Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И. Шляпникова Приказ № ___ от «___» ____20__г Рабочая программа по ритмике для обучающихся 2 класса (1 вариант) Составитель: Потапова С.В. Реж — 2023 – 2024 уч.год Пояснительная записка Ритмика (34 часа) I Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Ритмика» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» Цель. Создание условий для коррекции недостатков психического и физического развития средствами музыкально-ритмической деятельности. Задачи. 1) Образовательные: - освоение с простых танцевальных элементов и терминов; - изучение различных игр и упражнений; - знакомство с видами танцев: 2. Коррекционно-развивающие: - развитие умений: слушать музыку, способности переживать содержание музыкального образа, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах; - развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем; - развитие ловкости, быстроты реакции, точности движений; - развитие у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук; - оказание коррекционного воздействия на физическое развитие, создание благоприятной основы для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие; 2 - развитие дыхательного аппарата и речевой моторики: 3) Воспитательные: - воспитание интереса к творческой самореализации; -воспитание умения работать в парах, в командах; -воспитание нравственных качеств (любовь к окружающим, патриотизм, умение сопереживать) Место учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Ритмика» относится к предметной области «Коррекционно-развивающая» - части, формируемой участниками образовательных отношений учебного плана. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, по 1 часу в неделю. Планируемые результаты освоения программы обучающимися Минимальный уровень: - понимать и принимать правильное исходное положение по словесной инструкции учителя; Ниже минимального уровня Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному; • ходить свободным естественным - организованно строиться (по словесной шагом; инструкции учителя; • выполнять игровые и плясовые уметь сохранять дистанцию в колоннепарами в движения по показу учителя; различных направлениях; - самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя; - соблюдать темп движений привыполнении ОРУ ориентируясь на учителя; - правильно выполнять упражнения: «Хороводный шаг», «Приставной,пружинящий шаг, подскок», с направляющей помощью учителя; -уметь выполнять различные роли в группе (исполнителя); - уметь координировать свои усилия; Достаточный уровень: - понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии ссодержанием и особенностями музыки и движения; - организованно строиться (быстро, точно); - уметь сохранять дистанцию в колоннепарами в различных направлениях; - самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам; - самостоятельно соблюдать темп движений при выполнении ОРУ; - самостоятельно правильно выполнять упражнения: «Хороводный шаг», «Приставной, пружинящий шаг, подскок»; - уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - уметь координировать свои усилия с усилиями других; 3 - уметь договариваться и приходить кобщему решению. - уметь договариваться и приходить к общему решению. Содержание рабочей программы Раздел Дидактические единицы 1. Упражнения на ориентировку в пространстве Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину. Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой — на шаг назад. Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг. Выполнение движений с предметами, более сложных, чем в предыдущих классах Общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с напряжением (растягивание резинки). Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперед, в стороны с движениями рук. Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. Поднимание на носках и полуприседание. Круговые движения ступни. Приседание с одновременным выставлением ноги вперед в сторону. Перелезание через сцепленные руки, через палку. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений. Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги. Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки. Упражнения на сложную координацию движений с предметами (флажками, мячами, обручами, скакалками). 2. Ритмико-гимнастические упражнения 4 Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением (под барабан, бубен). Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Протопывание того, что учитель прохлопал, и наоборот. Упражнения на расслабление мышц. Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус — стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки. Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону. 3.Упражнения с предметами 4.Игры под музыку 5.Танцевальные упражнения Упражнения с мячами, скалками, обручами (на развитие координации); использование в эстафетах Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. Передача в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений. Исполнение движений пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений и танца. Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации. Придумывание вариантов к играм и пляскам. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные, игры с пением и речевым сопровождением. Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп. Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с продвижением. Движения парами: боковой галоп, поскоки. Основные движения народных танцев 5 Личностные : Будет возможность научиться: • Готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение, находить свое место в строю. • Проявлять любознательность и интерес к новому содержанию. • Принимать участие в творческой жизни коллектива. Краткая характеристика контингента обучающихся 2 класса. У обучающихся снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. психических функций. У части обучающихся нарушено звукопроизношение, словарный запас ограничен. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. Класс разноуровневый: 1 вариант, 2 вариант и дети с РАС. Один ребенок на индивидуальном обучении. . № п/п Тема урока 1 Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. 