Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
Утверждено приказом директора
ГБОУ «Центр «Дар» № ___ от «___»___20_ г.
Рабочая программа
Разговоры о важном
для обучающихся 5 «Б» класса
с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
на 2023-2024 уч. год
Составитель: Смирнова О.Г.
Должность: учитель 1к.к.
Реж – 2023 год
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана на основе:
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями),
утвержденной приказом министерства просвещения №1026 от 24.11.22г.
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов
Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 091672;
Методических рекомендаций по организации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» при реализации
адаптированных основных общеобразовательных программ;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015
№ 996-р; СП 2.4.3648-20;
Письмо Министерства просвещения РФ «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»»
от 15.08.2022 № 03-1190.
Цель курса:
формирование взглядов обучающихся на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность,
историческое просвещение, нравственность, экология.
Задачи:
воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной
деятельности;
формирование культуры поведения в информационной среде.
Учебный курс предназначен для обучающихся 8 классов 34 часа
Содержание курса внеурочной деятельности
2
Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание,
патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам,
традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:
Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения грамотности.
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;
4 октября: День защиты животных;
5 октября: День учителя-дефектолог;
25 октября: Международный день школьных библиотек;
Третье воскресенье октября: День отца.
Ноябрь:
4 ноября: День народного единства;
8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День Матери;
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов;
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
9 декабря: День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации.
Январь:
25 января: День российского студенчества;
27 января: День снятия блокады Ленинграда, День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" Аушвиц-Биркенау (Освенцима) - День памяти
жертв Холокоста.
Февраль:
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве;
8 февраля: День российской науки;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества;
21 февраля: Международный день родного языка;
3
23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией
27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
12 апреля: День космонавтики.
Май:
1 мая: Праздник Весны и Труда;
9 мая: День Победы;
19 мая: День детских общественных организаций России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби;
27 июня: День молодежи.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
12 августа: День физкультурника;
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
27 августа: День российского кино.
Форма организации работы по программе «Разговоры о важном»:
-Беседы;
-Просмотр и обсуждение видеоматериалов;
-Викторины;
-Интерактивные задания;
-Групповые обсуждения;
-Заочные путешествия;
-Ролевые игры.
4
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
(5 классы)
Личностные результаты: будет возможность
- активного участия в жизни семьи, школы, родного края;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных в обществе;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
- готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков;
- повышение уровня экологической культуры;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: будет возможность научиться:
1) общению:
- создавать небольшие устные и письменные тексты;
- в ходе общения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы;
2) совместной деятельности:
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: будет возможность научиться:
1) самоорганизации:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий.
2) самоконтролю:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты: будет возможность
Получить представление:
5
о базовых национальных российских ценностях;
символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное
учреждение;
- народах России, национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
- роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- активной роли человека в природе.
Понимание ценностного отношения:
- к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
- семье и семейным традициям;
- учебе, труду и творчеству;
- своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- природе и всем формам жизни.
Проявления интереса:
- к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
- государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
- природе, природным явлениям и формам жизни.
Будет возможность научиться:
- устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
- распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им.
-
6
Тематическое планирование
5 класс (1 час в неделю)
Темы
День знаний
Там, где Россия
Зоя.
К 100-летию со дня
рождения Зои
Космодемьянской
Основное содержание
Знакомство
с
проектами
Российского общества «Знание».
Возможности,
которые
предоставляют проекты общества
«Знание» для обучающихся различных
возрастов.
Родина — не только место
рождения. История, культура, научные
достижения: чем мы можем гордиться?
Зоя Космодемьянская – её подвиг
бессмертен, её имя стало символом
мужества и стойкости, а жизнь служит
примером беззаветной преданности
Отечеству, истиной любви к своей
Родине.
7
Деятельность школьников
Участие во вступительной беседе. Просмотр ролика о
необходимости знаний для жизненного успеха.
Участие в мотивационной беседе о чертах характера, которые
присущи людям с активной жизненной позицией, о мечтах и о
том, как можно их достигнуть.
Участие во вступительной беседе о России. Просмотр ролика
о России.
Интерактивная викторина.
Чем полезны фенологические наблюдения. Их роль в жизни
человека.
Участие во вступительной беседе. Просмотр видеоролика о
жизни и подвиге Зои.
