АООП по предмету мир природы и человека для 3 класса на 2023-2024 уч год Кочеткова О. С.

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
Утверждаю:
Директор
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
________
/Н.И.Шляпникова /
Шдяпникова Н.И.
Приказ №
от «
» ________ 2016 Приказ № ___от «___» ______

Рабочая программа
по миру природы и человека для обучающихся 3 класса
с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
на 2023-2024уч. год
Составитель: Кочеткова О.С.,
учитель первой квалификационной категории

Г.Реж, 2023 год

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
-Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар»

Основная цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших
взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи:
– формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности;
– обогащение, уточнение, активизация словаря;
– развитие грамматического строя речи;
– развитие связной устной речи (диалогической и монологической);
– развитие зрительного и слухового восприятия, мыслительных процессов;
– воспитание нравственных качеств личности на основе изучения предметов и явлений окружающего мира.
Краткая характеристика контингента обучающихся 3 класса.
По результатам консилиума № 217 от 8 августа 2023 года класс разделен на два уровня: минимальный и достаточный. У
обучающихся несовершенство речевой практики, затруднено включение детей в разнообразные нормы коммуникации, снижен уровень
внимания, памяти, мышления и др. психических функций. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. По результатам
обучения во 2 классе, обучающиеся с использованием картинок могут назвать времена года, некоторые признаки. Называют домашних и
диких животных (2-3). Знают (2-3) овоща, фрукта. Участвует в беседах по личной гигиене, но на практике забывают. С голоса учителя
разучивают стихотворения, скороговорки, загадки. Но нуждаются в контроле и многократном повторении задания. Обучающиеся
научились слушать учителя, смотреть презентации, с помощью педагога составляют ответы на вопросы.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Предметные результаты.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных
результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.
Минимальный уровень
Достаточный уровень
– будут узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях,
– будут узнавать и называть изученные объекты в натуральном
фотографиях;
виде в естественных условиях;
– научатся относить изученные объекты к определенным группам
– научатся отнесить изученные объекты к определённым группам с
(видо-родовые понятия);
учётом различных оснований для классификации;
2

– будут называть сходные объекты, отнесённые к одной и той же
– научатся давать развёрнутую характеристику своего отношения к
изучаемой группе;
изученным объектам;
– будет возможность ухаживать за комнатными растениями; кормить
– будут готовы к использованию полученных знаний при решении
зимующих птиц;
учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;
– научатся составлению повествовательного или описательного
– научатся отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию
рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по
изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения
предложенному плану;
или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
Личностные:
Будет сформировано положительное отношение и интерес к изучению природы, человека;
Познакомятся с основными правилами поведения в природе и ориентация на их выполнение;
Научатся понимать о необходимости здорового образа жизни и соблюдение правил ухода за собой в повседневной жизни;
Научатся чувствовать ответственность при работе в парах, группах
Будет возможность сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;
Научатся слушать и понимать инструкцию педагога
Содержание учебного курса
Раздел
Дидактические единицы
Коррекционная работа
Неживая природа
Солнце в разные времена года
Развитие навыка связного высказывания
Восход и закат
Упражнения на нахождение и исправление ошибок
Календарь: настенный. Отрывной
Этические беседы
Представление о воздухе и его значение
Работа с иллюстративным материалом
Термометр.
для увеличения объема внимания
Элементарные представления о ветре и
направление
Сезонные изменения.
Времена года.
Упражнения на нахождение и исправление ошибок
Признаки
Упражнение «Исключи лишнее» (классификация понятий)
Слуховые диктанты, тесты
Просмотр презентаций с послед. обсуждением
Этические беседы
Составление рассказов по наблюдениям в природе
Живая природа
Части растений и сравнение Приспособление Описание предметов по картинному плану.
- Растения
к разным условиям жизни.
Упражнения по поиску сходств и различий при сравнении
- Животные
Сад, огород, овощи, фрукты.
изображений предметов.
- Человек
Плоды. Ягоды. Грибы
Отгадывание загадок
Дикие и домашние животные.
Просмотр презентаций с послед. обсуждением
3

Значение домашних животных для человека.
Птицы: перелётные. зимующие
Дыхание человека, профилактика простудных
заболеваний
Окружающая среда и здоровье
Продукты питания.
Органы пищеварения.

