Рабочая программа коррекционного курса по психологии 5 класс

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее
адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

«СОГЛАСОВАНО»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»

___________________
Н.И.Шляпникова
«___» _____________ 2023г.

Программа
коррекционно - развивающих занятий: психокоррекционных занятий
(психологических)
педагога - психолога
5 класс

Автор-составитель:
педагог-психолог
Пескова Ю.В.

Реж - 2023

Пояснительная записка
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» адаптированные
основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями разработан в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО) и с учётом
Федеральной адаптированной основной образовательной программы
обучающихся с
умственной отсталостью (утвержденной Приказом Министерства просвещения РФ № 1026 от
24.11.2022г.) (далее – ФАООП обучающихся с УО).
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» является
обязательной частью коррекционно- развивающей области ФАООП обучающихся с
умственной отсталостью. Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством
индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий педагога-психолога и обеспечивается
системой психолого-педагогического сопровождения обучающихся 5–9 классов, получающих
образование в соответствии с ФООП обучающихся с умственной отсталостью.
1. Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
- сформированность мотивации к обучению и познанию,
- ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуальноличностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
- сформированность основ гражданской идентичности;
2. Планируемые результаты:
- умение выстраивать логические цепочки, обеспечивающие решения проблем;
- умение учитывать позиции других людей, партнера по общению или деятельности,
- умение слушать и вступать в диалог,
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблем,
- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Цель и задачи курса
Цель коррекционного курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» –
развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной,
регуляторной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в
развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Задачи курса:

формирование учебной мотивации, стимуляция развития познавательных процессов;

коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности,
эмоций и поведения, формирование навыков самоконтроля;

гармонизация психоэмоционального состояния, формированиепозитивного отношения к
своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;

развитие личностного и профессионального самоопределения, формирование
целостного «образа Я»;

развитие различных коммуникативных умений, приемов конструктивного общения и
навыков сотрудничества;

стимулирование интереса к себе и социальному окружению;

развитие продуктивных видов взаимоотношений с окружающими сверстниками и
взрослыми;

предупреждение школьной и социальной дезадаптации;

становление и расширение сферы жизненной компетенции.

Структура коррекционно-развивающих занятий:
Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.
1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и
упражнения на развитие произвольности психических процессов.
2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на
развитие познавательных процессов, ВПФ (или эмоционально-волевой сферы) у школьников,
крупной и мелкой моторики, двигательной координации. Происходит формирование умения
последовательного анализа и наблюдения; развитие навыков самостоятельного мышления,
постановки цели и планомерного выполнения задания. В основную часть обязательно
включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения,
усталости и активизирующие мыслительную деятельность.
3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной
самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.
Организация занятий:
Коррекционно-развивающие
занятия
проводятся
педагогом-психологом.
Преимущественна групповая форма работы (максимальное количество-5 человек).
Планирование занятий осуществляется из расчёта 68 занятий в год. Занятия проводятся в
течение года еженедельно: по 2 занятию в неделю, продолжительность каждого занятия
составляет 40 минут.
Индивидуальная работа осуществляется по мере необходимости, в том числе по запросу
педагогов или родителей. Планирование индивидуальной работы осуществляется из расчета 1
занятие в неделю, продолжительность каждого занятия составляет 40 минут.
При изучении большинства тем широко задействованы активные формы работы с
обучающимися: подвижные игры и упражнения, работа с психологическими сказками,
элементы арт-терапии и тренинговых занятий.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом ФАООП обучающихся с УО на изучение курса
«Психокоррекционные занятия (психологические)» отводится 2 часа в неделю (68 часов в
учебном году).
Коррекционно-развивающие занятия проходят во второй половине дня в рамках
внеурочной деятельности в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий
составляется с учетом режима работы школы, индивидуального образовательного маршрута
обучающегося с УО и в соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с
администрацией школы.
В соответствии с учебным планом для изучения курса коррекционно- развивающих
занятий предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы.
Наиболее эффективная и целесообразная организация коррекционно-развивающей работы
предполагает проведение занятий в подгруппах от 2 до 10 человек продолжительностью 30 –
40 минут и периодичностью 2 раза в неделю.

