АООП по речевой практике для 3 класса на 2023-2024 уч год Кочеткова О. С.

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

Утверждаю:
Директор
________
/Н.И.Шляпникова /
Приказ №
от «
» ________ 2016

Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова
Приказ № ___от «___» _________20__г

Рабочая программа
по ревой практике для обучающихся 3 класса
с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
на 2023-2024 уч. год
Составитель: Кочеткова О.С.,
учитель первой квалификационной категории

Г.Реж, 2023 год

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
-Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар»
Краткая характеристика контингента обучающихся 3 класса.
По результатам консилиума № 217 от 8 августа 2023 года класс разделен на два уровня: минимальный и достаточный. У
обучающихся несовершенство речевой практики, затруднено включение детей в разнообразные нормы коммуникации, снижен уровень
внимания, памяти, мышления и др. психических функций. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере.
По результатам обучения во 2 классе 6 детей знают и применяют на практике слова приветствия, соблюдают дистанцию при
разговоре со взрослыми. Участвуют в инсценировании и проигрывании речевых ситуаций. С голоса учителя разучивают стихотворения,
скороговорки, загадки. Обучающиеся научились слушать чтение учителя, с помощью педагога составляют ответы на вопросы, 2
обучающимся не доступно заучивание наизусть, слова может только повторять за учителем.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Предметные результаты.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных
результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.
Минимальный уровень
Достаточный уровень
– научатся формулировке просьб и желаний с использованием
– будут понимать содержания небольших по объёму сказок,
этикетных слов и выражений;
рассказов и стихотворений; отвечать на вопросы;
–будет возможность участвовать в ролевых играх в соответствии с
– будут понимать содержания детских радио- и телепередач, ответы
речевыми возможностями;
на вопросы учителя;
–научатся восприятию на слух сказок и рассказов; отвечать на
– научатся выбирать правильные средства интонации с опорой на
вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный
образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
материал;
– будут принимать участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
– научатся выразительно произносить чистоговороик, короткие
– научатся высказывать свои просьбы и желания; выполнять речевые
стихотворения с опорой на образец чтения учителя;
действия, используя соответствующие этикетные слова и выражения;
– будут участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту
– будут участвовать в коллективном составлении рассказа или сказки
ребёнка;
по темам речевых ситуаций;
2

– научатся отвечать на вопросы учителя по содержанию
прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач

– научатся составлению рассказов с опорой на картинный или
картинно-символический план

Личностные:
Будет возможность культурно общаться в различных ситуациях;
Научатся преодолевать собственные трудности
Будет возможность выстраивать свои отношения на основе уважения в процессе совместной работы
Научатся использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
Будет возможность обращаться за помощью и принимать помощь;
Содержание учебного курса
Раздел
Снова в школу!

Дидактические единицы

Коррекционная работа

Выполнение простых и составных устных инструкций учителя,
словесный отчёт о выполненных действиях. Соотнесение речи и
изображения .Повторение и воспроизведение по подобию, по
памяти отдельных слогов, слов, предложений.

Игра «Приветствие»
Работа с картинками

Мы собрались поиграть

Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в
речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Упражнения на дополнение предложений
с опорой на картинки и личный опыт
обучающихся
Беседы
Игра «Копилка вопросов»

В библиотеке

Правила речевого общения. «Ты» и «Вы», обращение по имени и
отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и
ровесникам. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или
остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Сказки про Машу

Слушание небольших литературных произведений в изложении
педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по
прослушанному тексту, пересказ.
Формулы «здравствуйте», «до свидания». Жесты приветствия и
прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или
остановиться, посмотреть в глаза человеку.

выбор картинки по её описанию; выполнение
практических заданий по словесной
инструкции, слушание и понимание текста,
читаемого учителем, рассказов
одноклассников

Разучивание считалки

Работа с иллюстративным материалом для
увеличения объема внимания
Формирование навыков выполнения
действий по инструкции
Игра «Угадай, где я был»

Отправляюсь в магазин

«Звуковые загадки»
Подбор картинок
Игра «Живые загадки»

Упражнения на дополнение предложений
с опорой на картинки и личный опыт
обучающихся
3

Беседы
Ролевые игры
Телефонный разговор

Я – зритель

Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения
автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к
телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…»,
«Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с
помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да»,
«Я слушаю».
Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы
«Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….»,
«Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.).