2 Построение в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Тематическое планирование Дата Основные виды деятельности обучающегося Готовиться к занятиям, строиться в колону по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, не сутулиться), равняться в шеренге в колонне; Ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг – другу. Ходят в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину. Учат построение в колонны по три, перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические 6 3 Движения рук и головы. Круговые движения кистью (напряженное и свободное). 4 Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук. 5 Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо). круги путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой — на шаг назад, перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг. Готовиться к занятиям, строиться в колону по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, не сутулиться), равняться в шеренге в колонне; Ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг – другу. Выполняют общеразвивающие упражнения (Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч. Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперед, в стороны с движениями рук.), упражнения на координацию(Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки. Упражнения на сложную координацию движений с предметами (флажками, мячами, обручами, скакалками). Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением (под барабан, бубен). упражнения на расслабление мышц Выполняют общеразвивающие упражнения (Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч. Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперед, в стороны с движениями рук.), упражнения на координацию(Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки. Упражнения на сложную координацию движений с предметами (флажками, мячами, обручами, скакалками). Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением (под барабан, бубен). упражнения на расслабление мышц 7 6 Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Готовиться к занятиям, строиться в колону по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, не сутулиться), равняться в шеренге в колонне; Ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг – другу. 7 Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. 8 Закрепление ритмико-гимнастических упражнений. 9 Построение в колонну по 2. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. 10 Выставление правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Готовиться к занятиям, строиться в колону по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, не сутулиться), равняться в шеренге в колонне; Ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг – другу. Выполняют общеразвивающие упражнения (Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч. Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперед, в стороны с движениями рук.), упражнения на координацию(Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки. Упражнения на сложную координацию движений с предметами (флажками, мячами, обручами, скакалками). Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением (под барабан, бубен). упражнения на расслабление мышц Готовиться к занятиям, строиться в колону по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, не сутулиться), равняться в шеренге в колонне; Ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг – другу. Готовиться к занятиям, строиться в колону по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, 8 не сутулиться), равняться в шеренге в колонне; Ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг – другу. 11 Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Упражнения на расслабление мышц. 12 Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. 13 Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания песен. 14 Музыкальные игры с предметами. 15 Закрепление ритмико-гимнастических упражнений. 16 Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполняют ритмичные движения в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, умеренно тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). Выполняют упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Выполняют ритмичные движения в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, умеренно тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). Выполняют упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Выполняют ритмичные движения в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, умеренно тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). Выполняют упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Передают в движениях части музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. Передают в движении динамическое нарастание в музыке, сильную долю такта. Самостоятельно ускоряют и замедляют темп разнообразных движений. Упражняются в передаче игровых образов при инсценировке песен. Участвуют в подвижных играх с пением и речевым сопровождением. Совершенствуют навыки ходьбы и бега. Ходят вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Учат построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары, построение в колонну по два, перестроение из колонны парами в колонну по одному, построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполняют во время ходьбы и бега несложные задания с предметами. Совершенствуют навыки ходьбы и бега. Ходят вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Учат построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары, построение в колонну по два, перестроение из колонны парами в 9 17 Выполнение во время ходьбы и бега несложных движений с предметами. 18 Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки. 19 20 Движения правой руки вверх-вниз с одновременным движением левой руки от себя-к себе перед грудью (смена рук). 21 Игры с пением и речевым сопровождением. 