СИПР обучающегося 1 класса Фоломкин на 2023-2024 уч год Лешина М. Л

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

Утверждено приказом директора
ГБОУ «Центр «Дар» № ___ от «___»___20_ г.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
обучающейся на дому с интеллектуальными нарушениями
(вариант 2)
1 класса
Фоломкиной Ульяны

Составитель: Лешина
Марина Львовна
Должность: учитель
Реж-2023г.

Структура СИПР
1. Общие сведения о ребёнке.
2. Индивидуальный учебный план.
3. Содержание образования.
4. Базовые учебные действия.
5. Контроль и оценка достижения планируемых результатов по предметам.
5.1Календарно-тематическое планирование.
6. Условные обозначения.
7. Программа сотрудничества с семьей.
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

1.Общие сведения о ребёнке
ФИО ребенка: Фоломкина Ульяна Михайловна
Дата рождения:28.05.2016 г.
Возраст ребенка: 7 лет
Место жительства: г. Реж
Отец: Фоломкин Михаил Владиславович

2. Индивидуальный учебный план на 2022 – 2023 учебный год
Предметные
Учебные
области
предметы

Количесво часов в неделю

I. Обязательная часть
I. четверть

II.

четверть

III. четверть

IV. четверть

1. Язык и
речевая
практика
2. Математика

1.1. Речь и альтернативная
коммуникация

1

1

1

1

2.1. Математические представления

1

1

1

1

3. Окружающий
мир

3.1. Окружающий социальный мир

1

1

1

1

4.Физическая
культура
Итого

4.1. Адаптивная физкультура

1

1

1

1

4

4

4

4

3. Содержание образования.
4. Базовые учебные действия.
Программа формирования базовых учебных действий направлена на формирование готовности к овладению содержанием АООП
образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в домашней среде , эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом.
2. Формирование учебного поведения:
-направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
-умение выполнять инструкции педагога;
-использование по назначению учебных материалов;
-умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
-в течение определенного периода времени.
Личностные :
-принятие роли обучающегося;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
-личностное самоопределение с учетом особых образовательных, в том числе и индивидуальных потребностей;
-формирование элементарных представлений о картине мира;
-положительное отношение к окружающей действительности;
-ориентация на самостоятельность и социально-бытовую независимость;
Регулятивные :
-умение выполнять инструкции учителя;
-умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
-использование в учебно-познавательной деятельности сохранных анализаторов;
-умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь для решения и достижения результата учебной
деятельности.
Познавательные :
-выбор способов решения задач в зависимости от конкретных знакомых условий;
-алгоритмизация практического действия;
-умение слушать учебные тексты;
-освоение элементарных общих понятий.
Коммуникативные :
-умение слушать и вступать в диалог;

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
-договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими;
-владение элементарной диалогической речью.
Рабочая программа по организации учебного процесса составлена на основе:
1. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями),
утвержденной приказом министерства просвещения №1026 от 24.11.22г.;
2.АООП «Центра «Дар».
3.Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой;
Приоритетные образовательные предметы:
1.Речь и альтернативная коммуникация.
2. Математические представления.
3. Окружающий социальный мир.
4. Адаптивная физкультура.
Специалист, участвующий в реализации СИПР.
Учитель: Лешина М.Л.

5.Контроль и оценка достижения планируемых результатов предмета « Речь и альтернативная коммуникация»
№

Предметные результаты

1.

Понимает слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и
деятельность человека.

2.

Умеет самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и
коммуникативных целях

3.

Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

4.

Понимает обращенную речь, понимает смысл рисунков, фотографий

5.

Умеет пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом

6

Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных
видах детской деятельности

7

Умеет вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные
средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

8

Умеет использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование
предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения
индивидуальных потребностей и т.д.

9

Узнаёт и различает напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия хорошо известных
предметов и действий.

10

Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации

11

Узнаёт и различает образов графем (букв).

12. Умеет копировать с образца отдельные буквы, слоги, слов.