Участие в беседе о том, как воспитываются черты личности
героя.
Подвиг Зои был подвигом ради жизни будущих поколений. В
защиту всего, что любила эта молодая девушка. Просмотр
интерактивной карты, беседа о сохранении памятников героям.
Избирательная система
России (30 лет ЦИК)
День учителя
(советники по
воспитанию)
Право избирать и быть избранным
гарантировано
Конституцией
Российской
Федерации
каждому
гражданину нашей страны.
Жизнь,
свобода,
права
и
благополучие граждан является одной
из главных ценностей, а проявление
гражданской
позиции,
желание
участвовать в развитии своего города,
региона, страны – достойно уважения.
Ценность
профессии
учителя.
Советник по воспитанию – проводник
в мир возможностей, которые создало
государство для каждого ребенка в
стране,
наставник
и
«старший
товарищ»,
помогающий
как
объединить школьный коллектив в
дружную команду, так и выстроить
личную траекторию развития каждому
ребенку.
8
Участие во вступительной беседе. Просмотр видеоролика об
истории Центральной избирательной комиссии.
Обсуждение ситуаций, возникающих в связи с голосованием и
выборами.
Выполнение интерактивного задания «Избирательная система
в России».
Просмотр видеоролика.
Участие в командной работе: каким должен быть современный
Учитель? (создание кластера).
Участие в дискуссии на одну из предложенных тем: «Если бы
я был учителем, какими качествами обладал…, как относился бы
к ученикам…, как готовился к занятиям…, какие
вспомогательные средства использовал для проведения уроков?»;
«Чем может помочь советник по воспитанию?»
О взаимоотношениях в
коллективе
(Всемирный день
психического здоровья,
профилактика
буллинга)
По ту сторону экрана.
115 лет кино в России
В
условиях
информационных
перегрузок, разнообразия быстро
решаемых
задач,
экономической
нестабильности,
стрессы
стали
неотъемлемой составляющей жизни
человека.
Они
приводят
к
депрессивному состоянию, которое, в
свою очередь, может привести к
проблемам физического здоровья,
конфликтам
с
близкими,
неуверенности, озлобленности. Знания
о том, как наладить отношения в
коллективе,
сохранить
свое
психическое здоровье, как смотреть на
мир позитивно, как не стать жертвой
«травли», и самому не опуститься до
«травли» других, необходимы всем.
Развитие отечественного кино
отражает не только основные вехи
развития страны, но и моделирует
образ ее будущего. Кино, наряду с
литературой и театром, позволяет
человеку увидеть себя, как в «зеркале»,
соотнести свои поступки с поступками
героев,
анализировать
и
рефлексировать, приобретать новые
знания,
знакомиться
с
миром
профессий,
с
творчеством
талантливых людей, с историей и
культурой страны.
9
Мотивационная беседа о взаимосвязи физического и
психического здоровья.
Игра «Верю - не верю» о стереотипах в отношении здоровья и
здорового образа жизни.
Просмотр отрывков из мультфильмов и фильмов, обсуждение
их. Беседа о буллинге, его причинах и вреде, который он
причиняет человеку.
Мастер-класс «Магия игры», в ходе которого школьники
участвуют в игровых упражнениях, помогающих снять стресс и
психологическое напряжение, выплеснуть негативные эмоции.
Мозговой штурм «Мои правила благополучия», в ходе
которого школьники составляют список лайфхаков класса о том,
как подростку справляться со стрессами, излишним давлением
взрослых.
Итоговая рефлексивная беседа, в ходе которой школьники
обсуждают характеристики идеального коллектива, в котором им
было бы комфортно находиться. .
Мотивационная беседа о любимых мультфильмах и
кинофильмах, жанрах кино.
Просмотр видеоролика об истории российского игрового кино.
Обсуждение ролика.
Беседа о будущем кинематографа в цифровую эпоху.
Интерактивная игра, в ходе которой школьники называют
мультфильм или фильм по его отрывку.
Игра «Ты - актер», где дети пробуют себя в роли актеров
немого кино.
Итоговая беседа о возможности создания собственного
фильма о классе, сделанного руками школьников.
День спецназа
День народного
единства
Подразделения
специального
назначения (спецназ) в России имеют
особую значимость, они олицетворяют
служение Отечеству, мужество и силу
духа,
беспримерное
самопожертвование,
готовность
мгновенно прийти на помощь Родине.
