Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И. Шляпникова
Приказ № ___ от «___» ____20__г
Область: "Учение с увлечением!".
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Познаем мир вместе»
для обучающихся 1 класса
(1 вариант)
Составитель
Ивакина Н.А
Учитель начальных классов
1 квалификационная категория
Реж — 2023
I Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Познаем мир вместе» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
Цель обучения: формирование представлений об окружающем природном мире, а именно об отдельных видах животных, растений и временах года.
Задачи обучения:
расширять представления о временах года, животном и растительном мире (деревья и цветы; животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние»,
птицы);
воспитывать бережное отношение к природе;
приобретать социальный опыт в обращении с животными и растениями.
На изучение внеурочной деятельности «Познаем мир вместе» по учебному плану в 1 классе отводится 1 час в неделю, 33 учебных недели, 33 часа в
год.
Планируемые результаты освоения программы обучающимися
Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень
Умение называть и различать представителей животного мира и
разделять их по видам: «дикие» - «домашние», птицы, а также
знать названия деревьев и цветов, их характерные признаки;
Умение соблюдать правила поведения в природе;
Владение навыками правильного ухода за растениями и
домашними животными, бережного отношения к ним.
Минимальный уровень
С помощью учителя:
Умение называть и различать представителей животного мира и
разделять их по видам: «дикие» - «домашние», птицы, а также
знать названия деревьев и цветов, их характерные признаки;
Умение соблюдать правила поведения в природе.
Личностные результаты
Достаточный уровень
осознании себя, своих возможностей;
развитие интереса к человеку, к общению, к миру;
развитие
познавательных
интересов,
творческих
способностей;
позитивных
черт
личности,
соответствующих требованиям современной жизни.
Минимальный уровень
осознании себя, своих возможностей;
развитие интереса к человеку, к общению, к миру.
Содержание
Раздел
Музей.
Дидактические единицы
Занятие №1. Вводная беседа «Что такое музей»
Занятие №2. ТБ, ПДД, дорога.
Занятие №3. Экскурсия в музей в здании на ул. Черняховского, 15.
Занятие №4, 5. Закрепление полученных знаний. Рисование, лепка увиденных экспонатов.
Времена года «Золотая
осень»
Занятие №1. Приметы и признаки осени. Осенние изменения в неживой и живой природе. Работа с
дидактическим материалом, видеоматериалы, презентации.
Занятие №2, 3. Листопад в жизни растений, сравнение и сбор осенних листьев. Сезонные изменения деревьев в
природе. Просмотр видеоматериалов, экскурсия в парк.
Занятие №4.Закрепление темы; аппликация.
Времена года.
«Белоснежная зима»
Занятие №1. «Признаки и приметы зимы».
Занятие №2. Какое явление природы бывает только зимой? Музыка природы в зимнее время года.
Видеоматериалы, интерактивные игры.
Занятие №3. Снег. Роль снега в природе. Из чего состоит снег? Рассказы, презентации, практические задания,
прогулка.
Занятие №4. Опасные явления природы. Гололёд, снегопад. Презентации, практические задания, прогулка.
Животный мир.
Занятие №1. «Мои питомцы». Вводное занятие, рассказы детей, просмотры видеофильмов.
Занятие №2. «Кошки, которые не гуляют сами по себе». Внешние признаки. Особенности поведения кошек. Как
«Животные моего дома»
ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой.
Занятие №3. «Собака - верный друг». Поведение собак, правильный уход за собакой. Видеоматериалы, работа с
дидактическим материалом, рисование.
Занятие №4. «Хомяк и попугай». Особенности жизни, отличительные признаки, уход. Видеоматериалы, работа с
дидактическим материалом, рисование.
Занятие №5,6. Домашние животные (корова, коза, свинья, лошадь и их детеныши). Жизнь животных,
особенности их внешнего вида, значение животных в жизни человека. Видеоматериалы, работа с дидактическим
материалом, лепка, рисование.
Времена года. «Весна
пришла»
Занятие №1. Приметы и признаки весны. Работа с дидактическим материалом, презентации, прогулка.
Занятие №2. Первоцветы. Игры и практические задания: опыты «Почему тает снег», «Где тает снег, а где нет»,
рисование.
Занятие №3. Беседа «Путешествие в весенний лес» (весенние изменения в дикой природе, связь изменений в
жизни растений и животных, человека с изменениями в неживой природе). Презентации, работа с дидактическим
материалом.
Занятие №4. Игры и практические задания. Наблюдение за набуханием почек и распусканием листьев на
срезанных веточках.
Дикие животные.
Птицы.
Занятие №1. «Хозяин леса - медведь», «Лесной красавец лось» Жизнь животных зимой и летом. Лепка.
Занятие №2. «Волк и лиса». Особенности жизни животных в лесу.
Занятие №3. «Непоседливый зверёк»
Белка и заяц в природе. Особенности зимовки. Игра «Белочка-прыгунья», «Зайка».
Занятие №4. «Красногрудые красавцы»
Украшение зимней природы – снегирь. Как снегирь сажает рябину? Презентации, рисование, наблюдение за
жизнью птиц.
Занятие №5. «Дворовый забияка и желтогрудая красавица». Птицы их красота и разнообразие. Презентации,
рисование, наблюдение за жизнью птиц.
Занятие №6. «Городские птицы». Ворона и голубь. Презентации, рисование, наблюдение за жизнью птиц.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Дата
План Факт
1
«Приметы и признаки осени»
2
Экскурсия «Сезонные изменения деревьев в природе»
3
«Листопад в жизни растений»
4
Игры и практические занятия «Поиграем в осень»
5
«Растения в нашем парке»
6
«Что мы знаем о березе и тополе?»
7
«Что мы знаем о рябине и ели?»
8
Игры и практические задания «С какого дерева листок» и др.
9
Игры и практические задания «Собери мозаику»и др.
10
«Признаки и приметы зимы»
11
«Музыка природы в зимнее время года»
Примечания
12
«Снег. Роль снега в природе»
13
«Опасные явления природы»
14
«Мои питомцы»
15
«Кошки, которые не гуляют сами по себе»
16
«Собака - верный друг»
17
«Хомяк и попугай»
18
«Домашние животные: корова, коза»
19
«Домашние животные: свинья, лошадь»
20
«Приметы и признаки весны»
Игры и практические задания, опыты: «Почему тает снег», «Где тает снег, а где нет
21
«Первоцветы»
22
Беседа «Путешествие в весенний лес»
23
Игры и практические задания «Ручьи бегут»
24
«Хозяин леса-медведь»
25
«Волк и лиса»
26
«Непоседливый зверёк»
27
«Красногрудые красавцы»
28
«Дворовый забияка и желтогрудая красавица»
29
«Городские птицы»
30
Вводная беседа «Что такое музей»
31
ТБ, ПДД, дорога.
32
Экскурсия в музей в здании на ул. Черняховского, 15.
33
Закрепление полученных знаний. Рисование увиденных экспонатов.
34
Закрепление полученных знаний. Лепка увиденных экспонатов.