Рабочая программа коррекционного курса Сенсорное развитие для 9 в класса на 2023-2024 учебный год педагог Ивакина Н.А

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И. Шляпникова
Приказ № ___ от «___» ____20__г

Рабочая программа по психологии
«Сенсорное развитие»
для обучающихся 9 В класса
(ТМНР)
Составитель
Ивакина Н.А
Учитель начальных классов
1 квалификационная категория
Реж — 2023

I Пояснительная записка
Рабочая программа по психологии «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026.
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
Цель обучения - Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Задачи обучения:
1) Формирование учебного поведения:
 направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание);
 выполнение инструкции учителя;
 использование по назначению учебных материалов;
 выполнять действия по образцу и по подражанию.
2) Формирование умения выполнять задание:
 в течение определенного периода времени
 от начала до конца,
 с заданными качественными параметрами.
3) Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием
занятий, алгоритму деятельности.
На изучение коррекционного курса «Сенсорное развитие» по учебному плану в 9 классе отводится 1 час в неделю, 34 учебных недели, 34 часа в
год.
Содержание рабочей программы
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
п/п
1.
Выявление актуального уровня сенсорного развития обучающихся.
1
2.
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
2
3.
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
2
4.
Кинестетическое и кинетическое развитие.
2
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств,
5.
6
барических ощущений)
6.
Тактильно-двигательное восприятие.
3

7.
Восприятие пространства.
8.
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
9.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
10.
Восприятие времени
11.
Выявление актуального уровня сенсорного развития обучающихся.
Всего часов:

3
5
4
5
1
34

Выявление актуального уровня сенсорного развития обучающихся:
 сенсорно-перцептивные действия: сосредоточение и концентрация взгляда на объекте, перевод взгляда с одного объекта на другой,
сопровождение взглядом движущегося объекта, сопровождение взглядом объекта, передвигаемого самим ребёнком;
 сенсорно-двигательные действия: перемещение «шариков» по рамке, переворачивание плоских предметов (страниц), «адресация» предметов
по форме, дифференциация форм по размерам, использование пишущих предметов (мелок, грифель, карандаш, ручка);
 тактильные ощущения: узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой
попеременно; узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур;
 оценка владения сенсорными эталонами. Тесты цветоразличения (раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от
самого темного до самого светлого; называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих
собственное название (малиновый, алый и т. д.). Различение формы (группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком
выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных). Восприятие
величины (раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см.
 оценка слухового восприятия: воспроизведение несложных ритмических рисунков; определение на слух реальных шумов и звуков: шуршание
газеты, звуки капающей воды, звуки животных, птиц, часов. и др.
Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием
умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога,
что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также
работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.
Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого
является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только,
например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно
затруднено. При исследованиях обнаружены пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности как младших, так и
старших школьников; асинхронность и несогласованность движений рук, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей
деятельности и соответственно большое количество ошибок при распознавании объектов. Сложность создания осязательного образа предмета у
ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожномеханического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности.
Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела
или
отдельных
его
частей
(верхних
и
нижних
конечностей,
головы,
туловища,
глаз)
в
пространстве.

Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний
учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится
ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении, дифференциации общих,
особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность, обыденность восприятия,
слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов. Программа
предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению
группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды,
сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.
Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств»
Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей
основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию
обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании фонематического
слуха — основы для восприятия речи окружающих. Определенную роль играют и характерная общая инактивность познавательной деятельности,
неустойчивость внимания, моторное недоразвитие. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового
восприятия».
Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом.
Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского
языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на
пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее
распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях Важное место занимает обучение детей
ориентировке в ограниченном пространстве — пространстве листа и на поверхности парты, что также с большим трудом осваивается учащимися с
интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей их психического развития.
Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни
недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную
реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем,
например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что
можно сделать за тот или иной временной интервал.
Зрительное восприятие и зрительная память: фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете.
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него. Прослеживание взглядом за движущимся

близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным
объектом. Узнавание и различение цвета объекта.
Слуховое восприятие и слуховая память: локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии.
Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука.
Соотнесение звука с его источником. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.
Кинестетическое и кинетическое развитие: адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на
соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре
(гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Адекватная реакция на
давление на поверхность тела. Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное). Адекватная реакция на положение частей
тела. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов по характеристикам (температура,
фактура, влажность, вязкость).
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений):
способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию
осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на
оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а
взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании. Органом осязания служат руки. Осязание осуществляется целой
сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного.
Краткая характеристика контингента обучающихся 9 класса.
У обучающихся снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. психических функций. У части обучающихся нарушено звукопроизношение,
словарный запас ограничен. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере.
Планируемые результаты освоения программы обучающимися
Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень
- Будет возможность научиться
 развитие и активизация

различных

Минимальный уровень

видов

- Будет возможность научиться
сенсорного
 умение узнавать и различать предметы по форме,

восприятия окружающего мира;
 умение узнавать и различать предметы по форме, величине,
цвету, удаленности; запаху;
 умение ориентироваться в схеме собственного тела, в
пространстве;
 элементарные представлений о предметах разной фактуры и
их назначении;
 восприятие отдельных свойств предметов и явлений;
 адекватные сенсорно-перцептивных действия с предметами и
реакции на их воздействия;
 развитие экспрессивной и импрессивной речи.

величине, цвету, удаленности; запаху;
 умение ориентироваться в схеме собственного тела
 элементарные представлений о предметах разной
фактуры и их назначении;
 восприятие отдельных свойств предметов и явлений;
 адекватные
сенсорно-перцептивных
действия
с
предметами и реакции на их воздействия;

Личностные результаты
Достаточный уровень
- Будет возможность научиться
основы
персональной
идентичности,
осознание
своей
принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
- формирование социально ориентированного взгляда на
окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии
природной исоциальной частей;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах,
общепринятых правилах;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;

Минимальный уровень
- Будет возможность научиться
- формирование уважительного отношения к окружающим;
-развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

- формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование раздела
программы и тем занятий

Количест Элементы содержания
во
занятия
часов

1

Выявление актуального
уровня сенсорного развития
обучающихся.

1

Выполнение инструкций, практических
проб.

2

Зрительное восприятие.
Фиксация взгляда на лице
человека.

1

3

Зрительное восприятие.
Перемещение шарика по
рамке

1

Игра- узнай «что на носу у клоуна?»,
рассматривание лица педагога, ученика в
зеркале, «чем ты выпачкал лицо?
«собственное лицо в зеркале».
Выполнение упражнений в игровой
форме-«Посмотри, куда покатился
шарик»

Фиксировать взгляд,
Зеркало, КП «Живой звук»,
удерживать несколько раздел «эмоции» клоуна.
секунд.
Узнавать свое лицо.
Фиксировать взгляд,
Рамка, шарик.
удерживать взгляд за
движущимся объектом.

Слуховое восприятие:
локализация неподвижного
источника звука,
расположенного на уровне
уха, плеча, талии.
Слуховое восприятие:
локализация подвижного
источника звука
расположенного удаленно.

1

Игра «Поймай звук»
«Отгадай, что звучит»
«Покажи, где звучит».

Развитие слухового
узнавания источника
звука.

1

Игра «Поймай звук»
«Отгадай, где звучит?»
«Покажи, где звучит?»
Локализация звука.

Прослеживание взглядом Музыкальный сигнал заводной
за движущейся звучащей игрушки
игрушкой без поворота
головы

№

4

5

Возможные предметные
результаты освоения
обучающимися
коррекционного курса
Определить
индивидуальные
возможности
обучающихся.

Оборудование,
дидактич.материал, ТСО и ИТ
Набор сенсорных эталонов
«Петра»; Набор Фребеля.
компьютерная программа
«Живой звук», набор
предметов- расческа, зубная
щетка, ластик, ложка, ключ.

Музыкальный сигнал телефона,
колокольчика, звонка
будильника, заводной игрушки.

6

7

8

9

10

11

Кинестетическое восприятие: 1
адекватная эмоциональнодвигательная реакция на
прикосновения человека.
Кинестетическое восприятие: 1
адекватная эмоциональнодвигательная реакция на
прикосновения разных видов
поверхностей.