Развитие навыка связного высказывания
Использование картинного материала для
развития внимания, зрительного восприятия

Упражнения на дополнение предложений
с опорой на картинки и личный опыт
обучающихся
Беседы
Ролевые игры

Какая сегодня погода?

Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в
речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Снегурочка

Прослушивание аудиозаписи
Совершенствование интонационных и жестово-мимических умений

Рассказывание с опорой на картинки
Подбор картинок
Инсценирование

Весёлый праздник

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и
старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками.
Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать
…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.

Заучивание скороговорки «Принимаю
поздравленья и подарки в день рожденья»
Игра «Не пропусти свой день рожденья»
Ролевая игра «День рожденья»

Учимся понимать животных

Обсуждение замыслов рисунков. Понимание без слов «Я проголодался»,
«Пойдем гулять1»

Упражнения на дополнение предложений
с опорой на картинки и личный опыт
обучающихся
Беседы

Узнай меня!

Актуализация знаний о себе
Отношение к окружающим людям
Описание внешности.

Работа с иллюстративным материалом для
увеличения объема внимания
Формирование навыков выполнения
действий по инструкции

Составление рассказов

Игра «Узнай себя»

4

Календарно-тематическое планирование – 68 часов
Тема
1.Школьные правила
2.Знакомство со стихотворением А.Шибаева «Винегрет»
3.Составляем рассказ о летних каникулах.
4.Составление памятки «Секреты вежливого общения»
5.Игра «Конкурс вопросов рассказчику» . Экскурсия.
6.Составление предложений по сюжетным картинкам
7.Разучивание считалки к игре
8.Правила игры «Рыбалка»
9.Организация обмена мнениями по проблеме «Какая игра самая интересная?»
10. «Копилка игр». Экскурсия в парк.
11.Правила в библиотеке
12.Разыгрывание возможных диалогов с библиотекарем.
13.Посещение библиотеки. Экскурсия.
14.Игра «Прятки со сказкой»
15.Ролевая игра «В библиотеке»
16.Маша в сказках.
17. Прослушивание аудиозаписи сказки «Маша и медведь»
18. Игра «Рассказ по кругу»
19. Инсценирование отрывка из сказки «Три медведя»
20. Коллективное составление новой сказки о Маше.
21. Составление иллюстраций по сюжетам сказок.
22. Вывески – слова.
23. Рисование вывесок-картинок для различных отделов в магазинах.
24. Моделирование диалога между продавцом и покупателем
25. Ролевая игра «В магазине»
26. Экскурсия в магазин для осуществления покупки.
27.Алло, алло!
28.Моделирование телефонных разговоров
29.Правила ведения телефонного разговора

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

5

30.Составление предложений по иллюстрациям
31.Ролевые игры
32.Чтение по ролям диалогов сказки К.Чуковского «Телефон»
33.Я в кино
34.Моделирование диалогов между зрителем и кассиром.
35.Игра «Я дарю тебе билет»
36.Правила вежливого зрителя
37.Ролевая игра «Кинотеатр»
38.Я иду в театр.
39.Знакомство с стихотворением «Утром я поспать хотел…»
40.Составление предложений с опорой на схемы.
41.Работа с информацией из газет на тему «Прогноз погоды»
42. Игра «Когда это бывает?». Экскурсия в природу.
43.Заметка о погоде в газету.
44.Кто такой рассказчик?
45.Прослушивание сказки «Снегурочка»
46.Составление предложений к эпизодам сказки
47.Коллективное рассказывание сказки «Рассказ по кругу»
48.Конкурс «Мастер сказки сказывать»
49.Театрализованное представление сказки с использованием элементов костюмов.
50.Приглашаем в дом гостей.
51.Проигрывание конкурсов для гостей.
52.Правила поведения в гостях.
53. Проигрывание возможных диалогов за столом.
54. Ролевая игра «Приём гостей»
55.Коллективное составление рассказов по картинкам
56.Беседа о домашних животных
57.Общение животных с человеком.
58.Мой питомец.
59.Правила ухода за домашним животным.
60.Игра «Расскажи мою историю» (по прочитанным произведениям о животных)
61.Моделирование поведения животных в различных ситуациях.
62.Чтение стихотворения «Поглядите-ка, друзья…»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6

63.Игра «Наш портрет»
64.Самостоятельное составление описаний внешности: игра «Узнай себя»
65.Работа с иллюстрациями по теме
66.Интерпретация игры «Светофор». Экскурсия.
67-68. Составление коллажа «Знакомьтесь: наш класс!»
Дата

Раздел
Снова в школу
(5 ч)!

