Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» УТВЕРЖДАЮ: Директор _______Шляпникова Н.И. Приказ № ____ От «___» ___ 2023 г. Рабочая программа учебного предмета «Информатика» 7 класс на 2023-2024 учебный год (АООП, вариант 1) Разработчик: Демина С.П. г. Реж, 2023 г. Целевой раздел 1. Пояснительная записка Программа учебного предмета «Информатика» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ N 1599 от 19.12.2014. 3. Приказ Министерства Просвещения России от 24.11.2022 N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 N 71930). 4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2023-2024 учебный год. 5. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015). 7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-03 «Об образовании в Свердловской области». 8. Устав ГБОУ «Центр «Дар». 9. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Центр «Дар». 10. Учебный план основного общего образования ГБОУ «Центр «Дар». Программа учебного предмета «Информатика» составлена с учетом психофизических особенностей и потенциала познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Цель: формирование навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития; Задачи: познакомить учащихся с понятием «Информация»; рассмотреть следующие действия с информацией: хранение, передача, кодирование, обработка, получение новой информации; познакомить с устройством компьютера и его программного обеспечения; закрепить и соблюдать правила техники безопасности и организации рабочего места; развивать навык работы на клавиатуре и с мышью; познакомиться с технологией работы графического редактора Paint и других. научить учащихся создавать простейшие анимации в PowerPoint и использовать данную программу в проектных технологиях; освоить навыки работы с файлами и папками; познакомить с текстовым процессором Word; изучить и соблюдать правила этикета работы в сети Интернет. Общая характеристика учебного предмета Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение тренинга. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для детей с проблемой в обучении дает возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу. Данная программа актуальна, так как почти практически полностью отсутствуют специальные программы по информатике для коррекционных школ VIII вида. Программы же для массовой школы зачастую неприменимы или малоприменимы для обучения детей с нарушениями развития. Тексты заданий, инструкции, сами задания во многих случаях не соответствуют речевым, интеллектуальным и образовательным возможностям этих учащихся. Одним из важнейших принципов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно воспринимаемые ими. Не менее важен и мотивационный момент в обучении. Детям с нарушениями развития сложно выучить и понять такие абстрактные понятия, как "информация", "алгоритм", "программа". Поэтому обучение проходит в форме игры, где на основе ситуаций, близких и понятных школьнику, рассматриваются основные понятия. Важно дать ребенку не название того или иного явления, а сформировать понимание информационных процессов и свойств информации и научить пользоваться полученными знаниями в повседневной деятельности. На уроках используются следующие методы обучения учащихся: (классификация методов по характеру познавательной деятельности): Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации) Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения) Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы) Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют). 3 Для успешной реализации данной программы используются коррекционно – развивающие, игровые, групповые, здоровьесберегающие технологии, технология деятельностного подхода, элементы технологии РКМ. Данные технологии и формы работы позволяют сформировать у учащихся необходимые жизненно важные компетенции. Место учебного предмета в учебном плане Учебный план на изучение информатики в 7 классе основной школы отводит 1 учебный час в неделю, 34 часа в учебном году. Организация работы в микрогруппах При использовании современных образовательных технологий учитель есть необходимость и возможность организовать работу класса по микрогруппам. Данная форма организации работы необходима в технологиях развития критического мышления, проектной деятельности и многих других технологиях. В микрогруппе учащиеся работают над одной и той же проблемой, изучают одну и ту же тему или пытаются общими усилиями, на основе единого мнения, выдвинуть свежие идеи, комбинации или нововведения. При этом ученики приобретают знания