Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Утверждено приказом директора ГБОУ «Центр «Дар» № ___ от «___»___20_ г. Рабочая программа по предмету история Отечества для обучающихся 8А и 8Б класса (АООП вариант 1) Составитель: Яковлева Галина Александровна Должность: учитель, 1к.к. Реж – 2023год Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «История Отечества» составлена на основании: - ФАООП приказ №1026 от 24.11.2022г. - АООП «Центра «Дар»; - Программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида «История», под редакцией Э. В. Якубовская М. И. Шишкова И. М. Бгажнокова, Просвещение, 2019г: - Истории Отечества. 8 класс: учеб. для специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида, /И. М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – М. : Просвещение, 2021. – 303с.: ил. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Предмет "История Отечества" играет важную роль в процессе развития и воспитания личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции обучающихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому. Основные цели изучения данного предмета "История Отечества": формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны; развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций. Достижение этих целей будет способствовать социализации обучающихся с интеллектуальным недоразвитием. Основные задачи изучения предмета: овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории; формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи; формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках; формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего; усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории; формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания; формирование у обучающихся умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе; воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству; воспитание гражданственности и толерантности; коррекция и развитие познавательных психических процессов. Программа создана из расчета 2 часа в неделю и рассчитана на 68 часов в год. На основании протокола ППк №219 от 09.08.2023года идет дифференциация обучающихся на группы. Класс 8а 8б Достаточный уровень Березов Вячеслав Пинаева Анна Леонтьев Сергей Колотова Вероника Минимальный уровень Зяблицев Павел Редькин Виктор Ржанникова Полина Борисихина Самира Коровина Анна Кузьминых Кирилл Ниже минимального Планируемые результаты Предметные планируемые результаты Уровень выше достаточного Достаточный уровень знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий отечественной истории; знание некоторых основных исторических фактов, событий, Минимальный уровень знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории; знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов; Уровень ниже минимального явлений, процессов; их причины, участников, результаты и значение; составление рассказов об исторических событиях, формулировка выводов об их значении; знание мест совершения основных исторических событий; знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) и составление элементарной характеристики исторических героев; формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и последовательности важнейших исторических событий; понимание "легенды" исторической карты и "чтение" исторической карты с опорой на ее "легенду"; знание основных терминов понятий и их определений; соотнесение года с веком, установление последовательности и длительности исторических событий; сравнение, анализ, обобщение исторических фактов; поиск информации в одном или знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры); понимание значения основных терминов-понятий; установление по датам последовательности и длительности исторических событий, пользование "Лентой времени"; описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность, составление рассказов о них по вопросам педагогического работника; нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и событий; объяснение значения основных исторических понятий с помощью педагогического работника. нескольких источниках; установление и раскрытие причинно-следственных связей между историческими событиями и явлениями. Личностные планируемые результаты Уровень выше достаточного Достаточный уровень проводить сравнения, находить признаки сходства и различия; уметь самостоятельно выполнять задания по учебнику и в тетради; уметь самостоятельно составлять рассказ по плану в учебнике; уметь объяснять значение новых понятий и слов; уметь самостоятельно устанавливать прямые и обратные связи между датами и событиями; уметь самостоятельно излагать контекст исторических событий по иллюстрациям, плану, ленте времени, картам. Минимальный уровень уметь последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий); уметь слушать учителя, самостоятельно выполнять предложенные виды заданий; использовать