Тема

1.Школьные
правила
2.Знакомство со
стихотворением
А.Шибаева
«Винегрет»
3.Составляем
рассказ о летних
каникулах.
4.Составление
памятки «Секреты
вежливого
общения»
5.Игра «Конкурс
вопросов
рассказчику» .
Экскурсия.

1
1
1
1
2

Содержание
Достаточный
уровень
Применяют на
практике правила
поведения (на уроке,
на перемене)
Отвечают на
вопросы учителя в
процессе беседы.
Проигрывают
ситуаций,
изображённых на
картинке

1. Введение в ситуацию
(рассматривание картинок,
обсуждение проблемного
вопроса).
2. Знакомство с темой
(беседа с привлечением
личного опыта, ответы на
вопросы на основе
иллюстраций).
3. Актуализация правил
приветствия
(конструирование диалогов, Составляют
тренировочные упражнения предложения (рассказ)
в произнесении с заданной на заданную тему
интонацией, проигрывание
диалогов).
4. Составление рассказов на
тему летнего отдыха
(рассматривание
иллюстрации, анализ плана,
составление предложений и
др.).
5. Начало составления
памятки «Секреты
вежливого общения».

Минимальный
уровень
Применяют на
практике правила
поведения (на
уроке, на
перемене)
Участвуют в
составлении
памятки

7

6. Завершение темы (работа
над рубрикой «Это
важно!»)

Мы собрались
поиграть (5 ч)

1.Составление
предложений по
сюжетным
картинкам
2.Разучивание
считалки к игре
3.Правила игры
«Рыбалка»
4.Организация
обмена мнениями по
проблеме «Какая
игра самая
интересная?»
5. «Копилка игр».
Экскурсия в парк.

1. Введение в ситуацию
(рассматривание картинок,
обсуждение проблемного
вопроса).
2. Знакомство с темой
(беседа с привлечением
личного опыта, ответы на
вопросы на основе
иллюстраций).
3. Конструирование
диалога-конфликта (анализ
иллюстрации; составление
реплик; тренировочные
упражнения в
произнесении реплик с
адекватной интонацией, с
использованием мимики и
жестов; проигрывание
диалога; редактирование
диалога после обсуждения
способов избегания
конфликта).
4. Актуализация опыта
обучающихся в участии в
играх с правилами (беседа
на основе личного опыта,
повторение правил игр,

Под руководством
учителя
«проигрывают»
обозначенные
ситуации
Дополняют
предложения с
опорой на картинки
Распространяют
рассказ по плану

Принимают
посильное участие в
работе по теме урока

Составляют
вопросительные
предложения

8

знакомых школьникам,
игра с правилами по
выбору обучающихся).
5. Разучивание считалок.
6. Составление «Копилки
игр».
7. Подготовка и
составление рассказов по
теме ситуации
(коллективное составление
рассказа по иллюстрации,
игры «Рассказ по кругу»,
«Дополни предложение»,
«Копилка вопросов»,
индивидуальные рассказы с
опорой на план).
8. Продолжение
составления памятки
«Секреты вежливого
общения»
Применяют на практике
правила поведения в
библиотеке
Участвуют в ролевых
играх
Отвечают на вопросы
учителя
Взаимодействуют с
одноклассниками

В библиотеке
(5 ч)

1.Правила в
библиотеке
2.Разыгрывание
возможных диалогов
с библиотекарем.
3.Посещение
библиотеки.
Экскурсия.
4.Игра «Прятки со
сказкой»
5.Ролевая игра «В
библиотеке»

Сказки про
Машу (6 ч)

1.Маша в сказках.
Слушают чтение сказки
2.Прослушивание
«Три медведя».
аудиозаписи сказки Пересказывают и

Применяют на практике правила
поведения в библиотеке
Участвуют в ролевых играх
Отвечают на вопросы учителя
Взаимодействуют с одноклассниками

Слушают чтение
Участвуют в инсценировании
Составляют сказку

9

Отправляюсь в
магазин (5 ч)

«Маша и медведь»
3.Игра «Рассказ по
кругу»
4. Инсценирование
отрывка из сказки
«Три медведя»
5. Коллективное
составление новой
сказки о Маше.
6.Составление
иллюстраций по
сюжетам сказок.
1.Вывески – слова.
2.Рисование
вывесок-картинок
для различных
отделов в
магазинах.
3.Моделирование
диалога между
продавцом и
покупателем
4.Ролевая игра «В
магазине»
5.Экскурсия в
магазин для
осуществления
покупки.

