о животном мире, знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных, получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни. На уроках происходит демонстрация - живых насекомых, коллекции насекомых, отдельных представителей животных; - фильмов о насекомых, птицах, пресмыкающихся, млекопитающих. Для обучающихся проводятся экскурсии: - в природу для наблюдения за насекомыми, птицами; - в клуб «Ровесник» для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом. «Человек». Обучающиеся получают элементарные сведения об анатомии, физиологии и гигиене человека. Обучающиеся знакомятся с человеческим организмом и условиями, которые благоприятствуют, либо вредят нормальной его жизнедеятельности. Обучающимся сообщаются сведения о необходимости правильного питания, соблюдения гигиенических требований, профилактики заболеваний. При изучении программного материала обращается внимание обучающихся на значение физической культуры и спорта для здоровья, закаливания организма и нормальной его жизнедеятельности. Также на одном из уроков выполняется лабораторная работа (подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседаний, прыжков)). 3 Национально-региональный компонент базисного учебного плана реализуется на уроках природоведения при ознакомлении обучающихся с природными условиями своей местности, с растительным и животным миром родного края на экскурсиях. Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков умственного и физического развития обучающихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у обучающихся развиваются наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно – следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неё. Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю в кабинете, практические работы - на пришкольном участке, экскурсии проводятся в природных местах. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). В 6 классе отведено 68 часов в год (2 часа в неделю). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. Некоторые обучающиеся испытывают затруднения при ответах на вопросы. Ответы неполные, поэтому необходима индивидуальная помощь и работа над развитием речи. Таким обучающимся на разных этапах урока предлагаются дифференцированные задания, различные по уровню сложности. Обучающимся при работе с учебником оказывается индивидуальная помощь. При выполнении практических и самостоятельных работ для таких обучающихся сокращается количество и объём заданий и упражнений. Программой предусмотрено проведение экскурсий, проведение которых обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся (систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и явлениями в естественных условиях способствуют более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению обучающимися). В программе предусмотрены практические работы по некоторым разделам. Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности. Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опираются обучающихся при изучении природоведения (чтение, ИЗО, труд, русский язык, математика, физическая культура). На основе изучения окружающего мира обучающиеся учаться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность обучающихся имеет 4 непосредственно большое значение для коррекции недостатков школьников с особыми образовательными потребностями, их познавательных возможностей и интересов. Обучающиеся могут научиться: - проводить несложную обработку почвы; - различать растения; - узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах); - кратко рассказывать об основных чертах строения и образе жизни изученных животных; - устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных; - проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными; - рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении, повадках); -соблюдать санитарно-гигиенические требования и будут применять приобретѐнные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья. Знания, полученные на уроках природоведения, помогут обучающимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Для реализации основных целей и задач курса «Природоведение» применяются разнообразные типы уроков: - урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала); - урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок); - урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок); - комбинированный урок; - нестандартный урок. На уроках могут использоваться следующие методы: - словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой); - наглядные (наблюдение, демонстрация натуральных объектов, таблиц, схем, иллюстраций); - практические (упражнения, карточки, тесты, дидактические игры). При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Обучающимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации, учебные документальные и художественные фильмы. Кроме этого при проведении уроков используется дидактический материал: 5 - таблицы и плакаты, карточки, иллюстрации по темам программы; - модели строений растений, природных объектов; - гербарии; - коллекции насекомых, - коллекции полезных ископаемых. