Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Утверждаю: Директор ________ /Н.И.Шляпникова / Приказ № от « » ________ 2016 «Утверждено» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И.Шляпникова Приказ № ___от «___» ______20___г Рабочая программа по ручному труду для обучающихся 3 класса с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2023-2024 уч. год Составитель: Кочеткова О.С., учитель первой квалификационной категории Г.Реж, 2023 год Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) -Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар» Цель: создание условий для всестороннего развития личности в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Задачи: ― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей; ― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; ― формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности; ― формирование интереса к разнообразным видам труда; ― развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); ― развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); ― развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений; ― формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; развитие социально ценных качеств личности; Краткая характеристика контингента обучающихся 3 класса. По результатам консилиума № 217 от 8 августа 2023 года класс разделен на два уровня: минимальный и достаточный. У обучающихся снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. псих функций. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. Обучающиеся знают правила поведения и работы на уроке, но необходимо повторять. У большинства нет порядка на рабочем месте. Обучающиеся выполняют задания под контролем и помощью учителя. Помощь просят, принимают, но не переносят при выполнении подобных заданий. По результатам обучения во 2 классе, все обучающиеся (кроме одного ребенка) усвоили некоторые приёмы работы с пластилином, природным материалом, бумагой и их свойствами. Трудности вызывает работа с нитками и тканью. Есть умения вырезать по прямой линии. При вырезании по кругу торопятся, не соблюдают границы. Неаккуратно работают клеем. Сергей самостоятельно на уроках не работает, требуется индивидуальная работа. 2 Планируемые результаты освоения учебного курса Предметные результаты. Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный уровень Достаточный уровень Будет возможность закрепить правила организации рабочего -будут знать правила рациональной организации труда, включающих места и уметь самостоятельно его организовать в зависимости упорядоченность действий и самодисциплину; от характера выполняемой работы, (рационально располагать -будут знать об исторической, культурной и эстетической ценности инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, вещей; виды художественных ремесел; сохранять порядок на рабочем месте); -научатся находить необходимую информацию в материалах учебника, -будет возможность вспомнить названия и некоторые свойства рабочей тетради; поделочных материалов, используемых на уроках ручного -будут знать и использовать правила безопасной работы с режущими и труда; соблюдать правила их хранения, санитарноколющими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические гигиенических требований при работе с ними; требований при выполнении трудовых работ; -будет возможность повторить названия инструментов, -научатся использованию в работе разнообразной наглядности: необходимых на уроках ручного труда, их устройства, составление плана работы над изделием с опорой на предметноправилами техники безопасной работы с колющими и операционные и графические планы, распознавание простейших режущими инструментами; технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий Будет возможность использовать выученные приемы работы в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; (разметки деталей, выделения детали из заготовки, -научатся осуществлению текущего самоконтроля выполняемых формообразования, соединения деталей, отделки изделия), практических действий и корректировка хода практической работы; используемые на уроках ручного труда; -научатся оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже -будут учится проводить анализ объекта, подлежащего на образец); изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; -научатся установлению причинно-следственных связей между определение способов соединения деталей; выполняемыми действиями и их результатами; -будет возможность использовать в работе знакомый материал -будут выполнять общественные поручения по уборке класса после (глину и пластилин; природный материал; бумагу