инсценируют сказку.
Передают голосом
характер героев сказки
Составляют сказку

1. Введение в ситуацию
(рассматривание картинок,
обсуждение проблемного
вопроса).
2. Знакомство с темой
(беседа на основе личного
опыта).
3. Актуализация
имеющихся знаний о
покупках в супермаркете
(работа с предметными
картинками: отдел—товар).
4. Конструирование
возможных диалогов с
продавцом.
5. Проигрывание диалогов с
акцентированием внимания
на необходимости громкого
чёткого произнесения
реплик при общении с
продавцом.
6. Ролевая игра «В

Задают друг другу и
учителю
уточняющие
вопросы
Обмениваются друг
с другом
информацией по
теме

Проговаривают
правила культурного
поведения в
обществе.

Участвуют в
ролевых играх

10

Телефонный
разговор (6 ч)

1.Алло, алло!
2.Моделирование
телефонных
разговоров
3.Правила ведения
телефонного
разговора
4.Составление
предложений по
иллюстрациям
5.Ролевые игры
6.Чтение по ролям
диалогов сказки
К.Чуковского
«Телефон»

Я – зритель
(6 ч)

1.Я в кино
2.Моделирование

магазине».
7. Экскурсия в магазин.
8. Продолжение
составления памятки
«Секреты вежливого
общения».
9. Завершение темы (работа
над рубрикой «Это
важно!»)
1. Введение в ситуацию
(рассматривание картинок,
обсуждение проблемного
вопроса).
2. Актуализация
имеющихся знаний по теме.
3. Составление «Правил
общения по телефону».
4. Прослушивание
аудиозаписи фрагмента
сказки К. Чуковского
«Телефон».
5. Чтение фрагментов
сказки по ролям.
6. Проигрывание диалогов
из сказки с дополнением их
словами приветствия,
благодарности, прощания.
7. Ролевые игры
«Телефонный разговор».
8. Завершение темы (работа
над рубрикой «Это
важно!»)
1. Введение в ситуацию
(рассматривание картинок,

Называют слова –
приветствия.
Ориентируются в
разнообразии
телефонов.
Называют правила
общения.
Применяют
полученные знания
на практике.

Называют правила
общения.
Применяют
полученные
знания на
практике.
Участвуют в
ролевых играх
Составляют
предложения по
картинкам

Моделируют
диалоги

Участвуют в
ролевых играх
11

диалогов между
зрителем и
кассиром.
3.Игра «Я дарю
тебе билет»
4.Правила
вежливого зрителя
5.Ролевая игра
«Кинотеатр»
6.Я иду в театр.

Какая сегодня
погода? (5 ч)

1.Знакомство с
стихотворением
«Утром я поспать
хотел…»
2.Составление
предложений с
опорой на схемы.
3.Работа с
информацией из
газет на тему
«Прогноз погоды»

обсуждение проблемного
вопроса).
2. Актуализация
имеющегося опыта, знаний
по теме.
3. Обогащение словарного
запаса по теме (работа с
иллюстрациями, ответы на
вопросы).
4. Моделирование и
проигрывание возможных
диалогов в кинотеатре.
5. Составление «Правил
вежливого зрителя».
6. Ролевая игра
«Кинотеатр».
7. Продолжение
составления памятки
«Секреты вежливого
общения».
8. Завершение темы (работа
над рубрикой «Это
важно!»)
1. Введение в ситуацию
(рассматривание картинок,
обсуждение проблемного
вопроса).
2. Знакомство с темой
(беседа с привлечением
личного опыта, ответы на
вопросы на основе
иллюстраций).
3. Актуализация
имеющихся знаний о том,

Участвуют в
ролевых играх
Составляют
предложения по
картинкам

Составляют
предложения по
картинкам

Задают друг другу и
учителю
уточняющие
вопросы
Обмениваются друг
с другом
информацией по
теме

Обмениваются
друг с другом
информацией по
теме

12

4. Игра «Когда это
бывает?».
Экскурсия в
природу.
5.Заметка о погоде
в газету.

Снегурочка (6
ч)

1.Кто такой
рассказчик?
2.Прослушивание
сказки
«Снегурочка»
3.Составление
предложений к
эпизодам сказки
4.Коллективное
рассказывание
сказки «Рассказ по
кругу»
5.Конкурс «Мастер
сказки сказывать»
6.Театрализованное
представление
сказки с
использованием
элементов
костюмов.