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: - индивидуальные, - групповые, - коллективные (фронтальные). На уроках осуществляется мониторинг сформированности знаний, умений, навыков обучающихся с использованием информационнокоммуникативных технологий (составлены тесты, проверочные работы). Обучение строится с учетом психофизических особенностей обучающихся. Содержание учебного предмета Название раздела Введение Растительный мир Животный мир Содержание Живая природа: растения, животные, человек. Разнообразие растительного мира на нашей планете. Среда обитания растений. Строение растений. Дикорастущие и культурный растения: деревья, кустарники, травы. Лиственные деревья. Хвойные деревья. Дикорастущие кустарники. Культурные кустарники. Травы. Декоративные растения. Лекарственные растения. Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. Растительный мир разных районов Земли. Растения нашей страны. Растения вашей местности: дикорастущие и культурные. Красная книга России и вашей области. Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоёмов. Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Насекомые. Бабочки, стрекозы, жуки. Кузнечики, муравьи, 6 Кол-во часов 1 17 35 пчёлы. Рыбы. Морские и речные рыбы. Земноводные. Лягушки, жабы. Пресмыкающиеся: змеи, ящерицы, крокодилы. Птицы. Ласточки, скворцы, снегири, орлы. Лебеди, журавли, чайки. Птицы вашего края. Охрана птицы. Млекопитающие. Млекопитающие суши. Млекопитающие морей и океанов. Домашние животные в городе и деревне. Сельскохозяйственные животные: лошади. Сельскохозяйственные животные: коровы. Сельскохозяйственные животные: свиньи, козы, овцы. Домашние птицы: куры, утки, индюки. Уход за животными в живом уголке или дома. Аквариумные рыбки. Попугаи, канарейки. Морские свинки, хомяки, черепахи. Домашние кошки. Собаки. Животные холодных районов Земли. Животные умеренного пояса. Животные жарких районов Земли. Животный мир нашей страны. Охрана животных. Заповедники, заказники. Красная книга России. Животные вашей местности. Красная книга области. Человек Обобщающий урок Как устроен наш организм. Как работает наш организм. Здоровый образ жизни человека. Осанка. Органы чувств. Правила гигиены и охрана органов чувств. Здоровое питание. Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. Оказание первой медицинской помощи. Профилактика простудных заболеваний. Специализации врачей. Медицинское учреждение вашего города. Телефон экстренной помощи. Неживая природа Живая природа 13 2 Оценка знаний обучающихся осуществляется по результатам их письменных повседневных работ, выполненных открытых и закрытых тестов, заданий на установленные соответствия, ответов на вопросы, текущих и итоговых проверочных работ по пятибалльной системе в соответствии с усвоением программного материала и с учетом индивидуальных особенностей. 7 Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений обучающихся: проверочная работа, индивидуальный и фронтальный опросы. Тексты контрольно – измерительных материалов составляет учитель в соответствии с психофизическими способностями обучающихся. Время, отводимое на уроке для контроля – от 5 – 15 минут до 40 минут. Уровни овладения предметными результатами Минимальный уровень: -узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; -представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; -отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса); -соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека; -соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); -выполнение несложных заданий под контролем учителя; -адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога. Достаточный уровень: -узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога; -представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; -отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом); -называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; -выделение существенных признаков групп объектов; -знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни; -участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; -выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; -совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; -выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; 