Министерство образования молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр Дар» ________________/Шляпникова Н.И./ Приказ №______от «_____»______2023г. Рабочая программа по предмету «Биология» 9 класс Вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Автор и составитель Учитель биологии Лебедева И. А. г. Реж 2023. 1 Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Естествознание» (биология) составлена на основании: - Программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида «Биология», под редакцией В.В. Воронковой, Просвещение, 2010: - Учебник : Соломина Е.Н., Шевырёва Т.В. .., М. Просвещение 2018 год. Биология 9 класс - АООП «Центра «Дар»; - учебного плана, утвержденного приказом директора Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов биологии 9 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений. Цель: данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Задачи: Образовательные: сообщение учащимся знаний строении тела человека. уточнение, расширение и активизация словарного запаса. развитие речи учащихся, как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности; воспитание нравственных качеств учащихся, бережного отношения к своему организму формирование навыков групповой работы. Коррекционно-развивающие: Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. Расширять лексический запас. Развивать связную речь. Обще учебные умения, навыки и способы деятельности Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» являются умения: 2 - пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника; - пересказывать материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану; - соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; - логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование); - понимать и устанавливать причинно-следственные зависимости. Личностными результатами изучения курса являются: развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса биологии; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; воспитание ответственного отношения к своему организму. развитие мотивации к изучению предмета. Метапредметными результатами изучения курса являются: овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений; формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание; формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал. Структура программы состоит из 10 разделов: 1. Введение (5 часов). 2. Опорно – двигательная система (12 часов). 3. Кровеносная система (9 часов). 4. Дыхательная система (8 часов). 5. Пищеварительная система (9часов). 6. Выделительная система (2 часа). 7. Кожа (4 часа). 8. Нервная система (8 часов). 9. Органы чувств (7 часов). 10. Охрана здоровья (2 часа). Основные образовательные технологии: Применяются ТСО: фрагменты кино (видео,DVD), мультфильмов, мультимедиа, На уроках используется информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал. Наглядный материал. Способствующий успешному овладению содержанием статьи, рассказа 3 Материально – техническое обеспечение: 1. Ноутбук, проектор, интерактивная доска. 2. DVD диски «строение человека». 3. Манекен «Внутреннее строение человека» (внутренние органы человека). 4. Манекен «Опорно -двигательная система» (скелет человека). 5. Муляжи органов человека. 6. Пазлы «Органы человека». 7. Микроскоп 8. Микропрепараты (строение клетки). 9. Плакаты, таблицы «Строение организма человека». Требования к результатам освоения программы: уровень достаточный Обучающиеся могут узнать и Обучающиеся имеют возможность понимать научиться Строение организма Правильно называть и показывать человека(внутреннее и внешнее). органы человеческого организма. выполняемых Работу и функционирование всех Рассказывать о систем организма человека. Причины функциях органов и систем, как они заболеваний человека. Что такое взаимосвязаны с друг другом. первая помощь. Уровень минимальный Обучающиеся могут узнать и Обучающиеся имеют возможность понимать научиться С помощью учителя, важность Под руководством учителя. Находить здорового образа жизни,. Сохранения на схеме или муляже органы человека. и развитие своего состояния. Общая трудоемкость дисциплины: Программа рассчитана на 66 часов в год, 2 часа в неделю. Форма оценивания. При оценке знаний, умений, навыков учащихся необходимо учитывать следующее: - при оценке устного ответа – правильность, полноту, развернутость, логичность, последовательность ответа, правильность речи, аргументированность рассуждения, умение сослаться на текст учебника. Оценка «5» - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ. Оценка «4» - при ответе допускаются неточности; ошибки речи; ошибки в речи исправляет только с помощью учителя. Оценка «3» - материал излагается недостаточно полно и последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя или учащих 4 Адресат. Данная рабочая программа предназначена для учащихся 9 а и 9 б класса (вариант I). В 9а классе 7 человек, мальчики. В 9 б – 8 человек, 6 мальчиков и 2 девочки Обучающиеся классов находятся на разных уровнях с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента, усвоение учебного материала, речевой и коммуникативной деятельности. Однако все дети могут работать фронтально, понимают простые инструкции, все владеют навыками чтения, письма, коммуникации на достаточном для изучения данного предмета уровне. График контрольных и проверочных работ № п/п Дата план 1 1ч. 2 1ч. 3 2ч. 4 5 3ч. 6 7 8 9 4ч. Тема Цель Вводная контрольная работа. Клетка Контрольная работа. Скелет человека Контрольная работа. Кровь и ее состав Лабораторная работа. Подсчёт частоты пульса. Контрольная работа. Дыхательная система Лабораторная работа. Состав выдыхаемого воздуха. Проверочная работа. Пищеварительная система Проверка и контроль знаний усвоенных в по разделу. Проверка и контроль знаний усвоенных по разделу Проверка и контроль знаний усвоенных по разделу Научить правильно измерять пульс, следить за ним. Проверка и контроль знаний усвоенных по разделу Изучить состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха Проверка и контроль знаний усвоенных по разделу Проверочная работа. Кожа и ее значение Проверка и контроль знаний усвоенных по разделу Контрольная работа. Нервная система и органы чувств Проверка и контроль знаний усвоенных по разделу 5 Экскурсии № п/п 1. Дата Тема Цель Место проведения 9.05.23.