и навыки не только по конкретному предмету, но и общеучебные компетентности, развитие которых важно для становления личности учащихся, их поведения во взрослой жизни. Общение, диалог является экзистенциальной необходимостью для любого человека. Только диалог способен развить критическое мышление. Диалог рассматривается как особая дидактикокоммуникативная среда, позволяющая усвоить заданное содержание смыслового общения, рефлексии, самореализации личности участников диалога. Включение общения учащихся друг с другом в процесс обучения, которое происходит в микрогруппах, способствует более полноценному образованию. Только диалог в состоянии преодолеть противостояние учителя и ученика в процессе обучения. Общая картина мира и своего внутреннего «Я», формирующаяся у ребенка, напрямую зависит от той точки зрения, с которой ребенок воспринимает мир. Точка же зрения напрямую зависит от вопросов, которые ребенок задает и на которые получает ответы. Следовательно, умения задавать вопросы и анализировать получаемые ответы – одни из важнейших в обучении. Организационные условия работы микрогрупп на уроках информатики: 1. За одним компьютером (ноутбуком) могут сидеть по 2 человека. 2. Микрогруппы должны быть обеспечены материалами для фиксации и представления процесса и результата работы (бумага, ручки, фломастеры, ватман, скотч и др.). 3. В микрогруппе обучающиеся по инструкции выполняют задания, обсуждая каждый шаг. В конце урока (темы, если материал распределен не на один урок) каждая микрогруппа представляет результат своей работы, защищает «продукт» своей деятельности, отвечают на вопросы одноклассников и учителя. 4. В своей работе группа соблюдает правила взаимодействия и правила работы. Правила работы в микрогруппе обсуждаются с обучающимися на одном из первых уроков и заносятся в «Памятки правил». 5. Состав микрогрупп должен периодически меняться. Частоту смены определяет учитель в соответствии с целями, которые он решает в обучении. С одной стороны, частая смена участников микрогрупп может снизить эффективность работы, так как время будет тратиться на «притирку» участников друг к другу. С другой стороны, результатом смены участников будет развитие толерантности, навыков общения и установление более сплоченных взаимоотношений в классе в целом. В микрогруппах формируется положительная взаимозависимость. Учащиеся понимают, что нуждаются друг в друге для выполнения группового задания. Учителя должны создавать и поддерживать взаимозависимость. И педагогу, и учащимся следует четко осознать, что в микрогруппе не может быть «победителя». Если один из участников «побеждает», узурпируя обсуждение или настаивая на своем мнении не слушая других, то группа в целом проигрывает. Оценивание работы группы и работы каждого из ее членов. Для установления положительной взаимозависимости и взаимопомощи в группе можно ввести следующие методы оценивания: 4 • Учитель организует индивидуальные отчеты и выставляет среднюю оценку всей группе. • Учитель по собственному выбору предлагает одному члену группы дать ответ за всех и на основе его ответа ставит оценку всем. Планируемые результаты освоения обучающимися программы по информатике. Личностные результаты освоения учебного предмета «Информатика» Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. К личностным результатам освоения (по ФАООП УО, вариант 1) относятся: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 14) проявление готовности к самостоятельной жизни. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; 2. 5 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика» Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Основными критериями оценки планируемых результатов являются соответствие / несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов. Минимальный уровень: представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении; выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приѐмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка); пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.). Достаточный уровень: представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении; выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приѐмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка); пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными ресурсами; пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации; запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ. 