Первое
полугодие

Конец уч.года

Календарно-тематическое планирование предмета « Речь и альтернативная коммуникация»
№п/п Тема

Количество
часов
1 четверть

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Наш класс. Беседа на тему «Мы ученики».
Понятие слова школа, школьные принадлежности.
Воспоминание о лете.
Явления природы
Фотографии членов семьи
Выражение приветствия друг друга, выражение прощания
Сказка «Колобок»
Сказка «Теремок»
2 четверть
Совместные дела. Использование доступных средств коммуникации: выражение желаний,
обращения за помощью, постановка вопросов.
Составление рассказа по сюжетным картинкам.
Составление арнамента из сухих листьев.
Детское лото: «Что растет в лесу ,что в саду»
Игра с правилами: «Ходилки»
Шум и звуки бытовых предметов (пылесос, стиральная машина, льющаяся вода)
Любимая игрушка
Игра: «Съедобное - не съедобное», « Летает, не летает», «Растет -не растет»
3 четверть
Сказка «Репка»
Любимый мультфильм : «Лунтик и его друзья»
Игры в мяч с речевым сопровождением.
День рождения (угощение, хоровод, каравай). Любимая песня
«Подарок для папы»
Диалоги. Любимые сказки: «Кто сказал мяу», «Под грибом» С. Сутеев

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Игры с правилами: «Найди клад на острове».
Вопросы-ответы. Загадки: отгадай и нарисуй.
Ярмарка игрушек: изготовление поделки с природными материалами.
Веселые картинки: книжка для малышей.
4 четверть
Театр кукол (Би-ба-бо, штоковые игрушки).
Готовимся к празднику. Подарки на ладошке.
Школьные друзья. Путешествие по Москве. Звук А.
Путешествие в зоопарк. Звук У.
Поездка на дачу. Звук М.
Мечтаем вместе (о летних каникулах). Звук О.

33. Путешествие по стране. Звуки А,У,М,О.
34. Мой город (мой край). Звуки А,У,М,О.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Контроль и оценка достижений планируемых достижений по предмету «Математические представления»
Предметные результаты

 усвоил цвет, величину, размер, форму предметов;
 понятия «верх-низ», «право-лево», «один-много»;
 запомнил число и цифру 1;




запомнил число и цифру 2;




сравнивает количество предметов, определяя, где больше/меньше совместно с учителем;

запомнил число и цифру 3;
 усвоил понятия «утро», «день», «вечер», «ночь».
 сравнивает предметы по величине, размеру;
 определяет положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы
в указанное положение;
 устанавливает (называет) порядок следования предметов;
 узнаёт (называет) геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
 определяет форму знакомых предметов;





пишет цифры 1, 2,3 (по обводке);
соотносит число, количество и цифры в пределах 3;
находит нужную картинку к соответствующим частям суток;

 конструирует простейшие плоскостные фигуры (их счётных палочек, ) методом наложения на
образец;
 выполнять пространственные постройки ( «Лего») по образцу совместно с учителем.

1 полугодие

На конец года

Календарно-тематическое планирование предмета "Математические представления"
№п/п Тема

Количество
часов

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

1 четверть
Понятие о цвете. Сличение объектов по цвету.
Представления о величине. Понятия "большой - маленький"
«Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный-короткий, используя
приемы наложения и приложения».
«Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента».
Понятия «Тяжелый – легкий»
Понятие форма.
Определение формы предмета.
Штриховка форм предметов.
2 четверть
Меры времени. Сутки. Утро. День. Вечер. Ночь.
Нахождение картинок с частями суток.
Пространственные представления. Понятия вверху, внизу, в середине.
Понятия слева, справа, между.
Ориентация на листе бумаги (центр, верх, низ, левая сторона, правая сторона)
Положение предметов в пространстве: под, у, над, в, внутри, за, перед, снаружи.
«Знакомство с понятием «один» и «много».

16.

«Знакомство с цифрой и числом 1»

1

17.
18.

3 четверть
«Выполнение различных действий: один — много хлопков».
«В гостях у лесовичка в лесу»

1
1

19.

«Знакомство с цифрой и числом 2»

1

20.

«Знакомство с цифрой и числом 3»

1

1
2
3.
4.
5.
6.
7.
8.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27
28
29.
30.
31.
32.
33.
34.