Военнослужащие спецназа обладают
особыми
профессиональными,
физическими
и
моральным
качествами, являются достойным
примером настоящего мужчины.
Смутное время в истории нашей
страны. Самозванцы — одна из причин
продолжавшейся Смуты. Ополчение
во главе с князем Дмитрием
Пожарским и земским старостой
Кузьмой Мининым.
Примеры единения народа не
только в войне
10
Участие во вступительной беседе, просмотр видеоролика о
видах подразделений специального назначения в России.
Участие в обсуждении: «Качества личности бойца спецназа».
Выполнение интерактивного задания «Что важнее для
спецназовца – ум или сила?»
Участие во вступительной беседе о появлении праздника День
народного единства.
Знакомство с исторической справкой о событиях Смутного
времени.
Работа в группах: если бы вы жили в Смутное время, в чем вы
бы увидели причины появления народных ополчений? Обмен
мнениями.
Дискуссия о том, что 4 ноября 1612 года воины народного
ополчения
продемонстрировали
образец
героизма
и
сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения,
вероисповедания и положения в обществе. Дискуссия о том, когда
еще люди чувствуют, что им надо объединяться?
Россия: взгляд в
будущее.
Технологический
суверенитет / цифровая
экономика / новые
профессии
О взаимоотношениях в
семье (День матери)
Технологический
суверенитет
решает
задачи
обеспечения
безопасности, получения энергии,
продовольственной
независимости,
транспортной
связности.
Логика
развития экономики предполагает
защиту
и
формирование
высокотехнологичных отраслей с
высокой долей интеллектуальных
вложений.
Развитие
цифровой
экономики
предполагает
выстраивание
системы
экономических,
социальных
и
культурных отношений, основанных
на
использовании
цифровых
информационно-коммуникационных
технологий.
Появление
новых
профессий связано с цифровизацией
экономики,
движением
к
технологическому суверенитету.
Беседа о сущности понятий «суверенитет», «технологический
суверенитет», «цифровая экономика».
Просмотр видеоролика о цифровых технологиях, вошедших в
современную жизнь многих россиян, в экономику, образование и
культуру страны. Дискуссия, в ходе которой школьники
высказывают свои мнения о возможностях и рисках, которые
появляются в связи с проникновением искусственного интеллекта
во многие сферы не только экономики, но и культуры,
образования, спорта.
Игра-викторина «Язык не для всех», в ходе которой
школьники знакомятся с новыми понятиями в области цифровых
технологий и с профессиями будущего.
Интерактивное путешествие по городу профессий будущего, в
ходе которого школьники знакомятся с двенадцатью
направлениями профессиональной деятельности, которые
охватывают 50 перспективных профессий.
Рефлексивная беседа, в ходе которой педагог просит
школьников завершить некоторые из предложений, например:
«Самое большое открытие, которое я сделал на этом занятии – это
…»; «Все говорят, что без цифры сегодняшняя жизнь просто
невозможна, я с этим утверждением …»; «Если у меня спросят,
готов ли я учится всю свою жизнь, то я отвечу …»
Мама — важный человек в жизни
Участие в игре «Незаконченное предложение», во время
каждого. Материнская любовь — которой каждый школьник продолжает предложение «Первое,
простая и безоговорочная.
что приходит в голову, когда я слышу слово «мама» …»
Легко ли быть мамой?
Участие в групповом обсуждении случаев недопонимания мам
и детей.
Поиск причин этого в процессе групповой работы.
Участие в беседе о том, что делает наших мам счастливыми
11
Что такое Родина?
(региональный и
местный компонент)
Мы вместе
Главный закон страны
Что для каждого человека означает
слово «Родина»? Это родители, семья,
дом, друзья, родной город, регион, вся
наша страна и народ. Чувство любви к
своей Родине человек несет в себе всю
жизнь, это его опора и поддержка.
Родина – это не просто территория,
это, прежде всего то, что мы любим и
готовы защищать.
История создания Красного Креста.
Особенности
волонтерской
деятельности. Волонтерство в России
Участие в беседе о том, когда каждый из нас чувствовал
гордость при виде государственных символов нашей страны.
Какова региональная символика? Что означают элементы герба,
флага?