3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения рабочей программы по информатике Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации, обучающихся с интеллектуальными нарушениями включают: 6 - особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей, обучающихся с интеллектуальными нарушениями; - привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); - присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; - соответствие инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей, обучающихся с интеллектуальными нарушениями: упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; - упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; - соответствие текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; - упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.); - при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); - увеличение времени на выполнение заданий; - возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка. Особенности оценки предметных результатов Все виды контрольно-оценочных работ оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу: Оценка «удовлетворительно» - выполнено от 30 % до 50 % заданий. Оценка «хорошо» - выполнено от 51 % до 65 % заданий. Оценка «отлично» - выполнено свыше 65 % заданий. Оценивание текущих устных и письменных (практических) работ Отметка «5» ставится в случае, если учащийся: - показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного материала; - умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации; - не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру письменной и устной речи, правила оформления письменных работ. Отметка «4» ставится в случае, если учащийся: - показывает знания всего изученного программного материала; - умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике; - допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ. Отметка«3» ставится в случае, если учащийся: 7 - показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне минимальных требований; - умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы; - допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ. Отметка «2» ставится в случае, если учащийся: - показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне ниже минимальных требований программы, имеет отдельные представления об изученном материале; - не умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы; - допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ. Содержательный раздел Содержание учебного предмета «Информатика» 7 класс Учебный предмет «Информатика» входит в предметную область «Математика», относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с лѐгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 1). Практика работы на компьютере: назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации; включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств; клавиатура, элементарное представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Соблюдение безопасных приѐмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7 классе основной школы может быть определена следующими укрупнѐнными тематическими блоками (разделами): Раздел курса Раздел 1. Введение в информатику. Правила безопасной работы с компьютером. Раздел 2. Информация в нашей жизни. Раздел 3. Компьютер - устройство для работы с информацией. Раздел 4. Графический редактор. Работа с изображениями Раздел 5. Текстовый редактор. Работа с текстом. Раздел 6. Действия с информацией в Интернете. Итого: Кол-во часов 2 Теория Практика 1,5 0,5 2 4 1,5 3 0,5 1 6 1 4/1 16 3 13 4 2 2 34 12 22 Раздел 1. Введение в информатику. Правила безопасной работы с компьютером. (2 часа). Предмет информатика. Что изучает информатика. Значимость учебного предмета на современном этапе развития технологий. Правила техники безопасности при работе с компьютером: продолжительность, расстояние от глаз до экрана монитора, электробезопасность. Проверочная работа. Тест. «Что изучает информатика». 8 Раздел 2. Информация в нашей жизни. (2 часа). Виды информации, действия с информацией. Информационные процессы. Профессии, связанные с обработкой информации. Проверочная работа. Тест. «Информация. Виды информации». Раздел 3. Компьютер - устройство для работы с информацией. (4 часа)Компьютер, его назначение и устройство. Устройства ввода, вывода, обработки и хранения информации. Внутренние и внешние устройства компьютера. Компьютерные объекты: файлы, программы, папки. Элементы пользовательского интерфейса: Рабочий стол, Панели, указатели мыши. Практическая работа №1. Работа с Папками и файлами. Раздел 4. Графический редактор. Работа с изображениями (6 час). Графическая информация. Способы представления графической информации. Графический редактор – приложение для работы с графической информацией. Создание и редактирование изображений в графическом редакторе. Добавление текста в изображение. Практическая работа № 2 .