8 -осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями. Общая трудоемкость дисциплины: 68 часов в год, 2 часа в неделю. Календарно-тематическое планирование Природоведение 6 классы 68 часов в год (2 часа в неделю) № пп 1 2 Раздел Дата Название темы Общий обзор Живая природа. Растения Животные Человек Растител ьный мир Разнообразие растительного мира Цели и задачи (образовательная и коррекционная) Дать представление о живой природе, чем она отличается от неживой, привести примеры тел неживой природы и дать им характеристику. Коррекция слухового восприятия. Элементы содержания, методические приемы, формы проведения Словарная работа Объяснение учителя. Рассматривание фотографий и иллюстраций Игра: «Отгадайте, что это? Кто это?» Беседа о растениях и животных нашего края. Вывод, чем живые тела отличаются от неживых, привести примеры живых тел. Познакомить с Словарная работа. разнообразием Беседа о разнообразии растительного растительного мира, с тем, мира. по каким признакам могут Классификация растений по высоте, отличаться растения друг наличию цветка, по продолжительности от друга. жизни, по жизненной форме. Коррекция Рассматривание иллюстраций. долговременной памяти. Составление плана, рассказ по плану. Выборочное чтение текста учебника. Вывод по уроку. 9 Планируемые результаты освоения (результат) Знать, что такое живая природа. Уметь внимательно слушать учителя, составлять связный рассказ. Знать о разнообразии растительного мира. Уметь составлять связный рассказ, отвечать на вопросы учителя. 3 Среда обитания растений 4 Строение растений 5 Дикорастущие и культурные растения: деревья, кустарники, травы 6 Лиственные деревья Дать представление о средах обитания растений, условий жизни в каждой среде обитания, примерах растений, произрастающих в каждой среде обитания. Коррекция внимания. Словарная работа. Беседа по теме: Какие бывают среды обитания для растений. Какие условия в водной среде, в наземной среде, в воздушной среде, в почвенной среде. Рассматривание иллюстраций. Составить рассказ по картинкам. Вывод по уроку. Рассказать учащемуся о Словарная работа. строении растений, о Рассмотреть рисунок. значении каждой части Найти на рисунке части растения. для жизни растения. Зарисовать рисунок в тетрадь, Коррекция связной речи. подписать части растения. Значение каждого органа у растений. Вывод по уроку. Разъяснить, чем Словарная работа. отличаются дикорастущие Рассматривание иллюстраций. растения от культурных, Анализ иллюстраций в тексте учебника. учить приводить Выборочное чтение текста. примеры; дать Ответы на вопросы учителя по тексту представление о деревьях, учебника. кустарниках и травах. Беседа по теме о признаках Коррекция мыслительных классификации растений. операций. Вывод по уроку. Повторить названия Словарная работа. лиственных деревьев, Почему деревья называют привести примеры лиственными? лиственных деревьев, Какие лиственные деревья растут в объяснить, почему их нашей местности? называют лиственными. Рассматривание иллюстраций. 10 Знать, что такое среда обитания растений. Уметь быть внимательным и трудолюбивым. Знать, какие органы есть у растений. Уметь составлять короткий связный рассказ. Знать классификацию растений по разным признакам. Уметь анализировать, делать выводы, слушать и слышать учителя. Знать лиственные деревья своего края. Уметь быть трудолюбивым, выполнять задания полностью. 7 8 9 Хвойные деревья Дикорастущие кустарники. Культурные кустарники. Учить узнавать лиственные деревья своей местности. Коррекция волевых усилий при выполнении задания. Познакомить с хвойными деревьями, почему их так называют, какие хвойные деревья известны, какие хвойные деревья произрастают в нашей местности. Воспитывать толерантность. Какие лиственные деревья растут около школы. Составить рассказ по плану о лиственных деревьях. Вывод по уроку. Словарная работа. Беседа по вопросам учителя. Что такое хвойные деревья? Что такое хвоя? Какие вы знаете хвойные деревья? Какие хвойные деревья есть в нашей местности? Какие хвойные деревья есть около школы? Рассматривание иллюстраций. Игра: «Что за дерево такое?» Вывод по уроку. Знать лиственные деревья своей местности. Уметь быть толерантным, слушать и слышать учителя. Дать понятие о дикорастущих кустарниках, их видах, учить узнавать дикорастущие кустарники своей местности. Воспитывать терпение, выдержку. Сформировать представление о культурных кустарниках, учить узнавать культурные кустарники Рассказ учителя. Словарная работа. Рассматривание и анализ рисунков и иллюстраций. Беседа по вопросам учителя. Выборочное чтение текста учебника по теме. Вывод по уроку. Словарная работа. Беседа по теме: Что такое культурные кустарники. Найдите на иллюстрациях культурные кустарники. 