Министерство общего и профессионального образования Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «СОГЛАСОВАНО» Директор ГБОУ «Центр «Дар» ___________________ Н.И.Шляпникова «___» _____________ 2023г. Программа коррекционно - развивающих занятий: психокоррекционных занятий (психологических) педагога - психолога 8 класс Автор-составитель: педагог-психолог Пескова Ю.В. Реж - 2023 Пояснительная записка Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» адаптированные основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО) и с учётом Федеральной адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (утвержденной Приказом Министерства просвещения РФ № 1026 от 24.11.2022г.) (далее – ФАООП обучающихся с УО). Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» является обязательной частью коррекционно- развивающей области ФАООП обучающихся с умственной отсталостью. Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий педагога-психолога и обеспечивается системой психолого-педагогического сопровождения обучающихся 5–9 классов, получающих образование в соответствии с ФООП обучающихся с умственной отсталостью. 1. Личностные результаты: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, - сформированность мотивации к обучению и познанию, - ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуальноличностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; - сформированность основ гражданской идентичности; 2. Планируемые результаты: - умение выстраивать логические цепочки, обеспечивающие решения проблем; - умение учитывать позиции других людей, партнера по общению или деятельности, - умение слушать и вступать в диалог, - умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, - умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Цель и задачи курса Цель коррекционного курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» – развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регуляторной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Задачи курса: формирование учебной мотивации, стимуляция развития познавательных процессов; коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности, эмоций и поведения, формирование навыков самоконтроля; гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки; развитие личностного и профессионального самоопределения, формирование целостного «образа Я»; развитие различных коммуникативных умений, приемов конструктивного общения и навыков сотрудничества; стимулирование интереса к себе и социальному окружению; развитие продуктивных видов взаимоотношений с окружающими сверстниками и взрослыми; предупреждение школьной и социальной дезадаптации; становление и расширение сферы жизненной компетенции. Структура коррекционно-развивающих занятий: Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей. 1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов. 2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, ВПФ (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации. Происходит формирование умения последовательного анализа и наблюдения; развитие навыков самостоятельного мышления, постановки цели и планомерного выполнения задания. В основную часть обязательно включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность. 3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы. Организация занятий: Коррекционно-развивающие занятия проводятся педагогом-психологом. Преимущественна групповая форма работы (максимальное количество-5 человек). Планирование занятий осуществляется из расчёта 68 занятий в год. Занятия проводятся в течение года еженедельно: по 2 занятию в неделю, продолжительность каждого занятия составляет 40 минут. Индивидуальная работа осуществляется по мере необходимости, в том числе по запросу педагогов или родителей. Планирование индивидуальной работы осуществляется из расчета 1 занятие в неделю, продолжительность каждого занятия составляет 40 минут. При изучении большинства тем широко задействованы активные формыработы с обучающимися: подвижные игры и упражнения, работа с психологическими сказками, элементы арт-терапии и тренинговых занятий. Место курса в учебном плане В соответствии с учебным планом ФАООП обучающихся с УО на изучение курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» отводится2 часа в неделю (68 часов в учебном году). Коррекционно-развивающие занятия проходят во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима работы школы, индивидуального образовательного маршрута обучающегося с УО и в соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с администрацией школы. В соответствии с учебным планом для изучения курса коррекционноразвивающих занятий предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы. Наиболее эффективная и целесообразная организация коррекционно-развивающей работы предполагает проведение занятий в подгруппах от 2 до 10 человек продолжительностью 30 – 40 минут и периодичностью 2 раза в неделю. Тематическое планирование № п/п 1 Тема раздела (количество часов) 2 часа Тема урока Цель, задачи (к разделу) Входная диагностика 2 3 Кто я? Мои особенности и возможности 7 часов Кто я? Знакомство 4 Как изменился летом? 