Создание графических объектов с использованием элементов командного меню. Практическая работа № 3 . Основные действия с графическими объектами: отражение, поворот, наклон. Практическая работа № 4. Работа со цветом. Палитра, смешивание цветов. Практическая работа №5. «План школьного двора». Практическая работа №6. «Праздничная открытка» Контрольная работа №1.«Информация. Информационные процессы. Графическая информация». Раздел 5. Текстовый редактор. Работа с текстом. (16 час). Текстовые редакторы. Назначение, функции, возможности, сравнение различных текстовых редакторов. Ввод, редактирование и форматирование текста. Вставка объектов в текст (таблица, рисунок, формула). Практическая работа №7. «Создание текстового документа» Практическая работа №8. «Редактирование текстового документа» Практическая работа №9. «Форматирование текстового документа» Практическая работа №10. Вставка графического объекта рисунка в текст. Автофигуры. Практическая работа №11 «Создание и редактирование таблиц» Практическая работа №12 «Форматирование таблиц» Практическая работа №13 «Резюме» (работа рассчитана на два урока) Практическая работа № 14. Работа с объектом WordArt. Практическая работа № 15. Создание и форматирование формул. Практическая работа №16. «Создание плаката «Здоровый образ жизни» Практическая работа №17.Создание реферата, сообщения по теме. Проверочная работа. Тест + практическая работа по усвоению темы «Текстовый редактор» Контрольная работа «Текстовый редактор Word» Раздел 6. Действия с информацией в Интернете.(4 часа) Интернет, поиск информации в Интернете. Безопасность работы в Интернете. Практическая работа №18.Поиск информации в Интернете по заданию. Практическая работа № 19. Электронная почта. 9 Организационный раздел Тематическое планирование учебного предмета «Информатика» 7 класс (34 часа) № п/п 1. 2. 3. 4. Раздел, тема урока Содержание Виды учебной деятельности, формы работы обучающихся на уроке Минимальный уровень Достаточный уровень Раздел 1. Введение в информатику. Правила безопасной работы с компьютером. (2 часа) Предмет информатика. Что изучает Слушают и смотрят презентацию Слушают и смотрят презентацию Что изучает информатика? информатика. Значимость учебного по теме. Записывают основные по теме. Записывают основные предмета на современном этапе развития аспекты в тетрадь. аспекты в тетрадь. Приводят технологий. примеры информации, называют профессии, связанные с информацией. Слушают рассказ учителя, Слушают рассказ учителя и Компьютеры в нашей жизни. Правила техники безопасности при работе с компьютером: смотрят видео-презентацию на записывают в тетрадь Техника безопасности в продолжительность, расстояние от глаз тему урока. На вопросы дают необходимую информацию. кабинете информатики. до экрана монитора, краткие однозначные ответы. Записывают в тетрадь Правила электробезопасность. Записывают в тетрадь Правила техники безопасности при работе с техники безопасности при работе компьютером. с компьютером. Задают вопросы по теме, Выполняют тестовое задание с рассуждают, приводят примеры из помощью учителя или жизни по теме урока. одноклассников. Выполняют тестовое задание самостоятельно. Раздел 2. Информация в нашей жизни. (2 часа) Виды информации, действия с После рассказа /беседы учителя Обучающиеся приводят примеры Виды информации. различными видами информации. учащиеся приводят примеры различных видов информации. различных видов информации: Средств передачи информации. видео, звуковая, текстовая Информационные процессы в Информационные процессы. Информационные процессы. Профессии, Учащиеся приводят примеры связанные с обработкой информации. информационных процессов в природе, в жизни, в технике и т.д. Тест «Информатика. Виды информации» природе, в жизни, в быту, в Учащиеся приводят примеры с технике. Выполняют тестовое обоснованием и уточнением задание определенного информационного процесса. Выполняют тестовое задание. Раздел 3. Компьютер - устройство для работы с информацией. (4 часа) 5. Компьютер, его назначение и устройство. 6. Устройства ввода, вывода, обработки и хранения информации. 