Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И.Шляпникова Приказ №___от «__» ______20__г Рабочая программа по внеурочной деятельности «В гостях у сказки» для обучающихся 4 класса (АООП 1 вариант) Составитель Карфидова Н.В. Учитель начальных классов 1 квалификационная категория Реж 2023 І. Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «В гостях у сказки»» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) -Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрено Министерством Просвещения РФ 17 сентября 2020. - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» Цель: – развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы обучающихся с умственной отсталостью, коррекция нарушений развития системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций, формирование навыков позитивного межличностного общения; - создание условий для развития у обучающихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности. Задачи: 1. Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; 2. Формирование умений, навыков социального общения людей; 3. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им. 4. Обучение элементам техники выразительных движений, развитие мимических движений. 5. Формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека. 6. Развитие навыков совместной деятельности. 7. Открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни; 8. Способствовать воспитанию у ученика бережного отношения к книгам. Место курса в учебном плане - программа рассчитана на 1 год обучения - 2 часа в неделю, 68 часов в год. II. Планируемые результаты. Возможные результаты: • ценностное отношение и любовь к близким; • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны; • готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни; • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической деятельности; • развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях; 2 принятие и освоение различных социальных ролей, умение работать в коллективе. III. Содержание программы. Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), - это сложный своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально – волевой сферы. Эмоции умственно отсталых детей поверхностны, неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Известно, что сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей. Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости. Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что ребенок сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное. Эмоциональный фон, который создает учитель при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице учителя эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке ребенка с умственной отсталостью к жизни и труду. Обыгрывая любимые сказки, школьник научится не только их пересказывать, но и получит ряд новых для него навыков, необходимых в дальнейшем для успешного обучения в школе. Завершающим этапом программы является умение рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизированной сцене. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, ребенок вживается в образы героев, старается передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленького артиста. Кроме того, показывая сказку, ребёнок учится регулировать силу и высоту своего голоса, развивает речевое дыхание, интонационную выразительность речи. Таким образом, знакомство ребенка с народной сказкой, разнообразные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию всех высших психических функций и творческих способностей ребенка с умственной отсталостью. Для достижения поставленной цели и задач необходимо специальное оборудование: просторное помещение, фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра; цветные изображения героев сказки; ширма; экран; шапочки или рукавички героев сказки и т.д. В программу включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей, обучающегося с умственной отсталостью. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: творческой самореализации обучающегося с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам • • 3 жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами. № 1. Название темы Введение Количество часов 2 2. Русская народная сказка «Курочка ряба» 7 3. Русская народная сказка «Волк и лиса» 7 4. Русская народная сказка «Лиса и журавль». 7 5. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» 9 6. Русская народная сказка «Репка». 9 7. Русская народная сказка «Теремок» 6 8. Русская народная сказка «Маша и медведь». 9 9. Русская народная сказка «Три медведя». 9 10. Итоги года 3 Итого 68 Материально- техническое оснащение образовательного процесса: 1. Интерактивная доска, проектор. 2. Маски зверей и людей, книги, ширма, игрушки, краски, кисти. 3. Интернет ресурсы: You tobу мультфильмы, сценки детей, песни и мелодии. 4. http://www.kidkid.ru/mult1.html Советские мультфильмы, пазлы. 5. http://littlehuman.ru/393/ Сборник детских скороговорок. 4 5