Игра «Узнай кто это»

Различение материалов по
1
характеристикам
(температура, фактура,
влажность, вязкость).
Различение материалов по
1
характеристикам
(температура, фактура,
влажность, вязкость).
Восприятие запаха:
1
адекватная реакция на запахи.
Различение объектов по
запаху.

Игра «Уборка».

Элементарные
представления о
свойствах материалов.

Игра «Уборка».

Элементарные
представления о
свойствах материалов.

Ведро с водой, тканевые
салфетки, жидкое мыло,
резиновые перчатки.

Дифференцированное восприятие
ароматов (запах фруктов, цветов,
парфюмерии). Дидактическая игра
«Угадай предмет по запаху».
Находить нужные фрукты и овощи по
запаху
Дифференцированное восприятие
ароматов (запах фруктов, цветов,
парфюмерии). Дидактическая игра
«Угадай предмет по запаху».
Находить баночки с одинаковыми

Адекватные реакции на
запахи. Узнавание и
различение запахов.
Расширение
экспрессивной речи.

Баночки с ароматизированной
солью.
Туалетное мыло (роза, лаванда,
лимон).
Фрукты и овощи.

Адекватные реакции на
запахи. Узнавание и
различение запахов.
Расширение
экспрессивной речи

Баночки с ароматизированной
солью. Туалетное мыло (роза,
лаванда, лимон)
Фрукты и овощи.

Восприятие запаха:
1
адекватная реакция на запахи.
Различение объектов по
запаху.

Адекватная реакция на
прикосновение.

Оборудование сенсорной
комнаты : мягкие кресла, ковер,
осветительные приборы.

С учетом психоэмоционального
Адекватная реакция на
состояния ребенка на момент проведения прикосновение.
занятия выбирается задача: либо
успокоить ребенка, либо активизировать
его.…

Оборудование сенсорной
комнаты: сенсорный коврик(
байка, мех, джинсовая ткань,
наждачная бумага, пластик,
фольга)
.
Ведро с водой, тканевые
салфетки, резиновые перчатки.

12

13

14

Восприятие вкуса: адекватная 1
реакция на продукты,
различные по вкусовым
качествам (горький, сладкий,
кислый, соленый)
Восприятие вкуса: адекватная 1
реакция на продукты,
различные по вкусовым
качествам (горький, сладкий,
кислый, соленый)
Тонкая дифференцировка
1
предметов на ощупь.

15

Тонкая дифференцировка
предметов на ощупь.

16

Игра: «Волшебный мешочек». 1

1

запахами.
Дифференцированное восприятие вкуса.
Дидактическая игра «Угадай предмет по
вкусу» Одинаковый вкус может кому-то
нравиться, кому-то нет.
Игра «Кухня»
Дифференцированное восприятие вкуса.
Дидактическая игра «Угадай предмет по
вкусу» Одинаковый вкус может кому-то
нравиться, кому-то нет.
«Назови вкус продуктов»
«Определи на ощупь» (найти предметы
различающиеся по одному признаку)
Платочек для куклы, (определение
предметов по фактуре материала, в
данном случае определение типа ткани)
«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь
достать из мешочка предложенную
фигуру)
«Найди пару», (предлагается ребенку на
ощупь найти пары одинаковых
предметов)

Расширение вкусовых
ощущений. Развитие
активного словарного
запаса.

Набор продуктов : лимон,
сахар, соль, перец.

Расширение вкусовых
ощущений. Развитие
активного словарного
запаса.

Игровой
набор «Кухня». Набор
продуктов: лимон, сахар, соль,
перец, джем, огурец, яблоко,
чеснок.
Набор сенсорных эталонов
«Петра»;
компьютерная программа
«Живой звук», набор
предметов- расческа, зубная
щетка, ластик, ложка, ключ,
ткани.
Набор сенсорных эталонов
«Петра»;
компьютерная программа
«Живой звук», набор
предметов- расческа, зубная
щетка, ластик, ложка, ключ,
ткани.
Набор сенсорных эталонов
«Петра»;
компьютерная программа
«Живой звук», набор

Развитие тактильных
ощущений.

Развитие тактильных
ощущений.

«Определи на ощупь» (узнай на ощупь и Развитие тактильных
назови предмет который находится в
ощущений.
мешочке).