Тематическое планирование
№
п/п

Тема раздела
(количество
часов)

Тема урока

Цель, задачи
(к разделу)

Форма проведения,
элементы, содержание, методические приемы
(на каждый урок)

2 часа

Входная
диагностика

Цель: - проверка
уровня социальной
адаптации к новым
условиям обучения
- исследование
психоэмоционального
самочувствия в
коллективе
- диагностика
психомоторного
развития
- диагностика
познавательной
сферы
Цель: Развитие
самоконтроля,
рефлексивной
позиции.
Задачи:
Повышение
самооценки детей,
Формирование
стрессоустойчивого
повеения,
Развитие навыков
конструктивного
поведения

Проведение проективного теста по методике
М.Быковой и М.Аромштам
Проведение проективного теста «Дерево» по
методике Л.П.Пономаренко
Проведение теста по методике Г.А.Волковой
Проведение теста по методике С.Д.Забрамной
и О.В.Боровик, по методике А.Р.Лаурия

1

2

3

Я - школьник

Знакомство.
Введение в мир
психологии.

4

Правила школьной
жизни

5

Правила и права

6

Моя
жизнь

7

Школа моей мечты

8

Я умею управлять
собой

школьная

1. Приветствие.
2. Психологическая разминка
Игра «Моё имя»
3. Основное содержание занятия
Введение в мир психологии – сообщение
учителя.
Правила занятий по психологии – обсуждение.
Рисунок «Кто Я»
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Мимика».
3. Основная часть
«Волшебный кубик» - игра.
Рисунок «Я в школе».
1.Приветствие.
2. Психологическая разминка «1 – 2 - 3 –
шепчи!»
3. Основная часть
Правила и права школьной жизни.
Игра «Угадайка».
Игра «Нос, пол, потолок»
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка игра «День –
ночь»
3. Основная часть
Игра «Для чего ходят в школу».
Рисунок «Один день из моей школьной жизни.
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка
Каждому ученику по очереди предлагается по
очереди загадать и изобразить без слов свою
заветную мечту, а остальные – пробуют
догадаться, что им показывают.
3. Основная часть
«Школа моей мечты» - совместное
творчество.
«Выставка».
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка.
3. Основная часть
«Кто такой дрессировщик и почему он может
управлять животными?»
«Нужно ли ученику умение управлять собой?»
«Я умею управлять собой» - пересказ отрывка
из книги Л.Давыдычева.
«Умею остановиться»
«Умею выполнять требования взрослых»

9

Я
умею
преодолевать
трудности

10

Я умею слушать
других

11

Я умею учиться у
ошибки

12

Я умею быть
доброжелательным

13

Я
доброжелательный

14

Я
умею
ласковым

15

Я
становлюсь
сильным духом.

16

Я умею делать
задание вместе с
другими

17

Я умею слышать
мнение другого

18

Я учусь решать
конфликты

быть

1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Ролевая
гимнастика»
3. Основная часть
«Вспомни и сделай»
«Я умею справляться с трудностями».
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Ролевая
гимнастика»
3. Основная часть
«Слушать и слышать»
«Запомни ответ».
«Общий рисунок» - в паре.
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка
«Противоположности»
3. Основная часть
Работа со сказкой – обсуждение.
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Ролевая
гимнастика»
3. Основная часть
Работа со сказкой
«Первое испытание»
«Второе испытание»
«Третье испытание»
«Четвертое испытание»
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Ролевая
гимнастика»
3. Основная часть
«Кому письмо?»
«Качества доброжелательного человека.
«Зачем нужны качества?»
«Желаем добра».
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Ролевая
гимнастика»
3. Основная часть
Работа со сказкой
«Ласковый взгляд»
«Ласковое прикосновение»
«Ласковые слова и интонация».
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Ролевая
гимнастика»
3. Основная часть
Работа со сказкой
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Ролевая
гимнастика»
3. Основная часть
«Нарисуй страну» - совместная работа.
«Общий рассказ»
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Ролевая
гимнастика»
3. Основная часть
Работа со сказкой
«Кто умеет слышать мнение другого?»
«Оружие для защиты».
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Ролевая
гимнастика»
3. Основная часть