7. Внутренние и внешние устройства компьютера. Краткая история развития компьютерной техники. Виды компьютерной техники и ее назначение, основные характеристики. Состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие. Устройства ввода (манипуляторы, микрофон, видеокамера); вывода (экран, печать, колонки) , обработки информации (процессор, основные характеристики – ознакомление), устройства хранения информации (локальные и виртуальные диски, облако, внешние – флеш-карты, лазерные диски, внешний жесткий диск). Соблюдение безопасных приѐмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. ТБ. Знакомство с внутренними и внешними устройствами, их назначение. Совершенствование устройств в современном мире. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Работа с клавиатурным тренажѐром. Буква, значок, цифра. Системный блок. Назначение блока. Процессор, жѐсткий диск, карта памяти, оперативная память, звуковая карта, видеокарта. Память ПК: внутренняя и внешняя. Назначение памяти и ее виды. Флэш-память. Оперативная и Упражнения в назывании, показе основных устройств компьютера, показ презентации, работа в тетради Слушают, записывают информацию по теме, смотрят презентацию и наглядное оборудование. По возможности, отвечают на контрольные вопросы. Участвуют в обсуждении, высказывают свои мнения, знания. Отвечают на вопросы учителя. ТБ. Слушают, записывают информацию по теме, смотрят презентацию и наглядное оборудование. По возможности, отвечают на контрольные вопросы. Упражнения на порядок включения и выключения компьютера и подключаемых к нему устройств, наблюдение за объектом изучения ТБ. Участвуют в обсуждении, высказывают свои мнения, знания. Отвечают на вопросы учителя. Упражнения на порядок включения и выключения компьютера и подключаемых к нему устройств, наблюдение за объектом изучения 11 8. долговременная память компьютера. ТБ. Включаем компьютеры (ноутбуки). Компьютерные объекты. Элементы пользовательского Знакомство с компьютерными объектами и элементами пользовательского интерфейса. интерфейса: Рабочий стол, Папки, файлы, программы, приложения, ОС, Office (различные виды офисов, их преимущества). Работа с манипуляторами: мышь (сенсорная панель) Клавиатурный тренажер. Практическая работа №1. Работа с Папками и файлами. ТБ. Создаем свои Папки, название Папок, правила пользования, хранения, удаления объектов. Первоначальные действия работы на ПК. Знакомство с клавиатурой, блоки клавиш. Выполняют практическую работу. Раздел 4. Графический редактор. Работа с изображениями (6 час). Графические редакторы. Среда, режим ТБ. Используя инструменты работы, основные команды, основные графического редактора Paint, инструменты. создают по образцу Практическая работа № 2 . элементарные модели Создание графических объектов графических объектов. с использованием элементов командного меню. Используя инструменты Создание графических объектов с графического редактора Paint, помощью комбинирования элементов. создают по образцу элементарные модели графических объектов. ТБ. Свободное владение терминами и простейшими действиями работы на Рабочем столе: создание, перемещение, копирование, удаление папок и файлов. Выполняют практическую работу. 9. Виды графических редакторов. Графический редактор Paint. ТБ. Используя инструменты графического редактора Paint, создают по образцу элементарные модели графических объектов. Проявляют творческий характер выполнения практической работы. 10. Основные действия с графическими объектами: отражение, поворот, наклон. Практическая работа № 3 . 11. Работа со цветом. Палитра, смешивание цветов. Практическая работа № 4 . Создание графических объектов. Работа со цветом. (Работа творческой направленности) Выполняют практическую работу по алгоритму и образцу, обращаются за помощью к учителю. 12. Практическая работа «План школьного двора». Практическая работа №5. Выполняют практическую работу по алгоритму и образцу с помощью учителя. Выполняют практическую работу творческого характера. 13. Практическая работа №6. С помощью инструментов графического редактора изобразить план школьного двора. Файл сохранить в своей Папке. Используя инструменты графического Выполняют практическую Выполняют практическую работу Используя инструменты графического редактора Paint, создают по образцу элементарные модели графических объектов. Проявляют творческий характер выполнения практической работы. Выполняют практическую работу творческого характера. 