Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И. Шляпникова Приказ №___от «__» ______20__г Рабочая программа по адаптивной физической культуре для обучающегося 9 «В» класса Лугового Артема (АООП 2 вариант) (индивидуальное обучение) Составитель Карфидова Н.В. Учитель начальных классов 1 квалификационная категория Реж – 2023 Пояснительная записка. Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Лугового Артема составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 - Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2. - Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2, одобрено Министерством Просвещения РФ 17 сентября 2020. - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» Цель программы: -Выработка жизненно необходимых двигательных умений и навыков. Задачи: -формирование положительного отношения к физическим упражнениям; -совершенствование психических процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия); -воспитание положительных эмоций по отношению к людям. Учебный предмет «Адаптивная физкультура» является важнейшим разделом предметной области «Физическая культура». На изучение учебного предмета отведено 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели. Раздел Ритмические упражнения Упражнения на мышечное расслабление Игровые упражнения Игры с дыхательными упражнениями Содержание рабочей программы Кол-во часов Дидактические единицы 8 Общеразвивающие, прикладные и корригирующие упражнения, способствующие развитию прикладных умений и навыков: -игровые упражнения; 8 -дыхательные упражнения по подражанию; 10 -основные положения и движения (с помощью взрослого); 8 -удержание предметов. Планируемые результаты освоения программы обучающимся. Предметные планируемые результаты Ниже минимального уровня -умение узнавать окружающие предметы, -умение слушать учителя, -умение понимать обращенную речь, -восприятие собственного тела, -расслаблять мышцы рук и ног. Личностные планируемые результаты Ниже минимального уровня -сформированность отношения к себе как ученику; -выполнение коррекционных упражнений с помощью взрослого. Календарно-тематическое планирование-34 ч Тема 1.Ритмические упражнения для рук. 2.Упражнение «Качели». 3.Ритмические упражнения для ног. 4.Упражнение «Мельница». 5.Упражнение «Ножки». 6.Ритмические упражнения для кистей рук. 7.Упражнение «Мы топаем, мы хлопаем». 8.Упражнение «Сапожки». 9.Расслабление кистей рук. 10.Упражнение для спины. 11.Сгибание и разгибание кисти. 12.Расслабление рук и ног. 13.Подъем рук с предметом. 14.Упражнение на снижение мышечного тонуса. 15.Упражнение для пальцев рук. 16.Стояние на сенсорном коврике. 17.Упражнение «На лыжах». 18Упражнение «Жук». 19.Упражнения для ладошек «Волчок». 20.Упражнение для рук «На лугу растут цветы». 21.Упражнение «Пилим, рубим». 22.Упражнение «Перчатки». 23.Упражнение «Ежики». Кол-во часов Дата 24.Упражнение «Сосчитаем бугорки». 25.Подъем предмета на вытянутых руках. 26.Упражнения для ног «Лягушки» 27.Дыхательные упражнения. 28.Упражнение «Дышим носом глубоко». 29.Выпрямление ног 30.Упражнение «Хомячки». 31.Урок-игра «На парад». 32.Одновременное сгибание ног. 33.Упражнение «Летчик и самолеты». 34.Упражнение «Паровоз». Раздел, тема Ритмические упражнения – 8 часов 1.Ритмические упражнения для рук. 2.Упражнение «Качели». 3.Ритмические упражнения для ног. 4.Упражнение «Мельница». 5.Упражнение «Ножки». 6.