помощь учителя при выполнении учебных задач, уметь самостоятельно исправлять ошибки; усвоить элементы контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем); адекватно реагировать на оценку учебных действий Уровень ниже минимального Календарно-тематическое планирование Тема Повторение. От первобытного общества к государству 17 века. Российское общество в XVII в. Экскурсия: «Один из районов родного города» Вводная контрольная работа: Российское государство до 17 века Экскурсия в библиотеку п. Быстринский: «По страницам истории XVII в.» Детство и юность Петра I Как обучали Петра I. Семейные раздоры, борьба за власть. Итоги правления Софьи. Воцарение Петра I. Строительство флота. Азовские походы. Великое посольство (1697-1698 гг) Новый бунт стрельцов. Возвращение Петра I в Москву Практическая работа: Северная война (1700-1721гг). Основание Петербурга. (1703 г.) Контрольная работа: российское государство в конце 17 века Продолжение Северной войны. Разгром шведов под Полтавой. Завершение Северной войны Промышленность и сельское хозяйство. Заслуги Петра Великого перед Россией. Изменения в управлении государством Практическая работа: Табель о рангах Образование и культура при Петре 1. Личность Петра I. Экскурсия в ДК Горизонт: «Культура в наши дни» Семья Петра Великого Проверочная работа по теме: "Российское государство в конце XVII- начале XVIII вв." Екатерина I и Петр II, внук Петра Великого. Конец правления Петра II Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата Анна Ивановна (Иоанновна) и Иван IV.(1730- 1741). Как правила Россией Анна Иоанновна Наследники Анны Иоанновны. Конец Бироновщины. Царствование Елизаветы Петровны. (1741-1761). Окружение Елизаветы. Начало правления Петра 3. Контрольная работа: правление Петра 1 Россия в эпоху Екатерины Великой (1762-1796). Начало царствования Екатерины II. Близкое окружение и помощники Екатерины II. Практическая работа: Война России с Турцией(1768- 1774) Присоединение Крыма. Русско-турецкая война (1787- 1791) Как управляла Россией Екатерина II. Пугачевский бунт Развитие образования при Екатерине II. Конец правления Екатерины Великой. Проверочная работа по теме: "Российская империя после Петра Великого". Отношение России со странами Европы в конце XVIII- начале XIX века. Наполеон Бонапарт (1769-1821) Великий князь Павел Петрович (1754-1801).Участие России в союзе европейских государств против войск Наполеона. Практическая работа: Переход Суворова через Альпы. Правление Павла I. Император Александр I (1801-1825). Реформы Александра Аракчеевщина. Вторжение армии Наполеона в Россию. Западная граница России: план Александра I, план Наполеона. Битва за Смоленск. Практическая работа: Отечественная война 1812года. Бородинское сражение. Экскурсия в библиотеку п.Быстринский «Писатели об Отечественной войне 1812г. Наполеон в Москве. Александр I и Наполеон. Окончание войны Контрольная работа: Россия в войне с Наполеоном Император Николай I (1825-1855). Восстание декабристов. Реформы Николая 1 Экскурсия по п.Быстринский «Архитектура от н.19 века и до наших дней» Войны России на Кавказе. Отношения России с другими странами при Николае I. Крымская война. Оборона Севастополя. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Проверочная работа по теме: "Российская империя после в первой половине XIX века". Царь освободитель Александр II (1855-1881). Отмена крепостного права. Военные реформы Александра II. Международные отношения России при Александре II. Русско-турецкая война 1877-1878 годов. Практическая работа: Революционные организации в России в конце XIX (19) века. Царь Александр III Миротворец (1881-1894). Укрепление самодержавия Александром III. Российское государство в период правления Александра III. Последний российский император - Николай II (1894-1917). Контрольная работа: Россия в конце 19 – начале 20 века Революционные выступления 1905-1907 годов. Россия перед Первой мировой войной (1908-1914). Участие России в Первой мировой войне. Февральская революция 1917 года. Отречение Николая II. Проверочная работа по теме: "Россия в конце XIX(19)- начале XX (20) века." Обобщающий урок по изученным темам Тема, раздел 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Содержание Виды деятельности, формы работы Минимальный уровень Российское государство в конце XVII – начале XVIII века (24ч) 1. Повторение. От первобытного общества к государству 17 века. Российское общество в XVII в. 2. Экскурсия: «Один 1 1 Начало царствования Петра I. Азовские походы. "Великое посольство" Петра I. Создание российского флота и борьба за выход к Балтийскому и Черному морям. Начало Северной войны. Строительство Петербурга. Создание регулярной армии. Работа с учебником. Сравнение материала по нескольким источникам с помощью учителя. Просмотр учебных фильмов. Составление 2-3 предложений по данному плану. Достаточный уровень Самостоятельная работа с учебником. Работа с научнопопулярной литературой; Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Просмотр учебных фильмов. Ниже минимального из районов родного города» 3. Вводная контрольная работа: Российское государство до 17 века 4. Экскурсия в библиотеку п. Быстринский: «По страницам истории XVII в.» 5. Детство и юность Петра I 6.