и картон; уроков трудового обучения нитки и ткань) -будет возможность научиться проводить мелкий ремонт одежды 3 Личностные: Научаться умению преодолевать собственные трудности и помогать другому; -научаться работать в коллективе -понимание того, что труд необходим всюду (дома, в школе, на улице). - будет возможность научиться оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -научаться корректно строить речь при решении коммуникативных задач. Содержание учебного курса Раздел Дидактические единицы Коррекционная работа Работа с природными материалами. Свойства природных материалов, используемые в работе: твёрдость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно – гигиенических требований. Правила безопасной работы. Заготовка «Волшебный мешочек» Упражнение «Исключи лишнее» Проблемные ситуации Работа в парах Коррекция зрительного и слухового восприятия через узнавание, запоминание; Формирование навыков выполнения действий по инструкции Коррекция недоразвития моторных функций. Развитие координации движений рук, зрительно-двигательной координации; Совершенствование навыков текущего контроля при выполнении действий по инструкции Игра «Помоги Буратино попасть к папе Карло» природных материалов Работа с бумагой и картоном Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочкового картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы. Работа с текстильными материалами Назначение косого обмёточного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые в работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно – гигиенических требований. Правила безопасной работы. Развитие зрительного, слухового восприятия Коррекция координации движений рук при работе с текстильными материалами. Упражнение «Исключи лишнее» Проблемные ситуации Формирование навыков выполнения действий по инструкции Работа с металлоконструктором и Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки Коррекция зрительного и слухового восприятия через узнавание, запоминание; 4 проволокой Работа с древесиной (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жёсткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно – гигиенических требований при работе с проволокой. Детали металлоконструктора Элементарные понятия о видах материалов из древесины: доске, бруске, фанере. Технологические особенности изделий из древесины – детали соединяют гвоздями и шурупами. Инструменты для работы с деревом: пила нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвёртка, их назначение и применение. Понятие длины, ширины и толщины бруска. Организация рабочего места, санитарно – гигиенические требования. Правила безопасной работы. Формирование навыков выполнения действий по инструкции Описание предметов по плану Конструирование на ощупь Работа с шаблоном Пальчиковая гимнастика Развитие координации движений рук, зрительно-двигательной координации; Календарно-тематическое планирование - 34 часа Тема Количество часов 1.Материалы Инструменты. 1 2.Сбор природного материала. Экскурсия 1 3.Изготовление аппликации из засушенных листьев «Птица» 1 4. Изготовление аппликации из скорлупы грецких орехов «Рыбки в аквариуме 1 5. Изготовление птицы из пластилина и сухой тростниковой травы. 1 6.Сорта бумаги, виды и приёмы работы с бумагой и картоном. Изготовление аппликации из обрывной 1 бумаги «Медвежонок и ёлочка» 7.Окантовка картона полосками бумаги. Изготовление картины на окантованном картоне. 8.Применение проволоки в изделиях. Свойства, инструменты. Приёмы работы с проволокой. Правила обращения с проволокой 9. Приёмы работы с проволокой: сгибание руками волной, в кольцо, в спираль, на карандаш. 10. Изготовление из проволоки букв л,с,о,в. 11.Изделия из древесины. Способы обработки ручными инструментами. Экскурсия. Дата 1 1 1 1 1 5 12.Первоначальные познавательные сведения о сборочных работах 13.Изготовление складной гирлянды из цветной бумаги. 14.Изготовление элементов цепочки из бумажных колец 15.Сборка цепочки 16.Изготовление аппликации из обрывной бумаги «Ёлочка» 17.Изготовление плоской карнавальной полумаски. 18.Карнавальный головной убор. Работа в группах. 19.Применение ниток. Правила обращения с иглой. 20. Виды ручных стежков и строчек. Выполнение строчки ручными стежками на бумаге в клетку по проколам. 21. Сшивание двух квадратов, выкроенных из ткани, прямыми стежками. 22. Выполнение строчки косыми стежками на закладке. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23.Экскурсия в столярную мастерскую. 24.Изготовление аппликации из древесных опилок. Цыпленок. 25. Изготовление аппликации из древесных опилок. Собака. 26.Экскурсия в магазин «Ткани» 27.