Ритмические упражнения для кистей рук. Содержание Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут кто-то покажет, крылья сложили назад. Повороты выполняются под текст: На веселые качели Настя и Полина сели. И веселые качели прямо к небу полетели! Раз - два, раз – два – закружилась голова. Будем ноги поднимать, раз-два-три-четыре-пять. Выше поднимай коленки, не ленись на переменке. Вверх рука и вниз рука, потянули их слегка. Быстро поменяли руки, нам сегодня не до скуки. Приседание с хлопками; вниз – хлопок и вверх – хлопок. Ноги, руки разминаем, точно знаем – будет прок. Хлопаем в ладошки, пусть попляшут ножки. Пусть попляшут ножки по ровненькой дорожке. Ножки прямо, ножки врозь, ножки вместе, ножки вкось. Ножки здесь и ножки там, им рукой не помогай. Вверх ладошки, хлоп, хлоп. По коленкам шлеп, шлеп. Виды деятельности, формы работы Ниже минимального -умение узнавать окружающие предметы, -умение слушать учителя, -умение понимать обращенную речь, -расслаблять мышцы рук и ног. 7.Упражнение «Мы топаем, мы хлопаем». 8.Упражнение «Сапожки». Упражнения на мышечное расслабление – 8 часов 9.Расслабление кистей рук. 10.Упражнение для спины. 11.Сгибание и разгибание кисти. 12.Расслабление рук и ног. 13.Подъем рук с предметом. 14.Упражнение на снижение мышечного тонуса. 15.Упражнение для пальцев рук. По плечам теперь похлопай, по бокам себя пошлепай. Можем хлопнуть за спиной, хлопаем перед собой. Вправо можем, влево можем мы и крест-накрест руки сложим. Мы топаем ногами. Топ, топ, топ. Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп. Качаем головой. Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, мы руки разведем. Упражнения для ног выполняются под стих: Как у нашего Антошки ярко-красные сапожки: Ножками топ-топ! Ручками хлоп-хлоп! Каблучками раз, два, три! Как он пляшет, посмотри! Встряхивание кистями рук под стих: Приплыли тучи дождевые: - Лей, дождь, лей! Дождинки пляшут как живые: - Пей, рожь, пей! И рожь, склоняясь к земле зеленой, пьет. А теплый дождь неугомонный, льет! Руки в стороны и вверх, и потянемся теперь. Чтобы спинка не болела, повороты будем делать. Вот кулак, а вот ладошка, (сжимаем и разжимаем кулачок), на ладошку села мошка (растираем серединку ладошки) и пошла, пошла, пошла (растираем фаланги пальце, начиная с большого) до мизинчика дошла. Ручки поднимаем, ручки опускаем. Ножками потопаем, ручками похлопаем. Птички прилетели и тихонько сели. Захват предмета, подъем рук с предметом, чередование с отдыхом. Чтение стихотворения: Девочки и мальчики! Расправьте свои пальчики! Пополам согните, в кулачок сожмите! Раскройте ладошки, встряхните немножко! Выполняется на мяче. Ребенка кладут животом на мяч, руки вытянуты вперед, удерживают за бедра, покачивают. Упражнение «Стряхнули воду». умение узнавать окружающие предметы, -умение слушать учителя, -умение понимать обращенную речь, -расслаблять мышцы рук и ног. 16.Стояние на сенсорном коврике. Игровые упражнения – 10 часов 17.Упражнение «На лыжах». 18Упражнение «Жук». 19.Упражнения для ладошек «Волчок». 20.Упражнение для рук «На лугу растут цветы». 21.Упражнение «Пилим, рубим». 22.