Как обучали Петра I. 7.Семейные раздоры, борьба за власть. 8.Итоги правления Софьи. 9.Воцарение Петра I. 10.Строительство флота. Азовские походы. 11.Великое посольство (1697-1698 гг) 12.Новый бунт стрельцов. Возвращение Петра I в Москву 13.практическая работа: Северная война (17001721гг). 14. Основание Петербурга. (1703 г.) 15.Контрольная работа: российское государство в конце 17 века 16.Продолжение Северной войны. Разгром шведов под Полтавой. Полтавская битва: разгром шведов. Победы русского флота. Окончание Северной войны. Петр I - первый российский император. Личность Петра I Великого. Реформы государственного управления, губернская реформа. Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея. Экономические преобразования в стране. Нововведения в культуре. Развитие науки и техники. Итоги и цена петровских преобразований. Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Российская Академия наук и деятельность М. В. Ломоносова. И. И. Шувалов покровитель просвещения, наук и искусства. Основание первого Российского университета и Академии художеств. Работа с лентой времени. Работать с учебником, картой, иллюстрациями с помощью учителя. Иметь представление о Потешных полках. Читать отрывки из произведений писателей и поэтов. С помощью учителя устанавливать причины: -борьбы за престол между Софьей и Петром I; -возникновения волнений и бунта стрельцов; Работать с понятиями: Уезд, волость, стан, подать, мануфактура, посадские люди, повинности, скоморохи, азбука. Потешные полки, Немецкая слобода, манёвры , тяжба, двоецарствие. Заполнение таблиц с помощью учителя: «Сословия России в 17 веке», «Основные события конца 17 века» Составление 2-3 предложений о детстве Петра по представленному плану. Пересказ текста. Решение кроссворда по Составление рассказа по данному плану. Работа с лентой времени. Развитие умения устанавливать последовательность событий, определять их длительность, сопоставляя даты, соотносить год с веком. Уметь работать с учебником, картой, иллюстрациями. Знать основные факты жизни Петра .Иметь представление о Потешных полках. Читать отрывки из произведений писателей и поэтов. Знать основные черты экономической, политической и культурной жизни страны в 17 веке устанавливать причины: -борьбы за престол между Софьей и Петром I; -возникновения волнений и бунта стрельцов; Работать с понятиями: Уезд, волость, стан, подать, мануфактура, посадские люди, повинности, скоморохи, азбука. Потешные полки, Немецкая 17.Завершение Северной войны 18.Промышленность и сельское хозяйство. Заслуги Петра Великого перед Россией. 19.Изменения в управлении государством 20.практияеская работа: Табель о рангах 21.Образование и культура при Петре 1. Личность Петра I. 22.Экскурсия в ДК Горизонт: «Культура в наши дни» 23.Семья Петра Великого 24.Проверочная работа по теме: "Российское государство в конце XVIIначале XVIII вв." Российская империя после Петра I (1725-1801) (14ч) 1.Екатерина I и Петр II, внук Петра Великого. 2.Конец правления Петра II 3.Анна Ивановна (Иоанновна) и Иван IV.(1730- 1741). Как правила Россией Анна Иоанновна 4.Наследники Анны Правление Екатерины II просвещенный абсолютизм. Укрепление императорской власти. Развитие промышленности, торговли, рост городов. "Золотой век дворянства". Положение крепостных крестьян, усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение. Русско-турецкие войны второй теме. Работа со словарем. Работа в рабочей тетради И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова «История Отечества» Работа с картой и атласом. Работа со словарем слобода, манёвры , тяжба, двоецарствие. Заполнение таблиц: «Сословия России в 17 веке», «Основные события конца 17 века» Составление рассказа о детстве Петра по представленному плану. Пересказ текста. Решение кроссворда по теме. Работа со словарем. Работа в рабочей тетради И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова «История Отечества» Работа с картой и атласом. Решение кроссворда по теме. Работа со словарем. Работа с учебником. Просмотр учебных фильмов. Составление рассказа по данному плану. Работа с лентой времени. По вопросам учителя называть преемников Петра I, объяснять причины частой смены правителей России после смерти Петра I. Уметь рассказывать о Самостоятельная работа с учебником. Работа с научнопопулярной литературой; Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Просмотр учебных фильмов. Составление рассказа по данному плану. Работа с лентой времени. Развитие умения Иоанновны. Конец Бироновщины. 5.Царствование Елизаветы Петровны. (1741-1761). Начало правления Петра 3. 