Ткань. Виды работы с тканью. 28. Сшивание деталей изделия строчкой косого стежка. Изготовление прихватки. 29.Объёмные изделия из картона. Коробка. Назначение и форма коробок. 30. Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Изготовление коробки с помощью клапанов. 31. Виды ручных стежков и строчек. Выполнение строчки прямого стежка в два приёма на бумаге в 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 клеточку. 32. Выполнение косого стежка в два приёма "крестик" по поверхности. 33. Конструирование объёмных игрушек из бумаги на основе геометрических тел. 34. Изготовление из бумаги матрёшки. 1 1 1 Дата Раздел Повторени е (1 ч) Тема 1.Материалы Инструменты. Содержание Достаточный уровень Правила поведения и Рассматривает картинки. Называет материалы, работы на уроках ручного инструменты, которые используются на уроках труда. Общие правила ручного труда организации рабочего Рассказывают о правилах обращения с места на уроках труда. колющими и режущими инструментами Минимальный уровень Повторяет названия инструментов за одноклассниками Рассказывают о правилах обращения с 6 Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда. Работа с природным и материала ми (4 ч) 2.Сбор природного материала. Экскурсия 3.Изготовлени е аппликации из засушенных листьев «Птица» 4. Изготовление аппликации из скорлупы грецких орехов «Рыбки в аквариуме» 5. Изготовление птицы из пластилина и сухой тростниковой травы. Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историкокультурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с тростниковой колющими и режущими инструментами Самостоятельно готовят рабочее место Выполняют практическую работу, соблюдая технологию изготовления аппликации Участвуют в анализе педобразца Оценивают выполненную работу Рабочее место готовят под контролем учителя Работу выполняют с помощью учителя 7 Работа с бумагой и картоном (2 ч) 6.Сорта бумаги, виды и приёмы работы с бумагой и картоном. Изготовление аппликации из обрывной бумаги «Медвежонок и ёлочка» 7.Окантовка картона полосками бумаги. Изготовление картины на окантованном картоне. Работа с проволоко й (3 ч) 8.Применение проволоки в изделиях. Свойства, травой. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия). Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеничес кая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном. Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация). Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в Самостоятельно готовят рабочее место Выполняют практическую работу, соблюдая технологию изготовления аппликации Участвуют в анализе педобразца Оценивают выполненную работу Работают с линейкой, ножницами, клеем с соблюдением правил обращения Рабочее место готовят под контролем учителя Работу выполняют с помощью учителя Участвуют в беседе Активны в игровых моментах «Убери лишнее» Выполняют практические работы по инструкции учителя Участвуют в беседе Активны в игровых моментах «Убери лишнее» 8 инструменты. Приёмы работы с проволокой. Правила обращения с проволокой 9. Приёмы работы с проволокой: сгибание руками волной, в кольцо, в спираль, на карандаш. 10. Изготовление из проволоки букв л,с,о,в. Работа с 11.Изделия из древесиной древесины. . (1 ч) Способы обработки ручными инструментам и. Экскурсия. изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой. Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом». Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков. Изделие изготавливают по составленному плану Выполняют практические работы по инструкции учителя Изделие изготавливают с помощью учителя Называние частей из которых состоит дерево (крона, ствол, ветви, листья, корни), различение понятия «дерево» и «древесина», узнавание предметов, сделанных из древесины, инструментов для работы с древесиной. Соблюдение техники безопасной работы с древесиной, санитарногигиенические требования Участвуют в беседе Выполняют практические работы с соблюдением правил обращения с инструментами Работу выполняют с помощью учителя 9 при работе с древесиной. Работа с металлоко нструкторо м (1 ч) 12. Первоначальн ые познавательн ые сведения о сборочных работах Работа с бумагой и картоном (6 ч) 13.Изготовлен ие складной гирлянды из цветной бумаги. 14.Изготовлен ие элементов цепочки из бумажных колец 15.Сборка цепочки 16.Изготовлен ие аппликации из обрывной бумаги «Ёлочка» Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка). Соединение планок винтом и гайкой. Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу». Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Называют детали, инструменты для работы Называют детали, Соблюдают технику безопасности при работе инструменты для Практическую работу выполняют самостоятельно работы Соблюдают технику безопасности при работе Практическую работу выполняют с помощью учителя и одноклассников Называют приёмы работы с бумагой, используя информацию из учебника Проводят разметку по линейке Вырезают ножницами Выполняют самостоятельно разметку по шаблону Изготавливают изделия по намеченному плану Работают в группах Выполняют разметку по шаблону с помощью Изготавливают изделия по намеченному плану под контролем учителя 10 17.Изготовлен ие плоской карнавальной полумаски. 18.карнавальн ый головной убор. Работа в группах. Работа с 19.Применени текстильны е ниток. ми Правила материала обращения с ми (4ч) иглой. 20. Виды Инструменты и приспособления. Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом бумаги». Работа с Выполнение инструктажа. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверхвниз», Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, ручных вышивание, аппликация стежков и на ткани, вязание, строчек. плетение, окрашивание, Выполнение набивка рисунка). строчки Раскрой деталей из ручными ткани. Понятие стежками на бумаге в клетку «лекало». Последовательность по проколам. раскроя деталей из ткани. 21. Сшивание двух квадратов, Шитье. Завязывание выкроенных из узелка на нитке. Соединение деталей, ткани, прямыми выкроенных из ткани, стежками. прямой строчкой, 22. строчкой «косыми Выполнение стежками и строчкой строчки петлеобразного стежка косыми (закладки, кухонные стежками на предметы, игрушки). закладке. Участвуют в беседе Используют информацию из учебника Вдевают нитку в иголку с минимальной помощью Изделия выполняют под контролем учителя по плану Участвуют в беседе Используют информацию из учебника Вдевают нитку в иголку с помощью Изделия выполняют с учителем по плану 23.Экскурсия Вырезают шаблон из тонкого картона Работают с готовыми 11 древесиной в столярную (3ч) мастерскую. 24.Изготовлен ие аппликации из древесных опилок. Цыпленок. 25. Изготовление аппликации из древесных опилок. Собака. Работа с 26.Экскурсия текстильны в магазин ми «Ткани» материала 27.Ткань. ми (3 ч) Виды работы с тканью. 28. Сшивание деталей изделия строчкой косого стежка. Изготовление прихватки. Знакомство с условиями труда в школьной мастерской. Изделие выполняют по плану самостоятельно Элементарные Участвуют в беседе с использованием сведения о тканях. информации в учебнике Применение и Изделие изготавливают по намеченному плану назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. контурами Изделие выполняют самостоятельно под наблюдением Участвуют в беседе с использованием информации в учебнике Изделие изготавливают по намеченному плану из готовых деталей 12 Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Работа с 29.Объёмные Элементарные сведения о изделия из картоне (применение бумагой и картона. картоном картона). Сорта картона. Коробка. (2ч) Свойства картона. Назначение и Картонажные изделия. форма коробок. Инструменты и 30. приспособления. Изготовление Способы окантовки открытых картона: «окантовка коробок из картона полосками тонкого бумаги», «окантовка картона. картона листом бумаги». Изготовление Клеевое соединение. коробки с помощью Правила работы с клеем и клапанов. кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок). Работа с 31. Виды Что делают из ниток. текстильны ручных Приемы вышивания: стежков и ми вышивка «прямой строчек. материала строчкой», вышивка Выполнение ми (2 ч) прямой строчкой «в два строчки приема», «вышивка прямого стежка стежком «вперед иголку с в два приёма на перевивом», вышивка бумаге в строчкой косого стежка клеточку. «в два приема». 32. Проводят разметку по линейке Вырезают ножницами Изготавливают изделия по намеченному плану При выполнении работы закрепляют правила работы с клеем, ножницами Участвуют в игровых моментах Участвуют в беседе с использованием информации в учебнике Изделие изготавливают с помощью учителя Участвуют в беседе с использованием информации в учебнике Изделие изготавливают по намеченному плану Участвуют в беседе с использованием информации в учебнике Изделие изготавливают с помощью учителя Выполнение 13 косого стежка в два приёма "крестик" по поверхности. Работа с бумагой и картоном (2 ч) 33. Конструирован ие объёмных игрушек из бумаги на основе геометрических тел. 34. Изготовление из бумаги матрёшки. Участвуют в беседе с использованием информации в учебнике Изделие изготавливают по намеченному плану Самостоятельно конструируют по замыслу Изделие изготавливают по намеченному плану из готовых конусов и цилиндров 14