17

Ориентировка в помещении и 1
на улице по словесной
инструкции.

Выполнение движения по словесной
инструкции (показу). Иди прямо,
повернись ко мне лицом, стань ко мне
спиной, пройди 5 шагов и др.

18

Определение
1
пространственных отношений
«вверху, внизу, сзади,
впереди».

Какие предметы ты видишь перед собой?
Перечисли героев сказки «Теремок»
слева направо. Посмотри, кого не хватает
Где они живут? Давай позовём и найдём
кто где живет?.

19

Определение
1
пространственных отношений
«перед, сзади, спереди,
справа, слева».

Какие предметы ты видишь перед собой?
Справа? Слева?
Перечисли героев сказки «Репка» слева
направо. Посмотри, кого не хватает
(Жучки, внучки, кошки)? Давай позовём
и найдём, за кем (или перед) должна
стоять Жучка.

20

Развитие графомоторных
навыков

Игра «Вниз по реке». Не отрывая
карандаш от бумаги, не заезжая за линии,
только следуя за изгибами нарисованной
реки

1

Формировать
пространственные
отношения «спереди,
сзади, справа,
слева»; закреплять уже
изученные
пространственные
отношения
Формировать
пространственные
отношения; закреплять
«вверху, внизу, сзади,
впереди», уже изученные
пространственные
отношения
Формировать
пространственные
отношения «спереди,
сзади, справа,
слева»; закреплять уже
изученные
пространственные
отношения
Развитие
пространственных
представлений, мелкой
моторики. подготовить

предметов- расческа, зубная
щетка, ластик, ложка, ключ.
Флажки, кубики.

Игрушки: кукла, пирамида,
машинка, матрёшка, мяч; две
картинки с изображением
игрушек, имеющие между
собой два отличия; деревянные
модели персонажей и
декорации сказки «Репка».
Игрушки: кукла, пирамида,
машинка, матрёшка, мяч; две
картинки с изображением
игрушек, имеющие между
собой два отличия; деревянные
модели персонажей и
декорации сказки «Репка».
Альбом, тетрадь, карандаши,
бумажные цветные кораблики.

руку ребенка к письму.
Развитие
Игра «Вниз по реке». Не отрывая
карандаш от бумаги, не заезжая за линии, пространственных
только следуя за изгибами нарисованной представлений, мелкой
реки
моторики. подготовить
руку ребенка к письму.
Игра «Парашютисты». Лист бумаги, в
Развитие графических
верхней части которого несколько
умений,
разноцветных точек (парашютисты),
пространственных
внизу листа – небольшой круг – место их представлений, мелкой
приземления. Задача: точными
моторики. подготовить
движениями, прямыми линиями сверху руку ребенка к письму
вниз «посадить» своих парашютистов.

21

Развитие графомоторных
навыков

1

Альбом, тетрадь, карандаши,
бумажные цветные кораблики.

22

Развитие графомоторных
навыков

1

23

Развитие графомоторных
навыков

1

Игра «Парашютисты». Лист бумаги, в
верхней части которого несколько
разноцветных точек (парашютисты),
внизу листа – небольшой круг – место их
приземления. задача: точными
движениями, прямыми линиями сверху
вниз «посадить» своих парашютистов.

Развитие графических
умений,
пространственных
представлений, мелкой
моторики. подготовить
руку ребенка к письму

Альбом, тетрадь, карандаши,

24

Развитие графомоторных
навыков

1

Игра «Раскрась правильно». Раскрасить
красным карандашом третий домик
справа. Раскрасить зеленым карандашом
домик, который стоит перед синим.
Раскрасить желтым карандашом домик,
чтобы красный оказался между синим и
желтым. Раскрасить коричневым

Развитие графических
умений,
пространственных
представлений, мелкой
моторики. подготовить
руку ребенка к письму

Альбом, тетрадь, карандаши.

Альбом, тетрадь, карандаши,

карандашом домик, который следует за
желтым. Сравнить с образцом.
ДИ «Собери и построй». Выкладывать из Выкладывать из
геометрических фигур различные
геометрических фигур
предметы. Материал: кубик с
различные предметы.
наклеенными геометрическими
фигурами, геометрические фигуры,
вырезанные из картона; контурные
образцы построек

25

Конструирование сложных
форм.