12 «Праздничная открытка» 14. Контрольная работа №1. «Информация. Информационные процессы. Графическая информация». редактора и коллекцию картинок, составить праздничную открытку. Контрольная работа состоит из двух разделов: 1) тестовое задание (на компьютере в программе ТЕСТ); 2) практическая работа на ПК в графическом редакторе Paint. творческого характера. Выполняют контрольную работу с помощью учителя. Показывают самые элементарные навыки работы с информацией. Выполняют контрольную работу самостоятельно, применяя элементы творчества. Раздел 5. Текстовый редактор. Работа с текстом. (16 час) Знакомство с различными текстовыми Слушают, запускают на ПК редакторами: Блокнот, WordPad. Word. программы текстовых Назначение и преимущество каждого. редакторов, знакомятся с Панелями инструментов и Меню. 15. Текстовые редакторы. 16. Текстовый редактор Word. Знакомство с интерфейсом программы. Практическая работа №7. Создание текстового документа. Знакомство с основными элементами текстового редактора Word. Практическая работа №8. «Редактирование текстового документа» Знакомство с элементами окна программы Word. Назначение кнопок Панели инструментов и Командного меню. 18. Практическая работа №9. «Форматирование текстового документа» Используя интерфейс текстового редактора Word, редактируют готовый текст: изменить шрифт, размер, цвет шрифта, расположение на листе. Технология копирования, перемещения, удаления текстового фрагмента. 19. Вставка графического Технология вставки в текст объекта: 17. работу по алгоритму и образцу. Используя интерфейс текстового редактора Word, создают документ «Заявление», где используются команды набор, выравнивание текста, перенос, копирование, сохранение документа. Слушают, запускают на ПК, знакомство с элементами программы Word (интерфейс, меню, команды). По алгоритму выполняют задания на освоение элементов программы. По алгоритму с помощью учителя выполняют задание, задают вопросы. Осваивают простейшие элементы текстового редактора. По алгоритму с помощью учителя выполняют задание, задают вопросы. Осваивают простейшие элементы текстового редактора. Создают и сохраняют текстовый документ с помощью учителя. Смотрим примеры текстов с Анализируют, сравнивают, различные текстовые редакторы. Поддерживают диалог с учителем о преимуществах текстовых редакторов. Слушают, запускают на ПК, знакомство с элементами программы Word (интерфейс, меню, команды). По алгоритму выполняют задания на освоение элементов программы. По алгоритму самостоятельно выполняют задание. Работа со шрифтом, размер шрифта, выравнивание текста, сохранение документа в своей папке. По алгоритму самостоятельно выполняют задание. Работа со шрифтом, размер, цвет шрифта, выравнивание текста, сохранение документа в своей папке. Смотрим примеры текстов с 13 объекта рисунка в текст. Автофигуры. Практическая работа №10. 20. Таблицы в текстовом редакторе. Практическая работа №11 «Создание и редактирование таблиц» 21. Таблицы в текстовом редакторе. Практическая работа №12 «Форматирование таблиц» 22. Практическая работа №13 «Резюме» (работа рассчитана на два урока) 23. Объект WordArt. Практическая работа № 14. Работа с объектом WordArt. рисунок, фото, таблица, объект WordArt, диаграмма. Технология вставки, основные параметры расположения объекта в тексте. вставленными объектами. Слушаем и записываем алгоритм вставки объектов в текст. Выполняем практическую работу по алгоритму и с помощью учителя. Работа с таблицей в текстовом Смотрим примеры текстовых документе: создание таблиц, документов с различными формирование, редактирование таблиц, таблицами вставленными размер, цвет ячеек таблицы. объектами. Слушаем и записываем алгоритм работы с таблицей. Выполняем практическую работу по алгоритму и с помощью учителя. Работа с таблицей в текстовом Смотрим примеры текстовых документе: создание таблиц, документов с различными формирование таблиц, размер, цвет ячеек таблицами вставленными таблицы. объектами. Слушаем и записываем алгоритм работы с таблицей. Выполняем практическую работу по алгоритму и с помощью учителя. Составить и оформить красочно свое По алгоритму создают текстовый резюме: сведения о себе (интересы, документ, с помощью учителя хобби), мечты, планы. Вставка фото и выполняют действия вставки других графических объектов. объектов в текст, оформление и сохранение текстового документа. Создание, форматирование и По алгоритму создают текстовый использование объекта WordArt для документ, с помощью учителя оформления: стиль, размер, цвет, выполняют действия вставки положение на странице и в тексте. объекта WordArt в текст, оформление и сохранение вставленными объектами. Слушаем и записываем алгоритм вставки объектов в текст. Выполняем практическую работу самостоятельно, применяя творческую активность. Смотрим примеры текстовых документов с различными таблицами вставленными объектами. Слушаем и записываем алгоритм работы с таблицей. Выполняем практическую работу самостоятельно, применяя творческую активность. Смотрим примеры текстовых документов с различными таблицами вставленными объектами. Слушаем и записываем алгоритм работы с таблицей. Выполняем практическую работу самостоятельно, применяя творческую активность. Создают свое резюме самостоятельно, по необходимости - помощь учителя. Проявляют творческую направленность. Создают текстовый документ самостоятельно, по необходимости - помощь учителя. Проявляют творческую направленность. 