Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Утверждено приказом директора ГБОУ «Центр «Дар» № ___ от «___»___20_ г. Рабочая программа внеурочной деятельности: проектная деятельность по курсу «Наш край» для обучающихся 8а и 8б класса (АООП вариант 1) Составитель: Яковлева Г.А. Должность: учитель, 1к.к. Реж – 2023год Пояснительная записка Программа составлена на основе: - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом министерства просвещения №1026 от 24.11.22г. Актуальность: Краеведение – одно из важных направлений при воспитании личности ученика. Необходимость развития знаний, умений, интересов учеников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания ребят о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины. Школьное краеведение основано на ситуации поиска, на активном действии учащегося. Именно в формах, методах и приёмах организации краеведческой работы заложены большие возможности развития у школьников познавательных способностей. Содержание краеведческого материала способствует пониманию причинно-следственных связей в природных явлениях и экономических процессах. Изучение общих географических вопросов должно опираться на местный краеведческий материал, тогда и изучение географии как предмета будет более понятным, интересным и привлекательным для учащихся. Краеведческая работа активизирует мыслительные процессы детей, помогает выработке умений общаться, самостоятельно приобретать, практически применять научные знания, способствует овладению навыками исследовательской работы. Цель: расширение знаний обучающихся об истории родного края, формирование умения работать с разными источниками информации; развитие познавательной активности и интереса к истории, культуре родного края; воспитание чувства патриотизма, любви к "малой Родине". Задачи: сформировать знания о природных особенностях своей местности; научить школьников устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы; вовлечь детей в активную исследовательскую и практическую деятельность по изучению природы, истории и культуры своего края, её преобразованию и охране; развивать творческие способности и коммуникативные умения обучающихся, в процессе освоения местного краеведческого материала; способствовать воспитанию природно - и культурноохранного, экологического сознания. развивать познавательную активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру; развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами. Содержание внеурочных занятий предполагает разнообразные виды деятельности школьников: рассказ, беседа, игра, доклады, обобщающие занятия (в форме различных викторин и конкурсов), занятия-путешествия. А так же использование различных источников информации, знакомство со способом составления картосхем, исследование территории, географическое описание, наблюдение, проектирование, составление компьютерных презентаций, практические работы на местности, игры и видеофильмы по географии, экологии, краеведению. Содержание и структура программы: Программа рассчитана на 1 год обучения: 8 класс Количество часов в неделю - 1 раз в неделю Всего - 34 часа. Личностные и метапредметные результаты: Личностными результатами освоения программы являются: формировать гражданскую позицию, чувства патриотизма, любви к родине; воспитывать чувства товарищества и личной ответственности; воспитывать личность гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее природу, историю, культуру, национальные традиции; сформировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего населенного пункта. Метапредметными результатами являются: овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей данного школьного возраста: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, графиков, рисунков и т. д.; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. Предметными результатами являются: в ценностно-ориентационной сфере: сформированность представлений взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; в познавательной сфере: система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; в эстетической сфере: умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства; Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням. 1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни): приобретение знаний о правилах ведения здорового образа жизни, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, российских традициях, о правилах конструктивной групповой деятельности на туристской прогулке и экскурсии, об основах организации коллективной деятельности на экскурсии, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации. 2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям российского общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений обучающихся к природе, к малой родине и родному Отечеству, его истории и народу, к другим людям. 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение обучающимся опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других. При достижении трёх уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления социокультурной идентичности, духовно-нравственной воспитанности социально-коммуникативных компетенций. Ожидаемый результат: 1. Формирование личности, знающей природу и историю родного края. 2. Создание альбома «Мой край родной», в которых будет собран и систематизирован весь материал и творческие работы учеников Календарно тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Тема Вводное занятие: Ознакомление с содержанием программы обучения. Знакомство с обучающимися. Планирование курса на учебный год Заповеди краеведа. Что такое свой край? Местность, границы края. Моя родина. Мой город. Герб Режа. История его создания. Инструктаж. Подготовка к экскурсии к монументу «Боевой и трудовой славы режевлян» Экскурсия: автобусные маршруты города Реж. Экскурсия: Режевской монумент «Боевой и трудовой славы режевлян» Экскурсия: Путешествие по улицам города (Советская, Ленина) Подведение итогов экскурсии. Инструктаж. Подготовка к экскурсии: церкви города Реж Экскурсия: маршрут от школы до храма Иоанна Кронштадского. Экскурсия: храм Иоанна Кронштадского. Экскурсия: храм Иоанна Предтечи Экскурсия: храм Иоанна Предтечи Экскурсия: храм Св. Блаженной Ксении Петербургской Подведение итогов экскурсии Инструктаж. Подготовка к экскурсии в Режевской исторический и минералогический музей. Экскурсия: маршрут от школы до Режевского исторического музея. Экскурсия в режевской исторический музей. Экскурсия в режевской исторический музей. Экскурсия в минералогический музей. Экскурсия в минералогический музей. Подведение итогов экскурсии. Дата 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Инструктаж. Подготовка к экскурсии. Экскурсия: автобусные маршруты от школы до библиотеки Центральная Экскурсия: Изображение природы родного края в творчестве поэтов и писателей. Экскурсия: Изображение природы родного края в творчестве поэтов и писателей. Подведение итогов экскурсии. Подготовка к проведению мероприятия для 7 классов: Как я знаю родной город. Подготовка к проведению мероприятия для 7 классов: Как я знаю родной город. Проведение мероприятия для 7 классов: «Как я знаю родной город» Подведение итогов работы за год.