Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И. Шляпникова Приказ № ___ от «___» ____20__г Рабочая программа по ритмике для обучающихся 3 класса (1 вариант) Составитель: Потапова С.В. Реж — 2023 2024 уч.год I Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Ритмка» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» Цель: коррекционных занятий по ритмике – осуществление коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых школьников средствами музыкально - ритмической деятельности. В программу по ритмике включены здоровье сберегающие технологии, формирующие компетенцию здоровье сбережения и самосовершенствования. Эти технологии помогают быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми. Дают психотерапевтический эффект: Эмоциональную разрядку Снятие умственной перегрузки Снижение нервно – психического напряжения Восстановления положительного энергетического тонуса Основными задачами занятий по ритмике являются: -развитие двигательных навыков и умений, развитие координации движений, формирование правильной осанки, красивой походки; -обогащение двигательного опыта обучающихся разнообразными видами движений; -расширение кругозора школьников через знакомство с музыкальной культурой (классической, народной, современной музыкой) и музыкальными инструментами; -создание условий для творческого самовыражения ребёнка, учитывая индивидуальные возможности; -формирование у детей эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения; -коррекция высших психических функций, коррекция моторно-двигательной сферы. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса «Ритмика». В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру овладения ими социокультурным опытом. Личностные результаты обучающихся: -овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; -принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; -развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -формирование эстетических потребностей и чувств; -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты освоения коррекционного курса «Ритмика»: имеют 3 уровня: ниже минимального, минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень -будут узнавать знакомые эмоционально реагировать на них; -будут двигаться при помощи взрослого в соответствии с характером и музыки; -будут выполнять с помощью взрослого несложные движения под музыку: шагать, бегать, прыгать, притопывать хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, выполнять движения с (платком, погремушкой, флажком, мячиком и.т.д.). мелодии и Достаточный уровень Ни же минимального уровня -будут понимать и принимать правильное замечать изменения в исходное положение по словесной звучании (тихо-громко, быстро- инструкции учителя; медленно); -научатся выполнять легко и выразительно - организованно строиться (по танцевальные темпом движения, ориентироваться словеснойинструкции учителя; в пространстве, кружиться в парах, уметь сохранять дистанцию в колонне парами в различных направлениях; притопывать попеременно - самостоятельно определять ногами, нужное двигаться под музыку с направление движения по ногой, предметами (платочками, листьями, флажками и т.д.); словесной инструкции учителя; -научатся двигаться в - соблюдать темп движений при предметами соответствии выполнении ОРУ ориентируясь на двухчастной форме музыки и учителя; силе её - правильно выполнять звучания, реагировать на начало упражнения: и «Хороводный шаг», «Приставной, окончание музыки; пружинящий шаг, подскок», с -будут выразительно и направляющей помощью учителя; эмоционально передавать игровые и сказочные образы -уметь выполнять различные роли в героев (медведя, кошки, мышки, зайца и группе (исполнителя); т.д.); - уметь координировать свои усилия -научатся выполнять несложный ритмический рисунок на детских музыкальных инструментах. Содержание коррекционного курса «Ритмика». Специфические средства воздействия на обучающихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших школьников, исправлению недостатков физического развития, общей моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию. Содержанием работы на занятиях ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять разнообразные упражнения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданным направлением, перестроение с образованием кругов, квадратов, «звёздочек», движение к определённой цели между предметами) осуществляется развитие представлений обучающихся о пространстве и умении ориентироваться в нём. Упражнения с предметами развивают ловкость. Быстроту реакции, точность движений. Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умению ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движения рук. Этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие. Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать характер музыки (весёлая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве», «Ритмико-гимнастические упражнения», «Упражнения с детскими музыкальными инструментами», «Игры под музыку», «Танцевальные упражнения». Упражнения на ориентировку в пространстве Чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину. Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой — на шаг назад. Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг. Выполнение движений с предметами, более сложных, чем в предыдущих классах. Ритмико-гимнастические упражнения Общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с напряжением (растягивание резинки). Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперед, в стороны с движениями рук. Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. Поднимание на носках и полуприседание. Круговые движения ступни. Приседание с одновременным выставлением ноги вперед в сторону. Перелезание через сцепленные руки, через палку. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений. Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги. Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки. Упражнения на сложную координацию движений с предметами (флажками, мячами, обручами, скакалками). Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением (под барабан, бубен). Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Протопывание того, что учитель прохлопал, и наоборот. Упражнения на расслабление мышц. Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую подушку). Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону. Упражнения с музыкальными инструментами Сгибание и разгибание кистей рук, встряхивание, повороты, сжимание пальцев в кулак и разжимание. Упражнение для кистей рук с барабанными палочками. Исполнение гаммы на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике в пределах одной октавы в быстром темпе. Разучивание несложных мелодий. Исполнение различных ритмов на барабане и бубне. Игры под музыку Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. Передача в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений. Исполнение движений пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений и танца. Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации. Придумывание вариантов к играм и пляскам. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные игры с пением и речевым сопровождением. Танцевальные упражнения Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп. Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с продвижением. Движения парами: боковой галоп, поскоки. Основные движения народных танцев. Календарно - тематическое планирование Дата Раздел Тема Форма проведения, элементы, содержание, методические приемы Планируемые результаты Минимальный Достаточный уровнь уровень Упражне 1.Инструктаж поТБ. Выполнение -будут узнавать -научатся выполнять легко и ния на Чередование ходьбы правил знакомые мелодии и выразительно ориентир с приседанием. ьное исходное положение эмоционально танцевальные движения, ориентироваться овку в по словесной реагировать на них; в простран инструкции -будут двигаться при пространстве, стве.(4ч.) педагога. Хождение и помощи взрослого в кружиться в парах, бег с высоким Соответствии с притопывать попеременно 2.Построение в подниманием колен. характером и темпом ногами, колонны по три. Перестраивание музыки; по направлениям двигаться под музыку с предметами Перестроение из движений вперед, -будут выполнять с (платочками, листьями, флажками и т.д.); одного круга в два, назад, в помощью взрослого -научатся двигаться в соответствии три отдельных круг, из круга. несложные движения двухчастной форме музыки и силе её маленьких Движение по залу в под музыку: шагать, звучания, реагировать на начало и круга и разных направлениях. бегать, прыгать, окончание музыки; концентрические -будут выразительно и притопывать ногой, круги путём эмоционально хлопать в ладоши, передавать игровые и сказочные отступления на шаг поворачивать кисти образы 3.Перестроение из рук, выполнять героев (медведя, кошки, мышки, зайца общего круга в движения с кружочки по два, предметами (платком, и т.д.); три, четыре погремушкой, -научатся выполнять несложный человека и флажком, мячиком и т. Ритмический рисунок на детских обратно в общий д.) музыкальных инструментах. круг. 4.Выполнение движений с предметами, более сложных. Общеразвивающие упражнения. Ритми когимнас тическ ие упраж нения. (13 ч.) 5.Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой. Ознакомление с танцами.Разучивание основных упражнений для рук. Разучивание танцевальных элементов в форме игры. Знакомство с понятием пантомима. Использование н флажков, мячей и слежениеза осанкой. Разучивание основных упражнений профилактики плоскостопия. Слежение за 6.Повороты правильностью дыхания. туловища в Выполнение игр связанных сочетании с с этюдной работой. наклонами; повороты туловища Разучивание новых танцевальные вперёд, элементов.Ознакомление с в стороны с основными движениями рук. выразительными 7.Неторопливое средствами. Выполнение приседание с наклонов, выпрямление и напряжённым повороты головы, круговые разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. 8.Поднимание на носках и полуприседание. 9.Круговые движения ступни. Приседание с одновременным выставлением ноги вперёд, в сторону. 10.Перелезание через сцепленные руки, через палку. Упражнения на выработку осанки. 11.Упражнения на координацию движений. Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову 12.Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки. 13.Упражнения на сложную координацию движений с предметами (флажками, мячами, обручами, скакалками). 14.Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением. 15.Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. 16.Протопывание того, что учитель прохлопал, и наоборот. Упражнения на расслабление мышц. движения плечами («паровозики»). Выполнение упражнений на движение рук в разных направлениях без предметов и с предметами (мячи, кегли, кубики). Выполнение наклонов и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Выставление правой и левой ногой поочередно вперёд, назад, в стороны, в исходное положение 17.Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение. Упражнен 18.Упражнения для ия с кистей рук с музыкальн музыкальными ыми ложками. Базовые инструме упражнения. нтами.(3 ч.) 19.Отстукивание ритмических рисунков на бубне. 20.Отстукивание ритмических рисунков маракасами. Упражнения «Песок», «Карнавал». Игры под 21.Передача в музыку (8 движениях частей ч) музыкального произведения, чередование музыкальных фраз 22. Передача в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта. 23.Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразныхных Различение и называние детских музыкальных инструментов (ложки, бубен, маракасы). Отстукивание простых ритмических рисунков на бубне и ложках. Подпрыгивание в такт музыке. Различение характера музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека). Исполнение игры с пением и речевым сопровождением. движений. 24.Исполнение движений пружинно, плавно, спокойно, с размахом,применяя известные элементы движений и танца. 25.Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен. 26.Передача в движениях развёрнутого сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации 27.Придумывание вариантов к играм и пляскам. Действия с воображаемыми предметами. Игры. 28.Подвижные игры с пением и речевым сопровождением. Танцевальн 29.Повторение элементов ые танца. Игровые упражнени двигательные упражнения с я. (6 ч.) предметами. Разучивание основных фигур в танце. Выполнение элементов шага: шаг на носках, шаг 30.Шаг на носках, шаг польки. польки. Широкий, Выполнение высокий бег. эле 31.Сильные поскоки, боковой ментов русской пляски: галоп. приставные шаги с Элементы приседанием, русской пляски: приставные полуприседание шаги с приседанием, Исполнение полуприседание с дви выставлением ноги на пятку. жения парами: боковой 32.Движения парами: галоп, подскоки. боковой галоп, Получение информации подскоки. о развитии бального Основные движения танца. народных танцев. с выставлением ноги на пятку. 33.Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки 34.Бальный танец «Вальс». Бальный танец от эпохи средневековья до наших дней. Материально-техническое обеспечение -Н.В. Полевая, Л.В. Перминова – «Комплекс коррекционно-музыкальных занятий «Дружная семейка» Санкт-Петербург. Детствопресс. 2010год. -М.Ю. Картушина «Логоритмика для малышей» Творческий центр «Сфера» Москва 2005год.7.М.А. Касицина, И.Г, Бородина «Коррекционная ритмика» Москва 2005 год. -Е.А. Медведевой (под редакцией) «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» Москва 2002 год. -Е.А. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика» Санкт-Петербург 2006 год. Информационно-коммуникативные средства -Е.Д. Критская. Музыка 1-4 класс. Электронный ресурс. -Музыкальные записи произведений композиторов, звучание оркестра. -Музыкальные инструменты и игрушки: бубен, мячик, ложки, маракасы. -Ноутбук. Лист согласования изменений № п/п Содержание изменений Место внесения изменений Подпись ответственного лица