5 Кто я? 6 Расту взрослею 7 Мои способности я = Цель: - проверка уровня социальной адаптации к новым условиям обучения - исследование психоэмоционального самочувствия в коллективе - диагностика психомоторного развития - диагностика познавательной сферы Цель: Привлечь внимание к процессу взросления Помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности Ввести понятие «внутренний мир» человека, акцентировать его ценность и уникальность Задачи: Повышение самооценки детей, Формирование стрессоустойчивого поведения, Развитие навыков конструктивного поведения Формирование связей между делинквентным (девиантным) поведением и возможностью достичь успеха в будущем Форма проведения, элементы, содержание, методические приемы (на каждый урок) Проведение проективного теста по методике И.А.Шевченко Проведение проективного теста «Дерево» по методике Л.П.Пономаренко Проведение теста по методике К.К.Платонова Проведение теста по методике А.Н.Леонтьева, по методике А.Р.Лаурия 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка Игра «Моё имя» 3. Основное содержание занятия Введение в мир психологии – сообщение учителя. Правила занятий по психологии – обсуждение. «Говорящая надпись» Рисунок «Кто Я» 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка «Интервью» «Летом» 3. Основное содержание занятия «Как меняется человек» «Позитивные и негативные изменения» Работа со сказкой «Митькина жизнь» 1.Приветствие. 2. Психологическая разминка «Как я провел лето?» «Летом я научился…» 3. Основная часть Игра «Роли». Работа со сказкой «Федунчик» «Сказка о Маше и ее человечках» 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка. «Взрослое имя» «Сумка» 3. Основная часть Игра «Детские качества» Работа со сказкой «Про Ваню, который вырос» 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка «Способности моих друзей», «Мои способности» 3. Основная часть «Что такое способности» «Мой герой» Работа со сказкой «Сказка о скрипке». Мои интересы 8 9 Мой внутренний мир Мой путь успеху 10 Мой внутренний мир 11 Уникальность внутреннего мира 12 Мой внутренний мир и мои друзья Мой класс и мои друзья к Мои друзья – девочки и мальчики 13 Мой класс 14 Мои одноклассники Цель: Предоставить ребятам возможность обсудить значимый для них интерес общения со сверстниками Помочь осознать и проявить чувства, связанные с изменениями взаимоотношений между полами Помочь понять свое мест среди одноклассников Цели: - предоставить детям возможность обсудить значимый для них процесс общения со сверстниками - помочь осознать и проявить чувства, связанные с изменением отношений между полами - помочь понять свое место среди одноклассников 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка «Один, два, интерес» «Отгадай, кто я» 3. Основная часть «Подарок» «Дискуссия» «Плакат» Домашнее задание. Поговорить с родителями об их интересах 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка «Способности моих родителей» « Отгадай, кто я» 3. Основная часть «Выбор пути» Рисунок «Мои способности в будущем» 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка «Не выходя из комнаты» «Радиопередача» 3. Основная часть «Маленький принц» 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка «Рассмотри и придумай» «Не выходя из комнаты» 3. Основная часть «Маленькая страна» Работа со сказкой «Перочинный ножик» 1. . Приветствие. 2. Психологическая разминка «Не разбуди» «Штирлиц» 3. Основная часть «Интерес к внутреннему миру» «Иголки»». Работа со сказкой «Парковая роза» 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка «Кто это?» «Чьи руки?» 3. Основная часть «Что такое симпатия» «Симпатия и дружба» «Улыбка и взгляд» Рисунок «Я и мои друзья» 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка «Что я люблю» «Коллективный компьютер» 3. Основная часть «Портрет класса» « Что я вношу в свой класс?» Работа со сказкой «Я умею жалеть». 