Упражнение «Перчатки». То же самое под чтение стихотворения: Поиграли, отдохните, ваши пальчики встряхните. Сгибайте ваши пальчики, совсем как ушки зайчики. Рассматривание коврика. Потрогай, какой пушистый коврик, давай постоим ножками на нем. Теперь снимем носочки и еще постоим. Упражнение выполняется в положении лежа. Учитель ставит стопы ребенка на пол и выполняет скольжение по полу. Рассматривание игрушки-жука. Чтение стихотворения: Жук упал и встать не может, ждет он – кто ему поможет. Упражнение для рук – поднимаем жука, лети. Чтение стихотворения: В домике сидит волчок, он глядит на вас в глазок, может дверку приоткрыть и за пальчик укусить. Если больно, то немножко разотри свои ладошки! Складывание расправленных ладошек в лодочку. Кладем ладошки на стол. На лугу растут цветы небывалой красоты. К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты. Ветер дует иногда, только это не беда. Наклоняются цветочки, опускают лепесточки. А потом опять встают и по-прежнему цветут. Учитель читает: после завтрака мы с вами в лес поедем за дровами. Пилим-пилим, пилим-пилим! Быстро мы бревно осилим! Рубим-рубим, рубим-рубим! Топором работать будем. Привезем домой дрова, сложим посреди двора (ребро, кулак). Упражнения для пальцев рук выполняется под стих: Нарядили ребятки свои пальчики в перчатки. Раз, два, три, четыре, пять – надо всех пересчитать. Десять пальцев – как отряд, и костюму каждый рад, -умение узнавать окружающие предметы, -умение слушать учителя, -умение понимать обращенную речь, -расслаблять мышцы рук и ног. 23.Упражнение «Ежики». 24.Упражнение «Сосчитаем бугорки». 25.Подъем предмета на вытянутых руках. 26.Упражнения для ног «Лягушки» Игры с дыхательными упражнениями – 8 часов 27.Дыхательные упражнения. 28.Упражнение «Дышим носом глубоко». 29.Выпрямление ног стать сильными стараются, спортом занимаются. (растопырили, согнули, сложили кулачок) Сгибаем пальчики по очереди, растираем фаланги пальцев рук: этот ежик танцевал, этот ежик в мяч играл, этот ежик песни пел, этот ежик супчик ел. Самый маленький ежонок спал под елочкой зеленой. Упражнения для пальцев рук выполняется под стих: Маленький Тимошка гладил ладошки. И у каждой руки сосчитал бугорки: раз, два, три, четыре, пять. Будем на другой считать: раз, два, три, четыре, пять, начинай считать опять (обводим бугорки у основания каждого пальца). Демонстрация того, что можно делать с предметом. Упражнение выполняется с предметом, имеющим удобную ручку для захвата. Взрослый помогает удерживать предмет и выпрямляет руку ребенка. Упражнение повторяется другой рукой. Скачут две лягушки – зеленые подружки, комаров они поели, прогуляться захотели. Шлеп-шлеп ножками, хлоп-хлоп ладошками. (поднимаем ножки, соединяем ладошки). Дыхательные упражнения: «Понюхать цветок» - вдох через нос. «Согреть руки» - хо-хо-хо – выдох через рот. «Остудить воду» - ф-ф-фу – выдох. Дышим носом глубоко. Поднимаемся легко. Наклоняемся вперед, прогибаемся назад. Как деревья ветер гнет, так качаемся мы в лад. Головой теперь покрутим, так мы лучше думать будем! Поворот и поворот, а потом наоборот. На счет «Раз, два», взрослый поднимает ноги ребенка, который лежит на спине. Каждая нога поочередно выпрямляется в колене и возвращается обратно. -умение узнавать окружающие предметы, -умение слушать учителя, -умение понимать обращенную речь, -расслаблять мышцы рук и ног. 30.Упражнение «Хомячки». 31.Урок-игра «На парад». 32.Одновременное сгибание ног. 33.Упражнение «Летчик и самолеты». 34.Упражнение «Паровоз». Надуем щеки как у хомячков дышим через нос. Надавливаем на щечки, выпускаем воздух Чтение стихотворения: Левой, правой! Левой, правой! На парад идет отряд, на парад идет отряд, барабанщик очень рад. Имитация ходьбы, расслабление ног.. Упражнение выполняется в положении лежа. Взрослый сгибает ноги ребенка, удерживает их за колени, опускает ноги на пол. Упражнение повторяется. Заводим моторы: р-р, летают самолеты у-у, садятся на посадку: ух-ух. Перекладывание мяча: «Погрузка». Поезд поехал: «Чух-чух». Остановка: «Ш-ш».