Я умею разрешать
конфликты

19

20

Мои чувства

Радость. Что такое
мимика?

21

Радость. Что такое
жесты?

22

Радость. Как её
доставить другому
человеку?
Радость
можно
передать
прикосновением

23

24

Грусть

25

Страх

26

Страх. Как его
преодолеть?

27

28

Гнев. С какими
чувствами он
дружит?
Гнев и его польза.

29

Обида

30

Разные чувства

Цель: Ориентация
подростка на
позитивное принятие
себя и других.
Задачи:
- развивать осознание
моральных норм
окружающего мира и
помогать в их
принятии;
- помогать в
осознании
собственных
социальных ролей;
- воспитывать
терпимость к
окружающим;
- формировать
позитивное
отношение к жизни.

Работа со сказкой
«ЭТО конфликт?»
«Придумай конфликт».
Инсценирование конфликта.
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Ролевая
гимнастика»
3. Основная часть
Инсценирование конфликта.
Игра «Какой я на самом деле?»
Описание своей внешности до 5 признаков.
-Игра «Какой я изнутри»
-Упражнение «Нарисуй своего самого
близкого человека.
-Опиши его положительные и отрицательные
качества, и как он выглядит.
- «Опиши соседа»
-«Опиши своего друга»
- «Опиши себя»
- Упражнение "Подари себе имя"
- я уверен в себе когда я…..
- «Символ уверенности» придумай и нарисуй
для себя символ уверенности.
- определение того, что я умею.
-определение того, что умеет мой сосед.
-Положительные и отрицательные качества.
- «Я уверен в себе потому что……
-«Я не уверен в себе, потому что….»
- что нужно сделать, чтобы почувствовать
уверенность в себе.
- Укрепление самооценки;
Развитие умения самопрезентации,
уверенности в себе;
Упражнение «НЕ буду, не хочу» как поступить
в этой ситуации? Ролевая игра.

3139

Формирование
навыков
памяти

Развитие памяти

- Тренировка умений, необходимых для
конструктивного поведения в условиях
неопределенности, в неожиданных ситуациях,
где отсутствуют заранее известные алгоритмы
действий, гарантированно ведущие к успеху.
Игра «Мир без ссор» возможно ли?
- «Предложи по три пути решения конфликтов
(каждому своя коммуникация)
-«Как я поступлю в ситуации конфликта?»
-мои пути решения конфликта
-Как поступает ребенок, подросток и взрослый
человек в конфликте.
Упражнения на развитие памяти

4048

Формирование
навыков
внимания

Развитие внимания

Упражнения на развитие внимания

4957

Формирование
навыков
мышления
Формирование
навыков
восприятия
Выходная
диагностика
2 часа

Развитие
мышления

Упражнения на развитие мышления

Развитие
восприятия

Упражнения на развитие восприятия

5866
67

Цель: - проверка
уровня социальной
адаптации к новым
условиям обучения

Проведение проективного теста по методике
М.Быковой и М.Аромштам
Проведение проективного теста «Дерево» по
методике Л.П.Пономаренко

68

- исследование
психоэмоционального
самочувствия в
коллективе
- диагностика
психомоторного
развития
- диагностика
познавательной
сферы в динамике

Проведение теста по методике Г.А.Волковой
Проведение теста по методике С.Д.Забрамной
и О.В.Боровик, по методике А.Р.Лаурия


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».