1

26

Конструирование сложных
форм.

1

ДИ «Собери и построй». Выкладывать из Выкладывать из
геометрических фигур различные
геометрических фигур
предметы. Материал: кубик с
различные предметы.
наклеенными геометрическими
фигурами, геометрические фигуры,
вырезанные из картона; контурные
образцы построек

27

Конструирование сложных
форм.

1

ДИ «Мастерская форм». Детям
предлагается выложить из палочек
геометрические фигуры по образцам.
Образцами являются различные
прямоугольники, квадраты,
треугольники.

Выкладывать
Набор сенсорных эталонов
геометрические фигуры «Петра»; кубики с наклеенными
и предметы по условиям. геометрическими фигурами,
геометрические фигуры,
вырезанные из картона;
контурные образцы построек

28

Конструирование сложных
форм.

1

ДИ «Мастерская форм». Детям
предлагается выложить из палочек
геометрические фигуры по образцам.
Образцами являются различные

Выкладывать
Набор сенсорных эталонов
геометрические фигуры «Петра»; кубики с наклеенными
и предметы по условиям. геометрическими фигурами,
геометрические фигуры,

Набор сенсорных эталонов
«Петра»; кубики с наклеенными
геометрическими фигурами,
геометрические фигуры,
вырезанные из картона;
контурные образцы построек
Набор сенсорных эталонов
«Петра»; кубики с наклеенными
геометрическими фигурами,
геометрические фигуры,
вырезанные из картона;
контурные образцы построек

прямоугольники, квадраты,
треугольники.
29

Определение времени по
часам.

1

30

Длительность временных
интервалов.

1

31

Длительность временных
интервалов.

1

32

Дидактическая игра: "Береги 1
минуту".

1. Загадки о временных отрезках.
2. ДИ «Когда деревья надевают этот
наряд?», формирование знаний о
сезонных изменениях в природе.
3. ДИ «В какое время года нужны эти
предметы», закрепление понятий о
временах года и сезонных изменениях в
природе.
4. ДИ «Калейдоскоп месяцев в году»
1. Загадки о месяцах.
2. ДИ «Назови месяца зимы,»,
формирование представлений о месяцах.

вырезанные из картона;
контурные образцы построек
Части суток. Порядок
дней в недели.

Времена года, их
закономерная смена.

Набор сенсорных эталонов
«Петра»;
компьютерная программа
«Живой звук», набор
предметов- расческа, зубная
щетка, ластик, ложка, ключ.

Набор сенсорных эталонов
«Петра»;
компьютерная программа
«Живой звук», набор
предметов- расческа, зубная
щетка, ластик, ложка, ключ.
4. ДИ «Калейдоскоп месяцев в году»
Времена года, их
Набор сенсорных эталонов
1. Загадки о месяцах.
закономерная смена.
«Петра»;
2. ДИ «Назови месяца зимы,»,
компьютерная программа
формирование представлений о месяцах.
«Живой звук», набор
предметов- расческа, зубная
щетка, ластик, ложка, ключ.
1. ДИ «Часы»
Порядок месяцев в году Набор сенсорных эталонов
2. ДИ «Разные часы», ознакомление
«Петра»;
детей с разными видами часов,
компьютерная программа
определение продолжительности минуты.
«Живой звук», набор
предметов- расческа, зубная
щетка, ластик, ложка, ключ.

33

Дидактическая игра: "Береги 1
минуту".

1. ДИ «Часы»
Порядок месяцев в году
2. ДИ «Разные часы», ознакомление
детей с разными видами часов,
определение продолжительности минуты.

34

Выявление актуального
уровня сенсорного развития
обучающихся.

Выполнение инструкций, практических
проб.

1

Определить
индивидуальные
возможности
обучающихся.

Набор сенсорных эталонов
«Петра»;
компьютерная программа
«Живой звук», набор
предметов- расческа, зубная
щетка, ластик, ложка, ключ.
Набор сенсорных эталонов
«Петра»;
компьютерная программа
«Живой звук», набор
предметов- расческа, зубная
щетка, ластик, ложка, ключ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».