Рабочая программа коррекционного курса по психологии 7 класс

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее
адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

«СОГЛАСОВАНО»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»

___________________
Н.И.Шляпникова
«___» _____________ 2023г.

Программа
коррекционно - развивающих занятий: психокоррекционных занятий
(психологических)
педагога - психолога
7 класс

Автор-составитель:
педагог-психолог
Пескова Ю.В.

Реж - 2023

Пояснительная записка
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» адаптированные
основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями разработан в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО) и с учётом
Федеральной адаптированной основной образовательной программы
обучающихся с
умственной отсталостью (утвержденной Приказом Министерства просвещения РФ № 1026 от
24.11.2022г.) (далее – ФАООП обучающихся с УО).
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» является
обязательной частью коррекционно- развивающей области ФАООП обучающихся с
умственной отсталостью. Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством
индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий педагога-психолога и обеспечивается
системой психолого-педагогического сопровождения обучающихся 5–9 классов, получающих
образование в соответствии с ФООП обучающихся с умственной отсталостью.
1. Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
- сформированность мотивации к обучению и познанию,
- ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуальноличностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
- сформированность основ гражданской идентичности;
2. Планируемые результаты:
- умение выстраивать логические цепочки, обеспечивающие решения проблем;
- умение учитывать позиции других людей, партнера по общению или деятельности,
- умение слушать и вступать в диалог,
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблем,
- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Цель и задачи курса
Цель коррекционного курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» –
развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной,
регуляторной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в
развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Задачи курса:

формирование учебной мотивации, стимуляция развития познавательных процессов;

коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности,
эмоций и поведения, формирование навыков самоконтроля;

гармонизация психоэмоционального состояния, формированиепозитивного отношения к
своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;

развитие личностного и профессионального самоопределения, формирование
целостного «образа Я»;

развитие различных коммуникативных умений, приемов конструктивного общения и
навыков сотрудничества;

стимулирование интереса к себе и социальному окружению;

развитие продуктивных видов взаимоотношений с окружающими сверстниками и
взрослыми;

предупреждение школьной и социальной дезадаптации;

становление и расширение сферы жизненной компетенции.

Структура коррекционно-развивающих занятий:
Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.
1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и
упражнения на развитие произвольности психических процессов.
2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на
развитие познавательных процессов, ВПФ (или эмоционально-волевой сферы) у школьников,
крупной и мелкой моторики, двигательной координации. Происходит формирование умения
последовательного анализа и наблюдения; развитие навыков самостоятельного мышления,
постановки цели и планомерного выполнения задания. В основную часть обязательно
включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения,
усталости и активизирующие мыслительную деятельность.
3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной
самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.
Организация занятий:
Коррекционно-развивающие
занятия
проводятся
педагогом-психологом.
Преимущественна групповая форма работы (максимальное количество-5 человек).
Планирование занятий осуществляется из расчёта 68 занятий в год. Занятия проводятся в
течение года еженедельно: по 2 занятию в неделю, продолжительность каждого занятия
составляет 40 минут.
Индивидуальная работа осуществляется по мере необходимости, в том числе по запросу
педагогов или родителей. Планирование индивидуальной работы осуществляется из расчета 1
занятие в неделю, продолжительность каждого занятия составляет 40 минут.
При изучении большинства тем широко задействованы активные формы работы с
обучающимися: подвижные игры и упражнения, работа с психологическими сказками,
элементы арт-терапии и тренинговых занятий.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом ФАООП обучающихся с УО на изучение курса
«Психокоррекционные занятия (психологические)» отводится 2 часа в неделю (68 часов в
учебном году).
Коррекционно-развивающие занятия проходят во второй половине дня в рамках
внеурочной деятельности в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий
составляется с учетом режима работы школы, индивидуального образовательного маршрута
обучающегося с УО и в соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с
администрацией школы.
В соответствии с учебным планом для изучения курса коррекционно- развивающих
занятий предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы.
Наиболее эффективная и целесообразная организация коррекционно-развивающей работы
предполагает проведение занятий в подгруппах от 2 до 10 человек продолжительностью 30 –
40 минут и периодичностью 2 раза в неделю.