- Охрана здоровья Ознакомить обучающихся с Школьный 13.05.23. человека. Система правилами и спецификой работы медицинский здравоохранения в Р.Ф. поликлиники. кабинет Знакомство с профессиями: врач, мед.сестра. 6 Календарно-тематическое планирование по естествознанию 9 класс № п/п 1 Дата Тема раздела Тема урока (кол-во часов) Общий обзор (5 часов) Цель, задачи (к разделу) Клетка 2 Химический состав клетки 3 Жизнедеятельность клетки 4 Ткани Узнать из каких клеток, тканей состоит организм человека. Их состав, свойства. Формы проведения, элементы, содержание, методические приёмы (на урок) Планируемые результаты освоения прогрыммы Знакомство с клеткой, понятие о многообразии живых клеток. знакомство с некоторыми конкретными представителями. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Знакомство с химическим составом клетки. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Различать ткани, клетки по форме, строению, свойствам. Как связаны и работают между собой все части организма. (На раздел) Рост клетки, питание, движение, деление. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Знакомство с видами 7 Вводная к.р. Клетка 5 Органы. Системы органов. 6 Опорно – Значение опорно – двигательная двигательной система (12 часов) системы. Скелет человека. Состав костей. 7 Строение и соединение костей. 8 Скелет головы. 9 Скелет туловища. 10 Скелет конечностей Изучить составляющие опорно-двигательной системы. Её роль в организме человека. Узнать отделы скелета, виды костей, значение грудной клетки, роль мышц в организме. Для чего человеку необходимо выполнять физическую работу. тканей их структура. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Знакомство с органами живых организмов. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Знакомство с опорнодвигательной системой человека, строение скелета. Кости. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Знакомство с типами и видами соединений костей. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить сткелет головы, его строение. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить скелет туловища человека. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучит скелет конечностей, их виды. Схематические Опорно – двигательная систему составляют кости, хрящи, суставы, связки, сухожилия и мышцы. Знать свойства, функций, роли опорно двигательной системы в организме человека 8 11 Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах 12 Первая помощь при переломах костей 13 Строение и значение мышц К.р. Скелет человека 14 Основные группы мышц 15 Работа мышц. Утомление Гигиена физического труда 16 Осанка и здоровье человека 17 2 ч. 18 зарисовки и записи в тетрадях Изучить виды повреждений. Оказание первой доврачебной помощи. Урок практикум. Изучить виды переломов костей, их признаки. Оказание первой доврачебной помощи. Урок практикум. Изучучить строение и виды мышц. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучит механиз работы мышц. Кровеносная система (9 часов) Значение крови и органы Роль в организме кровеносной системы. Изучить здоровье сберегающие составляющие. Смена труда и отдыха. Изучить здоровье сберегающие составляющие. Смена труда и отдыха. Изучить органы кровообращения. Знать что сердечно – сосудистая системы 9 кровообращения 19 Состав крови 20 Сердце: его строение и работа 21 Кровеносные сосуды. Круги кровообращения Движение крови по сосудам 22 23 Первая помощь при кровотечении. Переливание крови. 24 Предупреждение заболеваний кровеносной системы Вредное влияние 25 Её состав, клетки, виды кровеносных сосудов. Части сердца. Круги кровообращения. Первая помощь при различных кровотечениях. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить состав крови. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить строение и работу сердца . изучение макета сердца. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить виды кровеносных сосудов их виды. обеспечивает непрерывное движение крови в организме. Как движется кровь в организме. Уметь оказать первую медицинскую помощь при кровотечение. Изучить как и с помощью чего двигается кровь по сосудам. Для чего это необходимо. Изучить виды кровотечений, их признаки. Первая доврачебная помощь при кровотечениях. Урок практикум. Изучить виды и причины заболеваний кровеносной системы. Их профилактика Изучить вредное влияние на сердце и 10 26 27 Дыхательная система (8 часов) курения и спиртных напитков на сердце и сосуды. .К.р. Кровь и ее состав. Лабораторная работа. Подсчёт частоты пульса. Значение дыхания. Органы дыхательной системы 28 Строение легких. Газообмен в легких и тканях 29 Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы Болезни дыхательной системы и их 30 31 сосуды. Изучить последствия курения и спиртных напитков Что такое дыхание. Его значение для организма. Какие болезни органов дыхания. Научить правильно измерять пульс, следить за ним. Изучить механизм дыхания. Органы дыхательной системы Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить строение работу лёгких. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Схематические зарисовки и записи в тетрадях Знать как воздух взаимосвязан с дыханием и как он взаимосвязан с организмом человека. Знать, как вредные привычки влияют на дыхательные пути и к чему они приводят Умение оказания первой медицинской помощи при нарушение дыхания. Ознакомить о положительном влиянии спорта и физического труда на развитие дыхательной системы. Изучить болезни дыхательной системы, их причины и последствия 11 предупреждение Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды. Первая помощь при нарушении дыхания. 