6.Контрольная работа: правление Петра 1 7.Россия в эпоху Екатерины Великой (17621796). Начало царствования Екатерины II. 8.Близкое окружение и помощники Екатерины II. 9.. Практическая работа: Война России с Турцией(1768- 1774) 10.Присоединение Крыма. Русско-турецкая война (1787- 1791) 11.Как управляла Россией Екатерина II. Пугачевский бунт 12.Развитие образования при Екатерине II. 13.Конец правления Екатерины Великой. 14.Проверочная работа по теме: "Российская империя после Петра Великого". половины XVIII века, их итоги. Присоединение Крыма и освоение Новороссии. А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура и быт России во второй половине XVIII века. Русские изобретатели и умельцы, развитие исторической науки, литературы, искусства. Правление Павла I. порядках, образе жизни царедворцев в период дворцовых переворотов. Пояснять понятия: верховный тайный совет, канцлер, имение, «верховники», тайная казна, Кадетский корпус По образцу отмечать положительные изменения в государстве в период правления Елизаветы Петровны, знать отличия этого периода от периода правления её предшественников. С помощью учителя работать с картой и лентой времени в соответствии с заданиями в учебнике. По образцусоставлять характеристики исторических личностей: Екатерины II, Потёмкина, Суворова, Румянцева и др. Работа с лентой времени, с словарем устанавливать последовательность событий, определять их длительность, сопоставляя даты, соотносить год с веком. Знать преемников Петра I, объяснять причины частой смены правителей России после смерти Петра I. Уметь рассказывать о порядках, образе жизни царедворцев в период дворцовых переворотов. Пояснять понятия: верховный тайный совет, канцлер, имение,«верховники», тайная казна, Кадетский корпус, Пажеский корпус. Кандалы Уметь отмечать положительные изменения в государстве в период правления Елизаветы Петровны, знать отличия этого периода от периода правления её предшественников. Уметь работать с картой и лентой времени в соответствии с заданиями в учебнике. Уметь составлять характеристики исторических личностей: Российская империя в первой половине XIX века. (18ч.) 1.Отношение России со странами Европы в конце XVIII- начале XIX века. Наполеон Бонапарт (17691821) 2.Великий князь Павел Петрович (17541801).Участие России в союзе европейских государств против войск Наполеона. 3. Практическая работа: Переход Суворова через Альпы. 4.Правление Павла I. 5.Император Александр I (1801-1825). Реформы Александра 6.Аракчеевщина. 7.Вторжение армии Наполеона в Россию. 8.Западная граница России: план Александра I, план Наполеона. Битва за Смоленск. 9. Практическая работа: Отечественная война 1812г. Бородинское сражение. Россия в начале XIX века. Приход к власти Александра I. Внутренняя и внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. Основные этапы и сражения войны. Бородинская битва. Герои войны (М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов). Причины победы России в Отечественной войне. Народная память о войне 1812 г. Правление Александра I. Движение декабристов: создание тайных обществ в России, их участники. Вступление на престол Николая I. Восстание декабристов на Сенатской площади в СанктПетербурге. Суд над декабристами. Значение движения декабристов. Правление Николая I. Преобразование и укрепление государственного аппарата. Введение военных порядков во все сферы жизни общества. Внешняя политика России. Крымская война 1853-1856 гг. Итоги и последствия войны. "Золотой век" русской культуры Работать с картой, находить и называть места морских и сухопутных сражений русских войск по образцу. Объяснять причины ужесточения Павлом I порядков в армии, жизни придворного общества, а также его попыток облегчить жизнь крестьянского сословия по вопросам учителя. С помощью опорных карточек оценивать героизм русской армии, её полководцев в зарубежных военных кампаниях. С помощью учителя устанавливать родственные связи между Екатериной II, Павлом I, Александром I, объяснять причины разногласий между членами императорской семьи Объяснять понятия: республика, взбудоражить, адвокат, Мичман, полководческий орден, железная лоза. Составление рассказа по Екатерины II, Потёмкина, Суворова, Румянцева и др. Работа с лентой времени, с словарем Уметь работать с картой, находить и называть места морских и сухопутных сражений русских войск. Объяснять причины ужесточения Павлом I порядков в армии, жизни придворного общества, а также его попыток облегчить жизнь крестьянского сословия. Уметь оценивать героизм русской армии, её полководцев в зарубежных военных кампаниях. Уметь устанавливать родственные связи между Екатериной II, Павлом I, Александром I, объяснять причины разногласий между членами императорской семьи Объяснять понятия: республика, взбудоражить, адвокат, Мичман, полководческий орден, железная лоза. Составление рассказа по картине 10.Экскурсия в библиотеку п.