какую информацию
содержит прогноз погоды,
как её нужно использовать
при планировании своего
времени.
4. Конструирование
предложений по теме с
опорой на условные
обозначения.
5. Ролевая игра «Прогноз
погоды».
6. Завершение темы (работа
над рубрикой «Это
важно!»)
1.Введение в тему ситуации
(работа с иллюстрацией,
обсуждение проблемного
вопроса).
2. Знакомство со сказкой
(прослушивание
аудиозаписи сказки с
опорой на иллюстрации).
3. Закрепление содержания
сказки (рассказ по кругу,
рассказ с эстафетой и др.).
5. Инсценирование сказки.
6. Конкурс «Мастер сказки
сказывать»

Слушают учителя
Составляют
предложения по
заданной теме
Участвуют в
коллективном
рассказывании
сказки

Слушают учителя
и одноклассников
Составляют
предложения по
заданной теме
Участвуют в
коллективном
рассказывании
сказки

13

Весёлый
праздник (6 ч)

1.Приглашаем в
дом гостей.
2.Проигрывание
конкурсов для
гостей.
3.Правила
поведения в гостях.
4. Проигрывание
возможных
диалогов за столом.
5. Ролевая игра
«Приём гостей»
6.Коллективное
составление
рассказов по
картинкам

Учимся
понимать
животных (6
ч)

1.Беседа о домашних
животных
2.Общение
животных с
человеком.
3.Мой питомец.
4.Правила ухода за
домашним
животным.
5.Игра «Расскажи
мою историю» (по
прочитанным

1.Введение в ситуацию
(рассматривание картинок,
обсуждение проблемного
вопроса).
2. Знакомство с темой
(беседа с привлечением
личного опыта, ответы на
вопросы на основе
иллюстраций).
3. Подготовка к ролевой
игре «Приём гостей», в том
числе обсуждение
конкурсов и развлечений
для детского праздника.
4. Ролевая игра «Приём
гостей».
5. Составление рассказа по
теме с опорой на сюжетные
картинки, план из
ключевых слов.
6. Завершение темы (работа
над рубрикой «Это
важно!»)
1. Введение в ситуацию
(рассматривание картинок,
обсуждение проблемного
вопроса).
2. Знакомство с темой
(беседа с привлечением
личного опыта, ответы на
вопросы на основе
иллюстраций).
3. Подготовка
обучающимися творческих

Участвуют в беседе,
составляют
предложения с
опорой на картинку
и графическую
схему, отвечают на
вопросы в беседе
Участвуют в
составлении
конкурсов, игр для
гостей

Участвуют в
проигрывании
конкурсов, в
коллективном
составлении
рассказов

Высказываются об
отношении к
животным, о
правилах ухода
Составляют рассказ
о своём питомце
Участвуют в
моделировании
поведения животных
в различных
ситуациях

Высказываются
об отношении к
животным, о
правилах ухода
Составляют
рассказ о своём
питомце

14

Узнай меня
(7 ч)

произведениям о
животных)
6.Моделирование
поведения животных
в различных
ситуациях.

работ по теме (обсуждение
замыслов, порядка
выполнения).
4. Выполнение и
представление творческих
работ классу.
5. Составление правил
ухода за домашними
животными.
6. Завершение темы (работа
над рубрикой «Это
важно!»)

1.Чтение
стихотворения
«Поглядите-ка,
друзья…»
2.Игра «Наш
портрет»
3.Самостоятельное
составление
описаний
внешности: игра
«Узнай себя»
4.Работа с
иллюстрациями по
теме
5.Интерпретация
игры «Светофор».
Экскурсия.
6-7. Составление
коллажа
«Знакомьтесь: наш
класс!»

1.Введение в ситуацию
(рассматривание картинок,
обсуждение проблемного
вопроса).
2. Подготовка к
составлению описания
внешности человека (игры
«Наш портрет», «Рассказ по
кругу» и др.).
3. Составление рассказовописаний о себе и
товарищах.
4. Подведение итогов
работы по составлению
памятки «Секреты
вежливого общения».
5. Завершение темы (работа
над рубрикой «Это важно!»

Составляют
описание внешности
Составляют
предложения к
картинкам
Участвуют в
обсуждении
выполненных
заданий

Составляют
описание
внешности
Составляют
предложения к
картинкам
Участвуют в
обсуждении
выполненных
заданий

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».