Тематическое планирование
№ п/п

Тема
раздела
(количество
часов)

1
2 часа

Тема урока

Входная
диагностика

2

3

Яфантазер

Правила
школьной жизни

4

Правила и права

5

Моя школьная
жизнь

6

Школа
мечты

моей

7

Мы
встрече

рады

Цель, задачи
(к разделу)

Цель: - проверка
уровня социальной
адаптации к новым
условиям обучения
- исследование
психоэмоционального
самочувствия в
коллективе
- диагностика
психомоторного
развития
- диагностика
познавательной
сферы
Цель:
Актуализировать у
детей знания об
эмоциональной сфере
человека
Задачи:
Повышение
самооценки детей,
Формирование
стрессоустойчивого
поведения,
Развитие навыков
конструктивного
поведения

Форма проведения,
элементы, содержание, методические
приемы
(на каждый урок)
Проведение проективного теста по
методике И.А.Шевченко
Проведение проективного теста «Дерево»
по методике Л.П.Пономаренко
Проведение теста по методике
К.К.Платонова
Проведение теста по методике
А.Н.Леонтьева,
по методике А.Р.Лаурия

1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Мимика».
3. Основная часть
«Волшебный кубик» - игра.
Рисунок «Я в школе».
1.Приветствие.
2. Психологическая разминка «1 – 2 - 3 –
шепчи!»
3. Основная часть
Правила и права школьной жизни.
Игра «Угадайка».
Игра «Нос, пол, потолок»
1.Приветствие.
2. Каждому ученику по очереди
предлагается по очереди загадать и
изобразить без слов свою заветную мечту,
а остальные – пробуют догадаться, что им
показывают.
3. Основная часть
Игра «Для чего ходят в школу».
Рисунок «Один день из моей школьной
жизни
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка. Каждому
ученику по очереди предлагается по
очереди загадать и изобразить без слов
свою заветную мечту, а остальные –
пробуют догадаться, что им показывают 3.
Основная часть
Игра ««Кто больше». Предметные
картинки. Ребенок должен подобрать к
изображаемому предмету как можно
больше слов-действий или словпризнаков.».
«Школа моей мечты» - совместное
творчество.
Выставка
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка
«Я соскучился по…»
«Летние сценки»
«Закончи предложение»

8

Кого
можно
назвать
фантазером

9

Я
умею
фантазировать

10

Мои сны

11

Я умею сочинять

12

Мои сны

13

Фантазии и ложь

14

15

Я и моя
школа

Я и моя школа

Что такое лень

Цель: Помочь
осознать особенности
позиции ученика
Предоставить

3. Основное содержание занятия
«Что интересно семикласснику?»
«Если б не было на свете школ…»
«Рисунок идеальной школы»
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка.
«Кто как отдыхает?»
«Кто это?»
3. Основная часть
Игра ««Небылицы»
Работа со сказкой «Цветик-семицветик»
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Мысленные
картинки,
«Домашние занятия»
« Какое чувство ты испытываешь?
3. Основная часть
Игра «Волшебный компот»
Игра «Царевна несмеяна».
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Мысленные
картинки»
« На что похож этот звук»
3. Основная часть
«Самый интересный сон»
Рисуем сон
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Мысленные
картинки»
« На что похож этот звук»
«Ассоциации»
3. Основная часть
«Вредные советы»
Рисунок вредных советов
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Мысленные
картинки»
«Ассоциации»
«Запахи»
3. Основная часть
«Неоконченные предложения »
«Работа со сказкой «Сказка о голубой
мечте»
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Мысленные
картинки»
«Запахи»
«Кто соврал»
3. Основная часть
«Правда и ложь»
Работа со сказкой «Лживый мальчик»
1. . Приветствие.
2. Психологическая разминка «Родители,
учителя и ученики»
«Что делает ученик»
«Мешок хороших качеств»
3. Основная часть
«Неоконченное предложение»
«Школа на планете «Наоборот»».
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Родители,
учителя и ученики»
«Что делает учитель»

16

Я и мой учитель

17

Я и мой учитель
(продолжение)

18

Как справляться
с
«Немогучками»?