Знакомство с традициями народов, живущих на территории
России.
Участие в дискуссии о том, что объединяет людей разных
национальностей в одной стране, что им в этом помогает?
Знакомство школьников с информацией о создании в
Международного Комитета Красного Креста.
Участие в обсуждении вопроса: действительно ли создание
именно этой организации можно считать началом волонтерского
движения?
Работа в группах по составлению списка особенностей
волонтерской деятельности.
Обмен историями из жизни о волонтёрской деятельности
Значение Конституции для граждан
Участие во вступительной беседе о значении слова
страны. Знание прав и выполнение «конституция» и о жизни без конституции.
Участие в обсуждении ситуаций, в которых было нарушение
обязанностей. Ответственность — это
осознанное поведение
прав или невыполнение обязанностей.
Участие в игре «Незаконченное предложение», во время
которой каждый школьник продолжает предложение «Нужно
знать Конституцию, потому что…»
Участие в дискуссии об осознанном поведении и личной
ответственности
12
Герои нашего времени
Новогодние семейные
традиции разных
народов России
Россия — страна с героическим
Участие во вступительной беседе о непростой судьбе нашей
прошлым. Современные герои — кто страны, о войнах, которые выпали на долю народа и о героизме
они? Россия начинается с меня?
тех, кто вставал на ее защиту.
Участие в дискуссии о том, есть ли место героизму сегодня?
Обсуждение мнений школьников.
Участие в игре «Качества современного героя»
Новый год — праздник всей семьи.
Игра «Вопрос из шляпы» (Все ли вы знаете о Новом годе?)
Новогодние
семейные
традиции.
Участие в дискуссии «Поделись новогодней традицией,
Новогодние приметы.
которая объединяет народы нашей страны».
Различные
традиции
встречи
Участие в беседе о том, что чаще всего мы мечтаем о
Нового года у разных народов России. материальных подарках, но есть ли что-то, что мы хотели бы
изменить в себе в Новом году?
Участие в разговоре о новогодних приметах, подарках.
От А до Я.
Способы передачи информации до
Беседа о разных способах передачи информации.
450 лет "Азбуке" Ивана
появления письменности. Разница
Блиц-опрос «Интересные факты об Азбуке».
Фёдорова
между азбукой и букварем. «Азбука»,
Эвристическая беседа «Первая печатная «Азбука»: в чем
напечатанная Иваном Федоровым:
особенности».
«Ради
скорого
младенческого
Интерактивные задания, связанные с содержанием «Азбуки».
научения».
Налоговая грамотность
Современный человек должен
обладать
функциональной
грамотностью, в том числе налоговой.
Для чего собирают налоги? Что они
обеспечивают для граждан? Выплата
налогов – обязанность каждого
гражданина Российской Федерации.
13
Беседа о том, что такое налоговая система.
Блиц-опрос «Для чего государству необходим бюджет?».
Беседа «Права и обязанности налогоплательщика».
Интерактивное задание «Создай и распредели бюджет».
Непокоренные.
80 лет со дня полного
освобождения
Ленинграда от
фашистской блокады
Голод, морозы, бомбардировки —
тяготы
блокадного
Ленинграда.
Блокадный паек. Способы выживания
ленинградцев.
О провале планов немецких войск.
О героизме советских воинов,
освободивших город на Неве.
Союзники России
Кто
такой
союзник?
Какие
обязанности он на себя принимает,
какими обладает правами? Что дает
заключение союзного договора для
государств? Союзники России –
государства, которые разделяют и
поддерживают
наши
общие
традиционные ценности, уважают
культуру, стремятся к укреплению
союзных государств и поддерживают
их.
14
Участие в блиц-опросе «Что вы знаете о блокаде Ленинграда;
каким образом город попал в кольцо; зачем Гитлер хотел
захватить город; почему Ладожское озеро называют дорогой
жизни; чем стало полное освобождение Ленинграда от
фашистской блокады для всей страны, для хода Великой
Отечественной войны?»
Беседа о том, что помогало людям выстоять в осажденном
городе.
Работа в парах с дальнейшим обобщением: почему планам
Гитлера не суждено было сбыться?
Беседа о государствах-союзниках Российской Федерации.
Блиц-опрос: «Какие традиционные ценности разделяют
союзники?».
Дискуссия: права и обязанности союзных государств.