11 Знать, что такое дикорастущие кустарники и дикорастущие кустарники нашей местности. Уметь анализировать, делать выводы, работать с иллюстрациями. Знать, что такое культурные кустарники. Уметь работать с иллюстрациями, текстом учебника; 10 Травы 11 Экскурсия в природу: «Деревья, кустарники и травы нашего края» 12 Декоративные растения 13 Лекарственны е растения своей местности. Коррекция внимания. Приведите примеры культурных кустарников. Какие культурные кустарники растут в нашей местности. Вывод по уроку. Уметь узнавать культурные кустарники свой местности. Дать представление о травах, их отличии от других растений, видах трав своей местности, значении трав. Коррекция слухового восприятия. Учить наблюдать, анализировать, делать выводы, составлять связный рассказ. Коррекция долговременной памяти. Составить план рассказа, используя текст учебника. Чтение дополнительного материала по теме. Рассм. иллюстрации в тексте уч-ка. Беседа. Вывод по уроку. Экскурсия в природу. Словарная работа. Рассматривание деревьев, кустарников и трав на местности. Беседа по вопросам учителя. Вывод по уроку. Знать, что такое травы. Уметь внимательно слушать и слышать учителя. Познакомить с декоративными растениями, что это такое, привести примеры декоративных растений, разъяснить, где их можно увидеть. Коррекция связной речи. Рассказать о болезнях органов дыхательной системы и их профилактике. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. Работа с рисунками учебника. Беседа по теме. Вывод по уроку. Знать, что такое декоративные растения. Уметь составлять короткий связный рассказ; уметь внимательно слушать и слышать учителя. Объяснение учителя. Рассм. иллюстрации в тексте уч-ка. Работа с текстом по вопросам учителя. Вывод по уроку. 12 Знать о болезнях дыхательной системы и мерах их профилактики. Уметь анализировать, Знать деревья, кустарники и травы своей местности. Уметь составлять связный рассказ; анализировать, сравнивать, делать выводы. 14 15 Коррекция мыслительных операций. Комнатные Дать понятие о значении и растения. составе пищи, значении Уход за пищеварения, системе комнатными органов пищеварения. растениями Воспитывать толерантность. Растительный мир разных районов Земли. 16 Растения нашей страны 17 Растения нашей местности: дикорастущие Дать представление о строении и значении зубов, как происходит пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Коррекция волевых усилий при выполнении задания. Познакомиться с профилактикой желудочно-кишечных заболеваний, пищевыми отравлениями. Коррекция долговременной памяти. Рассказать о значении выделения, строении почек. Учить работать с текстом сравнивать, делать выводы. Рассказ учителя. Анализ рисунков учебника. Вопросы по тексту учебника. Работа со схемой. Словарная работа. Вывод по уроку. Знать о значении и составе пищи, системе органов пищеварения, значении пищеварения. Уметь быть толерантным. Рассказ учителя. Словарная работа. Рассматривание и анализ рисунков и иллюстраций. Беседа по вопросам учителя. Выборочное чтение текста учебника по теме. Вывод по уроку. Знать строение и значение зубов. Уметь выполнять задания учителя полностью, быть трудолюбивым. Беседа по вопросам учителя. Работа с текстом учебника. Составить рассказ по схеме. Вывод по уроку. Знать меры профилактики желудочно-кишечных заболеваний. Уметь составлять короткий связный рассказ; выполнять осознанно задания учителя. Рассказ учителя. Словарная работа. Рассматривание и анализ рисунков и иллюстраций. 13 Знать, в чем значение выделения, строение почек. Уметь внимательно слушать и слышать учителя. и культурные 18 Красная книга России и нашей области 19 Экскурсия в природу: «Осенние явления в жизни растений и животных» учебника, анализировать иллюстрации, рисунки, обобщать и делать выводы. Коррекция слухового восприятия. Познакомить с профилактикой заболевания органов мочевыделительной системы. Коррекция мышления. Дать представление о строении и значении кожи. Коррекция слухового восприятия. 20 Животн Разнообразие животного мира Формировать понятие о первой помощи при перегревании, ожогах, обморожении. 21 Среда обитания животных. Животные суши и Рассказать о гигиене кожи, гигиенических требованиях к одежде и обуви. Коррекция волевых ый мир Беседа по вопросам учителя. Выборочное чтение текста учебника по теме. Вывод по уроку. Беседа по вопросам учителя. Работа с текстом учебника. Составить рассказ по схеме. Вывод по уроку. Знать меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы. Уметь внимательно слушать учителя. Рассказ учителя. Словарная работа. Рассматривание и анализ рисунков и иллюстраций. Беседа по вопросам учителя. Выборочное чтение текста учебника по теме. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Работа со схемами. Словарная работа. Вывод по уроку. Знать строение и значение кожи. Уметь составлять связный рассказ. Рассказ учителя. Словарная работа. Рассматривание и анализ рисунков и иллюстраций. Беседа по вопросам учителя. 14 Знать правила личной гигиены кожи. Уметь работать с текстом, иллюстрациями. Знать, как оказать первую помощь при поражениях кожи. Уметь различать домашних птиц. водоемов. усилий при выполнении задания. 22 Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающи еся, птицы, млекопитающ ие Рассказать о значении и строении нервной системы. Коррекция слухового восприятия. 23 Насекомые Дать понятие о спинном мозге, его значении. Коррекция связной речи. 24 Бабочки, стрекозы, жуки Дать понятие о головном мозге, его значении. Коррекция связной речи. 25 Кузнечики, муравьи, пчелы. Дать понятие о ВНД человека, что такое речь. Коррекция связной речи. 26 Рыбы Дать понятие об эмоциях, внимании и памяти, их Выборочное чтение текста учебника по теме. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Работа со схемами. Словарная работа. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Работа со схемами. Словарная работа. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Работа со схемами. Словарная работа. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Работа со схемами. Словарная работа. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. 15 Знать о значении и строении нервной системы. Уметь работать с текстом, анализировать, делать выводы. Знать, что такое спинной мозг, его значение. Уметь составлять связный рассказ. Знать, что такое головной мозг, его значение. Уметь составлять связный рассказ Знать особенности ВНД человека. Уметь составлять связный рассказ Знать, что такое эмоции, внимание и память. значении. Коррекция связной речи. 27 Морские и речные рыбы Дать понятие о сне и бодрствовании, профилактике нарушений сна. Коррекция связной речи. 28 Земноводные: лягушки, жабы. Дать понятие о гигиене нервной деятельности, режиме дня и его значении. Коррекция связной речи. 29 Пресмыкающи еся: змеи, ящерицы, крокодилы. 30 Птицы Дать представление о нарушениях нервной деятельности, влиянии курения и употребления спиртных напитков на нервную систему. Коррекция долговременной памяти. Дать представление об органах чувств и их значении. Коррекция долговременной памяти. 31 Ласточки, скворцы, Дать представление об органе зрения, его Работа с иллюстрациями. Работа со схемами. Словарная работа. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Работа со схемами. Словарная работа. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Работа со схемами. Словарная работа. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Словарная работа. Рассматривание и анализ рисунков и иллюстраций. Беседа по вопросам учителя. Выборочное чтение текста учебника по теме. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Работа со схемами. Словарная работа. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Словарная работа. 16 Уметь составлять связный рассказ Знать о профилактике нарушений сна. Уметь составлять связный рассказ Знать о гигиене нервной деятельности; что такое режим дня. Уметь составлять связный рассказ Знать о влиянии вредных привычек на организм. Уметь внимательно слушать учителя, отвечать на вопросы. Знать значение органов чувств. Уметь внимательно слушать учителя, отвечать на вопросы. Знать, что такое орган зрения, его значение, гигиена зрения. 32 снегири, орлы. значении, гигиене зрения. Коррекция долговременной памяти. Лебеди, журавли, чайки. Дать представление об органе слуха, его значении, гигиене слуха. Коррекция долговременной памяти. 33 Птицы нашего края. Охрана птиц. Дать представление об органах осязания, обоняния, вкуса, их значении для человека. Коррекция внимания 34 Млекопитающ ие. Дать представление о факторах, сохраняющих здоровье. Коррекция волевых усилий при выполнении заданий. 35 Млекопитающ ие суши Дать представление о млекопитающих суши. Коррекция волевых усилий при выполнении Рассматривание и анализ рисунков и иллюстраций. Беседа по вопросам учителя. Выборочное чтение текста учебника по теме. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Работа со схемами. Словарная работа. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Словарная работа. Рассматривание и анализ рисунков и иллюстраций. Беседа по вопросам учителя. Выборочное чтение текста учебника по теме. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Словарная работа. Рассматривание и анализ рисунков и иллюстраций. Беседа по вопросам учителя. Выборочное чтение текста учебника по теме. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Словарная работа. Рассматривание и анализ рисунков и иллюстраций. 17 Уметь внимательно слушать учителя, отвечать на вопросы. Знать, что такое орган слуха, его значение, гигиена слуха. Уметь внимательно слушать учителя, отвечать на вопросы. Знать, какие органы называют органами осязания, обоняния, вкуса. Уметь работать с текстом учебника, быть внимательным. Знать, какие факторы сохраняют здоровье. Уметь применять изученные знания на практике. Знать млекопитающих суши. Уметь применять полученные знания на практике. заданий. 36 Млекопитающ ие морей и океанов 37 Домашние животные в городе и деревне 38 Сельскохозяйс твенные животные: лошади 39 Сельскохозяйс твенные животные: коровы Дать представление о млекопитающих морей и океанов. Коррекция волевых усилий при выполнении заданий. Дать представление о домашних животных в городе и в деревне. Коррекция волевых усилий при выполнении заданий. Рассказать о лошади, ее значении для человека. Коррекция волевых усилий при выполнении заданий. Рассказать о корове, ее значении для человека. Коррекция волевых усилий при выполнении заданий. Беседа по вопросам учителя. Выборочное чтение текста учебника по теме. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. Работа с рисунками учебника. Беседа по теме. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Словарная работа. Рассматривание и анализ рисунков и иллюстраций. Беседа по вопросам учителя. Выборочное чтение текста учебника по теме. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. Работа с рисунками учебника. Беседа по теме. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Словарная работа. Рассматривание и анализ рисунков и иллюстраций. Беседа по вопросам учителя. Выборочное чтение текста учебника по теме. Вывод по уроку. 18 Знать млекопитающих морей и океанов. Уметь составлять связный рассказ, быть толерантным. Знать домашних животных в городе и в деревне. Уметь анализировать, сравнивать, узнавать изучаемых животных. Знать, как выглядит лошадь и для чего она нужна. Уметь внимательно слушать. Знать корову, ее значении для человека. Уметь ухаживать за сельскохозяйственными животными. 40 Сельскохозяйс твенные животные: свиньи, козы, овцы. Сформировать представление о свиньях, козах, овцах. Коррекция волевых усилий при выполнении заданий. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. Работа с рисунками учебника. Беседа по теме. Вывод по уроку. Знать, кто такие свиньи, козы, овцы, их значение для человека. Уметь ухаживать за сельскохозяйственными животными. 41 Домашние птицы: куры, утки, индюки Дать представление о курах, утках, индюках. Коррекция волевых усилий при выполнении заданий. Знать, кто такие куры, утки, индюки, их значение для человека. Уметь ухаживать за сельскохозяйственными животными. 42 Уход за животными в живом уголке или дома. Разъяснить, как ухаживать за животными в живом уголке и дома. Коррекция слухового восприятия. Рассказ учителя. Словарная работа. Рассматривание и анализ рисунков и иллюстраций. Беседа по вопросам учителя. Выборочное чтение текста учебника по теме. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. Работа с рисунками учебника. Беседа по теме. Вывод по уроку. 43 Аквариумные рыбки Познакомить учащегося с аквариумными рыбками. Коррекция волевых усилий при выполнении задания. 44 Попугаи, канарейки Рассказать о попугаях, канарейках. Учить быть Рассказ учителя. Словарная работа. Рассматривание и анализ рисунков и иллюстраций. Беседа по вопросам учителя. Выборочное чтение текста учебника по теме. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. Работа с рисунками учебника. 19 Знать, как ухаживать за животными в живом уголке или дома. Уметь ухаживать за животными, быть милосердным. Знать, как выглядят аквариумные рыбки. Уметь ухаживать за аквариумными рыбками, быть заботливыми. Знать, как выглядят попугаи и канарейки. Уметь узнавать попугаев и толерантными. 45 Морские свинки, хомяки, черепахи Познакомить учащегося с морскими свинками, хомяками, черепахами. Коррекция волевых усилий при выполнении задания. 46 Домашние кошки 47 Собаки 48 Животные холодных районов Земли 49 Животные умеренного Познакомить учащегося с домашними кошками, их значением для человека. Коррекция волевых усилий при выполнении задания. Познакомить учащегося с собаками, их породами, как ухаживать за собаками, разъяснить, какую пользу приносят собаки человеку. Коррекция волевых усилий при выполнении задания. Рассказать о животных холодных районов Земли. Учить уважать старших, внимательно слушать учителя. Рассказать о животных умеренного пояса. Беседа по теме. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Словарная работа. Рассматривание и анализ рисунков и иллюстраций. Беседа по вопросам учителя. Выборочное чтение текста учебника по теме. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. Работа с рисунками учебника. Беседа по теме. Вывод по уроку. канареек. Рассказ учителя. Словарная работа. Рассматривание и анализ рисунков и иллюстраций. Беседа по вопросам учителя. Выборочное чтение текста учебника по теме. Вывод по уроку. Знать породы собак, их значении для человека. Уметь ухаживать за собаками, быть заботливым. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. Работа с рисунками учебника. Беседа по теме. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Словарная работа. 20 Знать животных холодных районов Земли. Уметь анализировать иллюстрации, работать с текстом учебника. Знать животных умеренного пояса. Знать, кто такие морские свинки, хомяки, черепахи. Уметь внимательно слушать и слышать учителя. Знать, какие бывают домашние кошки. Уметь быть внимательным, уважать старших. пояса Учить уважать старших, внимательно слушать учителя. 50 Животные жарких районов Земли 51 Животный мир нашей страны Рассказать о животных жарких районов Земли. Учить уважать старших, внимательно слушать учителя. Сформировать представление о животном мире нашей страны. Учить уважать старших, внимательно слушать учителя. 52 Охрана животных. Заповедники. Заказники Красная книга России. 53 Животные нашей местности. Красная книга области. Сформировать представление об охране животных, учить охранять животных. Учить уважать старших, внимательно слушать учителя Сформировать представление о животных нашей местности, Красной книге области. Учить уважать старших, Рассматривание и анализ рисунков и иллюстраций. Беседа по вопросам учителя. Выборочное чтение текста учебника по теме. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. Работа с рисунками учебника. Беседа по теме. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Словарная работа. Рассматривание и анализ рисунков и иллюстраций. Беседа по вопросам учителя. Выборочное чтение текста учебника по теме. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. Работа с рисунками учебника. Беседа по теме. Вывод по уроку. Уметь применять полученные знания на практике. Рассказ учителя. Словарная работа. Рассматривание и анализ рисунков и иллюстраций. Беседа по вопросам учителя. Выборочное чтение текста учебника по 21 Знать животных нашей местности. Уметь работать с текстом, анализировать, делать выводы. Знать животных жарких районов Земли. Уметь быть трудолюбивым; составлять связный рассказ. Знать, каков животный мир нашей страны. Уметь быть внимательным. Знать, как охранять животных; что такое заповедники, заказники. Уметь охранять животных. внимательно слушать учителя Учить наблюдать, анализировать, делать выводы. Учить быть толерантным, соблюдать правила поведения на экскурсии. теме. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. Работа с рисунками учебника. Беседа по теме. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Словарная работа. Рассматривание и анализ рисунков и иллюстраций. Беседа по вопросам учителя. Выборочное чтение текста учебника по теме. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. Работа с рисунками учебника. Беседа по теме. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Словарная работа. Рассматривание и анализ рисунков и иллюстраций. Беседа по вопросам учителя. Выборочное чтение текста учебника по теме. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. 22 54 Экскурсия в природу: «Животный мир нашего края». 55 Человек Как устроен наш организм Сформировать представление о нашем организме. Учить уважать старших, внимательно слушать учителя 56 Как работает наш организм Рассказать учащимся, как работает наш организм. Коррекция слухового восприятия. 57 Здоровый образ жизни человека Рассказать, что такое здоровый образ жизни. Учить поддерживать здоровый образ жизни. Учить быть толернтным. 58 Осанка Объяснить, что такое осанка, учить следить за Знать правила поведения на экскурсии. Уметь наблюдать, делать выводы. Знать, как устроен организм человека. Уметь быть трудолюбивым. Знать, как работает организм человека. Уметь применять полученные знания на практике. Знать, какой образ жизни человека считается здоровым. Уметь поддерживать здоровый образ жизни. Знать, что такое осанка. Уметь следить за своей своей осанкой. Воспитывать трудолюбие. 59 Органы чувств Объяснить, что такое органы чувств, какие бывают органы чувств. Воспитывать трудолюбие. 60 Правила гигиена и охрана органов чувств Познакомить с правилами гигиены и охраны органов чувств. Воспитывать трудолюбие. 