Быстринский «Писатели об Отечественной войне 1812г. 11.Наполеон в Москве. Александр I и Наполеон. Окончание войны 12.Александр I и Наполеон. Окончание войны 13.Контрольная работа: Россия в войне с Наполеоном 14.Император Николай I (1825-1855). Восстание декабристов. Реформы Николая 1 15.Экскурсия по п.Быстринский «Архитектура от н.19 века и до наших дней» 16.Войны России на Кавказе. Отношения России с другими странами при Николае I. 17.Крымская война. Оборона Севастополя. 18.Проверочная работа по теме: "Российская империя после в первой половине XIX века". Россия в конце XIX(19)начале XX (20) века (12ч) 1.Царь освободитель первой половины XIX века. Развитие науки, техники, живописи, архитектуры, литературы, музыки. Выдающиеся деятели культуры (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, М.И. Глинка, В.А. Тропинин, К.И. Росси). опорным карточкам Правление Александра II. Отмена крепостного права, его значение. Работа с картой и атласом. Устанавливать причинноследственные связи, Работа с картой и атласом. Развитие воображения и связной речи, Александр II (1855-1881). Отмена крепостного права. Военные реформы Александра II. 2.Международные отношения России при Александре II. Русскотурецкая война 1877-1878 годов. 3.практическая работа: Революционные организации в России в конце XIX (19) века. 4.Царь Александр III Миротворец (1881-1894). 5.Укрепление самодержавия Александром III. Российское государство в период правления Александра III. 6.Последний российский император - Николай II (1894-1917). 7.Контрольная работа: Россия в конце 19 – начале 20 века 8.Революционные выступления 1905-1907 годов. 9.Россия перед Первой мировой войной (19081914). Участие России в Первой мировой войне. 10.Февральская революция 1917 года. Отречение Жизнь крестьян после отмены крепостного права. Социальноэкономическое развитие России. Реформы, связанные с преобразованием жизни в стране (городская, судебная, военная реформы, открытие начальных народных училищ). Убийство Александра II. Приход к власти Александра III. Развитие российской промышленности, формирование русской буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление революционных кружков. Жизнь и быт русских купцов, городского и сельского населения. Наука и культура во второй половине XIX века. Великие имена: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. И. Суриков, П. И. Чайковский, А. С. Попов, А. Ф. Можайский. Начало правления Николая II. Промышленное развитие страны. Положение основных групп населения. Стачки и забастовки рабочих. Русско-японская война 1904-1905 гг.: основные сражения. Причины поражения России в войне. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны. Первая русская революция 1905- фактов с опорой на таблицы, схемы, рисунки. Составление 2-3 предложений по данному плану. С помощью учителя обозначать на ленте времени: конец XIX – начало XX в., конец правления Николая I, начало правления Александра II, другие исторические события этого времени. Связано рассказывать о воспитании, образовании, личностных качествах Александра II. Уметь объяснять и подтверждать примерами историческое значение отмены крепостного права. Объяснять понятия: кадеты, кадетский корпус, рекруты, рекрутский набор, обмундирование, террор , покушение , манеж. Работа с картой и атласом по образцу формирование умения делать выводы. Совершенствование умений устанавливать причинно-следственные связи, связного и развернутого изложения фактов с опорой на таблицы, схемы, рисунки. Составление рассказа по данному плану. Уметь обозначать на ленте времени: конец XIX – начало XX в., конец правления Николая I, начало правления Александра II, другие исторические события этого времени. Уметь связано рассказывать о воспитании, образовании, личностных качествах Александра II. Уметь объяснять и подтверждать примерами историческое значение отмены крепостного права. Понимать значение дипломатической службы на примере возвращения России на Чёрное море, договоров с Бухарой, Хивинским ханством Объяснять понятия: кадеты, кадетский корпус, Николая II. 11.Проверочная работа по теме: "Россия в конце XIX(19)- начале XX (20) века." 12.Обобщающий урок по изученным темам 1907 гг. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. - начало революции, основные ее события. "Манифест 17 октября 1905 года". Поражение революции, ее значение. Реформы П. А. Столыпина и их итоги. "Серебряный век" русской культуры. Выдающиеся деятели культуры: А. М. Горький, В. А. Серов, Ф. И. Шаляпин, Анна Павлова. Появление первых кинофильмов в России. Россия в Первой мировой войне. Героизм и самоотверженность русских солдат. Победы и поражения русской армии в ходе военных действий. Брусиловский прорыв. Подвиг летчика П. Н. Нестерова. Экономическое положение в стране. Отношение к войне в обществе рекруты, рекрутский набор, обмундирование, террор , покушение , манеж. Работа с картой и атласом.