В чем заключается союзническая поддержка? Что Россия
делает для союзников?
Цивилизация
без
научных
190 лет со дня рождения
достижений. Научные и технические
Д. Менделеева.
День российской науки достижения в нашей стране. Вклад
российских ученых в мировую науку.
Д.И. Менделеев и роль его
достижений для науки.
Достижения науки в повседневной
жизни. Плюсы и минусы научнотехнического прогресса
День первооткрывателя
Россия является не только самой
большой страной в мире, которую за ее
продолжительную историю шаг за
шагом
исследовали,
изучали,
открывали русские землепроходцы.
Удивительные уголки нашей страны
сегодня может открыть для себя любой
школьник.
15
Участие во вступительной беседе о том, какой была бы жизнь
человека без научных достижений.
Участие в беседе об основных научных и технических
достижениях в нашей стране.
Участие в интерактивном задании «Д.И. Менделеев: не только
химия».
Участие в блиц – опросе «Примеры использования
достижений науки в повседневной жизни».
Работа в группах с дальнейшим обобщением: «Плюсы и
минусы научно-технического прогресса»
Мотивационная беседа о первооткрывателях, открытиях и
удивительных местах России. Мозговой штурм, в ходе которого
школьники за 1 минуту должны назвать 15 российских городов;
за вторую минуту - 15 российских рек; за третью – 15 названий
деревьев, кустарников и цветов, которые растут в их регионе.
Просмотр
и
обсуждение
видеоролика
Русского
географического общества о русских землепроходцах.
Игра «Своя игра», в которой разыгрываются вопросы об
уникальных местах России и их первооткрывателях.
Рефлексивная беседа со школьниками, в процессе которой они
продолжают предложения, начало которых произносит педагог:
«Я никогда не знал, что …»; «Если бы я делал пост в социальных
сетях по итогам нашего сегодняшнего разговора, то я назвал бы
его …»; «Каждый может стать первооткрывателем, потому что
…».
День
защитника
Отечества:
День защитника
исторические традиции. Профессия
Отечества.
280 лет со дня рождения военного: кто её выбирает сегодня.
Смекалка в военном деле. 280-летие
Федора Ушакова
со дня рождения великого русского
флотоводца,
командующего
Черноморским флотом (1790—1798);
командующего
русско-турецкой
эскадрой в Средиземном море (1798—
1800), адмирала (1799) Ф.Ф. Ушакова.
Что нужно для того, чтобы найти
Как найти свое место в
друзей и самому быть хорошим
обществе
другом? Примеры настоящей дружбы.
Что нужно для того, чтобы создать
хорошую семью и самому быть
хорошим семьянином. Поддержка
семьи в России. Что нужно, чтобы
найти свое призвание и стать
настоящим
профессионалом.
Поддержка
профессионального
самоопределения
школьников
в
России.
16
Участие в интеллектуальной разминке «Что вы знаете о Дне
защитника Отечества».
Участие в дискуссии о причинах выбора профессии военного.
Участие в работе в парах: знакомство с примерами военных
действий, в которых выручала смекалка.
История и современность: уроки адмирала Ушакова.
Участие в беседе о том, как жители России выражают свою
благодарность защитникам Отечества
Проблематизирующая беседа о трех слагаемых успешной
самореализации человека в обществе: дружбе, семье и профессии.
Выступление федерального спикера (о примерах и способах
самореализации человека в различных сферах общественной
жизни).
Рефлексивная беседа «Мое будущее», в ходе которой
школьники обсуждают вопросы о том, как найти хороших друзей,
как найти спутника/спутницу жизни, чем руководствоваться в
выборе профессии.
Групповая работа «Что я возьму с собой во взрослую жизнь?»,
в ходе которой школьники в каждой группе из набора карточек
выбирают 5 и аргументируют всему классу свой выбор. В набор
могут входить, например, карточки «умение готовить», «умение
дружить», «умение учиться», «знать языки», «умение шутить» и
т.д.
Всемирный фестиваль молодежи –
Групповая работа по созданию кластера «Всемирный
2024. Сириус – федеральная площадка фестиваль молодежи».
фестиваля.
Исторические
факты
Историческая справка об истории возникновения Всемирного
появления всемирного фестиваля фестиваля молодежи.
молодежи и студентов. Фестивали,
Беседа «Эмблемы и символы фестивалей».