«Знакомство с цифрой и числом 4»
«Знакомство с цифрой и числом 5»
Сравнение количества предметов, больше-меньше.
Письмо цифр 1,2,3,4,5, по обводке.
Порядок следования предметов.
Соотношение числа, количества и цифры в пределах 3.
4 четверть
Соотношение числа, количества и цифры в пределах 4
Соотношение числа, количества и цифры в пределах 5
Геометрическая фигура: квадрат. Понятие «большой- маленький» квадрат.
Геометрическая фигура: круг. Понятие «большой-маленький» круг.
Геометрическая фигура: треугольник. Понятие большой –маленький треугольник.
Геометрическая фигура: прямоугольник. Понятие большой – маленький прямоугольник.
Конструирование простейших фигур, методом наложения счетных палочек на образец.
Пространственные постройки с помощью «Лего».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Контроль и оценка достижений планируемых результатов по предмету «Окружающий социальный мир»
Предметные результаты

Имеет представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда,
игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
-Научился соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в
общественных местах (с помощью).
-Имеет представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.).
-Имеет представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения
согласно социальным ролям в различных ситуациях.
-Научился соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми,
- Имеет представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
-Научился взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

1 полугодие

На конец года

Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный мир»
№п/п Тема
Количество
часов
1 четверть
1. Моя школа. Здравствуй, школа. Я - ученица.
1
2. Правила поведения на уроке.
1
3. Школьные принадлежности: тетрадь, карандаш, портфель.
1
4. Действия с учебными принадлежностями.
1
5. Мой дом. Дом , в котором я живу.
1
6. Части дома (квартиры) .
1
7. Назначение комнат: зал, спальня.
1
8. Назначение кухни, коридора, санузла.
1
2 четверть
9. Мебель: стол, стул, шкаф.
1
10. Посуда: чашка, ложка, тарелка.
1
11
Комнатные цветы.
1
Домашние животные.
12
1
Часы, картины
13
1
Помощники
в
доме.
Стиральная
машина,
пылесос.
Телевизор
14
1
Холодильник. Какие продукты можно хранить в холодильнике.
15
1
Электрическая плита. Чайник.
16
1
3 четверть
Соблюдение правил техники безопасности с бытовыми приборами.
17
1
18
Уборка в доме. Сухая уборка.
1
19

20
21
22

Влажная уборка в доме.
Моя семья. Члены семьи.
Игрушки. Кукла. Мяч.
Сюжетно - ролевая игра "Дочки- матери".

1
1
1
1

Дата

23

24
25
26

Игровые действия: «Чаепитие»
Игровые действия: «Стирка»
Улица. Двор. (игровая площадка)
Уличное движение

1
1
1
1
4

27
28
29
30
31
32
33
34
34

четверть

Правила безопасного поведения в доме и во дворе.
Транспорт. Автобус. Назначение.
Игровые действия: «Я-пассажир, я –водитель»
Правила перехода через дорогу. Игровые действия: «Светофор»
Профессии. Врач. Игровые действия: «Больница»
Магазин. Игровые действия : «Покупатель-продавец»
Повар. Игровые действия «Я готовлю обед»
Что такое «хорошо», что такое «плохо».
Страна Наша страна (города, народы России). Столица. Президент России.

1
1
1
1
1
1
1
1

Контроль и оценка достижения планируемых результатов по предмету «Адаптивная физкультура»
Предметные результаты

- Имеет представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и
физической подготовки человека;
-Имеет представление о выполнении комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
- Имеет представление об основных правилах поведения на уроках физической культуры;
-Имеет представление о выполнении несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении
двигательных действий.
- Знает о подсчёте при выполнении общеразвивающих упражнений;
- Имеет представление о ходьбе в различном темпе с различными исходными положениями;

1 полугодие

На конец года

- Имеет представления о подвижных играх.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Адаптивная физкультура»
№п/п Тема
Количество
часов
1 четверть
Правила поведения на уроках физкультуры.
1.
1
Ходьба. Коррекционная игра «Найди свое место»
2.
1
3.
Ходьба в разном темпе. Коррекционная игра: «Погрузка овощей»
1
Ходьба-имитация. Коррекционная игра: «Части тела»
4.
1
Ходьба с различным положением рук.
5.
1
6.
Ходьба с предметами.(маракасы, бубен).
1
Ходьба с высоким подниманием коленей.
7.
1
8.
Ходьба с остановкой на сигнал.
1
2 четверть
Ходьба с перешагиванием через небольшие предметы.
9.
1
Ходьба, разные виды.
10
1
Ходьба с преодолением препятствий.
11
1
Упражнения в равновесии.
12
1
Упражнения для расслабления мышц рук.
13
1
Упражнения
для
укрепления
мышц
рук.
14
1
Упражнения для формирования правильной осанки
15
1
Упражнения для профилактики плоскостопия
16
1
3 четверть
Упражнения для развития мелкой моторики рук
17
1
Упражнения для укрепления мышц ног в исходном положении сидя на стульчике
18
1
Упражнения для укрепления мышц ног в исходном положении сидя на полу
19
1
Упражнения с малым мячом.
20
1
Упражнения с большим мячом.
21
1