14 текстового документа. 24. Создание формул в текстовом документе. Редактирование формул. Практическая работа № 15. Создание и форматирование формул. Знакомство с Панелью инструментов для создания формул. Создание элементарных формул: периметр и площадь квадрата, прямоугольника, используя Панель инструментов. Знакомятся с примерами формул в текстовом документе. С помощью и под руководством учителя выполняют команду: «Вставка – Формула». Выбирают соответственный образец формулы, редактируют формулу по заданию. По алгоритму создать плакат, используя простейшие элементы вставки в текстовый документ. 25. Самостоятельная работа «Создание плаката «Здоровый образ жизни». Практическая работа №16. Использование инструментов и команд для создания и форматирования текстового документа с встроенными графическими объектами. (работа на два урока). 26. Самостоятельная работа «Создание плаката «Здоровый образ жизни» Практическая работа №16. Использование инструментов и команд для создания и форматирования текстового документа с встроенными графическими объектами. (работа на два урока). По алгоритму создать плакат, используя простейшие элементы вставки в текстовый документ. 27. Создание реферата, сообщения по теме. Практическая работа №17. С помощью учителя создание текстового документа, используя Панели форматирования. 28. Создание реферата, сообщения по теме. Практическая работа №17. 29. Текстовый редактор, По предложенной информации создать текстовый документ «Реферат (или сообщение)» . Оформление титульного листа, содержания (нумерованный список), номера страниц, вставка объекта). Практическая работа рассчитана на два урока. По предложенной информации создать текстовый документ «Реферат (или сообщение)» . Оформление титульного листа, содержания (нумерованный список), номера страниц, вставка объекта) Урок мониторинга усвоения знаний по Знакомятся с примерами формул в текстовом документе. По алгоритму выполняют команду: «Вставка – Формула». Выбирают соответственный образец формулы, редактируют формулу по заданию. По примерам или самостоятельно создать электронный плакат «ЗОЖ», с использованием графических объектов. Наблюдается творческая направленность в работе. По примерам или самостоятельно создать электронный плакат «ЗОЖ», с использованием графических объектов. Наблюдается творческая направленность в работе. Использование текстовой информации для создания и оформления реферата , применив Правила оформления . С помощью учителя создание текстового документа, используя Панели форматирования. Использование текстовой информации для создания и оформления реферата , применив Правила оформления . Выполняют тестовое задание с Выполняют тестовое задание 15 возможности и применение. Тест 30 Контрольная работа № 2. «Работа в текстовом редакторе» 31. Браузер. Поисковые системы. Сетевой этикет. Безопасность работы в Интернете. 32 33 34. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Практическая работа №18. Электронная почта. Практическая работа № 19. теме «Текстовый редактор». Беседа с обучающимися: чему научились, что не получается. Тест «Текстовый редактор Word» Карточки с алгоритмом выполнения задания. Контрольная работа по изучению освоения обучающимися работы в текстовом редакторе. помощью учителя отвечают на вопросы теста. самостоятельно. Обучающиеся выполняют задания контрольной работы, с помощью учителя. Обучающиеся выполняют задания контрольной работы самостоятельно, применяя свою творческую направленность. Раздел 6. Действия с информацией в Интернете.(4 часа) Виды браузером, их возможности и Слушают, смотрят презентацию, преимущества. записывают. Базовые нормы информационной этики и Слушают, смотрят презентацию, права при работе в сети Интернет. записывают. Стратегии безопасного поведения в Интернете. Поиск информации по Выполняют практическую ключевым словам и по изображению. работу, обращаясь за помощью к Достоверность информации, полученной учителю. из Интернета. Электронная почта. Почтовый ящик. Создаем электронный ящик, Почтовые программы. Адрес пересылаем письма друг другу. электронной почты. Обращаются за помощью к учителю. Слушают, смотрят презентацию, записывают. Слушают, смотрят презентацию, записывают, обсуждают, задают вопросы. Выполняют практическую работу самостоятельно, применяя творческую напрвленность. Создаем электронный ящик, пересылаем письма друг другу. Обращаются за помощью к учителю. 