Этические беседы
Упражнение «Исключи лишнее» (классификация понятий)

Календарно-тематическое планирование – 34 часа
Тема
1. Осень. Осенние месяцы.
2.Растения и животные осенью.
3.Занятия людей осенью.
4. Экскурсия в природу. Наблюдение за изменениями в природе.
5.Солнце в разные времена года
6.Восход, закат солнца.
7.Сравнение растений
8.Части растений
9.Растения сада.
10.Лес. Плоды и семена
11. Лесные ягоды
12.Грибы. Травы.
13.Дикие животные: лось, кабан, заяц
14.Домашние животные: корова, свинья, кролик
15.Птицы. Перелётные и зимующие.
16.Птицы. Хищные и певчие.
17. Зима. Зимние месяцы.
18.Растения и животные зимой.
19.Занятия людей зимой.
20. Экскурсия в природу. Наблюдение за изменениями в природе.
21.Дыхание человека
22.Профилактика простудных заболеваний.
23.Кровь. Сердце. Пульс.

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

4

24.Окружающая среда и здоровье человека.
25. Питание человека
26.Воздух. Значение воздуха
27.Ветер. Направление ветра.
28. Весна. Весенние месяцы.
29.Растения и животные весной.
30.Занятия людей весной.
31. Экскурсия в природу. Наблюдение за изменениями в природе.
32.Лето. Летние месяцы
33. Растения и животные летом.
34. Занятие людей летом. Экскурсия.

Дата

Раздел
Осень (4)

Тема
1. Осень. Осенние месяцы.
2.Растения и животные
осенью.
3.Занятия людей осенью.
4. Экскурсия в природу.
Наблюдение за
изменениями в природе.

Неживая
природа (2)

5.Солнце в разные времена
года
6.Восход, закат солнца.

Содержание
Рассматривание схем,
иллюстраций. Определение
признаков осени по схемам,
иллюстрациям. Нахождение
иллюстрации в соответствии с
темой. Чтение текста. Ответы на
вопросы по тексту Чтение
текста. Сравнение схемы с
иллюстрацией, выделение
признаков месяцев. Сравнение
схем месяцев. Наблюдение за
изменениями погоды осенью
Рассматривание схем,
дифференциация схем,
определение частей суток,
времен года по схемам.
Соотнесение схемы со временем
года. Чтение текста, ответы на
вопросы Прослушивание текста.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Планируемые результаты
Смогут узнать об элементарных
правилах безопасного поведения
в природе, об изменениях в
природе осенью.
Будет возможность научиться
составлять предложения на
заданную тему, подбирать
картинки по месяцам,
рассказывать о жизни животных
осенью, изученных во 2 классе,
работать в парах
Смогут узнать различия солнца в
разные времена года, отличать
понятия «восход», «закат»

5

Растения (6)

7.Сравнение растений
8.Части растений
9.Растения сада.
10.Лес. Плоды и семена
11. Лесные ягоды
12.Грибы. Травы.

Животные
(4)

13.Дикие животные: лось,
кабан, заяц
14.Домашние животные:
корова, свинья, кролик
15.Птицы. Перелётные и
зимующие.
16.Птицы. Хищные и
певчие.

Зима (4)

17. Зима. Зимние месяцы.
18.Растения и животные
зимой.
19.Занятия людей зимой.
20. Экскурсия в природу.
Наблюдение за
изменениями в природе.