32 33 3 четв. 34 35 Пищеварительная система (9 часов) Лабораторная работа. Состав выдыхаемого воздуха. Значение и состав пищи К.р.Дыхательная система 36 Значение пищеварения. Система органов пищеварения 37 Строение и значение зубов 38 Пищеварение в ротовой полости и Изучение законов и правил охраны воздушной среды. Изучить признаки нарушения дыхания. Первая доврачебная помощь при нарушении дыхания. Изучить состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха Значение пищи, пищеварения Как расположены зубы и их значение. Какие необходимы питательные вещества и витамины для организма. Строение и значение зубов. Изучить состав пищи, дать понятия белки. жиры, углеводы, витамины Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить работу систему органов пищеварения Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить строение и виды зубов Схематические зарисовки и записи в тетрадях Схематические зарисовки и записи в тетрадях Знать значение питательных веществ и витаминов в организме человека. Знать необходимую гигиену и нормы питания. 12 в желудке Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ Гигиена и нормы питания 39 40 Изучить правильный распорядок приёма пищи. Изучить причины и виды заболеваний желудочно-кишечного тракта. Профилактика Профилактика желудочно – кишечных заболеваний Пищевые отравления 41 42 43 44 Схематические зарисовки и записи в тетрадях Выделительная система (2 часа) Вредное влияние курения и спиртных напитков на пищеварительную систему Значение выделения. Строение почек Изучить виды пищевых отравлений, их причины. Первая доврачебная помощь при пищевых отравлениях. Изучить пагубное влияние на пищеварительную систему курения и спиртных напитков. Какую роль играют почки в организме. Влияние алкоголя на органы выделения Изучить органы выделительной системы, их работу, значение и строение Схематические зарисовки и записи в Знание процесса выделительной системы. 13 45 46 Кожа (4 часа) Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы Строение и Какие функции выполняет кожа. Её значение кожи строение, значение и роль кожи для организма. 47 Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма 48 Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожении 49 Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви Значение и строение нервной системы 50 Нервная система (8 часов) Из чего состоит нервная система. Из каких частей она состоит. Для чего тетрадях Изучить возможные заболевания мочевыделительной системы их причины и профилактика Изучить строение кожи выполняемые ей функции Схематические зарисовки и записи в тетрадях Ознакомление в понятии терморегуляции, принцип работы. Разъяснить полезность закаливания Изучить причины повреждения кожи. Признаки и виды обморожений и ожогов. Первая доврачебная помощь. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Умение правильно закаливать, ухаживать за кожей. Необходимые меры для защиты кожи от внешних воздействии. Изучить органы нервной системы их работу строение и значение Знать строение и значение нервной системы. Знать какой отдых необходим для 14 51 Спинной мозг 52 Головной мозг 53 Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Эмоции. Внимание и память 54 4 ч. 55 56 57 Сон и бодрствование. Профилактика нарушений сна Гигиена нервной деятельности. Режим дня Нарушения нужен сон и как он влияет на нервную систему. Какая гигиена необходима для нервной системы. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить работу местонахождение, и значение спинного мозга Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить работу местонахождение, и значение головного мозга Схематические зарисовки и записи в тетрадях Схематические зарисовки и записи в тетрадях нервной системы. Знать как вредные привычки влияют на нервную систему. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить и составить правильный режим дня Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить влияние 15 58 59 Органы чувств (7 часов) нервной деятельности. Влияния курения и употребления спиртных напитков на нервную систему Контрольная работа. Нервная система Значение органов чувств 60 Орган зрения 61 Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней 62 Орган слуха 63 Гигиена слуха курения и спиртных напитков на нервную деятельность и последствия Каково значение органов чувств. Их строение, функций в организме. Как сохранить здоровыми органы чувств Повторение и обобщение знаний о нервной системе. Изучение органов чувств. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучение глаза, его работу Схематические зарисовки и записи в тетрадях Соблюдение труда и отдыха, Причины и болезни глаз. Профилактика болезней Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучения уха, его строение Схематические зарисовки и записи в тетрадях Ознакомление с болезнями органов Знать, что человек воспринимает окружающий мир с помощью различных органов чувств. Соблюдать правила гигиены и технику безопасности на производстве и в быту. 16 Органы осязания 64 Органы обоняния, вкуса 65 66 Охрана здоровья (3 часа) Здоровье человека и общество. 67 Факторы, сохраняющие здоровье. 68 Конституция РФ (извлечение). Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» (извлечение) Что такое здоровье и факторы сохраняющие его. Ознакомление с федеральными законами об охране труда слуха их причины и профилактика Схематические зарисовки и записи в тетрадях Схематические зарисовки и записи в тетрадях Схематические зарисовки и записи в тетрадях Схематические Охраны здоровья. зарисовки и записи в тетрадях Ознакомить с факторами сохраняющие здоровье человека Схематические зарисовки и записи в тетрадях Ознакомление с федеральными законами об охране труда 17 Лист согласования изменений Рабочая программа «Биология» 9 класс Дата внесения изменений Место внесения изменений Подпись лица, вносившего изменения Подпись лица, принявшего изменения . 18