61 Здоровое питание Объяснить, что такое здоровое питание. Учить питаться здоровой пищей. Воспитывать аккуратность, внимание к своему здоровью. 62 Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. Рассказать о дыхании, органах дыхания, значении дыхания. Коррекция мышления. Работа с рисунками учебника. Беседа по теме. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Словарная работа. Рассматривание и анализ рисунков и иллюстраций. Беседа по вопросам учителя. Выборочное чтение текста учебника по теме. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. Работа с рисунками учебника. Беседа по теме. Вывод по уроку. осанкой. Рассказ учителя. Словарная работа. Рассматривание и анализ рисунков и иллюстраций. Беседа по вопросам учителя. Выборочное чтение текста учебника по теме. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. Работа с рисунками учебника. Беседа по теме. Вывод по уроку. Знать, какое питание считается здоровым. Уметь питаться правильно. 23 Знать, какие бывают органы чувств у человека. Уметь слушать и слышать учителя. Знать правила гигиены и охраны органов чувств. Уметь быть внимательным и трудолюбивым. Знать, что такое дыхание, какие органы дыхания есть у человека. Уметь соблюдать правила личной гигиены. 63 64 65 66 67 Оказание первой медицинской помощи. Учить оказывать первую медицинскую помощь. Коррекция мышления. Рассказ учителя. Словарная работа. Рассматривание и анализ рисунков и иллюстраций. Беседа по вопросам учителя. Выборочное чтение текста учебника по теме. Вывод по уроку. Профилактика Объяснить, что значит Рассказ учителя. простудных профилактика простудных Работа с текстом учебника. заболеваний заболеваний. Работа с рисунками учебника. Коррекция Беседа по теме. долговременной памяти. Вывод по уроку. Специализаци Учить различать Рассказ учителя. я врачей специализацию врачей. Словарная работа. Учить быть Рассматривание и анализ рисунков и внимательным. иллюстраций. Беседа по вопросам учителя. Выборочное чтение текста учебника по теме. Вывод по уроку. Медицинские Познакомить с Рассказ учителя. учреждения медицинскими Работа с текстом учебника. нашего города. учреждениями нашего Работа с рисунками учебника. Телефон города. Беседа по теме. экстренной Коррекция связной речи. Вывод по уроку. помощи. Знать, как оказать первую медицинскую помощь. Уметь оказать первую медицинскую помощь. Обобщающий урок: «Неживая природа» Знать, какие тела относятся к телам неживой природы. Уметь работать с текстом учебника, составлять связный Повторение и обобщение темы: «Неживая природа». Коррекция мышления. Рассказ учителя. Словарная работа. Рассматривание и анализ рисунков и иллюстраций. 24 Знать о простудных заболеваниях. Уметь быть толерантным, применять знания на практике. Знать специализацию врачей. Уметь правильно выбрать врача при том или ином заболевании. Знать медицинские учреждения своего города, телефон экстренной помощи. Уметь применять полученные знания на практике. Обобщающий урок: «Живая природа» 68 Повторение и обобщение темы «Живая природа». Коррекция долговременной памяти. Беседа по вопросам учителя. Выборочное чтение текста учебника по теме. Вывод по уроку. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. Работа с рисунками учебника. Беседа по теме. Вывод по уроку. рассказ. Знать, какие тела относятся к телам живой природы. Уметь работать с текстом учебника, составлять связный рассказ. Список литературы. 1. Веселая география на уроках и праздниках. Агеева И.Д., М.: Творческий центр, 2004 г. 2. Занимательная география. Яворский И.П. Ростов –на –Дону « Феникс», 2007 г. Учебно-методическое обеспечение учебного предмета. 1.Природоведение. 6 класс/Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина- 6-е издание. М.: Просвещение,2017 г.-191 с. 2. Методические рекомендации по природоведению.5-6 класс./Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина.М.: Просвещение,2017 г. Материально-техническая база 1.Проектор 2.Проекторная доска 3.Классная доска. 4.Ноутбук. 5.Наглядный материал: таблицы, плакаты, карточки, картинки: o o o o Явления природы. Деревья и листья Гигиена питания. Насекомые. 25 o o o o o o o o o o o o o o o o Государственные символы России. Наблюдаем за погодой. Растения культурные и дикорастущие. Грибы. Разнообразие растений. Растения – часть живой природы. Мы познаём мир. Земноводные. Рыбы. Птицы. Пресмыкающиеся. Формы земной поверхности. Почва – кладовая Земли. Взаимосвязи в природном сообществе. Звёзды и созвездия. Кометы и метеоры. Смена времён года, дня и ночи на Земле Бабочки. Животные террариума. Животные Красной книги. Животные Севера. Аквариумные рыбки. Животные-питомцы. Птицы-питомцы. Овощи. Фрукты. 26