которые проходили в нашей стране.
Дискуссия «Всемирный фестиваль молодежи – 2024 в
подробностях».
Легендарная история развития
Проблематизирующая беседа «Почему человек всегда хотел
«Первым делом
российской
гражданской
авиации.
подняться
в небо?», в ходе которой обсуждаются события,
самолеты».
О гражданской авиации Героизм конструкторов, инженеров и связанные с первыми попытками человека «обрести крылья».
летчиков-испытателей
первых
Видеоролик об истории российской авиации, от первого
российских
самолетов.
Мировые полета в 1913 году на первом в мире четырехмоторном самолете
рекорды российских летчиков.
«Русский витязь» до современных авиалайнеров "Суперджет",
Современное
авиастроение. МС-21, Ил-114-300, Ту-214, Ил-96, "Байкал".
Профессии, связанные с авиацией.
Интерактивная игра «33 ступеньки в небо», в ходе которой
школьники знакомятся с легендарными российскими пилотами,
испытателями, конструкторами.
Мастер-класс «Тренажер летчика», в ходе которого
школьники выполняют некоторые упражнения и задания
(например, «Компас», «Часы» и др.) которые предлагают
современным пилотам при профотборе.
Рефлексивная беседа «Я могу стать кем захочу, или уже нет?»,
в ходе которой подростки рассуждают об ограничениях, которые
накладывает профессия пилота, о том, как может реализоваться
мечта о небе, даже если нельзя стать летчиком.
Всемирный фестиваль
молодежи
17
Крым. Путь домой
Россия - здоровая
держава
Цирк! Цирк! Цирк!
(К Международному
дню цирка)
Красивейший полуостров с богатой
Участие в беседе о географическом положении Крыма с
историей.
История
Крымского использованием карты.
полуострова.
Значение
Крыма.
Самостоятельная работа по изучению информации по истории
Достопримечательности Крыма
Крыма. Работа в группах с обобщением: что с древних времен
привлекало разные народы в Крымском полуострове?
Обмен мнениями: что бы вы рекомендовали посетить в Крыму
Здоровый
образ
жизни
–
Дискуссия «Основные правила здорового образа жизни».
приоритетное
направление
в
Групповая работа: составление памятки о ЗОЖ.
большинстве
государств
мира.
Дискуссия «Следуешь моде – вредишь здоровью» (о тату,
Основные составляющие здоровья. пирсинге, энергетиках и т.д.).
Современные проекты, связанные со
здоровьем.
Цирк как фантазийное и сказочное
Просмотр видеоролика об истории цирка в России, начиная с
искусство. Цирк в России, История первого стационарного цирка, построенного в Петербурге в 1877
цирка, цирковые династии России. году.
Знаменитые на весь мир российские
Беседа о современном цирке, причинах его популярности у
силачи, дрессировщики, акробаты,
детей и взрослых, о видах циркового искусства (клоунаде,
клоуны,
фокусники.
Цирковые акробатике, эквилибристике, гимнастике, жонглировании,
профессии.
эксцентрике, иллюзионизме, пантомиме, дрессировке животных).
Мастер-класс «Фокус здесь и сейчас», в ходе которого
школьники разучивают несколько простых фокусов.
Видео-викторина «Клоун», в ходе которой школьники
знакомятся великими российскими клоунами (Юрий Никулин,
Олег Попов, Юрий Куклачев, Вячеслав Полунин).
Рефлексивная беседа о том, как важно уметь поддерживать
оптимизм в себе и в окружающих.
18
«Я вижу Землю!
Это так красиво».
Главные события в истории
покорения космоса. Отечественные
космонавты-рекордсмены.
Подготовка
к
полёту
—
многолетний процесс.
Художественный фильм «Вызов» героизм персонажей и реальных
людей.
215-летие со дня
рождения Н. В. Гоголя
Николай Гоголь – признанный
классик русской литературы, автор
знаменитых «Мертвых душ»,
«Ревизора», «Вечеров на хуторе близ
Диканьки». Сюжеты, герои, ситуации
из произведений Николая Гоголя
актуальны по сей день.
Экологичное
потребление
Экологичное
потребление
—
способ позаботиться о сохранности
планеты. Экологические проблемы как
следствия
безответственного
поведения человека.