Выработка правил хорошего сна.
Дидактическая игра «Что нужно
для сна»
Чтение текста, ответы на
вопросы. Рассматривание
иллюстраций. Определение
объекта, называние. Зарисовка
частей растения. Подпись
названия частей растения.
Составление рассказа по
последовательным схемам.
Составление описательного
рассказа
Чтение текста, ответы на
вопросы. Рассматривание
картинок. Дифференциация и
сравнение объектов.
Составление описательного
рассказа по картинке,
отгадывание загадок Выработка
правил ухода за домашними
животными, запись правил в
тетрадь Зарисовка объекта
Рассматривание схем,
иллюстраций. Определение
признаков зимы по схемам,
иллюстрациям. Нахождение
иллюстрации в соответствии с
темой. Чтение текста. Ответы на
вопросы по тексту Чтение
текста. Сравнение схемы с
иллюстрацией, выделение
признаков месяцев. Сравнение
схем месяцев. Наблюдение за

Называть части растения: корень,
стебель, лист, цветок. Ухаживать за
комнатными растениями
Называть и отличать овощи от фруктов
Называть (3-4) названия лесных ягод,
грибов
Слушать учителя, выполнять инструкции

Называть домашних и диких животных,
их детёнышей
По плану рассказывать об отличии
домашнего и дикого животного схожих
по строению
Составлять рассказ по рисунку о птицах
Называть (3-4) перелётных и зимующих
птицы
Называть зимние месяцы.
Рассказывать о зимних признаках.
Составлять рассказ по наблюдениям

6

Человек (5)

21.Дыхание человека
22.Профилактика
простудных заболеваний.
23.Кровь.Сердце.Пульс.
24.окружающая среда и
здоровье человека.
25. Питание человека

Неживая
природа (2)

26.Воздух. Значение
воздуха
27.Ветер. Направление
ветра.

Весна (4)

28. Весна. Весенние
месяцы.
29.Растения и животные
весной.
30.Занятия людей весной.
31. Экскурсия в природу.
Наблюдение за
изменениями в природе.

изменениями погоды зимой
Рассматривание картинок,
называние объектов. Чтение
текста, ответы на вопросы.
Составление рассказа
(описательного, по схеме, по
плану). Словарная работа:
трахея, бронхи, легкие.
Рассматривание схемы: показ и
называние объектов. Называние
и запоминание правил гигиены
дыхания. Чтение стихотворений
Чтение текста, ответы на
вопросы. Рассматривание
иллюстраций. Проведение
практической работы.
Отгадывание загадки. Словарная
работа – термометр, север, юг,
восток, запад; флюгер, компас
Чтение текста, ответы на
вопросы. Рассматривание
показаний термометра,
дифференциация показаний
Рассматривание схем,
иллюстраций. Определение
признаков весны по схемам,
иллюстрациям. Нахождение
иллюстрации в соответствии с
темой. Чтение текста. Ответы на
вопросы по тексту Чтение
текста. Сравнение схемы с
иллюстрацией, выделение
признаков месяцев. Сравнение
схем месяцев. Наблюдение за

По рисункам составлять предложения
Давать информацию о правильном
питании человека, профилактике
пищевых отравлений
Используя наглядный материал
рассказывать об органах дыхания.
Уметь находить пульс.
Участвовать в обсуждении
предложенной темы
Знать о воздухе и его значении в жизни
растений, животных и человека
Иметь представление о понятиях «северюг»

Называть весенние месяцы
Составлять рассказ по рисунку
Уметь наблюдать в природе
Рассказывать о правилах поведения во
время экскурсии

7

Лето (3)

32.Лето. Летние месяцы
33. Растения и животные
летом.
34. Занятие людей летом.
Экскурсия.

изменениями погоды осенью
Рассматривание схем,
иллюстраций. Определение
признаков лета по схемам,
иллюстрациям. Нахождение
иллюстрации в соответствии с
темой. Чтение текста. Ответы на
вопросы по тексту Чтение
текста. Сравнение схемы с
иллюстрацией, выделение
признаков месяцев. Сравнение
схем месяцев. Наблюдение за
изменениями погоды осенью

Называть летние месяцы, признаки
Составлять рассказ по рисунку
Взаимодействовать в парах, группах.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».