Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И. Шляпникова Приказ № ___ от «___» ____20__г Область: "Учение с увлечением!". Рабочая программа по внеурочной деятельности «Познаем мир вместе» для обучающихся 1 класса (1 вариант) Составитель Ивакина Н.А Учитель начальных классов 1 квалификационная категория Реж — 2023 I Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Познаем мир вместе» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» Цель обучения: формирование представлений об окружающем природном мире, а именно об отдельных видах животных, растений и временах года. Задачи обучения: расширять представления о временах года, животном и растительном мире (деревья и цветы; животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние», птицы); воспитывать бережное отношение к природе; приобретать социальный опыт в обращении с животными и растениями. На изучение внеурочной деятельности «Познаем мир вместе» по учебному плану в 1 классе отводится 1 час в неделю, 33 учебных недели, 33 часа в год. Планируемые результаты освоения программы обучающимися Предметные планируемые результаты Достаточный уровень Умение называть и различать представителей животного мира и разделять их по видам: «дикие» - «домашние», птицы, а также знать названия деревьев и цветов, их характерные признаки; Умение соблюдать правила поведения в природе; Владение навыками правильного ухода за растениями и домашними животными, бережного отношения к ним. Минимальный уровень С помощью учителя: Умение называть и различать представителей животного мира и разделять их по видам: «дикие» - «домашние», птицы, а также знать названия деревьев и цветов, их характерные признаки; Умение соблюдать правила поведения в природе. Личностные результаты Достаточный уровень осознании себя, своих возможностей; развитие интереса к человеку, к общению, к миру; развитие познавательных интересов, творческих способностей; позитивных черт личности, соответствующих требованиям современной жизни. Минимальный уровень осознании себя, своих возможностей; развитие интереса к человеку, к общению, к миру. Содержание Раздел Музей. Дидактические единицы Занятие №1. Вводная беседа «Что такое музей» Занятие №2. ТБ, ПДД, дорога. Занятие №3. Экскурсия в музей в здании на ул. Черняховского, 15. Занятие №4, 5. Закрепление полученных знаний. Рисование, лепка увиденных экспонатов. Времена года «Золотая осень» Занятие №1. Приметы и признаки осени. Осенние изменения в неживой и живой природе. Работа с дидактическим материалом, видеоматериалы, презентации. Занятие №2, 3. Листопад в жизни растений, сравнение и сбор осенних листьев. Сезонные изменения деревьев в природе. Просмотр видеоматериалов, экскурсия в парк. Занятие №4.Закрепление темы; аппликация. Времена года. «Белоснежная зима» Занятие №1. «Признаки и приметы зимы». Занятие №2. Какое явление природы бывает только зимой? Музыка природы в зимнее время года. Видеоматериалы, интерактивные игры. Занятие №3. Снег. Роль снега в природе. Из чего состоит снег? Рассказы, презентации, практические задания, прогулка. Занятие №4. Опасные явления природы. Гололёд, снегопад. Презентации, практические задания, прогулка. Животный мир. Занятие №1. «Мои питомцы». Вводное занятие, рассказы детей, просмотры видеофильмов. Занятие №2. «Кошки, которые не гуляют сами по себе». Внешние признаки. Особенности поведения кошек. Как «Животные моего дома» ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Занятие №3. «Собака - верный друг». Поведение собак, правильный уход за собакой. Видеоматериалы, работа с дидактическим материалом, рисование. Занятие №4. «Хомяк и попугай». Особенности жизни, отличительные признаки, уход. Видеоматериалы, работа с дидактическим материалом, рисование. Занятие №5,6. Домашние животные (корова, коза, свинья, лошадь и их детеныши). Жизнь животных, особенности их внешнего вида, значение животных в жизни человека. Видеоматериалы, работа с дидактическим материалом, лепка, рисование. Времена года. «Весна пришла» Занятие №1. Приметы и признаки весны. Работа с дидактическим материалом, презентации, прогулка. Занятие №2. Первоцветы. Игры и практические задания: опыты «Почему тает снег», «Где тает снег, а где нет», рисование. Занятие №3. Беседа «Путешествие в весенний лес» (весенние изменения в дикой природе, связь изменений в жизни растений и животных, человека с изменениями в неживой природе). Презентации, работа с дидактическим материалом. Занятие №4. Игры и практические задания. Наблюдение за набуханием почек и распусканием листьев на срезанных веточках. Дикие животные. Птицы. Занятие №1. «Хозяин леса - медведь», «Лесной красавец лось» Жизнь животных зимой и летом. Лепка. Занятие №2. «Волк и лиса». Особенности жизни животных в лесу. Занятие №3. «Непоседливый зверёк» Белка и заяц в природе. Особенности зимовки. Игра «Белочка-прыгунья», «Зайка». Занятие №4. «Красногрудые красавцы» Украшение зимней природы – снегирь. Как снегирь сажает рябину? Презентации, рисование, наблюдение за жизнью птиц. Занятие №5. «Дворовый забияка и желтогрудая красавица». Птицы их красота и разнообразие. Презентации, рисование, наблюдение за жизнью птиц. Занятие №6. «Городские птицы». Ворона и голубь. Презентации, рисование, наблюдение за жизнью птиц. Календарно-тематическое планирование № п/п Тема занятия Дата План Факт 1 «Приметы и признаки осени» 2 Экскурсия «Сезонные изменения деревьев в природе» 3 «Листопад в жизни растений» 4 Игры и практические занятия «Поиграем в осень» 5 «Растения в нашем парке» 6 «Что мы знаем о березе и тополе?» 7 «Что мы знаем о рябине и ели?» 8 Игры и практические задания «С какого дерева листок» и др. 9 Игры и практические задания «Собери мозаику»и др. 10 «Признаки и приметы зимы» 11 «Музыка природы в зимнее время года» Примечания 12 «Снег. Роль снега в природе» 13 «Опасные явления природы» 14 «Мои питомцы» 15 «Кошки, которые не гуляют сами по себе» 16 «Собака - верный друг» 17 «Хомяк и попугай» 18 «Домашние животные: корова, коза» 19 «Домашние животные: свинья, лошадь» 20 «Приметы и признаки весны» Игры и практические задания, опыты: «Почему тает снег», «Где тает снег, а где нет 21 «Первоцветы» 22 Беседа «Путешествие в весенний лес» 23 Игры и практические задания «Ручьи бегут» 24 «Хозяин леса-медведь» 25 «Волк и лиса» 26 «Непоседливый зверёк» 27 «Красногрудые красавцы» 28 «Дворовый забияка и желтогрудая красавица» 29 «Городские птицы» 30 Вводная беседа «Что такое музей» 31 ТБ, ПДД, дорога. 32 Экскурсия в музей в здании на ул. Черняховского, 15. 33 Закрепление полученных знаний. Рисование увиденных экспонатов. 34 Закрепление полученных знаний. Лепка увиденных экспонатов.