Дата

22
23
24
25

26

Ловля мяча двумя руками в паре.
Катание мяча
Метание мяча

1
1
1

Броски мяча об пол
Упражнения для развития мелкой моторики рук

1
1
4 четверть

27
28
29

30
31
32
33
34

Комплекс упражнений для утренней зарядки
Коррекционная игра: «Что пропало?
Коррекционная игра: «Зайчики - пальчики»
Коррекционная игра: «Филин и пташки»
Коррекционная игра: « Гуси-лебеди»
Коррекционная игра: «Паровозик»
Коррекционная игра: «Делай как я»
Игровые упражнения: «Задуй свечу» «Что изменилось»

1
1
1
1
1
1
1
1

6.Условные обозначения
Уровни освоения (выполнения) действий / операций
1. Пассивное участие / соучастие:
- действие выполняется взрослым
(ребенок позволяет что-либо сделать с ним)
1. Активное участие. Действие выполняется ребенком:
- со значительной помощью взрослого
- с частичной помощью взрослого
- по последовательной инструкции (изображения или вербально)
- по подражанию или образцу

зп
чп
и
о

- самостоятельно с ошибками
- самостоятельно
Сформированность представлений
1. Представления отсутствуют
1. Не выявить наличие представлений
2. Представления на уровне:
- использования по прямой подсказке
- использования с косвенной подсказкой (изображение)
- самостоятельного использования

сш
с
?
пп
п
+

7.Программа сотрудничества с семьей обучающегося.
Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных
представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей
ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий.
Задачи

Мероприятия

Повышение осведомленности родителей (законных  индивидуальные
консультации
родителей
(законных
представителей) об особенностях развития и представителей) со специалистами ( по запросу родителей)
специфических
образовательных
потребностях
ребенка
обеспечение
участия
семьи
(законных  участие родителей (законных представителей) в разработке
представителей) в разработке и реализации СИПР
СИПР;
 посещение родителями уроков/занятий;
 консультирование родителей (законных представителей) по
вопросам обучения ребенка.

Отчет
проведении

о

организация регулярного обмена информацией о 
ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее 
освоения
организация
участия
родителей
(законных
представителей) в мероприятиях




личные беседы;
присутствие родителей (законных представителей) на занятиях и
обсуждение результатов.
 привлечение родителей (законных представителей) к
планированию, разработке и реализации мероприятий:
«1 сентября – День Знаний»
«Новогодний праздник»
«Последний учебный день» и др.

8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это
яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с
«колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы
сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья,
шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).
Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки
и т. п.).
Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, овощей; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели
и пр.
Используются доступные ребенку музыкальные инструменты (бубен, маракасы.).
Предметы для проведения адаптивной физкультуры : мяч малый, мяч большой, кубики.
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор
для пальчиковой гимнастики, ворсовая щеточка для расслабления мелких мышц пальцев, ручной массажер для расслабления мышечной
мускулатуры тела, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью и колючками для развития
тактильных ощущений, меховые шарики, и т. д.
Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационно-компьютерные
технологии.

Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие модули, мячи, кубики, пирамидки, пазлы, мозаики,
футляры с вырезанными в их крышках контурами предметов, как для правильного помещения, так и для ошибочных вариантов;
трафареты,
закрепляемые неподвижно
в
приборе «Школьник», с внутренним контуром;
доски, покрытые слоем пластилина или другими вяжущими веществами;
геометрические фигуры, доступные для изучения в соответствии с возрастными возможностями;
карточки с рельефными рисунками линий, геометрических плоских предметов (бархат, пластмасса, наждачная бумага);
магнитные доски;
строительный материал: крупный деревянный строительный материал, строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных
предметов различной геометрической формы, пластмассовые конструкторы (ЛЕГО);
наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров;
сборно-разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».