22 Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии. колонну по одному, построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполняют во время ходьбы и бега несложные задания с предметами. Совершенствуют навыки ходьбы и бега. Ходят вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Учат построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары, построение в колонну по два, перестроение из колонны парами в колонну по одному, построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполняют во время ходьбы и бега несложные задания с предметами. Выполняют общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнения на расслабление мышц Учат шаг на носках, шаг польки, широкий, высокий бег, боковой галоп, элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с продвижением. Движения парами: боковой галоп, поскоки. Основные движения народных танцев. Учат шаг на носках, шаг польки, широкий, высокий бег, боковой галоп, элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с продвижением. Движения парами: боковой галоп, поскоки. Основные движения народных танцев. Передают в движениях части музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. Передают в движении динамическое нарастание в музыке, сильную долю такта. Самостоятельно ускоряют и замедляют темп разнообразных движений. Упражняются в передаче игровых образов при инсценировке песен. Участвуют в подвижных играх с пением и речевым сопровождением. Выполняют ритмичные движения в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, умеренно тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). Выполняют упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Передают в движении разницу в двухчастной музыке. Выразительно исполняют в свободных плясках знакомые движения. 10 23 Закрепление танцевальных движений. 24 Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. 25 Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. 26 Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки. Выразительно и эмоционально передают в движениях игровые образы и содержания песен. Участвуют в музыкальных играх с предметами, с пением и речевым сопровождением, инсценировке доступных песен. Прохлопывают ритмический рисунок прозвучавшей мелодии Выполняют ритмичные движения в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, умеренно тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). Выполняют упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Передают в движении разницу в двухчастной музыке. Выразительно исполняют в свободных плясках знакомые движения. Выразительно и эмоционально передают в движениях игровые образы и содержания песен. Участвуют в музыкальных играх с предметами, с пением и речевым сопровождением, инсценировке доступных песен. Прохлопывают ритмический рисунок прозвучавшей мелодии Выполняют ритмичные движения в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, умеренно тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). Выполняют упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Учат высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг, неторопливый танцевальный бег, стремительный бег, поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки, переменные притопы, прыжки с выбрасыванием ноги вперед, элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек). Учат высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг, неторопливый танцевальный бег, стремительный бег, поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки, переменные притопы, прыжки с выбрасыванием ноги вперед, элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек). 11 27 Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения 28 Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг. 29 Движение парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением. 30 Движение парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением. 31 Музыкальная игра «Гусеница» Учат высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг, неторопливый танцевальный бег, стремительный бег, поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки, переменные притопы, прыжки с выбрасыванием ноги вперед, элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек). Учат высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг, неторопливый танцевальный бег, стремительный бег, поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки, переменные притопы, прыжки с выбрасыванием ноги вперед, элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек). Учат высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг, неторопливый танцевальный бег, стремительный бег, поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки, переменные притопы, прыжки с выбрасыванием ноги вперед, элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек). Учат высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг, неторопливый танцевальный бег, стремительный бег, поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки, переменные притопы, прыжки с выбрасыванием ноги вперед, элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек). Передают в движениях части музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. Передают в движении динамическое нарастание в музыке, сильную долю такта. Самостоятельно ускоряют и замедляют темп разнообразных движений. Упражняются в передаче игровых образов при инсценировке песен. Участвуют в подвижных играх с пением и речевым 12 32 Подвижная игра с речевым сопровождением «Мы весёлые мартышки». 33 Музыкальная игра «Слушай хлопки» 34 сопровождением. Передают в движениях части музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. Передают в движении динамическое нарастание в музыке, сильную долю такта. Самостоятельно ускоряют и замедляют темп разнообразных движений. Упражняются в передаче игровых образов при инсценировке песен. Участвуют в подвижных играх с пением и речевым сопровождением. Передают в движениях части музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. Передают в движении динамическое нарастание в музыке, сильную долю такта. Самостоятельно ускоряют и замедляют темп разнообразных движений. Упражняются в передаче игровых образов при инсценировке песен. Участвуют в подвижных играх с пением и речевым сопровождением. Участвуют в подвижных играх с пением и речевым сопровождением. Игры по выбору детей (из ранее изученных) Критерии оценивания. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать следующую систему оценки: 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Литература Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный и 1-4 классы. Под редакцией В.В.Воронковой. М:. Просвещение, 2010 Материально-техническое обеспечение 1.Компьютер 2.Принтер 13 3.Музыкальный центр 4.Таблица «Музыкальные инструменты» 5.Музыкальные инструменты: бубен, трещотка, деревянные ложки, свистульки, погремушки 6.Мячи 7.Ленты 8. Обручи 9. Скакалки. 10.Экранно-звуковые информационно-коммуникативные средства: -аудиозаписи -музыкальные презентации 11. Песни из кинофильмов http://songkino.ru 14