19

Я и мои
родители

Я
и
родители

мои

20

Я умею просить
прощения

21

Почему
родители
наказывают
детей

22

Я и мои
друзья

Настоящий друг

учащимся
возможность
отреагировать свои
чувства в отношении
учителя
Помочь детям
принять учителя
таким, какой он есть
Задачи:
- воспитывать
терпимость к
окружающим;
- формировать
позитивное
отношение к жизни.
- формирование
стрессоустойчивого
поведения,
- развитие навыков
конструктивного
поведения

Цель: Помочь детям
осознать требования
родителей,
сопоставить их со
своими
возможностями и
желаниями
Обучить детей
способам разрешения
конфликтов с
родителями

«Мешок хороших качеств»
3. Основная часть
«Существо по имени Лень»
Работа со сказкой «О ленивой звездочке»
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка
«Родительское собрание»
«Что я чувствую в школе»
« Я тетрадь…»
3. Основная часть
«Неоконченные предложения»
Работа со сказкой
«О девочке и строгой учительнице»».
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Школьная
фотография»
«Я – книжный шкаф»
3. Основная часть
«Неоконченное предложение»
Работа со сказкой «О мальчике Вале»
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «В маске»
«Радиоинтервью»
3. Основная часть
«»Кто такие Немогучки?»
Работа со сказкой «Малыш-облачко»
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «В маске»
«Сонное дыхание», «Сказочные герои».
3. Основная часть
«Неоконченное предложение»
Рисунок «Семья»
. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Изобрази
предмет», «Чувства», «Маски».
3. Основная часть
«Неоконченные предложения»
Работа со сказкой
«Принц Эдгар»
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Изобрази
предмет»
«Занятия мамы»
«Я сделал дело хорошо»
3. Основная часть
«Неоконченные предложения»
Работа со сказкой «Простить маму»

Цель: Помочь детям
осознать качества
настоящего друга
Подвести учащихся к
осознанию
собственного умения
дружить

1. Приветствие
2. Психологическая разминка «Я сделал
дело хорошо»
«Кто есть кто?»
3. Основная часть
«Неоконченные предложения»
«Качества настоящего друга»
Работа со сказкой «Неожиданная встреча»

23

Умею
ли
дружить?

я

24

Трудности
отношениях
друзьями

в
с

25

Трудности
в
отношениях
с
друзьями
Ссора и драка

26

Что такое
сотрудниче
ство

Что такое
сотрудничество?

27

Я
понимать
другого

умею

28

Я
умею
договариваться с
людьми

1. Приветствие
2. Психологическая разминка «Чувства и
ассоциации»
«Одинаковые скульптуры»
3. Основная часть
«Нужно ли уметь дружить?»
Работа со сказкой «Про маленькую Бабу
Ягу»
1. Приветствие
2. Психологическая разминка «Чувства и
ассоциации»
«Одинаковые скульптуры»
«Кто сказал «Мяу»
3. Основная часть
«Об Алеше»
Работа со сказкой «О Спиногрызкине»
1. Приветствие
2. Психологическая разминка «Чувстваассоциации»
«Изобрази ситуацию»
«Какие чувства возникают во время ссоры
или драки?»
3. Основная часть
«Неоконченные предложения»
«Я знаю одного мальчика»

Цель: Дать детям
представление о
понятии
«сотрудничество».

1. Психологическая разминка «Спасибо
тебе за …»
«Кто лишний?»
2. Основная часть
«Что такое сотрудничество»
3.Работа со сказкой «Добрая память»
1. Приветствие
2. Психологическая разминка «Извини
меня»
«Кто лишний?»
3. Основная часть
«Что значит понимать другого?»
Работа со сказкой «Путевые заметки ОлеЛукойе»
1. Приветствие
2. Психологическая разминка «Собери
картинку»
«Кто сказал «мяу»»
3. Основная часть
«Я умею договариваться»
Работа со сказкой «Чтобы тебя любили»

29

Мы
умеем
действовать
сообща

1. Приветствие
2. Психологическая разминка «Что
лишнее»
3. Основная часть
«Собери картинку»
«Найди себе пару»
«Мы вместе»
Рисунок «Мой класс»

30

Что
такое
коллективная
работа

1. Приветствие
2. Психологическая разминка «Найди себе
пару»
3. Основная часть
Что мы хотим пожелать друг другу?

3139

Развитие памяти

Упражнения на развитие памяти

4048

Развитие
внимания

Упражнения на развитие внимания

4957

Развитие
мышления

Упражнения на развитие мышления

5866

Развитие
восприятия

Упражнения на развитие восприятия

6768

Выходная
диагностика
2 часа

Цель: - проверка
уровня социальной
адаптации к новым
условиям обучения
- исследование
психоэмоционального
самочувствия в
коллективе
- диагностика
психомоторного
развития
- диагностика
познавательной
сферы
в динамике

Проведение проективного теста по
методике И.А.Шевченко
Проведение проективного теста «Дерево»
по методике Л.П.Пономаренко
Проведение теста по методике
К.К.Платонова
Проведение теста по методике
А.Н.Леонтьева,
по методике А.Р.Лаурия


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».