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка «Что любит мой сосед» «Узнай товарища» 15 Мои одноклассники – какие они? 16 Какие ученики мои одноклассники? 17 Лидерство классе в 18 Конфликты классе в 19 Конфликты в классе Взаимопомощь в классе 20 21 Мое прошлое, настоящее, будущее Мое детство Мое настоящее 3. Основная часть «Третий лишний» «Делай, как я» «Копилка» Работа со сказкой «Друг великана» 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка «Раз, два, три..» «Общие качества» 3. Основная часть «»Любимое блюдо?» Работа со сказкой «Про великана Гришку и добрую фею» 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка «Чей фильм длиннее» 3. Основная часть «Контрольная работа» «Урок» Работа со сказкой «О свободном человеке Иване Гаврикове и несвободной мухе» 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка «Пальцы», «Выбор». 3. Основная часть «Знак лидерства» «Фломастеры» 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка «Признаки начала конфликта» «Как быть, если…» 3. Основная часть Работа со сказкой «Мишкино горе» 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка «Признаки начала конфликта» «Как быть, если…» 3. Основная часть Работа со сказкой «Мишкино горе» 1. Приветствие 2. Психологическая разминка «Помоги другу» «Взаимопонимание» 3. Основная часть «Взаимопомощь, взаимодействие, взаимопонимание» «Что нужно делать» Цель: Подготовить детей к началу взросления и переходу в выпускной класс Способствовать повышению учебной и социальной активности 1. Приветствие 2. Психологическая разминка «Повтори» «Буратино, Шапокляк» 3. Основная часть «Нужно ли уметь дружить?» Работа со сказкой «Про маленькую Бабу Ягу» 1. Приветствие 2. Психологическая разминка «Узнай, кто затейник» «Разведчики» 3. Основная часть 22 Мое будущее 23 Мой будущий дом Моя будущая профессия 24 25 Мое близкое будущее – выпускной класс 26 Что нового меня ждет в 9 классе 27 Саморегуляция Развитие памяти и внимания Опасные последствия 28 Сопротивление насилию 29 Стресс. Как с ним «Тайная радость» «Общая радость» «Коллаж» 1. Приветствие 2. Психологическая разминка «Вместе хором» «Изобрази ситуацию» «Рисование вслепую» 3. Основная часть «Взрослое имя» «Я в будущем» «Хочу в будущем –делаю сейчас» 1. Приветствие 2. Психологическая разминка «Разведчик» «Стена» 3. Основная часть «Чем дом больше, тем он всегда лучше» «Чем больше людей живет в доме, тем лучше» «Погода в доме» «Девиз дома» 1. Приветствие 2. Психологическая разминка «Изобрази профессию» «Земля, вода, воздух» 3. Основная часть «Дискуссия» «Профессии сотрудников школы» 1. Приветствие 2. Психологическая разминка «Кто наблюдательнее» «Рукопожатие» 3. Основная часть «Готовность к переходу в 9 класс» «Если бы я был сейчас первоклассником» «Спасибо» 1. Приветствие 2. Психологическая разминка «Домино» «Произнеси одновременно» 3. Основная часть «Чей урок важнее» «Работа со сказкой «Планета детсво» 1. Приветствие 2. Основная часть «Последствия» «Зависимости» «Вредные советы» 3. Завершение занятия 1. Приветствие 3. Основная часть Упражнение «Имея дело с проблемами» Упражнение «Ценности здорового образа жизни» 3.Завершение занятия. 1. Приветствие 3. Основная часть справиться? Диагностический тест «Мой роыень напряжения» Обсуждение «Как справиться со стрессовой ситуацией?» Упражнение :»Встреча со стрессом» 3. Завершение занятия 1. Приветствие 3. Основная часть Упражнение : «Стой!Подумай!Действуй!» Упражнение «Копилка моих успехов» 3. Завершение занятия Упражнения на развитие памяти 30 Типичные проблемы 3139 Развитие памяти 4048 Развитие внимания Упражнения на развитие внимания 4957 Развитие мышления Упражнения на развитие мышления 5866 Развитие восприятия Упражнения на развитие восприятия 67 68 2 часа Выходная диагностика Цель: - проверка уровня социальной адаптации к новым условиям обучения - исследование психоэмоционального самочувствия в коллективе - диагностика психомоторного развития - диагностика познавательной сферы в динамике Проведение проективного теста по методике И.А.Шевченко Проведение проективного теста «Дерево» по методике Л.П.Пономаренко Проведение теста по методике К.К.Платонова Проведение теста по методике А.Н.Леонтьева, по методике А.Р.Лаурия Литература 1. О.В.Хухлаева Тропинка к своему Я Начальная школа (1-4). Москва, 2020г. 2. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе (V-VI класс) Москва, 2001г. 3. Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой Программа уроков психологии для младших подростков Спб, 2007г.