Соблюдать эко-правила — не так
сложно
19
Участие во вступительной беседе об основных исторических
событиях в космонавтике. Самостоятельная работа в группах:
найти в интернете информацию о космонавте и сделать
сообщение для одноклассников (Герман Титов, Валентина
Терешкова, Алексей Леонов, Светлана Савицкая, Валерий
Поляков, Елена Кондакова, Сергей Крикалев, Геннадий Падалка,
Анатолий Соловьев).
Участие в беседе о трудном процессе подготовки к полёту.
Обсуждение фильма «Вызов» - в чем заключался героизм главных
действующих лиц и актрисы и режиссера фильма.
Проблематизирующая беседа «Классик есть классик», в ходе
которой школьники обсуждают, какие сюжеты, герои, ситуации
из произведений Гоголя можно было назвать современными.
Игра «Закончи фразу, ставшую крылатой», в ходе которой
школьники продолжают знаменитые фразы из произведений Н.
Гоголя.
Интерактивная игра, в ходе которой школьники по отрывкам
из телеспектаклей, кинофильмов, иллюстраций, созданных по
произведениям Николая Гоголя, называют произведение и его
главных героев.
Дискуссия, в ходе которой школьники обсуждают фразу И.А.
Гончарова «Он, смеша и смеясь, невидимо плакал…».
Участие во вступительной беседе об экологическом
потреблении.
Обсуждение
экологических
проблем,
существующих в России, и роли людей в их появлении, поиски
решений.
Работа в группах по составлению общего списка эко-правил,
которые легко может соблюдать каждый
Труд крут
Урок памяти
Будь готов!
Ко дню детских
общественных
организаций
Русский язык. Великий
и могучий.
225 со дня рождения
А. С. Пушкина
История Праздника труда.
Вступительная беседа об истории Праздника труда.
Труд — это право или обязанность
Участие в дискуссии: «Труд — это право или обязанность
человека?
человека?»
Работа мечты. Жизненно важные
Мозговой штурм — обсуждение критериев работы мечты.
навыки
Блиц-опрос «Владеете ли вы элементарными трудовыми
навыками?»
История появления праздника День
Участие во вступительной беседе об истории появления
Победы. Поисковое движение России. праздника День Победы. Участие в беседе о том, что заставляет
Могила
Неизвестного
Солдата. тысячи человек заниматься поиском и захоронением останков
Семейные традиции празднования Дня погибших защитников Отечества?
Победы. Бессмертный полк
Обмен мнениями: есть ли в вашей семье традиция отмечать
День Победы? Участвует ли семья в шествиях Бессмертного
полка?
19 мая 1922 года — день рождения
Участие во вступительной беседе о пионерской организации.
пионерской организации. Цель её
Участие в дискуссии о том, какое должно быть детское
создания и деятельность. Распад общественное объединение, чтобы вам захотелось в него
пионерской организации. Причины, по вступить.
которым дети объединяются
Участие в мозговом штурме по выдвижению причин, по
которым дети объединяются.
Участие в беседе о том, какие бывают детские общественные
объединения
Брейн- ринг «Узнай произведение по иллюстрации».
Неизвестный Пушкин.
Творчество Пушкина объединяет
Историческая справка «Малоизвестные факты из жизни А. С.
поколения. Вклад А. С. Пушкина в
Пушкина».
формирование
современного
Эвристическая беседа «Мы говорим на языке Пушкина».
литературного русского языка.
Интерактивные задания на знание русского языка.
20
Учебно- методическое обеспечение:
1. Внеурочная деятельность – электронный ресурс /https://razgovor.edsoo.ru/
2. И. В Персидская., Е.А Дмитриева., Г.Ю Гура. Серия:ФГОС. Внеурочная деятельность, 2017 г.
3. М. В Васюкова, Н. В Полукарова, И. В Шитова |Серия:ФГОС. Внеурочная деятельность,2018 г.
4. М. Антошин - Герб, флаг и гимн Росиии:изучение государственных символв РФ в школе, М: Айрис –пресс 2003 г.
5. Картинки по темам;
6. Проектор, интерактивная доска, ноутбук.
21
Лист согласований и изменений
Дата
Место внесения изменений
внесения
изменений
Дата
по плану
Дата
по факту
22
Подпись лица,
вносившего
изменения
Подпись лица,
принявшего
изменения