16 Календарно-тематический план учебного курса «Информатика», 7 класс Тема 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. Раздел 1. Введение в информатику. Правила безопасной работы с компьютером. Что изучает информатика? Компьютеры в нашей жизни. Техника безопасности в кабинете информатики. Раздел 2. Информация в нашей жизни. Виды информации. Информационные процессы. Раздел 3. Компьютер - устройство для работы с информацией. Компьютер, его назначение и устройство. Устройства ввода, вывода, обработки и хранения информации. Внутренние и внешние устройства компьютера. Компьютерные объекты. Элементы пользовательского интерфейса. Раздел 4. Графический редактор. Работа с изображениями. Виды графических редакторов. Графический редактор Paint. Основные действия с графическими объектами: отражение, поворот, наклон. Практическая работа № 3 . Работа со цветом. Палитра, смешивание цветов. Практическая работа №4. Практическая работа «План школьного двора». Практическая работа №5. Практическая работа №6. «Праздничная открытка» Контрольная работа №1. «Информация. Информационные процессы. Графическая информация». Раздел 5. Текстовый редактор. Работа с текстом. Текстовые редакторы. Текстовый редактор Word. Знакомство с интерфейсом программы. Практическая работа №7. Создание текстового документа. Знакомство с основными элементами текстового редактора Word. Практическая работа №8. «Редактирование текстового документа» Практическая работа №9. «Форматирование текстового документа» Вставка графического объекта рисунка в текст. Автофигуры. Практическая работа №10. Таблицы в текстовом редакторе. Практическая работа №11 «Создание и редактирование таблиц» Таблицы в текстовом редакторе. Практическая работа №12 «Форматирование таблиц» Практическая работа №13 «Резюме» (работа рассчитана на два урока) Объект WordArt. Практическая работа № 14. Работа с объектом WordArt. Создание формул в текстовом документе. Редактирование формул. Практическая работа № 15. Создание и форматирование формул. Самостоятельная работа «Создание плаката «Здоровый образ жизни». Практическая работа №16. Самостоятельная работа «Создание плаката «Здоровый образ жизни» Практическая работа №16. Создание реферата, сообщения по теме. Практическая работа №17. Создание реферата, сообщения по теме. Практическая работа №17. Количест во часов 2 Дата 1 1 2 4 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 29. 30 31. 32 33 34. Текстовый редактор, возможности и применение. Тест Контрольная работа № 2. «Работа в текстовом редакторе» Раздел 6. Действия с информацией в Интернете. Браузер. Поисковые системы. Сетевой этикет. Безопасность работы в Интернете. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Практическая работа №18. Практическая работа № 19. Электронная почта. 1 1 4 1 1 1 1 Материально-технического обеспечение образовательного процесса: Аппаратные средства: ▪ компьютер; ▪ проектор; ▪ принтер; ▪ устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь. Программные средства: Операционная система Windows; Текстовый редактор MS Word; Приложение Калькулятор; Графический редактор Paint программа создания презентаций PowerPoint; Web –браузер; текстовый редактор MSWord. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Список литературы: Информатика. Программа для основной школы 5-9 классы. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015; Информатика. 5-11 классы: развѐрнутое тематическое планирование авт. - сост. А.М. Горностаева, Н.П. Серова. - Волгоград: Учитель, 2012. Информатика. Программа для основной школы 5-9 классы. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015; Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной)школе VIII вида. Князева Е.В. Коррекционная педагогика. -2009 - № 4 (34) Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/). Интернет-ресурсы: http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; http://www.uchportal.ru/ - Учительский портал; http://pedsovet.su/ - - Pedsovet.su Сообщество взаимопомощи учителей; http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»; http://fcior.edu - Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC). 18